Успенский собор Москва

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал собор в честь Успения Богородицы в г. Владимире. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:

  • внешне собор выглядит как единый монолит, благодаря тому, что белые камни, из которых он построен, тщательно подогнаны друг к другу;
  • фасад поделен на равные части с помощью лопаток;
  • невысокие апсиды храма прикрыты пилонами;
  • на стенах узкие окна;
  • все здание венчает пятиглавие несколько смещенное к востоку.

    Внутреннее убранство Успенского собора в Москве

Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:

  • Петра;
  • Феогноста;
  • Киприана;
  • Фотия;
  • Ионы;
  • Филиппа II.

    Богослужение в Успенском соборе Московского Кремля

Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

МОСКОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ

Московский Богоявленский собор в Елохове

Московский Богоявленский собор в Елохове, кафедральный собор Московской епархии

  • Адрес: 105066, ул. Спартаковская, 15, метро «Бауманская»
  • Проезд: м. Бауманская, трол. 22, 25, авт. 40, 152.
  • Телефон: 267-75-91
  • Официальный сайт:
  • Престолы: главный — Богоявления, приделы — Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая, приставной — святителя Алексия, митрополита Московского; крестильный храм — святого Василия Блаженного.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин.

Богоявленский собор в Елохове. Фото из альбома Н. А. Найдёнова, 1883

В октябре 1853 года обновленный, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон (Белавин).

В феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В Никольском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский).

В настоящее время к собору приписан храм вмч. Никиты на Старой Басманной.

В соборе имеется баптистерий для крещения взрослых.

При храме действует воскресная школа с изучением церковного пения. Сестричество во имя равноап. Марии Магдалины создано в мае 1992 г. Клирики собора и сестры посещают больных в 6-й клинической Басманной больнице.

Успенский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор, вид с юго-востока
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро Александровский сад, Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;

Приделов:

  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Реликвии Мощи:

  • святителя Петра;
  • святителя Ионы;
  • святителя Филиппа;
  • святителя Ермогена;
  • посох святителя Петра
Основание 4 августа 1326
Основатель великий князь Иван I Данилович Калита
Автор проекта Аристотель Фиораванти
Строительство 1475—1479 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина
1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением
1479 — постройка современного храма
Состояние
  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения
Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН). Объект № 7733208038 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Сайт assumption-cathedral.kreml.ru
Успенский собор на Викискладе

Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Освящён храм был в 1327 году.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция Сергея Заграевского

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми».

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642—1644 годах собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иван IV повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона. Около 1627 года. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещён в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1797 году в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, по которому в случае смерти Александра I в связи с отречением от прав на престол его брата Константина Павловича наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович.

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором Сергеем Родионовым, в 1900-х годах архитектором Сергеем Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором Иваном Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); это богослужение послужило первоначальной основой картины Павла Корина «Русь уходящая», службу возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус собора

Вид с южной стороны

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется Патриаршим кафедральным.

>Видео по теме

Архитектура

Фотография Николая Найдёнова 1883 года

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проёмные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего синода.

Иконостас

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Росписи

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Некрополь Успенского собора

Основная статья: Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках».

Схема расположения захоронений в соборе Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303—1325 годах, великий князь Владимирский в 1319—1322 годах, князь Новгородский в 1322—1325 годах — могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) — мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне — в Елоховской церкви.

Примечания

  1. Заграевский С. В. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
  2. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 89.
  3. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  4. Заграевский С. В. Гл. 2. / Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII — первой трети XIV века. — М., 2003.
  5. Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — С. 115. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
  6. Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля. // Архитектурное наследство. — Вып. 38. — М., 1995. — С. 214—235.
  7. Император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.
  8. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 382—387. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  10. Патриарший Успенский собор Московского Кремля. Официальный сайт Русской православной церкви.
  11. Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Saarbrücken, 2015.
  12. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. изд. 2-е, испр. и доп.. Руссист (2003). Проверено 27 марта 2011. Архивировано 6 июля 2012 года.

Литература

Успенский собор на Викискладе
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 315—317. — 504 с. — 25 000 экз.

Первый Успенский собор 1326—1327 годов

  • Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII — первой трети XIV века. — М., 2003.

Собор Мышкина и Кривцова

  • Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988.

Собор Аристотеля Фиораванти

  • Успенский собор Московского Кремля
  • Патриарший Успенский собор Московского Кремля на официальном сайте Московской патриархии.
  • Собор кафедральный в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле (патриарший) на сайте «Русское Православие».
  • Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля.
  • Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского Кремля
  • Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. II. — М., 1976. — С. 104—108.
  • Качалова И. Я. Успенский собор. — М., 2008.
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
Административные здания
и музеи
Памятники
Площади и сады
Соборы и монастыри
Достопримечательности
Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Успенский костёл (Кобрин)

Католический храм
Костел Успения Пресвятой Девы Марии
Фотография 2012 года
Фотография 2012 года
Страна Белоруссия
Город Кобрин, ул. Первомайская, 80
Конфессия Католицизм
Епархия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Архитектурный стиль Классицизм
Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Строительство 1841—1843 годы
Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Статус Памятник архитектуры республиканского значения
Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
12px Костел Успения Пресвятой Девы Марии на Викискладе

Координаты:

Костёл Успения Пресвятой Девы Марии — католическая церковь в городе Кобрине Брестской области Белоруссии, построенная в 1843 году. Памятник архитектуры классицизма. Расположен в конце Первомайской улицы по соседству с православной Петропавловской церковью.

История

Первый деревянный костёл в Кобрине был построен в 1513 году на деньги великого князя литовского Сигизмунда. Его сооружение финансировала и Анна Семёновна, княгиня кобринская. С тех пор костёл неоднократно горел и перестраивался.

В мае 1840 года был утверждён проект строительства нового каменного костёла, составленный в 1839 году архитектором Носковым. На утверждённом проекте стоят подписи архитекторов Шарлемана, Висконти, Ф. Руско, генерал-лейтенанта Дестрена. Строительство костёла было начато в первой половине 1841 года и велось по 1843 год. Храм строился на пожертвования прихожан. 15 августа 1845 года построенный костёл был освящен местным священником Антонием Киселевским. В 1851 году храм был освящен епископом виленским Вацлавом Жилинским в честь Успения Пресвятой Девы Марии.

Файл:Kobryń, Pinskaja. Кобрынь, Пінская (1915).jpgКостёл на фотографии 1915 года

Каменный костёл имел размеры 35×19 м. Главный фасад был украшен двумя башнями. Храм построен в стиле классицизма. Он — трёхнефный, прямоугольный, с двухскатной крышей. Боковые фасады с прямоугольными окнами и пилястрами в простенке.

В храме были три алтаря, все резные, посеребрённые или позолоченные, с иконами Иисуса Христа, Матери Божьей Остробрамской и святого Антония, последние две — парижского письма. На хорах размещался орган на 12 голосов. Территория костела с трёх сторон была окружена валами, рвами, а от улицы отделена кирпичной оградой с двумя брамами. На погосте находились четыре скульптуры: св. Иоанна, св. Елены, в каменной каплице — св. Анны, а при алтаре — крест с фигурой Спасителя.

Прах Александра Мицкевича, младшего брата ], и его семьи покоится на кладбище около костёла. На могиле памятник в виде скорбящего ангела. Здесь же на кладбище находится колоннариум. В 1864 году костёл зарисовал Наполеон Орда.

В 1920 году на кладбище у костёла были захоронены польские солдаты и офицеры, погибшие в битве под Березой 15-17 сентября. В годы Великой Отечественной войны храм практически не пострадал и был открыт для прихожан.

Через несколько лет после окончания войны советские чекисты нашли в храме склад оружия и боеприпасов подпольной организации Союз защитников свободы («Звёнзэк оброньцув вольносьци»), члены которой не признавали сложившихся после войны границ Польши.

В 1962 году костёл был закрыт советскими властями и передан под мебельный склад. Его вновь вернули верующим в 1990 году. Костёл был отреставрирован на средства прихожан польской строительной организацией «Энергополь», которая принимала участие в строительстве газопровода Кобрин-Брест-Варшава.

13 сентября 2008 года на погосте костёла Успения Пресвятой Девы Марии состоялось перезахоронение останков около 60 солдат и офицеров польской армии, погибших в сентябре 1939 года. 13 из них погибли при обороне Кобрина в начальный период Второй мировой войны. Останки остальных солдат и офицеров польской армии были найдены у деревни Подземенье Кобринского района. По свидетельствам местных жителей, эти воины были расстреляны коммунистическими активистами, когда территория района была занята Красной Армией.

Отрывок, характеризующий Успенский костёл (Кобрин)

– Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе… А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю… Удачи тебе, Север…
– Да будет покой с тобой, Изидора… Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире… Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду… Возможно, она не покажется тебе столь уж злой… Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе…
Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»…
Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..
– А! Мадонна Изидора! Очень кстати!.. Объясните, пожалуйста, Вашей упёртой дочери, что в данный момент Вам ничего не грозит. Она стала по-настоящему невозможной!.. Думаю, Мэтэора только лишь испортила её мягкий характер. Но мы это исправим. Ей не придётся возвращаться туда более.
– Что Вы хотите этим сказать, ваше Святейшество? Вы ведь желали сделать из неё ведьму «от Бога», или Ваши планы изменились?
Меня трясло от возбуждения и боязни за Анну, но я знала, что ни в коем случае не должна показать это Караффе. Стоило ему понять, что его план оказался правильным, и тогда уж точно – Ад покажется нам с Анной отдыхом… по сравнению с подвалами Караффы. Поэтому, из последних сил стараясь выглядеть спокойной, я в то же время не спускала глаз с моей чудесной девочки. Анна держалась так уверенно, что мне оставалось лишь гадать – чему же они успели её научить там, в Мэтэоре?…
Анна кинулась мне в объятия, совершенно не обращая внимания на недовольство Караффы. Её огромные глаза сияли, словно две яркие звезды в ночном итальянском небе!
– Мама, милая, я так рада – они мне лгали!!! С тобой всё в порядке, правда же? Они не пытали тебя? Не причинили тебе зла?..
Она хватала меня за руки, быстро ощупывала плечи, внимательно всматривалась в лицо, будто желая удостовериться, что со мной и правда было всё хорошо… Хотя бы пока…
– Мамочка, я так за тебя боялась!.. Так боялась, что не застану тебя живой!..
– Но я ведь звала тебя! Я хотела предупредить тебя, чтобы не шла. Почему ты не говорила со мной, милая?.. – обнимая мою храбрую девочку, тихо шептала я. – Он ведь обманул тебя, радость моя!..
Анна лишь счастливо улыбалась, сжимая меня в своих крепких объятиях, и мне не оставалось ничего другого, как только лишь делать то же самое – она явно не собиралась слушать меня, твёрдо веря, что была права…
– Что ж, думаю на сегодня хватит объятий! – недовольно каркнул Караффа. – Не кажется ли Вам, Изидора, что теперь Вам придётся стать чуточку посговорчивее?… Анна стала чудесной девушкой, которой любая мать могла бы гордиться. Вам ведь должна быть очень дорога её жизнь, не так ли?.. – и, сделав умышленную паузу, добавил: – Она теперь зависит только от Вас, моя дорогая Изидора… С этого момента всё зависит только от Вас.
И довольно потирая руки, Караффа встал, чтобы удалиться.
– Я говорила с моим отцом, Ваше Святейшество… Он мне рассказывал про ту другую, далёкую жизнь. Думаю, Вы ужаснулись бы, если б услышали, что приготовлено там для таких, как Вы… Для преступников. Одумайтесь, Святейшество, возможно у Вас ещё осталось время, чтобы начать раскаиваться… Возможно, Вы ещё можете как-то сохранить Вашу скверную, никчемную жизнь!
Караффа, казалось, онемел… Он смотрел на меня настолько удивлённо, будто вместо меня вдруг увидел призрак моего отца…
– Вы хотите сказать, что говорили со своим умершим отцом, Изидора?.. – шёпотом спросил он.
– О да, Ваше Святейшество, он приходит ко мне почти ежедневно. Вы жестоко ошиблись, если думали, что удастся нас таким образом разъединить. Я ведь Ведьма, знаете ли, а он Ведун. Так что, убив его, Вы лишь оказали нам услугу – я могу теперь всюду слышать его. Могу с ним говорить… И Вы не можете ранить его более. Он недосягаем для ваших козней.
– Что он Вам рассказал, Изидора? – с каким-то болезненным интересом спросил Караффа.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *