В чем правда?

Правда — П. Божия Ефрем Сирин; и любовь, Страгородский, 1898;

Праведного книга.

Правдивость, правдолюбие

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ПРАВДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВЕДНОСТЬ6

Слово справедливость связано в первую очередь с представлением о некоем правопорядке. Оберегать этот правопорядок — дело судьи, к-рый должен следить за соблюдением правил, обычаев или закона. Нравственное значение этого слова шире: справедливость воздает должное каждому, даже если это должное не зафиксировано обычаем или законом. По естественному праву обязанность правосудия сводится в конечном итоге к некоему равенству между людьми при обмене или распределении. В религиозном смысле, т.е. когда речь идет об отношениях ч-ка с Богом, применение юридической терминологии в наших языках менее широко, чем в Библии. Конечно, о Боге часто говорят, как о праведном Судии, и называют Судом момент, когда ч-к предстанет пред Богом. Но это религиозное употребление юридических выражений представляется необычайно узким по сравнению с языком Библии. Хотя и близкое к нек-рым другим выражениям (прямота, святость, честность, совершенство и пр.), слово «правда-справедливость» стоит в центре вполне определенной группы слов, выражающих по-русски понятия » праведный», «справедливость», «оправдывать», » оправдание» (евр цдк: греч δίхαιος).

Согласно одному направлению мысли, проходящему через всю Библию, праведность есть нравственная порядочность; значение этого понятия расширилось настолько, что оно может обозначать полное соблюдение всех Божиих заповедей, но при этом всегда понимаемое как нечто, предъявляемое перед Богом в свое оправдание. Соответственно, Бог являет Себя праведным во всех делах Своих, как судия, когда Он руководит народом и отдельными людьми, как Бог воздающий, карающий или вознаграждающий каждого по делам его. Такова тема этой первой части: правда в перспективе Суда.

Другое направление библейской мысли, или, может быть, более проникновенный взгляд на тот порядок, к-рый по воле Божией должен царить в Его творении, придает праведности более широкий смысл и более непосредственно религиозную ценность. Моральная целостность ч-ка всегда только отзвук и плод всевышней правды Божией, той дивной чуткости, с к-рой Бог ведет вселенную и одаряет Свои твари. Эта Божия правда, к-рую ч-к достигает верою, в конечном итоге совпадает с Божиим милосердием и как это последнее она обозначает то определенный атрибут Божества, то конкретные дары спасения, изливаемые этой щедростью. Такое расширение обычного понятия «справедливость» чувствуется, без сомнения, и в наших переводах Библии; но при чтении, напр., Рим 3.25 даже и образованный хр-н может не осознать, что правда, явленная Богом в Иисусе Христе, есть не что иное, как Его спасительная правда, т.е. Его милосердная верность. Во второй части мы изложим это понимание, особо присущее Библии: понимание правды в перспективе милосердия.

А. ПРАВДА И СУД

I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ВЗ

1. Гражданская справедливость. — Уже древнее израильское законодательство требует от судей бескорыстия при исполнении их обязанностей (Втор 1.16; 16.18,20; Лев 19.15,36). Равным обр. древние притчи прославляют справедливость царя (Притч 16.13; 25.5). Одним и тем же словом в Библии обозначается и ч-к праведный и правый перед судом (Исх 23.6-8), иногда правый и неподкупный судья (Втор 16.18,19), к-рый обязан, во всяком случае, признать правоту невиновного, оправдать его или восстановить его нарушенные права (Втор 25.1; Притч 17.15).

Пророки допленной эпохи часто и энергично обличают неправду судей и царей, угнетение бедных и за эти беззакония предрекают несчастье (Ам 5.7; 6.12; Ис 5.7,23; Мер 22.13,15). Они помогают осознать нравственное и религиозное значение неправды; то, что прежде воспринималось как простое нарушение правил или обычаев, теперь становится оскорблением святости Бога живого. Вот почему неправда, т.е. беззаконие, навлекает нечто гораздо большее, чем обычные наказания — катастрофическую кару, уготованную Богом. В пророческих обличениях одним и тем же словом обозначают как праведника, ведущего праведную жизнь, так и правого перед судом; почти всегда указывается его конкретное положение и среда: этот безвинный ч-к беден, и он — жертва насилия (Ам 2.6; 5.12; Ис 5.23; 29.20 сл).

К своим обличениям пророки присовокупляют и увещание положительного характера: «производите суд и правду» (Иер 22.3 сл; Ос 10.12). И сознавая преходящность нашей справедливости, они ожидают будущего Мессию как Князя правды, неуклонно ее осуществляющего (Ис 9.6; 11.4 сл; Иер 23.5; ср Пс 44.4,7 сл; 71.1 слл,7).

3. Праведность как награда. — Уже до плена появилось еще одно значение слова «праведность». Поскольку поведение, согласное с Законом, является источником заслуг и благоденствия, слово «праведность», обозначавшее это поведение, начинает означать также и награду за нее. Так, напр., милосердный поступок становится праведностью перед Ягве, т.е. своего рода заслугой (Втор 24.13; ср 6.24). В Притч 21.21: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу»; три последних слова определенно синонимы. В Пс 23.3 слл правда, получаемая от Бога — не что иное, как Божие благословение, к-рым награждается благочестие паломника (ср Пс 111.1,3,9; 36.6).

4. Правда, мудрость и благость. — В последних книгах ВЗ мы снова находим, с нек-рыми новыми оттенками, те же традиционные темы. К строгой справедливости, к-рая должна царить во взаимоотношениях между людьми (Иов 8.3; 35.8; Екк 5.7; Сир 38.33), прибавляется в Прем 1.1,15 новый аспект: правда есть осуществляемая на деле премудрость. В Прем 8.7 сказывается греческое влияние: слово διхαισύνη означает строгую справедливость, a σοφία — премудрость, учащую воздержанию и благоразумию, правде и силе — четырем основным классическим добродетелям.

В нек-рых позднейших текстах слово «правда» сближается по значению со словом милостыня. «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Сир 3.30; Тов 12.8 сл; 14.9 слл). Можно найти определенную причину этого семантического развития. В представлении Семитов правда-справедливость есть не столько некая пассивно-беспристрастная установка, сколько внутренняя солидарность судьи с тем, кто прав; т. обр. слово «правда» обозначает то, что проистекает из судебного решения, напр., освобождение обвиняемого. В этом случае слово «правда» близко по значению к слову «благодеяние», а в конечном итоге и к слову «милостыня». Следовательно, праведник — это ч-к добрый и милостивый (Тов 7.6; 9.6; 14.9) и праведному должно быть человеколюбивым (Прем 12.19).

НЗ

1. Иисус. — Наставление к правде-справедливости в юридическом значении этого слова не находится в центре благовестил Иисуса. В Евангелии нельзя найти ни какой-либо регламентации обязанностей, ни частого упоминания какого-либо класса угнетенных, ни представления Мессии в виде нелицеприятного Судии. Причины этого умолчания достаточно ясны: своды ВЗ — выражения Божиих велений — были вместе с тем хартией определенного общества. Во времена Иисуса отправление правосудия перешло частью к Римлянам, а Иисус не претендовал ни на роль социального реформатора, ни на роль национального мессии. Главный недостаток Его современников заключался не столько в социальной несправедливости, сколько в религиозном формализме и лицемерии; обличение фарисейства занимает поэтому в проповеди Иисуса то основное место, к-рое у пророков принадлежало выступлениям против несправедливости. Вероятно, Христос все же наставлял Своих современников на соблюдение элементарных правил справедливости, но в текстах от этого почти не сохранилось следов (Мф 23.23; Суд, хρίσις, обозначает правосудие в строгом смысле слова).

В языке Иисуса праведность сохраняет также и библ. значение благочестия согласно Закону. Хотя это и не составляет центра Его благовестия, Иисус без колебаний определяет нравственную жизнь как подлинную праведность, как духовное послушание Божиим заповедям. Здесь можно различить два основных типа изречений. Одни содержат осуждение ложной праведности фарисеев; еще сильнее, чем древние пророки Мессия обличает лицемерную обрядность, извращающую религию, служащую лишь для удовлетворения гордыни (Мф 23). Напротив, в Нагорной проповеди Он определяет истинную праведность, праведность учеников (Мф 5.17-48; 6.1-18). Так, жизнь ученика, освобожденная от узкого и буквального понимания правил, остается тем не менее праведностью, т.е. верностью законам, но сами эти законы, по-новому провозглашенные Иисусом, восходят к духу Моисеева учения, к воле Божией в ее чистоте и совершенстве.

2. Хр-ство апостольского периода. — В это время правда в смысле справедливости также не занимает центрального места. Мир ранней Церкви еще менее чем мир евангельских времен похож на общину Израиля. Проблемы Церкви заключаются в неверии иудеев и в идолопоклонстве язычников, больше чем в социальной несправедливости. Тем не менее, когда представляется случай, проявляется забота о справедливости (1 Тим 6.11; 2 Тим 2.22).

Понятие правды-святости также встречается в НЗ. Благочестие Иосифа (Мф 1.19) или Симеона (Л к 2.25) по Закону предрасполагало их к принятию мессианского откровения (ср Мф 13.17). Когда ев. Матфей пишет, что Иисус при Своем крещении «исполняет всякую правду», Он как бы возвещает заранее одну из основных тем своего евангелия: Иисус доводит древнюю правду, т.е. религию 3акона, до ее завершения (Мф 3.15). Заповеди Блаженства в изложении Матфея выявляют в христианстве некую обновленную форму иудейского благочестия (5.6,10): правда, к-рой надо желать и за к-рую надо страдать, представляет собой, по-видимому, верность определенному правилу жизни, к-рое остается неким Законом. Наконец, особенность словаря уже наблюдавшаяся в ВЗ, снова встречается в апостольских посланиях, где П. обозначает иногда награду за соблюдение чего-то; правда становится плодом (Флп 1.11; Евр 12.11; Иак 3.18), венцом (2 Тим 4.8); правда есть как бы сама сущность жизни вечной (2 Петр 3.13).

II. ПРАВДА БОЖИЯ

В3

НЗ

В отличие от пророков и псалмопевцев, НЗ почти вовсе не уделяет места действию Божия правосудия в жизни отдельных верующих или общины. Внимание сосредоточивается в нем скорее на Страшном Суде. Само собой разумеется, что на этом последнем Суде Бог явит Себя справедливым, но относящаяся к справедливости терминология появляется скорее только спорадически. Иисус, не отказываясь от традиционной терминологии, касающейся Страшного Суда (Мф 12.36 сл, 41 сл), открывает спасение как дар Божий, подаваемый вере и смирению.

Апостольская Церковь остается верной этому способу выражения (Ин 16.8,10 сл; 2 Тим 4.8), но тем не менее ей приходится больше подчеркивать строгость суда Божия. Можно даже говорить о нек-ром возвращении к той терминологии, к-рая относится к спасению через дела (Мф 13.49; 22.14; Мф 7.13 сл; Лк 13.24), и об известном сочетании темы Суда с евангельским благовестием о спасении верою. Более того, нечто от этой неустранимой двойственности встречается у самого Павла. Конечно, как мы это увидим дальше, учение о благодати и вере развертывается здесь во всю свою ширь, но Павел продолжает употреблять эти выражения в иудейском смысле, говоря о «праведном суде Божием», к-рый воздаст каждому по делам его (2 Фес 1.5 сл; Рим 2.5).

Б. ПРАВДА И МИЛОСЕРДИЕ

I. ПРАВДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Отожествление правды с соблюдением Закона — основа законничества. Оно возникло задолго до Вавилонского пленения. Закон есть норма нравственной жизни, и праведность верного дает ему право на благоденствие и славу. Тем более важно отметить нек-рые тексты, в к-рых эта правда Закона объявляется тщетной или недейственной. Существуют древние тексты, в к-рых говорится о завоевании Земли обетованной тоном, уже предвещающим Павлове понимание спасения верою: «Не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею…» (Втор 9.4 слл).

В этом же освещении объясняется знаменитое место Бытия: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.6). Является ли здесь праведность поведением угодным Богу, или составляет, согласно уже указанной семантической эволюции, награду и почти что заслугу, — и в том и другом случае здесь, как средство быть угодным Богу, прославляется вера. Эта существенная связь между праведностью и отдачей самого себя Богу не согласуется, как и подчеркнул Павел, с законническим пониманием праведности. Подобная же формулировка дана в 1 Макк 2.52, и своего рода как бы отзвук этого особого понимания праведности имеется в 1 Макк 14.35: здесь праведность отождествляется с верностью Симона своему народу.

Наконец, можно думать, что драматические вопрошания Иова и «богодухновенный пессимизм» Екклезиаста, ставящий под сомнение учение о воздаянии, подготавливают умы к откровению

НЗ

1. В благовестии Иисуса упование на Бога имеет более решающее значение, чем соблюдение заповедей; Иисус не дает какого-либо нового смысла словам праведность-праведник, может быть, потому, что Он сообщает новый смысл таким выражениям как нищий, смиренный, грешник. Возможно, однако, что Он называл верой истинную праведность, указывал на грешников, сознающих свою греховность, как на подлинных праведников (ср Мф 9.13) и определил оправдание как прощение, обещанное смиренным (Лк 18.14).

2. Ап. Павел до своего обращения стремился к праведности по Закону (Флп 3.6). Такого рода праведность приобретается праведным ч-ком в меру его добрых дел (Рим 9.30 сл; 10.3); ее можно назвать праведностью, проистекающей от закона (Рим 10.5; Гал 2.21; Флп 3.9) или от дел (Рим 3.20; 4.2; Гал 2.16). Обращение этого Апостола не сразу привело его к полному разрыву с этими представлениями. Однако, Антиохийский спор отмечает решительный поворот: в Гал 2.11-21 Павел противопоставляет две системы оправдания и дает глаголу «быть оправданным» его христианское значение. «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами Закона» (Гал 2.16). Тем самым смысл праведности меняется совершенно. Отныне ч-к верит в Бога, и Бог его «оправдывает», т.е. обеспечивает ему спасение верою и единением со Христом. Отныне слово «правда» и его производные обозначают христианские реальности спасения. Уверенность в Божием благоволении приобретена уже вполне ощутимо: Дух (Гал 3.2) и жизнь (2.19 слл) одновременно и свидетельствуют об оправдании, и его образуют. Центр тяжести переместился от Страшного Суда к праведности, рассматриваемой как некое уже существующее состояние, к-рое, однако, пребывает в эсхатологическом плане, ибо предвосхищает блага небесные.

II. ПРАВДА БОЖИЯ

ВЗ

Осуществляя правосудие, Бог обычно избавляет угнетенных. Само по себе, это освобождение остается в рамках правосудия, но, воспринимаясь как благодеяние, оно дает исходную точку для более насыщенного понимания правды Божией. С другой стороны, ВЗ-у предносилась та мысль, что ч-к не может обрести Божие благоволение посредством своей собственной праведности; чтобы быть угодным Ягве, больше значения имеет вера; это вторая точка опоры для понимания правды Божией как свидетельства милосердия, и один из путей, дающих доступ к тайне оправдания.

Развитие всего этого начинается очень рано. Согласно Втор., Бог не только защищает права сироты, — Он любит чужеземца и дает ему пищу и одежду (Втор 10.18). В Ос 2.19 Бог обещает обручиться Своему народу «в правде и суде, в благости и милосердии». Бывает, что жалобщик в плачах, взывая к Божией правде, ожидает гораздо большего, нежели только справедливого решения: «животвори меня правдою Твоею» (Пс 118.40,106,123; 35.11); еще более того, он надеется на такую правду, которая есть прощение греха (Пс 50.16; Дан 9.16); оправдать же грешника — деяние парадоксальное и даже противное учению о правосудии, где оправдание виновного составляет как раз величайшую ошибку. В ряде гимнов Псалтири заметен аналогичный парадокс: Бог являет Свою правду ничем не обусловленными благодеяниями, порой распространяющимися на весь мир, и во всех отношениях превосходящими все, что ч-к был бы в праве ожидать (Пс 64.6; 110.3; 144.7,17; ср Неем 9.8).

В Ис 40-66 выражение «правда Божия» принимает такую отчетливость и такое значение, к-рые уже предвещают великую тему Павла. В этих главах, правда Божия означает то спасение плененного народа, то Божий атрибут милосердия или верности. Это спасение представляет собой дар и далеко превосходит представления об избавлении или награде; в него входит ниспослание небесных благ, таких как мир и слава, народу, не имеющему иных «заслуг» кроме той, что он — Избранник Ягве (Ис 45.22 слл; 46.12 сл; 51.1 слл, 5,8; 54.17; 56.1; 59.9); весь род Израилев будет оправдан, т.е. прославлен (45.25). Бог показывает Себя праведным в том смысле, что являет Свое милосердие и по милости Своей осуществляет Свои обетования (41.2,10; 42.6,21; 45.13,19 слл).

НЗ

1. Иисус. — Чтобы выразить великое откровение спасения Божия, осуществляемого Его пришествием в мир, Иисус не говорит, как когда-то Второисаия или впоследствии Павел, о проявлении правды Божией, но применяет равнозначное выражение: царство Небесное. То христианское учение, язык к-рого остался более близким к языку Иисуса, чем язык Павла, также не обозначило выражением «правда Божия» действительное откровение Божией благодати в Иисусе Христе.

2. Ап. Павел. — Эта же тема развивается Павлом с общеизвестной четкостью. Не совсем в начале его служения: послания к Фессалоникийцам и посл, к Палатам об этом не упоминают. Первое Павлове благовестив о спасении вполне согласно со всей первохристианской проповедью, строго эсхатологично (1 Фес 1.10). Ударение в нем ставится, конечно, на избавлении более, чем на гневе, но это освобождение представляет собою скорее благоприятную сторону суда — значит, мы здесь остаемся в пределах Божия правосудия. Но прения с иудео-христианами привели Павла к определению подлинной правды, как благодати, даруемой уже теперь. Это и побуждает его, в посл, к Римлянам, определить хр-скую жизнь как правду от Бога: это выражение имеет то преимущество, что оно сохраняет нечто от эсхатологического смысла, первоначально вложенного в понятия спасения и Царства, и в то же время подчеркивает, поскольку оно должно противостоять праведности от дел, что она представляет собой благодать уже присутствующую. Правда Божия есть, следовательно, Божия милость, сама по себе эсхатологическая и даже апокалиптическая, но реально и уже теперь предвосхищаемая в христианской жизни. Павел говорит далее, что правда Божия нисходит с неба (Рим 1.17; 3.21 сл; 10.3), чтобы преобразовать человечество; она есть благо, по существу принадлежащее Богу и становящееся нашим, не переставая быть небесным.

Вместе с тем Павел подразумевает, что это дарование правды основано на верности Бога Своему Завету-Союзу, т.е., в конечном итоге, на Его милосердии. Иногда встречается даже прямое высказывание этой мысли, откуда у Павла второй смысл «правды Божией»: как Божиего атрибута милосердия. Именно это проявляется в Рим 3.25 сл: «Показание правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». А в Рим 10.3 оба эти понимания сближаются: «Не разумея праведности Божией (благодати, ниспосланной христианам) и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились правде Божией (милости)».

Итак, библейское учение о правде представляется в двойном аспекте. Ч-к должен «творить правду», ибо суд Божий осуществляется в ходе истории; этот долг постигается во все более духовном смысле, приводя в конце концов к «поклонению в духе и истине». С другой стороны, в перспективе замысла спасения, ч-к понимает, что он не может овладеть этой правдой посредством своих собственных дел, но получает ее как дар благодати. В конечном итоге, правда Божия несводима к осуществлению суда, она прежде всего- милосердная верность воле к спасению; она создает в ч-ке ту правду, к-рой она же требует от него.

ПРАВДА ж. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нeт правды на свете суда по правде. Небеса, возвещают правду Его, Псалтирь.. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче, Псалтирь..правосудие свыше. | Неумытность, честность, неподкупность, добросовестность. Ходяй непорочен и делаяй правду, Псалтирь. Он живет по правде, противопол. по кривде кривдою. Правдою жить, палат каменных не нажить. | Правдивость, как качество человека, или как | принадлежность понятия, или рассказа, описания чего словами, полное согласие слова и дела, истина, противопол. ложь. В зтом человеке, одна правда, нет лжи. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи! Грибоедов. В словах его много правды, он прав, говорит правду. Рассуди ты его правду, а мою кривду! шуточн. | Праведность, законность, безгрешность. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не впадете в царствие небесное, Матф. | По первому коренному знач., правдой зовется судебник, свод законов, кодекс. Русская Правда и Правда Ярославлева, сборник узаконений, уставник. | Посему же, правда, стар. право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа. Се яз князь великий пожаловал есми Дмитрея Аминева (т. е. селами) Утмановым да Яхренгою, с правдою, в покормленье. | Правда, стар. пошлина, за призыв свидетеля к допросу. А доводчику имати хоженое и езд и правды, по грамоте. | Также самый свидетель, притомный, послух. Судьи велели истцову и ответчикову правду перед себя поставити. Давать на чем правду, присягать. Вправду или вправду, заправду, взаправду, подлинно, истинно, взабыль, в самом деле. По правде, по истине, по справедливости. В нем правды нет, совести. Правду губить, судить, жить кривдою. Без правды жить легче, да помирать тяжело. Правда твоя, мужичок — а полезай- ка в мешок! Он на правду черт. Над правдой не мудруй. По правде тужим, а кривдой живем. От правды отстать — куда пристать? Про правду слышали, а кривду видали. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Правда- свет разума. Правда светлее солнца. Правда чище ясного солнца. Все минется, одна правда останется. Не в силе Бог, а в правде. Царю пуще правда нужна. Царю правда лучший слуга (Я. Ф. Долгорукий). На правду нет слов (она сама высказывается). Доброе дело правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Дело помни, а правды не забывай. Варвара мне тетка, а правда сестра. Кто правдой живет, тот добро наживет. Бог тому дает, кто правдой живет. Что ни говори, а правда надобна. Торгуй правдою, больше барыша будет. Без правды не житье, а вытье. Без правды житье — вставши, да и за вытье! Правда со дна мяря выносит. Правда из воды, из огня спасает. Стать на правду, стар. идти на суд. Правда есть, так правда и будет. За правду не судись: скинь шапку да поклонись. На правде ничего не возьмешь. На правде взятки гладки. Правда суда не боится. Правда бессудна (или: несудима). На правду нет суда. Завали правду золотом, затопчи ее в грязь — все наружу выйдет. Правда — что шило в мешке не утаишь. Не всяку правду жена сказывай. Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, т. е. где была пытка). У всякого Павла своя правда. Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах (намек на Московского голову Шестова 1845). Правда к Петру и Павлу ушла, кривда по земле пошла. Временем и дурак правду скажет. Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. В ком правды нет, в том добра мало. Не все то правда, что говорится (или: что люди говорят). Коли Грек на правду пошел, держи ухо остро! Цыганская правда хуже всякой православной кривды. Это Сидорова правда да Шемякин суд. Сват с правдой не ездит. Велика святорусская земля, а правда нигда нет места! За правду плати, и за неправду плати. Вся правда в вине. Счет всю правду скажет. Правду говорить — себе досадить. И твоя правда, и моя правда, и везда правда — а где она? | Правда, как нареч. истинно, да, так, согласен, бесспорно. Да, правда-не свои беды, для нас забавы! Грибоедов. | В виде союза: хотя, конечно. Оно, правда, и дорого, да любо. Правдивый, не уклоняющийся от правды, на ней основанный. Правдивый человек не покривит душой. Вести эти правдивы, истинны. Правдивый путь до небес. Правдивая книга, в госпиталях, для записки порций (ординарной, слабой, молочной) и особых требований ординатора и пр. вина и пр. Криклив, да на дело правдив. Правдивая рука правдой, живет. Простите на правдивом слове! Одна смерть правдива (не разбирает богатства). Правдивость ж. свойство или качество по прил. Правдо(у)ха об. правдивый человек, кто всегда говорит правду. Правдить тамб. делать что по правде, правдиво, добросовестно, исправно, как должно; | распоряжаться большаком в доме. Я яму указал пахать, теперь он и сам магёт (может) правдить. У нас еще дедушка правдит. | Оправдывать. Отнино (отеческо) словои по сказке правдит, и сказка к тому ведет. Правдитель м. тамб. хозяин, большак, старший в доме, в семье. Правдовать, начальствовать, управлять, судить и рядить, сидеть наряду. Этот голова у нас восемь годов правдовал. Праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный. У праведна мужа душа красавица. От трудов праведных не стяжать (не нажить) палат каменных. Праведно живут: с нашего дерут да на церковь кладут. Праведно говоришь, правдиво, по всей правде, истине. Мать праведна ограда каменна. Для праведных у Бога места много. Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. Творяй правду праведник есть. Иоан. Нeт перед Богом праведника, все грешники. | Сев. родители, в занч. усопших; | твер. прадед. У Бога для праведных места много. Не стоит город без святого, селение без праведника. Ни праведный без порока, ни грешник без покаяния. Не нужны нам праведники, а нужны угодники (т. е. нам угождающие). Праведников, -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, к ним относящ. -ничество, сост. праведника, спасенье. Праведенышко ср. вологодск. солнце, солнышко (праведное воссия солнце, церк.). Праведь ж. пск. твер. межа, или тропинка по меже. Правдолюбие свято, да не корыстно; или церк. правотолюбие. Правдолюбивые долговечны. Правдолюб, -бка, правдолюбец,-бица, любитель правды. Правдолюб: душа нагишем! Правдолюб: ворот на распашку, язык на плечо! Правдоподобный рассказ, сбыточный, возможный, и вероятный. Это неправдоподобное дело, в нем нет правдоподобия. Правдоречивый человек. Правдосудие и -судство ср. церк. правосудие. Течь правобыстро, прямым путем и быстрым бегом. Прововеденье, -ведство ср. законоведенье, наука права, правословие, ученье о правах и законах, юриспруденция. Правовед, -ведец, юрист, изучавший правоведенье. Правоверие, -верство ср. исповеданье правой, истинной веры; ислам присвоил исповеданью Мохамеда это названье. Правоверный, исповедующий правую веру; мусульманин. Праводушие, прямодушие и откровенность; | правда, добросовестность. Это человек праводушный. Правомудрие, -мудрость, истинная, божественная мудрость, противопол. суемудрие или лжемудрие. Правомудрый мыслитель силен словом. Правомудрствовать, философствовать право, правильно. Правомыслие, здравомыслие. Провомыслящий человек. Правомерный, пропорциональный, соразмерный, соответствующий, равномерный в частях своих. Правомерие, верная, правильная, полная мера; | правда, правосудие, правое воздаяние. Правопись, грамматика, наука правильно говорить и писать; | иногда в части, знач. то же, что правописанье, отдел грамматики, орфграфия, и примененье правил к делу, принятый кем образ писанья. Проворучница ж. арх. и леворучница, две девушки, между коими невеста сидит покрытая, во время плаканья, когда подруги работают и поют. Православие ср. правоверие, истинная вера, ученье; восточная русская церковь, грекороссийское, кафолическое (не католическое) исповеданье. Неделя православия, воскресенье по первой неделе великого поста: при службе провозглашаются догматы православной веры. Православный государь, русский. Православные, русский народ. Правоспособность, юридическое есть право лица (реrsonа) на юридическия отношения, определяемые положительным законодательством. Православати церк. быть православным, хранить догматы церкви своей. Правосудный, кто судит право, по правде; что содержит в себе правдивое, праведное сужденье или приговор, или к сему относится. Судья правосудный услышит! Ум его правосуден. Правосуд м. правосудие ср. провосудность ж. провосудство ср. стар. правый суд, справедливый приговор, решенье по закону, по совести, или правда. | Правосуд, ниж. член вотчинного (помещичьего) правленья; контора, сост. из бурмистра, правосуда, старосты, конторщика, писаря; бывал еще и выборный. Провосудить, правосудствовать или -судничать, судить по всей правде, творить суд и правду, суд по правде, быть праведным судьею. Правоте(о)чный, прямотечный.

Ист.: Даль, 1880.

Законопроект №3739 об изменении правил государственных закупок продукции машиностроения, который должен предоставить преференции продукции с локализованным производством, не соответствует Соглашению об ассоциации с ЕС, а также другим обязательствам Украины и требует изменений.

Об этом заявил премьер-министр Денис Шмыгаль, отвечая на вопрос корреспондента «Европейской правды» во время поездки в Брюссель.

Премьер стал первым чиновником, который публично признал противоречие между законопроектом и ассоциацией, хотя по данным ЕП, в непубличном общении правительство предупреждало об этом депутатов.

«В нынешней редакции проект закона не соответствует некоторым параметрам соглашения об ассоциации, поэтому конечно правительство будет настаивать на том, что мы должны откорректировать редакцию совместно с депутатами так, чтобы она не нарушала международные соглашения, и не только Соглашение об ассоциации», — заявил премьер .

Шмыгаль подчеркнул, что он принципиально поддерживает преференции для национальных производителей, но их можно достичь без нарушения обязательств Украины.

«Мы должны поддерживать своих производителей, но в то же время я не сторонник нарушения международных соглашений. Закон принят в первом чтении — достаточно жесткий в отношении наших международных партнеров, хотя интересный для нашей промышленности и экономики. Наша задача — найти золотую середину, поддержать собственную промышленность, но не нарушить наши международные соглашения, подписанные с ЕС, с ВТО и т.д. «, — пояснил глава правительства.

«Нужно понимание, что не может идти о жесткой локализации — когда ставятся квалификационные критерии, допуск или недопуск. Это была бы дискриминация — не допускать кого-то, кто не имеет украинской составляющей. Их надо допускать.

Но речь может идти об использовании в госзакупках неценовых критериев в размере 30%, которые, возможно, будут давать какую-то фору и преференции товарам, которые имеют определенную составляющую национального производства», — заявил премьер-министр.

Денис Шмыгаль не исключил, что европейская сторона будет поднимать этот вопрос на встречах в Брюсселе, хотя заверил «Европейскую правду», что «пока европейские партнеры совершенно спокойно это воспринимают, потому что понимают, что это первое чтение».

Читайте также анализ Киевской школы экономики: Покупай непрозрачно, ругайся с ЕС: чем опасна новая инициатива по поддержке промышленности

  • Правда Энциклопедия изречений
  • Правда Божия Библейский словарь
  • Правда Божия архим. Алипий (Кастальский)
  • О правде Божией проф. С.М. Зарин
  • Правда Божия прот. Олег Давыденков
  • Толкование на Рим.3 проф. А.П. Лопухин

***

Правда Божия – справедливость, одно из имен Бога, обозначающее такое его сущностное свойство, как справедливость. Правда Божия не противоречит любви; любовь без правды, изливаемая на грешника, была бы сродни попустительству греху.

Правда человеческая – добродетель, она изображена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии – тоже, что и творить правду; 2) то, что соответствует действительности; 3) правдивость.

Творить правду человечеству сугубо заповедано Христом в двух Заповедях блаженств:

4-я заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

8-я заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Чем отличается Божественная Правда от правды человеческой?

Правда Божия — одно из существенных свойств Отца и Сына и Святого Духа. Это значит, что Бог Праведен по самому Своему естеству. Будучи праведным по естеству, Он осознает высшую Правду, как высочайшее благо и никогда не действует вопреки Справедливости.

Что касается человека, чувство справедливости начертано на скрижалях его сердца и звучит, в той или иной мере, в голосе совести. Между тем, в отличие от Творца, человек далеко не всегда поступает в согласии с этим чувством. Нравственное чувство — одна из черт образа Божия в человеке, которая, с течением жизни, может как развиваться, так и заглушаться.

Кроме того, проявление Божественной Правды всегда сопряжено с проявлением всех Божественных совершенств, такими как Высочайшая Премудрость, Милосердие, Долготерпение и пр. Человеческая же «справедливость» нередко выступает обособленно или даже вопреки другим добродетелям, в том числе мудрости, милосердию и терпению.

Почему, если совесть является сущностной принадлежностью человека, а сущность у всех людей одна, каждый проявляет справедливость по-своему?

Причины отступления человека от требований Божественной Правды различны. Главным образом это связано с личными предпочтениями, которые, в свою очередь, обусловлены зависимостью от греха или, что хуже, сильнейшей расположенностью ко злу.

— Достаточно часто человек действует вопреки справедливости осознанно, руководствуясь соображениями личной выгоды или удобства. Примерами могут служить многочисленные иллюстрации из истории Ветхого или Нового Завета.

— Нередко человек грешит против Правды, не отдавая отчёта, что поступает несправедливо. Как правило такие грехи связаны с ложной, глубоко субъективной интерпретацией справедливости.

К слову, так поступали Израильтяне во времена Судей: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6). И именно это явилось одной из центральных причин внутренних раздоров, доходивших до братоубийственной вражды.

Другим примером могут служить фарисеи, которые, в силу следования букве закона, не раз обвиняли Спасителя в нарушениях этого закона, и при сем были уверены в собственной правоте.

— Очень часто понятие человеческой справедливости строится не на Божьем законе, а на частном мировоззрении или широкой общественной морали. Такая справедливость крайне относительна: то, что считается справедливым среди одних, в кругу других может артикулироваться как серьёзная несправедливость.

Скажем, в первые века существования христианства язычники полагали, что гнать церковь Христову — справедливо, ведь в то время, официально, она была вне закона, а язычество, напротив, вписывалось в правовые рамки. С точки же зрения христиан, руководствовавшихся Божественным Евангелием, несправедливость проявлялась со стороны язычников (Откр.6:10).

На сегодняшний день в ряде европейских государств справедливым считается бороться за однополые «браки», тогда как подобные союзы суть мерзость перед Богом (Лев.18:22) (см.: Содомский грех).

Почему окружающая действительность порой заставляет нас усомниться в справедливости Божией? Явные для нас грешники часто благоденствуют, а праведники страдают…

• Неверно ограничивать справедливость Бога пределами краткой земной жизни человека. Прп. Паисий Афонский: «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последние слово останется за Господом Богом». Поэтому удовольствия от греха – это отсроченные страдания.

• Человеку дарована свобода, мы – не роботы, не марионетки. До смерти Бог милосердно ждёт нашего обращения к Нему, после смерти являет Свою правду. Пример – притча о пшенице и плевелах.

• Наши выводы о благоденствии, как правило, поверхностны и основаны на каких-то внешних оценках (имущество, здоровье). При таком подходе игнорируется важнейший фактор — внутреннее духовное состояние человека.

• Временные страдания не являются безусловным злом, а часто несут очистительное значение, ведут к покаянию. Большинство людей в наше время приходят к Богу после пережитого горя, а не в состоянии земного счастья и с чувством благодарности.

• И в заключении стоит заметить, что наши оценки греховности окружающих людей далеко не всегда объективны.

См. ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ (ПРАВДА БОЖИЯ), СПРАВЕДЛИВОСТЬ

— Хорошо в деревянном доме… С солнцем встаю, оно дома целый день, а с утра выйдешь во двор – такая тишина, воздух свежий… — в словах Федора Петровича мечтательность, а в его облике неуловимая притягательность. Его хочется слушать и слушать. Слушать и понять – откуда в нем это восхищение жизнью? Стены его небольшого дачного домика сплошь увешаны картинами. Родная природа, охота, сенокос, портреты, летний якутский праздник ысыах…

Еще крепка рука и зорок глаз: нынче к ним прибавился десяток работ на тему Чингиз-хана. Вот древние воины застыли посреди степи. Они же несутся вперед быстрее ветра. Портреты самого повелителя мира, его внука хана Батыя. И еще Тараса Бульбы.

Воображению 85-летнего ветерана войны, в прошлом старшины милиции,

отдавшего службе в ОВД 40 лет, просто поражаешься. А ведь он не только художник, но и скульптор, резчик по дереву, мамонтовой кости, мастер чеканки и керамики. Сам раньше обжигал глину для своих работ.

Федор Петрович Догоров – именитый горожанин. Он автор множества персональных выставок, лауреат Всероссийской выставки самодеятельных художников, посвященной 50-летию Великой Победы, дипломант международной выставки «Человек и его мир» в Монреале и член Российской студии художеств имени Верещагина. С этим замечательным творческим человеком, ветераном милиции наш разговор.

— Федор Петрович, а откуда приходят сюжеты картин?

— Из памяти. Я же все это видел, работал, жил, косил сено, а исторические персонажи – из воображения.

— А вообще когда стали рисовать?

— В 19 лет меня призвали в армию, служил на монгольской границе, освобождал от японских захватчиков Китай. Нес службу в Порт-Артуре, бывшем русском городе, в отдельной мотострелковой роте, был пулеметчиком. В свободное время оформлял газеты, стенды, украшал помещения. И ко мне прибегали солдаты с просьбой нарисовать их. Я рисовал портреты на тетрадных листках карандашом. Получалось очень похоже. Довольные солдаты отправляли их домой. Вообще вот что я скажу. Нас, якутов, было мало, но все отличались талантами – хорошо писали, рисовали, а стреляли лучше всех.

— А дружными были, дедовщины не было?

— Если представитель какой-либо другой национальности хотел кого-то обидеть, то делать этого не давали русские. Русские – народ очень хороший, понимающий. Если ты к ним от чистого сердца, не лентяй, не лгун, то это они ценят. Слово командира было для всех законом. Командир в армии – царь и бог. Отслужив шесть с половиной лет, я вернулся солдатом и… художником.

— А боевые действия за это время были?

— А как же! Это сегодня почему-то говорят, что милитаристская Япония сдалась за несколько дней. Ничего подобного. После Победы война с японцами продолжалась еще полтора года. Переодевшись под китайцев, они жестоко вырезали целые роты. После Японии воевали с Кореей, так что мы на востоке страны сражались долго.

— Война, боевые условия, каждый день в напряжении… Действительно ли она делает юношу мужчиной?

— В войну человек крепнет, как сталь. Мирную, обычную жизнь ценишь. Почему старшее поколение мудрое? Потому что претерпело лишения. Оно не стало бы, как сегодняшняя молодежь, напившись пива, со стеклянными глазами выяснять какие-то мелкие отношения.

В 1944 году меня 18-летнего отправили в Тикси на трудовой фронт. Дома в родном Ботулу Верхневилюйского района остались мать с отцом да двое сестренок. Вернулся я осенью и застал только младшую трехлетнюю сестренку. Все умерли от голода. Малышку случайно обнаружил среди мертвых тел родителей родственник, и она оказалась в детдоме. Позже я забрал ее в Якутск, выучил. Сейчас вот Татьяна приглядывает за нами, топит печь, кормит.

Теперь все для жизни есть – еда, одежда, телевизор, радио, компьютер. Мы же выросли при свечах, и я считаю, что лишения – школа жизни. Человек их познавший, никогда не пропадет. А сегодня? Все тянут родители. Молодой человек иногда не в состоянии себя прокормить. Куда это годится?

— Федор Петрович, а вам по душе сегодняшнее время или прошедшее?

— При Советской власти было хорошо. После войны особенно – товары дешевые, в столовых – хлеб бесплатный. Думали, наступает коммунизм. Не получилось. Сегодня при капитализме цель одна – обогащение. Умные и изворотливые, сами видите, какие дома строят и как живут. У меня 60 лет трудового стажа, после милиции я до последнего времени столяром работал, все дома украшал, а не было даже велосипеда. Почему так получается? А за счет неправедных денег. Вот к себе на дачу газ провести не могу. Надо платить десяти соседям. Такие времена.

Для любого человека прошедшее время – лучшее. Это закон жизни. А чем были плохи бесплатные образование и медицина? Я не хочу марать прошлое, но настоящее время – не пойму. Сельские жители сегодня в трудном положении. Я-то знаю, что такое содержать в долгую зиму корову. Это же работа с утра и позднего вечера. А какой мизер они получают за свой труд?

Если и дальше говорить, то не пойму я и того, почему мы, наша республика, обладая богатыми природными ресурсами – алмазами, золотом, углем, газом и так далее – живем так бедно? Какой-то процент от всего этого каждый якутянин, родившийся здесь, независимо от национальности, должен иметь. Или я не прав?

Вот газ. Он же у нас свой, якутский. Но почему такой дорогой? Очень высокие тарифы ЖКХ, налоги. Но люди ведь живут не где-либо, а в условиях вечной мерзлоты! Я с оружием в руках воевал за мир, светлое будущее, оно наступило, но многое делается против человека, и я этого не пойму.

— Вы, Федор Петрович, 58 лет прожили в браке со своей супругой Елизаветой Михайловной, которая также долго работала в гостинице, ХОЗУ МВД. Посоветуйте молодым, что должно быть в семье главнее всего, чтобы вот так долго и счастливо жить?

— Уступать друг другу, избегать конфликтов, не надо пытаться главенствовать. Не надо превращать маленькую ссору в большой скандал. Уважать свое достоинство и своей жены или мужа. Общие сложности надо решать вместе, а если виноват – просить прощения.

— В 2007 году огромное количество своих работ – картины, скульптуры, керамику, портреты якутских политиков — вы безвозмездно передали УВД города Якутска. Они основали Галерею Славы, которая находится в 3 отделе милиции в квартале авиапорта. Что вас побудило это сделать?

— Я всегда жил для людей и счастлив, что работал в милиции. Пришел в органы сразу после армии в конный взвод, оттуда и ушел в отставку. Старшее поколение горожан помнит, что в начале пятидесятых в Якутске машин было единицы. Милиция их не имела совсем. Все – в том числе пойманного преступника, перекинув поперек седла — возили на лошадях. Так что у конного взвода всегда было много работы. Особенно она прибавилась с наступлением хрущевской оттепели, когда из ГУЛАГа амнистировали огромное количество заключенных. Что в Якутске началось! Убийства, грабежи, разбои. Мы работали сутками в казарменном положении, зарплата была маленькая, но мы, прошедшие войну и лишения, не обращали на это внимания. Молодость, работа, где тебя уважают, любимая жена рядом. Что еще надо для счастья? .

Именно в милиции я состоялся как личность. До сих пор уважают, не забывают. Очень поддерживает нас, ветеранов, министр Яков Григорьевич Стахов. За это огромное спасибо. Нынче совет ветеранов УВД две машины дров привез бесплатно.

— Федор Петрович, у вас много орденов и медалей… Еще в 1957-м вы получили первую почетную Президиума Верховного Совета ЯАССР. В 1994 году грамоту из рук Президента республики. А самые дорогие награды — какие?

— Орден Великой Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», к 100-летию В.И. Ленина. И милицейские знаки отличия – отличник милиции, «За безупречную службу» трех степеней…

— Федор Петрович, что пожелаете читателям в год 70-летия Великой Победы?

— Хорошо жить. А это значит — жить правдиво и честно, тогда будет счастье.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *