Усть каменогорская епархия

Герасимовский храм с. Герасимовка г. Усть-Каменогорска

В 1995 г. жительница с. Герасимовка Вера Николаевна Танакова передала свой дом, в котором она проживала, в дар Русской Православной Церкви. Вокруг храма (молитвенного дома) сложилась небольшая община. По благословению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) был создан приход, 17 июля 1995 г. получивший государственную регистрацию. Силами прихожан жилой дом был приспособлен под храм, вмещающий около 25 человек.

С момента открытия прихода настоятелями храма Герасима Великопермского последовательно были: иерей Виталий Кабачек, иеромонах Иустин (Ларионов). С июля 1999 г. по настоящее время настоятелем храма является иерей Александр Закурдаев, клирик Покровского храма г. Усть-Каменогорска.

Следует отметить, что основательница прихода Танакова Вера Николаевна в 2009 г. стала насельницей Семипалатинского Абалацко-Знаменского Петро-Павлоского женского монастыря, в 2010 г. приняв постриг с именем Митрофания. Осенью того же года монахиня Митрофания мирно отошла ко Господу.

В настоящее время проходит процесс юридического оформления здания и прилегающей территории в собственность Герасимовского прихода.

Статья составлена на основании материалов официального сайта Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Православной Церкви Казахстана, с внесением поправок некоторых неточностей

«В Казахстане православие, наряду с традиционным исламом, является одним из столпов духовности, выступая надежным партнером государства в деле сохранения межконфессионального мира и межэтнического согласия»

(Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев)

Провозглашение свободы совести стало закономерным следствием обретения Казахстаном Независимости. Это позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни, после многих десятилетий атеистических гонений. Так, если в 1956 году в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской церкви, то се­год­ня Митрополичий ок­руг объеди­ня­ет более 300 при­ходов, 9 мо­нас­ты­рей, 9 епар­хий и по­ряд­ка 4 милли­онов ве­ру­ющих, про­жива­ющих во всех об­ластях нашей Рес­публи­ки. Ве­дется об­ра­зова­тель­ная-де­ятель­ность в Алматинской ду­хов­ной се­мина­рии, в многочисленных приходс­ких воск­рес­ных шко­лах, в Петропавловске соз­да­на школа в честь преподобного Сергия Радонежского, функционируют два детс­ких при­юта, а также уч­режде­ния для ин­ва­лидов и прес­та­релых.

Провозглашение свободы совести стало закономерным следствием обретения Казахстаном Независимости. Это позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни, после многих десятилетий атеистических гонений. Так, если в 1956 году в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской церкви, то се­год­ня Митрополичий ок­руг объеди­ня­ет более 300 при­ходов, 9 мо­нас­ты­рей, 9 епар­хий и по­ряд­ка 4 милли­онов ве­ру­ющих, про­жива­ющих во всех об­ластях нашей Рес­публи­ки. Ве­дется об­ра­зова­тель­ная-де­ятель­ность в Алматинской ду­хов­ной се­мина­рии, в многочисленных приходс­ких воск­рес­ных шко­лах, в Петропавловске соз­да­на школа в честь преподобного Сергия Радонежского, функционируют два детс­ких при­юта, а также уч­режде­ния для ин­ва­лидов и прес­та­релых.

Важ­ней­ши­ми ве­хами в, но­вей­шей ис­то­рии пра­вос­лавно­го-Ка­захс­та­на ста­ли по­сеще­ния Рес­публи­ки Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ковс­ким и всея Ру­си Кириллом: в ян­ва­ре 2010 и в мае 2012 годов. Имен­но пос­ле пер­во­го по­сеще­ния раз­ви­тию цер­ковной жиз­ни был дан мощ­ный им­пульс.

Серьезное внимание уделяется работе с подрастающим поколением. Так, например, в Петропавловской и Булаевской епархии в районе Шал акына ежегодно проходит слёт православной молодёжи, в котором принимают участие несколько сотен юношей и девушек нашей области.

Православная церковь является постоянным участником диалога религий и цивилизаций. Представители православия активно выступают в ходе форумов, конференций, круглых столов различного уровня. Делегации высокого уровня представляли Русскую православную церковь на всех четырех съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане. К примеру, для участия в работе IV Съезда в 2012 г. в столицу Казахстана прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Поэтому нашу страну не случайно называют территорией межконфессионально мира и диалога мировых религий. Будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, Казахстан на своем примере наглядно доказывает возможность мирного сосуществования людей разного вероисповедания и является площадкой глобального диалога религий. Опыт Казахстана — стал достойным вкладом нашей страны в расширение взаимопонимания и развитие глобального диалога между цивилизациями.

Но эту стабильность надо сохранять, надо сознательно ее поддерживать, так как идущие сейчас в мире процессы не всегда способствуют сохранению стабильности; очень многие из этих процессов, напротив, имеют дестабилизирующее влияние.

Ряд крупных зарубежных и отечественных экспертов в области геополитики обращают внимание на нарастание общей нестабильности в мире. Это означает, что и государству и религиям Казахстана необходимо сохранять наш межконфессиональный мир.

Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своём ежегодном послании к народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» — отвёл особую роль духовной и религиозной безопасности жителей Казахстана.

В силу общемировой политической нестабильности на планете в большом числе возникают различные нетрадиционные псевдорелигиозные течения, проповедующие крайнюю нетерпимость по национальным, политическим или религиозным признакам. Очень важно, чтобы Казахстан и дальше, как это было на протяжении всех 25 лет Независимости, сохранял особые отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий. Без этого национального согласия и толерантности у страны не может быть будущего: «Нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений… Необходимо активно подключать к этой деятельности неправительственный сектор и религиозные объединения».

Казахстан может служить примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира. Ни в одной стране бывшего Советского Союза религиозные конфессии и нации не живут в таком согласии. Такое состояние национального вопроса в Казахстане объясняется, конечно же, не парадоксом, а особой моделью межнациональных отношений, построенных нашим народом.

Православная Церковь Казахстана полностью поддерживает борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом и готова активно помогать Отечеству в пресечении этого разрушительного явления и призывает всех православных христиан трудиться для поддержания в стране мира и согласия.

За годы Независимости Казахстана мы поняли, чего нужно добиваться, как строить свое будущее и каким оно должно быть. Огромное значение в становлении нашей страны как государства, конечно же, имеет межрелигиозное и межнациональное согласие. Во многом благодаря ему сегодня у нас есть возможность развиваться, жить в стабильности и согласии, с уверенностью смотреть в завт­рашний день, ставить новые задачи, цели и достигать их.

© Ларионов М. М., к.и.н.

СЕМИПАЛАТИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

ПАВЛОДАРСКО-УСТЬ-КАМЕНОГОРСКОЙ ЕПАРХИИ КАЗАХСТАНСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

Семипалатинский благочиннический округ в территориально-административном отношении охватывает западные районы Восточного Казахстана, в недавнем прошлом входившие в состав упразднённой в 1997 г. Семипалатинской области , занимающий центральную часть образованной в 2010 г. Павлодарско-Усть-Каменогорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – РПЦ МП .

Центр благочиния – г. Семипалатинск (официально Семей, в соответствии с президентским Указом о переименовании в июне 2007 г.) . Длительное время Семипалатинск был средоточием духовной и культурной жизни огромного региона. Обладая этим неоспоримым преимуществом, этот город являлся также одним из крупнейших административных центров на территории современного Казахстана, чему в большой мере способствовало его очень выгодное географическое положение на пересечении торговых путей.

Совокупность перечисленных преимуществ, не повлияла на выбор священноначалием Русской Православной Церкви места пребывания архиерейской кафедры новоучреждённой епархии. Предпочтение было отдано не Семипалатинску, удобно расположенному в самом его центре, не Усть-Каменогорску, в настоящее время имеющего наибольшее количество православных приходов, и, количество храмов которого в разы превосходит имеющиеся в двух других крупных центрах епархии. Кафедральным городом стал Павлодар, находящийся достаточно далеко от основного числа населённых пунктов, в которых сильны позиции православия в крае.

Накануне прекращения существования Российской Империи и образования на её развалинах советского государства, в Семипалатинске имелось шесть отдельно стоящих храмов (включая собор), четыре домовые церкви и одна часовня. Прибавим к этому числу двенадцать татарских мечетей, католический костёл и синагогу. Теперь лишь обладая развитым воображением, с помощью старых фотографий можно представить себе, насколько красиво выглядел Семипалатинск, небо над которым прорезали высокие башни колоколен храмов и минаретов мечетей, чьи объёмы высились над преимущественно одноэтажной застройкой городских кварталов.

В годы лихолетий многое было навсегда утрачено. Погибли в разное время: старейший в Казахстанском Прииртышье Знаменский собор, Александро-Невский, Никольский, Всехсвятский и Благовещенский храмы. Потерянными для Церкви оказались и домовые храмы: Иннокентия Иркутского, Сергия Радонежского, Скорбященский, ныне находящиеся в ведении высших и средних учебных заведений. Была разобрана или погибла при пожаре большая часть мечетей.

Уцелело немногое, но и то, что сохранилось – четыре мечети (две деревянные и две каменные), православные: храм, Киргизская (Казахская) духовная миссия, часовня и еврейская синагога до настоящего времени является главным украшением современного Семипалатинска.

Единственный сохранившийся в городе приходской храм – Воскресенский собор в районе бывшей казачьей станицы (рис.1). Это второе по хронологии православное культовое сооружение Семипалатинска, строившееся с 1857 по 1860 гг. по проекту архитектора А. Болботова . Непросто сложилась судьба храма в советский период. За него постоянно шла борьба между обновленцами, григорьевцами и тихоновцами, последовательно владевшими церковным зданием. После того, как Воскресенский храм был передан православной тихоновской общине, он, ввиду того, что остальные городские церкви были, или разрушены или захвачены обновленцами, стал местом постоянного служения архиереев – управляющих Семипалатинской епархией, получил статус Кафедрального собора. В 1938 г. были прекращены постоянные богослужения. Несмотря на это, по свидетельству современников, богослужения, совершаемые проживавшим в городе ссыльным духовенством, периодически возобновлялись. Местное, штатное духовенство во главе с архиепископом Александром, осенью 1937 г. было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности и впоследствии расстреляно. В дальнейшем храм предполагалось разрушить, но эти планы были нарушены началом Великой Отечественной войны, а с 1943 г. уже остро стал вопрос о возвращении собора верующим и возобновлении в нём регулярных богослужений .

В 1944 г. Воскресенский собор вновь становится кафедральным храмом возрождённой Семипалатинско-Павлодарской епархии Московского Патриархата, впоследствии упразднённой и влившейся в состав Алма-Атинской и Казахстанской епархии. В 1991 г. Алма-Атинская епархия была разделена на три самостоятельных епархии и Воскресенский собор становится вторым кафедральным храмом крупнейшей из них – Алматинской и Семипалатинской. После того, как к данной епархии была присоединена столица Казахстана город Астана и она стала именоваться Астанайской и Алматинской, храм утратил значение кафедрального, но сохранил за собой статус собора. При образовании Казахстанского Митрополичьего Округа, в процессе дробления существовавших в Казахстане епархий появились предпосылки для восстановления Семипалатинской епархии, но, как уже говорилось, епархиальным городом стал Павлодар, а вторым кафедральным городом был избран Усть-Каменогорск.

Несмотря на это, Воскресенский собор по-прежнему является одним из общепризнанных центров православия в Казахстанском Прииртышье, куда устремляется большое количество паломнических групп из различных регионов Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. Главной святыней собора является Чудотворный Образ Божией Матери «Абалацко-Семипалатинской». Местом устремления паломников является также могила известного своей святостью старца – иерея Евфимия Владимирова, находящаяся в ограде храма возле алтарного выступа. Настоятелем храма и благочинным Семипалатинского церковно округа яляется митрофорный протоиерей Феодор Проскурин. Приход Воскресенского собора является крупнейшим и наиболее стабильным во всём обширном по территории, но весьма скромным по числу храмов и количеству прихожан Семипалатинском благочинии.

Кроме Воскресенского собора в Семипалатинске имеется ещё два объекта православной принадлежности: женский монастырь и часовня, находящиеся в левобережной части города, именуемой Жана-Семей (бывшая Заречная слободка). Оба здания дореволюционной постройки.

Рис. 1 Рис. 2

Петро-Павловский Абалацко-Знаменский Семипалатинский женский монастырь (рис.2) расположен в сохранившемся корпусе бывшей Киргизской (Казахской) Духовной Миссии, построенном в 1894 г. Миссионерский корпус имел первоначально два этажа, ныне это трёхэтажное здание. В верхнем (Петра и Павла) и нижнем (Абалацкой Иконы Божией Матери) храмах совершаются уставные богослужения. Это единственный случай в Семипалатинске, когда возобновлены службы в домовых церквах. В досоветский период женский монастырь располагался вблизи города, на месте именуемом Святой Ключ, рядом с которым в 1718 г. и была основана Семипалатная крепость. В 1777 г. крепость была перенесена на место, где и ныне расположен Семипалатинск . Небольшой посёлок на месте прежней крепости до революции назывался Старый Семипалатинск, а ныне называется Старая Крепость. В советский период монастырь был полностью уничтожен, но Святой Ключ всегда был местом паломничества людей.

В позднейшее время здесь были построены: часовня и купальня для паломников. Популярность Святого источника, историю которого мы здесь опускаем, возрастает год от года и, не только в среде православно верующих. В память об утраченном Свято-Ключинском монастыре на территории современной обители выстроена часовня. Настоятельницей монастыря является монахиня Паисия (Сорокун) .

Пантелеимоновская часовня была построена в 1902 г. В настоящее время возвращена верующим и освящена во имя Святителя Николая . Эта часовня – единственная, сохранившаяся с досоветского периода на территории современного Восточного Казахстана. Каждый четверг духовенством Воскресенского собора в ней совершаются соответствующие службы с чтением акафиста Святителю Николаю (рис.3).

Следует также отметить, что Воскресенский собор и Никольская часовня Семипалатинска – единственные в области, дошедшие до настоящего времени примерно в том виде, в каком были когда-то построены, без существенных утрат, исключая оформление интерьера.

Рис. 3 Рис. 4

Близ Семипалатинска расположен бывший казачий посёлок Озёрный, попросту именуемый сегодня Озёрками. В центре села расположены: старинное кладбище и краснокирпичная Никольская церковь , своим шатром напоминающая часовню. Построена она была приблизительно в 1912 г. Возобновление деятельности прихода в новейшее время произошло в 1991 г. После проведения ремонтных работ, богослужения в храме были возобновлены, но называться церковь стала Иоанно-Предтеченской. До настоящего времени это единственный действующий сельский храм дореволюционной постройки на территории Восточного Казахстана (рис.4). Ожидается решение участи другого сельского храма старой постройки – церкви Петра и Павла в селе Митрофановка соседнего Усть-Каменогорского благочиния, где были проведены значительные ремонтные работы. Однако отсутствие до сих пор общины в Митрофановке, ставит под сомнение возможность развития там приходской жизни.

Крайне малочисленна православная община и в Озёрках. В первую очередь это объясняется резким сокращением численности русского населения. Во-вторых, общим значительным ослаблением религиозности населения сельской местности в советский период. Приход Иоанно-Предтеченского храма крайне мал. Вполне возможно, в перспективе постепенное угасание здесь церковной жизни. Осуществление всех мероприятий по улучшению внешнего облика храма, оформлению интерьера, обустройством прилегающей территории было осуществлено с помощью со стороны Семипалатинского прихода. Настоятелем Иоанно-Предтеченского храма является иерей Сергий Леонидович Жарич. Поскольку Озёрский приход расположен в непосредственной близости от собственно города, да к тому же, в пределах административной территории Семипалатинска, условно отнесём его к числу городских храмов.

Прочие храмы благочиния расположены в достаточном отдалении от центра округа. Почти все они имеют ограниченное количество прихожан и расположены в приспособленных помещениях. Нужно отметить, что в Семипалатинском регионе Восточного Казахстана в гораздо большей степени, чем в Усть-Каменогорском наблюдался, особенно в 1990-е годы, широкомасштабный отток русского населения, как правило, эмигрировавшего в Российскую Федерацию. В настоящее время этот процесс продолжается, но в меньших размерах. Тем не менее, резко сократилось число потенциальных носителей элементов православной культуры. Существующие в настоящее время немногочисленные приходы благочиния сосредоточены главным образом к северу от реки Иртыш, в Бородулихинском и Бескарагайском районах. В районах, расположенных к югу от Иртыша в досоветский период находились вполне благополучные приходы, имевшие добротные типовые храмы, в ряде случаев в том или ином виде сохранившиеся до настоящего времени. Ныне на этих огромных территориях нет ни одного действующего православного храма. Единственная функционирующая церковь – Пророко-Ильинский храм с. Урджар одноимённого района, когда-то крупной казачьей станицы. Но этот храм входит теперь в состав Алматинской епархии из-за отдалённости от Семипалатинска и Усть-Каменогорска, что затрудняло связь общины с благочинническим центром, и, напротив, близости к приходам северной части Алматинской области. Другой левобережной действующей церковью является храм Михаила Архангела в пос. Шульбинск, где бремя настоятельства несёт священник Виктор Сергеевич Волков.

Отсутствие в обозначенных районах действующих православных приходов широко используется в свою пользу региональным руководством Римско-Католической Церкви, центром которой в Восточном Казахстане является город Чарск (в казахском прочтении – Шар), где в постсоветский период выстроен грандиозный собор, освященный в честь Архангела Михаила. Город Чарск находится на территории Жарминского, в прошлом переселенческого района. Во всех населённых пунктах, где ранее существовали православные приходы и, как говорилось, сохранились некоторые храмы, ныне организованы и проявляют активную деятельность католические приходы.

В районном центре Жарминского района – с. Георгиевка (ныне Калбатау) сохранился остов деревянного храма Рождества Богородицы, построенный в 1906 г. попечением священника Василия Пешехонова на средства полковника Елагина. Бывшая церковь приспособлена под музей, её наружные стены закрыты металлопластиком, вредным для деревянных конструкций сооружения. Интерьер храма сохранён – легко прочитывается характерное членение помещения на притвор, трапезную, основной зал и алтарь. От прежнего оформления интерьера не осталось и следа, всё пространство занято под экспозицию местного музея.

Инициативная группа селян, икавшая поддержки в деле воссоздания православного прихода не нашла поддержки ни в Семипалатинске, ни в Усть-Каменогорске. Ситуацией немедленно воспользовались римо-католики, организовавшие в Георгиевке приход Вознесения Господня, в настоящее время имеющий свой небольшой храм.

Аналогичные явления наблюдаются и в других близко расположенных населённых пунктах. В Вознесеновке (Бирлик), Покровке (Каражал), Троицком (Салкынтобе) существуют римско-католические общины, опекаемые более крупными приходами – Чарским и Георгиевским. Это происходит при наличии памятников православного прошлого региона, римо-католиками становятся не только потомки прихожан православных храмов, но и представители казахского населения. В настоящее время христианство в Жарминском районе представлено почти полностью католиками.

Недалеко от Георгиевки расположено живописное село Покровка (Каражал), украшением которого является Покровский храм, построенный в 1907-1908 гг. (рис.5). Ещё в советские годы он был лишён своих вертикальных завершений и использовался в качестве сельского клуба. В начале XXI в. была сделана попытка его ремонта и приспособления под римско-католический храм. В 2002 г. храм был подожжён местными вандалами и, в настоящее время сохраняются лишь его стены, до сих пор поражающие красотой его пропорций, великолепным качеством кирпичной кладки . Рядом с церковью находится здание школы, современное храму. Школа действует до сих пор.

На некотором отдалении от Покровки расположено село Троицкое (Салкынтобе), где сохранились руины бывшего храма . Других свидетельств православного прошлого на территории Жарминского района не имеется, если не брать в расчёт сохранившиеся образцы русского и украинского типов жилищ, некогда получивших здесь широкое распространение, но это уже иная область исследований.

В южной части Семипалатинского региона, рядом с городом Аягуз расположено село Мамырсу, в прошлом город Сергиополь, в котором сохранился православный храм, построенный в конце 1850-х гг. и освященный во имя Иоанна Богослова . Храм используется в качестве спортивного зала воинской части, доступ к нему затруднён. В постсоветский период в Аягузе была зарегистрирована православная община, но, в связи с крайней малочисленностью прихода, его деятельность была прекращена с ведома Алматинско-Семипалатинской епархии. Это был первый случай, санкционированный епархией, когда храм закрывали в условиях отсутствия гонений или какого-либо вмешательства извне. Наряду с прекращением деятельности Аягузского прихода, были закрыты приходы: Богородице-Рождественский в Асубулаке (Уланский район) и Троицкий в Большой Владимировке (Бескарагайский район). В настоящее время попытка возрождения приходской жизни осуществлена лишь в пос. Асубулак Уланского района Усть-Каменогорского благочиния.

Таким образом, мы наблюдаем в левобережной части Семипалатинского благочиния наличие лишь одного действующего православного храма в Шульбинске.

Прочие действующие храмы расположены в северной части региона. Наиболее ранние из них это Никольский храм в районном центре Бородулиха (рис.6) и Успенский храм в с. Канонерка, открытые в 1991 г. Настоятелем Бородулихинского храма является иеромонах Агапит (Никонов), прежде бывший клириком Воскресенского собора Семипалатинска. В Бородулихе более 9 тысяч жителей, большая часть русских. Храм расположен в приспособленном помещении. Канонерка (в досоветском прочтении – Канонирское) – село с большим количеством интересных бревенчатых строений конца XIX – начала XX вв. До настоящего времени не дошли наиболее значимые строения села, в том числе и православный храм. Нынешняя церковь расположена в приспособленном помещении. Настоятелем прихода является священник Пётр Николаевич Хонин, в порядке церковной необходимости привлекаемый также для совершения богослужений в Семипалатинском соборе.

Рис. 5 Рис. 6

На территории Бескарагайского района в досоветский период имелись значительные приходы в Большой Владимировке, станице Долонской и станице Семиярской, а также миссионерский стан в Малой Владимировке, однако в настоящее время действующих храмов в этих населённых пунктах больше нет, о былом величии церковных сооружений свидетельствуют лишь руины Никольского храма в Долони, построенного в 1901 г. . Остальные храмы утрачены, за исключением, быть может, Семиярки, где имеются развалины крупного досоветского сооружения. Возникло предположение, что это остатки храма Всемилостивого Спаса, построенного в 1825 г. Но после того, как были обнаружены две фотографии этой церкви, отражающие её первоначальный облик, появились сомнения в правильности первоначальной версии. Одним из последних погиб, в результате пожара, храм в Рамадане (Малой Владимировке), в советское время превращённый в сельский клуб.

В 1992 г. открылся приход в пос. Жезкент на Казахстанско-Российской границе. Настоятелем Иоанно-Богословского храма является протоиерей Роман Бобровский. С 1993 г. действующий храм открылся в одном из отдалённых населённых пунктов региона – городе Курчатове, в советские годы являвшемся закрытым городом, одним из наукоградов, название и местоположение которого не указывалось на картах. Он был более известен как некий пункт «Конечная». Курчатов – столица закрытого ныне ядерного полигона под Семипалатинском. Нынешний Казанский храм расположен в здании бывшей резиденции куратора первых испытаний на полигоне от правительства СССР Л. П. Берии. Храм дважды горел, и оба раза ремонтировался с помощью сбора средств, проводимых в крупнейших приходах Прииртышья. Настоятель храма – священник Александр Олегович Юркин. В 1998 г. был организован приход в с. Новая Шульба. Настоятелем Владимирского храма назначен священник Евгений Алексеевич Нектеров.

Таково, в общих чертах, положение православных приходов Семипалатинского благочиннического округа Павлодарско-Усть-Каменогорской епархии. В связи с разукрупнением Астанайско-Алматинской епархии можно ожидать, что епархиальными властями будет уделяться больше внимания тому месту, которое занимает Русская Церковь в регионе. С другой стороны, появление в Казахстане большого количества новых епархий может сыграть и отрицательную роль, поскольку появилась необходимость их содержания, осуществляемого, в том числе и за счёт отчислений с приходов, которые, как это видно из сообщения скорее нуждаются в дотациях, нежели способны оплачивать нужды епархиального управления. Налицо ситуация, когда общее количество православных христиан по указанным причинам не только не увеличилось, но и значительно уменьшилось, и процесс дальнейшего сокращения русского населения видимо будет продолжаться. Насколько оправдана на этом фоне политика Московской Патриархии, направленная на увеличение числа православных епархий в Казахстане покажет время. В заключении следует добавить, что процесс сегментации продолжается. Образованная 6 октября 2010 г. Павлодарско-Усть-Каменогорская епархия, официально просуществовав ровно год, 6 октября 2011 г. постановлением Священного Синода РПЦ МП разделена на две самостоятельные епархии: Павлодарскую и Экибастузскую с центром в г. Павлодаре и Усть-Каменогорскую и Семипалатинскую с центром в г. Усть-Каменогорске.

Примечания

1 Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана (1920-2002 гг.). – Усть-Каменогорск, 2005. – 594 с.

2 Православный церковный календарь. – Алматы: Издательство Казахстанской Митрополии, 2011. – 148 с.

3 Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2007 года город Семипалатинск переименован в город Семей

4 Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана: Усть-Каменогорск, 2007. – 144 с.

5 «Свет православия в Казахстане» (Приложение – Календарь казахстанских новомучеников, октябрь-декабрь). – Издание Алматинской епархии, Алматы, 2002. – 36 с.

6 Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. – 610 с.

7 Кашляк В.Н. Семипалатинский Святой Ключ. – Семей, 2010. – 180 с.

8 Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск, 2006. – 128 с.

Список иллюстраций

1 Воскресенский кафедральный собор г. Семипалатинска. Фото конца 1940-х гг.

2 Петро-Павловский Абалацко-Знаменский Семипалатинский женский монастырь. Фото Григорьевой И.В., 2004 г.

3 Никольская (Пантелеимоновская) часовня г. Семипалатинска. Фото автора, 1988 г.

4 Иоанно-Предтеченский (Никольский) храм пос. Озёрки. Фото автора, 2008 г.

5 Покровский храм с. Каражал (Покровка) Жарминского района ВКО. Фото автора, 2007 г.

6 Никольский храм с. Бородулиха Бородулихинского района ВКО. Фото Дёмина Ю.В., 2004 г.

Таблица. Семипалатинское благочиние. (сост. автор)

Наименование, город

Настоятель

Дата открытия / возобновления работы

Краткая характеристика

Воскресенский собор (1860), г. Семей

(Семипалатинск)

протоиерей Феодор Проскурин (благочинный)

1944 г.

Приходской, городской, типовой, кирпичный

Знаменско-Петропавловский женский монастырь (1894), г. Семей

( Семипалатинск)

монахиня Паисия (Сорокун)

1994 г.

Приходской, городской, типовой, кирпичный

Иверской иконы Божией Матери часовня женского монастыря, г. Семей

( Семипалатинск)

монахиня Паисия (Сорокун)

2002 г.

Часовня, приходская, городская, типовая, кирпичная

Никольская (Пантелеимоновская) часовня (1902),

г. Семипалатинск

окормляется причтом Воскресенского собора

1997 г.

Часовня, приходская, городская, типовая, кирпичная

Иоанно-Предтеченский храм (Никольский),

с. Озерки (1912),

г. Семипалатинск

священник Сергий Леонидович Жарич

1991 г.

Приходской, сельский, типовой, кирпичный

Никольский храм,

с. Бородулиха

иеромонах Агапит (Никонов)

1991 г.

Приходской, сельский, приспособленный

Владимирский храм,

с. Новая Шульба

Священник Евгений Алексеевич Нектеров

1998 г.

Приходской, сельский, приспособленный

Михайло-Архангельский храм,

п. Шульбинск

Священник Виктор Сергеевич Волков

1992 г.

Приходской, сельский, типовой, кирпичный

Казанский храм,

г. Курчатов

Священник Александр Олегович Юркин

1993 г.

Приходской, сельский, приспособленный

Иоанно-Богословский храм,

п. Жезкент

Протоиерей Роман Евгеньевич Бобровский

1992 г.

Приходской, сельский, приспособленный

Успенский храм,

с. Канонерка

священник Петр Николаевич Хонин

1991 г.

Приходской, сельский, приспособленный, деревянный

Итого: 11 культовых сооружения (храмов и часовен: отдельно стоящих) на территории Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской епархии.

соборных церквей – 1 городских храмов и часовен – 5

монастырских – 1 (в т.ч. в Семипалатинске – 4)

приходских – 7 сельских церквей – 6

малоприходных – 6 приспособленных – 5

часовен – 4 досоветской постройки – 4

Сегодня, 13:55

ВКО нет выздоровевших от коронавируса за сутки

Сегодня, 13:28

В Усть-Каменогорске в субботу пройдет ярмарка сельхозпродукции

Сегодня, 12:58

Полицейские ВКО задержали пьяного водителя, лишенного прав (ВИДЕО)

Сегодня, 12:32

В 99 % домов Усть-Каменогорска пришло тепло

Сегодня, 12:15

В отделе занятости Семея установлен лифт для людей с ограниченными возможностями

Сегодня, 12:02

Зафиксирован рост коронавирусной пневмонии в Казахстане

Сегодня, 11:32

Цой: Смягчения карантина не будет

Сегодня, 10:52

В Усть-Каменогорске презентована система электронного билетирования (ВИДЕО)

Сегодня, 10:08

В Усть-Каменогорске ликвидирован пожар в подвале торговой компании

Сегодня, 09:32

Департамент по ЧС ВКО напоминает жителям области о пожарной безопасности

Сегодня, 09:00

Более 20 тысяч медработников ВКО получили надбавки к зарплате за борьбу с COVID-19

Сегодня, 08:45

ВКО вновь лидирует по количеству заболевших коронавирусом за сутки

01.10.20, 18:32

Прилетающих из-за границы казахстанцев будут тестировать на КВИ бесплатно

01.10.20, 17:21

Даниал Ахметов проверил, как идут работы в Пульмонологическом центре (ВИДЕО)

01.10.20, 15:49

За нарушение тишины в съемных квартирах по ВКО к ответственности привлечены более 90 человек

01.10.20, 15:15

Во дворе частного дома в ВКО сгорело 4 тонны сена

Часовня, освящённая в честь Новомучеников Российских и Казахстанских, в годину лютых гонений за Христа пострадавших, расположена в самом центре исторического Усть-Каменогорска, во многом уже утратившего свои характерные черты благодаря активному сносу старой застройки. Усть-Каменогорск, основанный по указу императора Петра Великого руководителем экспедиционного отряда лейб-гвардии майором Иваном Михайловичем Лихаревым в 1720 году, долгое время довольствовался единственной церковью – Троицким храмом в крепости. Лишь только в 1885 году началось строительство большого городского Покровского собора, закончившееся в 1888 году – в год празднования 900-летия Крещения Руси. Его век оказался недолог, а судьба, как и у большинства русских храмов, трагичной.

В 1923 году собор переходит во владение к обновленческой общине, приобретя на некоторое время статус кафедрального. Малочисленная обновленческая община была не в состоянии содержать такое большое здание, храм постепенно приходил в ветхое состояние. В 1935 году обновленцы по собственной инициативе отказались от дальнейшего использования собора и возбудили ходатайство о предоставлении им более скромного помещения для совершения богослужений. Некоторое время собор ещё простоял, используемый в качестве зернохранилища, но уже в мае 1936 года было принято решение о его сносе и использовании полученных при разборе материалов для строительных нужд города. Из полученного кирпича, в частности, был выстроен городской железнодорожный вокзал, функционирующий по настоящее время, а также, по некоторым данным, некоторые постройки Усть-Каменогорского пивзавода. На месте соборной и прилегающей к ней базарной площадей известным в Восточном Казахстане садоводом Дмитрием Гордеевичем Панкратьевым был разбит парк, названный в честь приезжавшего в Усть-Каменогорск в 1934 году С.М. Кирова. Остатки собора – фундамент и подвальные сооружения оказались погребены под слоем земли, на которой был устроен цветник, поскольку деревья на месте собора не росли. Пустошь в центре парка отчётливо показывала местонахождение бывшего собора.

Начиная с 1991 года, представители городского духовенства ходатайствовали об установлении на месте собора памятного знака или креста. Однако, в тот момент это пожелание не нашло отклика у городских властей. Только через 10 лет, в 2001 году, по инициативе благочинного Усть-Каменогорского церковного округа, настоятеля Покровского храма иеромонаха (ныне игумен) Амфилохя (Бондаренко), осуществилось строительство деревянной часовни на месте собора. Позже недалеко от часовни была построена звонница, оснащённая колоколами. Новомученическая часовня приписана к Покровскому храму Усть-Каменогорска. Благодаря местоположению в самом центре города, в ней всегда есть посетители, огни свечей не угасают с раннего утра до позднего вечера. Из богослужений в часовне совершаются молебные пения, акафисты, отпевания и панихиды. Новомученическая часовня стала неотъемлемой частью городского пейзажа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *