Успенский собор коломна

Успенский собор (Коломна)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный собор

Успенский собор


Успенский кафедральный собор в Коломне

Страна

Россия

Город

Коломна, Московская область

Конфессия

Православие

Епархия

Московская епархия

Основатель

Дмитрий Донской

Дата основания

1379 год

Строительство

1672—1682 годы

Основные даты

1672 — Первая реконструкция
1929 — Закрытие храма
1999 — Великое освящение восстановленного храма

Статус

Объект культурного наследия № 5010190002№ 5010190002

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р — кафедральный собор в городе Коломне (Московская область) на Соборной площади Коломенского кремля.

История

Основание

Главный портал собора

Трёхкупольный собор был заложен в 1379 году великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над Ордой в битве на реке Воже. Строительство собора длилось один год. Предположительно, в росписи его принимал участие Феофан Грек.

С 1581 по 1586 год в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.

Реконструкция

Собор простоял до 1672 года, когда был из-за ветхости разобран. На его месте в течение 10 лет зодчим Мелетием Алексеевым был возведён новый храм, сохранившийся до наших дней.

В 1804 году храм заново расписали. На церемонию открытия после окончания росписи прибыл будущий святитель Филарет, сопровождавший митрополита Платона (Левшина). В начале XIX века диаконом в Успенском соборе был Михаил Дроздов, отец святителя Филарета, позже получил сан священника и был назначен в храм Троицы в Ямской Слободе Коломны (нынешний храм Троицы на Репне). Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет.

В 1920-е годы церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской православной церковью в 2002 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1929 году храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.

Современная история

Внутреннее убранство собора

В 1989 году собор был возвращён Русской православной церкви.

Настоятелем Успенского кафедрального собора является священник Илия Лукьянов. Почетным настоятелем Успенского кафедрального собора является духовник Коломенской духовной семинарии, председатель православного братства имени Дмитрия Донского города Коломна протоиерей Николай Качанкин.

Святыни

Святыня храма, Донская икона Божией Матери, сопутствовала великому князю Дмитрию Донскому во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увёз чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.

В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

Литература

Монастыри и храмы Коломны
Ново-Голутвин монастырь
  • Церковь Троицы
  • Церковь Сергия
Успенский Брусенский монастырь
  • Крестовоздвиженский собор
  • Церковь Успения
Старо-Голутвин монастырь
  • Богоявленский собор
  • Церковь Сергия
  • Введенский храм
Церкви Кремля
Церкви Посада
Церкви слобод
Церкви бывших сёл

vladimirdar

Всего 48 фото
Успенский собор Коломенского кремля на Соборной площади является редкой уцелевшей жемчужиной древнерусского зодчества. Он вызывает искренние возвышенные чувства которые превращаются в откровенный чистый сдержанный восторг когда заходишь в Успенский храм. Однако о его истории.
Коломна во второй половине XIV в. являлась центром большого каменного строительства, связанного с выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Трёхкупольный собор был заложен в 1379 году великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над Ордой в битве на реке Воже. Строительство собора длилось один год. Предположительно, в росписи его принимал участие Феофан Грек. Но все по порядку.
02.

Соборная площадь Коломенского кремля
Первое (разобранное в 1672 году) здание Успенского собора было заложено в 1379 году по заказу коломенского архиепископа Иосифа в 1672–1682 гг. мастером Милешкой Алексеевым «с товарищи» «на месте более древних одноименных соборов». Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. Перед Куликовской битвой, в 1380 году, собор старались закончить столь спешно, что по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. Успенский собор — единственный памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Что интересно, летопись отметила собственно не закладку храма, а его обрушение: «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.
Именно в «новом» соборе князь Дмитрий молился перед битвой. Восстановлен храм был в 1382 году, роспись окончена к 1392-му, возможно при участии Феофана Грека. С военной историей Руси судьба собора была связана и в дальнейшем. Собираясь в свой третий (последний и победоносный) поход на Казань, Иван IV (Грозный) в июне 1552 года с армией прибыл в Коломну. В это время крымские татары, выступавшие союзником Казанского ханства, подошли к Туле. 23 июня 1552 коломенский епископ Феодосий II благословил войско на сражение с крымскими татарами, а 3 июля — на войну против Казани.

03.

Успенский собор в Коломне. Рисунок постройки 1378-1382 гг.
Белокаменные блоки от разборки собора XIV века использованы в кладке преимущественно кирпичных стен существующего. Древняя соборная церковь представляла собой образец постройки раннемосковскоrо периода. Вот как описал её в середине XVII века монах-сириец Павел Алеппский: «Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в неё входят по высокой лестнице с трёх сторон… Она вся из тёсаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы на всю толщину её стен … Церковь имеет три высоких купола, снизу поднятых. Верх большого купола покрыт красивыми, четырёхугольными, резными из деревянных досок фиrурами … На куполах позолоченные кресты». Несмотря на то, что строили новый храм в эпоху, когда русские церкви отличались богатством и пестротой отделки, нынешний Успенский собор удивляет своей строгой красотой. Сделан он «в два света» (с двумя ярусами окон), лопатками делится по главному фасаду на три части, а по боковым — на четыре. Пять куполов сменили триrлавие.
В самом соборе в те годы хранилась икона Донской Божьей Матери (ныне находится в Третьяковской галерее). Предание гласит, что икону в 1380 году принесли с собой на Куликово поле некие донские казаки (отметим, что эта легенда более поздняя, существование казачества на Дону в XIV веке маловероятно). Поднятая над православным воинством как хоругвь, она способствовала победе и была подарена Дмитрию Донскому. В действительности, скорее всего икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших. Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников и последователей. Перед этой иконой молился в 1552 году Иван IV, и победа под Казанью способствовала началу общегосударственного почитания образа. Он был перенесён в Благовещенский собор Московского кремля, а в Успенском соборе оставлен список с иконы. Позже не раз с молитвами, обращёнными к Донской Божьей Матери, связывали победу русского оружия над врагом. Так было 1591 году, после чего на месте походной церкви, где царь Фёдор Иванович возносил свои молитвы, был основан Донской монастырь.
04.

Собор простоял до 1672 года, когда был из-за ветхости разобран. На его месте в течение 10 лет зодчим Мелетием Алексеевым был возведён новый храм, сохранившийся до наших дней. Наружный облик здания храма был частично искажен в XVIII–XIX вв. После пожара 1739 г. деревянная крыша храма «о четырнадцати фронтонах» (по числу прясел) была заменена железной четырехскатной. В позднее время разобрали первоначальные крыльца, располагавшиеся у западного и боковых фасадов. В 1802 г. изменена форма глав. В 1804 году храм заново расписали. В конце XIX в. сбили аркатуру на барабанах и наличники окон.
05.

Успенский кафедральный собор. Рисунок Матвея Казакова в 1778 году.
Любовь жителей к кафедральному собору была безгранична. В конце XIX века на их пожертвования проводились работы, о масштабах которых свидетельствует сохранившаяся надпись: «В благополучное царствование Благочестивейшаго Господаря Императора Александра III освятися св. престол и Храм сей во имя Успения Пресвятыя Богородицы, после полной реставрации Высокопреосвященеейшиго! Серrием Митрополитом Московским и Коломенским в лете от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля».

Помимо Донской иконы в соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.
06.

Успенский собор до революции
В 1929 году собор был закрыт, разорён и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. Утрачены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса, уничтожены все колокола. Некоторое время в соборе был склад, затем храм пустовал. Настенная живопись осыпалась — ей грозило полное уничтожение.
07.

Соборная площадь в советское время
08.
Успенский собор в советское время (вид на Соборную площадь с востока). Справа на ближнем плане часть фасада церкви Николы Гостиного.
Первоначальный декор Успенского собора восстановлен в 1958–1963 гг.
09.
Соборная площадь Коломенского кремля
Здание Успенского собора представляет собой четырехстолпное трехапсидное пятиглавое здание.
10.
Рассмотрим его подробнее.
11.
В Описи Успенского собора, выполненной 20 сентября 1681 г. (далее — Опись 1681 г.) по указу царя Федора Алексеевича (1676–1682). говорится: «На Коломне в городе возле архиерейского двора соборная церковь во имя пресвятыя Богородицы Успения каменная о пяти главах. На настоящей главе крест корсунской железной прорезной, позолочен весь, на четырех главах кресты корсунские железные, опаяны железом белым немецким, местами золочены, у тех же крестов по четыре чепи, главы опаяны же-лезом белым же немецким, покрыта тесом». 12.
Барабаны оформлены аркатурно-колончатыми поясами и профилированными карнизами.
13.
14.
«В главах на стенах в олтаре и церкви шездесят три окошка болших с решетками железными, а в них шездесят три оконницы слюдяных».
15.
16.
«…Окна четверика и алтаря украшены фигурными наличниками, которые составлены из вертикальных боковых полуколонок с бусинами посредине и завершений. У нижних наличников эти завершения полукруглые, у верхних – килевидные…».
17.
Мозаичная икона «Успение Богородицы»над западным порталом в третьем ярусе.
18.
«С трех сторон против дверей паперти каменные, мерою паперть у западных дверей в длину две сажени поперег три сажени. А у южных и у северных дверей длина и ширина ровно по две сажени». В настоящее время данные первоначальные паперти отсутствуют, но их фундаменты обнаружены современными исследователями.19.
Обойдем Успенский собор вокруг по часовой стрелке.
20.
Три пышных резных типичных для XVII века перспективных портала вводят внутрь храма, при этом ось южного и северного входов приходится на линии восточной пары столбов.
Северная сторона собора.
21.
Северный портал Успенского собора
Успенский собор со стороны храмовых апсид (с востока).
22.
Вообще же, конечно, это архитектурное Чудо надо видеть своими глазами. Перед вами предстанет не просто храм, а нечто возвышенное, «звучащее неземной силой» и невероятно-человечное в своем устремленном к небесам образе.
23.
Вид на Успенский собор с юго-востока

24.
25.
Южная сторона Успенского собора
26.
Южная сторона Успенского собора
27.
Южный портал Успенского собора
28.
Главный западный портал Успенского собора
29.
Когда-то у стен собора находились захоронения коломенских епископов. С трепетом горожане перечитывали надгробные надписи на чугунных досках… В 1929 году храм был закрыт, но трепетное отношение к нему не исчезло даже во времена забвения. В середине века учёные исследовали памятник, реставраторы восстановили белокаменный декор порталов, наличники окон и цоколь. А подлинное возрождение святыни началось с 1989 года. Собор был передан верующим и в 1999 году освящен патриархом Московскиv и всея Руси Алексием II. Администрация города Коломны выделила средства на реставрацию настенной иконописи, и к Храму вернулось прежнее его благолепие.
30.
Сейчас мы войдем в храм и осмотрим его внутри.
31.
Главный западный портал Успенского собора
32.
Главный западный портал Успенского собора
Пространство для молящихся слегка вытянуто по оси восток-запад, но в целом в плане оно близко к квадрату. Алтарная часть, против обычного, существенно увеличена в восточную сторону. Четыре круглых внутренних столпа расположены таким образом, что средний продольный неф имеет большую ширину, чем боковые продольные нефы. При этом средний поперечный неф незначительно превосходит по ширине соответствующий восточный неф и существенно шире западного поперечного нефа. На столпы и арки опираются световые барабаны и своды перекрытий собственно храма.
33.
На плане видна лестница в толще северной стены. В 1739 году когда удаляли деревянную кровлю собора ее заменили обычной четырехскатной железной крышей. Тогда же разобрали и хоры, существовавшие изначально, а эта лестница ведшая как раз на хоры осталась.
Внутренний объем Успенского собора потрясает. Росписи в храме насыщенны и ярки. Храм наполненно живет и это чувствуется во всем. Редко вот так испытываешь такое воодушевленное радостное праздничное настроение в храмах. Однако не буду вас загружать эпитетами. Давайте лучше молча рассмотрим все вокруг.
34.
Иконостас Успенского собора
Барабаны храма расположены вполне традиционно, центральный – над четырьмя подкупольными столпами и соответственно над центральным компартиментом, боковые – над угловыми компартиментами.
35.
«…Собор заполнен светом, лучи льются из окон, падают из световых барабанов. Полыхает, словно стена клубящегося пламени, словно золотая осенняя роща, резная рама иконостаса. Радуют глаз многоцветные росписи, иконы, перламутровым блеском отливает мраморный пол. Уже не по титулу только, но и по цветущему состоянию своему храм может быть назван главным для всей Московской земли…».
36.
Нынешний поздний иконостас собора расположен у восточной алтарной стены помещения для молящихся. На том же месте находился и его первоначальный тябловый иконостас (тябло — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон).
37.
Подпружные арки, своды расположены на одном уровне — пространственный крест в зоне сводов не обозначен — данный памятник не является крестовокупольным храмом как было принято считать ранее. Подкупольные столпы рассматриваемого здания имеют в основании профилированные базы, опирающиеся на массивные круглые в плане постаменты.

38.
Завершаются столпы валиковыми тягами и расположенными выше их восьмигранными, расширяющимися вверх капителями, упрощенно повторяющими соответствующие капители московского Успенского собора. Но в отличие от последних капители в своем завершении получили крестчатую конфигурацию. Основания барабанов оформлены одинарными карнизами в виде валика.39.
Кроме окон барабанов, собор хорошо и равномерно освещается двумя ярусами широких оконных проемов, прорезаю-щих его западную и боковые стены. А.И. Некрасов указал на явное сходство интерьеров интересующего нас сооружения и московского Успенского собора (1475–1479), подчеркнув, что «в Коломне повторяется итальянское палаццо Аристотелевского» творения.
40.
Кроме окон барабанов, собор хорошо и равномерно освещается двумя ярусами широких оконных проемов, прорезающих его западную и боковые стены. В соборе сохранилась роспись 1804 года, резной пятиярусный иконостас в стиле барокко 1772 года, расположеный у восточной алтарной стены. В 1880 году в Успенском соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы.
41.
42.
Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи. Успенскому собору были возвращены первобытные благолепие и красота.
43.
В 2001 году в соборе устроен новый пол из мрамора. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается.
44.
45.
46.
Вид на Успенский собор из сада Ново-Голутвина монастыря
47.
Вид на Соборную площадь Коломенского кремля с юго-запада.
48.
Настоятелем Успенского кафедрального собора является духовник Коломенской духовной семинарии, председатель православного братства имени Дмитрия Донского города Коломна протоиерей Николай Качанкин.

Главный городской портал Коломны.
Ильин М.А. К вопросу о первоначальном виде собора XIV в. в Коломне. Советская археология. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. № 1. С. 116-124.
Мельник А.Г. Успенский собор XVII века в Коломне. «Коломна и Коломенская земля История и культура». Составители А.Г. Мельник, С.В. Сазонов. Издательский дом «Лига». Коломна. 2009.
Некрасов А.И. Города Московской губернии. М. 1928. С. 166–168.
Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны».

Как добраться

Из Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Площадь Двух Революций», далее пешком.
От Казанского вокзала электропоездами Рязанского направления до станции «Коломна», далее пешком.

Историческая справка

Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г. Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка. Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита. Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788). С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму. В 1804 г. собор был вновь расписан. В начале XIX в. настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам свт. Филарет. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы. В 20-ые годы ХХ в. церковным старостой Успенского собора был святой мученик Димитрий Вдовин (1883-1942), прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в лике новомучеников и исповедников Российских. В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских епископов. В 1989 г. собор был возвращен верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет. Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи. В 2001 г. в соборе постелили новый мраморный пол. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается. Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 г. совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
При храме с 1991 г. действует православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, православное молодёжное движение, воскресная школа, библиотека духовной литературы. С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета «Благовестник». С 1994 г. работает благотворительная столовая на 130 человек. Ежегодно проводятся летние православные лагеря для детей и молодежи.

Коломна. Древний русский город. Более 800 лет стоит он на подступах к Москве. Много вражеских сил сдержал и не пустил к столице. Каменная крепость, построенная в 1531 году, за время существования ни разу не была разгромлена. Части стен, некоторые башни старинного укрепления сохранились до сих пор. В Коломне много интереснейших исторических памятников. В центре кремля на главной площади стоит древний коломенский собор — визитная карточка города.

История собора

Строительство храма имеет интересную и продолжительную историю.

Основание и возведение

Шло лихое время монголо-татарского ига. В 1379 году на реке Важе Дмитрий Донской одержал первую значительную победу над Золотой Ордой. Возвращаясь, князь повелел на главной площади города построить храм. Как раз был большой праздник Успение Пресвятой Богородицы, в честь него храм получил название. Так началась славная история Успенского Собора в Коломне.

Здание быстро возводилось, строители спешили закончить. В 1380 году, когда князь прибыл в Коломну, чтобы помолиться о победе перед Куликовым сражением, верхние перекрытия обвалились. Многим показалось это плохим знаком, но Дмитрий не отступил от решения. Именно здесь русская дружина с князем молились перед походом. Победа была дарована храбрым воинам и их предводителю, врага удалось разгромить. Эта победа считается началом освобождения русских земель от ига.

Историческая судьба

Строительство закончилось через 2 года. А через 10 лет церковь расписали. Считается, что сам Феофан Грек со своими учениками украшал церковь. Здание было монументальным: трехглавое, с двумя этажами, имело высокий вход, красивые лестницы. В подвалах находились склепы с захоронениями. Своими размерами строение превосходило даже московские храмы.

На первом этаже было 2 престола:

  1. В честь Успения Божией Матери.
  2. В честь святого великомученика Дмитрия Солунского, которого считал своим покровителем Дмитрий Донской.

На втором этаже также 2 престола:

  1. Во имя святого мученика Никиты.
  2. В честь святителя Леонтия Ростовского.

Феофан Грек написал икону Божией Матери для Дмитрия. Князь взял ее с собой, отправляясь на Куликово поле. Икона стала главной святыней собора, ее очень почитали. Она считалась заступницей русского народа от врагов. Помолиться о победе приезжал к иконе Иван Грозный, отправляясь на битву с крымскими татарами. В 1552 году царь получил благословение от епископа Феодосия II и пошел с войском на Казань. Икону он взял с собой. После победы Иван Грозный увез святыню, а для коломенского храма велел сделать две точные копии.

Шло время, собор ветшал. В 1672 году его разобрали для того, чтобы построить новое здание. Местами оставлен старый фундамент, а в основании заложены белые камни старой церкви. Захоронения коломенских священнослужителей были сохранены. Рядом с храмом одновременно строили колокольню. Строительство продолжалось 10 лет. Теперь собор имел уже 5 глав и деревянную крышу.

В 1739 году случился пожар, деревянная кровля сгорела, взамен была построена железная крыша. Были разобраны хоры. Через 40 лет поменяли иконостас, он стал пятиярусным. В самом начале XIX века были изменены главы, а собор был расписан. Позже претерпели изменения окна. В 1880 году здесь пышно праздновали 500-летие Куликовской битвы.

Основание колокольни

Звонницу стали строить вместе с новым собором. На ее месте была старая, совсем ветхая церковь Николы Зарайского. Нижняя часть колокольни и есть та самая церковь. По своим размерам колокольня под стать собору, такая же основательная, большая. Она отличается от подобных построек того времени своими богатырскими размерами.

Массивное кубическое основание несет на себе восьмиугольную звонницу, которая, в свою очередь, накрыта шатром со слуховыми окнами в 3 ряда. Необычайно красива шатровая колокольня. Она резная, с арками, очень изящная. Внутри находились часы, они отбивали полчаса и ровно час разным звоном. До нашего времени часы не сохранились.

В звоннице было 12 колоколов различной величины. Очевидцы утверждали, что бой больших колоколов подобен грому. Самый большой «Мещаниновский» колокол весил 13 тонн. Куплен он был на пожертвования местного купца И.Т.Мещанинова. После закрытия собора все колокола были уничтожены. В 1990 году на звонницу подняли новые колокола. У одного из них есть имя – Пимен, в честь патриарха Пимена.

Реставрация сооружения

Советские годы были тяжелым испытанием для собора. До 1929 года храм действовал. После ареста епископа Коломенского Феодосия собор закрыли. Его разграбили, разорили, могилы осквернили и разрушили. Уничтожены колокола, иконы, царские врата, многие элементы иконостаса. Страшно подумать, но здесь был склад. Позднее здание пустовало и было заброшено. Настенная живопись осыпалась, ей грозило полное уничтожение.

Все стало меняться с 1989 года. Собор возвращен верующим людям. Протоиерей Н. Кочанкин стал одним из начинателей возрождения Успенского Кафедрального собора в Коломне. Храм отремонтировали. Было реставрировано 1500 м2 настенной живописи, положен мраморный пол с обогревом для сохранения росписи зимой.

Восстановленный собор стал таким же великолепным, как раньше. В 1999 году освящать храм приехал Алексий II Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Современное положение

Помимо богослужений здесь ведется большая, разнообразная работа:

  • с 1991 года действует православное братство во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского;
  • работает православное молодежное движение;
  • организована воскресная школа для детей и взрослых;
  • функционирует большая библиотека духовной литературы;
  • с 1992 года издается газета «Благовестник»;
  • с 1994 года открыта благотворительная столовая;
  • летом работают православные лагеря для детей и молодежи;
  • организует интересные мероприятия подростковый военно-патриотический клуб «Пересвет», клуб военно-исторической реконструкции «Архистратиг»;
  • активно работает медико-просветительский центр «Жизнь», одно из направлений работы которого – предотвращение абортов;
  • здесь проводятся концерты Московского Пасхального фестиваля.

Архитектура и убранство сооружения

На протяжении веков собор менялся.

Внешний вид

Отличительной чертой архитектуры собора является простота и монументальность. Здание было выстроено из белого камня, украшено колоннами, пилястрами с декоративным фризом. Оконные и дверные косяки похожи на тонкие колонны, казались изящными. Церковь имела 3 купола, большой был покрыт резьбой. На самом верху куполов находились позолоченные кресты.

Здание в том виде, который знаем мы, построено мастером Мелентием Алексеевым. Каменные блоки старого строения стали основанием стен, далее кладка кирпичная. У нового храма пять куполов, установленных на высоких световых барабанах. Вверху барабанов сделан резной фриз. Постройка проста, не изобилует внешним декором. Фасад украшен строгими лопатками (3 на главном фасаде, 4 на боковых), узкие окна имеют простые наличники.

Внутреннее оформление

В соборе 3 алтаря и 3 железные двустворчатые двери, над которыми висят образа. Внутри храма установлен пятиярусный иконостас с красивыми деревянными скульптурами. Все стены, своды и колонны расписаны иконами с жизнеописанием Девы Марии и других святых. Иконы, которые были до революции, не сохранились за редким исключением. Все написано заново современными художниками. При храме есть иконописная мастерская, где работают высококлассные мастера.

Святыни храма

Собор был очень богат:

  • Донской образ Божией Матери – главная святыня;
  • иконы в серебряных окладах с мощами Иоанна Предтечи и Стефана Савваита;
  • шитые платы, один из которых вышит женой Ивана III Софьей Палеолог, они украшали иконы;
  • была богатая библиотека, в ней хранились рукописные книги, их было 98, а 33 из них — пергаментные.

Как проходят богослужения

Храм открыт ежедневно. Утренняя служба проходит с 8 часов, вечерняя – с 17 часов. Зимой для служб задействована Тихвинская церковь. Прийти сюда может любой человек на службу, молитву или на экскурсию.

Праздники и торжества собора

Праздником собора является праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отмечают его 28 августа. Почитают здесь память митрополита Филарета. Святитель родился и учился в Коломне. День памяти 19 ноября.

Как добраться до церкви

Приехать до Коломны можно:

  1. С Казанского вокзалы Москвы на электричке до станции «Голутвин». Дорога займет 2 часа 30 минут.
  2. Можно воспользоваться рейсовым автобусом. Автобусы отходят от автостанции «Котельники» и приезжают на автовокзал «Голутвин». Времени на дорогу уйдет 2 часа. От автовокзала до центра Коломны ездят трамваи.
  3. На машине нужно выехать на Новорязанское шоссе. Дорога займет пару часов.

Более шестисот лет стоит древний собор. Сюда идут и едут люди, чтобы помолиться, подумать. Как и прежде храм-богатырь славит Бога и святых, помогает простым людям обрести душевное спокойствие и уверенность.

Видео о соборе

Виды Коломенского кремля и соборной площади с высоты птичьего полета.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *