В осеева бабка

«Волшебное слово» – это поучительный рассказ, который показывает, как важно быть вежливым и внимательным с людьми. Всего одно «волшебное» слово способно творить настоящие чудеса!

Краткое содержание «Волшебное слово” для читательского дневника

ФИО автора: Осеева Валентина Александровна

Название: «Волшебное слово»

Число страниц: 18. Осеева В. А. «Волшебное слово. Издательство «Детская литература». 1983 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Главные герои

Павлик – грубый, невоспитанный мальчик.

Лена – сестра Павлика, добрая и отзывчивая девочка.

Старший брат Павлика – взрослый мальчик, который ценит волшебные слова.

Бабушка – добрая женщина с большим любящим сердцем.

Старичок – волшебник, знающий тайну волшебных слов.

Сюжет

В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.

Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот, в свою очередь, сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.

Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.

Павлику очень понравилось, как волшебное слово влияет на людей. Он пошел в кухню, посмотрел в доброе бабушкино лицо и тихим голосом попросил пирожок, добавив «пожалуйста». И снова произошло чудо – бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.

Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.

План пересказа

  1. Встреча в парке.
  2. Разговор по душам.
  3. Старичок раскрывает тайну волшебного слова.
  4. Павлик решает проверить силу слова.
  5. Лена, бабушка и старший брат идут навстречу Павлику.
  6. Павлик хочет поблагодарить старичка, но того уже нет в парке.

Главная мысль

Хорошие отношения невозможны без вежливости.

Чему учит

Рассказ учит тому, чтобы быть вежливым не только с незнакомыми людьми, но с членами своей семьи.

Отзыв

Вежливость помогает решать многие проблемы, и «волшебные» слова нужно говорить как можно чаще. Хорошо воспитанный вежливый человек гораздо быстрее добьется своего, чем грубиян.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Волшебное слово.

Пословицы

  • На добрый привет, добрый ответ.
  • Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Доброе слово железные ворота отопрет.
  • Великое слово – пожалуйста.

Цели:

  1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой «Бабка”;
  2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Включается музыка (мелодия «Одинокий пастух”).

2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой «Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Приложение 1.

Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа «Бабка” (краткий пересказ).

Обсуждение содержания:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
  3. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
  4. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
  5. Почему вы так решили? (Много морщин.)
  6. О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
  7. Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
  8. А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
  9. Как выдумаете, почему?
  10. А как вы называете своих бабушек, значит и про вашу бабушку тоже говорится в этом рассказе!

Отношение к бабке её домашних.

· Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)

Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

– Отношение к бабке Борьки

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Поговорим о ней поподробнее.

  • Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
  • А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
  • Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова («Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

· Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)

Физминутка

Анализ заключительной части рассказа.

  • Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте стр. 4
  • Что осталось? (Шкатулка.)
  • Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
  • Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
  • Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
  • Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

«Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька. Включается презентация: на каждом слайде фото бабушки с подписью из сочинений, учащиеся сами читают о своих бабушках.

Cлово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать прости. После этих слво включается музыка

Последний слад стихотворение, читает учитель наизусть, а дети зажигают свечи.

Частичкой солнца на столе свеча пылает,
Неся в мир этот свет и теплоту;
Своим сияньем словно призывает
Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами,
Тепло души своей смогли мы донести,
Дарить любовь, заботу и вниманье
И вовремя успеть сказать «Прости!”

Ребята, вы все молодцы за участие на уроке я поставлю всем отличные оценки. И ваше домашнее задание. Я предлагаю вам написать свое маленькое продолжение рассказа, мне кажется, что автор что-то недосказал. А вы как думаете? Напишите свой ответ.

Тест для 5 класса по рассказу В. Осеевой «Бабка».

Начало формы

1. Как выглядела бабка?

∆ в нарядной кофточке с цветочками

□ в старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой

○ в халате и цветном платке

2. Где спала бабка?

∆ на печке

□ в кровати

○ на сундуке

3. Чем занималась бабка в отсутствии семьи?

∆ хозяйничала по дому

□ спала или шила

○ отдыхала и читала книги

4. Как звали внука у бабки?

∆ Ванька

□ Борька

○ Мишка

5. Когда мальчик чувствовал, что бабка близкий ему человек?

∆ когда они разговаривали перед сном

□ когда она его жалела

○ когда он приходил после школы и рассказывал бабке об уроках и товарищах

6. Какие три трудные вещи в жизни наказывала не забывать бабка?

∆ читать, писать, решать

□ богу молиться, долги платить да родителей кормить

○ жить-поживать да добра наживать

7. Какие буквы никак не давались бабке на письме?

∆ ш, т

□ а, я

○ щ, д

8. Как повлиял на мальчика разговор с товарищем?

∆ он стал нервным и раздражительным

□ разговор никак не повлиял на него

○ он стал заботиться о бабушке и проявлять больше внимания

9. Как воспринял Борька смерть бабушки?

∆ плакал и вздыхал

□ испугался

○ рассердился

10. Что лежало на самом дне сундука?

∆ рыжий башмачок

□ тряпки

○ шкатулка

11. Что было написано на пакетике с леденцами, перевязанным красной ленточкой?

∆ внуку моему Борюшке

□ моим дорогим родственникам

○ моей дочери

12. Что произошло в душе мальчика, когда он получил последний бабушкин подарок?

∆ он обрадовался

□ ему было жалко бабушку и стыдно за своё отношение к ней

○ ему было обидно и неприятно

13. Чему учит нас этот рассказ?

∆ учит перекладывать ответственность на других, и не искать решение проблемы самому

□ учит бережному отношению к животным

○ учит нас быть добрыми, милосердными и отзывчивыми людьми

Тест по рассказу В. Осеевой «Бабка»

Тест по чтению

Ф.И.

1 □

8 ○

2 ○

9 □

3 ∆

10 ○

4 □

11 ∆

5 ○

12 □

6 □

13 ○

7 ∆

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Тест по чтению

Ф.И.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *