В жизни нет справедливости

Справедливость есть право слабого.
Жозеф Жубер

Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.
Платон

Справедливость люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость.
Фрасимах

В молодости думаешь, что самое малое, чего ты вправе ожидать от других, это справедливость. В зрелом возрасте убеждаешься, что это — самое большее.
Мария Эбнер-Эшенбах

Почетное нужно предоставлять сильнейшим, а необходимое — слабейшим.
Юлии Цезарь

Несправедливость где бы то ни было — угроза справедливости повсюду.
Мартин Лютер Кинг

Несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.
Марк Аврелий

Справедливость — честное распределение чужого.
Геннадий Малкин

Все естественное несправедливо.
Анри де Монтерлан

Плохо придется людям, когда каждый потребует своего.
«Изречения Эзопа», 10

При мысли о том, что Господь воздает по заслугам, я поистине трепещу за свою страну.
Томас Джефферсон

Если каждому воздавать по заслугам, кто избежит кнута?
Уильям Шекспир

Если каждому по способностям, то еще останется.
Борис Крутиер

Человек способен примириться с любой несправедливостью, если он при ней родился и вырос.
Марк Твен

Несправедливость легче переносят уши, чем глаза.
Публилий Сир

Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду.
Люк де Вовенарг

В жизни нужно уметь терпеливо сносить несправедливость до тех пор, пока не сможешь причинять ее сам.
Альфред Капю

Никто не требует заново раздать карты, получив на руки четыре туза.

Где справедливость? Не задавайте риторических вопросов.
Леонид Крайнов-Рытое

Я нашел сто рублей. Есть еще в мире справедливость!
Аркадий Давидович

Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же несправедливости — в страхе перед угрожающим несчастьем.
Демокрит

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
Демокрит

Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости,
Жан де Лабрюйер

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Клод Адриан Гельвеций

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.
Клод Адриан Гельвеций

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
Люк де Клапье Вовенарг

Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.
Шарль Луи Монтескье

…Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
Дэвид Юм

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.
Жан Жак Руссо

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
Адам Смит

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
Георг Кристоф Лихтенберг

Истина и справедливость — вот единственное, чему я поклоняюсь на земле.
Жан Поль Марат

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость.
Оноре Габриэль Рикетти Мирабо

Справедливость — истина в действии.
Бенджамин Дизраэли

Справедливость радует, даже когда казнит.
Сидней Смит

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.
Уильям Хэзлитт

Те, кто громче всего жалуются на несправедливое обращение, первыми же его провоцируют…
Уильям Хэзлитт

Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
Карл Людвиг Берне

Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, но всего больше — знанием дела и справедливостью, невзирая на лица.
Иоганн Вольфганг Гёте

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Иммануил Кант

Говорить… об «естественной справедливости» — бессмыслица.
Карл Маркс

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
Иоганн Фридрих Шиллер

Представление о вечной справедливости изменяется… не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми… «каждый разумеет нечто другое».
Фридрих Энгельс

Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.
Фридрих Энгельс

«Справедливость», «человечность», «свобода» и т. п. могут тысячу раз требовать того или другого; но если что-нибудь невозможно, оно в действительности не происходит и, несмотря ни на что, остается «пустой мечтой».
Фридрих Энгельс

Справедливость необходима народу более, нежели цивилизация.
Пьетро Коллетта

Справедливость в человеке, не увлеченном страстью, ничего не значит, довольно безразличное свойство лица.
Александр Иванович Герцен

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Федор Михайлович Достоевский

Лжет непростительно, кто уверяет, будто все на свете справедливо! Так, изобретший употребление сандарака может быть вполне убежден, что имя его останется неизвестно потомству!
Козьма Прутков

Незрелый ананас, для человека справедливого, всегда хуже зрелой смородины.
Козьма Прутков

Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают.
Николай Гаврилович Чернышевский

Справедливость — это единственное служение.
Роберт Грин Ингерсолл

Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек.
Джеймс Фенимор Купер

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно.
Виктор Мари Гюго

Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны.
Жозеф Жубер

Справедливость — это истина в действии.
Жозеф Жубер

Несправедливость — это то, что мешает мне жить по своему усмотрению.
Сэмюэл Батлер

Справедливость — это когда мне позволено делать все что угодно.
Сэмюэл Батлер

Единственное, что хороший человек должен делать, — это быть справедливым. Жертва же своими силами, своею жизнью, своим счастьем есть всегда печальная и исключительная необходимость.
Джон Рескин

Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.
Герберт Спенсер

И более всего несправедливы мы не к тем, кто противен нам, а к тем, до кого нет нам никакого дела.
Фридрих Ницше

Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках.
Халиль Джебран Джебран

Справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — будет умеренность, в моральном — справедливость.
Лев Николаевич Толстой

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.
Лев Николаевич Толстой

Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека.
Василий Осипович Ключевский

Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного.
Владимир Сергеевич Соловьев

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.
Торнтон Нивен Уайлдер

Длительная борьба за справедливость поглощает любовь, породившую ее.
Альбер Камю

Мучительное ощущение: думаешь, что служишь справедливости, а на самом деле приумножаешь несправедливость. По крайней мере признаем это — и тем самым усугубим мучение; ведь это все равно что признать: всеобщей справедливости не существует. Отважившись на самый страшный бунт, в конце концов признать свое ничтожество — вот что мучительно.
Альбер Камю

Справедливости нет, есть только пределы.
Альбер Камю

Несправедливость неисчислима: исправляя одну, рискуешь совершить другую.
Ромен Роллан

Проблема справедливости так же стара, как проблема распределения.
Элиас Канетти

Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним.
Виктор Франкл

Горе тому, кто вздумал бы на земле осуществлять идеал справедливости…
Лев Шестов

…Для человека наиболее выгодный способ употребления справедливости таков: при свидетелях уважать законы, а без свидетелей — требования природы.
Антифонт из Афин

Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет ее совершать.
Платон

Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.
Платон

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.
Аристотель

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда; поэтому-то мы и говорим в виде пословицы: «в справедливости заключаются все добродетели «.
Аристотель

Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
Аристотель

Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.
Менандр

Величайший плод справедливости — безмятежность.
Эпикур

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо.
Цицерон Марк Туллий

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.
Цицерон Марк Туллий

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Цицерон Марк Туллий

Справедливость не может быть отделена от полезности.
Цицерон Марк Туллий

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.
Цицерон Марк Туллий

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.
Цицерон Марк Туллий

Справедливо, чтобы человек выступал иногда ради собственной доброй славы.
Плиний Младший

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
Марк Аврелий

…Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.
Марк Аврелий

Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает.
Марк Аврелий

Умный равнодушно переносит несправедливость.
Неизвестный автор

Если хочешь мира, устанавливай справедливость.
(Надпись на Дворце мира в Гааге.)

Неизвестный автор Кто пользуется своим правом, тот не совершает несправедливости.
Неизвестный автор

На справедливости зиждутся царства.
Неизвестный автор

Несправедливость противной стороны вызывает справедливую войну.
Неизвестный автор

Справедливость — основа общества.
Неизвестный автор

Справедливость — это подчинение писаным законам и обычаям народов.
Неизвестный автор

Справедливость без благоразумия многое может. Без справедливости же благоразумие ничего не стоит.
Неизвестный автор

Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам.
Неизвестный автор

Справедливость следует за законом.
Неизвестный автор

Справедливость требует, чтобы никто не обогащался незаконно и в ущерб другому лицу.
Неизвестный автор

Справедливы и надежны намерения порядочного человека.
Неизвестный автор

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Конфуций (Кун-цзы)

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Конфуций (Кун-цзы)

Если ты, рассуждая о справедливости, считаешь, что убить одного человека несправедливо, а убивать множество невинных людей справедливо, то это нельзя назвать знанием рода, знанием того, о чем идет речь.
Мо-цзы (Мо Ди)

Справедливости недостаточно, чтобы принести пользу другим людям, однако как раз достаточно, чтобы причинить вред жизни.
Ян Чжу

Я ценю жизнь, но еще больше ценю справедливость.
Мэн-цзы

Справедливость полезна, несправедливость вредна. Поздние монеты «Большой выбор» И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких…
Юстиниан

Лишь тот судьбою одарен счастливой,
Тот радостен, чье сердце справедливо!
Фирдоуси

Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам.
Унсур аль-Маали

Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии.
Ас-Самарканди

Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не дает им наносить вред.
Фрэнсис Бэкон

У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.
Франсуа де Ларошфуко

Насколько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили!
Блез Паскаль

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.
Блез Паскаль

Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым.
Жан де Лабрюйер

Близкие темы Комментарии

  • Ольга 3 Ноябрь 2018 в 02:33

    Вы привели ОДИНАКОВЫЕ цитаты, но разных авторов.

    Справедливость — истина в действии.
    Бенджамин Дизраэли

    Справедливость — это истина в действии.
    Жозеф Жубер

    Так ЧЬЯ это цитата по справедливости???

  • людмила игоревна учитель 4 а класса школы 643 в 2016 году 14 Март 2016 в 23:54

    мне очень помогли ваши афаризмы над воспитании своих учеников огромное спасибо

  • ОКСАНА 11 Декабрь 2015 в 20:55

    СО МНГИМ Я НЕ СОГЛАСНА

23 марта Царь записывает: «Разбирался в своих вещах и в книгах, и начал откладывать все то, что хочу взять с собой, если придется уехать в Англию». 27 марта Бьюкенен осведомляет Лондон о своем разговоре с Керенским, который просил его не производить давления с целью ускорить возможность отъезда, так как «Царь не в состоянии выехать в Англию в течение ближайшего месяца, пока не будет окончен разбор взятых у него документов». Нельзя не признать, что заявление Керенского находится в полном противоречии с той цитатой из «La Veritй», которая была проведена. Здесь следует остановиться и предварительно расшифровать заявление министра, сделанное английскому послу в достаточно дипломатической форме. Только раскрытие всех внутренних связей может объяснить затяжку с отъездом царской семьи, которого так желало Времен. Правит. и на котором так настаивало правительство английское.

В изображении быв. министра иностр. дел нить переговоров неожиданно оборвалась, и проект переезда царской семьи за границу сразу падает потому, что изменилась точка зрения английского правительства.

Когда Милюков «через некоторое время» (мы видим, что за истекшее время министр иностр. дел был в довольно оживленных сношениях с послом, вызванных настойчивой инициативой именно посла) спросил Бьюкенена, что делается для посылки условленного крейсера для перевозки царской семьи, он услышал от него неожиданный ответ: «Английское правительство не настаивает больше на своем предложении. «Память не могла мне изменить в этом случае», – писал Милюков, в 36 г. возражая Коковцеву. Весь вопрос, когда именно и при каких условиях произошел этот отказ. Именно этого самого важного память Милюкова не зафиксировала. Он поспешно присоединяется к версии, устанавливаемой разоблачением дочери Бьюкенена, которая утверждала в книге «Развал Империи» (32 г.), что отец не получил сакраментальную телеграмму из Лондона 10 апреля нового стиля, т.е. 28 марта по русскому счету, – таким образом, на другой день, когда коллега министра иностр. дел осведомил английского посла, что Царь не сможет выехать раньше месяца. (Зачем нужно было мин. иностр. дел при таких условиях настаивать на скорейшем прибытии «условленного крейсера»?) Эта телеграмма, как передает дочь посла, не заключала прямого отказа – рекомендовалось лишь послу «отговорить императорскую семью от мысли приехать в Англию…»

Всей этой истории мы еще коснемся, и с большой очевидностью увидим, что в действительности правительство при своей колеблющейся политикой само оставалось как бы в неведении относительно окончательного решения, которое всецело ставилось в зависимость от результатов расследования, предпринятого учрежденной при генерал-прокуроре Чрезвычайной Следственной Комиссии.

Министр иностр. дел, очевидно, счел тогда свои функции по выполнению морального обязательства правительства законченными. Никаких попыток выяснить вопрос и воздействовать на английское правительство проявлено не было. Факт этот как нельзя больше оттеняет ошибочность впечатления французского посла о взволнованности в день ареста бывшего Императора министра иностр. дел революционного правительства, видевшего в отъезде царской семьи не только последний шанс для ее спасения, но чуть ли не всей революции.

Чрезвычайно характерная черта отмечена в воспоминаниях исполнявшего обязанности русского посла в Англии Набокова (брата управляющего делами Времен. Правительства).

«О том, что происходило в России и в частности в Петрограде, несмотря на мои повторные просьбы, мы узнаем только из газет и от случайных проезжих русских, но не от министров… Ни одного письма я от министров не получал… Тесного контакта, откровенного обмена мыслей, таким образом, не установилось…»

Довольно любопытный итог, который подвел впоследствии сам министр иностр. дел. По его мнению, «Времен. Правит. могло бы до момента отказа и должно было бы сыграть более активную роль. Этому помешал его состав». С себя Милюков снимает, конечно, ответственность. Тот, кто будет опираться на действительность «бесспорных исторических фактов», присоединится ли, однако, к индивидуалистическому подходу мемуариста?..

Глава третья РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

1. Общество и народ

Вырубова рассказывает, что Государь вечером в день возвращения в Царское, окончив свою скорбную повесть о пережитом за истекшие дни, сказал с горечью: «Нет правосудия среди людей». Я взял эту цитату из стилизованных воспоминаний Вырубовой только потому, что ею воспользовался Троцкий для того, чтобы произнести весьма рискованную для себя, как адепта «красного террора», сентенцию. «Эти слова, – написал он, – непреложно свидетельствуют, что историческое правосудие, хотя и позднее, но существует». Историческое правосудие, если таковое существует, никогда не сопоставит с нравственной стороны облик человека, своей ужасной смертью купившего все, подчас невольные, грехи перед страной и народом, со зловещей фигурой сознательного палача – пусть паже «идейного».

Смерть Троцкого от мстительной руки убийцы – прежнего единомышленника – может быть моральным искуплением.

Николай II имел право с своей точки зрения говорить о людской несправедливости. В жизни он пытался руководиться «совестью» – так, как ее понимал. Ему казалось, что он сам ушел от власти, и, быть может, он искренно верил в возможность для себя спокойной, новой частной жизни в кругу семьи. Эта личная двойная драма не могла быть воспринята современниками – обстоятельство, которое положило определенный отпечаток на отношение к бывшему Императору и его судьбе. Революция произошла, как было отмечено, в атмосфере глубокой враждебности к Николаю II и к его жене, – далеко не только в либеральной и демократической среде. И было бы грубым нарушением исторической перспективы эту психологию момента подлаживать под наше позднейшее восприятие. Историк должен, конечно, нарисовать иной облик, далекий от непосредственного представления о нем, какое было до революции. Из воспоминаний Керенского видно, как личные сношения с заключенным изменили взгляды революционера на Царя: «Для меня, по крайней мере, он не является тем не человеческим чудовищем, каким он мне представлялся прежде». Керенский различил человеческое существо под маской Императора «Lа verité». Быть может, это сказано слишком сильно, но передает суть того, что в большей или меньшей степени испытывал каждый из нас, современников погибшего Императора, при ознакомлении с раскрывавшимися перед нами историческими документами. В этом человеке было какое-то личное обаяние (Троцкий, конечно, знал, что только «льстецы» называли его «шармером»). Керенский мог непосредственно подчиниться этому гипнотическому влиянию. Об удивительных синих глазах говорила не только жена в письмах, но и многие другие, в том числе и Керенский. Бьюкенен отмечал необычайное природное обаяние Императора.

Труднее попасть под гипноз, отвлеченно изучая материалы в виде интимных писем, дневников, воспоминаний и т.д., в таком изобилии появившихся после революции. До переворота наши суждения о личности царствовавшего монарха опирались на формальное восприятие фактов, проходивших перед нашими глазами, и на субъективно толкуемое, – на слухи, легенды и т.п. Многие из них, при изучении документов, разорялись, как дым. Исключительно достойное поведение Царя в течение всего периода революции заставляет проникнуться к нему и уважением, и симпатией. Впрочем, я готов заранее признать, что нашим современникам непосильно объективное начертание облика последнего русского Императора (по крайней мере – императора-самодержца) – на наше восприятие всегда слишком сильно будет давить мученический венец, принятый царской семьей в ночь екатеринбургских ужасов…

Иностранцу, воспитанному в английской парламентской традиции, может показаться, что если во время революции – в момент коллективной истерии – люди знали бы то, что мы знаем теперь о вмешательстве верховного властителя в управление Империей, вероятно, его судьба была бы предрешена гораздо раньше. Это – заключение проф. Пэрса, написавшего предисловие к книге Керенского. Русский историк и современник не может не прийти к выводу противоположному: то, что мы знаем теперь, только смягчает и значительно ослабляет мрачную картину дореволюционного прошлого, которую современники воспринимали с большой, подчас болезненной остротой. С этим заостренным чувством враждебности к династии современник вошел в революционную полосу. Мимо его сознания прошло и то, что сделавшийся ненавистным Царь отрекся от престола добровольно. Моральное обязательство, которое перед ним приняло на себя правительство, было совершенно чуждо восприятию подавляющей части либеральной и демократической общественности. Почему?.. В самой форме, в которой был опубликован акт отречения, как бы отсутствовал момент добровольного согласия, манифест, контрасигнованный подписью министра двора Фредерикса, был помечен 12 часами 2 марта вопреки псковскому соглашению. Правда, в рассказе депутата Шульгина, напечатанном в газетах через несколько дней и данном в порядке частного осведомления, упоминалось о том, что Государь согласился на отречение до проезда делегатов от Временного Комитета. Но это не было сообщение официальное. Правительство не сочло нужным, ни тогда, ни позже, подчеркнуть добровольное отречение бывшего Императора – факт, который несомненно облегчил бы новому правительству заботы об охране царской семьи. И психологически отречение воспринималось как низложение. Как выше указывалось, через несколько уже дней стало меняться понемногу и словоизображение: термин «низложение» заменил термин «отречение», и не только в органах революционной печати, но и на столбцах буржуазной повседневной печати (даже в такой корректной газете, как «Русские Ведомости»). Термин «свергнутый царь» фигурирует даже в разных воззваниях, выпущенных от имени Государствен. Думы.

Одна из самых естественных для понимания человека вещей и одна из самых больших фикций этого мира — справедливость. Ссылки на абстрактную справедливость встречаются в рассуждениях людей зачастую тогда, когда следовало бы сказать «мне бы хотелось, чтобы именно так было». Справедливости не существует — это тяжело принять, особенно тяжело об этом все время помнить.
Справедливость — это следование установленным правилам. Подвох в том, что такие правила устанавливаются крайне редко, а когда устанавливаются — часто нарушаются. Об этом очень вредно забывать, а надеяться на справедливость — еще вреднее. Обратите внимание на то, что успешные люди никогда не говорят, что их достижения — это проявление справедливости. Они говорят, что они чего-то добились просто потому, что смогли это сделать. А вот примеры того, как на других показывают пальцем и говорят, что они добились своего несправедливым путем, встречаются сплошь и рядом.
Этот мир создан изначально несправедливым. В дикой природе съедают того, кто не может защититься или убежать. Кто-то рождается, обреченным на голод и скорую смерть. Кто-то рождается с миллионным наследством. Я не говорю, что это справедливо (или нет), я лишь констатирую факт, что таково положение дел. Понятие справедливости неприменимо к объективному факту.
Все эти псевдофилософские рассуждения не стоили бы выеденного яйца, если бы не тот факт, что сам факт веры в справедливость здорово ограничивает возможности человека. Мышление и действия одних людей направлены на достижение целей в существующих условиях, в то время как кто-то страдает из-за того, что живет в вымышленном мире, в котором якобы есть пресловутая справедливость, и пытается ее восстановить.
Все начинается в школе. Когда за два одинаково хороших домашних задания одному ставят четыре, а другому пять, то неудачник по жизни идет к учителю разбираться, почему он поступил несправедливо и по-разному оценил две работы, выполненные на одном уровне. Может, быть он и добъется исправления оценки на «отлично», но это будет локальная победа и глобальный проигрыш. Победитель по жизни не пойдет к учителю, а подумает, как в следующий раз настолько блестяще сделать задание, чтобы шанса получить четыре не было в принципе.
Потом наступает взрослая жизнь, но ничего не меняется. Кто-то старается обходными путями узнать какая у коллег зарплата и потом ноет в курилке, что он выполняет ту же работу, а получает в два раза меньше, что несправедливо. Кто-то думает о том, как улучшить свою квалификацию или найти способ продать себя дороже. Кто-то предпочитает судиться годами ради того, чтобы «восстановить справедливость», а кто-то идет в суд только в том случае, если в случае победы можно получить четкую, осязаемую выгоду. Кто-то любит жить в системе, где все работают одинаково и получают одинаково, а кто-то стремится туда, где побеждает самый сильный и самый удачливый. Особенно много людей, которые причитают о несправедливо нажитом состоянии. Специально обращаю внимание на формулировку: несправедливом, не незаконном. Незаконность — это совсем другое дело, но почему-то многих волнует именно «несправедливость»: они не оказались в нужное время в нужном месте и не сделали нужное дело.
Успешные люди не верят в справедливость. Они не думают, что им кто-то должен справедливо оплачивать их труд. Они не задают вопросов вроде «справедливо ли, что Дэвид Бэкхем купается в роскоши, в то время как благотворительные организации не устают искать деньги?». Они никогда не жалуются, что работодатель, судьба или обстоятельства несправедливы к ним. Потому что справедливости не бывает. Бывает только реальное положение дел.

Как вы считаете, уважаемые читатели, нужна ли нам с вами социальная справедливость? Знаете, а ведь не каждый человек может дать утвердительный ответ на этот вопрос. При этом надо заметить, что о справедливости, в том или ином контексте, время от времени говорят многие люди, особенно в тех случаях, когда ее отсутствие негативно сказывается именно на их жизни. Очень жаль, что о социальной справедливости люди вспоминают в основном тогда, когда именно с ними поступают несправедливо. И то, это по их собственному мнению, с ними в тех или иных ситуациях поступают несправедливо, хотя в действительности это может быть не так. А вот когда с кем-то другим поступают несправедливо, многие из нас предпочитают не вспоминать о справедливости вообще, заботясь исключительно о своих собственных интересах. Это плохо, плохо для нас всех. Ведь справедливость – это именно то, за что мы все и всегда должны бороться всеми доступными нам методами, ибо только в справедливом обществе возможна такая жизнь, при которой большинству людей будет житься очень хорошо.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на то, как живут люди в демократических государствах и в государствах, где никакой социальной справедливости нет, где господствует право сильного. Разница в уровне жизни и в ее качестве, будет огромной. Все нормальные люди хотят жить в более справедливом обществе, потому что жизнь в таком обществе безопаснее, сытнее, спокойнее, интереснее, проще. Социальная справедливость – это без всякого преувеличения, основа стабильности и процветания государства, а также очень прочная основа власти. К этому выводу приходили практически все известные философы. И сами мы, будучи здравомыслящими людьми, прекрасно это понимаем. Однако до абсолютной справедливости нам еще далеко. Мы пока еще слишком дикие, чтобы не пользоваться своими различными преимуществами и своей силой, когда мы можем это сделать, ради исключительно своих собственных интересов. Наше отношение друг к другу, пока еще оставляет желать лучшего. Однако прогресс есть, общество меняется, не везде и не так быстро, как хотелось бы, но меняется, и главное, что меняется оно в лучшую сторону, в сторону большей справедливости и человечности.

Общественные отношения принято делить на экономические, социальные, политические и духовные. Экономические отношения – это такие отношения, которые выстраиваются между людьми и группами людей по вопросу производства, способов распределения и потребления материальных благ. Мы ведь все нуждаемся в материальных благах, следовательно, они так должны распределяться между всеми нами, чтобы каждый из нас мог получить то, в чем он нуждается. Политические отношения решают вопросы власти, к которой в идеале должен иметь возможность прийти любой человек, если его личные способности позволят ему это сделать. Духовные отношения должны помогать людям, удовлетворять свои духовные потребности, которые имеются у любого психически здорового человека. На базе этих отношений – экономических, политических и духовных, формируются социальные отношения. И в этих отношениях должна присутствовать мера социальной справедливости, отвечающая интересам подавляющего большинства людей. Все должны быть равными перед законом, у всех должны быть равные возможности для реализации своего потенциала. Каждый человек должен иметь доступ к необходимым ему для жизни ресурсам, то есть, каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, а уж воспользуется он ей или нет – это его дело. Все люди должны иметь возможность получать хорошее, я не говорю очень качественное, но как минимум хорошее образование, которое готовит человека к жизни, а не к рабскому труду, а также позволяет ему удовлетворить свои духовные потребности – это потребность в познании окружающего мира, потребность в самосовершенствовании и самореализации, потребность в познании смысла своей жизни. К тому же хорошее образование дает возможность человеку прийти к власти, которая нуждается в мудрых людях. Медицинские услуги также должны быть доступны всем, чтобы все были здоровы и могли жить. В общем, вы сами прекрасно знаете, что такое социальная справедливость и в чем она выражается – вам не нужно иметь определение этому понятию, вы должны уметь чувствовать справедливость. Психологи обнаружили, что человек появляется на свет с врожденным чувством справедливости, поэтому справедливость надо чувствовать, а не понимать.

Понимать надо другое – понимать надо то, как мы можем сделать наше общество более справедливым, как можем внедрить в его сознание новые концепции справедливости. Другими словами, врожденная потребность в справедливости у нас есть, необходимо только найти возможность ее удовлетворить. Мы должны убедить себя и других в том, что социальная справедливость – это одна из базовых ценностей нашего общества. Каждому должно воздаваться по его заслугам – в этом смысл социальной справедливости. Некоторые люди, с которыми я общался на эту тему, почему-то всегда вспоминают социализм, когда речь заходит о социальной справедливости, о том, что все люди должны быть равными или, если говорить точнее, то одинаково бесправными. Друзья, коммунисты ни о какой социальной справедливости не помышляли, она им вообще не была нужна. И сам по себе социализм, ни к какой социальной справедливости не приводит, поскольку ограничивает людей в их возможностях. Капитализм и демократия гораздо справедливее, чем социализм, от того и люди в капиталистическом обществе живут намного лучше и счастливее, хотя капитализм и демократия далеко не самые справедливые системы. Но, как в таких случаях говорят – ничего лучшего пока не придумано. Пока не придумано. Так что не надо путать всеобщую уравниловку с равными возможностями, позволяющими людям реализовать свой потенциал, так как это абсолютно разные вещи. Справедливое общество стимулирует людей к развитию и созиданию, а не призывает их сделать всех одинаково серыми и безликими. Мы с вами должны это понимать, чтобы те немногие, кому хорошо живется в несправедливом мире, не убедили нас в том, что никакая социальная справедливость нам не нужна.

Не смотря на нашу потребность в социальной справедливости, пока я вынужден констатировать тот факт, что миром правит сила, а не основанная на здравом смысле справедливость. У всех у нас есть права и обязанности, но у кого-то этих прав больше, а у кого-то меньше, у кого-то обязанностей выше крыши, а у кого-то их мало или вовсе нет. Некоторые люди вынуждены работать очень много, чтобы просто выжить, а другие палец о палец не ударяют, но имеют все, о чем только можно мечтать. Мало того, некоторые члены нашего общества сознательно вредят этому обществу, и при этом пользуются всеми его привилегиями, они фактически сидят на шее у общества и при этом целенаправленно вредят ему. Такое положение дел серьезно подрывает нравственное здоровье общества, делая его более озлобленным и циничным. Ведь мы видим, что сытой жизнью живут не те люди, которые много и честно работают, а те, кто с помощью силы и хитрости присваивает себе результаты чужого труда. Следовательно, именно с помощью силы и хитрости мы и должны делать свою жизнь более справедливой, борясь за более качественную, более свободную, более честную, более интересную и перспективную жизнь. Пока что друзья, жизнь может быть справедливой лишь в том случае, если люди будут бороться за социальную справедливость, а не просто призывать к ней. Добро должно быть с кулаками, и всякие великие идеи, адекватные человеческой природе, непременно должны отстаиваться не только сильным словом, но и если понадобиться, то и мечом. Ведь если мы посмотрим с вами на нашу историю – на историю всего человечества, то мы увидим, что человеческое общество эволюционировало через силу, а не за счет здравого смысла. Люди в основном с помощью силы обретали свободы и права. И хотя мы живем с вами в более или менее цивилизованном мире, боюсь, по-хорошему наше общество меняться не захочет, даже если у него возникнет нужда в этом. Поэтому какой-никакой пинок под зад ему нужно будет дать.

Впрочем, я даже близко не хочу говорить о всяких там революциях, государственных переворотах и тому подобных вещах, предшествующих серьезным изменениям в обществе, ибо все это изжитки прошлого, совершенно не подходящие для нас – современных людей. Сегодня у нас есть другие возможности добиться изменений в своем обществе, сегодня мы живем в таком мире, в котором информация со скоростью света может быть передана из одного конца света в другой. Сегодня нам надо усиленно рекламировать социальную справедливость – как самый востребованный прогрессивным человечеством товар. Не нужно проливать кровь за справедливость, нужно не допустить ее пролития за несправедливость. Понимаете, смысл этой стратегии? Не нужно защищать плохое, тогда хорошее, то есть, справедливость – автоматически восторжествует! И никакие эгоистичные мерзавцы не смогут помешать этому процессу. Ведь сами эти мерзавцы на рожон не полезут, они привыкли отстаивать свои интересы чужими руками. Вот, эти чужие руки необходимо взять под контроль с помощью убеждений, предложив людям здоровую идею социальной справедливости. Только она должна быть действительно здоровой, а не утопичной, как у коммунистов, тогда люди ее поддержат и воплотят в жизнь.

Знаете, уважаемый мною французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Справедливость есть право слабого». Но я не считаю его слова истиной, хотя знаю, что многие люди придерживаются именно такой точки зрения, считая всякую справедливость – уделом слабых. Мне больше нравится, как сказал о справедливости итальянский философ Джузеппе Феррари: «Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо». Я считаю, что слова Джузеппе Феррари, гораздо ближе к истине. Можно также вспомнить слова Аристотеля, который сказал: «Государственным благом является справедливость». Более справедливое государство, вне всяких сомнений будет пользоваться огромной популярностью у народа, ибо жизнь в таком государстве будет намного лучше, чем жить в несправедливом государстве, в котором хорошо себя будут чувствовать лишь те, кто находится на самом верху. Человек на собственной шкуре может ощутить разницу, между жизнью в справедливом обществе и в обществе несправедливом. Все познается в сравнении, так что сравнивайте. А когда сравните и поймете, какая жизнь лучше – подумайте о том, что именно вы можете сделать для того, чтобы сделать наше общество более справедливым. Вероятно, вам следует начать с себя, с того, чтобы быть справедливым даже тогда, когда лично вам это не выгодно. И еще вам нужно уметь грамотно противостоять несправедливости, чтобы не только не стать ее жертвой, но и не принять ее, как норму жизни. А если сами вы не умеете противостоять несправедливости, которая царит вокруг вас, то это означает, что вам не хватает хитрости, а также гибкости и глобальности мышления. Но ничего страшного, этому можно научиться. Я этому много раз учил и учу людей, в рамках своих услуг. Когда человек к тебе обращается за помощью, ссылаясь на несправедливость этого мира – его нужно учить быть хитрым и гибким, чтобы уметь использовать несправедливость против нее самой. Так что если вы не в силах совладать с несправедливостью нашего мира – обращайтесь ко мне за консультацией. Я научу вас грамотно обращаться с этим неприятным для нас всех явлением, и одновременно научу вас прививать другим людям чувство справедливости. Люди должны чувствовать острую необходимость в справедливом мире, иначе они не станут прилагать усилия для того, чтобы такой мир построить, и так и будут продолжать цинично эксплуатировать друг друга, подчиняясь грубой, вероломной силе.

Я всегда считал и считаю, что в справедливости силы больше, чем в несправедливости, потому что справедливая сила – это контролируемая сила, это сила, которая направлена на развитие и созидание, а не на разрушение и деградацию. Вы только подумайте, что это значит – жить в мире, в котором прав тот, кто сильнее. Ведь это же животный образ жизни – это, или рабское существование большинства людей, которые не способны и не хотят противостоять эксплуатирующей их силе, или взаимоуничтожение людьми, не желающими починяться этой силе, друг друга. И в том и в другом случае, речь идет о диких людях, подчиняющихся своим инстинктам, а не своему разуму. Если бы люди не научились договариваться друг с другом, они бы давно вымерли, как вид. Поэтому очевидно, что сила должна быть управляемой – управляемой разумом, а не инстинктами.

Люди должны быть сильными, но они должны хотеть применять свою силу не только в своих личных интересах, но и в интересах того общества, в котором они живут, потому что это общество также отвечает их интересам. Опасно и некомфортно жить в таком обществе, где, образно выражаясь, каждый может сунуть тебе в спину нож, где каждый тебя может обмануть, убить, ограбить, ограничить в свободе, покалечить. Зачем жить по волчьим законам, если эти законы любого из нас делают овцой? Это же неразумно. В справедливом обществе жить намного лучше. Если бы люди в прошлом не боролись за справедливость, а помышляли бы только о том, чтобы творить несправедливость своими собственными руками для своей собственной выгоды, мы бы до сих пор бегали с копьями и топорами и убивали бы друг друга в больших количествах. И рабство до сих пор бы существовало в своем примитивном виде, а не в том цивилизованном виде, в котором мы его наблюдаем сегодня. Но мы ведь от этого ушли. Стало быть, психологи правы, в нас действительно есть что-то такое, что-то Божественное, что вынуждает нас бороться за справедливость и делать наше общество лучше, лучше для всех, в том числе и для нас самих. Нам всем выгодно жить в справедливом обществе, в котором люди руководствуются здравым смыслом, принимая те или иные решения, а не своими животными инстинктами. Запомните это – выгодно! Никогда не слушайте тех, кто говорит, что никакая социальная справедливость людям не нужна, что вообще нужно забыть о всякой справедливости и жить исключительно своими эгоистическими интересами. Люди, которые так говорят, или не понимают, о чем говорят, или не заинтересованы в том, чтобы то общество, в котором они живут – развивалось и процветало.

Мы должны и мы можем жить в более справедливом обществе, потому что в большинстве своем мы все этого хотим. Справедливая жизнь отвечает нашим интересам, она – наше будущее. Воспевая и распространяя идею социальной справедливости в обществе, мы все делаем полезный вклад в собственное будущее, и что еще важнее, в будущее наших детей. Когда-то наши предки мечтали о лучшем будущем для нас – их потомков, и надо сказать, что их мечты сбылись – наша жизнь действительно стала лучше. Она не идеальна, но лучше. Теперь пришло время и нам подумать о том, в каком обществе будут жить наши дети и внуки. Мы с вами можем оставить им в наследство – радость и счастье, или боль, страдания, жестокость, ненависть, зависть, в худшем ее проявлении, и тому подобные негативные вещи, отравляющие жизнь людям. Все зависит от нас и нашего выбора – что защищать, за что агитировать и за что бороться. В несправедливом обществе мало радости и счастья, в нем много злобы, боли и страданий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *