В контакте православные старцы

>Кто такие старцы в Православии?

Кто такие старцы?

Среди православных верующих часто можно услышать советы «надо съездить к старцу», «посоветуйтесь со старцем», «с этим вопросом идите к старцу». Кто же такие старцы?

Когда кто-то говорит о старце в православии, речь обычно идет не только о почтенном возрасте и богатом жизненном опыте. Гораздо важнее — опыт духовный и особое предназначение тех, о ком Сам Господь в Писании говорил не как о рабах, но как о друзьях. И, хотя быть рабом Божьим — это тоже избрание, есть и те, кто достиг особой духовной чистоты и близости к Создателю. Те, кто день и ночь молится за все человечество.

О старцах часто говорят, что на их молитвах держится мир. Это правда уже потому, что именно за этим старцы удаляются от мира. Многие не просто живут в монастырях, но совершают особые аскетические подвиги. Возмущение, что тот или иной старец не принимает паломников, не учитывает, что старцы появились не для того, чтобы обслуживать духовные потребности людей, хотя человеколюбие часто не позволяет им отказывать помочь в духовной немощи просящего. Старцы обращаются к Господу словами особой чистой молитвы за всех людей. И тех, кто приходит к ним и тех, кто по каким-то причинам не приходит.

Старцы православные

О явлении старчества мы узнали благодаря известной книге И.М. Концевича «Оптина пустынь и ее время». О старцах там написано следующее:

«Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское…

…Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию».

  • Старец по определению Конацевича:
  • Свободен от земных страстей и искушений — он бесстрастен;
  • Имеет богатый опыт поста и молитвы;
  • Видеть зарождение зла, как врач видит болезнь;
  • Врачевать эту болезнь.

В православии старцы часто обладали духовными дарами: прозорливостью, даром исцеления, чудотворения. Но главным чудом, конечно становился сам факт существования людей, которые своей духовной жизнью смогли достичь такой близости с Богом.

В отличие от разных званий в церковной иерархии, старчество не являлось наградой за труды на благо Церкви и совершенно не зависело от того, насколько высоким было положение человека в Церкви. Дар старчества становился, скорее, наградой духовной. Даром из иного мира.

Многие известные на Руси старцы стали почитаться в лике святых, как, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Современные старцы

Современное старчество часто подвергается критике. Многие верующие говорят о том, что в нашем мире уже не осталось старцев а те, кого почитают старцами просто выдают себя за них. Это связано с появлением многочисленных мошенников, выдающих себя за православных старцев и практикующих исцеления за материальные блага и другие обманные манипуляции, которые не имеют никакого отношения к настоящим православным старцам и их чудесах, творимых во славу Божию.

Среди старцев, которые стали нашими современниками:

  • Отец Герман из Троице-Сергиевой Лавры, обладающий даром прозорливости и умением изгонять злых духов.
  • Отец Власий, прозорливый, в Пафнутьев-Боровском монастыре.
  • Схиархимандрит Илий, духовник Патриарха Кирилла.

  • Отец Адриан в Псково-Печерском монастыре.

Святые наших дней

Паломничества к старцам иногда подвергаются критике со стороны самого духовенства. Люди часто приезжают к старцам за чудом, как к магам и кудесникам. Но основой для чуда должна быть вера, опыт молитвы и принятия воли Бога самого человека. Неверным было бы считать роль старца в Православии, как роль некого фокусника, который заставит поверить усомнившихся (хотя, бывали и такие случаи). Но не стоит ехать к старцам только за этим.

Старчество переживает определенный кризис еще и потому, что сформировался определенный образ старца, как мудрого, тихого и смиренного человека, к которому можно в любой момент обратиться, чтобы он помог решить проблемы, иногда житейские, которые не относятся к «профилю» духовных. Старцы же могут быть людьми совершенно разными по характеру и темпераменту. Не исключено, что среди них есть те, кто впоследствии будет канонизирован! Но на земле никто не совершенен и ждать от старца непременной святости при жизни все же не стоит.

Наиболее точно о старчестве сказал И.М. Концевич:

Непосредственно за апостолами стоят пророки. Их служение состоит главным образом в назидании, увещании и утешении (1Кор. 14:3). С этой именно целью, а также для указания или предостережения, пророками предсказываются будущие события.

Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен.

Пророческое служение – особый благодатный дар Духа Святого (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит душу человека, его прошлое и будущее.

Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью…

Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию. <…>

Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы о Господе. Это лично на себе испытал пишущий эти строки. Старец – непосредственный проводник воли Божией. Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости, неописуемого мира в душе. Напротив того, лжестарец заменяет собою Бога, ставя на место воли Божией свою волю, что сопряжено с чувством рабства, угнетенности и, почти всегда, уныния… Истинное отношение старца к ученику именуется в аскетике духовным таинством, оно находится под водительством Духа Святого. <…>

Как попасть к старцу?

  1. Чтобы попасть к старцу, надо выбрать, куда именно и за каким советом, наставлением или благословением вы хотите отправиться. Почитайте труды старцев, проповеди, определитесь, что ближе вашей душе, к чему она стремиться.
  2. Старец живет в монастыре, а, значит, надо узнать, как осуществить паломничество. При каждом монастыре есть паломническая служба. Свяжитесь с ней.
  3. Не стоит скрывать цель своего визита, обычно в паломнической службе уже знают, что многие приезжают ради общения с прозорливым и мудрым старцем.
  4. Если старец по каким-то причинам не принимает, что часто случается, не стоит отчаиваться, доказывать необходимость аудиенции именно с вами. Поверьте, многие приезжают к старцам со своей нуждой, и у каждого есть для этого очень важная причина. Но Господь знает, о чем вы хотите попросить прежде, чем вы попросите и старец — не единственный путь быть услышанным.
  5. Постарайтесь проявить терпение, если старец не примет вас в назначенный день. Старец — это человек, который ближе к Богу, чем другие, он не работает «по часам» и не является государственной организацией. Возможно, вы ждете Святого наших дней, а это стоит любого, даже самого долгого, времени ожидания.

Святость и святые

О чем спрашивать старца

Вы можете обращаться к старцу с любым вопросом, который требует решения, а вы не можете его найти. Старцев называют врачами, которые лечат духовные болезни. Прозорливые старцы могут знать, о чем вы хотите их спросить еще до того, как вы обратились. Такой эпизод мы можем увидеть в художественном фильме «Остров», где очень ярко показана жизнь современного старца: молодая женщина едет к старцу, чтобы просить у него благословения, но даже не успевает сказать на что, прежде чем старец отказывает ей. Она поражена: старец без слов понял, что она идет просить благословение на аборт, убийство своего дитя. Старец говорит, что делать этого не стоит, у нее родится сын, который будет для нее утешением.

Этот яркий эпизод показывает способность старцев видеть то, зачем мы приехали прежде, чем мы об этом скажем. Не все старцы при этом обладают даром прозорливости, к некоторым старцам едут, зная силу их молитвы или в надежде получить мудрое наставление, помочь принять непростое решение в жизни или справиться с властью греха, отравляющего душу человека.

Не стоит удивляться, если старец в качестве духовных упражнений дает достаточно странные послушания. Известны случаи, когда человеку приходилось носить воду в решете. В гневе человек начинал выполнять необычное задание, не понимая, как это поможет ему решить возникшую в жизни проблему. Но постепенно место гордыни занимало послушание и смирение, а решение приходило само собой.

О духовном законе визита к старцу писал старец Софроний (Сахаров): «Если человек, который приходит к духовнику, постоянно колеблется, нигде не стоит, то духовник не может найти для него слова, которое бы устранило раз и навсегда какое бы то ни было колебание. Духовник говорит то, что в данный момент может помочь человеку».

Опасаться стоит лишь «лжестарчества». Настоящий старец никогда:

  • Не установит определенный «тариф» на свои «услуги», потому что дар Божий не может быть услугой. Добровольное пожертвование допускается, но «прейскурант» за возможность поговорить со старцем — пугающий «симптом».
  • Старцы живут в монастыре и невозможно представить ситуацию, в который «известный старец» гастролирует по стране, постоянно собирает подаяния в электричках или грозятся «наслать порчу» на случайных прохожих. «Насылать порчу» — это совсем не про старцев.
  • Старец не будет просить вас сделать что-то, противоречащее Писанию. Если «старец» просит вас убить или украсть ради него, то это не старец.
  • Старец не обещает невыполнимого и не берет на себя функции Господа.

Если у человека есть внутренняя потребность в духовном отце, в наставнике, в старце, ему стоит молиться о том, чтобы Бог послал ему такую помощь. Но лучше не увлекаться поиском старца, который поможет укрепиться в вере, явив чудо даже, если известно, что некий старец неоднократно являл чудеса. Главное чудо для верующих можно наблюдать в храме во время Таинства Евхаристии и вера во Христа — это вера в главное чудо, чудо Пасхи.

Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы

С мирным чувством удалился старец из Псково-Печерской обители в Великие Луки. Он видел, что Господь с ним и за него, и с тем большей покорностью готов был терпеть всякие напасти: «На Господа уповая не изнемогу» (Пс. 25, 1). Для него все внешние неожиданности имели особый внутренний смысл.

В Пасхальный Четверг Преосвященный архиепископ Иоанн, прибывший сюда в сопровождении наместника Псково-Печерского монастыря игумена Августина, произнес речь. Владыка подчеркнул добрые качества игумена Саввы: смирение, безропотное терпение, отсечение своей воли, полное послушание Божьему Промышлению.

– Десять лет тому назад в лавре преподобного Сергия ты отсек свои власы в знак отсечения своей воли и предался в полное послушание Божьему повелению. Ты всегда и всюду с тех пор являешь образец смиренного послушания, и сейчас Божий Промысл направил твои стопы в этот обнищавший храм, к этому духовно изголодавшемуся народу, чтобы ты окормил эту ниву Христову. Возлюби ее и возрасти ее! – сказал архиепископ Иоанн.

Владыка преподнес старцу награду от Святейшего Патриарха Алексия – палицу. Смиренный старец ничего не сказал в ответ. Опустив голову, он мысленно молился, воздавая хвалу Богу, Божией Матери и всем святым. Он молился уже и за свою новую паству, которая действительно была без окормления.

Кладбищенский храм во имя Казанской Божией Матери, единственный в городе, был действительно обнищалым, запущенным, нуждавшимся в заботливом отеческом попечении. И старец со всем усердием приступил к труду по восстановлению храма.

Духовные чада его узнали дорогу и в Великие Луки. Они стали съезжаться сюда, к дорогому отцу, и были первыми участниками его благотворительных работ. Кто чем мог, помогали они ему в деле восстановления храма.

Старцу и здесь пришлось вынести много скорбей и нападок. Денег на капитальный ремонт не было, священнослужители, снедаемые завистью, смотрели на него как на своего врага, а мастера требовали баснословной платы.

Все необходимое для ремонта отец Савва доставал чудесным образом. Он с верой и надеждой молился Господу, и все нужное привозили прямо к церкви.

Однажды местные городские власти прислали комиссию, чтобы проверить, законным ли путем достают строительный материал. Все оказалось оформлено как должно. Члены комиссии были очень удивлены этим:

– Как вы достаете строительный материал? Мы не можем ничего достать для строительства школы, а вы так быстро делаете ремонт.

Отец Савва ответил:

– Я молюсь, и Бог все посылает.

– Помолитесь, чтобы Он и нам послал стройматериалы…

Несмотря на все трудности, с помощью Самой Царицы Небесной в самое короткое время (за два месяца) храм был капитально отремонтирован, отреставрирована живопись внутри храма, даже внешние стены и входные кладбищенские врата украсились живописью. Чудотворная икона Казанской Божией Матери преобразилась в новой белой бисерной ризе, и взор Ее, приветливо зовущий и ласкающий, умилял сердца молящихся.

Новая паства увидела в лице настоятеля доброго пастыря – молитвенника и попечителя. Умножилось число прихожан, и небольшой храм не вмещал уже всех богомольцев. Многие жители города стали истинными почитателями старца, влились в его духовную семью и во все последующие годы не отходили от него.

Одна из духовных чад его рассказывает:

– Мне пришлось побывать в Великих Луках, много хорошего я слышала об отце Савве от местных жителей. Его святыми молитвами они воспрянули от духовной спячки. Кто состоял в браке без благословения церковного – венчались, некрещеные крестились, давно не причащавшиеся исповедывались и причащались.

В Великих Луках старцу пришлось испытать на себе две крайности человеческого отношения: со стороны одних – превозношение и славу, а со стороны других – лютую ненависть. Здесь были даже неоднократные покушения на его жизнь. Вечером и ночью небезопасно ему было ходить одному. Духовные чада вынуждены были сопровождать его.

Выполнив послушание в Великих Луках, отец Савва возвратился в свою обитель. Но вскоре ему опять пришлось удалиться: владыка перевел его в древний Псковский храм с двумя престолами: святителя Николая Чудотворца и преподобного Варлаама Хутынского. И здесь с помощью Божией и Царицы Небесной храм был скоро отреставрирован и благолепно украшен. Ревностным Богослужением и пламенным словом духовного наставления старец привлек многих прихожан, и они неленостно стали посещать храм. И даже восстающие на него, которые вначале причиняли старцу много скорбей, устыдились, осознали свой грех и просили у него прощения. Отец Савва и здесь оказался под покровом Самой Владычицы, благодарил и славил Ее и усердно молился Ей. Все упование он возлагал на Пречистую. Он всегда говорил, что более совершенный путь в Царство Небесное – ходатайство Матери Божией к Своему Сыну за нас, грешных. Своих чад он благословлял выполнять «Богородичное правило»: 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся…» с тропарями на особые случаи из жизни Пречистой Владычицы. Всем он велел приносить архангельское приветствие Богородице. Особенно у маленьких детей, бывало, спросит:

– А «Богородицу» знаешь?

– Знаю, – пролепечет малыш.

– А ну-ка, прочитай!

В этом храме старец устроил два клироса и антифонное пение, а по воскресным дням стали выносить на середину храма особо чтимую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и во время вечернего богослужения пели нараспев Ей акафист.

Выполнив послушание по восстановлению храмов, отец вернулся в Псково-Печерскую обитель – но не больше, чем на год. Ему предстояло понести новое испытание: владыка благословил отца Савву на новое послушание в село Палицы Псковской епархии, в 30 километрах от Пскова, неподалеку откуда некогда подвизался преподобный Савва Крыпетский. Здесь храму великомученика Георгия грозила опасность закрытия. Но и здесь Господь помог старцу сделать все необходимое, чтобы этого не случилось, за что ему была вручена архиерейская грамота.

С первых дней он принялся здесь за Божие дело, несмотря на плохое состояние здоровья. Трудно приходилось ему. Средств не было, а сделать ремонт надо.

– Помолимся! – предложит, бывало, батюшка.

В тот же день везет шофер машину цемента:

– Приказали отвезти цемент на стройку, а там отказались. Может, вам пригодится?

Среди прихожан нашлись рабочие, и вместе с духовными чадами они закончили ремонт храма в короткое время. Духовная жизнь и здесь ожила, однако служить старцу было тяжело. В храме он был один, если не считать старого больного псаломщика. Но утешительно было для него то, что в людях сохранилась вера. Место это было благодатное, как говорится, намоленное. Старец полюбил свою новую паству и однажды сказал:

– Мои прихожане все – подвижники, молятся усердно, со слезами.

Как всегда, отец Савва радовался каждому случаю помочь ближнему. Часто бывало: не успеет он немного подкрепить себя пищею, а у дома уже стоит повозка, просят причастить больного. И он тут же, не притронувшись к еде, отправляется на требу. Как отрадно было смотреть на старца, который, несмотря на усталость, бодро спешил оказать помощь нуждающемуся! И даже своим врагам он старался делать только добро.

Однажды мы были у батюшки. Он знал, что в это время мимо его дома должен пройти человек, который не только не уважает его, но даже враждебно настроен.

– Выйду на крылечко и поприветствую его, – сказал отец Савва.

Потом приходит и рассказывает:

– Проходит он мимо, я поклонился ему и поприветствовал, а он отвернулся, но на той стороне храм. – И, перекрестившись, весело добавил: – Слава Богу! От меня отвернулся, а к храму повернулся.

Народ, видя его усердные труды и пастырскую заботу о себе, потянулся в храм. Ожил приход, а этого-то и добивался старец. Церковная община окрепла, миновала опасность закрытия храма.

Исполнив и это послушание, окрепший духом в тяжелых испытаниях, но с подорванным здоровьем, отец Савва вернулся в свой монастырь, но вскоре (1960 г.) вынужден был лечь в больницу.

Сколько слезных молений было вознесено ко Господу и Матери Божией его чадами! Сколько заказных литургий и молебнов было отслужено о его здравии! Все боялись рокового исхода. Но, по милости Божией, все обошлось благополучно. Здоровье мало-помалу восстановилось, и старец радовался, что дал ему Господь возможность еще потрудиться во славу Его имени и Матери Божией для спасения ближних.

Но дух злобы, попущением Божиим, не переставал причинять старцу-игумену различные скорби. Лукавый внушил некоторым, что отец Савва не по уставу совершает Богослужение. Наместник монастыря назвал его даже еретиком и отстранил от совершения треб и Богослужений. Без всякой причины и без ведома архиерея он угрожал старцу, что уберет его из монастыря. Старец же говорил духовным чадам о себе, что не служит по болезни. На него наложена была епитимия, запрещающая ему беседовать с богомольцами и благословлять их. Его даже перевели в другую келлию – угловую, холодную, с окнами, выходящими на хозяйственный двор.

Отец Савва безропотно терпел напраслины, клевету, притеснения, все переносил благодушно и молился.

На явное запрещение беседовать с богомольцами, которые жаждали его слова утешения, кроткий и незлобивый старец отвечал:

– Среди них много больных недугами душевными и телесными, страдания которых – исключительно наказание Господа за их тяжкие грехи. Господь привел их сюда для раскаяния, чтобы их вразумили и наставили. Как же можно их оттолкнуть и не утешить?! Христос заповедал нам скорбеть о грешнике и спасать его, а не губить!

Старец был тверд в своих действиях. Его не пугали угрозы, он не мог быть холодным, черствым, не замечающим чужого горя. Гнать от себя пришедших к нему за духовной помощью и утешением запрещала ему совесть, ибо он всегда помнил свое назначение.

– Ведь я к себе никого не зову! Этот простой, нерадивый народ погибает исключительно от своей темноты, и многие из них нуждаются в духовной помощи и руководстве. Кто же ободрит, утешит их? Если мы их не примем, оттолкнем, тогда и Господь нам скажет: «Не вем вас». Как же я оставлю духовных чад, за которых буду держать ответ пред Богом?

Однако теперь он старался утешать народ тайно, незаметно. На ходу скажет скорбящему слово утешения или вразумления в ответ на его мысленные вопросы и тут же проходит мимо, почти не останавливаясь. И поражался скорбящий: как провидел старец его душу?! Краткое батюшкино слово было так действенно и утешительно для человека, что в одно мгновение выводило его из состояния уныния и печали и он окрылялся верою и надеждою на спасение, находил выход из затруднительного положения.

Некоторые из насельников святой обители даже на духовных чад старца смотрели косо, с неудовольствием.

– Надоели одни и те же паломники! – с раздражением говорили они.

Желая помолиться вместе с духовным отцом, его чада во множестве съезжались в обитель к очередной служебной неделе отца Саввы, но его очередь стали нарушать, так что батюшка и сам не знал наперед, когда будет служить. По козням лукавого все делалось так, чтобы разобщить пастыря и словесных овец. Старец скорбел, видя, как унывали чада, и старался утешить их, как мог.

Отцу Савве, подвижнику с внутренним, умно-сердечным деланием, с даром Божественной благодати, нападки духа злобы не только не вредили, но еще сильнее укрепляли и духовно закаляли его. Он не прекращал общения с народом, и народ радовался этому, вознося Господу хвалу и благодарение за Его великую милость.

Архиерей узнал о беззакониях наместника, отменил его указания и восстановил права старца. Наместник же за свое нечестие получил от Господа серьезное испытание (тяжело заболел). Тогда он вызвал отца Савву, попросил у него прощения и пособоровался.

Злоба постепенно стала утихать. После этого старец стал ревностно настаивать, чтобы в обители была возобновлена древняя традиция – чин Неусыпаемой Псалтири.

Настоятель обители благословил, а Святейший Патриарх Алексий утвердил возобновить чин Неусыпаемой Псалтири. Отцу Савве дали дополнительное послушание – руководить этим чтением. Он с радостью принимает это послушание как благословение Самой Царицы Небесной. С Божией помощью при участии некоторых духовных лиц отец написал «Уставные особенности чтения Неусыпаемой Псалтири».

Старец тщательно следил за тем, чтобы не было промежутков между ежечасными сменами, чтобы Псалтирь читалась непрерывно – неусыпно. Если же кто-то из братии по какой-либо причине не являлся на свой час, отец Савва заменял его сам.

Старцу разрешено было совершать Богослужения, говорить проповеди, исповедывать. Но скорби, напраслины, клевета и всевозможные искушения отразились на его здоровье, его телесные силы с каждым днем слабели. Он старался не показывать вида, что болеет, только чаще стал просить всех молиться за него. Он с удивительным спокойствием ожидал приближение своей кончины. По благословению архиерея отец Савва давно уже приготовил для себя место в Богом зданных пещерах, но однажды ему предложили уступить приготовленное место для погребения умершего схимника, а другое место для себя готовить не разрешили.

Старец стал часто говорить о смерти, все упование возлагая на Пресвятую Владычицу Богородицу. Чада просили старца молиться за них, чтобы Господь не отлучил их от него в будущей жизни.

– Если обрящу дерзновение, то буду молить Господа,– отвечал он.– А вы будьте всегда просты, незлобивы, искренни: простота и искренность приятны Богу. Подавайте милостыню, молитесь, кайтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн. Читайте чаще Евангелие, в нем все написано сладостно для сердца и научает смирению, а смирение истребляет все страсти и привлекает в душу благодать Божию. В этом и заключается спасение. Но не забывайте, что враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Берегитесь осуждать ближнего, а чтобы не впасть в искушение, не присматривайтесь к чужим поступкам. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна для не готовых, не научившихся христианской любви.

По милости Божией, по ходатайству Царицы Небесной и по усердным молитвам духовных чад совершилось чудо: отец Савва стал быстро поправляться.

Заботливое попечение о здоровье игумена Саввы проявлял владыка, архиепископ Иоанн. Он всегда справлялся о его самочувствии, давал путевки на климатолечение в Грузию, несмотря на протесты со стороны монастырского начальства. В стране Иверской – втором уделе Матери Божией – старец находил теплый приют и заботу духовных чад, которых и там было много. Проездом же на юг он неоднократно посещал Овручскую Свято-Васильевскую женскую обитель (Житомирская область), о которой имел особое духовное попечение по благословению архиереев Псковского и Житомирского. Среди ее насельниц было много его духовных чад, некоторые из них были направлены сюда самим старцем. Проездом на юг он неоднократно посещал эту обитель.

Впервые он побывал здесь в 1953 году перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обитель тогда только что открылась и была в крайней бедности в духовном и материальном отношении. Монастырь был выстроен на месте разоренного идольского капища, поэтому злой дух очень сильно мстил и строил всевозможные козни и пакости насельницам. Надо было иметь большую силу воли и духовную мудрость, чтобы отражать злую силу.

По прибытии в обитель отец Савва отслужил молебен и тщательно окропил святой водой всех и все. Он горячо молился о том, чтобы Господь помог возродить, поднять, возобновить ее во всех отношениях. Утешая и ободряя сестер, старец сказал игумении Лукии, что святая обитель благодатию Божиею должна возродиться, а казначее Анастасии предсказал ее будущее игуменство, что и сбылось после перевода игумении Лукии в другую обитель.

Года через два (к моменту его вторичного посещения) обитель уже имела другой вид: умножилось число сестер, развилось рукоделие, наладились полевые работы, и на всех участках достаточно было рабочих рук. Укрепился и молитвенный дух среди сестер, улучшилось пение, стали петь на два клироса. В обитель отовсюду стали приезжать богомольцы, много было пожертвований от благодетелей.

Много душеспасительных советов и наставлений давал старец игумении и сестрам. Он учил их, как легче приобрести навык в творении непрестанной Иисусовой молитвы, воспитывал в них смирение, безропотное и безоговорочное послушание, бдительность. Сестры этой обители в то время отличались простотой, нестяжательностью и чутким отношением друг к другу.

Сбылось предсказание старца о том, что игумения в обители будет другая. В этот его приезд управляла обителью игумения Анастасия, а игумения Лукия была переведена в другой монастырь. Надо заметить, что новая игумения неохотно приступила к великому, святому делу. Старец наставлял ее, как руководить сестрами, но игумения Анастасия тяготилась своими обязанностями, считая себя недостойной звания игумении, и потому теряла благодатную силу.

Еще при первом посещении обители отец Савва обнаружил на хорах древний образ Божией Матери «Знамение» в крайне запущенном состоянии. Он взял этот образ с собой, реставрировал его и прислал обратно с наказом, чтобы этот образ особо чтили и раз в неделю (по четвергам) читали перед ним акафист Пресвятой Богородице.

Ровно через год старец опять (уже в третий раз) проездом посетил Овручскую женскую обитель. Он был очень огорчен поведением игумении, которая по-прежнему не признавала своего назначения, не носила игуменской одежды и игуменского креста, не стояла на своем игуменском месте и никого не благословляла как мать-настоятельница, по ложному смирению считая себя недостойной. От этого стала расстраиваться духовная жизнь сестер. Акафист Божией Матери до сих пор не читали, жили нерадиво.

С болью в сердце батюшка просил:

– Возлюбленные! Живите благочестиво. Если вы не примете на себя надлежащий подвиг монашеской жизни, обитель закроется.

Вскоре предсказание старца сбылось. В Овручском монастыре свили гнездо те, кто ускорили падение обители. Монастырь закрыли.

Некоторые сестры перешли в другие обители, другие подвизались в миру, строго выполняя иноческие обеты, молитвенные правила и неся послушания, назначенные старцем.

С первых же дней пребывания в Иверии начиналась его деятельная духовная жизнь. Не считая того, что с утра до позднего вечера к нему тянулась вереница людей, жаждавших его благословения и духовной поддержки, старец поставил себе целью сделать здесь много полезного для Церкви Христовой. Он очень скорбел о забытом и утерянном месте, где когда-то была обретена в третий раз глава святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Своей задачей отец Савва поставил отыскать в Команских горах это святое место.

Горы Команы находятся в нескольких километрах от Сухуми. Святое место никем не посещалось десятки лет и было всеми забыто и утеряно. Отец благословил двух своих духовных чад найти его. Две недели они бродили в горах, терпя голод и жажду, зной и ночную прохладу, и, по молитвам старца, нашли это место. Достоверность находки удалось подтвердить у одного старейшего местного жителя:

– Все так, как вы рассказываете,– сказал он.– А над скалой, где была сокрыта глава Иоанна Крестителя, на вершине горы стояла часовня.

И действительно, сохранились остатки этой часовни. Когда отец Савва в сопровождении своих духовных чад в первый раз пошел к этому месту, то всю дорогу над ними пела птица. Замолчала она только тогда, когда они пришли к цели. Путь туда шел вдоль крутого склона горы, а место, где хранилась святая глава Пророка, представляет собой большую, в рост человека, нишу в отвесной белой каменной скале и имеет форму огромной головы, лежащей на блюде. Можно было отчетливо увидеть на камне глаза, нос, подбородок. Кроме того, в «большой голове» внизу, у подбородка, выделялась «малая голова» величиной с обычную человеческую голову. Увидев все это воочию и чувствуя сердцем верность находки, отец Савва отслужил молебен и благословил одну из чад написать икону главы Иоанна Крестителя. Эта икона была приклеена в нише в правом верхнем углу. После этого сюда потянулся поток паломников и святое место стало предметом общего поклонения. Радовался старец и благодарил Бога и своих духовных чад, что они помогли ему в этом святом деле.

Побывал батюшка и в высокогорном местечке Псху (за перевалом), куда можно проникнуть только на вертолете. Это бывшее монашеское селение, где насчитывалось раньше до семидесяти церквей. Оно расположено в живописной долине, окруженной лесистыми горами. Неподалеку есть необыкновенные, таинственные горы: «Монашеская скуфья», «Серебряная» и «Святая», с которой стекают 12 источников прохладной целебной воды. На Пасху отсюда слышится колокольный звон. Местные жители часто ходят на эту гору за святой водой.

В Псху тоже есть духовные чада отца Саввы. Но, к великому сожалению, здесь не сохранилось ни одной церкви. У старца возникла мысль: открыть здесь храм. Епископ Абхазский и Сухумский Роман дал согласие и обещал направить туда священнослужителя. Нужно было только желание жителей поселка, которые должны были написать прошение епископу об открытии храма. И вот батюшка благословил.своих духовных чад слетать в Псху для оформления дела. Ждать пришлось недолго. В два дня было оформлено заявление, подписей оказалось больше чем достаточно. Народ радовался такой заботе о них, а один из жителей отдавал свой дом под храм. Прошение передали владыке. Таким образом, перед отъездом отца Саввы и.это доброе дело было практически решено. Уезжая, он просил своих чад содействовать открытию храма, а одну из них – быть там псаломщицей.

Побывав на Новом Афоне, старец узнал об открытии Иверских пещер. Попасть туда можно было лишь по веревочной лестнице через единственный вход – узкий отвесный колодец. Вместе с исследовательской экспедицией по благословению и молитвам батюшки одна из его чад спустилась на дно этой пропасти, где пробыла двое суток и получила исцеление от болезни (прекратились кашель и боль в груди). Она преподнесла отцу подарок – чудный прозрачный хрусталь из пещеры.

В Сухуми было положено начало чтению Неусыпаемой Псалтири среди духовных чад схиигумена Саввы. Было составлено расписание – кто, в какой час по московскому времени и какую кафизму будет читать. Список начался с сухумских чад, а через несколько недель в расписание включились другие чада из разных городов и селений. В оставшиеся часы батюшка благословил читать 9, 17, 18 и 1-ю кафизмы повторно. При этом он просил:

– Только заполняйте чтением весь свой час: не запаздывайте и не кончайте раньше ни на пять минут, ни на две минуты, чтобы свеча молитвы не угасала, чтобы вы передавали ее из рук в руки горящею. Если остается время, читайте еще псалом 82 – за сохранение Церкви, обители; псалом 34 – за свое благополучие; псалом 139 – от нападения врагов. Читайте Евангелие от Иоанна – соответствующую своей кафизме главу, но никогда не кончайте чтение раньше положенного времени. Какова премудрость Божия! – восхищенно продолжал батюшка: – Наша земля, она ведь как неугасимая кадильница! Здесь заканчивается обедня, а где-то только зажигают лампадочки, приступают к службе, а еще где-то поют «Се, Жених грядет в полунощи». Значит, молитва на земле никогда не прекращается! Вот и мы должны составить свою неумолкающую молитву – Неусыпаемую Псалтирь!

– Однажды, – рассказывал отец Савва, – одна старица мне говорит: «Как важно хотя бы один раз в год прочитать Псалтирь!» В недоумении я размышлял: «Читал я Псалтирь и до монашества и теперь читаю. Так как же еще читать?» С молитвой стал просить у Господа вразумления – прочитать хотя бы один раз так, как сказала старица. И вот стал так осмысленно читать Псалтирь и читал ее целый год. Вот и получилось по слову старицы.

На обратном пути из Грузии батюшка посетил могилу своего старца-наставника епископа Вениамина Саратовского. Панихиду об упокоении он отслужил на дому у духовных чад, так как на кладбище это не разрешалось делать. В это время начальство монастыря прислало телеграмму в Сухуми, чтобы отец Савва срочно вернулся в обитель, иначе будет исключен из числа братии. Телеграмма не застала старца, но он, провидя духом, вернулся в монастырь раньше срока, как и было указано в телеграмме. Все обошлось благополучно, и старец остался в числе братии. Как радовались духовные чада его возвращению! Старец заметно окреп, силы его восстановились, и он радостно говорил:

– Я еще, Бог даст, поживу.

В последние годы своей жизни батюшка несколько раз находился на стационарном лечении в больнице. Врачи поражались его мужеству и терпению и самую жизнь его признавали чудом, свидетельствуя о том, что с таким количеством болезней, как у него, человек жить не может.

Он очень тяжело перенес болезнь Боткина (желтуху), уже ощущал приближение смерти, но в самый критический момент Господь сотворил чудо: он получил исцеление и вместо положенных сорока дней находился в больнице лишь двадцать дней.

У него были гипертония, эмфизема легких, диабет, тромбофлебит, гайморит, грыжа, глаукома. Из-за глаукомы ему пришлось перенести сложную операцию. И в этот раз Господь сотворил над ним чудо. Погода в то время была сырая и холодная, и во время поездки на операцию батюшка сильно простудился. Хронический кашель усилился и был почти беспрерывным. При кашле операцию на глазах делать нельзя, но и откладывать ее было тоже невозможно – катастрофически быстро надвигалась слепота. С глубоким упованием на милосердие Божие отец Савва избрал операцию, хотя врачи не гарантировали благополучного исхода. И – о чудо! – во время операции и в послеоперационный период почти не было позывов на кашель. Операция прошла благополучно.

Провидя смятение духовных чад, которые жили в неведении о состоянии его здоровья, и желая их ободрить, старец продиктовал для них краткое письмо в стихотворной форме:

Кто предался воле Божьей

Сердцем и душой,

Тот нашел себе навеки

Внутренний покой.

Он постиг, что Ум Великий

Правит миром сим

И ничто во всей вселенной

Не забыто Им.

Где бы ни появлялся старец, с кем бы он ни беседовал, везде оставались следы воздействия благодати Божией на сердца человеческие по его святым молитвам. Люди перерождались, находили истинную цель жизни и истинное счастье на земле, ибо земля для них становилась небом. Радуясь своему перерождению, они благодарили своего благодетеля и славили Господа за Его неизреченную милость к ним. Старец воплотил в жизнь слова Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небеcех» (Мф. 5, 16).

Савва (Остапенко)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Савва. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остапенко.

Схиигумен Савва

Имя при рождении

Николай Михайлович Остапенко

Дата рождения

23 ноября (5 декабря) 1898

Место рождения

станица Новоминская, Ейский отдел, Кубанская область, Российская империя (ныне: Каневской район, Краснодарский край, Россия)

Дата смерти

27 июля 1980 (81 год)

Место смерти

  • Псково-Печерский монастырь, СССР

Страна

  • Российская империя
  • СССР

Род деятельности

священнослужитель, старец

Отец

Михаил Остапенко

Мать

Екатерина Остапенко

Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 11 ноября 1898, в день памяти Иоанна Милостивого, станица Новоминская, Ейский отдел, Кубанская область — 27 июля 1980, Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской православной церкви, духовный писатель, насельник Псково-Печерского монастыря. Почитается в православной среде как старец.

Биография

Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно в связи с началом Первой мировой войны призван в армию .

С 1917 года служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.

До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году — окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

Схиигумен Савва (Остапенко)

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.

В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:

  1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.
  2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.
  3. Быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.
  4. Нести крест благодушно.

Переводится в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, в котором, впоследствии принимает великую схиму.

Скончался (14) 27 июля 1980 году, был похоронен в пещерах при большом стечении народа.

Духовные сочинения

  • Прими от меня искренний совет. Изд. М.: Елеон. 1999. ISBN 978-966-302-922-1, Изд. Неугасимая лампада. 2013. ISBN 978-5-904268-72-5
  • Бисер духовный. Схиигумен Савва. Изд. Ковчег. 2007. ISBN 5-94741-041-1
  • Слезы покаяния. Изд. Неугасимая лампада. 2007
  • В дополнение к общему молитвослову. Изд. Сатисъ. 2010. ISBN 5-4056-5308-6
  • Пути спасения. Изд. Неугасимая лампада. 2007
  • Полное собрание проповедей и поучений. В 2-х томах. Изд. Артос-Медиа. 2009 ISBN 5-9946-0042-9, ISBN 5-9946-0042-9
  • Семена слова для нивы Божией. Изд. Артос-Медиа. 2009 ISBN 978-5-9946-0079-5
  • Семена сатаны и Любовь Христова. Артос-Медиа. 2009
  • О главных христианских добродетелях и гордости. Изд. Сатисъ. 2011. ISBN 5-4056-5308-6
  • Плоды истинного покаяния. Изд. Артос-Медиа. 2009. ISBN 978-5-9946-0027-6, Изд. Неугасимая лампада. 2013. ISBN 978-5-9946-0235-5
  • Зажги свечу в своей душе. Изд. Артос-Медиа. 2010. ISBN 978-5-9946-0127-3
  • Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко). Изд. Сретенского монастыря. Москва. 2010 ISBN 978-5-7533-0383-7
  • Алфавит духовный. Изд. Братство святого апостола Иоанна Богослова. 2010. ISBN 978-5-89424-064-0
  • Опыт построения истинного миросозерцания. Изд. Православный паломник. 2010. ISBN 5-88060-163-3
  • Искусство жить. Изд. Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова. 2011. ISBN 978-5-89424-078-7
  • О Божественной литургии. Изд. Сатисъ. 2011. ISBN 978-5-7868-0010-5
  • Земной путь к Богу. Изд. Артос-Медиа. 2010. ISBN 978-5-9946-0059-7

Примечания

  • Псково-Печерский патерик. Схиигумен Савва (Остапенко)
  • Рафаил (Карелин), архим. Схиигумен Савва (Остапенко).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *