В Греции религия

3.5. Религии в Древней Греции

и Древнем Риме

На становление культуры Европы значительное влияние оказало религиозно-мифологическое наследие древних греков и римлян. Греческой и римской религиям были свойственны политеизм и религиозный синкретизм, антропоморфизм богов, обожествление стихий природы, видов производительной деятельности, сил и закономерностей космического и социального порядка. Эти религии не создали священных текстов, но получили отражение в богатой античной литературе – работах Гомера («Илиада», «Одиссея»), Гесиода («Теогония»), Аполлодора («Библиотека»), Геродота, Полибия, Овидия, Вергилия и др.

Древнегреческая религия имеет истоки в верованиях Крито-Микенской цивилизации, существовавшей в III–II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря и юге Балкан. Религиозному сознанию того времени были свойственны тотемистические представления, культы плодородия и производящих сил природы, почитание предков. Осознание критянами кровного родства с животным миром выражалось в культовых статуэтках животных и изображениях их на печатях-талисманах. Воплощением культа производящих сил природы выступал священный бык. Критяне поклонялись Великой Богине-Матери, покровительнице плодородия. Большое значение придавалось культу предков и погребальной обрядности, о чем свидетельствуют монументальные гробницы критской и микенской знати. Одним из самых распространенных сакральных предметов был двойной топор – лабрис, атрибут власти богов. Украшенный изображениями лабриса Кносский дворец, имевший множество запутанных ходов, был назван древними греками лабиринтом. Они сложили легенды о Дедале, построившем на Крите дворец-лабиринт для чудовища – человекобыка Минотавра, сына Посейдона (Зевса), и об аттическом герое Тесее, которому дочь критского царя Миноса Ариадна вручила клубок ниток, чтобы тот смог выбраться из лабиринта после победы над Минотавром. В микенских текстах упоминаются боги, характерные для будущего греческого пантеона – Зевс, Посейдон, Артемида, Гера и др. Микенские документы сообщают о религиозных празднествах, обрядах жертвоприношения, значительной роли в жизни общества святилищ и жреческого сословия.

Возникновение собственно греческой религии относят к рубежу II–I тыс. до н.э. Религиозным представлениям греков было свойственно всеобщее одушевление природы. Большое место в их религиозном сознании занимали фетишистские, тотемистические и анимистические представления, причем сохранялись они на протяжении всей античности. Древнейшие культы священных камней, животных и растений в дальнейшем связываются с представлениями о богах. Так, Зевса почитали в виде камня омфал («пуп земли») в Дельфах, в виде каменной пирамиды – в Сикионе, в виде лабриса – на Крите. Божеств нередко символизировали священные растения. Виноградная лоза была атрибутом Диониса, лавр – Аполлона, дуб – Зевса и т.п. Многие божества сопровождались знаками животных, которые считались их возможными воплощениями (у Афины – змея и сова, у Аполлона – волк, у Зевса – орел, и др.). Существовали и образы сверхъестественных зооморфных существ – кентавры, Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Горгона, Тифон, Цербер и т.п.

Преимущественно на основе одушевления сил и стихий природы складываются представления о богах, которые мыслились их неземными воплощениями и покровителями. Так, Гефест первоначально выражал стихию огня, Аполлон – солнечного света, Зевс – небесной непогоды, грома и дождя, Посейдон – землетрясений, Фемида – стихийных сил земли, Афина и Афродита – плодородия и т.п. В дальнейшем, по мере усложнения социальной жизни, меняются и функции богов, они становятся олицетворениями не стихийного, а упорядоченного и гармонического мира. При участии Гомера и Гесиода утверждается представление об олимпийском пантеоне, получившем свое название от места пребывания богов – горы Олимп.

В целом греческая мифология выделяла три поколения богов, смена которых знаменовала собой процесс упорядочения космоса. Согласно древнейшей космогонии, первопотенциями сущего были Хаос (мировая пустота), Гея (мать-земля), Тартар (недра земли) и Эрот (или Эрос – жизненная сила любви). Гея сама из себя произвела Урана – небо, а от брака с ним – горы, нимф, море Понт, циклопов, сторуких, и второе поколение богов – титанов. Ужасные дети Урана были ему ненавистны, поэтому он не выпускал их из утробы Геи. По наущению матери младший из титанов Крон оскопляет Урана, отстраняя тем самым от продолжения рода богов-чудовищ. Свергнув отца, он занимает место верховного бога. От Крона и титаниды Реи рождаются Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс. Желая избежать предсказания о захвате его власти сыном, Крон проглатывал своих детей. Этой участи избежал Зевс, вместо которого Крону подложили запеленатый камень (омфал). Возмужав, Зевс выпускает на свет своих братьев и сестер, во главе которых одерживает победу в войне с титанами. Поверженные титаны были сброшены в Тартар, а Зевс разделил с братьями власть над миром. Он стал господствовать на небе, Посейдон – на морях, Аид – в царстве мертвых. Если архаические боги олицетворяли катастрофические стихии природы и грубую силу, не ведали разумности и меры, то олимпийцы – героизм и мудрую гармонию космоса.

К высшим олимпийским богам греками обычно причислялись: Зевс – верховный властитель мира, царь богов и людей; Гера – верховная богиня и покровительница брака, сестра и супруга Зевса; Посейдон – властитель моря, брат Зевса; Деметра – богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса и жена Посейдона; Гермес – сын Зевса, гонец и исполнитель его воли, покровитель путников, торговли и обмана; Афина – богиня мудрости, справедливой войны, наук и искусств, дочь Зевса; Гефест – основатель кузнечного дела и покровитель ремесленников; Гестия – богиня огня и домашнего очага, сестра Зевса; Арес – бог разрушительных и многострадальных войн, сын Зевса; Афродита – богиня красоты, любви и брака, дочь Зевса; Аполлон – бог оракулов и покровитель искусств, сын Зевса; Артемида – богиня охоты и живой природы, растительности и плодородия, жена Аполлона.

Среди множества других богов выделялись: Аид – бог загробного мира, брат Зевса; Персефона – богиня душ умерших, жена Аида; Эрос – бог любви; Дионис – бог виноградарства и виноделия; Гелиос – бог солнца; Селена – богиня луны; Мойры – богини судьбы, ведающие нитью человеческой жизни; Немесида – богиня справедливой мести; Фемида – богиня права и справедливости; Мнемозина – богиня памяти; Асклепий – бог врачевания; Музы – богини искусств; Пан – божество стад, лесов и полей, покровитель пастухов. Существовали также божества – персонификации ночи (Никс), смерти (Танатос), сна (Гипнос), дня (Гемера), мрака (Эреб), победы (Ника) и др.

Боги наделялись не только антропоморфным обликом, но и человеческими чертами, были подобны людям своим поведением. Над ними так же властвовала судьба, но они, в отличие от людей, были бессмертны и обладали сверхчеловеческой силой, не знали ответственности за свои дела и поступки. Наряду с богами свое место в мифологии греков отводилось культурным героям (Прометей и др.), полубожественным (Гераклит, Персей и др.) и смертным (Тесей, аргонавты и др.) героям-воителям.

В эпоху эллинизма в условиях распада Греции и роста скепсиса по отношению к традиционным богам усиливается религиозный синкретизм – смешение греческих и восточных культов. Особую популярность приобрели египетская богиня Исида и фрагийская Великая Мать Кибела, индоиранский бог Митра. Создается культ Сераписа – бога подземного царства, плодородия, моря и здоровья, соединившего в себе черты Осириса, Аида, Аписа, Асклепия и Зевса. Стремление к универсализму религии привело к строительству пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу.

Огромное значение древние греки придавали культу предков. Строжайшей обязанностью родственников были похороны с жертвоприношениями и тризной. Считалось, что пренебрежение этой традицией обернется несчастьем для души умершего и его родственников, поскольку мертвец станет несчастным скитальцем, творящим из мести злодеяния живым. Мыслилось, что душа после смерти оставляет тело и в образе тени (птицы) переходит в потусторонний подземный мир аид – царство Аида, вход в который охраняет чудовищный пес Цербер. Душу туда приводит проводник – Гермес, а Харон перевозит ее через разделяющие миры реку Стикс.

В обрядовой деятельности преобладали государственные культы в честь богов – покровителей полисов. Для их отправления возводились украшенные статуями богов храмы. Наиболее известны были святилища Афины в афинском Акрополе, Геры – на острове Самос, Аполлона – в Дельфах, Зевса – в Афинах, Додоне, Олимпии. Участие в официальных полисных культах считалось обязательным.

Основные компоненты греческой обрядности – жертвоприношения богам (кровавые и бескровные – плодами, злаками и т.п.), молитвы, ритуальные песнопения (гимны), магические обряды колдовства и др. Обрядами руководили жрецы, в роли которых могли выступать как потомственные священнослужители, сословие которых формировалось при храмах, так и главы семей, и избранные полисом лица. В честь богов устраивались разнообразные празднества. Наиболее известны Великие Панафинеи в честь Афины, состоявшие из ночных представлений при факелах, ритуального шествия к Акрополю, принесения в жертву ста быков, ритуального пира, состязаний атлетов, музыкантов, чтецов, обрядовых танцев и т.п. Сложным ритуальным комплексом обладали мистерии – тайные ритуалы для посвященных. Наиболее известны древние мистерии в честь Деметры и Диониса (др. – Вакх, отсюда – вакханалии). Практиковались и обряды предсказаний. Самое известное и почитаемое для греков место пророчеств – святилище в Дельфах в честь Аполлона. Считалось, что божья воля извещается прорицательницами – пифиями, которые в состоянии экстаза изрекали знаки судьбы (оракул) – фразы, которые облекались затем в стихотворную форму и подлежали толкованию. Кроме Дельфийского оракула почитались и другие, прежде всего Додонский при храме Зевса, где судьба предсказывалась по шелесту листьев священного дуба.

Религия древних римлян, возникновение которой относят к VIII в. до н.э., сформировалась на основе верований италийских племен при значительном влиянии этрусков и древних греков. Первоначальная религия римлян имела фетишистский и тотемистических характер: почитались священные рощи, деревья (смоковница, дуб) и животные (волк, орел и т.п.). Анимистическую основу имела вера в богов-покровителей природы, сельской жизни и сельского труда. Почитались божества неба и погоды (Юпитер), рощ (Лукарис), лесов (Сильван), скотоводства и земледелия (Фавн), хлебов (Цецера), садов (Венера), виноградников (Либер), пашни (Деа Диа), цветения (Флора) и др.

На основе заимствований у греков и этрусков в конце III в. до н.э. в Риме был утвержден официальный пантеон из двенадцати «согласных между собой богов». В него вошли Юпитер (греч. Зевс, этр. Тин) – громовержец и царь богов; Юнона (греч. Гея, этр. Уни) – покровительница брака и матерей; Аполлон (этр. Аплу) – бог света и жизни, вдохновения и прорицаний; Диана (греч. Артемида) – богиня растительности и плодородия, охоты, деторождения; Нептун (греч. Посейдон, этр. Нефунс) – бог морей; Минерва (греч. Афина, этр. Менрва) – покровительница искусств и ремесел; Марс (греч. Арес, этр. Марис) – бог войны; Венера (греч. Афродита) – богиня красоты, прародительница римлян; Вулкан (греч. Гефест, этр. Сефланс) – бог огня и кузнечного ремесла; Веста (греч. Гестия) – богиня священного очага римской общины и дома; Меркурий (греч. Гермес, этр. Турмс) – вестник богов, покровитель торговли, купцов и прибыли; Цецера (греч. Деметра) – богиня земледелия, покровительница сельской общины.

Среди других богов выделялись бог неба Сатурн (греч. Крон, этр. Сатре), бог народного собрания Квирин (Ромул), покровительница римской общины Деа Рома. Римское государство олицетворял Рома, правосудие – Юстиция. Особо почитался также двуликий Янус – обращенный одновременно в прошлое и будущее бог входов и выходов, дверей и всякого начала. Большое значение римляне придавали понятиям фатума и фортуны. Фатум олицетворял предопределенность судьбы человека. Фортуна олицетворяла удачу и случайность успеха, судьбу.

Богам посвящались статуи и алтари, возводились храмы. Наибольшую известность имели римские храмы в честь Юпитера, Юноны, Марса, Весты, Януса, Фортуны. В честь богов и событий государственного значения устраивались пышные праздники, число дней которых в году могло доходить до двухсот. Особенностью римской религиозности было скрупулезное соблюдение всех ритуалов, что привело к образованию многочисленного, объединенного в коллегии жречества. Римские жрецы были, по сравнению с греческими, более влиятельными, но и они являлись выборными должностными лицами. Жрецы наиболее уважаемой коллегии понтификов осуществляли надзор за богослужениями других жрецов, толковали обычаи и законы. Жрецы фламины отвечали за принесение жертв богам, жрицы весталки – за поддержание в храме Весты вечного огня как символа незыблемости государства. Весталки пользовались особыми привилегиями: их свидетельства в суде не требовали присяги, оскорбление каралось смертью, а встреченные ими осужденные на казнь преступники обретали свободу. Сивиллиные жрецы в критических для Рима обстоятельствах обращались для выяснения воли богов к книгам легендарных пророчиц Сивилл. Большой популярностью пользовались заимствованные у этрусков системы гаданий. Так, жрецы гаруспики гадали по внутренностям животных и ударам молний, а авгуры предсказывали будущее по полету и поведению птиц.

Римляне обязаны были чтить богов, участвовать в отправлении официальных ритуалов, но ничуть не меньшее значение придавали семейно-родовым культам. Свою безопасность и благополучие они вверяли многочисленным божествам. Считали, что человек пользуется их покровительством уже с момента рождения: Ватикан отвечал за первый крик ребенка, Куба – за его перенесении из колыбели в кровать, Нундина – за наречение имени и т.п. Римляне верили, что их домашний очаг, хозяйство и семью охраняют лары и пенаты, двери жилища – Янус, что женщин опекает Юнона, а каждый мужчина имеет духа-покровителя – гения. Своими гениями наделяли также семьи, общины, города и государство в целом. Считалось, что души умерших родственников при точном соблюдении похоронного ритуала превращаются в добрых духов-покровителей семьи (маны), а души непогребенных становятся злыми и мстительными лемурами.

Важная особенность древнеримской религии – ее политизированный характер. В ее основе лежали не космологические мифы, как у греков, а исторические легенды и предания. Рим мыслился как основанный по предначертанию богов, а римский народ – как избранный богами, чтобы править миром. В императорский период истории Рима (рубеж н.э. – 476 г.) появляется культ императора. Первым был обожествлен после своей смерти Цезарь, а при Августе, удостоенном божественности уже при жизни, культ императора стал центральным элементом государственной религии.

В поздний период римской истории усиливается религиозный синкретизм и влияние восточных культов Кибелы, Митры, Исиды и др., в честь которых воздвигали храмы и устраивались празднества. Широко распространились астрология, оккультизм, мистическая обрядность. С того времени во все европейские языки вошло слово «фанатизм»: римляне прозвали фанатиками (с лат. «безумные», «неистовые») жрецов Белонны, которые при отправлении ее культа бегали в исступлении по храму, нанося друг другу раны. В обстановке идейных исканий I в. появилось множество мистиков и пророков, среди которых выделялись проповедники новой, монотеистической религии – христианства, завоевывавшие все большую популярность среди обездоленных слоев общества.

  • Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия
  • Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков
  • Мирча Элиаде Глава X. Зевс и греческая религия

Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.
п • о • р Древняя Греция в темах — Портал:Греция
История
Древние греки

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

География Эгейское море · Геллеспонт · Македония · Спарта · Афины · Коринф · Фивы · Антиохия · Александрия · Пергам · Милет · Эфес · Дельфы · Делос · Олимпия · Троя · Родос · Крит · Пелопоннес · Микены · Эпир · Кипр · Великая Греция · Колонии Древней Греции
Правители Цари Афин и Аттики · Архонты Афин · Цари Спарты · Пирриды · Македонские цари · Цари Аркадии · Цари Аргоса · Цари Коринфа · Правители Сиракуз · Эпитиды · Правители Лидии · Атталиды · Диадохи · Цари Коммагены · Понтийские цари · Правители Дакии
Политика Демократия · Апелла · Экклесия · Дикастерий · Совет пятисот · Агора · Graphē paranómōn · Ареопаг · Коринфский союз · Диадохи
Войны Войны · Армия Древней Македонии · Армия Спарты · Гоплит · Гетайры · Пельтасты · Фаланга · Сариса · Священный отряд из Фив · Спартанские всадники
Экономика и право Деньги и монеты · Сельское хозяйство · Рабство · Право
Культура Религия и Мифология · Философия · Литература · Одежда · Кухня · Вина · Образование · Олимпийские соревнования · Проституция · Гомосексуальность
Архитектура Парфенон · Храм Артемиды Эфесской · Афинский Акрополь · Афинская агора · Храм Зевса · Храм Гефеста · Храмовый комплекс Самофракии
Искусство Архитектура · Чеканка монет · Литература · Музыка · Керамика · Скульптура · Театр
Наука Календари · Картография · Астрономия · Математика · Медицина · Технологии
Язык и письмо Протогреческий * Микенский * Гомеровский * Диалекты (эолийский * аркадо-кипрский * аттический * дорийский * ионийский * локридский * древнемакедонский язык * памфилийский) * Койне * Линейное письмо А * Линейное письмо Б * Греческий алфавит
Древнегреческая мифология и религия
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм
Первоначальные
божества
Протогены Мгла · Хаос · Хронос · Ананке · Эрот/Фанет · Гея · Уран · Понт/Таласса · Тартар · Эфир · Гемера · Эреб · Нюкта · Офион
Мойры (Судьбы) Клото · Лахесис · Атропос
Титаны
Титаны Океан · Гиперион · Кей · Кронос · Крий · Иапет
Титаниды Тефида · Тейя · Феба · Рея · Мнемосина · Фемида · Диона
Дети титанов Гиперионы: Гелиос · Селена · Эос · Кеяниды: Лето · Астерия · Крияниды: Астрей · Паллант · Перс · Иапеты: Атлант · Прометей · Эпиметей · Менетий
Олимпийские
боги
Додекавеон Зевс · Гера · Посейдон · Деметра · Гестия · Афродита · Аполлон · Арес · Артемида · Афина · Гефест · Гермес
Другие олимпийцы Дионис · Геракл · Асклепий · Эрот · Ирида · Геба · Илифия · Энио · Фобос · Деймос · Гармония · Ганимед · Эрида · Гипнос ·
Музы Каллиопа · Клио · Эрато · Эвтерпа · Мельпомена · Полигимния · Терпсихора · Талия · Урания
Хариты (Грации) Аглая · Евфросина · Талия
Оры Дике · Эвномия · Эйрена · Фалло
Стиксы Ника · Кратос · Бия · Зел
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида
Океаниды Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя
Нереиды Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао
Хтонические
божества
Основные Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос
Эринии Тисифона · Алекто · Мегера
Рожденные на земле Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант
Земля
Группы Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены
Нимфы Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды
Герои Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
Портал

Древнегреческая религия

Древнегреческая религия является ветвью индоевропейской религиозной традиции. Ее зарождение хронологически связано с началом миграции и обособления «протогреческих» племен в IV–III тыс. до н.э., а ее закат приходится на V–VI вв. н.э. – окончательную победу христианства. Таким образом, древнегреческая религия просуществовала около четырех тысячелетий, и естественно, что за этот период времени она претерпела качественные изменения.

Принято выделять несколько этапов в развитии древнегреческой религии.

Древнейший, крыто -микенский этап связан с религиозными верованиями, которые сформировались в островной и материковой Греции в конце III – начале II тыс. до н.э. Он связан с существованием крито-микенской цивилизации (конец III – середина II тыс. до н.э.). Для него характерно слияние автохтонной, неиндоевропейской религиозной традиции и религиозных верований пришлых «протогреческих» племен с элементами культов ближневосточных религий. Этот своеобразный симбиоз и положил начало развитию древнегреческой религии.

В основе религиозных взглядов автохтонной критской культуры лежали аграрные культы и культы плодородия.

Центральным божеством критского пантеона можно считать Великую богиню, связанную с культом плодородия, аграрными и хтоническими культами, о чем свидетельствует иконография божества. Специфика ее культа позволяет выделить множество схожих черт с подобными же культами ближневосточного региона, известными с эпохи неолита. Согласно сохранившейся иконографии, в микенском пантеоне можно выделить и не менее почитаемое мужское божество природных стихий в образе быка и человека с головой быка.

Косвенным свидетельством существования этого божества и даже противостояния религиозных традиций, восходящих к матриархату, и патриархальных религиозных традиций служит греческий миф о Минотавре. Минотавр – обитающее на Крите чудовище с телом человека и головой быка, жившее в построенном для него лабиринте, ежегодно пожирающее семерых юношей и девушек, посылаемых в качестве дани из Афин.

В критской культуре символами этого божества выступали изображения рогов быка и обоюдоострого топора – лабриса. С этим божеством напрямую связан культ жертвоприношений и ритуальная тавромахия (сражение с быком).

С распространением и преобладанием «протогреческого» этнического компонента в критской культуре начинается микенский этап развития древнегреческой религии, для которого характерна культурная, религиозная, политическая преемственность образцам автохтонной критской культуры.

В микенский пантеон кроме прежних божеств, входят новые, индоевропейские божества, такие как Зевс, Афина, Гера, Посейдон, Гермес, Артемида, Арес, Эринния и т.д. С усилением монархических тенденций и развитием социального неравенства происходит дифференциация религиозной жизни микенских обществ. Над аграрной архаической религией Великой богини надстраиваются дворцовые культы, связанные с обожествлением правителя и монополизацией всех жреческих функций. На место матриархальной Великой богини приходит патриархальное божество, призванное укрепить престиж и властные полномочия правителя. Рост социально-политического влияния отдельных родов и становление династических принципов правления привели к доминированию культа предков и усложнению погребальной обрядности. Кризис крито-микенских обществ, связанный с природными катаклизмами и вторжением дорийских греков, привел к упадку крито-микенской религиозной традиции.

XI–VI вв. до н.э. – «архаический» этап древнегреческой религии. Он характеризуется синкретизмом микенских религиозных верований, дорийской индоевропейской религиозной традиции и элементов ближневосточных религиозных культов. Первоначально религиозная традиция представлена примитивными культами разрозненных древнегреческих племен. Этот период в истории древнегреческой религии часто называют доолимпийским (предшествующим сложению пантеона олимпийских богов).

Религиозные верования этого периода оказали большое влияние на дальнейшее развитие религиозной традиции Греции. К основным характеристикам этих верований можно отнести:

  • – тотемические элементы – большинство божеств этого периода имеют ярко выраженный зооморфный облик: Аполлон – мышь и волк, Гера – корова, Афина – сова, Дионис – медведь, Зевс – бык и т.д. Широко распространены мифы о происхождении племени, рода, полиса (города- государства) от конкретного животного и божества;
  • – обожествление и персонификация различных объектов окружающего мира, чувств, психологических состояний;
  • – практика почитания священных мест: рощ, ручьев, рек, гор, пещер и т.д.;
  • – формирование культа героев, восходящего к культу предков, герои выступали как прародители и духи- покровители отдельных родов;
  • – существование отголосков шаманизма и шаманских практик;
  • – отсутствие жреческого сословия как обособленной социальной группы.

В IX–VIII вв. начинается процесс переработки и систематизации племенных религиозных верований, мифологии и ритуала в единое целое. Этот этап развития древнегреческой религии получил название олимпийского и связан со складыванием общегреческого пантеона во главе с богами-олимпийцами. Создание общегреческой религии отражало момент осознания общегреческого единства, основанного на общих языке и религиозно-мифологических традициях. При этом местные, родовые, полисные культы не утрачивали своего значения, а органично вписывались в развернутую религиозно-мифологическую систему Древней Греции.

Первая попытка унификации древнегреческой религии принадлежит Гомеру (VIII в. до н.э.). В эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», посвященных событиям Троянской войны, дается описание космогонии, структуры мира и греческого пантеона.

Мироздание было создано супружеской парой Океаном (олицетворение мировой реки, омывающей ойкумену) и Тефидой (младшее поколение титанов). Мир имеет трехчастную структуру: небо, земля, подземный мир (последний разделен на Эреб, Аид и Тартар). Божества древнегреческого пантеона антропоморфны и восседают на священной горе Олимп в Фессалии: по названию этой горы, греческие боги именуются олимпийскими, а древнегреческая религия часто называется «олимпийской религией».

Пантеон олимпийских богов воспроизводит структуру патриархальной семьи. Во главе пантеона стоит Зевс (бог неба, грома и молний), следующие по старшинству – Крониды (дети Крона): Посейдон (бог морей), Аид (бог подземного мира), Гера (богиня брака и семьи), Деметра (богиня плодородия), Гестия (богиня домашнего очага). Далее следуют дети Зевса: Афина (богиня мудрости и войны), Афродита (богиня любви и красоты (см. рис. 30)), Аполлон (бог искусств и врачевания), Артемида (богиня охоты), Гефест (бог огня и кузнечного дела), Арес (бог войны). К олимпийским богам стали причислять и вестников богов Гермеса (бог торговли и воровства) и Ириду (богиня радуги), а также прислуживающую па пирах Гебу (богиня юности) и советницу Зевса – Фемиду (богиню правосудия). Но выше всех божеств находится Мойра («Судьба»), чья воля абсолютно безжалостна и неотвратима в отношении людей и богов.

Таким образом, у Гомера господствующей является идея религиозного фатализма – все поступки и события заранее предопределены высшей силой, и изменить что-либо невозможно.

Продолжателем традиции Гомера является Гесиод (VIII в. до н.э.), который в своей «Теогонии» («Происхождение богов») дает развернутую картину космогонии, генеалогии и иерархии древнегреческих божеств. Он попытался не только совместить в нечто целое множество племенных верований греков, но и подыскать в пантеоне место фракийским, фригийским и прочим иноземным божествам, почитаемым греками – Дионису (бог виноделия), Кибеле (богиня плодородия) и т.д.

Гесиод повествует о сотворении мира из Хаоса (первоначального состояния мира), и излагает последовательную генеалогию трех поколений божеств, сменяющих друг друга. К первому поколению относятся дети Хаоса – Гея («Земля»), породившая Урана («Небо») и Понт («Море»), Нюктэ («Ночь»), Тартар («Бездна»), Эреб («Мрак»), Эрос («Любовь»). От брака Урана и Геи родились титаны и титаниды – боги второго поколения: Гиперион («Величайший» – отождествляется с Гелиосом, богом солнца), Крон («Время»), Океан (божество космической реки, омывающей мир), Мнемозина («Память»), Рея (богиня-мать), Тефия (божество воды), Фемида («Правосудие») и др. Сын титана Япета – Прометей стал родоначальником людей. От брака Урана и Геи родились циклопы (киклопы), одноглазые великаны, и гекатонхейры (сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение природных стихий).

Крон восстал против своего отца Урана, оскопил его и захватил власть. Из крови Урана родились гиганты (великаны) и Эриннии (богини мщения). Крон, вступив в брак с Реей и опасаясь участи своего отца, стал пожирать своих детей. Рее удалось уберечь Зевса (бог неба, грома и молний, верховное олимпийское божество), который смог освободить своих братьев и свергнуть отца и власть титанов, основав третье поколение богов. Оставив за собой небо, Зевс отдал брату Посейдону водную стихию, Аиду – подземный мир. Избрав местоприбыванием своего поколения богов Олимп, Зевс от многочисленных жен произвел множество различных божеств, а от связей со смертными женщинами – полубогов и героев. Таким образом, в эпоху архаики греческая религия проходит путь от примитивных племенных верований до религиозного учения общегреческого уровня.

Классический этап (V–IV вв. до н.э.) в развитии древнегреческой религии характеризуется окончательным оформлением государственного полисного культа и затяжным кризисом древнегреческой религии. Последний был связан с формированием нового рационального типа мировоззрения и личности, противопоставившей себя коллективизму и коллективистским ценностям. Древнегреческая философия своим рационализмом, эмпиризмом и критицизмом нанесла сильнейший удар древнегреческой религии. Большинство древнегреческих философов так или иначе выступали против религии вплоть до проповеди античных разновидностей атеизма. Одна из причин этого – примитивизм религиозных верований (грубый антропоморфизм и т.д.), нс удовлетворявший прослойку интеллектуалов.

Кризисные явления продолжаются и на протяжении следующего, эллинистического этапа развития греческой религии (III–I вв. до н.э.), приводя к нарастанию скептических отношений к традиционным верованиям. Коренная ломка полисного мировоззрения, распространение идей космополитизма, развитие радикальных философских идей привели к усилению мистериальных и индивидуалистических форм религии, активному увлечению различными восточными культами, т.е. произошло перераспределение влияния разных религий.

Финальный этап древнегреческой религии приходится на I–VI вв. н.э. Первоначально она испытывает давление со стороны официальной древнеримской имперской религии и различных восточных верований, популярных на территории Римской империи. Ее конец был связан с победным шествием христианства, распространение которого не встретило особых препятствий на территории Греции. С господством христианства начинается латентный этап древнегреческой религии, существующей в тесной связи с христианством на уровне мелкой демонологии, домашних ритуалов и обрядности, сохраняемой по преимуществу в сельской местности (отдельные элементы – вплоть до нашего времени).

Для классической древнегреческой религии характерно несколько специфических особенностей.

Древнегреческая религия являлась развитым вариантом политеизма – генотеизмом, т.е. во главе пантеона богов стоял верховный бог – Зевс. Можно сказать, что развитие древнегреческой религии остановилось на переходном этапе от политеизма к монотеизму.

Для древнегреческих божеств характерен ярко выраженный антропоморфизм, что было связано с идеей наличия соответствий между божеством и человеком. Только божество – это совершенство, максимальное выражение витальности и потенции, признаком чего является бессмертие. Человек по сравнению с ним выглядит просто копией, лишенной этих преимуществ. Но в классическую эпоху это сходство явилось одним из объектов критики религии – что это за божества, если они совсем как люди страдают от семейных проблем, вожделеют, испытывают страх, зависть и иные вполне человеческие чувства. Порой нравственный облик этих божеств был худшим, чем у человека (так что сюжет известной оперетты Ж. Оффенбаха, где божества танцуют канкан был только утрированием реальных черт существ, составлявших древнегреческий пантеон).

Древнегреческая религия допускала возможность прямого общения с божествами и наличие переходных состояний от человеческого к божественному. Полубогами являлись отпрыски любовной связи между богом (богиней – крайне редко) и смертной женщиной (мужчиной).

Также была характерна деификация самых разнообразных явлений природы, элементов общественной и частной жизни, что в конечном счете привело к разделению всех божеств на три крупные группы: уранических (небесных), хтонических (подземных) и ойкуменических (земных).

Необходимо сказать о наличии богатой и крайне разнообразной демонологии в греческой религии. Собственно сам термин «даймон» греческого происхождения, он обозначает какую-либо загадочную (сверхъестественную) силу, как положительную, так и отрицательную по своему воздействию на человека. Народная религиозность строилась в первую очередь на почитании разнообразных духов и демонов: нимф (женские духи природы), менад (женские духи плодородия), силенов и сатиров (мужские духи плодородия). Большинство этих персонажей нейтральны но отношению к человеку, сугубо отрицательными являются только ламии – женские вредоносные существа.

Широкое развитие в греческой религии получил культ предков. Согласно представлениям греков, умерший родственник после смерти переходил в разряд подземных божеств, часто он так и именовался – теос («бог») или же воспринимался как покровитель – даймон. Очевидно, в Древней Греции не было единой концепции личной эсхатологии, поскольку с одной стороны существовали тенденции причисления умерших предков к блаженным (вероятно не всех, но особо выдающихся), с другой стороны – гомеровское описание Аида говорит о том, что существование умерших вовсе не является состоянием блаженства. Поэтому и получили развитие культы-мистерии, направленные на то, чтобы обеспечить посвященным возможность после смерти избежать Аида и действительно приблизиться к некоему божественному блаженству.

В древнегреческой религиозной традиции была хорошо разработана категория святости. Существовало несколько терминов, обозначавших ее различные аспекты:

  • – иерос – святое как часть божественной силы;
  • – агнос – святое как чистое и непорочное, святое как запретное;
  • – осиос – святое как установленное богами.

Противоположность святости обозначалась терминами миасма – скверна, нечистота и какиа – позорное деяние.

Фундаментальной категорией древнегреческой религии является понятие судьбы, понимаемой как предопределение, в крайних проявлениях это выражалось в религиозном фатализме. В классическую эпоху предопределение и фатализм одними из первых попали под удар критики рационального мышления и были постепенно заменены идеями личной свободы индивида.

В древнегреческой религии было две категории, выражающие представление о душе. Фюмос выражало связь души с дыханием, грудной клеткой и сердцем. Это, так сказать, материальная часть души, которая существует, пока жив сам человек. Псюхэ – некая бессмертная неуничтожимая субстанция, существующая в человеке (по мнению греков, располагалась она в голове человека). Она покидает тело после смерти и отправляется в потусторонний мир. Дальнейшая участь псюхэ крайне туманна – пребывание в одной из областей подземного мира или переселение в другое тело. Идеи метемпсихоза (переселения душ) были популярны у греков, но конкретных данных, проливающих свет па этот вопрос, к сожалению, не сохранилось.

Древнегреческий религиозный культ можно разделить на два вида: полисный (государственный или общественный) и частный.

Учитывая специфику политического устройства и менталитета греков, попятно, что доминирующими культами были полисные, обращенные к богам – покровителям полиса.

Культовая деятельность осуществлялась в многочисленных храмах, построенных в честь конкретных божеств, основным убранством которых были скульптурные изображения бога. На их территории находились и жертвенники богам. Ритуальная практика состояла из жертвоприношений, песнопений (для этой цели использовали гимны – просодии, дифирамбы, пиррихии и т.д.), чтения молитв, игры на музыкальных инструментах, танцев. Поскольку жречества как особого социального сословия не существовало, руководство полисными культами осуществляли обычно выборные должностные лица или лица, унаследовавшие жреческие должности или получившие их в дар за особые заслуги перед полисом.

Почитание общих богов различными полисами вело к образованию культовых федераций – амфиктионий, для совместного отправления культа, обслуживания и охраны культовых центров.

Частный культ отправлялся главой семьи, выполнявшим жреческие функции. В частных ритуалах важное место занимало колдовство и магия.

Как в полисной, так и в частной культовой практике активно использовались дивинации (предсказания). Любое важное дело было немыслимо без них. Воля бога, выраженная в акте предсказания, называлась «оракул». Так же именовалось и место, где оно осуществлялось (наиболее известными прорицателями являлись пифии – жрицы Дельфийского храма Апполона).

Существовало множество различных мелких и крупных праздников, но наибольшее значение имели общегреческие религиозные праздники, именовавшиеся панегиреями. Наиболее значимыми из них были Олимпийские игры в честь Зевса, Пифийские – в честь Аполлона, Немейские – в честь Зевса и Истмийские – в честь Посейдона.

Большое значение в религиозной жизни и культовой практике греков играли мистерии («таинство»). Наиболее популярными в Греции были элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны, самофракийские – в честь кабиров (низшие божества плодородия), вакхические – в честь Диониса.

Мистерии – это тайные религиозные обряды, являющиеся частью государственного культа или совершавшиеся частными лицами и религиозными обществами. Они представляли собой сложные ритуальные комплексы, включающие в себя специальные обряды посвящения (инициацию), обряды очищения, молитвенных практик, измененные состояния сознания (экстаз) и акты иерофании (проявления священного начала в чувственно доступной форме). К участию в них допускались только посвященные, обязанные сохранять в тайне все происходящее во время мистерий. Обряд посвящения нового члена назывался мистагогией, а посвященный – листом. Само посвящение состояло из очищения, жертв и «приближения» к божеству. По мере приобщения к мистериальным тайнам и обрядам посвященные делились на несколько разрядов.

Религиозные обряды в мистериях протекали по сложному сценарию, с переодеванием участников, использованием масок, пантомим, песен, танцев, музыки и т.д. Как правило, это были драматизированные представления мифов и сказаний, посвященных почитаемому божеству. Жрецы мистерий именовались иерофантами («являющий священное»), мистерии происходили обычно в ночное время и часто были связаны с человеческими жертвоприношениями. По мнению ряда исследователей, именно мистерии привели к появлению древнегреческого театра и двух основных театральных жанров – трагедии и комедии.

Древнегреческая культура, включающая в себя религию, мифологию, философию, литературу, изобразительное и прикладное искусство, архитектуру, оказала огромное, если не первостепенное, влияние на развитие европейской культуры.

Христианство довольно много почерпнуло из греческой культуры, но принятие этих элементов происходило медленно и трудно. В итоге было заимствовано лишь то, что нс противоречило религиозным установкам христианства или могло быть с этой целью радикально переосмыслено.

Христиане первых веков с недоверием относились к любому элементу, напоминавшему о языческом культе, даже если сам по себе он не содержал ничего специфически языческого. Под древнегреческим влиянием появились некоторые архитектурные и иконографические приемы, принципы толкования текстов. В то же время греческая культура выдвинула из своей среды религиозную альтернативу христианству в виде герметических и иных синкретических учений, широко распространенных в Европе и переживших расцвет в эпоху Ренессанса.

>РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

1. Поклонение силам природы.

Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.

Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.

По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.

Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами — невестами.

2. Боги — покровители хозяйства и культуры.

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел — есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.

Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы — покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.

3. Отражение в религии неравенства среди греков.

Греки думали, что Зевс, Аполлон и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе, и называли их «олимпийскими богами». Там на вершине, затянутой облаками, будто бы стоят их роскошные дворцы, построенные Гефестом.

Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги будто бы носят нарядные одежды, часто пируют. Как семьи знатных людей управляют племенами, так семья «олимпийцев» во главе с Зевсом управляет людьми и всей природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были знатные люди.

Боги будто бы установили и весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих- рабами. Того, кто восстаёт против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.

4. Миф о Прометее.

Представление о жестокости и мстительности богов особенно наглядно проявилось в мифе о Прометее. Этот миф рассказывает, что боги скрывали от людей огонь. Они хотели, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь, принёс его людям и этим спас их от гибели.

Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.

Миф о Прометее показывает, что древние греки хорошо понимали значение огня в жизни людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.

У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.

РАССКАЗ ОДИССЕЯ О ГИБЕЛИ ЕГО ПОСЛЕДНЕГО КОРАБЛЯ

  • Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус,
  • Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море,
  • Но, когда в отдалении остров пропал,
  • Бог громовержец — Зевес тяжёлую тёмную тучу
  • Прямо над нашим пустил кораблём, и под ним потемнело
  • Море. И краток был путь для него. От заката примчался
  • С воем Зефир 1 и восстала великая бури тревога;
  • Лопнули разом верёвки, державшие мачту, и разом
  • Мачта, сломясь с парусами своими, гремящая пала
  • Вся на корму… Тут Зевес, заблистав, на корабль громовую
  • Бросил стрелу; закружилось пронзённое судно, и дымом
  • Серным его охватило. Все разом товарищи были
  • Сброшены в воду, и все, как вороны морские, рассеясь,
  • В шумной исчезли пучине — возврата лишил их Зевес.

ОПИСАНИЕ В «ИЛИАДЕ» СОЖЖЕНИЯ ТЕЛА ПАТРОКЛА — ДРУГА АХИЛЛА

  • Сруб они вывели с сотню ступней шириной и длиною
  • И на вершину его мертвеца положили, печалясь.
  • Много и жирных овец, и тяжёлых быков криворогих,
  • Перед костром заколов, ободрали. И, срезавши жир с них,
  • Тело Патрокла кругом обложил Ахиллес этим жиром
  • От головы до ступней, на костёр побросал он и туши.
  • Там же расставил сосуды двуручные с маслом и мёдом,
  • … четырёх коней крепкошеих
  • С силою бросил в костёр, стеная глубоко и тяжко.
  • Двух собак заколол Ахиллес и туда же забросил;
  • Также двенадцать отважных сынов благородных троянцев
  • Острою медью зарезал, свершив нехорошее дело.
  • < ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ В ГРЕЦИИ В ГОМЕРОВСКОЕ ВРЕМЯ (XI-IX века до н. э.)

Религия Древней Греции

Пояснительная записка.

Странный способ освоения мира и жизни у современного поколения. Жизнь пробуждает их сознание, жизнь создаёт условия для его саморазвития, жизнь ведёт к завершению сознательных актов, которые » отпечатываются» в человеческой телесности, душе и духи устойчивыми структурами. С желанием точного обозначения открытых им в себе тенденций приходит ребёнок в школу. Жизнь- это реализация его чувства жизни. По причине не способности самостоятельно завершить возникающие в сознание конструкты, модели, требующие глубинного переживание смыслов. Ребенок ждет, жаждет школы, но вскоре ленится, ненавидит, прогуливает, понимая, что жизнь школы далека от его детской мечты.

Для того, чтобы этого не было необходимо внести в образовательное пространство фрагментарную обращенность к реальным жизненным тенденциям. Самым удобным в этом смысле представляется урок.

Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей и смысловых переживаний и проектов. По существу, личностно-ориентированные технологические структуры – это как раз те условия, с помощью которых школьник переживает состояние » чистого» сознания ( форма логического мышления).

Мышление в технологии это переживание ассоциативной ясности, точное определение смысла действия, его понимание как переживании воли к действию ( поступку)в соответственной ситуации.

Итак, личностно – ориентированная технология урока предлагает обращение к культурно-историческому явлению, соотнесенному с темой.

Появляются новые типы уроков:

Урок – образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.

Урок логического мышления

Урок настроения

Урок самостоятельного действия

Урок актуализации и проповеди

Урок – образ это первый этап каждой новой темы ,так как урок – образ начинает тему, т о представляет собой двуединую направленность. Во-первых в уроке осуществляется опора на личный опыт школьника, который соотносится с предметным содержанием всей темы.

Во- вторых, урок открывает возможности детского сознания, в котором возникают опережающие символические, рациональные, смысловые и событийные представления в целом.

Урок – образ, отвечая за самодвижения детского сознания, представляет собой модуль, который открывает отношения детей к будущему явлению истории. Структура модульного урока состоит из микромодулей:

Микромодуль образа

Микромодуль рационального представления

Микромодуль смысла

Микромодуль действия

Микромодуль актуализации

Микромодуль — это такой этап урока, в котором и создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственной интуиции к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия.

Представляю вашему вниманию урок с использованием ИКТ и микромодуля мотивационного образа в уроке- образе » Религия Древней Греции»

Содержательная структура развивается так:

1.Актуальная беседа.

Учитель предлагает пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. » В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?» спрашивает учитель. После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды. Наконец река – это путь, по которому можно выйти к людям.

2.Актуальное объяснение.

«Что же такое река, лес для человека?»- спрашивает учитель и вместе с детьми дает определение, что это важнейшие условия для выживания. Затем в тетрадях записывается определение понятия «выживание».

3.Смысловая характеристика.

Учитель: «Лес, река это еще место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы были когда-нибудь с родителями у реки или в лесу? Вспомните те переживания, которые вы испытывали находясь там.» (дети вспоминают- что было иногда страшновато, много чудесного и еще много, много всего.)

4.Символическое сюжетное повествование.

«звучит греческая музыка»

Учитель: «Так, ребята, несколько тысяч лет тому назад, когда появились первые люди, которые поселились у реки или в лесу, тоже боялись всего: сильного ветра, грома и молнии, сильного шторма и других явлений природы. Сегодня мы с вами отравимся в Древнюю Грецию, чтобы узнать с кем или чем связывали явления природы древние греки. Вы наверное это и сами знаете? Дети отвечают ( с богами).

Учитель: «А сейчас закройте свои глаза, и вы услышите великолепную музыку» (дети закрывают глаза). Через некоторое время учитель продолжает: «На Грецию опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где – то в этой бескрайности появился народ – греки.» спит Греция, спит народ и только один человек не спит, смотрит в небо и говорит с ним как с человеком. И небо отвечает ему. Тема нашего урока «Религия Древней Греции»»

Учитель: «Давайте вспомним, что такое религия и как она зародилась?»( выслушиваются ответы детей, при необходимости корректируются и комментируются).

5 .Объяснение нового материала.

Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горе «Олимп».Где расположена эта гора? Правильно на севере.

Олимпийские боги поводят время в развлечениях. Они бывают, своенравны, жестоки, мстительны и коварны. Действиями богов греки объясняли явления природы. Основные занятия людей имели своих богов – покровителей: Деметру, Диониса, Гефеста и других. Греки возводили в честь богов храмы. Перед храмами, а часто отдельно на площадях и перекрестках дорог стояли жертвенники. Греки создали много сказаний и мифов о богах.

(На экране появляется первый слайд » боги Древней Греции»).Учитель рассказывает миф о рождении Зевса.

Далее детям выдаются карточки, и дается задание: по ходу рассказа учителя заполнить пустующие колонки.( смотри приложение №1)

Итак, главным богом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молнии. (весь рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций олимпийских богов при помощи проектора – диск. См приложение №2).Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой, удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот Бог играл такую важную роль в религии греков? ( что вы знаете о дождях и грозах Греции ?) какой вред и какую пользу о приносили грекам?) учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах молнии могли поразить людей и скот, устроить пожар.

Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем — вздымается, словно горы, морские волны, бушуют на море свирепая буря, Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав обучающихся, учитель напоминает о развитии мореплавания в Греции.

Бог Аид- брат Зевса и Посейдона –властитель мрачного подземного » царства мертвых» Там текут страшные, холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь, точно гонимые ветром носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

«Вспомните, каковы были представления о посмертной судьбе человека у египтян», — обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в религиозных верованиях разных народов значительное место занимают представления о жизни после смерти.

Богиня Гера – супруга Зевса верховная богиня греки почитали Геру, как хранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В троянской войне Гера была защитницей греков и противницей троянцев. ( вспомните, почему?).

На нескольких примерах ( Гермес, Дионис. Аполлон, Гефест, Афина.)учитель может показать что в религии греков отразились также их занятия.

Гермес – вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке. Греки носили головной убор только, когда находились в пути, в золотых, крылатых сандалиях и золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой, этим жезлом усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ в царство Аида. Гермес- покровитель всех путников ,в том числе и купцов.

По всей Греции почитали Афину –богиню мудрости, богиню – воительницу, охраняющую города, верили что Афина помогает горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На её голове шлем, на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища- горгоны медузы. В правой руке Афины копье, у её ног извивается священная змея.

Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. Можно напомнить учащимся, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: Греческие земледельцы производили много вина и для себя и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.

Афродита была богиней красоты и любви . Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри. А В это время её муж- самый некрасивый из богов, но искусный мастер хромоногий Гефест трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью –Гера. Гефест-Бог огня и кузнечного дела.

Арес – Бог кровавой войны . Греки называли его » Губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же назвал Ареса самым ненавистным из богов.

Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон- покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром. Артемида- богиня охотница, она вооружена луком и стрелами как орудием наказания Артемида обладает жестоким и решительным характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею обращен в оленя и растерзан псами.

Завершая работу с богами, учитель обращает внимание на то, что греки представляли себе богов и богинь в облике прекрасных никогда не стареющих мужчин и женщин. Следует сказать, что греки представляли главных богов в виде знатной семь захватившей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром.Боги наказывают тех, кто противится их воле. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее.

6.Закрепление изученного материала.

Работа с карточками, проверка с помощью последнего слайда.

7.Подведение итогов.

В ходе беседы учитель подводит обучающихся к мысли о том, что в религиозных верованиях получали отражения те явления природы , которые влияли на жизнь людей.

8. Объяснение домашнего задания.(п.28.Годер. » История Древнего мира», дополнительное чтение «Мифы и легенды Древней Греции»)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *