В чем суть человеческой жизни согласно будде

Содержание

Две с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни. Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам. В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа. О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки. Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи. Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно. И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма. На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха. Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание. «Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’. И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха. И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т. д. Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом. И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий. Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города. Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания. И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины. Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины». Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают. Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость. Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны. Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь. Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий. Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни. Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять. Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ. Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь. Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования. Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи. В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше. Этому осознанию также послужил один интересный случай. Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать. Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Законы буддизма

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы. О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы». Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом. Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам. Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано. Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так. Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы. Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться. К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно. Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания. Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие. Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это уникальный текст. В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами. Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти. В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем. Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад. И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Буддизм: что это такое? Основные виды и концепции буддизма

Введение

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Что такое буддизм?

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии. В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь есть страдание;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познать полное блаженство, успокоение, избавиться от мирских страстей, искоренить ненависть и познать истинную природу вещей, то есть достичь состояния нирваны. Для познания этого состояния буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются меценатством, поклоняются святым и тем самым освобождаются от собственного эго (называют «мокша»), отвергая людские желания и страсти. Существует два пути спасения: 1) Хинаяна – это узкий путь спасения, достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна – широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навечно.
  4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями). Каждый буддист на протяжении мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны – это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Оно основано на восьми состояниях:

— правильная речь – воздержание ото лжи, сквернословия, пустословия и речей, которые могут сеять вражду и привести к злу;

— правильный образ жизни – не вредить всему живому, зарабатывать средства для существования, не противореча буддийским ценностям, вести скромную, без роскоши и прочих излишеств, жизнь;

— сосредоточение – стремиться освободиться от жестких убеждений и наполнять свой разум позитивными мыслями, учиться созерцать и познавать истину;

— правильное воззрение – понимание Четырех Благородных Истин (Сансара это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к окончанию страдания);

— правильные поступки – делать добрые дела, воздержаться от воровства, прелюбодеяния и желания обивать других существ;

— правильные помыслы – уяснить, что все зло исходит от нашей плоти;

— правильные намерения – изменить свои желания и намерения. Жестокость и вред заменить на сострадание; чувственные наслаждения — на посвящение себя духовности; злость – на доброжелательность.

— правильные усилия – отгонять все злое, настраиваться на позитивный лад и стараться всегда следить за своими мыслями.

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции буддизма:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг — освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

Что такое Карма, читайте в этой статье>>

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она — следствие прерывания вращения колеса Сансары, чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна. Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм. Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая — конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм. Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии — ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием — религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире — треть населения составляли монахи.

Японский. Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций — Риндзай и Сото.

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133—1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты — nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173—1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222—1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию — буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты — иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию — это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн. Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen. Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен. Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм. В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Заключение

Буддизм это больше философское направление, нежели религия, здесь не рассматривается наличие божества, создавшего вселенную, как в привычных, нашему обществу религиях. Есть только «дэва», но это не божества, управляющие судьбами людей и вселенной, это такие же люди, просто из другой реальности. Так же как и Будда, который был реальным человеком, жившим 2,5 тысячи лет назад, поэтому вопрос – «Верите ли вы в Будду?», не имеет смысла в буддийской философии.

Священные тексты

Свяще́нные те́ксты, или Религио́зные тексты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.

При описании религиозных текстов берутся исключительно письменные тексты, устная традиция не учитывается. Как правило, религиозные тексты указывают на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества. В религиозных текстах очень важна преемственность передачи сакрального знания.

Особенности

Исторически сложилось так, что те или иные религиозные тексты в мифологической форме рассказывают о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о прародителях человека и первых людях. Большое место в них уделяется описанию священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах поведения и законах бытия. Некоторые религиозные тексты являются доступными для всех, а есть те, с которыми могут ознакомиться лишь посвящённые данной религии.

Большинство религий обнародовало правила, определяющие критерии оценки своих религиозных текстов и ограничения на их изменения.

Таблица

Религия Священные тексты Язык(и) Объекты поклонения и важные личности Философия религии Датировка Географические регионы Первый человек (люди)
Зороастризм Авеста Авестийский Ахура Мазда, Зороастр, Ахуры (асуры). Кир II Великий, Митра, Варуна Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) XVIII век до н. э. (традиционная) Большой Иран Гайомарт, Машйа и Машйана, Ману
Ведизм Веды Санскрит Вишну и 33 млн. «полу»-богов (дэват), Брахман, Митра, Варуна В традиционной версии 1 960 853 110 лет Ману
Индуизм Веды, Дхармашастры, Махабхарата, Бхагавадгита Санскрит 10 Аватар Вишну ( Кришна, Рама и др.), Митра, Варуна Индийская философия (Веданта), йога, медитация, дхарма, карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм V век до н. э. Индия Ману
Древнеегипетская религия Древнеегипетская Книга мёртвых Египетский язык Ра (бог солнца) Древнеегипетская философия, политеизм III тысячелетие до н. э. Древний Египет
Иудаизм Танах (Тора, Пророки, Писания) Иврит, Арамейский Иегова, Моисей Еврейская философия, монотеизм XIII век до н. э. (XV век до н. э.) Древний Египет, Израиль Адам, Ева
Христианство Библия (Книги Старого и Нового Заветов) Иврит, арамейский, греческий (койне) Бог-Троица, Иисус Христос Христианская философия, монотеизм I век н. э. Палестина, Византия Адам, Ева
Ислам Коран Арабский классический Аллах (Бог, Господь) Исламская философия, монотеизм 610 год (571 год) Аравия Адам, Ева
Джайнизм Джайн Агам (англ.)русск. Санскрит Махавира Философия джайнизма, отвержение Вед IX век до н. э. (по традиционной датировке) Индия
Сикхизм Гуру Грантх Сахиб Панджаби Вахегуру, Гуру нанак Философия сикхизма, синтез Вед и ислама 1469 год Пенджаб (Индия)
Буддизм Трипитака Пали Будда Буддийская философия, реинкарнация VI век до н. э. Индия, Китай, Индокитай
Синтоизм Кодзики Японский Аматэрасу Японская философия около XII—VIII вв. до н. э. Япония
Даосизм Дао дэ цзин Китайский Изначальный небесный владыка, Лао-цзы Философия Даосизма, дуализм (Инь-Ян) IV век до н. э. Китай
Конфуцианство У-Цзин Китайский Конфуций Китайская философия 551 год до н. э. Китай

Список религиозных текстов

Список религиозных текстов, используемых в различных религиях (в алфавитном порядке):

Адидам

  • Писания Франклина Альберта Джонса известного как Ади да Любовь-Ананда Самрадж
    • Алетэон
    • Компаньоны Лошади Истинного Заката
    • Завет Лошади Заката
    • Гностикон
    • Сердце Ади дам Откровение
    • Не-Два это Мир
    • Пневматон
    • Трансцендентный Реализм

Аетэрское общество

  • Девять свобод

Айявари

  • Акилатиратту Амманай (англ. Akilathirattu Ammanai)
  • Арул Нул (англ. Arul Nool)

Асатру

  • Речи Высокого
  • Эдда
    • Старшая Эдда
    • Младшая Эдда

Атонизм

  • Великий гимн Атону

Ацтекская религия

  • Группа Борджиа кодексы

Бахаи

Книги Баха’у’лаха’

  • Четыре долины (версия 1857)
  • «Семь долин» (версия 1860)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (на арабском 1857)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (На персидском 1857)
  • Драгоценные камни Божественных Мистерий (1859)
  • Книга аттестации’ (частично на персидском и частично арабском 1861)
  • Призыв Господа Воинств (1868)
  • Скиния единства (1870)
  • Китаб-и-Агдас (завершён в 1873)
  • Дощечки Баха’у’лаха раскрытые после the Китаб-и-Агдаса (написанные до 1892)
  • Послание Сыну Волка (1890)
  • Крупицы знаний из Писаний Баха’у’лаха (сборник, выбранный Шоги Эффенди из сочинений Баха’у’лаха’, 1853 по 1892)

Бон

Бонские Ганджур и Данджур

Буддизм

Древняя форма книг, используемая для Палийского канона См. также: Буддийские источники Буддизм Тхеравады

  • Трипитака или Палийский канон
    • Виная-питака
    • Сутта-питака
      • Дигха-никая, «длинные» лекции.
      • Мадджхима-никая, «средней длины» лекции.
      • Самъютта-никая, «связанные» лекции.
      • Ангуттара-никая, «численные» лекции.
      • Кхуддака-никая, «малая коллекция».
    • Абхидхамма-питака

Дальневосточная Махаяна Алмазная сутра, старейшая печатная книга в мире, датируемая 868 годом. (Британская библиотека).

  • Китайские буддийские сутры Махаяны из китайской Трипитаки, включая такие сутры как
    • Алмазная сутра и Сутра сердца
    • Шурангама сутра и её Шурангама мантра
    • Мантра великого сострадания
    • Буддизм Чистой Земли
      • Длинная Сукхавативьюха сутра
      • Амитабха сутра
      • Амитаюрдхана сутра
      • и другие сутры Чистых Земель
    • Тяньтай, Тэндай, и Нитирэн
      • Лотосовая сутра
    • Сингон
      • Махавайрочана сутра
      • Ваджрасекхара сутра

Тибетский буддизм

  • Тибетские Ганджур и Данджур

Викка

  • Книга теней
  • Обязанность богини
  • Тройной закон
  • Викканская сеть

Герметизм

  • Герметический корпус, Кибалион, Изумрудная скрижаль и связанные писания

Даосизм

  • Дао цзан — IV век н. э. вкдючает в себя такие ключевые тексты как
    • И цзин
    • Дао дэ цзин
    • Чжуан-цзы
    • Баопу-цзы
    • Иньфуцзин
    • Гуань-цзы
    • Ле-цзы
    • Саньхуанвэнь
    • Юньцзи цицянь
    • Сишэнцзин
    • Сянъэр
    • Тайпинцзин
    • Уфуцзин
    • Учжэньпянь
    • Хуантинцзин
    • Хуахуцзин
    • Цаньтунци

и многие другие

Джайнизм

Шветамбары

  • 11 Анг
    • второстепенное
      • 12 Упангас, 4 Мула-сутр, 6 Чеда-сутр, 2 Чулика-сутр, 10 Пракирнакас

Дигамбары

  • Кармапрабхита, также называемая Саткхандагамой
  • Кашаяпрабхита

Неденоминационное/Неспецифическое

  • Джина Виджая
  • Таттвартха сутра
  • Гадхахасти Махабхашия (авторитетный и древнейший комментаркий к Таттвартха сутре)

Дискордианизм

  • Принципия Дискордия

Древнеегипетская религия

Тексты Пирамид. Старое царство

  • Тексты пирамид

Первый промежуточный период и среднее царство

  • Тексты Саркофагов

Второй промежуточный период

  • Древнеегипетская Книга мёртвых
  • Книга пещер
  • Книга врат
  • Амдуат
  • Книга Небесной Коровы
  • Литания Ра

Древняя Греция

  • Гимны Гомера (англ. Homeric Hymns)
  • Теогония
  • Илиада и Одиссея
  • Золотые стихи

Друзы

  • Послание Мудрости Rasa’il al-hikmah

Друидизм

  • Мабиногион
  • Книга захватов

Езиды

  • Чёрная книга
  • Кетебе Джилве
  • Настоящие основные тексты езидской религии, которые существуют сегодня, являются гимнами, известными как кавлы.

Зороастризм

Ясна (Авеста) 28.1 (Bodleian MS J2)

  • Первичные религиозные тексты, то есть коллекция Авеста
    • Ясна, основная литургическая коллекция, включает в себя Гаты.
    • Висперад — коллекция дополнений к Ясне.
    • Яшты, гимны в честь божеств.
    • Видевдат описывает различные формы злых духов и способы их поражения.
    • более короткие тексты и молитвы, Яшты — пять Нияшес («поклонение, похвала»), ‘Сирозе и Афринганс (благословения).
  • Существует около 60 вторичных религиозных текстов, ни одна из которых не считается писанием. Наиболее важными из них являются:
    • Денкард (средний персидский, ‘Акты религии’),
    • Бундахишн (средний персидский, ‘Изначальное творение’)
    • Меног-и Крад (средний персидский, ‘Дух мудрости’)
    • Арда Вираф Намак (средний персидский, ‘Книга Арды Вирафа’)
    • Сад-дар (современный персидский, ‘Сто дверей’ или ‘Сто глав’)
    • Риваятс, Переписка 15-18 веков по религиозным вопросам
  • Для повседневного использования мирянами
    • зенд (досл. комментарии), различные комментарии и переводы Авесты.
    • Хорде Авеста Зороастрийский молитвенник для мирян из Авесты.

Игуаньдао

  • Майтрейя сутра (китайский: Ми Ле Чжэнь Цзин)
  • Путешествие к аду (китайский: Ти Ю Ю Джи)

Индуизм

Основная статья: Священные писания индуизма

Шрути

  • Веды
    • Риг-веда — записана в XV веке до н. э.
    • Самаведа
    • Яджурведа
    • Атхарваведа
  • Брахманы
  • Араньяки
  • Упанишады

Бхагавад-гита Смрити

  • Итихасы
    • Махабхарата (включая книгу Бхагавадгита)
      • Бхагавад-гита
    • Рамаяна
  • Пураны
    • Бхагавата-пурана
  • Тантры
  • Сутра
  • Стотра
  • Аштавакра-гита
  • Гхеранда-самхита
  • Гитаговинда
  • Хатха-йога-прадипика
  • Йога-Васиштха

Пурва Миманса

  • Пурва Миманса Сутры

Веданта (Уттар Миманса)

  • Веданта-сутры Вьяса

Йога

  • Йога-сутры

Санкхья

  • Санкхья сутры Капилы

Ньяя

  • Ньяя-сутры Гаутамы

Вайшешика

  • Вайшешика Сутры Канады

Вайшнавизм

  • Вайкханаса Самхиты
  • Панчаратра Самхиты
  • Дивьяпрабандам

Шактизм

  • Шакта Тантры

Кашмирский шиваизм

  • 64 Бхайравагамы
  • 28 Шайва Агамы
  • Шива-сутры Васугупты
  • Виджняна-бхайрава-тантра

Пашупата Шиваизм

  • Пашупата Сутра Лакулиша
  • Панчарта-бхашья Каундиньи (комментарий к Пашупата сутрам)
  • Ганакарика
  • Ратнатика Бхасарваджны

Шайва Сиддханта

  • 28 Шайва Агам
  • Тирумурай (канон из 12 работ)
  • Мейкандар Шастры (канон из 14 работ)

Гаудия-вайшнавизм

  • Брахма-самхита
  • Джаядева Гитаговинда

Кришна-карнамрита

  • Чайтанья-бхагавата
  • Чайтанья-чаритамрита
  • Према-бхакти-чандрика
  • Хари-бхакти-виласа

Лингаята

  • Сиддханта Шикхамани
  • Вачана Сахитья
  • Мантра Гопья
  • Шуньясампадане
  • 28 Агамы
  • Карана Хасуге
  • Басава Пурана

Кабир Пантх

  • поэмы Кабир

Даду Пантх

  • Поэмы Даду

Ислам

Основная статья: Священное Писание в исламе

Североафриканский Коран XI века в британском музее

  • Коран (также называемый Куран, Коран, Кур’ан, или ал-Кур’ан) — четыре книги, которые считаются раскрытыми и упомянутыми по имени в Коране — это Коран (раскрытый Мухаммеду), Таурат (раскрытый Мусе), Забур (открытый Давуду) и Инджиль (открытый Исе)
  • Хадис, сообщения о деяниях и высказываниях Мухаммеда.

Иудаизм

Сефер Тора открылся для литургического использования в службе синагоги Талмудический иудаизм См. также: Раввинская литература

  • Танах т.е. Еврейская Библия
    • Тора (учения)
    • Невиим (пророки)
    • Ктувим (записи)
  • Талмуд
    • Мишна
    • Гемара

Каббала

  • Каббала: Основные тексты
  • Зоар

Хасидизм

  • Ранние тексты:
    • Ноам Элимех’ (Элимелех из Лиженска)
    • Кедушат Леви’ (Леви Ицхак из Бердичева)
  • Основополагающие тексты различных хасидских сект:
    • Ликутей Мохаран (Бреслов)
    • Ме’ор Ейнам (Чернобыль)
    • Мей Хашилоач (Ижбитза – Радзин)
    • Тания (Хабад)
    • ‘Вайоел Мошэ (Сатмар)

Караимизм

  • Танах

Хайманот

  • Танах с несколькими еврейскими апокрифами

Каодай

  • Кин Тиен Дао Ва Тэ Дао (Молитвы Небесного и Земного Пути)
  • Фап Чен Чуен (Религиозная Конституция Каодай)
  • Тан Луад (Канонические коды)
  • Тэн Нгон Хиеп Туен (Компиляция божественных сообщений)

Йоруба

  • Оду Ифа
  • Коллекция Оду Ифа Яапа Вердуйджина

Киратизм

Мундум

Конкокё

  • Конкокё Киотен (Священное Писание Конкокё)
    • Оширасе-Гото Обобе-Чо
    • Конко Дайджин Обоегаки
    • Горикай I
    • Горикай II
    • Горикай III

Конфуцианство

  • У-Цзин
  • Четверокнижие
  • Тринадцатиканоние
  • Три комментария к весенним и осенним летописям

Космоэнергетика

  • Танец шивы или космический беспредел
  • По следам танца Шивы

Лингаята

  • Siddhanta Shikhamani

Майяская религия

  • Пополь-Вух
  • Дрезденский кодекс
  • Мадридский кодекс
  • Парижский кодекс
  • бесчисленные уничтоженные кодексы

Мандеи

  • Ginza Rba
  • Книга Зодиака
  • Кйолуста, Канонический молитвенник
  • Книга Джона Крестителя
  • Диван Абатур, Чистилища
  • 1012 вопросов
  • Коронация Шислам Рба
  • Крещение Хибил Зива
  • Харан Гавайта

Манихейство

  • Евангелион (Греческий: Εὐαγγέλιον, что означает «хорошие новости»). Также известен как Евангелие Мани и Живое Евангелие
  • Сокровище жизни
  • «Прагматейя» (греч. πραγματεία)
  • Книга Тайн
  • Книга великанов
  • Послания
  • Псалтирь и молитвы. Коптский манихейский псалтырь, обнаруженный в Египте в начале 1900-х годов, был отредактирован и опубликован Чарльзом Альберри из манихейских рукописей в коллекции Честер Битти и в Берлинской академии, 1938-9.
  • Шабураган
  • Аржанг
  • Кефалия (греч. Κεφάλαια), «Дискурсы», найденные в коптском переводе.

Махикари

  • Священные слова (Госейген)
  • Молитвенная книга Йокоши (Нориготошу)

Мехер Баба

  • God Speaks
  • Discourses

Моизм

  • Мо-цзы

Наука разума

  • Наука разума Эрнеста Холмса

Нью Эйдж

Различные религии Нового века могут рассматривать любой из следующих текстов как вдохновлённый:

  • Курс чудес
  • Беседы с Богом
  • Оаспе
  • Книга Урантии
  • Разоблачённая Изида

Орфизм

  • Поэмы Орфея

Равидассия

  • Амритбани Гуру Равидасс Джи

Растафарианство

  • Библия (Эфиопский православный канон)
  • Holy Piby
  • Кебра Негаст
  • Речи и труды Хайле Селассие (включая его автобиографию «Моя жизнь» и «Прогресс Эфиопии»)
  • Свиток королевского пергамента чёрного верховенства

Раэлиты

  • Труды Раэля aka Клод Ворильхон
    • Интеллектуальный дизайн: сообщение от дизайнеров
    • Чувственная медитация
    • Да, клонированию человека

Рэйки

  • Оригинальное руководство по Рэйки доктора Микао Усуи

Саентология

  • Дианетика:Современная наука о психическом здоровье
  • Список текстов саентологии

Самаритянизм

  • Самаритянская Тора

Сатанизм

  • Сатанинская библия
  • Сатанинские ритуалы

Сведенборгиане

Новая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (не считаются равными Библии)

Общая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (считаются равными Библии)

Сикхизм

  • Гуру Грантх Сахиб
  • Дасам Грантх

Синтоизм

  • Кодзики
  • Риккокуши, который включает Нихон сёки и Сёку нихонги
  • Фудоки
  • Джинно Шотоки
  • Куджики

Славянское неоязычество

  • Славяно-Арийские Веды
  • Велесова книга
  • книга Нави

Спиритизм

  • Книга духов (англ. The Spirits Book)
  • Книга медиумов
  • Евангелие согласно спиритизму
  • Рай и Ад
  • Бытие по спиритизму

Телема

  • Священные книги Телема, в особенности Книга закона

Тэнрикё

  • Ofudesaki
  • Mikagura-utai
  • Osashizu

Унариусская академия науки

  • Голос венеры

Урантианизм

  • Книга Урантии

Фалуньгун

  • Чжуань Фалунь

Христианство

Рукописная Библия из Мальмсберийского аббатства, 1407 год Традиционное Христианство

  • Библия (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие). Некоторые деноминации также включают Апокриф.
    • Для Протестантизма, это канон из 66 книг — Еврейский Танах из 24 книг по-разному разделённых (в 39 книг) и универсальный 27-книжный Новый Завет. Некоторые деноминации также включают 15 книг Апокрифов между Ветхим Заветом и Новым Заветом, в общей сложности 81 книга.
    • Для Католицизма, это включает семь второканонических книг в Ветхом завете в общей сложности 73 книги, называемых Канон Трента (в версиях Латин Вульгате, Вторая книга Ездры и Третья книга Ездры включены в приложение, но считаются неканоническими).
    • Для Православной церкви, это включает Второканонические книги, которые состоят из католического дейтероканона, плюс Третья книга Маккавейская, Псалом 151, Молитва Манассии, и Вторая книга Ездры. Четвёртая книга Маккавейская считается канонической Грузинской православной церковью.
    • Эфиопская православная церковь (и её отпрыск, Эритрейская православная церковь) добавили различные дополнительные книги в зависимости от конкретного перечисления канона (см. Эфиопский библейский канон), но всегда включали третью книгу Ездры, Книгу Юбилеев, Книгу Еноха, 4 Варух, и 1, 2, и 3 Маккавеи (нет никакого отношения к Книгам Маккавеев).
    • Некоторые Сирийские церкви принимают Сирийский апокалипсис Варуха в качестве писания.

Христианская наука

  • Библия
  • Наука и здоровье с ключом к Писанию написанная Мэри Бэйкер Эдди. Этот учебник вместе с Библией служит постоянным «безличным пастором» церкви.

Гностицизм

  • Библиотека Наг-Хаммади и другие Гностические тексты (не из Библии)
  • Некоторые книги Ветхого Завета и Нового Завета
    • Кердонианианизм и Маркионитство
  • Только Евангелие Маркиона и выбранные Послания Павла приняты

Обложка Книги Мормона с оригинального издания 1830 года выпуска, Джозефа Смита

(Изображение из Библиотеки Конгресса США «Отдел редких книг и специальных коллекций».) Свидетели Иеговы

  • Библия (Священное Писание — Перевод нового мира является их предпочтительным переводом.)

Движение святых последних дней

  • Библия
    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) использует СПД издание Библии короля Якова для англоговорящих членов; другие версии используются в неанглоговорящих странах.
    • Сообщество Христа использует перевод Джозэфа Смита, который он называет «вдохновлённой версией», а также обновлённым современным переводом.
  • Книга Мормона
  • Драгоценная жемчужина
  • Учение и заветы
    • Существуют существенные различия в нумерации содержимого и раздела между учением и заветами используемыми Сообществом Христа и СПД Церковью.
  • Другие, более мелкие ветви Святых последних дней включают другие писания, такие как Книга Закона Господа используемые Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) или Слово Господне использовалось ответвлениями Феттинга..

Церковь коренных американцев (Христианско-образовательные фракции) См ниже. Растафарианство См ниже. Церковь адвентистов седьмого дня

  • Библия
  • писания Эллен Уайт относятся к повышенному статусу, хотя и не соответствуют Библии, поскольку она считается вдохновлённой пророчицей.

Сведенборгиане См ниже. Церковь объединения См. ниже.

Церковь коренных американцев

  • Библия (только среди христианских сторонников)

Церковь Объединения

  • Божественный Принцип
  • Библия как освещено более поздним откровением

Чхондогё

  • Писание Тонхак
  • Песни Йонгдам
  • Проповеди мастера Хауэола
  • Проповеди Почитаемого Учителя Эуяма

Шумеро-аккадская мифология

  • Бартонский цилиндр

Этрусская мифология

Пограничный столб из Перуджи. III в. до н. э.

  • Скрижали из Пирги
  • Liber Linteus
  • Cippus Perusinus

Ярзанизм

  • Калам-е саранджам

> См. также

  • Священное Писание
  • Список религий

> Примечания

Литература

  • Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под общ. ред. проф. П. С. Гуревича: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995. — 591 с.
  • Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68

Священное писание буддизма

Каждое духовное учение имеет собственные священные книги, в которых записаны основы вероисповедания. Однако с буддизмом всё обстоит не так просто, потому что это духовное учение разделяется на несколько направлений, которые значительно отличаются друг от друга. Взять хотя бы религию Бон, которая тоже относит себя к буддизму, но не признается Далай-ламой. Иногда создается устойчивое впечатление, что различные направления в буддизме — это разные религии.

Мой друг совершил недавно паломничество в королевство Мустанг (Непал) и привез невероятные впечатления о религии Бон, которая существовала в Тибете задолго до рождения Гаутамы Сиддхартха — основателя буддизма. Сегодня я расскажу вам, какая священная книга буддизма является основной и как она называется. Чтобы не было путаницы в этом вопросе, мы также рассмотрим коротко все известные буддийские источники.

Различные направления в буддизме

Если вы будете общаться с представителем религии Бон, то услышите о существовании множества духов. Триллионы духов обитают на земле, в каждом предмете обитает отдельная духовная сущность. Ученые считают, что Бон относится к шаманизму, так как именно для него характерно тесное «сотрудничество» с духами.

Однако несведущего человека легко введут в заблуждение чтение мантр и монастыри представителей религии Бон, которые трудно отличить от классического буддизма, основанного Гаутамой Буддой. Потому что слово «будда» переводится как «пробудившийся», а таковыми себя именуют абсолютно все в Тибете — и представители религии Бон в том числе.

Рассматривая вопрос о буддизме, стоит упомянуть и о направлении дзен, которое отличается от классического эпатажностью и смелым подходом к пониманию основополагающих буддийских истин. Некоторые исследователи не без основания полагают, что различия в буддизме чем-то похожи на различия в христианстве. Например, протестантское направление и православие можно рассматривать как совершенно разные религии, хотя у них единый Бог — Иисус Христос. Нечто подобное происходит и в буддизме.

Трипитака — священная книга буддизма

Классический буддизм признаёт священной Трипитаку — свод буддийских канонов, написанных уже после смерти Гаутамы Будды.

На заметку! Существует три распространенных варианта Трипитаки, которые относятся к индийской, китайской и тибетской традиции.

Наибольшей популярностью пользуется палийский (индийский) вариант — Типитака. Именно он сохранился полностью. Книга состоит из трех разделов:

  1. Винайя-питака;
  2. Сутра-питака;
  3. Абхидхарма-питака.

Трипитака в переводе обозначает — 3 корзины. Раньше священные тексты хранились в корзинах из пальмовых листьев, отсюда и характерное название. Однако некоторые исследователи полагают, что название относится не к корзине: так на древнем санскрите называли собрание чего-либо или коллекцию.

О чем повествует священное писание буддизма? В первой книге записан свод правил, регламентирующий жизнь монашеской общины. Это подробная инструкция, следование которой должно быть неукоснительным. В Винайя-питаке записано 500 правил, по которым живут монахи и монахини. Цель этой книги — сохранение гармонии и порядка в разнородной духовной общине.

Сутра-питака повествует о жизни Гаутамы Будды. Она состоит из 10 000 сутр, авторство которых приписано самому основателю буддизма и его ближайшим ученикам.

Третий раздел Трипитаки представляет собой систематизацию буддийского учения — Дхармы, философский анализ и различные умозаключения. Это теоретическая научная база буддизма, в которой нет свода правил и наставлений.

На заметку! Впервые Трипитака была записана буддийскими монахами Шри-Ланки на подготовленных пальмовых листьях.

Долгие годы учение Гаутамы Будды передавалось из уст в уста, как было принято в индуистской традиции. Но в связи с угрозой утраты знаний, на первом буддийском собрании было принято решение увековечить священные истины в книге.

Трипитака остается единственным полным каноном буддийских истин. Последующие направления и течения буддизма не оставили после себя письменных памятников, заслуживающих внимания.

Китайская Трипитака

Этот вариант священного писания получил распространение в Китае, Японии и Вьетнаме. В нем есть отличия от первоисточника (который записан на санскрите) и от тибетской версии. Например, в данном варианте находятся тексты, отсутствующие в палийской версии. Буддологи считают, что китайское издание появилось раньше палийского варианта и послужило для него основой.

Тибетская версия

Издание на тибетском языке состоит из двух частей — Гарджура и Данджура. Ганджур основан на изложении буддийских истин (канона), а Данджур их комментирует. Тибетская версия Трипитаки уделяет большое значение практическому подходу к учению, в ней много информации по медитативной практике и тантре. Ламы рассматривают тибетский вариант Трипитаки как священный свод правил.

Корейская версия

У корейцев существует свой особенный свод правил, который они именуют — Пхальман тэджангён. Этот канон был записан на 6 500 деревянных табличках, датируемых 1087 годом. Однако во времена монгольского нашествия таблички были уничтожены почти полностью, поэтому до наших дней дошел более поздний вариант Трипитаки, датируемый 1251 годом. Этот канон считается наиболее полным из всех сохранившихся древних вариантов.

На этих версиях священные книги не заканчиваются, ведь в каждой местности был свой вариант Трипитаки, отличный от других. Это легко объяснить отсутствием почтовой связи и быстрых коммуникаций между странами. Но к 18 веку ситуация изменилась: наконец был создан единый канон, который увековечили на каменных скрижалях.

Унифицированный текст Трипитаки

В 1780 г. в Бирме состоялся буддийский собор, на котором 2,5 тысячи монахов приняли решение унифицировать текст Трипитаки. Была проделана большая работа по сверке разрозненных текстов трех различных традиций — индуистской, китайской и тибетской. В результате унифицированный текст записали на 729 мраморных плитах, дабы увековечить истину в единстве. Для каждой мраморной плиты с записанным священным текстом был создан отдельный миниатюрный храм. Собрание мини-храмов (ступ) составляет храмовый комплекс под названием Куто-до Пайя.

Этот комплекс является священным местом для большинства последователей буддизма. Он находится в Мьянме (Бирма), в городе Мандалай. Храмовый комплекс считается самой большой каменной книгой в мире, ведь на ее прочтение потребуется 450 дней. На постройку храмового комплекса ушло 8 лет, так как за день на камне высекали всего 10 строк священного текста.

Через некоторое время рядом с храмовым комплексом построили книжный комплекс Садамани Пайя, в котором были увековечены в камне комментарии к Трипитаке на бирманском языке.

В 1900 году Трипитаку напечатали на бумаге, в результате получилось 38 томов, каждый из которых содержит по 400 страниц.

В истории возникновения буддийских священных текстов есть один щекотливый момент: какой из источников является подлинным, достоверно не известно. Это связано с тем, что долгие годы учение передавалось из уст в уста и не записывалось. Записали текст намного позже, когда появилась опасность искажения истины в пересказах многочисленных последователей Будды.

Однако и первоисточники не дожили до наших дней, так как были безвозвратно утеряны во времена монгольских и мусульманских завоеваний. Все буддийские библиотеки вместе с монастырями беспощадно уничтожались. Те тексты, которые легли в основу унифицированного канона, могут содержать в себе значительные искажения. Но узнать, каким было подлинное учение Гаутамы Будды, потомкам не суждено.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *