Успенский собор во Владимире

Что посмотреть

Для росписи внутренних помещений в 1408 г. пригласили именитых московских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного, чьи фрески частично дошли до наших дней.

Фрагменты изображений на тему «Страшного суда» можно видеть в западной, северной и алтарной частях церкви. Но большая часть росписей, украшающих собор, — это новодел 19 века.

В 17 веке по указанию императрицы Екатерины II и на ее пожертвования был сделан ремонт храма. Тогда средневековый иконостас заменили на новый, барочный, а в начале 20 века находящиеся на нем иконы работы Рублева отправили в Государственный Русский музей и Третьяковскую галерею.

В некрополе захоронены великие князья и духовенство, некоторые из них — святые великомученики. Здесь покоятся основатель Успенского собора князь Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын и дочь, мученики Митрофан и Патрикий. Паломники приезжают поклониться к частицам мощей святого Александра Невского — полководца, чьи войска одержали победу над тевтонскими рыцарями на Чудском озере, а также останкам святителей Симона, Максима, Серапиона. Здесь также можно приложиться к иконам Боголюбской, Владимирской, Максимовской Божией Матери (это списки со знаменитых оригиналов).

Самые древние храмы Владимира

“В первую очередь, конечно, на себя обращает внимание Успенский собор, построенный в 1158–1160-х годах при Андрее Боголюбском, а в 1186–1189-х годах после пожара перестроенный и расширенный Всеволодом Большое Гнездо. Именно в Успенском соборе пытались укрыться владимирцы во время взятия города войсками Батыя. В соборе сохранились фрески XII века, а также XV – Даниила Черного и Андрея Рублева. Намного позднее была построена колокольня – в 1810-м году и Георгиевский придел – в 1862-м. Кстати, в начале 1930-х годов Георгиевский придел планировали снести, якобы, чтобы освободить Успенский собор от поздних пристроек, “не представляющих исторической ценности” (вероятно, это был только повод), но из-за отсутствия денежных средств этого так и не сделали.

Дмитриевский собор, построенный в 1194–1197-х годах Всеволодом Большое Гнездо, в древности выглядел не так, как сейчас, – его окружала галерея, снесенная по приказу Николая Первого.

Не все знают, что верхняя часть Золотых ворот – тоже бывшая церковь. Легенда гласит, что, когда строительство ворот подходило к концу, их своды вдруг упали и засыпали 12 человек. Все были уверены, что люди задавлены насмерть, но когда разобрали завал, все оказались живы и невредимы. В память об этом событии Андрей Боголюбский приказал построить над воротами церковь. Освятили ее в 1164-м году. Но во время штурма города войсками Батыя в 1238-м году она сильно пострадала, после чего более 4-х веков не действовала. Капитальный ремонт в ней провели лишь в 1810-м и 1867-м годах.

Богородице-Рождественский собор в одноименном монастыре. Построен в 1191–1196-х годах. К концу XIX века сильно обветшал. В то время даже существовала угроза его разрушения, поэтому в 1859-м году были проведены уникальные реставрационные работы: собор был частично разобран, после чего заново сложен из того же камня и в тех же пропорциях. Увы, но в 1930-м году он был снесен вместе с колокольней XV века. Восстановлен собор был лишь в 1999–2004-м годах, но уже в меньших размерах и других пропорциях. Примечательно, что перед началом восстановительных работ на месте были проведены археологические раскопки, во время которых обнаружилось 17 погребений в белокаменных саркофагах. Так хоронили в XII–XIV веках князей и архиереев.

Успенский собор Княгининского монастыря. Построен в 1202-м году как родовая усыпальница княгинь владимирского дома. Сегодня мы имеем храм – памятник начала XVI века, построенный на прежнем фундаменте с сохранением древних стен высотой 3 метра.

Георгиевский храм. Построен по приказанию Юрия Долгорукого. Относительно даты постройки есть расхождения: 1152-й либо 1129-й год. Изначально был белокаменным. Разрушился из-за пожара в 1778-м году (в храме были деревянные перекрытия, которые сгорели). Новую церковь возвели на фундаменте старого храма. В 1847-м году к ней пристроили придел.

Спасская церковь. Карамзин приписывал ее основание Владимиру Мономаху и датировал постройку 1116-м годом. По другим источникам, церковь была заложена в 1164-м году. Именно около Спасской церкви в феврале 1238-го года татаро-монголы проломили крепостные стены и ворвались во Владимир. Как и Георгиевский храм, Спасская церковь изначально была белокаменной, но тоже сгорела в пожаре 1778-го года, после чего в конце XVII века была восстановлена на старом фундаменте с частичным использованием древнего белого камня. Кстати, при Спасской церкви в XIII – XVIII веках был монастырь. При Георгиевском храме тоже (с XIII века и, вероятно, до XVII). Но об этом очень мало сведений.

Богородицкая церковь. Построена в 1644-м году в стиле московского барокко на месте стоявшей здесь деревянной церкви. До 1725-го года при храме существовал монастырь.

Кстати, в советские годы древность храма являлась, пожалуй, самых надежным основанием для его сохранения. Если храмы XVIII–XIХ веков массово сносили и переоборудовали (во Владимире были снесены церкви: Мироносицкая, Богословская, Сергиевская, Ильинская, Борисоглебская, Пятницкая, Николо-Златовратская, Казанская (Ямская), Антипьевская часовня на Соборной площади, перестроена в здание архива Воскресенская церковь), то разрушение древних храмов было запрещено на законодательном уровне. Попытки Владимирского горсовета снести в 1930-е годы Георгиевский храм, якобы мешающий движению по улице, и Богородицкую церковь, якобы сползающую под гору, были пресечены вышестоящими инстанциями. Единственное исключение – Богородице-Рождественский собор, но для его сноса чекистами была применена поистине иезуитская аргументация: дескать, это не собор XI века, а лишь реконструкция XIХ”.

Успенский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

еще фотографии →

Успенский собор — это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

>Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *