Уважение старших

Самый лучший способ научить ребёнка чему-либо, это показать на собственном примере. Именно поэтому так важно с самого раннего возраста демонстрировать своё уважение к родителям, бабушкам, дедушкам и просто людям старшего поколения. Для этого можно придерживаться некоторых принципов поведения:

  • Оказывать помощь взрослым и пожилым людям. Это может быть даже совершенно незнакомая бабушка, которой можно помочь донести тяжёлые сумки до квартиры.
  • Постоянно звонить и приходить в гости к бабушкам и дедушкам. При этом важно уделять внимание старикам, интересоваться их здоровьем.
  • Помогать старшим в быту. Обязательно нужно помогать делать уборку в доме, ходить в магазин, мыть посуду и т. д.
  • Уважительно и почтительно разговаривать со старшими. Пресекать даже малейшие попытки грубого отношения к взрослым.
  • Делиться угощениями, делать приятные подарки.

Соблюдая эти простые принципы, родители покажут ребёнку на своём примере, как правильно себя вести со старшими. И в дальнейшем их дети будут так же хорошо относиться к ним, и учить этому своих детей и внуков.

Воспитание детей нужно начинать с себя. Именно гладя на родителей, малыш учиться взаимодействовать с окружающим миром и людьми. Поэтому в доме должно царить взаимопонимание, доверие и забота друг о друге.

Притом что на Кавказе живут разные народы, различающиеся по своему происхождению, языку, вероисповеданию, обычаям, в их традиционной культуре есть ряд общих черт. И важнейшей из них наряду с гостеприимством, значимостью и развитостью родственных и земляческих связей является почитание старших.

До установления русской администрации управление делами сельской общины у различных народов Кавказа осуществлялось советом старейшин, куда входили пользовавшиеся наибольшим уважением почтенные представители составлявших сельскую общину фамилий. Выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. В их ведении находились вопросы повседневной жизни, требующие решений административного и частично, судебного характера: распределение общественных земель, устройство дорог, определение срока начала полевых работ и размер штрафа за его нарушение, разбор мелких проступков и преступлений, не повлекших кровопролития, разрешение споров. Судопроизводство осуществлялось на основании норм обычного права, а у народов, исповедовавших ислам, еще и с учетом шариатских норм. Если же пролилась кровь, то сельская община была заинтересована в недопущении или прекращении кровной мести. И задача примирения кровников также возлагалась на самых уважаемых представителей старшего поколения.

Главным критерием при выборе старейшин, как отмечает А. Г. Булатова на примере рутульцев, населяющих высокогорную часть Южного Дагестана, была безупречная репутация. На это же указывает название совета старейшин у другого народа Дагестана — лакцев: «марц | арамтал» (буквально — «честные мужчины»). Исследователи быта осетин отмечают особый авторитет, которым пользовались почтенные старики, решавшие общественные вопросы на «ныхасе» — древнем органе осетинского сельского самоуправления.

Непререкаемым авторитетом пользовались старики у вайнахских народов. Помимо того что в каждом селении были старейшины, решавшие спорные вопросы, определявшие вид наказания за проступки, существовал еще и общечеченский совет старейшин — «мехк кхел», куда входили наиболее уважаемые представители от девяти основных внутриэтнических подразделений чеченцев — тукхумов. Они собирались для коллективного решения важнейших вопросов, касавшихся всего народа.

Характерной чертой абхазского этикета, как указывает Я. С. Смирнова, было подчеркнутое уважение к старшим. При самых старших не лежали, не сидели, не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не гово рили, не появлялись небрежно одетыми. Старшим оказывали уважение такими знаками внимания, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну и т. д.

Отношение к старшим может выступать в некоторых случаях в качестве отличительного признака кавказца. Приведу пример из собственного опыта. Во времена студенческой юности случилось мне работать в археологической экспедиции, раскапывавшей курганы в степи недалеко от Махачкалы. Экспедиция состояла из московских и украинских исследователей и студентов. Я был в ней единственным дагестанцем. В один из первых дней моего пребывания там в лагерь зашел председатель сельсовета, мужчина лет пятидесяти — пятидесяти пяти. Ему надо было переговорить с начальником лагеря по какому-то делу. Тот же в это время отъехал в город, но должен был вот-вот вернуться, и пришедший к нему человек решил его подождать. Было время обеда, и студенты-практиканты, разместившись вдоль длинного стола, стоявшего во дворе, собирались приступить к еде. Стол был поставлен так, чтобы тень от деревьев и обвитой виноградом решетки защищала сидевших за ним людей от палящего летнего солнца. Гость же стоял, переминаясь с ноги на ногу, на самом солнцепеке, поскольку ему негде было сесть. Никто на него не обращал никакого внимания. Хотя я был там новым человеком и еще не освоился как следует, тем не менее спокойно сидеть я не мог и, встав со своего места за столом, предложил гостю пообедать с нами. Он поблагодарил и вежливо отказался, что было вполне предсказуемо, поскольку, будучи местным жителем, он наверняка уже пообедал у себя дома. Но предложить ему это сделать нужно было обязательно, поскольку нельзя есть в присутствии человека, не пригласив его за стол. Получив отказ присоединиться к обеду, я предложил ему сесть на мое место за столом (оно было крайним, и помешать остальным сидящий там человек не мог), чтобы не стоять на солнце. Он улыбнулся, поблагодарил и отказался. Тогда я просто остался стоять рядом с ним. Он некоторое время на меня украдкой посматривал, а потом сказал: «Ты, наверное, местный. Они все приезжие, а ты наш, дагестанский парень». На мой вопрос о том, как он это определил (а ярко выраженными кавказскими чертами внешне я не обладаю), он ответил, что понял это по поведению.

Особое отношение к старшим, к старикам было связано и с той ролью, которую они играли в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре поколения кровных родственников — родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин, жена основателя первоначальной семейной ячейки.

Характер власти главы семейной общины варьировался в пределах от деспотического, когда его право распоряжаться всем имуществом семьи и результатами трудовой деятельности ее членов ничем не ограничивалось и его указания должны были беспрекословно выполняться всеми домочадцами, до демократи ческих форм управления, когда авторитаризм главы семьи ограничивался семейным советом. При этом оба варианта могли сосуществовать в рамках одного этноса. Так было, например, у осетин. Притом что у большинства из них управление большой семьей строилось на демократических основах, у одной из групп осетин-переселенцев Моздокского района — «цайта» власть главы семейной общины носила деспотический характер.

Большие семьи прекращают свое бытование у горцев Кавказа в основном к концу XIX — началу XX века, что связано с изменением экономических условий и появлением возможности самостоятельного существования и ведения хозяйства малыми семьями.

Изменение форм семьи не повлекло перемен в отношении к старшим. Старики также сохраняли авторитет и влияние при решении важных вопросов как в кругу родственников, так и за его пределами, в рамках своей сельской общины. В селении любой человек почтенного возраста имел право сделать замечание подростку или юноше, который чем-то нарушал общественный порядок, принятые нормы поведения, мог дать более молодому мужчине какое-то поручение, и попробовал бы последний как-то огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников. Общественное осуждение и урон для чести рода были гарантированы.

С особым отношением к старшим, почитанием стариков на Кавказе тесно связан и феномен долгожительства. Специальные исследования его проводились в конце 70–80-х годов XX столетия среди абхазов и азербайджанцев. В результате обследования долгожителей у абхазов были выявлены следующие факторы, способствующие формированию этого феномена:

— геронтократический характер традиционной этнической культуры (обычаев; таких социальных институтов, как совет старейшин и др.);

— сохранение за старыми людьми значимых социальных ролей в жизни семьи и сельской общины;

— психологический комфорт стариков как важный компонент герогигиены, обусловленный, в частности, высокой мерой их включенности в социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами.

С этим тесно связана бoльшая плотность семейно-родовых связей по сравнению с внесемейными социальными коммуникациями, существование в абхазской традиционной культуре навыков «антистрессового поведения» и др.

Значимость социальной роли старых людей обеспечивает им психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, обусловливает лучшие бытовые условия, питание и уход. Сочетание всех этих факторов может само по себе воздействовать на увеличение продолжительности жизни.

По мнению исследователей, непосредственная вовлеченность стариков, в том числе долгожителей, в систему неформальной коммуникации села, развитость их социальных связей и личностно-эмоциональный характер последних отличают образ жизни абхазских долгожителей от образа жизни пожилых людей в современном городе, для жителей которого более характерны деперсонализо ванные связи и ролевой тип отношений. Выход на пенсию для горожан часто связан с ухудшением здоровья, уменьшением авторитета в семье, зависимостью от родственников и вынужденной бездеятельностью. Активное участие абхазских долгожителей в делах своей семьи, их включенность в социальную сеть и после прекращения трудовой деятельности в общественном производстве является важным психологическим фактором герогигиены.

В абхазской культуре существует множество выработанных веками форм поведения, способствующих преодолению воздействия стрессогенных факторов. Большое значение имеет участие в ритуалах жизненного пути и вообще в значимых для человека событиях значительного числа людей — родных, соседей, знакомых. Подобные формы поведения существуют и у других народов Кавказа. Но в Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки родных и соседей в ситуациях жизненно важных изменений — свадеб или похорон.

Народные обычаи включают «психотерапевтические» способы, установленные путем долговременного опыта, снятия или ослабления сверхсильных отрицательных эмоций. Традиция предписывает определенную дифференциацию форм поведения ближайших родственников покойного и других знавших его людей. Их сдержанное публичное поведение позволяет им как бы переложить часть эмоциональной тяжести на окружающих и сочувствующих им людей.

Сравнительные психосоциальные исследования пожилых и долгожителей, проведенные в конце 70-х— начале 80-годов XX века в Костромской области и на Кавказе, показывают, что кавказские старики — это люди, живущие в семье. Наиболее распространенным вариантом является проживание с детьми и супругом или супругой. Менее распространен вариант проживания респондента только с супругом. Обращает на себя внимание практическое отсутствие одиноких стариков. Респонденты, проживавшие в подвергшихся исследованию сельских районах Абхазии и Азербайджана, на протяжении всей жизни обычно не меняли ни места жительства, ни характера трудовой деятельности. Для них не была актуальна перспектива возможной или вынужденной перемены места жительства. Меняли место жительства только женщины, в связи с замужеством и обычно в пределах одного района. Не претерпевал изменений к старости и привычный пищевой рацион. Пенсия по старости представляла собой лишь дополнительную статью общесемейного дохода, и «выход на пенсию» не приводил к существенному изменению образа жизни и привычного объема работы.

Пожилые жители Костромской области существенно отличались от кавказцев по всем этим характеристикам. Наиболее массовой оказалась группа одиноких. К ним примыкала группа «одиноких, но имеющих родственников, проживающих отдельно», что практически тоже означало одинокий образ жизни. Непосредственная связь с родственниками у них носила нерегулярный характер и часто ограничивалась получением от них материальной помощи. Очень небольшая часть респондентов попадала в группу живущих в семье родственников (8,3% против 95% в Азербайджане и 41% в Абхазии). Актуальной для всех респондентов Костромской области была перспектива возможной перемены места жительства, что было связано с угрозой попадания в дом для престарелых (что не характерно для Кавказа) либо переезда к родственникам в город или другой район. Всех опрошенных тревожил вопрос об их дальнейшей судьбе в связи с одиночеством, болезнями и физической слабостью. Подобные переживания не возникали у респондентов кавказской группы. Пенсия для стариков-костромичей являлась одной из основных статей дохода, а круг общения ограничивался ближайшими соседями-сверстниками, от которых, как правило, только и можно было ожидать физической и моральной поддержки.

Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.

При всех исторических переменах и общественных потрясениях, изменениях уклада жизни, что принес с собой XX век, почтительное отношение к старшим на Кавказе неизменно сохранялось. Ситуация отчасти стала меняться в конце 80-х—90-х годах XX века. Разрушение прежних сложившихся экономических связей, углубляющаяся социальная дифференциация, массовое переселение горцев на равнину, массовая безработица, криминализация общества — все это привело к размыванию в определенной мере традиционной системы ценностей, сужению сферы их применения. Для значительной части сформировавшихся в 90-е годы «новых» дагестанцев, азербайджанцев, чеченцев и т. д. прежние нормы стали, если можно так выразиться, предметом внутреннего употребления, используемым только в своем узком родственном и дружеском кругу. Одним из симптомов набиравших силу в Чечне в начале 90-х годов негативных тенденций, по свидетельствам очевидцев, стало то, что молодые чеченцы перестали уступать места в общественном транспорте старикам-нечеченцам. Согласно традиционным нормам этикета чеченцев, равно как и других народов Кавказа, уважение человеку старше себя, тем более старику, оказывается независимо от его национальной принадлежности. Тот, кто не уважает чужих стариков, не будет уважать и своих.

И при всех сложностях и драматических перипетиях чеченской истории это отношение к старшим, в том числе нечеченцам, сохранялось. Приход же к власти Дудаева и проводившаяся его окружением политика выдвинули на поверхность маргинальный слой, который существует в любом обществе и который присутствовал и в чеченском. Парадоксальным образом любая деятельность, направленная на пропаганду национальной исключительности, приправленная еще и религиозной демагогией, приводит как раз к отбрасыванию того, что составляет своего рода стабилизационный фонд этноса, обеспечивающий его устойчивость и выживаемость — проверенные веками традиции, нормы межчеловеческого общения, сосуществования, передачи опыта. В то же время в кризисные периоды действует и другая, противоположная тенденция, направленная на сохранение и возрождение традиционной культуры, наиболее значимых элементов системы ценностей, этикетных норм. Соотношение и взаимодействие этих двух тенденций является одним из основных моментов, определяющих судьбу этноса в кризисные этапы его истории.

Носителями традиционных норм ценностей являются, как правило, люди старшего поколения. И в локальных конфликтных ситуациях, как прежде, так и сейчас, именно их привлекают для недопущения разрастания конфликта и умиротворения враждующих сторон. И даже во время войны в Чечне известно немало примеров, когда представители старшего поколения чеченцев пытались своими действиями хотя бы частично нейтрализовать, снизить накал ожесточения. Казалось бы, люди, пережившие депортацию, лишения, потерю близких, должны выступать в качестве наиболее непримиримых и активных противников российской власти. На деле же чаще всего происходило наоборот. Жизненный опыт, мудрость, видимо, приводят к тому, что человек, если он не в силах воспрепятствовать массовому кровопролитию, старается не добавлять зла к уже творящемуся.

Случай, описанный ниже, произошел в разгар первой чеченской войны. Несколько инвалидов-афганцев из Дагестана решили предпринять миротворческую акцию — автопробег из Махачкалы через Чечню, Ингушетию на пылающие Балканы, завершив свой путь в Сараево. Проезжая по Чечне, они заблудились. Мост, по которому им надо было переправляться через реку, оказался разрушен. Жители близлежащего селения указали им дорогу к переправе ниже по течению, но эта дорога завела их сначала в лес, а потом и вовсе исчезла. К тому же там откуда-то появились вооруженные люди, явно не принадлежавшие к федеральным войскам, и направились к ним с намерениями явно недружелюбными. Развернувшись, миротворцы рванули в обратную сторону. Автоматная очередь, посланная им вдогонку, цели не достигла. Но не желавшие упускать добычу боевики бросились за ними в погоню на двух джипах. Спускались сумерки, в довершение ко всему у миротворцев заканчивался бензин. Спасаясь от преследователей, они въехали на своей машине в первое попавшееся село и остановились там у одного из домов, у которого уже стояло несколько машин. «Афганцы» надеялись, что хотя бы у одного из хозяев автомобилей можно будет купить бензин. Навстречу им вышел хозяин дома — крепкий старик и двое его взрослых сыновей. Узнав, в чем дело, хозяин заявил, что не отпустит невольных гостей в дорогу ночью, и предложил им остаться у него до утра, пообещав им потом показать правильную дорогу и проводить. Все это время два массивных черных джипа, заехавшие вслед за машинами миротворцев в селение, стояли в нескольких десятках метров, а сидевшие в них люди явно ожидали, чем закончатся переговоры с хозяином дома. Последний провел гостей в дом и загнал к себе во двор их машину. Наутро он залил им целый бак горючего и дал еще с собой полную канистру бензина. Затем, посадив двух своих сыновей с оружием в машину к инвалидам-афганцам, старик сам сел за руль собственного автомобиля и поехал впереди. После того как их машина выехала на трассу, через некоторое время в отдалении вновь замаячили два вчерашних джипа. Старик проводил миротворцев до следующего по их плану населенного пункта, где их уже ждали местные «афганцы», осведомленные об их акции. Прощаясь и благодаря своего спасителя, один из миротворцев откровенно сказал, что не ожидал такой помощи от кого-либо из местных жителей в условиях идущей в Чечне войны и разгула бандитизма. В ответ на это старик, гордо вскинув голову, сказал: «Я чеченец! А они, — кивнув в сторону преследовавших их всю дорогу джипов, которые развернулись и тронулись в обратном направлении (сидевшие в них бандиты, видимо, убедились в бесперспективности дальнейшего преследования), — шакалы!» После чего старик сел вместе со своими сыновьями в машину и уехал.

Было бы неверно считать, что соблюдение традиционных норм, в том числе уважения к старшим, свойственно исключительно старшим поколениям. При всех драматических коллизиях новейшей истории и связанных с этим трансформациях традиционной культуры, размывании многих ее сторон почитание старших по-прежнему остается одной из характерных черт ментальности кавказских народов. Это особенно ощутимо проявляется в поведении людей, выросших на Кавказе и впитавших в себя, независимо от национальности, традицию почтительного отношения к старшим, в иной этнокультурной среде, особенно в мегаполисах. На своем сравнительно недавнем опыте (я приехал в Москву в 2000 году, поступив учиться в докторантуру) помню, что больше всего поразили не гигантские расстояния, не сверкающие огнями развлекательные комплексы и огромные башни из стекла и бетона — все это либо уже было знакомо раньше, либо укладывалось в представление о современном городе, деловом и культурном центре. Поразили две вещи — то, что почти все женщины (по крайней мере, так показалось вначале) здесь курят, и отношение людей друг к другу, в первую очередь к старикам. Какие бы проблемы ни осложняли сейчас жизнь людям на Северном Кавказе, в частности в родном мне Дагестане, там нигде нет такого холодного безразличия и равнодушия, часто переходящего в неприкрытое хамство по отношению к находящимся рядом людям — в метро, в автобусе, в лифте, на улице и т. д. Очень редко можно видеть, как вошедшему в вагон метро пожилому человеку уступают место. Гораздо привычнее картина, когда молодой человек или девушка совершенно спокойно сидят, глядя на окружающих как на пустое место. Ни один кавказец, получивший нормальное воспитание в семье и усвоивший хотя бы основные из традиционные норм, просто физически не может сидеть в присутствии даже незнакомого человека намного старше его.

* * *

На обывательском уровне все, что связано с Кавказом, часто имеет негативный оттенок, а традиции, обычаи кавказских народов воспринимаются как непонятные, воинственные, жестокие, не соответствующие цивилизованным формам взаимоотношений между людьми. Действительно, полная войн с различными завоевателями история и суровые условия жизни в горах способствовали тому, что в системе традиционного воспитания мальчиков большое внимание уделялось развитию воинских качеств. Но это был лишь один из элементов традиционной культуры, основное содержание которой у любого из кавказских этносов было направлено на регулирование взаимоотношений между людьми как внутри этноса на уровне различных социальных единиц — семьи, родовой организации, сельской общины, так и за его пределами, обеспечивая коммуникацию с иноэтнической и инокультурной средой и определяя ее формы, а также на трансляцию опыта между поколениями. Все это обусловливало устойчивость и непрерывность этнической традиции, и почитание старших, особое положение представителей старшего поколения в семье и обществе играло в этом важную роль.

Булатова А. Г. Рутульцы в XIX — начале XX в.: Историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 210.

Булатова А. Г. Лакцы. Махачкала, 2000. С. 292.

Сосиев З. Станица Черноярская // Терский сборник. 1903. Вып. 5. С. 49.

Смирнова Я. С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 278.

Калоев Б. А. Моздокские осетины / Отв. ред. Арутюнов С. А. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 142.

Старовойтова Г. В. Этнопсихологические аспекты изучения долгожительства // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 248.

Старовойтова Г. В. Указ. соч. С. 251.

Там же. С. 254.

В истории многих народов уважительное отношение к родителям и пожилым людям является основой построения взаимоотношений в обществе. Старших людей почитали и уважали. К ним шли за помощью и советом, как к хранителям знаний, передаваемых из поколения в поколение.

Уважение к людям старшего возраста является основополагающим принципом цивилизованного общества. Оно прививается всем с рождения: родителями в семье, воспитателями в детском саду, учителями в школе, и остается с человеком на всю жизнь.

Уважение к старшему поколению воспитывается с детства и прежде всего начинается с уважения к самому себе. Человек не идеален. Осознание и принятие этого факта помогает воспитать в себе чувство самоуважения. Человек, уважающий себя, принимает и любит себя таким какой он есть со всеми достоинствами и недостатками, и так же будет относится к окружающим людям.

В семье следует уважать и почитать мать и отца, ведь они вкладывают много сил и внимания в воспитание своих детей. Уважение к родителям выражается в заботе и вежливом общении с ними. Эта заповедь прописана в Библии и должна передаваться в семье из поколения в поколение.

Не все, будучи детьми, помнят об уважении к отцу и матери. Зачастую они сами не проявляют должного уважения друг к другу или к своим родителям. Что же в таком случае можно требовать от ребенка? И лишь став родителем, мы сами начинаем понимать, как больно ранит грубое слово, произнесенное собственным ребенком, и как приятно, когда сын или дочь целует в щеку просто так.

Следует помнить всегда, что люди старшего поколения имеют ценнейший жизненный опыт. Этим опытом они хотят поделиться с нами, подсказать как поступить в той или иной ситуации, а нам кажется, что они «читают нотации». Это задевает самолюбие. Но человек, уважающий старших, не позволит себе высказать оскорбительное замечание в адрес пожилого человека. Он прислушается к данному совету, сделает правильный выбор, что в итоге приведет к благоприятному решению насущной проблемы.

Уважайте стариков за их мудрость, ведь она им не так уж и легко далась. Люди старшего поколения прошли через войны, голод, тяжелые жизненные испытания, расплатившись за сегодняшнее благополучие своими силами и здоровьем. Поэтому уступите место в транспорте, поднесите до подъезда тяжелые сумки, позвоните бабушке или дедушке. Искренняя забота и уважение привнесет в жизнь старика радость и тепло.

ЕГЭ. 11 класс. Итоговое сочинение

«Мир соткан десятками тысяч душ и каждая из них желает быть в покое…» — эта фраза одинокой пожилой женщины, послужившая ответом на грубость в метро, заставила обратить на нее внимание. Как часто люди не задумываются о важности проживаемой жизни, об опыте и умениях которые должны передаваться из поколения в поколение. Человек приходя в этот мир чистым, порой покидает его без понимания жизненных истин.

Уважение к старшим, эта неотъемлемая часть воспитания ребенка. «Уступи место…пропусти в очереди», с детства нам прививают элементарные правила поведения по отношению к старикам. С наступившим взрослением, большая часть молодого поколения будто вычеркивает из головы, заложенные ранее устои. Все чаще можно встретить конфликт между учеником и заслуженным учителем с многолетним стажем, внуками и прародителями.

Почему складывается такая тенденция? На этот вопрос невозможно ответить с полной уверенностью. Можно сказать точно, что в понижении уровня ценности старости, виновников определить трудно. В современном обществе нет места безукоризненному подчинению, это связанно с развитием мира, религией и давлением социума. Главная задача, не вдаваясь в придирки, сделать остаток жизни людей в возрасте счастливым, полным положительных эмоций и заботы. Ведь стоит помнить о жизнях которые они дали, о передаваемом опыте, о памяти которую оставляет человек, все это дает им право быть уважаемыми младшими поколениями.

Басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем, идем ли по верному пути. Образ главного героя это воплощение нынешней ситуации по отношение к возрасту. Многие молодые семьи вынуждены ухаживать и проживать под одной крышей с их бабушками и дедушками, обременяя себя. Они делают это без капли сожаления и упреков, осознавая, что те тоже были молодыми, работали на благо будущего поколения и сейчас их время платить. Плата любовью, уважение, общение, все эти проявления заботы в совокупности делают стариков счастливыми, они ощущают себя нужными, что прожили свою жизнь не зря.

Забывая о стариках, мы забываем о себе. Будущему нужна вера в добро, в хорошие, искренние поступки. Необходимость на некоторое время забыть о гордыне, уступить место в очереди или общественном транспорте, может продлить жизнь бабули из соседнего двора на один день. Делай добро, и оно обязательно вернется.

Также читают:

11 класс ЕГЭ

Картинка к сочинению Почему нужно уважать старших?

  • Герои комедии Недоросль Фонвизина

    Недоросль — выдающееся произведение, написанное Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В этой комедии достаточно много героев, давайте поговорим о них.

  • Цитаты из романа Герой нашего времени Лермонтова

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается классикой русской литературы. Насколько образ Печорина стал знаковым и почти именем нарицательным, так и иные цитаты из романа «пошли в народ»

  • Философская лирика Тютчева сочинение 9 класс

    Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

  • Сочинение на тему Письмо президенту

    Здравствуйте, уважаемый мой президент! Меня зовут Костина Елизавета Ивановна, мне 8 лет. Я учусь в школе, дополнительно занимаюсь балетом, плаванием изучаю языки мира

  • Детство Чехова

    Выдающегося российского драматурга и мастера повествования, Антона Павловича Чехова можно назвать весьма знаменитым автором. Им было описано существование в России, и он использовал для этого приемы

Классный час «Уважай старших»

Цели: воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Тема классного часа «Уважай старших» (записана на доске). Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, уступить место, помочь в чём-либо и т.д.)

Сказка-притча ( рассказывает учитель):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

— Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой «Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами прочитаем отрывки из этого рассказа, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

— Всю квартиру собой заполнила — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

— Старый человек, куда ж ей деться?

— Зажилась на свете, — вздыхал отец… В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

-Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора.

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу. Темный человек глух и нем — вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка.

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Боря, вставай! — стучал в стену отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

***

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Она старенъкая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

— Чудно! Теперь старых все уважают.

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. – Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду, — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя? А родителям говорил:

— Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:

-Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он. Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать.

— Как это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было — много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа по прочитанному произведению.

— Как бабушка относилась ко всем в доме? ( Что она делала для отца Бори? Что она делала по хозяйству? Что она делала для Бори?)

— Какой же была бабушка?

— Как в доме относились к ней? Как её называли?

— Чему она учила Борю?

— Как к ней относился Боря?

— Чему научил товарищ Борьку?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к старикам. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Старик, да лучше семерых молодых. Молодой работает, старый ум дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый умен.

В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», — учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», — говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», — услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», — говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», — скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», — считают чеченцы.

Просмотр мультфильма «Алёшины сказки».

Подведение итогов.

-Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

й час: Любовь и уважение в семье.

Цель: развивать у обучающихся желание гордиться своей семьёй, родителями, близкими; учить говорить открыто, не стесняясь о хорошем в семье.

Ход классного часа.

Учитель: Ребята! Давайте с вами сегодня поговорим об уважении и любви.

— Кто вас любит больше всех на свете?( Родители).

— Нужно ли со своей стороны показывать свою любовь к ним?

— Вы когда-нибудь говорили родителям, как вы ими довольны? Если да, то какая была у них реакция? Если нет, как они должны были узнать об этом?

— По каким законам живет семья? (Забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.)

Задание: «Устами младенца» слайд 2

– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка.( Семья)

–.Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

– Место, где мы бываем все вместе.( Дом)

– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят.( Ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение ( Семейная традиция)

— Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

Давайте поговорим с вами о семье слайд 3

1. Семья. Для чего нужна семья?

2. Место, где тебя ждут? (Дом)

3. Состав семьи. Родственники

4. Семейные отношения (родители и дети)

5. Семейные традиции и праздники

6. Жизненные ситуации

7. «Заповеди семейной жизни»

Что такое семья? слайд 4

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.

По В.Далю

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья: слайд 5

Какая хорошая Ваша семья!

Учитель.

Для чего нужна семья?

Задание: Какие слова характеризуют семью слайд 6

учит любви,

ответственности,

заботе и уважению.

вере в необходимости семьи

утверждение в ненужности семьи

для одиночества

нужна для счастья

обуза

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, ощущение своей нужности близким, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. слайд 7

ДОМ слайд 8

А дом заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. поэтесса Л. Суслова .

Задание: Найдите вторую половинку пословицы

Дом без хозяйки — ( сирота)

Дом вести — ( не бородой трясти)

Семейный горшок — ( всегда кипит)

В гостях хорошо, ( а дома лучше) слайд 9

Счастлив тот, ( кто у себя дома)

Вся семья вместе, ( так и душа на месте) Не нужен и клад,

( коли в семье лад)

Согласную семью ( и горе не берет) слайд 10

Беседа. Состав семьи. Родственники слайд 11

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Задание: Назовите близких и дальних родственников слайд12

Близкие родственники Дальние родственники

мама тетя

папа дядя

брат двоюродный брат

сестра двоюродная сестра

дедушка прабабушка

бабушка прадедушка

Задание: Подобрать определение слайд 13

Сестра папы дедушка

Мать мамы тетя

Отец папы прабабушка

Брат мамы бабушка

Бабушка мамы дядя

Сын брата папы двоюродный

брат

Состав семей слайд 14

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры

У кого дядя и тетя живут в одном городе?

У кого есть старший брат

У кого есть старшая сестра

Назовите фамилии, имена своих бабушек, дедушек, кем они работали

Задание :Назовите 5 ласковых слов о маме слайд 15

Семейные традиции слайд 16

Задание: Рассмотрите жизненную ситуацию, объясните свой выбор

Папа получил премию ( 50 тыс. Руб. ) слайд 17.

На что потратит семья премию, если нужно купить :

Путевку в санаторий для дедушки.

Компьютер для сына

Сапоги для дочери слайд 18

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех — свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ слайд 19

«Заповеди семейной жизни”

Свято храни честь своей семьи. слайд 20

Люби свою семью и делай ее лучше.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Доброе дело – дороже богатства.

Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Рефлексия слайд 22

Классный час мне…

Я узнал для себя …

дной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?

Д.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
У.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
Д. ДОМ — ИЗБА — КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
У.- А изначально дом — жилище, изба. В древне — русском языке слово «истба» означало «баня — теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома — «тепло»)
У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
Д.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
У.- Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

У.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
7 Я
Д.- Семья.
У. Что такое семья?
Д. Мама, папа, я.
Работа со схемой.
У.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?
Д.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.
У.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. (Завершение схемы)
У.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.
У.- Это необходимо только вам?
Д.- Нет, любовь нужна всей семье.
У.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)

У.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
— А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
— Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
— Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

4. «Школьная семья».

У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У. — У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
У. — Каковы ваши обязанности в семье?
Д….(Ответы учеников.)
У. — Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем

    • Называть друг друга по именам.

    • Защищать наших друзей, если их обижают.

    • Помогать им в беде.

    • Помогать им в учебе.

Мы не будем

    • Грубить друг другу.

    • Пускать в ход кулаки.

    • Говорить друзьям обидные слова.

У. — Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:

Это класс наш – третий «Б»! (Проговариваем все вместе)

Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – третий «Б»!

А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш – третий «Б»!

Второй «Б» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

5. Конкурсы.

У.- Вот такая наша дружная школьная семья. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей — забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».

Вопросы.

У.- Следующий конкурс «Шуточный экзамен». Отвечайте быстро на мои вопросы.

1. Сколько этажей в нашей школе?
2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс?
3. Как фамилия директора нашей школы?
4 . Как зовут вашего учителя по музыке?
5. Услышав звонок, что надо сделать?67. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?
У. — Молодцы, вы справились с этим заданием.
Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!

плакат на доске «Почтение родителей – уважение тебе»).

— Как вы считаете это справедливая закономерность?

— Готовы ли вы следовать ей?

-Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Не можете выразить свои мысли вслух, напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец. А ещё я хочу раздать каждому из вас памятку, чтобы вы лучше запомнили нашу сегодняшнюю беседу. Спишите советы памятки красиво и грамотно в тетрадь. Это ваше домашнее задание по русскому языку. Прочитаем:

Памятка для детей.

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.

5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал своё родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда.

К тому же минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж. Не нарушай священного уклада.

(Стихотворение читает ребёнок.)

YIII. Песня «Родительский дом» (исполняют дети).

Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).

Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Каково на дому, таково и самому.

Человек в беде спешит к родителя

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *