Успенский собор Ярославль

История Успенского Кафедрального Собора

Храм был заложен более 180 лет назад, в сентябре 1834 года. Проект здания разрабатывал владимирский архитектор Петров, а средства на строительство церкви выделили ивановские фабриканты – Косьма Бутримов и Николай Шодчин. Строительство продолжалось около 9 лет, и достраивать собор пришлось уже сыну Шодчина – Антону Николаевичу.

В сентябре 1843 произошло освящение Собора. Главный Престол был посвящен Успению Матери Божий, приделы Храма – Рождению Иоанна Крестителя и Великомученице Варваре.

Успенский собор имел богатое внутреннее убранство: иконы обрамляли серебряные оклады, стены расписывали лучшие русские живописцы.

Большой вклад в обустройство Кафедрального Собора внесла семья Щаповых. Эти крепостные крестьяне, ставшие впоследствии знаменитыми российскими предпринимателями и меценатами, на собственные средства благоустроили территорию нового храма.

Николай Терентьевич Щапов, а затем и его сын – Николай были назначены старостами Храма. Они отвечали за благоустройство Собора и нередко проводили необходимые работы за собственный счет. При них была построена новая ограда, возведена Троицкая часовня. Именно Щаповы были инициаторами открытия приходской школы.

В 1933 году Успенский Кафедральный Собор в Иваново закрыли. На месте кладбища устроили парк с танцевальной площадкой, кинотеатром и читальней, а здание Собора использовали для рабочего общежития. Позднее, уже 50-х годах, в церкви разместили контору Ивановской электросети.

В 1991 году Успенский Собор вернули Православной церкви, на территории кладбища был открыт мужской монастырь, но само здание церкви компания «Ивгорэлектросеть» освободила только в 2003 году, а восстановление Храма началось в 2007.

В июле 15-го восстановленный года Храм был освящен, ему было присвоено звание Кафедрального Собора.

Роспись Собора

Роспись Собора отражает историю Православной Руси и земли Ростовской, в которую когда-то входила и Ивановская область.

В соборе изображены 17 князей и святителей, включая равноапостольного Великого Князя Владимира, Андрея Боголюбского, Владимирских Глеба и Георгия, Александра Невского, Дмитрия Донского — правителей и покровителей Княжества Ростовского.

Также можно увидеть изображения девяти святителей:

  • Федора Ростовского;
  • Леонтия Ростовского;
  • Исаи;
  • Кирилла;
  • Игнатия;
  • Иакова;
  • Симона Суздальского;
  • Иоанна Суздальского;
  • Дионисия Суздальского.

Эти святители внесли неоценимый вклад в просвещение и распространение христианства на земле русской.

Справа от входа можно увидеть изображение Владимирской иконы Матери Божией, посвященной празднику Сретения. Этот образ распространился по Руси после чудесной победы над Тамерланом.

На стене рядом с входом есть еще одно интересное изображение: под иконой Матери Божией «Указующая путь» («Одигитрия») нарисован мужчина в красных одеждах с раскинутыми в стороны руками. Это напоминание еще об одном чуде, происходившем в Византии. В период гонения на иконы одна женщина попыталась выцарапать глаза Богоматери Одигитрии, однако Богородица простерла к ней руки, и женщина ослепла. После этого она долго молила о прощении, и зрение к ней вернулось. Женщина постриглась в монахини, и с тех пор монастырь Одигон это место, куда приезжают молиться о прозрении слепые, и где они могут рассчитывать на особое участие и заботу. Люди, ухаживающие за источником рядом с монастырем и выносящие икону к страждущим носили красные одежды. Они должны были носить икону без помощи рук, обходя 50 раз рыночную площадь благословляя людей и их работу. В торжественных шествиях часто участвовал император и его приближенные. Шествия с иконой часто сопровождались чтением Акафиста Матери Божией, поэтому на стене есть строчка из Акафиста.

Иконы собора

В Успенском Кафедральном Соборе хранятся уникальные иконописные образы. Из наиболее почитаемых икон можно выделить Божью Матери Скоропослушницу. Образ, хранящейся в храме, написан в 1908 году, и является точным списком с Афонской Чудотворной иконы.

Образ целителя и покровителя воинов Пантелеймона написан в 1901. Этой иконе молятся об исцелении от недугов.

Икона Иоанна Предтечи написана по заказу и на средства прихожан в Афонских мастерских. Этот образ будет храниться в Успенском соборе до тех пор, пока не будет освящен Предтеченский Храм.

Федоровская икона Божией Матери особо почиталась жителями Иваново-Вознесенска и села Иваново. Этот образ покровительствует городу и занимает почетное в место в иконостасе Кафедрального Собора.

В Соборе также хранятся иконы особо почитаемых Святых:

  • Петра и Февронии;
  • Матроны Московской;
  • Леонтия Михайловского;
  • «Неупиваемая чаша» Матери Божией.

Особо стоит отметить соборную икону Иваново-Вознесенских святых. На ней изображены подвижники и святители, чья вера и подвиги прославили город. Праздник в честь этих святых отмечается 20 июня.

Фотографии

Фотографии Успенского Кафедрального Собора в Иваново можно найти в путеводителях, а также на различных специализированных сайтах. Есть интересные фото, рассказывающие об этапах восстановления храма, современные виды Собора, а также изображения внутреннего убранства и настенной росписи.

СВЯТЫНИ ЯРОСЛАВСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Борисоглебский монастырь. Преподобный Иринарх Затворник

В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами.
В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника.
Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора.

Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский

Переславская земля — родина святого благоверного князя Александра Невского.
В настоящее время в городе сохранилась Соборная площадь, где в княжеских палатах родился святой благоверный князь. Одно из памятных мест, которое связано с именем святого, — Спасо-Преображенский собор. Построенный в XII веке, — это уникальный памятник владимиро-суздальской школы зодчества. В этом соборе крестили князя Александра. В городе сохранились: Александрова гора у северо-восточного побережья Плещеева озера, на которой в XIII веке князь Александр основал Александров Борисоглебский монастырь; церкви Александра Невского и Сретенская XVIII века, построенные в честь Святого благоверного князя.

Никитский мужской монастырь города Переславля-Залесского. Преподобный Никита Столпник

С Никитским монастырем связано и имя первого из переславских святых — Никиты Столпника. Он служил сборщиком княжеских податей. Исцелял многих людей и недалеко от обители «ископал студенец», вода из этого источника и сегодня считается святой. Погребен Никита Столпник был на территории Никитского монастыря, официально канонизирован в ХVI веке. В 2000 году произвели вскрытие его мощей, и сегодня они покоятся в Благовещенском храме.

Свято-Никольский женский монастырь города Переславля-Залесского. Благоверный князь Андрей Смоленский и преподобный Корнилий Молчальник

Он был основан предположительно в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь города Переславля-Залесского. Преподобный Даниил

Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Илариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила, и он был канонизирован. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени.

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Святитель Димитрий Ростовский

В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского, преподобного Авраамия Ростовского. Хранится Ватопедская икона Божией Матери.

Воскресенский собор города Тутаева. Икона Спаса Всемилостивого

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона Божией Матери. Мощи святителя Игнатия Брянчанинова

Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых.

Казанский женский монастырь города Ярославля. Мощи святителя Агафангела

По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. Частица мощей святителя Афанасия Великого

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. После изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. 28 января 2012 года в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь города Ярославля епископ Рыбинский Вениамин доставил ковчег со святыми мощами святителя Афанасия Александрийского — покровителя обители. В обители находится список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы.

Успенский кафедральный собор города Ярославля. Мощи святых князей Феодора, Давида и Константина

Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года. С 2011 года в соборе почивают мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *