Успенский собор в пензе

УТРАЧЕННЫЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ ПЕНЗЕНСКИЕ ЦЕРКВИ. ЧАСТЬ 1.

Это рассказ об истории церквей, находившихся на территории города Пензы в разное время. Большинство из них не сохранились до наших дней. Те же, что сохранились, являются тем более дороже нам, поскольку они видели зарождение и развитие нашего города и «выжили» тяжелые времена.

Всехсвятская, Мироносицкая (Успенская), Митрофановская, Предтеченская, Старообрядческая, Преображенская, Казанская, «Живоносный источник»

Также см.
Утраченные и сохранившиеся пензенские церкви. Часть 2.
Соборная площадь: Спасский собор и Никольская церковь,
Пензенские монастыри.

ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Каменная церковь во имя всех святых была построена в 1817 году, а освящена в 1818 году. Средства для строительства были выделены за 2 года до своей смерти купцом Алексеем Федоровичем Очкиным, чье семейство имело несколько домов на улице Московской. Располагалась церковь в дубовой роще, где с 1765 года существовало кладбище, закрытое в 1903 году.

Рядом с церковью со временем образовался жилой поселок, получивший название Графовка, известный сейчас как «Манчжурия».

Поэт Михаил Иванисов:

Лес дубовый, в три куртины,
Иль три рощи – прямо в ряд, Вдоль по долу луговины,
Раделившися стоят.

Но всего что превосходней, —
То, среди одной из них,
При кладбище – храм Господний,
В честь и память Всех Святых;

Или храм уединенья
Службы Божией, — и тут –
От житейских бурь волненья
Бедным странникам приют…

Спротив, в виде Ватикана,
Близ изгиба светлых вод,
На песках, в краю поляны,
Стоит сахарный завод.

Это – город в миньятюре,
В минаретах и садах,
Или – вымысел в натуре,
В фантастических мечтах.

А налево и направо –
Вид двух мельниц водянных,
В них всех тридцать два постава –
Мукомольных крупчатых.

Но не виды этих зданий
Перед лоном светлых вод,
Взгляда полныя вниманий
От особенных красот…

Но в часы, когда смолкает
Все в полночной тишине,
То в тишт той оглушает –
По окрестной всей стране

Диким шумом вод в дубравах
С грохотанием постав,
С шумом дико-величавых
Гармонических октав.

Как-бы полныя свободы
Получивши, — хор духов, —
Усыплять красы природы
И покои сладких снов.
Церковь была закрыта в 1931 году и впоследствии сломана. Остатки ее фундамента еще и сейчас можно обнаружить близ реки Суры у железнодорожного моста в районе улицы Маяковского, бывшей Всехсвятской*.
Для того, чтобы понять чего лишился русский православный народ в советское время, нужно представить себе, какой была тогда Россия. Это великолепие храмов и монастырей, их материальные и духовные богатства, крестные ходы, колокольный звон…

Гонения на церковь после 1917 года сопровождались массовыми расстрелами священнослужителей, разграблением церквей.

В секретной записке В.И.Ленин членам Политбюро 19 марта 1922 года писал:

«Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)… Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо по крайней мере обеспечил бы нам нейтрализование этих масс… Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносожженному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Именно теперь, и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, и не останавливаясь перед давлением какого угодно сопротивления… Чем больше число представителей реакционного духовенства и реактивной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»…**

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Перевод Спасо-преображенского мужкого монастыря монастыря за город не отразился на Казанской церкви, которая так и осталась на Песках. Через 20 лет после ее постройки в 1705 году она сгорела, и в 1728 году было велено на том же самом месте вновь построить деревянную Казанскую церковь с приделом во имя святого великомученика Иоанна Воина. В 1750-х годах была сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1866 году трапезную распространили в правую сторону, а престол во имя Илии Пророка с левой ее стороны перенесли в нижний этаж колокольни, где он был освящен 29 октября 1867 года. В ходе этих работ была убрана главная поддерживающая арка, что повлекло за собой появление в стенах храма трещин. Поэтому, когда в 1893 году Казанскую церковь снова стали перестраивать, арку восстановили.
При этом трапезную расширили в левую сторону, но без алтаря, с глухой стеною. Сделанная пристройка, по сути, стала играть роль контрфорса. Кроме того, она придала церкви симметрию и позволила увеличить ее вместимость на 200 человек. После перестройки престол в колокольне упразднили и, таким образом, в церкви осталось два престола: в настоящей – во имя Казанской иконы Божией Матери, в трапезной – во имя св. вмч. Иоанна Воина*.
Так и простояла Казанская церковь до 1931 года, пока не начались гонения на церковь.
Предлоги для закрытия храмов доходили до абсурда.
Вот, к примеру, акт обследования церквей Всехвятской, бывшего мужского монастыря и Казанской от 4 января 1930 года: «Эти церкви не имеют громоотвода. В Казанской церкви неисправно калориферное отопление и в квартире священника нет разделки от печной трубы от плиты, и само здание церкви находится вблизи Казанского моста, ввиду чего съезд с него очень мал, а в сторону Чембарской улицы весьма не удобен. Расположение церкви у Казанского моста препятствует устройству подъездов к реке, что принимая во внимание частую застройку заречной части города и недостаточное водоснабжение, является тормозом при тушении пожара и может повлиять на распространение огня вплоть до стихийного пожара. Все здания имеют металлические решётки, что является недопустимым для зала собраний… заключение: Принимая во внимание все вышеизложенные факты, а также : 1) большие размеры помещений, влияющие на быстрое распространение огня; 2) наличие деревянных полов и деревянных частей (иконостасов и пр.); 3) применение открытого огня в виде свечей и углей в кадилах; 4) состав посещающих, среди которых много нетрудоспособных и малолетних, которые в случае возникновения пожара быстро поддаются панике и будут жертвами таковой, считаем необходимым Казанскую церковь снести, а Всехсвятскую и бывший мужской монастырь закрыть к наступлению весеннего времени»**.

Исполком Средневолжского края с пониманием отнесся к такому решению пензенских властей и в своем заседании от 15 декабря 1930 года постановил: «Считаясь с необходимостью сноса здания Казанской церкви для обеспечения пожарной безопасности заречного населенного пункта «Пески» путем расширения проезда от Лебедева моста, Казанскую церковь закрыть со сносом её».

Однако прихожане церкви немедленно обратились с протестом во ВЦИК, и церковь удалось отстоять. Но ненадолго. Уже летом 1931 года президиум ВЦИК, рассмотрев этот вопрос, отклонил ходатайство верующих и утвердил снос Казанской церкви. Но оказалось вдруг, что это здание приглянулось городу: 23 июля 1931 года малый президиум Пензенского горсовета постановил: «1. Имея ввиду потребность «Союзхлеба» в складочных помещениях, предоставить под временное хранилище здание Казанской церкви, предназначенное к сносу. 2. Колокольню, как мешающую проезду, разобрать. 3. При организации «Союзхлебом» постоянного помещения под склады здание церкви, как мешающее движению, снести».

Верующие пытались обжаловать во ВЦИК и решение Средневолжского крайисполкома о закрытии Всехсвятской церкви, располагавшейся в поселке Манчжурия, и о передаче её под культурно – просветительные цели. Но нашлись «мудрецы», которые посчитали, что лучшим использованием бывшего храма будет «приспособление молитвенного здания под райбиблиотеку с использованием насаждений (ликвидированное кладбище) под детплощадку»**.

МИРОНОСИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР)

В 1836 году на новом кладбище, открытом вместо погоста, существовавшего у Боголюбской церкви, была построена каменная церковь во имя святых жен мироносиц.
В 1865 году строительное отделение Пензенского губернского правления утвердило проект архитекторского помощника Э. Крауспа «на распространение кладбищенской Жено-Мироносицкой церкви под колокольнею в г. Пензе», предусматривающий пристройку трапезной и притвора к объему колокольни . Однако известно, что под стоящей отдельно от Мироносицкой церкви колокольней 11 декабря 1841 года была освящена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Колокольня была приписана к Мироносицкой церкви, а расположенная под ней церковь Сергия Радонежского являлась приделом этой церкви. Поэтому указанное в документе название проекта порождает определенные вопросы. Полученный в Министерстве путей сообщения проект сочли «неодобрительным в художественном отношении» и заменили новым, который был Высочайше утвержден 7 октября 1865 года. Изменения коснулись завершения колокольни и декоративной отделки всего здания*****.
Южный фасад Мироносицкой церкви до перестройки. Окончательно утвержденный в 1865 г. проект колокольни с церковью

21 ноября 1899 года церковь сгорела и вместо нее в 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А. Г. Старжинского. Главный его престол – в память Успения Божией Матери – был освящен 1 мая; левый, в честь наследника российского престола Алексея Николаевича, – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, – 15 мая и правый – во имя святых жен мироносиц – 19 июня 1905 года. Однако, по привычке, храм продолжали часто называть Мироносицким. Построен храм на средства горожан.
В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор.
В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский).
В советское время лишь Успенский собор да Митрофановская церковь были действующими.
В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу.
Так, например, эта была найдена около Успенской церкви. Ее ширина около одного метра.

БОГОЛЮБСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Недалеко от Мироносицкой церкви, в Боголюбском порядке находилась Боголюбская церковь.
Располагался Боголюбский порядок параллельно ул. Поповке (ныне Ключевского).
Вид на ул Поповку и Боголюбский порядок (в центре — Боголюбское кладбище и церковь).
В 70-х годах XVII века во времена правления Екатерины II в связи с большим количеством эпидемий холеры, чумы было принято решение перевести все кладбища из центра города за его черту. Таким образом, здесь, на окраине города, было размещено кладбище, в центре которого была построена церковь.
Свое название – Боголюбская — церковь получила в честь почитаемой иконы Богородицы, написанной по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Святой Богородицы. От названия церкви пошло и название порядка, а также самой улицы. Освящена церковь была в 1783 году.
Изначально она была построена в стиле барокко, затем неоднократно перестраивалась. В 1857 году священник Иван Васильевич Европейцев крестил в этой церкви сестру Василия Ключевского. В 1866 году в церкви была сделана запись о смерти матери историка Ключевского Анны Федоровны.
Боголюбская церковь. На заднем плане — Петропавловская церковь на ул. Московской.

Проходил Боголюбский порядок от речки Шелоховки и Боголюбской церкви к засеке (сейчас речка в этом месте идет под землей)…

Однако с февраля 1919 года улица была переименована в Революционную…

А несколько лет спустя Пензенский горсовет рапортовал в Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета следующее: «Согласно внесенному наказу избирателей 14 созыва Пензенского горсовета президиум горсовета на своем расширенном заседании от 26 сентября 1931 года вынес решения о закрытии Петропавловской, Рождественской, Преображенской, Покровской, Боголюбской, Мироносицкой церквей и еврейской синагоги, которые были утверждены крайисполкомом. Вышеозначенные церкви переданы:
Петропавловская и Рождественская – во временное пользование «Союзхлебу» под склады; Боголюбская – Гороно для организации антирелигиозного музея и райбиблиотеки».

Так, место, куда люди приходили для общения со Всевышним, стало место для борьбы с Ним…

МИТРОФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь во имя святителя и чудотворца Митрофана Воронежского с отдельно стоящей колокольней была заложена по инициативе протоиерея Введенской церкви г. Пензы Антония Петровича Инсарского на кладбище близ пригородной деревни Тимаковки летом 1834 года, а освящена 22 октября 1836 года.
Однако самостоятельного причта (церковнослужителей) в нее положено не было, и ее сделали приписной к Введенской церкви. Служба в храме совершалась редко, не более 10 раз в году, поэтому он стал приходить в ветхость, и его решено было упразднить. Но в 1883 году местный купец Пособцев, похоронивший на Митрофановском кладбище своего приказчика, решил отремонтировать церковь, после чего в нее был назначен собственный причт. В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви. В результате вместимость храма увеличивалась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор купец Епифанов.

Здесь находится главная святыня города – чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная сюда из разрушенного Спасского собора.
Казанская икона Божьей Матери писана древним, греческим письмом на липовой дске (старорус. – доске – прим.), размерами в вышину 21,5 вершок, в ширину 16 вершков и украшена серебряною позлащенную ризою с венцом, осыпанными стразами (поддельными, хрустальными алмазами – прим.), а под ним на плате пятью звездами, в которых 42 мелких бриллианта. В настоящее время икона отреставрирована и без оклада (на след. фото — слева).

Из строенной книги города Пензы, хранящейся в пензенском уездном архиве видно, что эта Икона принесена в дар блаженной памяти царем Алексеем Михайловичем, пожаловавшим ее в 1666 году из своих царских чертогов в честь основания этого, в то время пограничного, новопоселенного города.
Старожилы пензенские сохраняли предание, что для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее ла руках в Пензу. По предварительном извещении жителей г.. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных го­родов устремились на сретение ее и, по выражению пре­дания, собралась на пути тьма народа, которая, предво­димая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь. Усердие христиан, оказанное при встрече иконы, не могло не пробудить в местных жителях особенной веры и благоговения к ней, как к дару и благословению благочес­тивого царя, по свойственному христианам чувству осо­бенного почитания к каждой иконе, полученной на благо­словение.
В соборной библиотеке хранится древняя рукопись, в которой обстоятельно изложено сказание о трех чудесах, бывших от сей Св. Иконы Богоматери.
Первое. До времен императора Петра Великого пору­бежный город Пенза претерпевал частые набеги и опусто­шения от кочевавших в степях астраханских и саратовских нагайцев, которых, от главного кочевья их на Кубани, местные жители назвали кубанцами. В устах старожилов еще сохранилось название Кубанского погрома. Это было самое большое нашествие кубанцев на провинциальный в то время город Пензу и на окружные его города и пригороды с селами, совершенный ими в 1717 году. Кубанцы беспощадно предавали огню целые селения, а жителей или умерщвляли, или со скотом и другим иму­ществом уводили в плен. Опустошивши окрестные пригороды Рамзай и Мокшан, они в больших силах подступили и под город Пензу. Жители города, подкрепленные дворянами, явивши­мися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительст­ва. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на День уменьшались. Пензенская сила ослабевала.Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчийшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе ут­ренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу. Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых. И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду. Побораемые невидимою силою, они устремились от Города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (см. прим. ниже), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали.Так крепким заступлением Царицы Небесной спасен был город, а вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери между жителями умножилась и распространилась.
Второе. По прошествии нескольких лет после сего в Пешей слободе* города Пензы была слепая девица, солдатская дочь, много лет света Божия не видавшая. Однажды ей явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и приказала наутро идти в соборную церковь, обещая прозрение.Слепая со священным восторгом и радостною надеждою исполнила повеление и в храме, во время молебного пения пред иконою Пресвятыя Богородицы, к удивлению всех предстоящих, вдруг освободилась от слепоты своей.
Третье. Теща пензенского секретаря Гавриила Саввина Ермолаева, помещица Настасья Танеева, жившая Пензенского уезда в Шукшинском стану в селе Блохине, была больна так, что отнятие ног и лишение памяти были уже признаками близкой смерти. Слыша о многих чудесах от соборного образа Божией Матери, она чрез зятя своего секретаря Ермолаева просила соборного протоиерея о дозволении принести к ней чудотворный образ. И когда образ зятем ее Ермолаевым в сопровождении священника с крестом и многими бого- любивыми христианами был внесен в дом ее при пении Богородичных стихов, страждущая, воззрев на лик грядущей к ней Небесной Целительницы душ и телес, мгновенно почувствовала совершенное исцеление от болезни, встала с своего смертного одра и в продолжение всего молебного пения стояла на ногах, с пламенным усердием и слезами благодаря свою Исцелительницу. Бывшие в Блохине соборяне, секретарь с женою и другие очевидцы всюду тогда же разгласили о сем преестественном исцелении. И это не единственные чудеса, творимые Иконой****.
(прим.) Граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел.

ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Наряду с Верхним валом пензенской оборонительной черты был еще и Нижний вал, проходивший рядом с речкой Кашаевкой, в районе современных улиц Каракозова, Суворова, Кулакова. Охраною Нижнего вала и его проездных Московских ворот надлежало ведать отряду драгун, поселенных тут же в Ново-Драгунской слободе.

Главная слободская улица брала начало от Московских ворот Нижнего вала и тянулась в восточном направлении к реке Пензе. Здесь она завершалась мостом — Красненьким, перекинутым на правый — неспокойный берег (позднее мост будет именоваться Красным, а в наше время получит наименование Бакунинский).

Драгунские части формировались из иностранцев и новокрещеных татар.

В XVII веке, близ Красного моста для татарских волонтеров была возведена часовня-крестильня во имя Св. Иоанна Крестителя, именуемого еще и Иоанном Предтечей.
На этой гравюре, запечатлевшей Пензу в 18 столетии, справа — Предтеченская церковь около Красненького моста.

Скромная часовня стояла не долго. Обширная и многолюдная слобода требовала приходского храма. Поэтому на месте Предтеченской часовни построили большую деревянную церковь и нарекли ее Архангельской. В быту Архангельская церковь сохранила первоначальное название этого культового места и продолжала прозываться по старине — Предтеченской.

Время шло — город рос и требовал новых территорий. В середине XVIII столетии Нижний вал был срыт и драгуны переведены на новое место службы. Бывшая слободская улица в Новых Драгунах стал именоваться Предтеченской улицей города Пензы.

Расположенная рядом на Базарной площади новая каменная Петропавловская церковь расцветала на глазах, а старая деревянная Архангельская церковь на другом конце Предтеченской улицы медленно, но неуклонно ветшала.
Её разобрали и здесь снова возвели скромную деревянную часовню-крестильню. Но в качестве преемственности в 1871 году — при Петропавловском храме был освящен придел (внутренний молельный объем) во имя усекновения головы Иоанна Предтечи. В новоустроенное место были перенесены святыни старинного Архангельского храма — иконы, хоругви, служебные книги. Помнят некоторые, что среди вкладов, была драгунская каска с двумя пулевыми вмятины и трещиной от сабельного удара.

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

На другом конце улицы Предтеченской имелась еще одна церковь. В то время улица Предтеченская была самой длинной из пензенских улиц. Однако чем дальше на запад, тем беднее было ее население. Это трущобное поселение получило у местных жителей название «Кавказ». Условия проживания были ужасными: очаг на полу, пол земляной, вода из ручья и т.п. Из-за таких условий это место также называлось в простонародии «Собачий порядок».

Однако от продолжения подобной жизни жителей этого района спасло строительство железной дороги, где требовались сотни рабочих рук.

Со временем, обитатели трущоб отстроились, обрусели, главная улица Кавказа стала официально именоваться Кавказской, а северную оконечность бывшей трущобы захватила, значительно удлинившаяся к западу, улица Предтеченская.

Здесь губернатором А.А. Панчулидзиевым был выделен большой пустырь под чумное кладбище. Однако в виду благополучной эпидемиологической обстановки пустырь не был задействован. В связи с этим пензенские старообрядцы решили построить здесь свою церковь. Этому во многом способствовало то обстоятельство, что царица Екатерина, долгие годы преследовавшая старообрядцев за их религиозные убеждения (отвержение предпринятой в 1650-х — 1660-х церковной реформы, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью), разрешила-таки строить старообрядцам церкви без алтаря, однако исключительно на чумных и холерных кладбищах…

Найдя такую правовую лазейку, на формальном чумном кладбище по настоятельной просьбе общины, была выстроена деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца.
Справа от Успенской церкви

Пензенская старообрядческая церковь сделалась, чуть ли не первой из новопостроенных в России и расположенной за пределами некрополя. Формально церковь была лишь часовней, так как не имела алтаря. Но по размерам и убранству она вполне могла соперничать со многими губернскими храмами. Старообрядческая церковь Св. Николая Чудотворца, после застройки пустыря, стала находиться на пересечении Кавказской и Швецовской улиц (ныне улицы Кавказ и Шевченко).

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Преображенская церковь находилась в Спасо-Преображенском мужском монастыре и была заложена в 1735 году. После переноса монастыря за город из-за его неудобного местоположения монастырская Преображенская церковь стала приходской.

В 1861 году произошло смещение грунта, по всей видимости, из-за очередной перестройки храма и колокольни, и как следствие — образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим в 1870-х годах апсиду пришлось укрепить девятью контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церкви и сделана одна главка на алтаре*.
В настоящее время Преображенская церковь является старейшим строением в городе.
Преображенская церковь в настоящее время.

После закрытия церкви в ней разместился архив.
Интерьеры весьма аскетичны, полы деревянные.

«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

Недалеко от Преображенской церкви располагалась приписанная к храму небольшая двухэтажная каменная церковь во имя Живоносного источника Пресвятой Богородицы с часовней в нижнем этаже, где находилась икона Божией Матери «Живоносный источник», считавшаяся чудотворной (на фото слева направо: церковь «Живоносный источник» Казанская церковь на Песках, колокольня Преображенской церкви).
Вид от Лебедевского (ныне — Казанского) моста на Преображенскую церковь и место, где стояла церковь «Живоносный источник» в настоящее время.
Церковь была построена в 1850 году мокшанским купцом А. Н. Часовниковым над источником, на месте стоявшей там деревянной часовни, и освящена 10 августа 1852 года.
Согласно учетным записям Пензенской епархии, с середины XIX-го по начало XX-го веков, родник проистекающий близ нее из толщи пензенского холма, принес исцеление нескольким десяткам неизлечимо больных людей. Исцелению подвергались, преимущественно, глазные заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Церковь снесена в 1930-е годы, а источник ныне превращен в загаженную сточную канаву меж заборов и строений местных обывателей. В недавнее время в русле ручья обнаружен медный образ иконы «Всех скорбящих радость», отлитый в конце XVIII или начале XIX вв. и, видимо, принесенный сюда в надежде на исцеление или в память о нем.

Такова история пензенских церквей.

*CD-диск «Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)». Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
** Музей истории Пензенского края. Город Пенза при новом строе. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.
*** Авторский сайт «Пенза, которой нет»
**** Пензенский временник любителей старины. Выпуск №2. 1991 г.
***** По материалам сайта «Солнечный город Пенза»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *