В гневе

Береги себя: как избавиться от злости, зависти и обиды // Фото: iStock/GettyImages

Ни для кого не секрет, что отрицательные эмоции вредны для человека. Они разрушают здоровье, иногда даже являются причиной ряда страшных болезней, в том числе и онкологических. Но и в негативных эмоциях есть плюсы. Они являются нашим двигателем. Не испытывающий агрессии и зависти человек инертен, он ничего не добивается в карьере, не пользуется популярностью у противоположного пола. Главное – уметь управлять чувствами, и тогда они будут работать вам на пользу.

Агрессия

Она же гнев, она же злоба, свойственная даже маленьким детям. Обратите внимание, как малыш, еще не научившись ходить, яростно сжимает кулачки, когда ему не дают любимую игрушку. Агрессия является сигналом, что ваш внутренний ребенок негодует, так как что-то идет не по его сценарию.

Чувствуя, что в вас закипает гнев, нужно его… поприветствовать. Да-да, так и сказать: «Здравствуй, злость». Тем самым вы признаете свои слабости, не отмахиваетесь от них. Скажите себе: да, я злюсь, и что? Кому от этого лучше? Мне только хуже. Значит, успокойся! И так повторяйте себе двадцать раз: успокойся, успокойся…

Если не помогло, схватитесь за мочку уха и сделайте десять глубоких вдохов. По-прежнему злитесь? Десять раз присядьте или выйдете на улицу и трижды быстрым шагом обойдите вокруг ближайшего здания – трансформируйте злость в спорт. И главное – во время вспышки гнева не давайте волю языку, чтобы не пришлось потом жалеть о сказанном. Если есть возможность, прилягте, нет таковой – присядьте. Таким образом, вы «заземляетесь» – даете выход своим негативным чувствам.

Бывают и физиологические причины злости – из-за ПМС у женщин или от переизбытка контактов у тех, чьи профессии тесно связаны с общением с людьми: у продавцов-консультантов, менеджеров, кассиров. В таких случаях помогает взаимодействие с водой. В идеале – искупаться, ну или хотя бы умыть лицо. Избегайте контакта с раздражителем.

Бесит, что дочь не помыла посуду к вашему приходу? Отойдите от раковины. Раздражает коллега? Разверните стол так, чтобы не видеть его.

ЗАВИСТЬ

Зависть – это привычка. Как курение, как страсть к алкоголю. Ее надо истреблять. Не вредна только белая зависть, которая близка к восхищению, когда вы думаете: ничего себе, какое на коллеге красивое платье! Хочу себе такое же! Если же ваши мысли из серии «Опять в новой шмотке, собака такая!», надо над собой работать. Во-первых, не примеряйте чужие достижения на себя. Да, соседка купила себе новую машину, но вы же не знаете, сколько она училась и трудилась, чтобы заработать на нее! Хотите стать начальницей, как она? А вы уверены, что вам нужна ее работа с нервотрепкой?

// Фото: .com Во-вторых, если чувствуете, что завидуете, сделайте комплимент относительно предмета зависти. Это разряжает гнетущую атмосферу, плюс вы сделаете приятное человеку, и его благодарность за сказанное вами снизит градус вашей зависти.

В-третьих, меньше хвастайтесь. Обычно склонные завидовать любят рассказывать о своих достижениях. Этого делать не стоит, потому что хвастовство – оборотная сторона зависти. И, выбешивая других, вы потом притягиваете к себе негатив.

ОБИДА

// Фото: .com

Обиду нельзя замалчивать. Если человек делает вам неприятное, ему надо об этом сказать, потому что чаще люди обижают других неосознанно. Если же видите, что говорящий гадости злорадствует, спросите прямо: получил он сам удовольствие от сказанного? Это фраза из психологического айкидо, она моментально «вырубает» любителя испортить другим настроение. Если обида на родителей или начальника засела глубоко в душе, загрузите себя работой или уйдите с головой в любовь, а не зацикливайтесь на отрицательной эмоции. Не стоит обижаться на человека, что он не оправдал наших ожиданий. Представьте ситуацию: вы сломали мизинец о кресло.

Оно ни при чем, но вам обидно и больно, верно? Вы злитесь на кресло, хотя в произошедшем нет его вины. Так и с людьми. Никто не обязан вести себя так, как вы хотите. И забудьте фразу «Я этого не заслуживаю», а также вопрос «За что мне это?». Принимайте все, что происходит с вами. В ваших бедах не виноват никто, кроме вас. Говорит себе: да, сегодня меня уволили, это не страшно, завтра найду новую работу. Когда вы научитесь не зацикливаться на негативе, вам станет легче.

ГРУСТЬ

// Фото: .com

Тоска – эмоция, которую не стоит гнать от себя. Грустить – нормально, это некий эмоциональный отдых для организма. Тех, кто вечно веселится, хочется положить в клинику неврозов. Если на душе погано, надо выговариваться, не держать негатив в себе. А потом – спать. Не зря наши предки считали, что лучшее лекарство от хандры – вздремнуть под ракитовым кустом.

Если тоска затянулась, это сигнал, что вы не хотите брать на себя ответственность за свою жизнь. У тех, кто постоянно грустит, как правило, виноваты все вокруг – правительство, родители, муж. Тут помогут коллективная терапия, какой-нибудь жизнеутверждающий тренинг.

Женщинам пойдут на пользу смена имиджа, обновление гардероба. Если нет денег, помогает так называемый «зыринг» – рейд по магазинам с целью поглазеть. Хорошим антидепрессантом являются меха – идите в бутик и меряйте шубы. Купите что-то яркое, чайную чашку, например. Сделайте себе приятное: пересмотрите любимый фильм, поболтайте с лучшей подругой. А еще обязательно пейте много чистой воды – с жидкостью из вас уйдут негативные эмоции.

Кошки — прекрасное лекарство от грусти: погладьте зверя, и тоска уйдет // Фото: iStock/GettyImages

Пыль в глаза

По данным исследования, проведенного Королевским обществом здравоохранения Великобритании (RSPH), просмотры фотографий в социальных сетях плохо влияют на психику человека. Изучались Instagram, Facebook, Snapchat, YouTube и Twitter. Самым вредным признан Instagram. Особенно этот ресурс вызывал у опрошенных чувство беспокойства и недовольства собственным телом. Это неудивительно, так как многие пользователи Instagram добавляют фильтры и редактируют свои фото.

// Фото: iStock/GettyImages

ОПЯТЬ 25

Нейрофизиологи из Швеции провели ряд экспериментов, в которых участвовали более 3000 человек. Исследователи пришли к выводу, что именно двадцатипятилетние люди находятся на пике своих умственных возможностей. Речь идет об особой способности мозга анализировать, перерабатывать и выдавать наилучшие решения в кратчайшие сроки.

// Фото: iStock/GettyImages

КНУТ И ПРЯНИК

Физические наказания способны изменить характер детей. Ученые из Университета Миссури проанализировали данные, полученные после наблюдения за почти тысячью матерей и их детьми. Они выяснили, что ребятишки, которых родители воспитывали с помощью ремня, в возрасте от 10 до 11 лет проявляют агрессию.

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-80 гг. Фрагмент

Убийца любви

Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. Говорил он так применительно к семейной жизни, но это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще. Раздражительность, гнев не только являются причиной конфликтов, но и убивают те чувства любви, дружбы, симпатии, уважения, которые мы имеем к людям. В минуту гнева меняется наше отношение к человеку; его черты, особенности, милые привычки, вызывавшие, может быть, наше восхищение, предстают теперь в искаженном, уродливом, карикатурном виде. От любви до ненависти, как говорится, один шаг.

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Большинство убийств происходят не с целью ограбления, не с целью убрать свидетелей или конкурентов, а просто в пылу ссоры или драки. Конечно, как правило, дело здесь не обходится без алкоголя. И вот друзья, приятели, а иногда и самые близкие, родные друг другу люди, еще недавно вместе выпивавшие, в приступе пьяного гнева хватаются за ножи, тяжелые предметы – и происходит непоправимое. В скупых милицейских сводках это называется «убийством на бытовой почве». И таких убийств, я повторяю, подавляющее большинство.

Убийство, конечно, крайнее выражение гнева. Но даже если дело не доходит до физического насилия, любые проявления гнева убивают нашу душу изнутри и разрушают наши отношения с ближними. Сколько браков распалось из-за постоянных ссор и споров между супругами, сколько родственников и бывших друзей годами не общаются, поссорившись когда-то из-за каких-то пустяков!

Причины гнева

Рассмотрим основные причины, вызывающие раздражительность и гнев.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: «Гнев и обидчивость – от самоцена (то есть самолюбия. – свящ. П.Г.), по которому мы признаем и чувствуем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка – вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Тем больший будет ему венец за труд. Спокойному, флегматичному легче бороться с раздражением и гневом. Есть люди, обладающие властным, доминирующим характером, они хотят, чтобы все было по их желанию, не терпят возражений. Таким тоже очень непросто преодолевать вспышки раздражительности и сдерживать порывы гнева. Святитель Феофан советует таким: «Вижу, что причина… в том, что вам не хочется пожертвовать чем-либо из заведенной аккуратности… это болячка ваша. Прогоните ее, негодную, и покойнее будет. Явите сим самоотвержение: ибо тут вся самость и с руками, и с ногами».

Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть. Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кто богаче, удачливее, кому больше дано. Даже у очень богатых людей постоянная конкуренция, соперничество, «у кого больше нулей на банковском счету». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство. «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего «смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

Виды гнева

Гнев может иметь разные проявления. Это и раздражительность, вспыльчивость, страстные споры. Это и злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид.

Любовь к словопрениям, спорам может также стать источником гнева, привести к конфликтам, ссорам. Опасность велика, потому что спор – это чаще всего не выяснение истины, а некая словесная дуэль, поединок, который происходит из желания потешить самолюбие, самоутвердиться. В споре почти всегда присутствует обида проигравшего. В пылу спора очень легко перейти грань и впасть в раздражение и гнев. Когда кончаются аргументы, часто в ход идет крик и даже взаимные оскорбления. Поэтому споров нужно всячески избегать.

О раздражительности, вспыльчивости поговорим немного позже, а сейчас я хотел бы немного остановиться на злопамятстве, обидчивости. Вообще говоря, злопомнение (так называется этот грех по-церковнославянски) ужасное чувство. Оно, как кислота, разъедает душу обидчивого и разрушает ее изнутри. Гнев, обидчивость – оружие обоюдоострое, и направлено оно, в первую очередь, не на наших обидчиков, а на нас же самих. Обидеться – глагол с возвратной частицей; «-ся» – по-славянски себя, то есть мы обижаем не кого-то, а самих себя. Ненавидимые и обидевшие знать не знают, может быть, что мы на них гневаемся, не подозревают, как мы страдаем и переживаем. Они спят себе спокойно и не о чем не думают, а обиженные вынашивают планы мести, не спят ночей, впадают в уныние, тоску, теряют аппетит и покой, думая только о своей обиде. Человек обидчивый ужасно наказывает сам себя, доводя подчас до полного изнеможения. Состояние гнева – это очень тяжелый стресс. Поэтому умение прощать врагов и обидчиков приносит огромную пользу не только духовному, но и психическому и физическому здоровью.

Как научиться прощать? Первое: понять, что нужно это, в первую очередь, нам же самим. Мы сами очень выиграем, если научимся не обижаться на людей. Второе: нужно понять, что человек, который нас обидел, не ведал, что творил. Ведь даже самый закоренелый злодей имеет свою оправдательную версию. Когда распинали Господа нашего Иисуса Христа, иудеи действительно думали, что делают богоугодное дело: они не увидели в Нем Сына Божия. Другое дело, что душа их и разум были ослеплены грехом и страстью гнева и зависти, но они не понимали, что совершают. И поэтому Христос молился с креста: «Отче, отпусти им: не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34). И этого также «не ведают» все преступники и обидчики. Ибо, если бы они знали, что совершают грех, преступление, за которое они обязательно ответят перед Богом, они не стали бы этого делать. Они либо вообще не понимают, что такое грех, либо не осознают всей меры ответственности за него. Поэтому это люди, достойные жалости, люди несчастные, заблудшие и духовно больные, а на больных обижаться нельзя.

Все наши обиды, я напоминаю, есть порождение самолюбия. И по-настоящему серьезных среди них вообще очень мало. Злонамеренных, сознательных обидчиков, в принципе, единицы. В основном люди обижают друг друга либо случайно, либо от недостатка ума и такта, опять же вовсе не думая кого-то обижать.

Раз обидчивость есть порождение самолюбия, нужно воспитывать в себе смирение. Поменьше обижаться и побольше обращать внимание на себя, спрашивая: «В чем здесь моя вина? Что я сделал не так, что возникла конфликтная ситуация? Может быть, нелестные эпитеты, которыми меня наградили, действительно недалеки от истины?». Ведь некоторые люди вообще никогда и не с кем не ссорятся и не конфликтуют, а другие на каждом шагу раздражаются, спорят и обижаются.

Еще один хороший способ: постараться встать на место обидчика, войти в его положение и оправдать его. Выступить не обвинителем, а адвокатом. Тогда будет легче простить. Например, нас обидела чем-то продавщица в магазине. Мы дали ей денежные купюры не развернутыми, а сложенными или смятыми, и она очень резко и раздраженно нам что-то сказала. Но представьте себе, что нам один раз на дню было лень развернуть их, а она весь день с утра до вечера стоит у прилавка, расправляет мятые деньги, отпускает товар, дает сдачу, да еще и несет очень большую материальную ответственность. А может быть, дома у нее проблемы, болеют дети, муж ушел и т.п. Так нам станет сразу понятно, почему она не мило улыбается нам, а наоборот, сердита. И оправдывая человека, мы научимся не осуждать его, а жалеть, понимать.

Гнев и молитва – две вещи несовместные

Священное Писание категорически запрещает молиться в состоянии гнева, непримиренности с ближними. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). И еще: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Молитва человека непримиренного, злопамятного есть лицемерие. Как мы можем читать молитву Господню «Отче наш», в которой есть слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», и при этом иметь в сердце непрощенную обиду. Неискреннюю, лицемерную молитву Господь не приемлет. Совершенно немыслимо приступать к таинству причащения, не простив от всей души обидчиков. Если мы дерзаем причащаться в таком состоянии, то принимаем святые тайны в суд и осуждение, уподобляясь Иуде-предателю. Поэтому нужно использовать все средства и пути к примирению. Как говорит апостол Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). А если невозможно, если человек никак не хочет идти на примирение? В таком случае нужно хотя бы в душе примириться с ним и от всего сердца простить ему все обиды. И, конечно же, молиться за него.

Непримиренность, вражда отводит от нас благодать Божию. Вот какой пример приводит в своем «Отечнике» святитель Игнатий (Брянчанинов): «Два брата были во вражде между собой. Во время гонений на христиан их схватили и, подвергнув многим мучениям, посадили в тюрьму. Один из них сказал другому: «Брат! Нам должно примириться и не гневаться одному на другого, потому что завтра мы должны умереть и предстанем Господу”. Но тот отказался от примирения. На другой день их вывели из тюрьмы, чтобы отсечь им головы. Брату, желавшему примириться, голова была отрублена прежде, и он в вере отошел ко Господу. Другой же, не хотевший примириться, отрекся от Христа. Мучитель спросил: «Почему ты не отвергся вчера, прежде пытки, чтоб избежать ран, а отвергся только сегодня?”. Он отвечал: «Я преступил заповедь Господа моего: не примирился с братом. За это Бог оставил меня и отъял от меня Свою помощь. Лишенный ее, я отрекся от Христа”».

Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. Мы уже говорили, что большинство убийств происходит из-за гнева. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине. Из-за чего пошел на братоубийство Каин? Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца. Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства.

Приведу еще один пример, показывающий, до какого состояния может дойти человек, поддавшийся гневу. Отец великомученицы Варвары Диоскор был язычником. Овдовев, он сосредоточил всю свою душевную привязанность и заботу на своей единственной дочери. Воспитывал ее, скрывая от посторонних глаз; готовил к замужеству с богатым и знатным человеком; нанял языческих учителей для ее образования и воспитания. Диоскор думал, что любит свою дочь. Но вот Варвара тайно принимает христианство. Когда отец узнал об этом, гневу его не было предела, он обнажил меч и погнался за ней. Варвара спаслась тогда чудом. Найдя свою дочь, отец избил ее, заключил под стражу, долго морил голодом, а потом отдал правителю города на страшные пытки и истязания. Диоскор сам казнил свою дочь, отрубив ее голову мечом. Гнев Божий не замедлил покарать Диоскора и правителя: они оба были поражены молнией.

Что случилось с Диоскором? Почему он, еще недавно окружавший единственную дочь заботой и попечением, так жестоко и беспощадно расправился с ней? Диавол нашел его слабое место – гневливость. Не поборов в себе страсть гнева, нечестивый отец был полностью захвачен ею, он уже не владел собой, превратившись в послушную игрушку в руках сатаны.

Страсть гнева, как и блудную, святые отцы не зря сравнивают с огнем, пламенем, пожаром. «Из искры возгорится пламя»: начавшись с небольшой вспышки, гнев способен за считанные минуты охватить душу и привести к непоправимым последствиям. Как не допустить пожара, как гасить в себе адский пламень?

Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П.Г.). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: «Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».

С раздражением, гневом нужно бороться сразу, в самом начале, пока они еще подобны угольку. Уголек легко затоптать, погасить. Но если не только не гасить его, но и, наоборот, раздувать, поддерживать горение – пожар неминуем. Как помысел, пока еще он не вошел в сердце, прогоняется легко, но когда он угнездился в душе, справиться с ним сложнее, так и первоначальный гнев, раздражение преодолевать надо на самом подходе. Ответная внутренняя реакция на какое-то неприятное нам событие или действие – вещь вполне естественная. Например, нас случайно толкнули на улице. Первая реакция, конечно, возмущение, но его тут же надо погашать, чтобы дальше оно не перешло в гнев.

Святитель Феофан советует: «Вспышки одолевают… Учитесь не давать им ходу, а как только покажутся, подавлять их. Вспылить будто ничего, но тут весь эгоизм или грешный человек. Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водой против сего огня. Память Божию держите и память смертную. Эти два помышления суть держава всего доброго и прогнание всего недоброго… На свете ничего нет, из-за чего можно бы серьезно ссориться, кроме спасения души».

В борьбе с раздражительностью и гневом очень помогает принцип взвешивания. Его суть в том, что, когда нам хочется дать волю своим эмоциям, поссориться с ближними, прогневаться, нужно сделать паузу и взвесить на мысленных весах. На одной их чаше то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя, а на другой то, что мы теряем в результате ссоры, конфликта: это мир душевный, наши хорошие, мирные отношения с ближними, их расположение, доверие к нам. Опять же, нужно вспомнить, как мы обычно себя чувствуем после ссоры, когда дали волю гневу, выпустили пар, наговорили много лишнего. В душе образуется опустошенность, мрак, нас преследует чувство стыда за несдержанность, слабоволие. И вот когда все это будет взвешено, обычно желание ссориться как-то пропадает. Самое главное здесь – уметь вовремя сделать паузу и представить себе, что же мы теряем из-за гнева и раздражения.

Справиться с раздражением, мрачными, злопамятными мыслями очень помогает чтение Евангелия и Псалтири. И хотя в минуту раздражения бывает очень непросто понудить себя на чтение, но потом приходит успокоение. Можно вполне отвлечься от гневных раздраженных мыслей какой-нибудь работой. К человеку, сидящему праздно, демоны гнева приступают особенно часто. Кстати, это касается и всех остальных страстей. Лень, безделье, праздность – питательный бульон для выращивания почти всех страстей.

Помогает победить гнев и чувство юмора. Ведь обида, гневные мысли есть порождение гордыни, самолюбия. Поэтому к себе нужно относиться с самоиронией, а также не воспринимать слишком серьезно, близко к сердцу какие-то обиды и колкости в наш адрес. Шутка, юмор, употребляемые в меру, никогда не отрицались святыми отцами. Святитель Феофан Затворник в своих письмах разным людям часто применяет добрые шутки; преподобный Амвросий Оптинский сочинял даже специальные шутливые стишки, наставляя приходящих к нему. Умеренная веселость, чувство юмора – это своего рода предохранительный клапан, который устанавливается на паровом котле или на газобаллонном оборудовании. Он оберегает котел, баллон от излишнего давления, от взрыва. Если слишком серьезно относиться к некоторым вещам, например к повседневным неприятностям, можно просто сойти с ума. Как-то один охотник проходил мимо кельи преподобного Антония Великого и услышал, как преподобный что-то рассказывает братии, и они все вместе смеются. Потом он спросил у старца: «Как же могут монахи шутить и смеяться?». Тогда авва попросил охотника натянуть свой лук посильнее. Тот выполнил просьбу. Тогда преподобный Антоний сказал: «Еще сильнее». Этот человек возразил: «Тогда лук просто лопнет!». «Вот так и человек не может постоянно находиться в напряжении, ему нужна разрядка, отдых», – сказал преподобный.

Раздраженного, гневного разговора, ссор нужно, конечно, избегать. Но что делать, если между людьми действительно возникли серьезные противоречия, проблемы, и их нужно как-то решить, иначе отношения могут зайти в тупик? Конечно, бывают очень серьезные проблемы, которые нельзя замалчивать, делая вид, что ничего не происходит. Иногда требуется действительно серьезный разговор. Но как раз такой разговор ни в коем случае нельзя вести в минуту раздражения и гнева, иначе ничего хорошего не получится. Нужно обязательно выбрать время, когда страсти улягутся и оппоненты успокоятся. В состоянии раздражения, эмоций человек не способен принять правильное решение. Он находится в состоянии аффекта, помрачения, он не адекватен. В момент гнева говорю уже не я, а мой гнев. Преподобный Моисей, старец Оптинский, видя какую-либо провинность одного из вверенных ему монахов, не сразу делал ему замечание, но через некоторое время, когда и он сам, и провинившийся были в спокойном состоянии духа.

В германской армии был закон: жалобы военнослужащих друг на друга принимались не сразу после инцидента, но по прошествии определенного времени. Это помогало принять правильное решение.

В Священном Писании сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26). Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что в умах гневающихся заходит Солнце Правды – Христос, ибо ум бывает омрачен гневом. Поэтому, конечно, никакого трезвого решения в споре в возмущенном состоянии духа принять не получится.

Но вернемся к теме «серьезного разговора». Зарубежный психолог писатель Лен Макмиллан сформулировал основные правила мирного и конструктивного «выяснения отношений». Он делает это на основании той же цитаты из апостола Павла: «Гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем. И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 26–27). Как «гневаться не согрешая»? Надо серьезно взяться за саму проблему, а не раздражаться, нападать на собеседника. Ведь для того и ведется серьезный разговор, чтобы не обижать друг друга, а придти к какому-то решению. В споре очень часто забывается самое главное – предмет спора, люди переходят на личности. Ориентируясь на саму проблему, «не будем давать место диаволу». В разговоре с близкими людьми мы, в первую очередь, должны дать им понять, что по-прежнему любим их, но нам необходимо обсудить и решить определенные вопросы. Важно не перейти грань и не изменить в процессе разговора отношение к ближнему, не прогневаться на него. Наши отношения не должны пострадать из-за обсуждения проблемы.

«Солнце не должно зайти в нашем гневе». Нельзя затягивать решение важного вопроса, ибо нет смысла решать проблему, когда оба собеседника уже не владеют собой. Не нужно допускать, чтобы гнев перерос в затаенную горечь и обиду. Спорные вопросы необходимо решать быстро: обида может пустить корни в сердце.

Обсуждая сложившуюся ситуацию, нужно говорить прямо, искренне, без лукавства. Если мы будем что-то замалчивать, то вскоре вопрос возникнет опять. Не оставляйте вопроса нерешенным.

Конечно, эти основные постулаты «серьезного разговора» я изложил вкратце и своими словами. Разрешать конфликтную ситуацию нужно, руководствуясь не своими амбициями, а желанием мира и любви, прося у Бога помощи, тогда будет эффект.

Многие люди в ссоре, в конфликте боятся сделать первый шаг к примирению. Понятно, что это непросто, но опасаться того, что нас неправильно поймут, не нужно. Чаще всего это воспринимается очень даже хорошо. Нашего оппонента, скорее всего, тоже тяготит сложившаяся ситуация, но он так же боится первым пойти навстречу. Идя на примирение с ближним, ни в коем случае нельзя указывать на его ошибки (так мы еще больше поссоримся), а смиренно признать свои собственные и попросить за них прощение. Вышеупомянутый Лен Макмиллан описывает пример такого примирения: «Мы только что поселились в нашем доме. Напротив него на лугу росло большое дерево, и вот настало время, когда листва осыпалась. По нашему городу ездила специальная машина, убиравшая мусор. Каждый понедельник она собирала опавшую листву, которую жители сгребали к обочине тротуара. В один прекрасный день, закончив эту работу, я отдыхал в гостиной. Выглянув в окно, я увидел, как, выйдя из своего дома, наш сосед стал пинать мою кучу листьев обратно на лужайку. По-видимому, какие-то листья попали на его территорию.

Меня охватил гнев, когда я увидел, что он делает. Как только он вошел в дом, я вышел и снова сгреб листья на край тротуара. Но стоило мне самому вернуться в гостиную, как он опять вышел и начал пинать мою кучу назад. Не помню, как долго продолжалось это глупое соревнование, но я не на шутку был взбешен. Однако мне не пришло в голову поговорить с соседом и попытаться тут же уладить конфликт. Следующие три месяца мы глядели друг на друга с ненавистью. Стоило ему выйти из дома, когда я находился на заднем дворе, я тотчас же уходил к себе. Если на улицу выходил я, уходил он. Напряжение достигло такого накала, что казалось, мы с соседом вот-вот задымимся. Наконец, придя в себя, я сказал жене, что так больше продолжаться не может. У меня не хватило смелости встретиться с соседом лицом к лицу, поэтому я придумал следующее: позвонил ему по телефону. «Привет, это Лен, – сказал я. – Не вешайте, пожалуйста, трубку, мне надо вам кое-что сказать. Извините, что я вел себя так глупо. Мне очень жаль, что я задел ваши чувства, расположив эту кучу листьев напротив вашего дома. Прошу прощения”. Не успел я закончить, как он сказал: «Лен, я чувствую то же самое. Я все хотел набраться смелости и тоже позвонить вам. Спасибо, что вы сделали это за меня”.

Если бы я следовал Божиим правилам, которые Он оставил нам на случай разногласий, я бы избавил себя и своего соседа от трех месяцев бесполезных переживаний. Если бы я попытался разрешить эту проблему сразу (в тот же день, пока не зашло солнце), мы спали бы спокойно в ту ночь, как, впрочем, и во все последующие».

Преподобный Ефрем Сирин так говорит про подобные ситуации: «Если случилась ссора между братьями, то первый раскаявшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнется раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира».

Говорят, что первым должен просить прощение тот, кто умнее. Великодушие, смирение, умение простить – это, конечно, свойства, присущие сильным натурам. Брань, крик – это оружие слабого, слабовольного. Но, победив гнев, раздражение, будем избегать соблазна впасть в гордыню, иначе мы можем просто заменить страсть гнева на страсть гордости. Один монах часто подвергался насмешкам и внешне спокойно и терпеливо переносил их. Когда братия спросили его, как ему удается не раздражаться на обидчиков, он сказал им: «Да что я буду обращать внимание на этих собак». Оказывается, в его душе царили гордость и презрение к людям.

В заключение скажу о самом главном – о том, с чего нужно всегда начинать борьбу с гневом. А начинать ее нужно с молитвы за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас и приносит неприятности. Евангелие дает нам прямое указание как поступать с такими людьми: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, перестаем видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи. Молиться также нужно не только за обижающих нас, но и вообще о разрешении любой напряженной, немирной ситуации. В таких случаях так же просят помощи у апостола любви Иоанна Богослова. Молитвы «О примирении во вражде сущих» и «О ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном молитвослове.

(Продолжение следует.)

Желчный человек

Желчными называют людей, которые остро реагируют на внешние раздражители, но при этом не выплескивают свои эмоции, а отпускают язвительные замечания. С физиологической точки зрения слово «желчный» имеет вполне прямое значение. Из-за того, что человек не использует энергию гнева по прямому назначению – для агрессии, он перенаправляет адреналиновый шторм на внутренние органы. Печень начинает вырабатывать желчь, желудок интенсивно выбрасывает желудочный сок. Но еда-то не поступает. По факту, желудок и двенадцатиперстная кишка начинают переваривать сами себя. Поэтому люди, подверженные гневу, как правило, страдают от заболеваний ЖКТ: у них развиваются гастриты, дуодениты, колиты, язвы.

Когда подвыпивший субъект наступает на ногу, так и хочется намекнуть, что он зря родился на свет. Можно давать волю своему гневу или нет? Мы решили рассмотреть не социальную, а медицинскую сторону гнева: что происходит в наших телах, когда мы остро и бесконтрольно ненавидим окружающих?

Гнев, раздражительность и злость уходят своими корнями в чувство вины. Звучит странно, да? Но если копнуть глубже, все встает на свои места.

Чувство вины – это такое состояние личности, когда она расколота на две части. Грубо говоря, одна часть личности что-то делает, а вторая на нее за это ругается. С чувством вины, которое возникает в результате неправильного поступка, разобраться относительно несложно: можно извиниться, купить подарок, заплатить штраф, исповедаться, отсидеть в тюрьме – в зависимости от ситуации нейтрализовать ошибочное действие правильным поступком.

Но есть более глубинное чувство вины, которое мы не можем сознательно себе объяснить. Фактически это начальная форма шизофрении. Но если раньше людей с такими отклонениями клали в больницу, то сегодня это считается нормой.

Бой с собой

Что происходит в организме, когда мы испытываем гнев? Рисунок чувства вины и гнева на физиологическом уровне полностью совпадает с рисунком страха.

Когда человек испытывает страх, активизируется симпатическая часть автономной нервной системы. То есть в результате реакции на негативное событие тело готовится что-то делать: бежать, драться, защищаться. Это инстинкт, доставшийся нам от диких предков: опасность – надо обороняться.

В организме начинает вырабатываться адреналин, он впрыскивается в кровь и активизирует все боеспособные части организма. Увеличивается приток крови к мышцам, которые отвечают за активные физические действия, усиливается частота сердечных сокращений, расширяется зрачок. Концентрируя силы в мышцах, кровь оттекает от кожного покрова, отходит от внутренних органов брюшной полости.

Если бы мы предприняли активные физические действия, адреналин бы расщепился, израсходовался, и нервная система пришла бы в равновесие. Но после всей этой героической подготовки мы, в отличие от наших диких предков, не бросаемся рвать зубами врага, а вежливо просим подвыпившего субъекта сойти с ноги и дышать в другую сторону. Поэтому нервная система вынуждена стабилизироваться по-другому.

После того как активизировалась симпатическая часть нервной системы и энергия не была израсходована, качели качаются в сторону парасимпатической автономной части нервной системы. Активизируются все те органы, которые отвечают за «мирное обеспечение». В первую очередь это кожа и внутренние органы, расположенные в брюшной полости.

В силу того, что энергия была выделена большая, она с силой бьет по нашим внутренним органам. Наиболее негативно это сказывается на органах сердечно-сосудистой системы и пищеварения. Активный прилив крови к этим органам заставляет усиленно работать железы внутренней секреции, ускоряется выделение желудочного сока, учащаются скачки давления.

Как связаны подсознательное чувство вины и гнев?

♦ Вы опаздываете на работу из-за того, что не можете найти ключи. Вы предполагаете, что из-за опоздания случится неприятность, в которой вы будете виноваты. Возможно, ничего ужасного на самом деле не произойдет, но внутренний голос отключил здравомыслие и включил мандраж. Поэтому все, что заставляет вас задерживаться, вызывает раздражение. Вы опаздываете на работу из-за того, что не можете найти ключи. Вы предполагаете, что из-за опоздания случится неприятность, в которой вы будете виноваты. Возможно, ничего ужасного на самом деле не произойдет, но внутренний голос отключил здравомыслие и включил мандраж. Поэтому все, что заставляет вас задерживаться, вызывает раздражение.

♦ Нежно любимый муж просит вас подшить ему брюки. Но последний раз вы подшивали что-либо в школе на уроке труда. И получили заслуженную тройку за кривизну шва. Плюс к этому надо приготовить ужин ребенку и хотелось бы посмотреть кино. Вы уверены, что, отказав мужу в просьбе, будете виноваты. А, не отказав и испортив брюки, тем более. Поэтому просьба мужа вызывает неосознанное раздражение: отнеси в ателье, я не нанималась!

♦ В детстве мама внушала вам, что повышать голос невежливо. И тут вы видите женщину, которая жестко выговаривает что-то своему мужу. Вы не знаете, кто из них прав, и вообще, чужая жизнь – не ваше дело. Но женщина вызывает у вас раздражение. Почему? Реакция срабатывает по зеркальному типу: если бы я громко кричала, я бы чувствовала себя виноватой. Женщина своим криком подталкивает вас к ощущению чувства вины – и этого достаточно для пробуждения гнева.

5 методов справиться с гневом

1. Чтобы «стравить» энергию, выработанную в результате вспышки гнева, можно побегать, покричать, даже побить посуду. Проблемы, связанной с чувством вины, это не решит, но убережет ваш организм от очередного разрушительного удара.

2. Гнев сопровождается мышечным напряжением. Снимите его! Мысленным взором пройдитесь по всему телу, отслеживая, чтобы каждая мышца расслабилась. Также необходимо снять напряжение с губ, челюстей, лба, вокруг глаз. Если тело расслаблено, эмоции переживать просто нечем.

3. Займитесь дыхательной гимнастикой. Обычное глубокое дыхание обладает волшебной силой: оно заставляет мышцы тела расслабляться. При дыхании отслеживайте, как сначала наполняется низ легких, потом – середина, и, наконец, поднимаются ключицы.

4. Метод «саморефлексии». Нужно внутренне ответить на вопрос: что я сама себе не могу позволить? После того как запреты выявлены, надо понять, готовы ли вы их снять. Например, если вы всю жизнь запрещаете себе бурно радоваться жизни, возможно, пора попробовать. Таким образом вы перестанете раздражаться по поводу людей, которые шумят и веселятся, – ведь то, что позволено себе, позволено и окружающим.

5. Интересно также исследовать себя на предмет «моих» и «не моих» решений. У всех нас есть ряд непоколебимых принципов. А кто установил эти догматы? Например, человек уверен, что он добрый. Но на вопрос «Зачем надо быть добрым?» ответить не может. Значит, это решение не его, а его воспитателя. Возможно, лучше признать собственную природную злобность и осознанно взять ее под контроль.

Гневливость как качество личности – склонность быстро переходить к эмоции гнева в ответ на внешние раздражители, мешающие удовлетворению каких-то важных для человека потребностей либо нарушающие его критерии и нравственные ценности.

Лин-чи рассказывал: Когда я был молодым, мне нравилось плавать на моей маленькой лодке. В одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моём Пути. В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: — Эта лодка тоже пуста. Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.

В это не хочется верить, но психологи утверждают, что десятую часть нашей жизни мы гробим на эмоции раздражения, агрессии и гнева. Гнев – это всегда потеря душевного равновесия, это неконтролируемое состояние. Гнев – это переводчик отношений между нашим внутренним Я и внешним миром. Гнев – это мощный удар по сердцу, уничтожающий всякое желание делать кому-то добро. Он безобразен и ужасен по своей природе. Природа гнева абсолютна безудержна. Глубинной основой этой эмоции является диссонанс между потребностями нашего внутреннего Я с возмутительными реалиями внешнего мира. Когда наше внутреннее Я встречает во внешнем мире что-то нарушающее важные для личности критерии или нравственные ценности, возмутительное, безобразное, ужасное и неподобающее, оно находит «переводчика» для демонстрации своего протеста. Этим «переводчиком» и является гнев. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Так вот, нашему внутреннему Я для выражения своего крайнего негодования какой-то внешней ситуацией требуется «почтовая лошадь», способная продемонстрировать внешнему миру эту реакцию.

Как-то цирюльник, брея генерала Алексея Петровича Ермолова, порезал его. Ермолов в гневе вскочил с места. Но быстро опомнился и заплатил растерявшемуся цирюльнику вдвое, сказав при этом: — Вот тебе, любезнейший. За бритье и за кровопускание.

Смысл гнева – вызвать страх, стыд и подчинение. В широком смысле детонатором гнева является какая-то неудовлетворенная человеческая потребность, переросшая в недовольство. Если человек не останавливается на этой ступени, недовольство перерастает в негодование или возмущение. Когда отсутствует «тормозная жидкость», возмущение плавно превращается в гнев. И завершающим актом этой трагедийной пьесы выступает ярость со всеми вытекающими плачевными последствиями.

Красноречиво описал всю вышеописанную цепочку один мой знакомый. В субботу он, как добропорядочный семьянин, решил побыть дома с женой и детьми. При этом он обратил внимание на такую закономерность: теща (пенсионерка) всегда одновременно затевает фундаментальную стирку и приготовление немыслимого обеда именно в субботу. Не в понедельник или пятницу, а именно с раннего утра в субботу. Попасть утром в ванну, туалет и кухню совершенно не реально. Попытки подобраться к холодильнику жестко пресекаются: «Нечего там шарить. Сейчас будем кушать». «Хорошо, хоть детей покормили»,- подумал он и понуро поплелся в свою комнату. Ближе к полудню начало появляться недовольство. К этому времени на работе он уже раза три попил бы чай с бутербродами и сейчас отправлялся бы в ближайшее кафе на обед. Между тем, теща радостно носилась по кухне и на его очередное появление беззаботно отреагировала: «Чего губы надул? Есть, наверное, хочешь? А у меня так совсем аппетита нет». Чувство голода прочно заглушило чувство юмора. Отшутиться не хватило силы воли. К пятнадцати часам недовольство переросло в негодование. Уже хотелось не есть, а жрать. «Зачем я остался дома? Лучше бы пошел на работу и был бы сыт. Сейчас кину на кухню дымовую шашку, может, тогда твою мамашу с кухни выкурю»,- с возмущением сказал он жене. «Но ты же видишь, что она делает голубцы? Это быстро не делается»,- с раздражением ответила голодная жена. «Зачем мне ее голубцы? Хлеба! Дайте хлеба!»,- с негодованием вскричал он. Темное грозовое облако стало закутывать сознание. В шестнадцать часов он молча стал одеваться. Разговаривать и что-то объяснять жене мешал какой-то огненный смерч, бушевавший внутри. Он понимал, что еще чуть-чуть и этот смерч гнева перерастет в нечто большее – в ярость. Тогда будет плохо всем, в том числе и постиранному белью с голубцами. Словом, гнев возникает постепенно, по негативной цепочке – от неудовлетворенной потребности к недовольству, затем к негодованию и возмущению и от них вступает в свои права.

Гнев может быть вызван не только голодом, а любой нереализованной биологической потребностью: жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни и пр. Данный вид гнева базируется на инстинкте самосохранения. Если у вашего грозного пса глупые посторонние попробуют отобрать кость, я им не завидую: не читая книг о негативных эмоциях, они станут профессорами по тематике гнева и ярости. Вообще, эмоция гнева изначально связана с животным миром. Животные перед лицом опасности выбирают одну из трех линий поведения: либо бороться, либо бежать, либо притвориться мертвым. Нападение без демонстрации гнева не убедительно. В животном мире гнев оберегает вид от угрозы вымирания.

Зачастую гнев проявляется, когда человек считает, что кто-то покушается на его собственность. Потребность сохранить свое имущество живет в человеке со времен возникновения частной собственности. Отталкиваясь от жадности, скупости и алчности он еще больше усиливает проявление гнева. Причиной гнева часто является зависть, ревность, проблемы в общении с близкими людьми, моральное или физическое одиночество, потеря близких людей или их болезни, неразделенная любовь и пр.

Порывы гнева мощно обрушиваются на все и вся, когда под реальной или мнимой угрозой находится значимость и важность человека. Потребность в собственной значимости – одна из мощнейших составляющих человеческой личности. Когда рушится карьера, пропадает возможность реализовать свои амбиции, теряется уважение со стороны близких и окружающих, страдает чувство собственной значимости. Уязвленное самолюбие провоцирует вспышку гнева, когда кто-то пытается «ущемить» социальный статус человека.

Причиной приступа гнева может послужить несовпадение мировоззренческих ценностей. Потребность в справедливости подвергается атаке со стороны других лиц, что и вызывает гнев. Мы сами являемся живыми свидетелями наиболее сильных эмоциональных реакций (гнева, ярости и бешенства как крайних форм проявления гнева), когда сталкиваются представители разных религиозных концепций, политических группировок и пр.

Гнев может вырваться наружу при попытках посягнуть на потребность человека в свободе. Кому понравится, когда его третирует начальник, ограничивает в правах один из супругов или тащит полицейский в «обезьянник»? Люди часто сердятся на всевозможные правила и предписания, из-за которых чувствуют себя скованными рамками условностей и неспособными достичь желанной цели. Как ни скрывай гнев, его бушующее внутри пламя, дотягивается своим обжигающим языком до внешнего мира. Есть такая притча.

Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как её маленькая собачка бегала неподалёку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении её собаки. — Ах, мой дорогой, — рассмеялась старушка. — Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает.

У различных народов специфическое отношение к гневу. Южане, обычно, выплескивают гнев наружу, демонстрируя при этом угрожающие жесты и сопровождая гнев потоком бранных слов. Северяне стараются сдерживать гнев, репрессируя данную эмоцию.

Способы избавления от гнева

Как защититься от гнева? Источник гнева – переносица и глаза человека, поэтому разгневанному человеку нельзя смотреть в глаза. Надо отвлечь свой взгляд в сторону и не думать, что это как-то вас унижает. Как только вы это сделаете, гнев начинает идти мимо, и разгневанный человек невольно почувствует, что та сила, которую он хотел передать гневом, начинает истощаться. Он будет пытаться заставить смотреть ему в глаза, но надо не поддаваться. Второй этап – надо найти любую причину, чтобы избежать ненужного разговора. Под любым предлогом следует ретироваться. Гнев, не излитый немедленно, погаснет, второй волны гнева не будет, если вы не будете ее подпитывать.

Гневом можно управлять или использовать генерируемую им энергию в мирных целях. В конце концов, не зря гласит египетская пословица: «Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослеплённый гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло».

Самой важной стратегией работы с гневом является его недопущение как такового. Для этого необходимо установить в подсознании такие убеждения, которые бы исключали возможность зарождения гнева. Если, согласно установкам подсознания, вы представляете собой добродушного, уверенного и сильного человека, то и реагировать на различные раздражители жизни вы будете добродушно, уверенно и с позиций силы. Сила в безразличии. В таком случае вы и гнев – понятия несовместимые.

Однако, одного позитивизма в деле избавления от гнева явно недостаточно. Если мы осознанно будем наблюдать за черным, грозовым облаком гнева, застилающим сознание, гнев в худшем случае утихнет, а в лучшем – будет уничтожен. Силой воображения, став сторонним наблюдателем своего гнева (темной энергетической сущности), скажите ему: «Это не я!» Затем решитесь не поддаваться этой эмоции и, что самое главное, не отождествляться с ней. Этот метод крайне эффективен. Вообще, следует понаблюдать за собственным гневом: в каких ситуациях он возникает, каковы его причины, как проявляется. При первых же признаках гнева занимайте позицию наблюдателя, который мысленно выталкивает эту темную энергетическую сущность из пределов своего сознания. Как показывает практика, чем больше всматриваешься в гнев, тем быстрее он исчезает.

Когда вы гневаетесь на собеседника, перед ответом сделайте паузу на десять секунд, понаблюдайте за своим дыханием и лишь после того, как убедились в отсутствии гнева – отвечайте. Если причиной вашего гнева стала избыточная важность, представьте, что все вокруг дворяне да бояре, а вы ниже любого нищего или юродивого. При таком раскладе вас разгневать невозможно. Избавиться от гнева можно с помощью интенсивных физических упражнений. Негативная энергетика гнева уходит в действия.

Римский философ Сенека говорил: для того, чтобы удержаться от ярости, нужно, почувствовав поднимающийся «вулкан», замереть и ничего не делать (не ходить, не двигаться, не говорить). Этот способ нравится и современным психологам. Почувствовав приближение гнева, начинайте следить за дыханием или сфокусируйтесь на своих физических ощущениях. Человек не может испытывать одновременно две разные эмоции, поэтому гнев гибнет. Рекомендуется в момент прихода гнева культивировать в себе противоположные эмоции – милосердие и сострадание. Гневу это явно не понравится.

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводиться от какой-нибудь ерунды.

Православный психолог Екатерина Бурмистрова в книге «Раздражительность. Методики преодоления» рассказывает о том, как бороться с гневом. Приводим основные методы.

Светофор эмоций

Светофор эмоций — это психологический прием. Он позволяет человеку самостоятельно определить, в какой зоне он сейчас находится. Различают три зоны — зеленую, желтую и красную.

Екатерина Бурмистрова — семейный психолог, мать 11 детей

Зеленая зона

Находясь в зеленой зоне, человек чувствует полный контроль над своими действиями. Его не тревожат негативные эмоции, в целом он уравновешен. Чтобы как можно дольше оставаться в зеленой зоне, необходимо раздвигать ее границы.

Одно дело, когда молодые супруги живут вдвоем, ни в чем себе не отказывая. Но когда появляются дети — нужно расширить свою зеленую зону, чтобы не срываться во время ночного кормления, недостатка финансов, невозможности отдохнуть с друзьями.

Желтая зона

Когда человек попадает в желтую зону — он чувствует вспышку гнева, однако может себя контролировать. Внешне он спокоен, но внутри его переполняют негативные эмоции.

Обычно люди попадают в желтую зону из-за привычки жить завтрашним днем. То, что происходит сегодня кажется людям никчемным черновиком, который они когда-нибудь перепишут с нуля. Однако, то самое «завтра» все не наступает. В результате у человека копится нервозность и неудовлетворение.

Если не найти в себе силы принять действительность как норму и радоваться тому, что имеешь сегодня и сейчас — велика опасность срыва в красную зону.

Красная зона

Находясь в красной зоне человек теряет над собой контроль. Гнев выходит наружу в виде истерики или рукоприкладства.

Однако, даже в красной зоне можно бороться с гневом. Один из способов — сообщить окружающим, что вы перестаете себя контролировать: «Если ты немедленно не прекратишь, я за себя не отвечаю…». Часть гнева при этом пройдет и будет проще успокоиться.

Если же гневная вспышка произошла, можно вернуться в желтую зону, сказав: «Прости, я не хотел так кричать. Просто меня вывело из себя то-то и то-то…»

Способы борьбы с раздражительностью

Зафиксируйте момент зарождения гнева

Главная проблема гнева — потеря контроля над собой. Чтобы этого избежать — проследите за собой во время вспышек раздражения. У кого-то краснеют и горят щеки, кто-то ходит по комнате, задевая предметы, кто-то сжимает кулаки.

Если вы заметите за собой характерное поведение, сигнализирующее о зарождении гнева — дайте себе в этом отчет: «Так, у меня, похоже, гнев. Нужно успокоиться»

Техника «Автомобиль на скользкой дороге»

Часто причиной гнева становится плохое самочувствие. Не выспались с утра, заработались с вечера, давно не отдыхали.

Если вы почувствовали, что встали невыспавшимся, скажите себе: «Я сейчас похож на автомобиль на скользкой дороге. Нужно ехать тише и быть аккуратнее на поворотах»

Хвалите себя за успехи

Если вам удается подавить в себе вспышку гнева, постарайтесь похвалить себя за это. Можно даже как-то наградить себя за проявленное усилие.

Смысл в том, чтобы мозг запомнил, как вы успешно боретесь с гневом.

С другой стороны, столкнувшись с негативными эмоциями, постарайтесь как можно быстрее о них забыть, чтобы они не отложились в голове. Обрызгала машина, толкнули в толпе, наступили на ногу — как только произошло что-то подобное — сразу забудьте об этом.

Обсуждайте вспышки гнева с другими

Лучший способ избавиться от негативных эмоций — высказать их другому человеку.

Поссорились с коллегой на роботе — расскажите об этом супруге. Поссорились с супругой — выскажитесь другу.

Лучше, конечно, не искать себе оправдания, а честно признать, что тоже были не правы.

Не реагируйте сразу

Гневная вспышка чрезвычайно сильна, но при этом крайне мимолетна. Порой достаточно пары секунд молчания, чтобы гнев ушел и рассудок прояснился.

Если вы чувствуете, что вас накатывает волна гнева — пару мгновений просто посмотрите на обидчика, ничего не говоря. Чаще всего за это время вам удастся погасить гнев и проявить сдержанность.

Обижайтесь «в пустоту»

Если кричать на человека — у него включается защитная реакция. Человек слышит крик, но не улавливает информации.

По этой причине жена, которая выговаривает мужу все свои претензии за долгие годы совместной жизни рискует остаться неуслышанной. А если она тихо сядет в углу и заплачет, муж скорее всего поинтересуется, что же ее так расстроило.

Психологи рекомендуют проявлять гнев и обиду без слов. Или не обращаться ни к кому напрямую. В этом случае люди вокруг скорее всего проявят заботу вместо ответного гнева.

Прислушивайтесь к чужой точке зрения

Многие люди, особенно те, что росли без братьев и сестер, обладают эгоистичным характером. Даже во взрослом возрасте не перестают считать, что мир крутится вокруг них. Подобное отношение к окружающим то и дело провоцирует вспышки негативных эмоций.

Чаще всего в конфликте виноваты оба конфликтующих. Следовательно, если прислушиваться к чужой точке зрения и принимать ее — причин для гнева станет намного меньше.

Эмоциональное заражение

В детском саду можно наблюдать такую картину: один ребенок начинает громко плакать и через минуту все дети подхватывают плач. У взрослых происходит то же самое.

Если в компании кто-то начинает гневаться, жаловаться, проявлять негатив — такое состояние запросто может перекинуться на окружающих.

Услышав, как кто-то повышает голос — дайте себе установку: «Так, похоже сейчас будет жарко, нужно отвлечься…». Можно также отойти в сторонку, подышать свежим воздухом, пока ситуация не нормализуется.

Уловка гнева «Никто меня не понимает»

От гневного состояния не так-то просто избавиться. Порой гнев обманывает нас, вызывая жалость к себе и презрение к окружающим.

Вот яркий пример такой уловки гнева: вы долго и напряженно работаете, пока коллеги вокруг обсуждают сериалы. Негативные эмоции копятся под видом «только я один что-то делаю» или «никто не хочет разделить со мной ответственность». А придя домой вы уже готовы сорваться на жене из-за того, что сами себе накрутили.

Научитесь различать гнев, как бы он ни прятался. Подавите его сразу, как только чувствуете его зарождение.

Праведный гнев

Иногда нам кажется, что наш гнев может послужить нам во благо. «Ну сейчас я ему выскажу все, что о нем думаю! Иначе моя семья рухнет!», «Если я не наору на них, они так ничего и не сделают!».

Важно помнить, что гнев — это не проявление силы, а признание своей слабости. Только когда мы не можем ничего изменить, нас одолевают негативные эмоции.

Вспомните также о защитной реакции людей, когда на них кричат. Всегда лучше спокойно обсудить проблему и найти решение сообща.

Что в итоге

Борьба с гневом — дело не пяти минут. Важно не опускать руки, даже если бороться с гневом не получается.

Необходимо отложить в голове основные техники и систематически их применять. Со временем, человек приобретает навык подавлять гнев на автомате. Негативные эмоции перестают прилипать и жизнь становится лучше.

Андрей Погожев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *