Успенский собор Ростов великий

>Успенский собор Ростов

Деревянный Успенский собор в Ростове

Время не сохранило надежных сведений о появлении собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове. Достоверно известно лишь, что дубовый Успенский храм, стоявший здесь, сгорел в пожаре 1160 года. Археологические наблюдения конца XX века подтвердили, что храм действительно был дубовый: исследователи обнаружили «курицы» кровли, несколько обломков обгоревших досок, кованые гвозди.

Первый каменный ростовский Успенский собор

На месте сгоревшей деревянной церкви по распоряжению князя Андрея Боголюбского в 1162 году возвели каменный храм. Но первый каменный ростовский Успенский собор оказался совсем недолговечным. Он простоял чуть более сорока лет — менее средней продолжительности жизни человека в Средневековье: постройка времен Андрея Боголюбского рухнула в 1204 году.

Второй каменный Успенский собор в Ростове

Прошло без малого десять лет, и в 1213 году князь Константин Всеволодович заложил новый каменный храм на месте рухнувшего. Его строительство чрезвычайно затянулось — собор был освящен только в 1231 году.

Второй каменный храм Ростова в честь Успения Богоматери, вышел крепче своего предшественника. Он простоял три века, хотя и претерпел за это время разные беды. Особенно серьезным для него стало испытание пожаром 1408 года, во время которого произошло обрушение сводов и главы, но при этом стены практически не пострадали, сохранившись по всему периметру от основания до закомар. В 1411 году или, что вероятнее, к 1410 году восстановительные работы были завершены.

Третий каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове

Если московскому Успенскому собору повезло — основные этапы его строительства мы можем проследить с точностью до дня, то его младшему ростовскому собрату — нет. Источники хранят практически полное молчание о прошлом храма вплоть до XVII века. Да и последующая его история отнюдь не богата известными событиями.

Самая крупная и известная постройка Ростова XVI века — третий Успенский собор из камня. Долгое время специалисты расходились во мнениях относительно того, когда же он появился. В настоящее время большинство историков сошлись на том, что храм возводился с 1508 по 1512 год. Таким образом, можно говорить о том, что ростовский Успенский собор явился одним из первых или даже самым первым храмом на Руси, выстроенным в подражание Успенскому собору Московского Кремля.

Известно, что в течение XVI столетия авторы больших каменных церквей нередко избирали в качестве прототипа своих построек московский Успенский собор. В Ростове произошло то же самое: связь форм ростовского Успенского собора с московским «тезкой» очевидна.

Успенский собор — место действия важнейших церковных и политических событий Ростова

В качестве главного храма Ростовской епархии, Успенский собор становился основным местом действия важнейших церковных и политических событий, происходивших в пределах Ростовской земли. Отсюда выходили и сюда же возвращались крестные ходы. Здесь недоступные в своем величии государи, включая «Божьего наместника» на земле Ивана Грозного, как простые смертные падали на колени перед гробами местных святых. С амвона храма звучали поучения виднейших проповедников.

Упадок

Процветание Ростовской кафедры сменилось экономическим упадком XVIII века. Образование сначала Монастырского приказа, а потом и Святейшего Синода, жесткая экономическая и административная политика государства в отношении Церкви, в итоге в конце XVIII столетия потерял свое значение и Успенский собор Ростова. С переводом архиерейской кафедры в Ярославль он перестал быть кафедральным, сохранив за собой лишь статус главного храма Ростова.

Правовое положение собора после Октябрьской революции 1917 года определили декреты Совнаркома «О свободе совести» и «О специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей». Согласно первому из них, собор был национализирован, а право распоряжаться им возложено на местные органы советской власти. На основании второго декрета храм в 1924 году перешел в ведение Ростовского музея.

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. РостовСтраница приходаРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ростовский благочиннический округ

Контактная информация

rostov@yareparhia.ru +7 (905) 638-31-16, благочинный Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2

  • Статус собора:собор
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):В соборе совершаются ежедневные богослужения
  • Настоятель:протоиерей Роман Крупнов
  • Престольные праздники:
    • Успения Пресвятой Богородицы — Август 28
  • Успение Пресвятой Богородицы

  • Святыни:мощи свт. Леонтия Ростовского
  • Краткая историческая справка:Ростов Великий — один из древнейших русских городов. Ростов впервые упомянут в летописи в 862 год как отдаленный форпост Киевской Руси. В домонгольское время Ростов был крупнейшим городом Северо-Восточной Руси, её духовным центром. В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под названием Москва… Ростов мог бы называться Великим даже только потому, что это родина Преподобного Сергия Радонежского. Ростов стал местом духовного подвига целого сонма великих святых: от апостола Ростовской земли святителя Леонтия — до «Российского Златоуста» св. Димитрия.
    Успенский кафедральный собор в Ростове Великом — первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. История собора берет свое начало в 991 году, во времена Крещения Руси. Храм заново перестраивался четыре раза. Его порог многократно истирался ногами святых — так можно сказать о соборе словами святителя Филарета. Нынешнему зданию собора скоро исполнится 500 лет. В этих стенах покоятся почти все правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век. Именно под этими сводами звучали боговдохновенные слова святителя Димитрия Ростовского. В 1913 году здесь молились вместе Государь Николай II и Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон: будущие Царственные мученики с будущим Патриархом.
    Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде «концертов колокольной музыки» в 1987 году, а с1991 г. стали сопровождать церковные службы.
    В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко…
    (источник http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=yaroslavl&page=1)

Звонница Ростовского кремля

Зво́нница

Звонница Успенского собора

Церковь Входа Господня в Иерусалим


Западный (главный) фасад. Вид с соборной площади

Страна

  • Россия

Местоположение

Ростов

Конфессия

Православие

Строительство

1682—1689 годы

Статус

ОКН № 7610176003№ 7610176003

Медиафайлы на Викискладе

Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг.

Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали – тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

История звонницы

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. По легенде, в одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии – напротив звонницы, однако это предположение требует археологической и документальной проверки.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.

Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже – с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола, о которых Платон Левшин писал в XVIII веке следующее:

В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. К счастью, работавший тогда директором ростовского музея Д.А. Ушаков обратился с ходатайством о сохранении колоколов в Москву. Благодаря ему и прибывшему летом 1919 года в Ростов с группой учёных наркому А. В. Луначарскому, колокола удалось спасти. Однако в 1923 году на звонницу обрушилась ещё одна беда – оборвался ремень, на котором держался язык «Сысоя». Крепление языка должно быть мягким, в давние годы он сначала был подвешен на моржовой жиле, потом на специально выделанном сыромятном ремне. В годы разрухи не было возможности найти подходящий материал. Язык был укреплён на металлическом стержне и подтянут наверх. После этого удар стал приходиться не в музыкальное кольцо, а немного выше. Это ослабило силу звука, изменило его тембр, вызвало скрипы. По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному – то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды.

С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны», которая впоследствии неоднократно переиздавалась. Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.

Колокола

Колокола звонницы Успенского собора Ростовского кремляЧетыре колокола на перпендикулярном дубовом брусе внутри звонницы. Снаружи почти не видны. Заменённый в 2001 году «Безымянный 1» выделяется по цвету и размерам.Большие колокола ростовской звонницы. В центре Полиелейный и в дальнем пролёте — Сысой.

  • «Сысой» — 2000 пудов (32 тонны), отлит литейщиком Московского пушечного двора Флором Терентьевым. Основной тон колокола — практически чистое «до» малой октавы.
  • «Полиелейный» — 1000 пудов (16 тонн), отлит здесь же в Ростове в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит «Многомилостивый». Колокол украшен двумя широкими поясами орнаментов, основной тон колокола — нота «ми» малой октавы, дающая большую терцию к «до» «Сысоя».
  • «Лебедь» — 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 году вместе с «Полиелейным» также Филиппом Андреевым и назван так за красивый трубный звук. Колокол образует малую терцию от тона «Полиелейного» и чистую квинту от тона «Сысоя», звучит в ноту «соль» малой октавы и вместе с двумя бо́льшими колоколами звонницы даёт до-мажорный аккорд. Данный аккорд из трех больших колоколов является основой почти всех праздничных ростовских звонов.
  • «Голодарь» — 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит; последний раз — в 1856 году, назван так потому, что в него звонили в великий пост к определённым службам. Колокол звучит в ноту «ля♭» малой октавы и потому, сам по себе красивый колокол по звучанию, тяжело встраивается в общий подбор ростовской звонницы, однако на аудио и видео записях 1963-1966 гг с остальными колоколами «Голодарь» звучит удачно и, даже, разнообразит звоны с ними. Самый удачный пример его созвучия с другими колоколами — «Красный звон» в исполнении звонарей-стариков под управлением А.С. Бутылина на аудиозаписи 1963 года.
  • «Баран» — 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 году в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым. «Баран» звучит в ноту «ми» первой октавы.
  • «Красный» весит около 30 пудов и не имеет датировки. Тем не менее, особенности его орнамента находят ближайшие аналоги среди колоколов XVII — начала XVIII века. Основной тон колокола — нота «соль» первой октавы.
  • «Козёл» — весит 20 пудов. Как и «Голодарь», переливался 3 раза, последний раз во второй половине XIX века на Ярославском заводе Оловяшникова. По рекомендации отца Аристарха Израилева, колокол был отлит с совершенно гладкой поверхностью, чтобы орнамент не оказывал негативного влияния на звук. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла. Тем не менее этот колокол активно использовался стариками-звонарями в 1963 и 1966 гг. Основной тон колокола — нота «си» первой октавы.
  • «Набатный», или «Ионафановский», — весит 256 фунтов (106 килограммов). Отлит в 1894 году на ярославском заводе Оловянишникова и был подарен звоннице отцом Аристархом по случаю пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана, о чём свидетельствует надпись в верхней части колокола. Основной тон колокола — «ми» второй октавы.

Также на звоннице находятся 4 безымянных колокола:

  • 11-пудовый (180 кг) — «до» второй октавы (в 2001 году был заменён на новый, в связи с тем, что дал серьёзную трещину. Новый 329-килограммовый уральский колокол не отличается благозвучием и на фоне старых колоколов звучит неудачно).
  • 8,8-пудовый (144 кг) — «ре» второй октавы.
  • 5,3-пудовый (87 кг) — «фа» второй октавы.
  • 4,4-пудовый (72 кг) — «фа#» второй октавы.

В Зазвонной группе — 3 зазвонных колокола:

  • 3,8-пудовый (62 кг) — «соль» второй октавы.
  • 2,6-пудовый (43 кг) — «ля» второй октавы.

На стене собора, обращённой к звоннице, висел маленький, но звучный колокол «Ясак» массой 60 фунтов (24 кг), которым давали звонарям знак о начале звона. Благодаря отцу Аристарху, в XIX веке колокол попал на звонницу вместе с Ионафановским колоколом. «Ясак» завершил звукоряд Ростовской звонницы, став третьим колоколом с нотой «до» в подборе («до» третьей октавы). Используется только в нескольких звонах. Основная роль колоколу отведена в Ионафановском звоне.

  1. Тюнина М.Н. Ростов Ярославский: (путеводитель по городу и окрестностям). — Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд., 1979.
  2. 1 2 3 Колокола Ростовской звонницы. Дата обращения 20 января 2015. (недоступная ссылка)

  • Букреева О.В. Попытки возрождения ростовских звонов во второй половине XX в. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2006. — Вып. 16. — С. 365-374.
  • Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны. — СПб., 1884.
  • Мельник А. Г. Новое о звоннице // Сообщения Ростовского музея. Соборная звонница Ростова Великого. — Ростов, 1993. — Вып. 4. — С. 6-20.
  • Мельник А. Г. Звонари конца XVII – начала XX вв. // Сообщения Ростовского музея. Соборная звонница Ростова Великого. — Ростов, 1993. — Вып. 4. — С. 47-56.
  • Мельник А. Г. Колокольня XVI в. ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — Вып. 7. — С. 163-170.
  • Никаноров А.Б. «Колокольня с нотным звоном» // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого / ред.-сост. А.Г. Мельник. — Ярославль, 1995. — Вып. 7. — С. 5-17.
  • Тюнина М.Н. Ростовские колокола и звоны // Колокола. История и современность. — М., 1985. — С. 137-148.

Звонница Успенского Собора

По замыслу митрополита Ионы ок. 1682 г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже в 1688 г., мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой», в память об отце митрополита Ионы.

Конечно, до нее была более древняя восьмигранная колокольня, фундамент которой обнаружили в 1993 году археологи к югу от собора. «Колокольницы» при Успенском соборе неоднократно упоминались в ростовских летописях и в XV, и в XVI веках. В конце XVII века первой была выстроена трехпролетная часть, увенчанная тремя главами. Немного позже для самого большого колокола был пристроен дополнительный столп, и в нем разместили колокол весом в 2000 пудов (почти 33 тонны), названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. И сейчас в репертуаре Ростовских звонов есть особый «Звон с Сысоем».

Колокола на звоннице известны поименно, хотя четыре из них носят название «Безымянных». Вот их список:

• Сысой – 2000 пудов, 1681г. Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя.
• Полиелейный − 1000 пудов, 1687г. Название по-гречески означает «многомилостивый».
• Лебедь – 500 пудов, 1687г. Назван так за красивый «полетный» голос.
• Баран (Боран) – 80 пудов, 1654г.
• Голодарь – 140 пудов, 1807г. (по другим данным – 1854г.), отлит из двух разбившихся колоколов под названием Голодарь 1-й и Голодарь2-й. Название произошло от того, что в эти колокола звонили во время Великого Поста.
• Красный – 30 пудов, XVIIв.
• Козел – 20 пудов, XVIIв.
• Ионафановский −106 кг, 1894г.
• Безымянный 1-й − 176,6 кг, XVIIв.
• Безымянный 2-й − 140,8 кг, XVIIв.
• Безымянный 3-й − 80,6 кг, XVII в.
• Безымянный 4-й − 71 кг, XVII в.
• Зазвонный 1-й − 76,6 кг, XVII в.
• Зазвонный 2-й − 41,9 кг, XVII в.
• Ясак (Зазвонный 3-й) − 24 кг, XVIIв.

О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России или Золотым кольцом. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский… Сейчас в музыкальных магазинах или церковных лавках можно найти диски с записями звонов. Но, конечно, лучше всего услышать их в самом городе. Как писал об этом композитор С.В.Смоленский в большой статье «О колокольном звоне в России» 1906 года: «Здесь − созвучные, подобранные, большие колокола; на озере от них − «звон в небе», который, кажется, только и можно сравнить с торжественным величием северного сияния. <…> Но нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь… В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли еще в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом». Это, конечно же, можно сделать и сейчас, если знать расписание звонов.

Фотогалерея Ростова Великого

Самым древним из сохранившихся до наших дней каменных зданий Ростова Великого, и одним из самых красивейших его храмов, без сомнения, является Успенский Кафедральный собор, от которого лучами, разрезая земляные валы старых голландских земляных укреплений, разбегаются во все стороны семь городских улиц. Храм великолепно вписывается в панораму Ростова, открыточными видами которого с его участием мы, конечно же, полюбуемся, но чуть позже. Начнём – с главного.
Разумеется, более чем солидный возраст одного из известнейших архитектурных памятников России не мог не сказаться на состоянии его конструкций, фасадов и интерьеров. К 1150-летнему юбилею Ростова Великого, случившемуся в 2012 году, была приурочена комплексная реставрация здания – в результате которой собор засиял пуще прежнего, затмевая собою весь Ионинский Митрополичий Двор (он же Кремль) вместе взятый. Но если войти под его своды…

…картина меняется неожиданно резко. И богатейший полупустой иконостас, как и уходящие ввысь почерневшие стены, с проступающими на них силуэтами и ликами — после белоснежных-то фасадов, да в Ростове-то Великом, да в самой что ни на есть жемчужине Золотого Кольца — производят сильнейшее, сродни шоковому, мрачное впечатление.

Контраст сей рождает два вопроса: а) почему?; б) можно ли с этим бороться?
Вот и попробуем разобраться. А заодно посмотрим, как это всё выглядело ДО…
Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. Первый одноглавый дубовый храм был срублен — на месте южной и центральной апсид нынешнего собора — в 991 году греческим миссионером Феодором, одновременно с началом принудительного процесса крещения им же, Феодором, местных язычников-мерян в водах тинистого озера Неро.
Процесс этот встречал яростное сопротивление аборигенов – о чём при желании можно прочесть в житиях ростовских святителей – но на храм ни у кого рука не поднялась, и он благополучно простоял полтора с лишним века, покуда не сгорел от очередного городского пожара в 1160 году. (На след. фото – икона из Успенского собора Ростова Великого с изображениями ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, начало XVI века, ныне хранится в Ростовском Кремле:)
В ту пору в Ростово-Суздальском княжестве княжил легендарный Андрей Боголюбский – тот самый, что построил первый Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и княжий двор в Боголюбове. Именно к нему и обратились с просьбой о строительстве нового собора ростовцы – в ответ на их просьбу в 1161 году из Владимира была прислана артель каменщиков.
Первый белокаменный ростовский Успенский собор был задуман четырёхстолпным, и его проект вполне мог быть похожим на храм Покрова на Нерли – но уже в ходе работ произошла корректировка в сторону увеличения площади здания, не учитывавшая ряда важных обстоятельств (в частности, рельеф местности), да и управилась владимирская артель больно быстро – уложились в два года, видимо, заказов много было — печальным итогом сей халтуры стало разрушение собора в 1204 г, простоявшего всего-навсего сорок лет.
Первый блин, как говорится, комом. Второе каменное здание строили, сделав работу над ошибками: обстоятельно – на протяжении 18 лет, с 1213 по 1231 гг. (в этот период в Ростове успели смениться князья: Константин Всеволодович на Василько Константиновича), и предварительно тщательно подготовив площадку – храм поставили на возвышенности. Уровень пола второго каменного храма сейчас можно воочию увидеть в Леонтьевском приделе нынешнего собора, в который посетители спускаются по лесенке из нескольких ступеней. А древние всамделишные (XIII век) белокаменные блоки третьей версии Успенского собора сложены стопочкой в надвратной Воскресенской церкви, они на след. фото:
В том соборе был погребён ростовский святитель Игнатий – фреска с его изображением располагается на западной стене нынешнего собора, справа от портала:
Написана она в 1671 г, а расчищена в ходе реставрации в 2000 году.
Освящённый в 1231 г белокаменный храм выстоял в нескольких пожарах и татарских набегах, после коих всегда восстанавливался и украшался — но к началу XVI века таки пришёл в негодность, морально и физически устарев. Было решено разобрать, от греха подальше, прежнее здание, возведя на его месте новый собор.
По итогам строительных работ 1508-1515 годов появляется архитектурное чудо, которое мы имеем счастье созерцать и поныне. По легенде, строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля.
Размеры нового шестистолпного кирпичного собора повторяли размеры предыдущего здания – 30,4 х 20,36 м, причём были сохранены нижние ряды кладки двух прежних построек (это выяснилось в ходе обследований 1992-1994 гг).
При строительстве использовался оставшийся при разборе предшественника пористый известняк – белый камень, из него выложен цоколь, лопатки, аркатурный пояс на фасадах и апсидах.
Напротив собора, к югу, ближе к нынешней надвратной Воскресенской церкви, в тот же период была построена восьмигранная церковь-колокольня, с длиной стороны восьмигранника около 4,8 метров. Разобрана в конце XVII века.
Входы в собор оформлены в виде порталов, расписанных в 1671 году, на фото – северный портал:
Видны следы от крыльца, пристроенного в 1670-х гг. Крылец было три – со всех трёх сторон. Западное прекрасно видно на дореволюционных фото, выглядит явно чужеродно, особенно с нелепыми шатрами-пирамидками:
Западное крыльцо-притвор разобрано при реставрации в 1960-х гг, осуществлённой под чутким руководством Владимира Сергеевича Баниге. На фото тех лет заметны оставшиеся следы на фасаде:
Южное крыльцо в тех же 1960-х было решено сохранить – висячие гирьки живописно дополняют антураж древнего собора, а уже в те годы в Ростов валом валила туристическая публика.
Внутрь собора никого не пускали (о причине скажем позже), но разве без Успенского собора, хотя бы и закрытого для посещений, можно себе представить Ростовский Кремль?
Южное крыльцо на дореволюционном фото:
От росписей на фронтоне нынче остались лишь следы:
Расписано крыльцо в 1697 году, на его сводах изображения сохранились лучше:
С тремя же притворами-крыльцами запечатлен собор на плане Ростовского Архиерейского двора (литография XIX века):
Здесь же дадим современную схему расположения объектов Кремля, для ориентации в пространстве:
Переделки в соборе одной пристройкой крылец не ограничились.
В конце XVII века, при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе, были растёсаны окна первого яруса – на всех дореволюционных изображениях они прямоугольной формы:
В ходе реставрации 1960-х гг размеры окон восстановлены.
К тому же периоду, 1690-м годам, относится появление вокруг Соборной площади каменной ограды со святыми воротами.
В 1730-е годы, после очередного пожара, в котором выгорела верхняя часть здания, было упрощено замысловатое позакомарное покрытие – в лучших традициях переделано в четырехскатное. На дореволюционных фото оно присутствует:
Форма кровли возвращена в ходе реставрации в 1960-х гг:
Реставрация была осуществлена по проекту В. С. Баниге, причем этого счастья могло и не быть, да, как говорится, несчастье помогло. В 1953 году над Ростовом пронёсся небывалой силы ураган, приведший к сильным разрушениям:
Архитектурный комплекс Кремля пришлось восстанавливать несколько лет – в результате этих работ, в частности, Успенскому собору был возвращен исторический облик.
В пору пребывания в Ростове митрополита Ионы, интерьеры Успенского собора были расписаны приглашёнными из Ярославля и Костромы высококлассными иконописцами – теми же, что расписывали Воскресенскую церковь Ростовского Кремля.
Случилось это в два этапа: сначала в 1659, а затем в 1670-1671 годах. Увы, можно лишь догадываться о той красоте, что встречала прихожанина, входящего под своды собора, ибо позднее, в 1770-х гг,эти росписи были безжалостно и полностью записаны. Если бы сие варварство не случилось, вполне возможно, стены Успенского собора выглядели бы так (фото фресок Воскресенской церкви Ростовского Кремля):
О причинах сего деяния можно выстроить несколько предположений.
Во-первых, в 1730 г в Ростове случился серьёзный пожар, от которого значительно пострадало внутреннее убранство Успенского собора.
Сгорел резной иконостас, установленный в 1690-х гг, вместе с частью икон, наверняка копотью были основательно испорчены и фрески.
После пожара в 1730-е годы были построены новые основной и четыре околостолпных иконостаса, нынче зияющие пустыми рамами:
Огромные околостолпные иконы писались под заказ на протяжении нескольких десятилетий – коллекция собиралась вплоть до 1790-х годов.
В начале 2010-х гг в некоторых рамах еще находилась заклеенная реставрационной бумагой, потемневшая старинная живопись, шелушащаяся и обсыпающаяся струпьями.
К 2018 г иконы со столпов вывезены на реставрацию.
Да, так вот о фресках. Очистить от копоти такую площадь не посчитали возможным – решили, что проще всё нарисовать по новой.
И нарисовали, причем не единожды. В 1777-1779, 1797-1798, 1841-1843 и 1887 гг.
Древние фрески 1659 и 1670-1671-х годов оказались намертво погребены под несколькими слоями масляной живописи.
Кое-что удалось расчистить во второй половине XX века – но фрагменты этих фресок расположены в алтаре, доступа к ним нет. На след. фото они — за деревянной перегородкой, в нижней части стены:
На след. фото – северная часть иконостаса, начало XX века:
Столь частая запись объясняется еще одной причиной. Ростовская архитектура, поставленная на низкий берег Неро, страдает от грунтовых вод – наглядным примером сего факта служит фото переполненного водой подвала расположенной в ста метрах от Успенского собора церкви Спаса на Торгу:
Несчастную церковь всё никак не решатся привести в порядок – уж сколько лет этому бассейну.
Сырость холодного, полутёмного помещения – а Успенский собор не имел отопления вплоть до 1879 года – привела к появлению здесь плесени, черный налёт – это её результат.
А насколько сложно бороться с этим зловредным грибком – хорошо известно. На след. фото – центральная часть иконостаса, начало XX века:
Потому и темнели изображения на стенах и иконах – и даже реставрация была бы бесполезна, покуда не решится вопрос с температурно-влажностным режимом.
А коли при советской власти собор несколько десятилетий использовался как склад – о каком таком режиме может идти речь? На след. фото – южная часть иконостаса, начало XX века:
Качественный дренаж на Соборной площади был выполнен лишь в начале 2000 гг. Полноценная система отопления в Успенском соборе в данный момент — на стадии монтажа.
До реставрации живописи на стенах пока далеко, хотя реставрационные леса внутри стоят уже много лет.
Истины ради стоит упомянуть, что пару сюжетов уже “восстановили” – яркими пятнами на фоне остальной чёрной массы.
Вам нравится?
В Леонтьевском приделе (южная апсида) в конхе можно разглядеть изображение Святой Троицы, отреставрированное в 1973 году:
Возможно, сюжет взят с одноименной древней иконы 1690 года, уцелевшей в пожаре 1730 года:
Икону тогда успели вынуть из иконостаса и вынести из горящего здания, вместе с несколькими другими иконами нижних рядов – местного, праздничного и деисусного. Еще две иконы праздничного ряда того же 1690 года:
Все три иконы хранятся в запасниках Музея ”Ростовский Кремль”.
Собственно, это – еще одна причина, по которой пустуют рамы нижней части иконостаса. Древним иконам находиться в, повторимся, холодном и сыром помещении противопоказано.
Часть икон еще в 1990-е годы перевезена в реставрационные мастерские. Еще часть – на своих местах, праотцы и пророки в верхних ярусах.
И надо всем этим — почерневшее распятие:

Ростовский кремль возводился при митрополите Ионе Сысоевиче, примерно в 1670-1683 годах как его резиденция и не был рассчитан на оборону, поэтому стены кремля имели декоративный характер. После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал. В XIX веке храмы кремля были отреставрированы на средства, собранные купечеством.

Успенский собор

Ансамбль Ростовского кремля состоит из владычного двора и примыкающих к нему с севера и юга Соборной площади и митрополичьего сада. На древнейшей в городе Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание Успенского собора. Он сооружен в 1508 – 1512 гг. на месте деревянной соборной церкви Х века и белокаменных храмов. От древнего собора, построенного еще при Андрее Боголюбском, сохранился Леонтьевский придел, находящийся намного ниже уровня алтаря, как бы в пещере. Здесь хранятся мощи святого ростовского епископа Леонтия, в честь которого и назван придел собора. Интерьер собора был расписан фресками мастерами под руководством костромского художника Гурия Никитина. До наших времен дошли лишь фрагменты той росписи, так как позднее поверх нее были написаны новые фрески.

В 1682-1687 годах неподалеку от Успенского собора была построена четырехглавая звонница. В ее арках находились тринадцать уникальных колоколов, в том числе весивший 2000 пудов колокол “Сысой”, звон которого был слышен далеко за пределами самого Ростова.

Церкви и палаты Ростовского кремля

Святые ворота с надвратной Воскресенской церковью были сооружены в 1670 году. Интерьер церкви полностью расписан. Даже иконостас здесь нарисован на каменной алтарной стене. Церковь Иоанна Богослова, построенная в 1683 году, также имеет нарисованный непосредственно на стене иконостас.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе во второй половине XVII века. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором, построенный в это же время, или, как его еще называют, “Красная палата”. Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.

Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (позже – Спаса на сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней – собственно церковь Спаса и большая столовая палата. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения.

Строительство церкви Одигитрии продолжалось всего два года, в 1692-1693 годах. Ей приданы черты стиля “московского барокко”, распространенного в конце XVII – начале XVIII вв. Но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль.

Музей-заповедник

На территории кремля находится музей-заповедник, посетителям которого для осмотра предлагаются экспозиции древнерусского искусства XII-XVII веков, русской живописи XVIII – начала XX веков, ростовской финифти, открытые фонды гончарной керамики, русского и зарубежного фарфора, фаянса, стекла и кости. В фондах музея хранятся произведения русского, советского и зарубежного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), коллекции нумизматики, археологии, оружия, рукописей и редкой книги.

Успенский собор и звонница Ростовского кремля

Успенский собор расположен с северной стороны от нового Архиерейского двора в Ростовском кремле. Он был возведен в 1512 году. Существующий сейчас собор – пятый на этом месте. Первый Успенский кафедральный собор был заложен в 991 г. при князе Владимире, это был один из первых на Руси соборов. В 1160 г. деревянный храм был уничтожен пожаром, и по распоряжению Андрея Боголюбского на этом месте был поставлен белокаменный.

На рубеже 12-13 вв. настоятелем этого собора являлся отец известного русского богатыря, Алеши Поповича. Собор в 1185 г. был перестроен, а в 1204г. обрушился его верх. В 1213 г. начали строить новый храм.

11 июня 1314 г. в соборе крестили сына ростовского боярина Кирилла, младенца Варфоломея, будущего Сергия Радонежского.

В 1408 г. собор сгорел, множество древних книг, утвари и ценных икон было утрачено, фрески повреждены. Уже к 1411 г. собор восстановили на средства, выделенные в большом количестве из церковной казны. Здание это было разобрано в 1508 г. с целью построить на этом месте новое.

Успенский собор 16 в. представляет собой поистине великолепный памятник архитектуры, достойный роли центрального собора Ростова, являвшегося одним из главных городов Руси того времени. Архитектура его в чем-то напоминает Успенский собор московского Кремля. Монументальные стены Успенского собора делятся лопатками с запада на три прясла, с севера и юга – на четыре. Все прясла завершают килевидные закомары. Апсиды украшены колонками, которые придают им устремленность ввысь. По горизонтали храм окружает узорчатый аркатурно-колончатый пояс между верхним и нижним рядами окон. Собор венчают пять крупных глав на световых барабанах. Изначально главы были, скорее всего, шлемовидными, а в 18 в. они были заменены на крытые лемехом луковичные.

В Смутное время собор был захвачен татарами и казаками, которые были в войске Лжедмитрия, митрополита Филарета взяли в плен и отправили в рубище в стан Тушинского вора.

Внутри собор – очень высокий. В 1669 г. его расписали костромские и ярославские мастера. Под этими фресками в советское время реставраторами были обнаружены фрагменты еще более ранних фресок, которые были выполнены в 1589 г. Дошедший до нашего времени барочный иконостас был здесь в 1736 г. при архиепископе Иоакиме.

В Успенском соборе находятся захоронения многих князей и духовенства Ростова, в т. ч. митрополита Ионы Сысоевича, строителя кремля. При замене полов в 1884 г. в южной апсиде была найден рака св. Леонтия, переданная храму в дар Андреем Боголюбским.

В 1922 г. из собора были изъяты многие ценности, но, несмотря на это, богослужения здесь велись вплоть до 1935г. В 1930 г. были запрещены звоны, а в 1935 г. собор закрыли. Здание было передано под складские помещения кофе-цикорной фабрики, которые размещались здесь до 1953 г., когда смерч сильно повредил кровлю и разрушил купола.

После этого собор был передан Ростовскому музею. До 1990-х гг. храм пребывал в плачевном состоянии. В 1991 г. были начаты богослужения в церкви, а вокруг храма были начаты работы по снятию верхнего слоя грунта, в ходе которых были обнаружены фрагменты белокаменных стен каменного собора 13 в. Была начата реставрация Успенского собора. В 1994 г. в нем прошло первое богослужение.

Звонница Успенского собора была построена при нем в 1682-1687 гг. в два этапа. До нее на этом месте стояла восьмигранная колокольня, ее фундамент был найден археологами с южной стороны собора в 1993 г.

Звонницы Успенского собора упоминаются в ростовских летописях 15 и 16 вв. В конце 17 в. возведена трехпролетная часть звонницы, которую венчали три главы. Несколько позднее для самого крупного колокола (весом около 33 т) пристроили дополнительный столп. Колокол назвали Сысоем в честь отца Ионы Сысоевича, являвшегося заказчиком колоколов. Колокола на звоннице имеют свои имена. Среди них – Полиелейный, 1687 г., «многомилостивый» по-гречески; Голодарь,1807 г., в него звонили во время Великого Поста; Лебедь, 1687 г. с красивым голосом и др.

Ростовские колокольные звоны знамениты на всю Россию. Существуют даже ноты различных видов звонов, которые и сейчас исполняются: Георгиевский, Ионинский, Колязинский.

В конце 17 в. вокруг собора была возведена невысокая ограда. Точное время их постройки не известно. Время строительства Святых ворот комплекса Успенского собора и звонницы тоже неизвестно, предполагается, что они построены заново или были перестроены в стиле московского барокко в середине 18 в.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *