В церкви чайковский

Девять духовно-музыкальных сочинений

Так называется авторский сборник церковных песнопений для смешанного хора (в оригинале подразумевается хор, состоящий из голосов мужчин и мальчиков).

Написаны хоры на церковнославянском языке. Созданы в период с ноября 1884 по весну 1885. Сочинялись в разных местах в Берлине, Давосе, Майданово и др.

Первое исполнение состоялось: №№ 1, 4, 7, 8 — 17 февраля 1886 года (капелла Русского хорового общества под управлением В.М.Орлова, на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории); № 9 исполнен 28 марта 1891 года, (Синодальный хор под управлением В.С.Орлова, зал Синодального училища церковного пения); № 3 — 22 октября 1891 года (те же исполнители, там же). В дальнейшем все номера входили в репертуар Синодального хора.

В сборник Девять духовно-музыкальных сочинений вошли хоры, созданные Ч. в разное время и объединенные им при издании.

Поводом к началу работы над новыми духовно-музыкальными композициями послужило обещание, данное Ч. Императору Александру III при личной аудиенции 7 марта 1884. Осенью того же года государь осведомился у М.А.Балакирева как директора Придворной певческой капеллы об исполнении заказа, и Балакирев уведомил об этом Чайковского. В письме к А.И.Чайковскому из Мюнхена от 7 ноября 1884 композитор сообщает: «…Оказывается, что государь, вследствие не так понятых слов моих, очень удивляется, что я до сих пор ничего не написал со времени моего представления ему для церкви. И вот я решился поскорее написать «Иже херувимы». Написал их даже 2, но еще не переписал…» Несколькими днями позже, в Давосе, была сочинена Херувимская № 3. 17 ноября все три Херувимские были отправлены с письмом к Балакиреву в Петербург. Ч. объяснял, что при разговоре с государем на вопрос последнего, намерен ли Ч. еще писать для церкви, композитор ответил, что «намерен и очень этого желаю, но, вероятно, я как-нибудь неясно ответил и государь имел основание думать, что я тотчас же приступлю к этой работе. В сущности, я намеревался когда-нибудь основательно заняться сочинением церковной музыки, а не теперь. Но ввиду того, что государь ожидает от меня херувимской, я чувствовал, что не могу покойно заняться чем бы то ни было, пока не исполню того, что он считает моим обещанием». Очевидно, в это же время родилась мысль о новом цикле духовных композиций, так как в письме к Юргенсону, посланном в тот же день, Чайковский говорил: «Впоследствии я напишу еще несколько нумеров из обедни, и, если хочешь, напечатаем все это».

Работа над новыми хорами продолжилась в следующем году, после возвращения в Россию. Так, 15 апреля 1885 Ч. писал М.И.Чайковскому из Майданова: «Работаю я теперь разные церковные вещи; между прочим написал трио «Да исправится».

В письмах композитора времени создания хоров рассказывается о посещении Чайковским церковных служб, особенно в московских храмах, его отношении к вере, что, безусловно, имело отношение к его собственной композиторской работе. Так 13 марта 1884 года он писал, имея в виду «Исповедь» Льва Толстого: «У меня просветление пришло гораздо раньше, чем у Толстого, вероятно потому, что голова моя проще устроена, чем у него… Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него».

В декабре 1885 Чайковский обратился к регенту капеллы Хорового общества с идеей духовно-музыкального вечера в Московской консерватории: на этом вечере, состоявшемся 17 февраля следующего года и полностью организованном лично Ч., и были впервые исполнены некоторые новые его песнопения (к предложенным самим автором Херувимской фа-мажор, «Тебе поем» и «Да исправится» Орлов добавил «Блажени яже избрал»); в концерте прозвучали также недавно написанные хоры Римского-Корсакова и Е.С.Азеева. По свидетельству Ч. в письме к фон Мекк от 21 февраля, «несколько моих новых вещей было очень хорошо спето».

П. Е. Вайдман

Храм святого великомученика Георгия Победоносца строился заново в течение трёх лет в духе византийской архитектуры. Пятиглавый, со световыми барабанами, открывающими путь мощным световым потокам, восемнадцатиметровой высотой подкупольного пространства, тремя приделами, он производит внушительное впечатление. Главный придел освящён в честь вмч.Георгия Победоносца. Правый (южный) придел освящен во имя иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Храм имеет общее для всех приделов алтарное пространство и единый трёхъярусный трёхчастный иконостас с четвёртым пророческим чином в центральной части. 17 июля 2003 года состоялось освящение места строительства нового храма святого великомученика Георгия Победоносца. На месте строительства был установлен крест и заложена памятная плита с надписью. 6 сентября 2003 года епископ Пермский и Соликамский Иринарх освятил закладку первого камня строительства храма. К этому времени уже был готов фундамент, и в него заложили капсулу с письмом, сообщающим об этом событии. 11 сентября 2004 года в 11 часов на 45-метровую высоту колокольни строящегося храма были подняты только что отлитые одиннадцать колоколов, изготовленных мастерами из Екатеринбурга. В мае 2006 года колокольный звон встречал крестный ход, устроенный по случаю установки куполов храма. 20-21мая 2006 года были установлены купола и купольные кресты. 21 апреля состоялось торжественное освящение храма святого великомученика Георгия Победоносца. Духовное пространство Пермского края обогатилось еще одной великой святыней, призванной стать центром духовного возрождения народа. 21 апреля 2007 года состоялось торжественное освящение храма святого великомученика Георгия Победоносца. Чин освящения проводил Епископ Пермский и Соликамский Иринарх.

Духовная музыка

В России XIX века творчество отечественных композиторов, — даже такого популярного, как Чайковский, — оставалось достоянием сравнительно узкого круга современников. Единственной сферой музыки, к которой были приобщены всё без исключения сословия, каждый человек в отдельности, была музыка, звучавшая в церкви. В православном храме, как известно — хоровая, без инструментального сопровождения.

Период после смерти Д.С.Бортнянского ознаменован упадком церковного музыкального творчества. Господствовала монополия Придворной певческой капеллы. Сочинения Чайковского — Литургия Святого Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881), Девять Духовно-музыкальных сочинений и хор «Ангел вопияше» — открыли новую эпоху в истории русского церковного пения. Потребность в национальном музыкальном самосознании сказалась в первую очередь. Вероятно, не случайно в тот же период к духовно-музыкальному творчеству обратились М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков.

Но, как всегда у Чайковского, были тут причины и глубоко личного характера, относящиеся к области нравственных исканий. От скептицизма по отношению к религиозным догматам, он всё более — особенно в период создания Всенощной — тяготел к христианским ценностям. «…В душу мою все больше и больше приникает свет веры,… я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел». Живым и реальным был для композитора образ Христа: «Хотя Он был Бог, но в тоже время и человек, Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нём его идеальные человеческие стороны», — это дневниковая запись, запись для самого себя.

Чайковский, по собственному признанию, стремился преодолеть излишний «европеизм», привитый русскому церковному пению в конце XYIII — первой половине XIX века, который, по словам Петра Ильича, «мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!» Композитор стремился «сохранить во всей неприкосновенности древние напевы», хотел вернуть богослужебное пение к его исконным истокам, «возвратить нашей церкви её собственность».

Литургия Святого Иоанна Златоуста, а потом и другие духовные сочинения Чайковского, стали исполняться и вне храма в концертах. Этот факт, поначалу встреченный частью общества неодобрительно, положил начало плодотворнейшей традиции, продолженной С.В.Рахманиновым, В.Кастальским, десятками других авторов и — после долгого перерыва — возрожденной в России уже в наши дни.

Л. З. Корабельникова

Обращение Петра Ильича Чайковского к духовным текстам было связано не только с масштабом его таланта, но, отчасти, и с личными обстоятельствами. После неудачной женитьбы в 1877 году композитор находил утешение в уединении, много размышлял и путешествовал. В одной из своих поездок по Флоренции Петр Ильич попросил известного издателя Юргенсона прислать ему текст литургии Львова. В достаточно короткие сроки был написан хоровой шедевр «Литургия Иоанна Златоуста». Впервые произведение было исполнено в церкви Киевского университета.

Другое сочинение Чайковского «Девять двуховно-музыкальных сочинений» исполняется на концертных площадках сравнительно реже. Объясняется это большей интимностью и особенным восприятем этого музыкального послания. Произведение было написано по просьбе Александра III и впервые прозвучало при личной встрече императора и композитора.

Исполнители вечера — Хор Михайловского театра под управлением Владимира Столповских.

 Малый зал филармонии им. Глинки, Невский проспект, д. 30

В рамках благотворительной программы «Культура и просвещение» при финансовой поддержке сети курортов Alean Family Resort Collection в издательстве «Музыка» выпущен уникальный проект — «Детский альбом» П. И. Чайковского в переложении для детского хора, тиражом 1 тысяча экземпляров. Уникальность этого музыкального сборника заключается в том, что это первое издание, в котором слова написаны ко всем пьесам «Детского альбома».

Часть тиража безвозмездно передана Фондом в детские музыкальные школы Челябинска и Екатеринбурга, музыкальные школы Москвы, а также в Российский центр науки и культуры в Брюсселе, и в перспективе фонд планирует привлекать меценатов и партнеров, чтобы выпустить дополнительный тираж, достаточный для отправки этого уникального издания во все детские музыкальные школы нашей страны.

Оксана Федорова, президент благотворительного фонда «Спешите делать добро!»

«Друзья, мы все с детства хорошо знаем легендарный сборник пьес для фортепиано «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Это наше национальное достояние, наша гордость, неотъемлемая часть нашей культуры. Пьесы сборника не раз переработаны музыкальными деятелями, существует несколько переложений для различных инструментальных составов. Благодаря творческому союзу руководителя Большого детского хора имени В.С. Попова, хормейстера, заслуженного артиста России, Анатолия Львовича Кислякова и детского поэта-песенника Вадима Борисова впервые за 140 лет с момента издания появилась на свет полная версия любимого «Детского альбома» в переложении для 4-голосного детского хора, содержащая все 24 пьесы цикла. Это важный этап в развитии нашего культурного наследия, а для благотворительного фонда «Спешите делать добро!» — один из важных проектов по сохранению и приобщению к национальным музыкальным традициям подрастающего поколения!»

Анатолий Кисляков, художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, автор переложения «Детского альбома» для хора:

«Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом » в 1878 году, вдохновлённый «Альбомом для юношества» немецкого композитора Роберта Шумана. С тех пор минуло 140 лет. За истекшие десятилетия «Детский альбом» завоевал широчайшую популярность и как произведение для концертного или домашнего музицирования, и как учебно-педагогический репертуар. В ХХ веке миниатюры альбома Чайковского зазвучали в переложениях для различных инструментов, всевозможных ансамблей и оркестров. Не остались в стороне и хоровые коллективы, большей частью детские. Большой детский хор и его создатель, выдающийся хормейстер Виктор Попов, также внесли свою лепту в популяризацию и расширение исполнительских возможностей «Детского альбома». Виктор Сергеевич привлёк к созданию литературного текста известных поэтов. В репертуаре хора появились «Старинная французская песенка», «Утро», «Неаполитанская песенка», звучавшая на слоги «на-на-ни-на-ни».

В 2015 году, в год 175-летнего юбилея великого русского композитора П.И. Чайковского, БДХ имени В. Попова за короткий срок в творческом содружестве с замечательным детским поэтом-песенником Вадимом Борисовым выучил, исполнил на концертах и записал на диск все 24 пьесы цикла. Успеху способствовало серьёзное и вдумчивое отношение автора текста к каждой части большого сочинения, к отдельным его деталям. Поэт В. Борисов нарисовал увлекательный и неповторимый мир ребёнка эпохи Чайковского, с его «тогдашними» фантазиями: перед нами «оживают» игрушки той поры: деревянные солдатики, лошадки, куклы, детские игры, какие нынешние дети могут увидеть разве что в театре или кино, те незабываемые детские «картинки» второй половины ХIX века — крестный ход в праздник, мужика, разудало пляшущего, или его же, но уже с гармоникой, впечатления от поездок в дальние страны, вечерние сказки любимой няни. Порой поэту удаётся достичь, казалось бы, недостижимого: соприкоснуться с душевным миром композитора, всегда мятущегося в поисках идеала.

Переложения для 4-голосного детского хора без сопровождения фортепианных пьес «Детского альбома» имеют целью охватить ещё большее количество любящих музыку ребят, познакомить с культурой прошлого, при этом сохранив авторский замысел, форму произведений, его мелодику, гармоническую основу. Многие пьесы альбома по своим вокально-хоровым характеристикам доступны широкому кругу детских хоровых коллективов, но есть и пьесы, предъявляющие серьёзные интонационные, ритмические или иные трудности, преодоление которых станет очередной ступенью в развитии детского хора».

Вадим Борисов, автор стихов «Детского альбома»:

«Работа над текстом началась в 2015 году, в год 175-летия Петра Ильича Чайковского, и шла довольно интересно. Когда я начал писать, у меня сложился образ дворянской усадьбы XIX века. Сначала на свет появился текст «Вальса», в поезде Санкт-Петербург – Москва я написал стихи для «Бабы Яги», пьеса «Зимнее утро» была написана уже весной 2015 года в солнечном Тбилиси. Благодаря этой работе я понял, насколько велика музыка Чайковского, насколько он великий композитор. Я прослушивал пьесы по нескольку раз, и в какой-то момент было ощущение, что ноты распускаются, словно почки весной, и на бумагу падают слова. Я просто сидел и записывал. Нашло такое вдохновение, словно Чайковский передавал мне через свои ноты то, что сам хотел сказать. В результате на свет появились пьесы для хорового исполнения с большим общим смыслом, концепцией. Недаром цикл заканчивается строчками из пьесы «В церкви» — «…В мире жить помоги и детей сбереги». То есть молитва обращена к детям. Все во имя детей, для их образования, развития. Так, как задумывал Чайковский».

БФ «Спешите делать добро!» благодарит сеть курортов Alean Family Resort Collection за финансовую поддержку благотворительных программ и проектов, направленных на сохранение культурного наследия нашей страны!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *