Усть нарва

2009-03-03 20:14:14: НХМ

Уже 16 лет подряд, каждое воскресенье в городском доме культуры эстонского города Нарва Объединенная Церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) проводит евангелизационные служения. 22 февраля 2009 года не было исключением.

В 10 утра очередное служение открыл пресвитер поместной церкви «Эммануил» Борис Веремей. «Не все сегодня славят Бога, и это печально», отметил пресвитер.

Голос Божий — основная тема следующего спикера Александра Чурбакова. Он отметил, что человеку очень важно слышать голос Божий. Его голос сегодня разнообразно звучит в сердце каждого, и когда Бог войдет, тогда в жизни будет перемена. Проповедник напомнил Ев. от Марка 6:46-52, где говорится о буре на море, и добавил, что в этом мире дуют разные ветры, но когда Иисус входит в жизнь, то приходит мир и покой. «Ты не грусти, что жизнь так быстро мчится» — звучала песня в исполнении Юлии Смирновой.

Борис Веремей снова обратился к аудитории и прочитал из посл. Евр.2:1. Его главной темой были слова «…мы должны быть особенно внимательными к слышанному…» Он акцентировал внимание слушателей на том, что посторонние вещи отвлекают человека от самого важного в жизни и могут быть смертельно опасными. Люди охотно уделяют внимание чему угодно, но самое главное в жизни не хотят слышать.

Человечество должно услышать Бога, чтобы обрести покой. Люди хотят услышать по телерадиовещанию, узнать через СМИ, что делать в этом время кризиса, но не слышат Бога. «Сегодня Бог повелевает всем повсюду покаяться», подчеркнул Борис Веремей. «Надейтесь на Бога и не делайте никаких шагов, которые могут повредить душе, она ведь ценнее всего», — сказал в заключение спикер. «Есть край, есть край, отчизна есть другая», — подтвердила музыкальная группа церкви «Эммануил».

Заканчивал служение епископ ОЦХВЕ Эстонии Борис Шутов. Он напомнил слушателям о страхе Божьем. «Благоволит Господь к боящимся Его…» (Пс.146:11), таким был центральный стих его проповеди. Проповедник говорил о том, что страх Божий помогает не грешить и дает благословение на будущее, а также располагает Бога к человеку. Сегодня люди ценят расположение высоких начальников, но расположение Бога во много раз ценнее. Борис Шутов заострил внимание слушателей на том, что страх Божий дает благословение не только поколению, которое его проявляет, но и грядущим поколениям.

Виктор Ковальчук, Эстония, для ТРК «Пилигрим»

Собор Воскресения Христова в Нарве (1896)

Построен в 1890 — 1896 гг. по проекту архитектора Павла Алиша.

Освящен 17 ноября 1896 года архиепископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым).

Боковые приделы освящены в 1897 году в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

Нижний храм освящен во имя святого преподобного Серафима Саровского 16 ноября 1996 года архиепископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Православный Воскресенский собор построен в городе Нарве в 1890-1896 годах. Первые сведения об идее сооружения отдельной церкви для рабочих Кренгольмской мануфактуры православного вероисповедания имеются в архивных документах ещё за 1872 год. Однако, в силу исторических причин, к её реализации оказалось возможным приступить лишь в 1890 году. Огромную роль при этом сыграл эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской. Строительство церкви осуществлялось целиком на средства Кренгольмской мануфактуры, которая выделила на постройку в общей сложности более пятисот тысяч рублей. Храм возведён в районе Иоахимсталь на земле, пожертвованной почётным гражданином Нарвы Иваном Карловичем Прове, который выкупил её на личные сбережения.

Торжественная закладка храма, приуроченная к официальной встрече в Нарве двух императоров — российского Александра III и германского Вильгельма II, была совершена 5 августа 1890 года преосвященным Арсением, епископом Рижским и Митавским, в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, а также великой княгини Ксении Александровны, великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны, великих князей Николая Николаевича (старшего) и Александра Михайловича и многих других высокопоставленных лиц. Первый камень в фундамент положил сам император Александр III.

Освящение храма состоялось 17 ноября 1896 года. В этот день архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) освятил главный престол во имя Воскресения Христова. Архитектурное решение храма восходит к византийской культурной традиции, и в плане он имеет вид греческого креста. У Нарвского собора, подобно Софийскому собору в Константинополе, есть центральный купол, главенствующий в пластике объёма здания и создающий просторный и величавый интерьер, являющийся совершенно уникальным элементом в архитектурном облике города.
Особенную духовную силу имеет резной золочённый иконостас работы Астафьева, практически не обновлявшийся сто с лишним лет. Иконы для него были написаны в мастерской московского художника Михаила Дикарева так называемым старым пошибом и представляют собой прекрасный образец поздней древнерусской иконописи, ориентированной по стилю на московскую традицию начала XVI века. В соборе среди икон находятся чудотворные образы: обретенный в 1558 году Святителя и чудотворца Николая, Знамения Божией Матери и список Нарвской Богородицы, подлинник которой исчез во время Второй мировой войны.
Иконостас собора имеет уникальное значение в масштабе не только Эстонии, но и всей России; ибо трудно назвать ещё один храм, где поздняя икона составляла бы единое композиционное целое как с внутренним убранством, так и с его внешним архитектурным обликом.
В годы Второй мировой войны собор сильно не пострадал и с 1945 года в нём уже проводились службы. Политическая обстановка того времени не способствовала распространению религии среди населения, однако приход у собора всё же был. Его составляли в основном приезжие люди старшего поколения.
Сегодня Воскресенский собор является центром православной жизни в Нарве. Нарвский Воскресенский собор находится в юрисдикции Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 2 октября 1990 года при соборе была открыта воскресная школа для детей от шести до четырнадцати лет. Программа рассчитана на четыре года обучения. Целью школы является религиозно-нравственное образование и воспитание молодых прихожан. Преподаются основы догматического богословия, нравственное богословие, основы церковного пения, изобразительного искусства и литературы. В настоящее время действует также воскресная школа для взрослых. При соборе открыта православная библиотека, имеющая более пяти тысяч книг.

Официальный сайт собора www.narvasobor.ee

Эстония. Ида-Вирумаа. Highlights
Нарва. Часть 1. Границы ключ переломлен пополам…
Нарва. Часть 2. В поисках безысходности
Нарва. Часть 3. Русский след
Нарва. Часть 4 и последняя. Длинный Герман
Силламяэ. Сталинский заповедник
Кохтла-Ярве. Эстонский Донбасс
Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа
Нарва-Йыэсуу, она же Усть-Нарва. Возвращение на границу
Последним городом, который я посетил в рамках своего путешествия по северо-востоку Эстонии, была Нарва-Йыэсуу. Пригород Нарвы, расположенный в устье одноименной реки, это, с одной стороны, типичный прибалтийский курорт с соснами и деревянными домиками вперемешку с виллами различной степени «крутости», а с другой — самый близкий к границе город Эстонии. В отличие от Нарвы, здесь границу можно чуть ли не пощупать — не в буквальном, конечно, смысле, так как она проходит по реке.

Нарва-Йыэсуу была чем-то вроде аванпорта Нарвы («чем-то» — потому что порта здесь никогда не было, и даже сейчас о его строительстве лишь идут разговоры) еще с начала 16 в. Основанная ливонцами, Нарва-Йыэсуу впервые упоминается в 1503 году — сюда из Нарвы был перенесен рыбный промысел, так как в реке из-за строительства Ивангорода и крепости местным жителям этим стало заниматься затруднительно. Впрочем, зданий той эпохи в Нарве-Йыэcуу не сохранилось — да и вряд ли деревянные рыбацкие лачуги могли дожить до наших дней.
Приехав в Нарву-Йыэсуу на автобусе из Нарвы, я, прежде чем пойти в сторону берега, зашел в городской парк, центр которого — здание курзала 1912 года. Честно говоря, ужаснулся, увидев, что оно из себя представляет в данный момент. А ведь в конце XIX — начале XX века Гунгербург (такое название город получил еще в эпоху владычества Ливонского ордена, и именно так он обозначался на картах Российской империи) это был один из самых престижных курортов на берегу Балтийского моря.

Сам парк заброшенным не выглядит.


После парка решил пройтись немного по улице Vabaduse (Свободы), которая переходит в дорогу на Таллинн и по которой идет автобус, связывающий Нарву-Йыэсуу с Нарвой. Если использовать терминологию из туристического бизнеса, то это даже не вторая и не третья линия. Но и на ней помимо традиционных прибалтийских досчатых домов…


…и даже избушек…

…есть вполне себе презентабельные виллы разной степени роскоши.

О том, что посторонним вход воспрещен, прохожие оповещаются на двух языках.
Здесь же, на Вабадузе, стоит единственная в городе православная церковь святого князя Владимира («новодельная»). Но есть в Нарве-Йыэсуу и баптистский, и даже кришнаитский храмы.
Вот это — башня четырехзвездочного отеля Meresuu & Spa. Здание построено еще в советское время, раньше здесь был профилакторий нарвского завода «Балтиец», ныне не существующего.
В связи с введением Эстонией визового режима со странами СНГ в 1992 году статус Нарвы-Йыэсуу как курорта сильно пошатнулся (рост количества туристских прибытий возобновился лишь в 2007 г.). Поэтому «заброшки» здесь хватает — я бы даже поставил Нарву-Йыэсуу по ее количеству на второе место на русском северо-востоке Эстонии после Кохтла-Ярве. Вот, например, здание бывшего санатория нарвской Кренгольмской хлопчатобумажной фабрики, в 1990-е переведенное на баланс города.
Рядом находится пивная. Вообще баров, клубов и прочих увеселительных заведений в Нарве-Йыэсуу мало — нынешний курорт, как мне показалось, ориентирован в первую очередь на семейный отдых.
А вот этот пряничный русский домик, до революции принадлежавший русскому промышленнику Пантелееву, построен по эскизам ни много ни мало художника И.Я. Билибина, его друга. Сейчас домом владеет эстонский предприниматель, но, похоже, восстанавливает уже начавшее рушиться здание он не спешит.
А вот этот дом принадлежит главному тренеру «Спартака» Валерию Карпину. Как утверждают эстонские таблоиды, еще будучи футболистом, Карпин приобрел в Нарве-Йыэсуу дачу за семь миллионов крон. Напомню, что Карпин родился и вырос в Нарве и даже имеет эстонское гражданство, так как его предки — выходцы с эстонского побережья Чудского озера — жили там в том числе в период Первой республики (1920-1940 гг.).
Вот они, блеск и нищета Нарвы-Йыэсуу. Прямо напротив дачи Карпина — деревянный домик, пока еще жилой.
Но пойдем же наконец к морю, по вымощенной плиткой дорожке.
Пляж тут широкий, песчаный и, надо сказать, довольно чистый. Должен сделать примечание по поводу отсутствия людей: дело было в начале июля, но день выдался холодным. А если пройти километра полтора по берегу вперед, то дойдешь до устья реки Нарвы и границы с Россией.
Вот эта арка над дорожкой принадлежит хостелу Мереранна, бывшему советскому санаторию.
Оказывается, в советское время в городе Пярну, еще одном эстонском курорте, существовала промышленность. Во всяком случае, этот люк изготовлен именно там.
В центре Нарвы-Йыэсуу в 2009 году установлен памятник солнцу. Есть в нем, откровенно говоря, что-то языческое… Впрочем, солнце изображено на гербе города.
Есть в Нарве-Йыэсуу и несколько жилых многоквартирных домов. Но не все из них жилые. Кстати, заброшенный дом похожей серии был и в Кохтла-Ярве.
И вот, наконец, я отправиился из центра туда, куда мне больше всего хотелось попасть в этом городишке — на границу. Для этого пришлось пройти через еще один квартал частных домов. Как коттеджей…
…так и более простых дач.
Очень на многих домиках висят объявления об аренде на летний период. Но хватает объявлений и о продаже недвижимости. Вот у этих господ даже есть российский номер (911 — код северо-запада России, в т.ч. Петербурга и Ленинградской области).
Наконец сквозь кусты прохожу к устью Нарвы. Вот, кстати, недостроенный и полуразрушенный мол, который отделяет морской пляж от устья.
А вот и само устье. На том берегу — уже Россия. Там тоже мог бы быть курорт, но, во-первых, нет дороги, а во-вторых — там установлен режим пограничной зоны.
На шлюпках сидят пограничники. Уверен, что они меня видели, но реакции с их стороны никакой не было. Справа — причал пограничных катеров.
А это — пограничная вышка.
Люди, видимо, купаются тут не только в море, но и в реке. Во всяком случае, этот песчаный замок имеет явно антропогенное происхождение:)
Дальше я пошел на автобусную остановку, чтобы вернуться в Нарву. По пути набрел на здание, страшно сказать, ночного клуба.
В конце концов вышел к началу улицы Vabaduse. Здесь находится единственный на весь город супермаркет — впрочем, для 2,6 тыс. постоянных жителей его, наверно, достаточно.
К сожалению, у меня не было возможности сравнить Нарву-Йыэсуу с Юрмалой или Палангой, так как ни там, ни там я пока не был. Но если сравнивать со Светлогорском Калинградской области, то, на мой взгляд, предпочтительнее выглядит именно наш курорт. Побывав в Светлогорске в январе 2010 года, могу сказать, что даже зимой там было больше жизни. К тому же там есть полноценная набережная, гораздо больше ресторанчиков (а тут, в Нарве-Йыэсуу, даже и «наливаек» раз-два и обчелся), магазинов, где туристы могли бы оставить деньги.
Всеэстонским курортом Нарва-Йыэсуу так и не стала. Таковым остается, видимо, Пярну.
Ну а дальше был автобус до Нарвы, check-out из хостела, пеший переход границы, автостоп до Петербурга и, наконец, поезд в Москву.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *