В сельской школе

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 1 (17) (spring 2017)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век

научный электронный журнал

ПЕТРОЗАВОДСКИМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Издатель

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

I I U U U

Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК

Выпуск 1 (17). Spring 2017

Редакционная коллегия

О.Грауманн Е. В. Игнатович

B. В. Сериков

C. В. Сигова

И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима

Главный редактор

И. А. Колесникова

Редакционный совет

Служба поддержки

А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова

Н. И. Токко Е. И. Соколова

ISSN 2308-7234

Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014

Адрес редакции

185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а

Электронная почта: LLL21@petrsu.ru

© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371; 373.1

ЕФЛОВА Зинаида Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ (Петрозаводск)

zeflova@onego. ru

ОБ АКТУЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА»

Аннотация: в статье аргументируется необходимость научного обоснования понятия «малокомплектная школа» как особо актуального для российской педагогической теории и образовательной практики, как обеспечивающего непрерывность и устойчивость современной отечественной системы образования, особенно реализуемого в условиях сельской местности. Отсутствие определения данного термина и таких понятий, как «малочисленность», «класс-комплект» и других, их легализации на научном и нормативно-правовом уровнях приводит к разрывам системы образования, к таким последствиям, как филиализация и повсеместное закрытие малочисленных образовательных организаций, в итоге — к нарушению прав сельского ребенка на непрерывное доступное качественное образование. Выделяются формальные и неформальные (сущностные) признаки малокомплектных образовательных организаций. Признавая малочисленность состава обучающихся как основной признак-обстоятельство, приводящее к малокомплектности, автор настаивает, что ее важнейшими показателями являются педагогические и организационно-педагогические характеристики. Сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных.

Ключевые слова: малокомплектная образовательная организация (школа), малочисленность образовательной организации, формальные и неформальные признаки образования, педагогические и организационно-педагогические особенности образования.

Eflova Z.

THE RELEVANCE OF DEFINITION OF «UNGRADED SCHOOL»

Среди многих терминов из области образования есть такие, которые давно и повсеместно употребляются в российской педагогической науке и практике, широко используются как профессионалами, так и обычными людьми. К таким относится понятие «малокомплектная школа», или, согласно современной терминологии, «малокомплектная образовательная организация». Обычно его связывают со школой, немногочисленной по составу обучающихся и обучающих, чаще всего располагающейся в сельской (негородской) местности, отдаленной от экономических и культурных центров.

Данные статистики иллюстрируют, что таких школ в России по-прежнему немало: почти 70 % от общего количества сельских школ, которые составляют более 60 %, то есть большую часть отечественной системы общего образования. По данным показателям система общего образования Республики Карелия не является исключением. Из 224 общеобразовательных организаций (ОО) региона 117 (52 % от общего количества ОО) — сельские, из них более 90 (77 % от количества сельских ОО) — малочисленные, а в официальный республиканский перечень малокомплектных школ на настоящий момент включены 48 сельских образовательных организаций (41 % от количества сельских ОО).

Оформление содержания понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» в настоящее время является острой научной, социальной, политической, управленческой проблемой, нерешенность которой приводит к неоднозначным последствиям дальнего социального действия — судеб сельских детей, сельской школы, сельских территорий. Понятие «малокомплектная образовательная организация» в сочетании с признаком — «расположение в сельских населенных пунктах» — присутствует в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), но в глоссарий этого документа оно не включено, в какой-то мере может быть выведено из его контекста. Пункт 4 статьи 99 ФЗ предопределяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации самим определить малокомплектные образовательные организации, «исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся». Как видим, педагогические и организационные характеристики-особенности такой образовательной организации здесь не представлены.

Отсутствие определенности и свобода интерпретации понятия становятся основаниями для различных и не всегда адекватных управленческих решений в отношении сохранения, поддержки, развития образования в сельской (негородской) местности на обширных пространствах нашей страны. Нарушается устойчивость системы на уровне ее первичного звена — сельской школы. Становятся возможными разрывы в обеспечении непрерывности образования для многих сельских детей, причем на старте их вхождения с систему.

Среди признаков понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» можно выделить формальные и неформальные, внешние и внутренние, первичные и вторичные. Главное, с нашей точки зрения, следует выявлять

и ориентироваться на сущностные, а именно педагогические и организационно -педагогические признаки-характеристики, отличающие малокомплектную школу от других видов образовательных организаций. Однако на практике дело обстоит иначе.

Формальные признаки малокомплектной школы. Очевидно, что малокомплектная — это, прежде всего, когда мало школьных классов, объединяющих детей одного возраста и обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану, то есть их меньше, чем в обычной школе, где от 1-го до 11-го хотя бы по одному классу на параллели. Причина меньшего относительно привычного количества классов понятна: на многих сельских территориях и в поселениях, в связи с социально-экономическими, демографическими проблемами, миграционными процессами, мало детей одного возраста. Малокомплектная школа всегда малочисленная, но не всякая малочисленная — малокомплектная.

Не так давно существовала норма количества обучающихся в классе — 25 человек. Исходя из нее, можно было предположить, какие образовательные учреждения следовало относить к малочисленным. Таковой можно было считать школу, в которой обучалось: менее 100 школьников (4 класса) на начальной; менее 125 (5 классов) на основной, менее 50 (2 класса) на старшей ступени общего образования. Согласно действующим СанПин в редакции 24.11.2015, количество обучающихся в классе определяется из расчета соблюдения нормы площади на одного человека. Таким образом, единого норматива на количество обучающихся в классе не существует и категорию малочисленных школ обозначить нельзя.

Последнее десятилетие система отечественного образования функционирует в условиях нормативно-подушевого финансирования. Экономисты, на основе наличного количества обучающихся, делают расчеты по обеспечению образовательных организаций региона и муниципалитетов. В малочисленные, тем более в малокомплектные, средств поступает явно недостаточно для реализации условий федеральных стандартов и требований СанПиН. Доминирующий «экономический» подход к обеспечению образования подводит многие региональные и муниципальные власти к неоднозначным управленческим решениям об оптимизации, часто о ликвидации экономически затратных, «неэффективных» образовательных организаций. Жизнедеятельность и само существование многих маленьких сельских школ находятся под угрозой.

Явной, при определении малокомплектности, является связь с понятием «класс-комплект». Однако, как показывает анализ современных документов и практики образования, термин «класс-комплект» также не имеет однозначного толкования. В полнокомплектной школе под ним понимается объединение детей одного возраста, обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану. В отношении малокомплектной школы это объединение детей разного возраста, обучающихся по разным учебным планам, созданное для совместного/совмещенного обучения под руководством одного педагога. Ограничений в количестве совмещаемых возрастных групп и учебных планов нет. В итоге легализуется соединение в одном классе-комплекте от 2 до 5 клас-

сов. Основания для совмещения чаще всего исключительно экономические, а не из соображений педагогической целесообразности.

Исследования А. Б. Вифлеемского , ряда других специалистов, наши исследования обнаруживают, что при формировании категории малокомплектных школ субъекты Российской Федерации, прежде всего, ориентируются на численность обучающихся, показатели которой значительно разнятся в пределах различных территорий.

Примеры. Ульяновская область: малокомплектная сельская школа — это образовательные учреждения начального образования с общим количеством учащихся 20 человек и менее; основная школа — 30 и менее; средняя школа — 80 и менее. Воронежская область: начальная школа — 10 человек и менее, основная школа — 40 и менее, средняя школа — 100 и менее. В Краснодарском крае, кроме понятия «малокомплектные сельские школы — это образовательные учреждения… имеющие не менее 80 % (включительно) классов с наполняемостью менее 12 человек», введен термин «условно малокомплектные школы» для учреждений, не подпадающих под эти показатели, но нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке .

В Нижегородской области введены критерии для финансирования по отдельному нормативу в следующих случаях:

— малочисленность учащихся при средней наполняемости классов менее 14 человек;

— объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, недостаточен для содержания школы в течение всего календарного года;

— удаленность от базовой школы более чем 15 км и невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение школы по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами .

В последнем примере количество показателей-критериев больше, они не только количественные, но также непедагогические. Процедуры выявления критериев для определения категории в регионах осуществляются с благой целью — поддержать жизнедеятельность малочисленных образовательных организаций, выделив им дополнительное финансирование из региональных ресурсов, но в условиях дефицита средств зачастую они становятся средствами противоположного действия.

В Республике Карелия термин «малокомплектная образовательная организация» введен в Закон РК «Об образовании» в 2012 г. Тогда определение включало только показатель численности обучающихся. После правок, внесенных в 2016 г., понятие приобрело более расширенное содержание. «Это государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, не имеющая параллельных классов и соответствующая следующим критериям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального общего и основного общего образования не превышает 9 человек;

— удаленность малокомплектной общеобразовательной организации от иной общеобразовательной организации, при которой время подвоза обучающихся превышает 30 минут;

— отсутствие для обучающихся транспортной доступности иной общеобразовательной организации» .

Согласно этому тексту, как и предлагает ФЗ РФ, в карельском законе учтены три критерия — численность обучающихся, удаленность, транспортная доступность, но сущностные характеристики явления по-прежнему не нашли отражения. Определение малокомплектности остается неполным и некорректным. Такая формулировка имеет и/или может иметь следующие последствия:

1. Закон не побуждает маленькую школу меняться и развиваться. Он как бы консервирует ситуацию, с одной стороны, оберегая и сохраняя школу, тем самым способствуя ее стагнации. Школа же — живой организм, который не может и не должен стоять на месте.

2. У руководителей образовательных организаций, находящихся по численности обучающихся в «пограничном» состоянии, и у муниципальных управлений образованием возникает соблазн не увеличивать, а даже сокращать количество обучающихся в образовательных организациях.

Одной из проблем данного пункта Закона РК являются непрописанность и непрозрачность механизмов его реализации: республика выделяет средства муниципалитетам, они остаются в распоряжении муниципальных управлений образованием, которые часто не доводят их до непосредственных адресатов. Состав малокомплектных школ Республики Карелия 2017 г. не соответствует реальному положению в системе образования. Согласно педагогическим и организационно-педагогическим показателям, малокомплектных образовательных организаций в республике значительно больше, но, не получая необходимой поддержки (в том числе моральной), из неустойчивого они переходят в еще более неопределенное положение.

Анализ образовательной практики показывает: повсеместно применяемое понятие «малокомплектная образовательная организация» ограничено формальными признаками, не отражает его педагогических и организационно-педагогических особенностей.

Неформальные педагогические признаки малокомплектной школы. Основным организационно-педагогическим признаком малокомплектной школы является объединение детей разного возраста (разных классов) для совместного обучения в разновозрастной группе по разным образовательным программам. Именно так трактует еще со второй половины XX в. понятие «малокомплектная школа» Г. Ф. Суворова — известный ученый-дидакт, доктор педагогических наук, профессор РАО. Исследователь говорит о малокомплектности только относительно начальной школы и определяет ее как тип образовательного учреждения . Трактовки ученым понятий «образовательная программа», «тип школы» и ряда иных не согласуются с терминологией действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что не является

принципиальным в данном случае. Важно, что исследователем были доказаны и аргументированы педагогические особенности, определены главные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, в основе которых лежит принцип одновременного воздействия на все факторы: оптимизация учебных занятий, выбор методов, приемов обучения, эффективных в условиях малокомплектных школ, применение специальных средств обучения и оборудования.

Современные исследователи, например Л. В. Байбородова — доктор педагогических наук, профессор Ярославского педагогического университета, уже предлагают объединение для совместного обучения в разновозрастных группах (классах-комплектах) учеников основной (5-9-е классы) и даже старшей (10-11-е классы) ступеней общего образования. Л. В. Байбородова и последователи ее научной школы разрабатывают, апробируют и популяризируют разнообразные подходы, методы, технологии и формы совмещенного обучения в РВГ (разновозрастной группе) — предметного и межпредметного (надпредмет-ного), полного и частичного, постоянного и динамичного и др. , ориентируясь в основном на традиционное для России объединение обучающихся двух-трех классов на уроке у одного педагога .

Ученые Красноярска проводят на своей территории многолетний эксперимент неклассно-урочной системы организации обучения в малокомплектной школе и имеют значительные положительные результаты . Красноярские наработки и идеи технологии коллективного способа обучения (КСО) успешно прошли апробацию в организации образовательного процесса Пушнинской средней школы Беломорского района РК (научный руководитель Е. С. Казько, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета) .

Педагоги-исследователи ориентированы, прежде всего, на достижение педагогических эффектов образования в условиях малокомплектной образовательной организации. Выявлено, что обучать, воспитывать, социализировать и развивать ребенка в малокомплектной школе можно даже лучше, чем в полнокомплектной школе. Результаты научных исследований и педагогического экспериментирования отражены, в частности, в трудах сотрудников Лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета . Доказано, что сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых/специальных образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных.

Однако оформление дефиниции «малокомплектная образовательная организация» в педагогической науке не завершено, оно не закреплено должным образом в профессиональном тезаурусе педагогов, не получило легализации в нормативно-правовом плане и в образовательной практике именно в контекстах педагогических, организационно-педагогических особенностей образовательной деятельности и миссии малокомплектной школы в сложной социокультурной ситуации современного российского села.

Семантическая неопределенность понятия является одним из факторов, который способствует уязвимости, неустойчивости, недостаточной жизнеспособности малокомплектной школы. Опыт последних десятилетий показывает, что именно малокомплектные первыми попадают под реструктуризацию, оптимизацию, филиализацию в самых жестких формах, приводящих к расформированию, ликвидации образовательных организаций.

К формированию содержания понятия малокомплектной школы. Педагогическая теория и образовательная практика показывают, что современное понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» должно отражать и включать следующие критерии/показатели:

1. Количественный: минимальное/максимальное количество обучающихся в образовательной организации (дошкольников и школьников по уровням образования); минимальное/максимальное количество дошкольных групп, классов и классов-комплектов; минимальный/максимальный показатель средней наполняемости дошкольных групп и классов.

2. Территориально-географический: удаленность/близость к ближайшим образовательным организациям и социокультурным центрам.

3. Социально-географический: транспортная доступность/недоступность и транспортная безопасность/опасность.

4. Педагогический и организационно-педагогический: особенности организации образовательного процесса — урочной и внеурочной деятельности, педагогической деятельности.

5. Социальный: наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории, партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона.

Содержание термина «малокомплектные образовательные организации», определяемое на основе предлагаемых критериев, ориентирует сельские образовательные организации (и ОО отдаленных городских микрорайонов) на развитие — на достижение более высоких результатов образования, на освоение инновационных образовательных методик и технологий, на своевременное и адекватное изменение уклада и структуры, на открытость и системное взаимодействие/сотрудничество с социальным окружением.

Понятие «малокомплектная образовательная организация» необходимо сформулировать, прежде всего, как педагогическое и лишь затем на этой базе оформлять как статусное, то есть определяющее состав списков / перечней образовательных организаций для региональной поддержки по дополнительным нормативам. Смена приоритетов с экономических на педагогические необходима не только для того, чтобы, наконец, зафиксировать и легализовать сущностные характеристики понятия-явления, но чтобы осознать и обозначить особую социальную культурно-историческую значимость и ценность малокомплектной школы, чтобы укрепить позиции первичных звеньев отечественной системы образования.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88 с.

2. Вифлеемский А. Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы // Директор сельской школы. 2012. № 1. С. 6-11.

3. Ефлова З. Б. Маленькая школа: быть или не быть? // Управление школой. 2012. № 4. С. 27-32.

6. Лебединцев В. Б. Организация учебного процесса при разновозрастном обучении // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12. С. 42-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Суворова Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе. М, 1984. 384 с.

→ГБОУ СОШ с.Русская Селитьба на сайте bus.gov.ru
→Результаты независимой оценки ГБОУ СОШ с.Русская Селитьба на сайте bus.gov.ru
→Инструкция о размещении гражданами отзывов на сайте bus.gov.ru

Мы рады приветствовать гостей официального сайта
ГБОУ СОШ с.Русская Селитьба муниципального района Красноярский Самарской области.
Приглашаем вас на страницах нашего информационного ресурса участвовать в обсуждении вопросов школьной и внешкольной жизни. Свои вопросы и предложения вы можете отправлять по электронной почте, делиться своим мнением на страницах форума.

Год основания школы: 1863
краткая историческая справка в разделе «История».

ГБОУ СОШ с.Русская Селитьба создано в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011 г. № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области»»

Регламент работы школы:

школа работает по шестидневной учебной неделе в одну смену.
начало занятий в 8.30, индивидуально-групповые занятия с 16.00 до 18.00
Занятия в школе ведутся в одну смену.
1-7 класс — 5-дневная учебная неделя,
8-11 класс — 6-дневная учебная неделя.
Расписание занятий и звонков, график учебного процесса размещены в разделе «Основные сведения об образовательной организации»

Школа имеет структурное подразделение: Детский сад «Непоседы»

Телефонная «горячая линия» ГБОУ СОШ с.Русская Селитьба
Прием обращений граждан и юридических лиц по телефонной «горячей линии» осуществляется с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.00 часов, кроме выходных и праздничных дней, без учета обеденного перерыва по телефону 8(84657)54178
При обращении заявитель должен сообщить о себе следующие данные:
фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или номер контактного телефона.
Телефонные «горячие линии»
Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области

Телефонная «горячая линия» по противодействию коррупции, в том числе незаконному сбору денежных средст в школе
В целях обеспечения возможности передачи гражданами и юридическими лицами сведений о совершении коррупционных правонарушений в сфере деятельности Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области работает телефонная «горячая линия».
Прием сообщений граждан и юридических лиц по телефонной «горячей линии» осуществляется
с понедельника по четверг с 8.00 до 17.00 часов,
в пятницу с 8.00 до 16.00 часов,
кроме выходных и праздничных дней, без учета обеденного перерыва
по телефону 89370776870.
При обращении заявитель должен сообщить о себе следующие данные:
фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или номер контактного телефона.
Телефонная «горячая линия» для родителей по вопросам деятельности общеобразовательных организаций
Тел.: (84657) 2-12-81 (тел/факс). 2-14-95. 2-03-89.
Телефонная «горячая линия» по вопросам организации проведения ЕГЭ
Тел.: (84657)2-14-95
Телефонная «горячая линия» по вопросам порядка приема в 1 класс
Тел.: (84657) 2-10-30 пн-пт. с 9.00до 11.00, с 15.00до 17.00
Тел.: (84657) 2-04-85 пн.-пт. с 13.00 до 16.00
—>

  • Интернет-приемная губернатора и Правительства Самарской области
  • Электронное Правительство Самарской области
  • Прокуратура Самарской области
  • ГУ МВД России по Самарской области
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
  • Информационно-консультационный портал Роструда по вопросам защиты трудовых прав работников
  • Интернет-приемная министерства образования и науки Самарской области
  • Интернет-приемная Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы и её результатов, публикуется на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» (сайт bus.gov.ru)
Переход на официальную страницу с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на сайте bus.gov.ru

В Следственном комитете Российской Федерации
организована круглосуточная работа телефонной линии «Ребенок в опасности» для незамедлительного реагирования на обращения граждан о совершенном или готовящемся преступлении в отношении несовершеннолетнего.
Зачастую дети, опасаясь, не сообщают о совершенном в отношении них преступлении. Именно поэтому работа данной телефонной линии в настоящее время очень актуальна. Каждый ребенок должен знать, что он неприкосновенен, и никто не вправе каким-либо образом проявлять жестокость по отношению к нему.
Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному номеру телефона:
8 (800) 200-19-10 из московского региона России.
В следственном комитете Российской Федерации по Самарской области работа данной телефонной линии осуществляется по бесплатному номеру:
+7 (846) 339-12-88. Набрав по этому номеру, каждый обратившийся гражданин будет услышан, а поступившие сообщения будут рассмотрены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и по ним будут приняты решения.

«Узнай очередь в детский сад»

В целях осуществления контроля со стороны получателей государственной услуги «Предоставление дошкольного образования по основной общеобразовательной программе, а также присмотр и уход», предоставляемой министерством образования и науки Самарской области, а также получателей муниципальных услуг в г.о. Самара и г.о. Тольятти за статусом заявлений о постановке на учет (в очередь) в государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, на главной странице Регионального портала государственных услуг Самарской области (далее — РПГУ) размещена новая вкладка «Узнай очередь в детский сад».
Для получения информации о текущем состоянии заявления заявителю необходимо авторизоваться на РПГУ при помощи ЕСИА, а также знать номер заявления (дела) в формате_/___/_.

Как учились в старинной русской школе

26 января 2015 Ребята подготовительного класса Одинцовского филиала МЭШ продолжают делиться знаниями и впечатлениями по теме исследования «Жизнь раньше и теперь». Экскурсия в старинную русскую школу в музее-заповеднике «Коломенское» очень впечатлила наших маленьких студентов!
«Я узнал, что школа раньше была деревянная. В школе учились только мальчики, а девочки помогали мамам». Ваня Тарасенко
«Раньше спали на лавках, на лежанках. Учились дети зимой, остальное время помогали родителям по хозяйству». Полина Тимошенко
«Дети сидели в школе за одним столом. Парт тогда не было». Маша Парфёнова
«Школу и дом освещали лучиной. Ее зажигали, чтобы было светло. Горела лучина примерно 10- 15 минут. В светелке был «красный угол». Там стояла икона. В этом углу сидел хозяин или почетные гости». Ваня Вершинин
«В школе учебников не было, были деревянные восковые дощечки. Если ты исписал дощечку, ее надо было положить на печь, чтобы воск расплавился. Писали деревянной палочкой – писалом. Каждый из нас попробовал написать букву. Трудно!». Тимофей Воронов
«В старину было не очень легко научиться читать. Буквы были как целые слова. Например, буква А – аз, буква Б – буки. Нужно было все запомнить». Ваня Николаев, Саша Денисов
«Раньше детей в школе наказывали. Если ученик себя плохо вёл, его ставили на колени на горох и били розгами («березовой кашей»). Даня Головатый
Учителя и студенты подготовительного класса Одинцовского филиалаВ Нововилговской школе. Фото Марии Голубевой

«Власть принимает законы и решения с упором на экономику. Даже если учителя или жители села предложат хороший выход из ситуации, его не примут в любом случае. Достаточно вспомнить, что родителям предлагают отправить детей в интернаты, вместо того чтобы постараться поддержать школу».

Будущий учитель начальных классов Алина Горшкова, студентка 4-го курса ПетрГУ, в прошлом ученица сельских школ в Новой Вилге и в Великой Губе, высказывает свое мнение о проблемах сельской школы.

Я училась в двух сельских школах, поэтому не понаслышке знаю, что проблемы здесь имеются. Когда была школьницей, они проходили мимо меня, я их не замечала. Училась, и мне было без разницы, что будет дальше, как будут учиться на селе поколения после меня.

Село я люблю гораздо больше города, и по окончании учебы планирую вернуться в деревню и жить в спокойствии, без бесконечной суеты города. Поэтому сейчас сельские школьные проблемы волнуют меня гораздо больше, чем раньше.

На поверхности находится, по моему мнению, главная проблема сельских школ – недостаток финансирования. Подушевое финансирование явно не самое успешное решение для малочисленных и малокомплектных школ. Скорее всего, именно из-за недостатка финансирования такие школы прекращают существование, а вслед за этим заканчивается жизнь и самой деревни. Закрываются школы, но дети продолжают рождаться, и люди вынуждены, как бы хорошо им не было на селе, уезжать.

Думаю, власть не всегда слышит сельских учителей и жителей. Она принимает законы и решения с упором на экономику, и как мне кажется, редко учитывает их мнение. Даже если учителя или жители села предложат хороший выход из ситуации, его не примут в любом случае.

Достаточно вспомнить, что родителям предлагают отправить детей в интернаты вместо того, чтобы постараться поддержать школу. Видимо, содержание детей в интернатах обходится гораздо дешевле, чем поддержка школы. А моральное состояние ребенка и его родителей никого не волнует. Не волнует, что все дети разные и не все могут постоянно сосуществовать со сверстниками, что некоторым детям необходимо уединение и душевные разговоры с родными людьми. Дети в интернатах ещё должны самостоятельно решать бытовые вопросы и проблемы отношений со сверстниками, а не только учебные.

Ситуацию с подвозом детей на автобусе отношу сюда же. Каково ребенку сидеть на уроках после того, как он час с утра трясся по дорожным ямам на автобусе? Отсюда плохая успеваемость.

Существуют выплаты учителям, которые едут работать в сельскую школу. Но будет ли кто-нибудь рисковать здоровьем и уезжать в село, которое окружает 100 километров леса, в котором нет хорошего медобслуживания?

Понимаю, что село распадается не только из-за проблем со школой. Здесь и других трудностей множество. Например, проблемы здравоохранения и культурного досуга. Люди уезжают из села из-за совокупности факторов. Уезжают, так как думают, что в городе лучше образование. С этим я категорически не согласна, так как видела много развитых и умных людей из деревни, так же, как немало их противоположностей, проживших всю жизнь в городе, окончивших лицеи и гимназии.

В сельской школе ты намного ближе к учителю, знаешь его давно. Чаще всего он знает всю твою семью, и, возможно, он даже друг твоих родителей. У сельского школьника ответственность другая. Стараешься учиться, чтобы маме ни в коем случае не пришлось краснеть за тебя на улице или в магазине, где она может встретиться с учителем.

На селе у школы есть возможность организации сельского досуга и настоящего труда, например, работы на пришкольном участке, как это было у нас. Здесь можно напрямую контактировать с природой, изучать «Окружающий мир» непосредственно, а не заучивая тексты из книжек или просматривая видео на интерактивной доске.

Думаю, у власти есть возможности сделать так, чтобы село процветало, но она ими не пользуется. Точнее, может быть, и пользуется, но не настолько, насколько того требуется.

Проблемы сельских школ должны решаться как можно скорее, потому что развалить легко, а восстанавливать потом будет очень трудно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *