В современных реалиях

Определение духовной реальности

Только человеку присуще величайшее свойство универсума — осознавать и оценивать реальность. Это свойство основано на разуме человека, способного познавать настоящее, анализировать прошлое и устремляться в будущее. Основополагающим фактором здесь выступает сознание. В пространстве и во времени Вселенной — это уникальное явление, но, скорее всего, не единичное. Универсум многообразен и в нём наличествуют не только человеческие сущности, а, следовательно, есть разум, сознание, отличные от человеческого. Какой он вселенский разум по содержанию и форме сказать сложно, да это и не задача философии, но то, что происходит осмысление процессов в системе универсума не только человеком, но и иным разумным — это закономерность, которая найдёт подтверждение в ближайшем будущем. Поэтому наши рассуждения о духовной реальности имеют методологический характер.

Ранее, согласно представлениям, которые сохранились и поныне в мифологии, в религии, в идеалистической философии существовало мнение, что в человеческом организме действует какая-то сверхъестественная сила — душа, которая будто бы является носителем наших чувств, мыслей, желаний и порождает их. Душа существует якобы двояко: и в человеке, и вне его. Отсюда исходят мифологическое и религиозное мировоззрения, а также идеализм как философское течение («мировой разум», «абсолютный дух»). В связи с таким подходом увеличивалась пропасть между разумом, сознанием и объективным миром. Духовное выхолащивалось из материального. Суть же заключается в том, что душа, душевное состояние (грек. — душевный) — это уровень психического состояния человека, а дух, духовное — предполагает функционирование человеческого сознания, наличие человеческого разума.

Материалистическая философия и психология, как наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы человеческой жизнедеятельности, исходят в решении этой проблемы из двух принципов:

  • — признания сознания функцией мозга;
  • — отражения сознанием внешнего мира.

Исходным пунктом философского понимания сознания является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, представления человека продуктом его собственной деятельности и социальных отношений. Человек — порождение универсума, явившись, он через деятельность изменял его, совершенствовал социальное пространство соответственно социальному времени, формируя систему общественных отношений и институтов. Его становление деятельностно, материально и духовно, через развитие собственной природы, включающей сознание и психику, как индивидуальные, так и коллективные. Нет и не может быть духовной реальности вне общества, то есть социальной материи, вне накопленных в процессе развития цивилизации знаний и закреплённых в ходе деятельности умений.

Духовная реальность — это отражение в сознании человека актуальной и потенциальной картин мира, как духовно освоенного им универсума (настоящее, прошлое и будущее).

Говоря о проблеме духовной реальности, нам не обойтись без осмысления понятий, раскрывающих её сущность: сознание, самосознание, бессознательное, подсознательное.

Сознание — это функциональное свойство человеческого мозга: взаимосвязь материального и, порождённого им, психического.

Сознание является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи (мозг и органы чувств человека), то есть связано с функцией мозга (материального образования) со специфически человеческим, социальным (связи, отношения, образ жизни, деятельность). Концепция сознания основывается на принципе отражения (лат. ), то есть психического, идеально-содержательного воспроизведения в мозгу человека свойств предметов (их образов) и характера явлений (событий) в виде собственных ощущений, восприятий и представлений, а также — понятий, суждений, умозаключений.

Содержание сознания определяется окружающей человека действительностью. Материальным субстратом, носителем сознания служит головной мозг человека. Мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения реальности. Это тончайший нервный аппарат, состоящий из более 15 млрд нервных клеток, каждая из которых находится в контакте с другими и вместе с нервными окончаниями органов чувств образуют сложную систему с огромным множеством связей.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы — электрохимические. Без физиологических, биофизиологических, биоэлектрических, биохимических процессов в мозгу человека невозможно возникновение ни одного ощущения, ни одного самого примитивного чувства. (Например, укол пальца иголкой. Импульс боли идет через мозг, так как 1 трлн нервных клеток человека связан с 15 млрд клеток мозга, которые — в физиологической системной последовательности — подают сигнал человеку на неприятные болевые ощущения. Аналогично объясняются и приятные для человека ощущения: вкусовые, сексуальные и т.п.) Все эти процессы — необходимые механизмы психической деятельности. Но психическая деятельность характеризуется не только её физиологическим механизмом, но и её содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом.

Отражение разнообразных предметов в мозгу человека означает их идеальный образ, так как они отражаются посредством их свойств и отношений, которые характеризуют их в действительности. Образы позволяют строить картину мира (духовное освоение универсума), мыслить, действовать, творить. Творчество — это пик мыслительной деятельности, так как оно позволяет человеку создавать новое, сначала идеальное, а впоследствии практическое. Кроме того, человек, отражая в сознании предметы (как идеальные образы), оценивает и реальные явления, которые представляют идеальные деятельные (функциональные) построения каких-либо событий.

Духовную реальность человека невозможно ни осязать, ни услышать, ни обнаружить с помощью технических средств. Мысль невидна. Мысль есть идеальное, порождённое материальным (человеческим мозгом). Она не имеет существования в физическом смысле. Вместе с тем мысли, идеи человека реальны, они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то недействительным. Однако её действительность, реальность не материальна, а духовна. Это внутренний мир человека, его личное, индивидуальное сознание. Суть в том, что сознание — субъективная реальность, тогда как материя — объективная реальность. Идеальное становится предметным только в процессе человеческой деятельности.

Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Это значит, что сознание принадлежит конкретному человеку как субъекту, а не объективно существующей природе (космосу, универсуму). Не существует абстрактных ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея конкретны, то есть принадлежат индивиду, личности, персоне. Когда мы говорим о субъективности образа, то имеем в виду, что он представляет собой неискажённое отражение действительности, а нечто идеальное, то есть преобразованное в сознании человека материальное. Предмет в сознании человека — это образ этого предмета, а реально существующий предмет — его прообраз.

Сознание и объективный мир — противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего адекватное отражение мира, объективировано жизнью.

Что же такое сознание?

Сознание есть функция человеческого мозга, сущность которой заключается в активном, целенаправленном отражении действительности. (Отметим для себя, что взаимодействие между организмом и окружающей средой обеспечивается и с помощью рефлексов, то есть реакций организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы. Рефлексы представляют две основные группы — безусловные, то есть врожденные, и условные — то есть приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма. Эти пояснения будут полезны нам при рассмотрении проблем бессознательного.)

Человек отражает внешний мир не пассивно созерцая его, а в процессе своей деятельности. Сознание не только есть отражение общей картины мира или её предметов и отдельных связей, но и такая духовная функция, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности посредством практики.

Когда мы говорим о духовном, то не надо связывать его с идеальными представлениями о душе (душа, в философском понимании — это человеческая психика). Духовное в человеке то, что осознано им, прошло через сознание, облечено мыслью, идеей, это субъективная сознательная деятельность индивида. Сознание человека не только обладает способностью отражать объективный мир, но и изменять его посредством последующей практической деятельности.

Содержание сознания проявляется в духовной деятельности человека и реализуется практически. Для этого она — духовная деятельность — приобретает характер идеи или замысла, то есть концептуального (теоретического) построения. Человеческая идея, а также концепция — это духовное построение будущего предмета деятельности в сознании, основанное на том, что было и что есть, а также включающее то, что должно быть. Деятельность сознания непосредственно связана с практической деятельностью человека, основанной на его потребностях и способностях. Потребности (мотив, причина, побудительная сила), пройдя через сознание человека, приобретают характер цели, которая достигается посредством способностей (индивидуальных особенностей, деятельностных сил) человека. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, которая реализуется в деятельности. У человека духовно-практическое протекание процесса от идеи до цели имеет конкретное методологическое построение: идея — модель идеи — концепция — стратегии — доктрина — программа — механизм реализации — деятельность — цель. Этим построением мы говорим об активности человеческого сознания, а оно через духовность человека, духовность общества непосредственно связано с практической деятельностью и творчеством людей, что порождает целую систему отношений в обществе и в социуме как с прямыми, так и с обратными связями.

Уже, наверное у каждой компании имеется собственный интернет сайт. Люди привыкли получать информацию о товарах услугах через интернет. Уже давно никто не листает толстенные справочники, человек просто набирает в поисковой системе интернета что ему нужно и получает ответом ссылки на ресурсы которые релевантны его запросу.

Ещё лет наверное 10 назад разработка сайтов была достаточно дорогой услугах, прежде всего это было связано с большим спросом на эту услуги и относительно небольшой конкуренцией в этой области, специалистов было не так много. Ну сегодня практически каждый клиент может найти предложение которое его устроит и по стоимости и по качеству услуг. При этом хочется отметить что в последнее время сайтами стало проще управлять, появились удобные системы управления, они обеспечивают доступное и быстрое обновление информации на сайте силами самого клиента не прибегая к услугам веб-специалиста.

Сама разработка сайта делится на несколько этапов, это прежде всего создание дизайна сайта, разработка фирменного стиля, структуры разделов, блоков. Далее идёт вёрстка, вёрстка бывает разной, в последние годы очень востребована адаптивная вёрстка (это когда ваш сайт одинаково хорошо смотрится и на статичном компьютере и на мобильном устройстве). Далее за вёрсткой идёт программирование и внедрение всего в систему управления сайтом, потом сайт наполняют, тестируют, можно ещё выполнить оптимизацию.

Стоимость разработки как и писал выше различна, всё конечно зависит от ваших потребностей и запросов. Но дабы не разочароваться итогом работ, не стоит выбирать самое дешёвое предложение которое вы найдёте в интернете, зачастую очень низкие цены могут дать начинающие мастера либо вообще мошенники, которые в лучшем случае сделают вам сайт по шаблонному дизайну, или после получения предоплаты пропадут, оставив вас без сайта и денег.

Определение и наполнение терминов «реальность» и «действительность», как представлений о субстанциональности — предмет обширных философских изысканий и нескончаемых споров. Интерес данной статьи – в инспекции некоторых инструментов, которыми пользуются философы для своих построений. Не претендуя на охват всего обилия концепций, подходов и семантик, представим этимологию ряда раcпространённых терминов.

Во многих современных языках существуют понятия, параллельные современным русским терминам «реальность» и «действительность». Традиционно, эти термины обычно разсматриваются как синонимы, имея только лексическое различие, в то время как семантики полагаются тождественными. По меньшей мере, большинство словарей и тематических энциклопедий полагают именно так.

Попытки различать «реальность» и «действительность», какие можно наблюдать в статьях на Википедии: Действительность, Реальность (состояние на 05.09.2009), судя по истории правок, пытаются вытеснить традиционный взгляд на эти понятия, копирующих «Философский словарь» конца ХХ-го века, но всё ещё грешат рекурсиями в определениях, скрытыми плеоназмами и перегруженны логическими вывертами, врядли свидетельствующими о закрытии вопроса.

Есть также ряд более стройных в отношении этого философских систем, например — социальный конструктивизм Бергера и Лукмана, или радикальный конструктивизм Э. фон Глазерсфельда, в рамках которых с данными терминами обращаются осторожнее, чем это делали прежние философы. При всём уважении к «выходу за пределы традиционного сценария в эпистемологии» , заметно, что конструктивисты всё ещё связаны грузом прошлого философии, который пытаются перешагнуть.

Философия действоваия менее ограничена господствующими взглядами. Она ясно и фундаментальным образом разделяет модусы человеческого осознания, вычислением соотношения между которыми с разных сторон заняты и онтология, и эпистемология, и феноменология и прочие философские дисциплины. Раcстояние между данными модусами может быть приемлемо выражено двумя вышеуказанными терминами, и тогда лексическая дистанция, существующая между «реальностью» и «действительностью» оказывается ясным отражением, возможно, позабытой когда-то семантики.

Перечислим синонимический ряд, термины в котором не всегда и не в каждой философии тождественны, но часто используются вполне взаимозаменяемо.

Перечисление всех возможных синонимов в каждом отдельном языке – задача чрезвычайно трудоёмкая, как и их детальный этимологический разбор, потому ограничимся наиболее употребительными вариантами, которые предлагают словари.

Этимологический анализ показывает, что можно выделить следующие группы:

  1. Корни virk-, verk-, werk-, veru- возходят к древнегерм. *werkan , готск. gawaurki – «работать», «действие».
  2. Валлийское gwirionedd, по-видимому, также из этой группы, присутсвует похожая основа *wir, но так или иначе, присутствует очевидное gweithredu – «действовать».
  3. Корни akt-, act-, att-, возходящие к латинскому actus – «действие» и, далее, к agere – «делать», «приводить в движение».

  4. Слова с корнем fact-, факт- возходят к латинскому factum – «сотворённое» и, далее, к facere – «творить», «совершать».

  5. Тот же корень проявляется в южнославянских корнях твар-, чья этимология вполне очевидна для русскоговорящего человека: «творить», «создавать», «делать».

  6. Корень дей-, дiй- — от «действие».

  7. Корень rzecz-, рэч- — «вещь».

  8. Корень real-, от позднелатинского reālis, и, далее, от rēs – «вещь».

  9. Эстонский tegelikkus указывает на эстонское tegevus – «действие».

  10. Славянский корень сущ-, сут- образован от суть, сѫтъ — 3 л. мн. ч. от общеславянского jesmĭ, *jesi, «есть» в смысле «быть», соответсвующего лат. sunt (3 л. мн. ч. от esse – «быть» ) и, указывает на индоевропейское *s-onti (3 л. мн. ч. основы es-).

  11. Корень sten-, *stan- возходит к латинскому sistere – «встать», что, в свою очередь, к общеиндоевропейской базе sta — «стоять».

Кроме этого существует ещё широкая группа слов, которые могут использоваться как синонимы, но, если быть более точным, в первую очередь выражают скорее отношение к категориям истинности–ложности, чем бытия–небытия. Например, литовское tikrovė, скорее всего, однокоренное с tikslus – «точный», или tiesa – «истина». Разбор этой смысловой области оставим вне внимания.

Эти 11 групп можно в свою очередь очевидным образом сгруппировать, обозначив следующие категории:

  1. Обозначение субстанциональности из вещи.
  2. Обозначение субстанциональности из действия.

Этимологию слов, однокоренных с «existence», которая может сформировать третью категорию, сложно однозначно проинтерпретировать в необходимом здесь ракурсе, хотя, судя по установленности, звучащей в этих лексемах, можно говорить скорее о принадлежности к первой группе, как к выражению некой фиксации, а не динамичной деятельности.

Этимология слова «объект», который образовал жёсткую связку с «реальностью», восходит к латинскому objectum – «вещь «, от ob + jicere = «навстречу» + «бросать».

Таким образом, имеем «реальность», в любом из вариантов (real-, rzecz-, рэч-) суть «вещественность», а «объективная реальность» — суть «вещи перед глазами», «наблюдаемый мир». Что контрастирует с «действительностями», которые указывает не на совокупность вещей, а на совершаемые действия, на происходящее, как на процесс и усилие.

Представление о Вселенной является одним из инструментов человеческого сознания, шаблоном, посредством которого рациональный человек взаимодействует с миром. Два различных подхода, которые отразились в языковых конструкциях, обозначают два различных таких представления, возможно, две разные мировоззренческие парадигмы. С одной стороны – выраженная в «деятельном» корне ориентированность на процесс, с другой стороны – превращение процессов в «вещь».

Вещь, предмет, как некоторая осознаваемая и различимая отдельность – результат перцептивной сборки, процесса резонансного копирования состояния («отражения») с неустранимой редукцией спектра. Представление о Вселенной, как о наборе «вещей», о «реальности» — есть фиксация фокуса внимания на устойчивых результатах перцептивной сборки, удерживаемых так же и социальным соглашением. Такая фиксация внимания жёстко увязывает собой свою часть человеческой деятельности, и определяет инвентарный набор возможных действий, связанных с «вещью».

Данное представление во многом вытеснило отношение к миру, как к процессу, в котором осознание, воcприятие и мышление – неотъемлемые части целостного и непрерывного преобразования. Обращение с непрерывными и бесконечными процессами, как с дискретно осознаваемыми «вещами», привело к замыканию и философского дискурса, и человеческой деятельности внутри ограниченного пространства «вещей». Попытки рассматривать текучий процесс как статичный objectum дают каждому наблюдателю свою версию «вещи». Нахождение соглашения относительно «истинной» версии наблюдения обычно невозможно по очевидным причинам: каждый совершенно справедливо больше доверяет своему взору. Теснота этого вещестнно-мыслимого пространства объявлена «кризисом» философии, той философии, которая призвана играть ведущую роль в целостном осмыслении общественной и цивилизационной ситуации, идентифицировать проблемы и предлагать практические решения.

Мир, как непрерывное действие, включает в себя и воcприятие и мышление, как частности, а философский подход, рассматривающий Вселенную с таких позиций, если и привязывается при этом к «объектам», как к относительно скоротечным и локальным сосредоточениям человеческого внимания и усилия. Внимание концентрируется на выполнении осознанного действия, в контексте практической цели. Здесь появляется та «конструируемая» отдельным человеком и социумом «тактическая реальность», инструмент организации собственных усилий в некоторой полезной перспективе. С потерей актуальности целей, теряют смысл и прежние фокусы внимания, формы «ореаливания» действительности. Не только на уровне бытовых понятий, но и на методологическом уровне, только с другим периодом.

Иcточники

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *