Ваххабит, кто это?

Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые даже думают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама.

Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и истинных имамов). Человек, который прочитает данную книгу, с позволения Всевышнего получит вполне удовлетворяющий ответ на все эти вопросы.

Ваххабиты — это люди, искажающие истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.

Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над ‘Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о заступничестве (шафа‘ате) есть неверие и многобожие (куфр и ширк); что запрещено (харам) посещать могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); что мусульмане сбились с правильного пути из-за того, что чрезмерно хвалят Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что если сказать ему «саййидуна» (наш господин), то это приведет к куфру (неверию), что те, кто, обращаясь к Аллаху просят, делают ду‘а, повернувшись к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оказывая ему почтение, совершают ширк (многобожие, идолопоклоничество) и т.д. Некоторые ваххабиты дошли до того, что стали говорить о необходимости вынести могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из мечети в Медине. Именно так пишет один из их предводителей Насируддин Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз». А в книге «Хаджату Ннабии», он утверждает, что одним из заблуждений и нововведений в Медине является оставление могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) внутри мечети.

Ваххабиты разрушили и уничтожили могилы (зияраты) многих ученых-богословов, любимцев Аллаха — авлия‘, асхабов и даже родственников и жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Дошло до того, что они разрушили дом Хадиджи, самой любимой жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и матери всех верующих, куда в свое время ниспосылались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) откровения от Аллаха. На месте разрушенного дома построили туалеты (см. книгу «Насихатун лиихванина ‘уламаи Наджди», стр. 60).

Ваххабиты утверждают, что будто бы у авлия‘ (святых, приближенных к Аллаху) не бывает караматов. Они говорят, что пользы от палки (трости) больше, нежели от умершего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ваххабиты запрещают коллективное зикру (поминание Аллаха), говоря, что это нововведение. Даже говорят, что нельзя поминать Всевышнего словами «Аллаh, Аллаh». Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать ду‘а, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самим можно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть.

Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и исходя из собственного мнения может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Они утверждают, что богословские книги великих ученых истлели от давности, и поэтому нельзя следовать им. Несмотря на то, что Шариат запрещает запирать мечети на ночь, они закрывают мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, чтобы люди не проводили там ночи в богослужениях. Запрещают давать уроки Ислама в Мекке и Медине тем, кто не исповедует ваххабизм. Также утверждают, что у нынешних мусульман ширк более тягчайший, нежели чем у идолопоклонников предыдущих веков. Они утверждают, что уже после третьего века мусульмане утонули в океане многобожия, (см. книгу «Мухаммад ибну Абдульваххаб», стр. 7-10). Ваххабиты запрещают читать книгу «Далаилуль хайрат» (это книга, где написаны салаваты Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлиды, на которых восхваляется Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), называют нововведением. Запрещают читать ду‘а «Аль-Кунут» (Махдина) при совершении утреннего намаза. Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Аш‘ари.

Они называют тарикат (путь познания Аллаха) путем шайтана, устазов — наставников — идолами, а их мюридов – идолопоклонниками, отрицают чтение ду‘а «Амин раббаль ‘аламин» после суры «Аль-Фатиха». Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки (мир им). Утверждают, что Аллах не дает тайные знания пророкам и авлия. Талисманы, которыми пользуются мусульмане, где написаны аяты священного Корана, называют идолами. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Запрещают целовать руку в знак почтения богобоязненным, уважаемым людям. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным.

Они говорят о недозволенности исполнения мюридами зикра, салавата в определенном количестве, указанном их устазом. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей таких, как будалаи, автады. Запрещают поднимать руки для ду‘а как при чтении суры «Аль-Фатиха». Запрещают читать салават (восхваление) Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после чтения азана (призыва к намазу). В конце ду‘а запрещают читать «Аль-Фатиха», запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) необязательно и что слова «любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают только лишь следование ему.

Запрещают совершать обряд искат. Утверждают, что если человек, находясь на одном месте, три или больше раз скажет «талак» (даст полный развод), то полный развод не получается. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что собираться в ночь Бараат в середине месяца ша‘бан для совершения ду‘а и богослужений является бид‘а (запретным). Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство.

Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад, высмеивают книгу имама аль-Газали «Ихья‘». Утверждают, что якобы асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стали кафирами из-за нескольких слов, сказанных в шутку. Утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь вознесения Ми‘радж не видел Всевышнего Аллаха. Утверждают, что родители Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это обитатели Ада. Все хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их. Утверждают, что находят ширк и куфру в словах таких великих людей, известных во всем исламском мире, как: ‘Абдуль Кадир Гилани, имам аль-Газали, Раби‘ату аль-‘Адавият, имам Ша‘рани, Бусири, Мухаммад аль-Джазули, Джалалуддин Руми и др. (см. книгу Джамиля Зину «Суфият»).

Где бы ваххабиты не появились, там они сеют смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти, таким образом, нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агресивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары.

Кроме выше перечисленых есть ещё много признаков, отличающих ваххабитов от большинства мусульман, то есть людей ахлу-Сунна ва аль-джамаа. Эта книга, опираясь на достоверные доказательства, взятые из Корана и хадисов, а также на высказывания сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), табиинов, имамов и шариатские решения великих учёных-богословов, полностью изобличает ложность и пагубность ваххабитской идеологии.

Данная книга написана в виде ответов на вопросы, затрагиваемые ваххабитами. Вопросы, связанные между собой, мы свели в отдельные главы. В конце книги приведена краткая история возникновения ваххабизма и некоторые документальные факты связанные с их деятельностью.

ФОТО: СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

Корреспондент «Власти» Ольга Алленова встретилась с депутатом Госдумы Русланом Ямадаевым, который в первую чеченскую войну воевал против федеральных властей, а теперь вместе с братом Сулимом борется с боевиками и ваххабизмом в Чечне.
— По главной версии следствия, теракт в метро имеет чеченский след. Что же получается — вы в Чечне плохо боретесь с боевиками, они приезжают в Москву и взрывают здесь людей?
— Как это мы плохо боремся? А кто воюет с ними в горах? Наш же, чеченский спецназ воюет. Мы постоянно теряем людей. Недавно убили пятерых из службы безопасности Кадырова. Потом в Дарго погибли пятеро бойцов Сулима. После похорон Сулим провел спецоперацию под Грозным, потерял еще двоих убитыми и четверых ранеными. Это только за последние две недели, и я не беру потери других официальных чеченских подразделений, у меня просто информации по ним сейчас нет.
— А разве взрывчатка поступает в Россию не из воюющей Чечни?
— Тротил делают на заводах. В Чечне таких заводов нет. Зато есть, например, в Красноярском крае. Мне недавно депутат оттуда рассказывал, что там на военных заводах делают тротил, для геологоразведочных работ, например, а при отгрузке и транспортировке по три тонны за раз просто «теряется». Вот тут при чем чеченцы? И вообще, вся чеченская диаспора наблюдала за происходившим на телеэкране после теракта, и все возмущались. Некоторые депутаты требуют от диаспоры решительных действий, а что может сделать диаспора, если профессора, врачи и учителя запираются в своих квартирах и боятся выйти из дома, потому что знают, что после терактов метут всех подряд чеченцев? Мне вот каждый день звонят, что в Москве задерживают чеченцев, у которых даже командировочные удостоверения на руках из комендатур и воинские удостоверения.
После каждого теракта диаспора высказывает осуждение, но ваххабитам на наше осуждение плевать, у них другие ценности. Чеченцы страдают от ваххабизма точно так же, как и русские, потому что в Чечне ваххабиты тоже взрывают общественные места, там тоже гибнут люди. Мне непонятно, почему чеченцев делают крайними в общей для всех проблеме. Мне непонятно, почему сегодня преступников, убивающих мирных людей, наделяют священным именем шахида, а мирных чеченцев называют бандитами — вот Невзоров с Рогозиным недавно в таком духе выступили.
— Но террористы уж точно приезжают из Чечни. Значит, их там готовят.
— Это все полный бред. Тактика камикадзе была разработана Хаттабом и Басаевым еще тогда, когда в Чечне можно было все. Но сейчас в Чечне им (ваххабитам.— «Власть») менее комфортно, чем в других республиках, потому что в Чечне их ищут, на них охота — не только федералы, и мы, чеченцы, тоже ищем. И в Чечне их сейчас гораздо меньше, чем в Ингушетии, Дагестане, Ставрополье, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. И готовят их не в Чечне. Вы думаете, что Басаев в Чечне сидит? Он да Масхадов приезжают, запишут кассету в чеченском лесу или селе, чтобы показать — вот, мол, мы в Чечне, со своим народом, а сами назад, в тихую Ингушетию или Дагестан. Да еще наверняка ездят под прикрытием каких-нибудь демократических фондов. У нас же агентура, у нас спецназ Сулима в горах работает, я просто так говорить не буду. Да что далеко ходить — в Москве в мечеть ходит процентов 40 ваххабитов. Их же и по виду отличить нетрудно. Ваххабизм — страшное явление, он сейчас тихо покоряет всю Россию. Ваххабитские центры уже почти во всех регионах России есть. И это страшнее, чем теракты и война, потому что рано или поздно этот ваххабизм выстрелит по нам всем.
— Как же с этим явлением бороться?
— Ну что скрывать, муфтият России работает слабо. Даже в Чечне не хватает медресе, не хватает разъяснительной работы, а что говорить о других республиках? Ислам — популярная религия, но не каждый может сразу понять, что традиционный ислам и ваххабизм — это далеко не одно и то же. А когда понимают, уже поздно. Молодежи надо объяснять, что к чему, когда она еще не знакома с ваххабизмом. А ваххабитов уже не перевоспитаешь. Уничтожать их надо, всех до последнего. Другого пути нет.
— Вы будете их уничтожать, а они будут продолжать взрывать мирных людей? Может, все-таки стоит пойти на переговоры с Масхадовым?
— Они будут еще больше взрывать и убивать, если поймут, что добились уступок. Они поймут, что взрывами и угрозами можно добиться любого политического решения. Представляете, во что это выльется? Все это уже было — переговоры, и они после этого пачками расстреливали людей, воровали, делали рабами. Все отморозки мира приезжали в Чечню, прятались от правосудия. И в Чечне их учили терроризму. Сейчас Чечня пытается вернуться в цивилизованный мир, а эти отморозки ей не дают.

УДК 316.37

С. И. Сулимов, И. В. Черниговских

(к.филос.наук, доцент; к.филос.наук, доцент) Воронежский государственный университет инженерных технологий

(г. Воронеж, Россия) sta-sulimov@ya.ru; igrchernigovskix@rambler.ru

ОБ ИСТОКАХ ВАХХАБИЗМА И ЕГО РОЛИ В ИСЛАМИСТСКОМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Аннотация. Данная работа посвящена анализу факторов возникновения ваххабитского направления в исламе и его широкого распространения во второй половине ХХ в. Авторы прослеживают связь ваххабизма с панисламистским движением (в частности, с «Братьями-мусульманами») и экстремистскими мусульманскими организациями местного значения (например, афганской группировкой «Талибан»).

Ключевые слова: ваххабитский ислам, глобализация, деобанди, исламизм, международный терроризм, Талибан.

В наши дни, говоря о международном терроризме, многие отечественные (А. Брасс) и зарубежные (Р. Мейер) авторы a priori упоминают ваххабитское течение ислама, как будто каждый его адепт обязательно связан с той или иной террористической организацией. Некоторые зарубежные исследователи (П. Дж. Бьюкенен) приравнивают международную террористическую группировку «Аль-Каида» к афганскому религиозно-политическому движению «Талибан», что совсем неправомерно. Для неискушенного наблюдателя вырисовывается странная и страшная картина: могущественная мусульманская секта объединяет исламский мир под своим знаменем, превращая каждого верующего мусульманина в фанатичного террориста. Такой взгляд далёк от реальности. Кроме того, от него ускользают те реальные угрозы, которые ваххабитское движение всё-таки несёт мировому сообществу. В данной работе мы познакомим читателя с краткой историей и доктриной ваххабитского ислама и покажем его реальный военный и политический потенциал, а также проследим связи ваххабитских организаций с другими движениями исламского экстремизма.

Вопреки расхожему, ни на чём не основанному мнению, ваххабитское движение возникло не в ХХ в. под опекой американских и европейских спецслужб, а в далёком XVIII в., на Аравийском полуострове, вдали от каких-либо политических центров. Следует отметить, что ислам очень тесно связан с политикой и всегда активно взаимодействует с государственными структурами. В описываемый период оба самых многочисленных направлений ислама, суннизм и шиизм, оказались очень тесно интегрированы в две империи: Османскую Турцию и Сефевидскую Персию. Шиитский ислам, отличительной чертой которого является мессианство, почти никогда не ориентирует своих адептов на политические перемены, полагая, что посланник Аллаха установит в мире надлежащий порядок, но в своё время. Сунниты до начала ХХ в. были покорны халифу — духовному наследнику пророка Мухаммеда, которым с XVI в. считался османский султан. И этот монарх почти всегда предпочитал держать ислам в стороне от реальной политики, управляя государством в соответствии с вполне мирскими принципами. Для поддержания же баланса между светской и духовной властями султан опирался на богословов-

правоведов, основной задачей которых было сохранять исламское вероучение от расколов и при этом урезонивать слишком ретивых поборников реализации шариата в государственном устройстве. Вот как характеризует консерватизм суннитского ислама той эпохи англо-пакистанский исследователь А. Тарик: «Терпимость, проявляемая по отношению к иудеям и протестантам, почти никогда не распространялась на еретиков внутри самого ислама. Муллы исламской империи заботились о том, чтобы расправа в таких случаях была скорой и жестокой. «Помни Мартина Лютера», — предостерегал кади султана. Реформацию можно было поддерживать, потому что она вела к раздорам внутри христианства, однако сама мысль о «мусульманском Лютере» была неприемлема» .

Фактически не влияющий на политику персидской и турецкой империй ислам, тем не менее, пронизывал все сферы жизни восточного простонародья, порой принимая причудливые формы, далёкие от Корана. Например, уважаемые в народе бродячие монахи, суфии, проповедовали экстатическое богообщение, играли на музыкальных инструментах и употребляли алкоголь, однако это никак не умаляло их авторитета. Среди бедуинских племён процветал фетишизм, лишь немного согласованный с исламским вероучением. Дело в том, что кроме Корана и Сунны в исламе есть очень важный компонент, именуемый «бида», то есть «новшество». Это созвучное духу времени нововведение, никак не указанное в Коране, но благословленное рядом авторитетных богословов. Советский историк А. М. Васильев указывает, что одним из очень важных «новшеств» ортодоксального ислама является почитание святых: «Одним из «новшеств», вошедших в ислам, был культ святых. (…) Культ святых в исламе в основном местного, доисламского происхождения; но прежних божков или христианских святых заменили исламские проповедники, сподвижники пророка, выдающиеся теологи» . И, разумеется, среди образованных суннитов часто встречались и такие, которые полагали, что ислам в своём наличном виде подвергается эрозии и нуждается в эффективном очищении от злободневных «новшеств».

В первой половине XVIII в. аравийский теолог Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, опираясь на труды известного средневекового автора Таки ад-Дина ибн Таймийи (XIV в.), призвал арабов вернуться к «традиционному» исламу времён пророка Мухаммеда и его первых четырёх наследников. В принципе, и до него, и после таких архаически настроенных мыслителей на Востоке встречалось немало. Но аль-Ваххаб сумел получить поддержку влиятельных бедуинских шейхов Османа ибн Муаммара и Мухаммеда ибн Сауда. Эти вожди согласились поддержать реформатора вооруженной рукой, если он укажет им, с кем же надлежит сражаться. Не стоит обманываться насчёт их готовности воевать: дело здесь заключалось вовсе не в религиозном фанатизме, а в обыкновенной корысти, ведь набеги и грабежи испокон веку были основным промыслом бедуинских племён. И поэтому Мухаммед аль-Ваххаб (сам, кстати, не бедуин, а судейский сын с блестящим образованием) был вынужден приурочить своё учение к политическим и экономическим запросам бедуинских племён и кланов. Получилась следующая доктрина:

1. Единобожие. Ваххабиты не признают пророка Мухаммеда избранником Аллаха и даже не упоминают его имени в молитвах. Для них Мухаммед — ничем не примечательный человек, в какой-то момент времени понадобившийся Аллаху для решения конкретной задачи.

2. Отрицание любых «новшеств», касавшееся не только религиозных, но и технических нововведений.

3. Панарабское братство. Ваххабиты настаивают на принципе «арабы равны арабам», отрицая тем самым привилегии любой социальной группы. По этой же причине они до сих пор всячески отвергают культ святых: ни один человек не ближе к Аллаху, чем любой другой.

4. «Очищение» ислама, выражавшееся в приравнивании всех ортодоксальных мусульман к «язычникам» и «идолопоклонникам», а суннитского мира к доисламскому миру.

5. «Священная война». «Ваххабиты всех современных им мусульман, которые не разделяли их учения, считали гораздо худшими «многобожниками», чем людей джахилийи, доисламской Аравии. Это было отправным пунктом крайнего фанатизма и оправдывало всяческую жестокость по отношению к «многобожникам»» .

Сначала мекканские муллы подшучивали, что аль-Ваххаб ввёл в исламское вероучение новый догмат: кто не согласен с ним, тот не мусульманин. Но вскоре стало не до смеха: отряды бедуинов, подстрекаемые самозваным ревнителем веры и его авторитетными друзьями, стали нападать сначала на паломников, совершающих хадж, а потом и на всех окрестных мусульман. Возможно, аль-Ваххаб сравнивал себя с пророком Мухаммедом, потому что верные ему бедуины захватили Мекку и подвергли её «очищению». В ходе этого акта были уничтожены могилы жены пророка Хадиджи и его дочери Фатимы. Имущество суннитов-ортодоксов беззастенчиво разграблялось, и многие из них были убиты за отказ признать аль-Ваххаба новым пророком. Так возник эмират Дерийя, настоящее ваххабитское государство, управлявшееся династией Саудитов и жившее за счёт набегов на земли «идолопоклонников», к которым ваххабиты относили не только суннитов, но и шиитов. В частности, отряды «ревнителей веры» захватили и разграбили священный для шиитов город Кербелу. В границах эмирата же действовали строгие правила, соединившие требования уголовного законодательства с принципами внешнего благочестия. В частности, ваххабитские кади проверяли, носят ли мужчины бороду надлежащей длины и достойным ли образом смеются. С населения в обязательном порядке взимался налог-милостыня (закят), но из-за повальной бедности арабов это была сущая капля по сравнению с добычей от набегов на турецкие и персидские земли. При этом отнятые в грабеже дорогие вещи оказывались практически бесполезными, потому что ваххабиты старались лишний раз не торговать с «идолопоклонниками».

В результате, кровавые выходки ваххабитов настроили против них всё восточное общество, а к серьёзной войне Дерийский эмират вовсе не был готов. Ведь, борясь с любыми «новшествами», ваххабиты не производили и не покупали огнестрельное оружие. Фактически они пытались вернуть Аравию и весь остальной мир в VII в. н.э., в эпоху возникновения ислама. И, разумеется, ни турецкий султан, халифату которого был брошен открытый вызов, ни персидский шах, которого совсем не радовали набеги, не собирались мириться с существованием еретического «княжества». Поэтому в 1818 г. войска египетского паши Мухаммеда Али, формально подчинявшегося Стамбулу, вооруженные и обученные по европейским образцам, относительно легко сломили сопротивление ваххабитов, освободили Мекку и заняли Дерийю. Почти на полтора века о ваххабизме все забыли, хотя среди аравийских племён он продолжал существовать, будучи государственной религией Саудовской Аравии.

Второе рождение ваххабизм пережил в 1960-е гг. Этому предшествовали три важных события. Во-первых, в 1924 г. турецкий реформатор М. К. Ататюрк упразднил халифат, тем самым децентрализовав суннитский ислам. Во-вторых, светский арабский национализм (баасизм) скомпрометировал себя, приведя поддерживавшие его страны (Египет, Сирию и Иорданию) к поражению к Шестидневной войне с Израилем. Оказалось, что подражание европейским странам и СССР не сделало арабские страны по-настоящему сильными. Те политики и мыслители, которые отстаивали независимость арабского мира от европейских колонизаторов, опираясь на идеи национального государства, просчитались. Зато их религиозно настроенные единомышленники, сначала протестовавшие против европейцев под религиозными лозунгами, а затем требовавшие введения в молодых странах шариата, получили своеобразный карт-бланш. Военное поражение светских режимов Египта, Сирии и Иордании сделало популярными идеи исламистов. Так, египетская террористическая организация «Братья-мусульмане», преследуемая как колонизаторами, так и правительством Насера, неожиданно стала единственной силой, ещё не скомпрометировавшей себя. Лидер «Братьев-мусульман» Сайид Кутб (Кутуб) прямо призывал исламизировать государство и общество и обвинял светский режим в идолопоклонстве и отступничестве от ислама. Ему вторил пакистанский религиозный идеолог Абуль-Ала Маудуди, требовавший создания единого всему-сульманского государства, управляемого согласно нормам шариата. При этом важно отметить, что исламисты той эпохи — это не выходцы из сельской или горной глубинки, напуганные техническим прогрессом. Это, скорее, рафинированная интеллигенция, отвергшая идеалы марксизма в пользу превращения ислама в идеологию. Французский исследователь Ж. Кепель прямо об этом пишет: «Именно в сфере культуры (в широком смысле) исламизм начал свою битву, прежде чем проникнуть в общество и политику. Эта битва велась против национализма, за то, чтобы заменить одно мировоззрение другим. Исламистская культурная революция свершалась узкими группами активистов и интеллектуалов, на которых в конце 60-х годов совсем или почти совсем не обращали внимания» . Но эти процессы никак не повлияли бы на жизнь небольших ваххабитских общин Аравийского полуострова, если бы не третий фактор. А именно: в 1930-е гг. европейцы обнаружили в Саудовской Аравии нефтяные месторождения. С этого момента ваххабитские шейхи становятся сказочно богатыми и постоянно опекаются эмиссарами Великобритании и США. В частности, с 1933 г. существует транснациональная фирма «Арабо-американская нефтяная компания» («Arabian-American Oil Company -ARAMCO»), с 1938 г. осуществляющая добычу нефти на Аравийском полуострове. Можно сказать, что короли династии Саудитов — негласные управляющие арабскими владениями этой фирмы. И ваххабитские вожди попали в сложную ситуацию: вероисповедание и вековая традиция требовали от них употребить свои богатства на войну с «идолопоклонниками», но рисковать внезапно упавшими в руки миллионами отчаянно не хотелось. Поэтому Саудиты приняли тактически правильное решение: спонсировать «священную войну», но не вмешиваться в неё лично.

Ваххабиты оказывали и оказывают немалую финансовую помощь «Братьям-мусульманам», не настаивая на насилии с их стороны в адрес ортодоксальных египтян, но помогая заниматься благотворительной и педагогической деятельностью. Финансовая помощь Саудовской Аравии обеспечила в 1973 г реванш арабских стран за поражение в Шестидневной войне. К началу 1980-х гг. весь ислам-

ский мир воспринимал ваххабитов как борцов за правое дело, всегда готовых прийти на помощь настоящим мусульманам. Ведь они охотно финансировали и содержали центры исламской культуры даже в иммигрантских районах западноевропейских городов. Казалось бы, такая деятельность граничит с искренней благотворительностью и имеет мало шансов разжечь какую-либо рознь или спровоцировать «священную войну». Увы, новый виток «холодной войны» дал в руки ваххабитам настоящую армию. И именно из-за этих событий некоторые исследователи ошибочно отождествляют транснациональную «Аль-Каиду» с афганским «Талибаном». Но обо всём по порядку.

В начале 1980-х гг. миллионы афганских беженцев прибыли в Пакистан, где заботу о них взяли на себя как местные власти, так и ваххабитские эмиссары, одним из которых был печально известный Усама бен Ладен. Ж. Кепель описывает созданные на деньги ваххабитов тренировочные лагеря для моджахедов . В этих местах налаживались контакты между афганскими партизанами и наркобаронами с одной стороны, и арабскими сектантскими вождями с другой стороны. Не забывали о своей выгоде и западные спецслужбы. Именно здесь зародилась легендарная «Аль-Каида». Вот как описывает её становление отечественный исследователь М. Ю. Крысин: «В 1983 г. в Пешаваре был создан первый центр вербовки новых добровольцев из Саудовской Аравии и других арабских стран для джихада в Афганистане — центр «Байт-уль-Ансар» («Дом последователей»). Главным инициатором его создания был Абдалла Аззам, а бин Ладен выделил средства для его финансирования. (Аззам познакомился с Усамой бин Ладеном здесь же, в Пешаваре, в начале 1980-х гг., и впоследствии сыграл важную роль в создании «Международного легиона ислама» или «Аль-Каиды», координационного центра современного исламистского международного терроризма)» . Разумеется, одних только арабских добровольцев для перелома в войне против советских войск было недостаточно, поэтому ваххабиты пошли на конкордат с индо-пакистанским мусульманским движением деобанди. Данное течение не имеет никаких догматических новшеств, но в социально-политическом плане ориентирует своих адептов на жизнь в замкнутой мусульманской общине, которая по умолчанию расположена в неисламской стране. Более столетия так выживали индийские мусульмане в британской Индии, окруженные сикхами и индусами. Теперь же арабские ваххабиты финансировали открытие деобанди учебных заведений для детей афганских беженцев. Так возникло движение «Талибан», что в переводе с арабского языка означает «Ученики». Деобандские медресе требовали от своих студентов беспрекословного подчинения наставникам и доходящего до мелочности внешнего благочестия. Именно выпускники таких медресе охотно отправлялись в тренировочные лагеря ваххабитов, а оттуда — в Афганистан, для сражений с советской армией и сменившими её войсками афганского диктатора Мухаммеда Наджибуллы. Но талибы, хоть и выращенные за деньги ваххабитов, не имели и не имеют ни малейшего желания сражаться по всему миру с «идолопоклонниками». «Кроме того, их джихад был направлен прежде всего против их собственного общества, которому они навязывали строжайшие моральные нормы; государство и международная политика их почти не интересовали» . Как только талибы захватили Афганистан, их дружбе с ваххабитами пришёл конец: они возглавили архаические реформы у себя дома, стремясь привести Афганистан в состояние «благочестивого средневековья». Им совсем неинтересно, как живёт весь остальной исламский мир.

Окончание Афганской войны (1989г.) подарило ваххабитам настоящую армию. Выходцы из пешаварских военных лагерей имели слишком испорченную репутацию для того, чтобы возвращаться домой, и все состояли на учёте у их спонсора и идейного вдохновителя Усамы бен Ладена. А вот этот человек, в отличие от королевского дома Саудовской Аравии, оказался именно идейным фанатиком, начавшим собственный джихад, продолжающийся по сей день. Основанная им «Аль-Каида» изначально располагала верными только ей и оплачиваемыми только из её кармана отрядами ветеранов Афганской войны, да и Саудиты, чтобы отвести от себя подозрения в отступничестве от идеалов ваххабизма, охотно время от времени оказывали этой организации поддержку.

В наши дни дочерние организации ваххабитской «Аль-Каиды» разбросаны по периферии исламского мира. Это и «Исламское государство Ирака и Леванта», и нигерийский «Ложный запрет» («Боко Харам»), и сомалийская «Юность» («Аш-Шабаб»), и многие другие террористические группировки. Не все они называют себя ваххабитами, но их действия красноречиво указывают на идейного вдохновителя и спонсора. Вот так, к примеру, устанавливают «новый порядок» сомалийские боевики из организации «Юность»: «Члены «Аш-Шабаб» утверждают, что смогут навязать стране своё понимание шариата. Они разрушают места поклонения местным святым в подконтрольных районах» .

Возникает вопрос: может быть, ваххабизм — это современная, реформированная модификация ислама, которая ещё скажет миру новое слово? Это не так. Авторитетные мусульманские теологи, пожелавшие остаться анонимными, провели сравнительный анализ ваххабитских принципов с нормами ортодоксального ислама. Получилось вот что:

Ваххабизм Исламская ортодоксия

Аллах занимает место, например, сидит на троне (Ибн Таймийя). Аллах существует вне пространства и времени.

Антропоморфизм (например, у Аллаха есть лицо). Запрет на приписывание Аллаху свойств сотворенных предметов.

Запрет почитания могил святых. Разрешение почитания могил святых и паломничества к ним.

Запрет молитв святым. Разрешение молитв святым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрет молиться за умерших. Разрешение молиться за умерших.

Запрет ношения амулетов. Разрешение носить амулеты.

Приравнивание не совершающего намаз мусульманина к иноверцу. Обвинение не совершающего намаз мусульманина в грехе.

Запрет празднования рождества пророка Мухаммеда. Одобрение празднования рождества пророка Мухаммеда .

Итак, получается, что ваххабизм — это не современный ислам, а мусульманское сектантское течение архаической направленности, почти что маргинальное даже в исламском мире. Но при этом было бы ошибкой огульно объявлять ваххабизм террористической идеологией. Ведь Саудовская Аравия, исповедующая ваххабизм в государственных масштабах, является самым обыкновенным королевством, жизнь в котором течёт в спокойном ритме. Вряд ли она имеет что-то общее с Дерийей эпохи Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Однако при этом следует при-

знать, что ваххабизм менее уживчив не только с иноверцами, но и с другими исламскими течениями, к примеру, с шиизмом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарик А. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность / А. Тарик. — М. : АСТ, 2006. — 528 с.

2. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии (1744-1818) / А. М. Васильев. — М. : Наука, 1967. — 262 с.

3. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. — М. : Ладомир, 2004. -468 с.

4. Крысин М. Ю. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка / М. Ю. Крысин. — М. : Вече, 2005. — 480 с.

5. Елькина Е. А. Пираты Африканского Рога // Азия и Африка сегодня, 2009, №9. — С. 5055.

6. Ислам срывает маску с экстремизма: сборник статей. — М. : Исламский аналитический центр противодействия экстремизму, 2004. — 244с.

S. I. Sulimov, I. V. Chernigovskih

(Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor;

ON THE ORIGINS OF WAHHABISM AND ITS ROLE IN THE ISLAMIST

TERRORIST MOVEMENT

В Дагестане развернулась дискуссия вокруг возможной отмены республиканского закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности». Сам закон был принят в 1999 году, после нападения бандформирований Басаева и Хаттаба с территории Чечни на Дагестан. В те годы власти мотивировали принятие закона необходимостью борьбы с терроризмом и экстремизмом, учитывая тот факт, что вторжение в Дагестан осуществлялось под радикальными исламскими лозунгами.
В то неспокойное для республики время два населенных пункта, Карамахи и Чабанмахи, объявили о том, что на их территории не действуют светские законы и фактически ввели шариатское правление.
Однако, за более чем 10 лет ни один человек не был привлечен к уголовной ответственности. Зато объявление приверженцев ваххабизма вне закона привело к «гонениям на ведьм». В выигрышном положении оказалась официальная структура — Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД). Муфтий республики Ахмад-хаджи Абдуллаев прямо заявляет о том, что «странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме».
Сложилась такая ситуация, что несогласных с политикой ДУМД «зачисляли» в ваххабиты и отдавали на растерзание правоохранительным органам, обвинив в причастности к экстремизму.
В дагестанских РОВД существуют специальные списки находящихся на учете в качестве «пособников» ваххабизма. В любое время этих людей силовики могут вытащить из дома для допроса, известны случаи исчезновения находящихся «под колпаком» последователей этого религиозного течения. Опасаясь преследования, многие молодые люди уходят в лес, где живут на полулегальном положении.
Новые власти Дагестана говорят, что не собираются преследовать людей за приверженность той или иной идеологии, главное, чтобы это не принимало радикальные формы, и люди не брались за оружие. Самое интересное, в законе нет четкой трактовки понятия «ваххабизм». Какими критериями должны руководствоваться правоохранительные органы и суды, занимаясь делами о ваххабизме? Сами ваххабиты, или как они себя чаще называют — «салафиты», считают себя приверженцами «чистого ислама» времен пророка Мохаммеда. Следует отметить, что в такой стране, как Саудовская Аравия, ваххабизм является государственной религией.
Действительно, как отличить ваххабита от представителя традиционного ислама? В конце 90-х, когда ваххабизм в Дагестане набирал обороты, в населенных пунктах республики можно было видеть людей с длинными бородами и укороченными штанами. По этим признакам и определяли ваххабитов.
Известный дагестанский адвокат Расул Кадиев предложил свой вариант налаживания диалога между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама. «Я рекомендую обратиться к опыту разрешения подобных конфликтов в дагестанских колониях. Там уже были случаи, когда заключенные договаривались просто не спорить на религиозные темы. В последующем это привело к объединенному совершению пятничного намаза. Поэтому для начала рекомендую наложить табу на религиозные споры о «чистом» исламе», — считает адвокат.
Учительница одной из школ Махачкалы Раиса рассказала МНЕ?, как активная религиозная пропаганда повлияла на детей. «Все больше появляется девочек в хиджабах. Они встречают непонимание со стороны их сверстниц, которые не ударяются в религиозные крайности. В беседе со мной эти молодые мусульманки сказали, что родители уже говорят о ненужности посещения школы, запретили им посещать уроки физкультуры и биологии. Что будет с ними в будущем, я не знаю».
Есть в Дагестане и такие, кто воспринимают закон о ваххабизме как наступление на свободу вероисповедания. Такой позиции, в частности, придерживается известный республиканский еженедельник «Черновик». За столь резкие суждения, вкупе с критикой правоохранительных органов, которые без разбору причисляют всех молящихся молодых людей к ваххабитам, на журналистов газеты возбуждено уголовное дело.
Есть много примеров, когда молодые люди из хороших семей под влиянием пропаганды «чистого ислама» внезапно в корне меняли идеологию и образ жизни. Об одном таком случае рассказала мать одного юноши, который с отличием окончил школу и поступил в институт.
«Всегда хорошо учился, много читал. Как-то замечаю, что с ним происходят перемены. Начал говорить сестре, что она не так одевается, ходит без платка. Сам начал молиться, пропадал вечерами. По его словам, ходит к «братьям по вере». Где его обработали, не могу понять. Сейчас говорит, что учеба — не главная цель в жизни, существуют и другие ценности. Мы в шоке, не знаем, что делать».
В Дагестане сложилась непростая ситуация — налицо клерикализация общества, особенно молодежи, принимающая все более радикальные формы. С другой стороны — желание светской части населения, которая не приемлет исламизации республики, жить по своим законам.
Добавьте к этому конфликт внутри самой мусульманской общины. Религиозная молодежь зачастую не желает идти под знамена ДУМД, ищет себе новых и более харизматичных лидеров, и какая-то ее часть попадает под влияние радикальных исламистов. И пока не будет найдено взаимопонимание и не налажен диалог между представителями различных течений в исламе, никакие отмены закона или его ужесточение пользы не принесут.
Совместно с интернет-СМИ «Кавказский узел»

  • Добавить ссылку на запись в:
  • Facebook |
  • Тwitter |
  • LiveJournal |
  • ВКонтакте |
  • Мой Мир |
  • — Что это такое?

28 января 2014

Арабская «весна» внесла огромную путаницу в головах людей, особенно в головах специалистов по Ближнему Востоку и даже ученых-исламоведов. Особенно в том, что касается участия в разжигании арабских цветных «революций» Саудовской Аравии и Катара. Почему-то эти государства вдруг стали называться суннитскими монархиями, хотя хорошо известно, что в основе их идеологии лежит вовсе не суннитская ветвь ислама, а ваххабизм-салафизм – наиболее консервативное и экстремистское сектантское направление в исламе. И оно никак не может считаться суннизмом. Более того, многие исламские богословы относят ваххабизм к ереси.

Мекка и Медина должны принадлежать всем мусульманам

Не зря на протяжении многих десятилетий многие выдающиеся представили исламского духовенства ради сохранения единства исламской уммы (семьи) и восстановления исторической и социальной справедливости призывали «изъять» две основные святыни ислама в Мекке и Медине из ведения саудовского короля и передать их в управление всех мусульман. Ведь, в свое время ими управляли мекканские шерифы – прямые наследники пророка Мухаммеда династии Хашемитов. Теперь, видимо, настало время создать специальный международный орган, состоящий из представителей всех исламских государств, независимо от численности их населения, который бы занимался вопросами ведения и управления этими двумя основными святынями мусульман, контроль над которыми узурпировали 100 лет тому назад ваххабиты с помощью силы и Британской империи. Именно на Британской империи и на английском полковнике и шпионе-авантюристе, активно практиковавшем нетрадиционные сексуальные связи, получившем прозвище Лоуренс Аравийский, лежит основной груз ответственности за то, что они в свое время, исходя из своих меркантильных интересов поспособствовали появлению Саудовской Аравии на политической карте мира и вместе с этим выходу учения ваххабизма — агрессивной идеологии этого режима на политическую арену Ближнего Востока.

Корни ваххабизма восходят к поборническим идеям проповедника из Неджда Мухаммада Абдель Ваххаба (1703-1787 г.г.), который решил «очистить» ислам от нововведений, опираясь на идеи сирийского богослова Ибн Таймийя (1263-1328 г.г.), жившего в Аравии. Вступив в сговор с шейхами местной бедуинской семьи Аль Сауд, правившей в районе оазиса Аль-Катиф, Абдель Ваххаб организовал некое повстанческое движение, которое начало завоевывать сопредельные территории под религиозными ваххабитскими лозунгами. Но их продвижение был разгромлено в начале 19-го века силами Османской империи, направившей в Хиджаз египетский экспедиционный корпус. Правда, ваххабизм смог возродиться почти через 150 лет, когда его знамя было поднято молодым лидером Аль Саудов Абдельазизом, который разгромил своих противников в Центральной Аравии и в 1932 году создал королевство Саудовская Аравия, в состав которого вошли Мекка и Медина. А с открытием американцами нефти на территории КСА, когда нефтедоллары потекли огромным потом в казну клана Аль Сауд, ваххабизм получил мощную финансовую подпитку для распространения по всему исламскому миру.

Это течение получило мощный толчок к развитию после смерти общепризнанного лидера арабской нации Гамаля Абдель Насера и в результате использования саудовским королем Фахдом нефтяного оружия против Запада во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года, когда цены на нефть выросли сразу в четыре раза, что обогатило Саудовскую Аравию и укрепило ее позиции в арабском и исламском мире. В Джидде (втором городе КСА) была создана Организация исламская конференция (аналог ООН для исламского мира), а при ней – Исламский банк развития – инструмент финансового воздействия ваххабитов на мусульманские страны. После советского вторжения в Афганистан в 1979 году Саудовская Аравия, США и Пакистан создали союз, который стал опорой распространения ваххабизма за пределами арабского мира и создания армии боевиков-ваххабитов для войны против СССР. Тогда же на пакистанской территории были созданы салафитские школы, где проводилась промывка мозгов идеологами радикального ваххабизма, именуемого такфиризмом, а затем, получив с помощью ЦРУ военную подготовку, «борцы с неверными» (муджахеды) приобретали опыт ведения войны и террористических действий в сражениях против Советской Армии. Именно тогда были заложены основы организации Усамы бен Ладена, который 11 сентября 2001 года продемонстрировал свое могущество США. Но еще раньше – в 1986 году – король Саудовской Аравии Фахд присвоил себе титул «Хранителя двух святынь» (в Мекке и Медине), узурпировав власть ваххабитов над главными исламскими святынями.

На сегодня лишь 1% мусульман причисляют себя к ваххабитам, тем самым поставив себя в оппозицию к традиционному исламу, хотя под их влияние попали до 10% суннитов. Официально ваххабизм признан лишь в Саудовской Аравии и Катаре, а также был идеологией афганских Талибов до их падения. Многие причисляют себя к ваххабитам, не понимая смысла этой идеологии, а просто исходя из своей принадлежности к радикальному крылу ислама, готовности проливать кровь «неверных» и мусульман ради достижения политических целей. То есть ваххабизм зачастую сращивается с терроризмом.

У ваххабитов, которых зачастую называют также салафитами, (ваххабиты и салафиты – практически одно и то же с точки зрения идеологии; они являются последователями раннего, фундаменталистского ислама; к ним условно можно отнести и последователей суннитского радикального движения «Братья-мусульмане»; фактически разницы между ваххабизмом и салафизмом нет) имеются свои доктрины и особые обряды, многие из которых противоречат фундаментальным положениям ислама. Чтобы объяснить все теологические хитросплетения этого учения, понадобятся сотни страниц текста, поэтому попытаемся остановиться на основных расхождениях ваххабизма с исламом суннитского толка.

Ваххабиты — не сунниты

Ваххабиты-салафиты отвергают все тексты исламского закона в их традиционном изложении, за исключением Корана. Они также отвергают переданные знания накль, то есть весь объем знаний, полученных и передаваемых мусульманами за всю историю ислама. То есть они оправдывают возможность переосмысления ислама в той форме, какой они захотят. Ими отвергаются традиционные принципы юриспруденции (усуль аль–фикх), которые лежат в основе шариата. Они отрицают сам порядок рассмотрения того или иного вопроса по источникам исламского закона: 1). Сначала Коран; 2). Затем хадисы (сборник высказываний пророка Мухаммеда) и Сунна (поступки и поведение пророка); 3). кийас (суждение по аналогии , основанное на принципах, изложенных в Коране и хадисах) и, наконец, 4). Иджмаа (единогласное мнение авторитетных мусульманских авторитетов). Они практически отрицают три из них (кроме Корана), а значит – отвергая усуль аль-фикх, ваххабиты-салафиты вводят в действие новый шариат, то есть создают совершенно новый ислам.

Мусульмане традиционно испытывают огромное уважение и благоговение к пророку Мухаммеду. Соответственно мусульмане и, особенно, шииты испытывают особое почтение к семье пророка и его потомкам. Ваххабиты же, напротив, принижают роль пророка и не испытывают особого уважения к его потомкам, не признают святых среди суфиев и сподвижников пророка. О пророке они говорят – это обычный «курьер», который передал послание Аллаха и скончался, что абсолютно не согласуется с Кораном и ортодоксальным исламом.

На всех общеисламских конференциях ваххабиты-салафиты поднимают лозунг «ислам без мазхабов», тем самым признавая верховенство только своей идеологии. Отсюда – притеснения мусульман других мазхабов. Достаточно вспомнить, как обращаются ваххабиты с шиитами в собственной стране, и что делали с шиитами Талибы в Афганистане.

Ваххабиты подвергают притеснениям женщин: им не разрешают работать (кроме как в женской среде), управлять автомобилем, выходить из дома без сопровождения члена семьи мужского пола. Салафиты избивают женщин за малейшую провинность, заставляют их закрывать лицо черными покрывалами, не разрешают им участвовать в государственных делах и т.д. У ваххабитов практикуется принуждение в вере. В Саудовской Аравии существует мутавваа, своего рода ваххабитская «полиция нравов», которые ходят с палками и бьют тех, кто не молится, не соблюдает другие обряды, «неправильно» одет и т.д.

Для ваххабитов характерно неуважение по отношению к святыням, презрение к истории, культуре, наследию. Всем хорошо известно, что в начале 2001 года Талибы взорвали уникальные памятники Будды, возведенные 1700 лет назад. А в Саудовской Аравии в начале 2002 года в Мекке был разрушен прекрасный архитектурный памятник – оттоманский форт Аджйад с внешней стороны Каабы для того, чтобы освободить место для строительства нового комплекса отелей. Ваххабиты снесли все старые кварталы Мекки и Медины, включая древние стены городов и старые рынки, построив там торговые центры и автомагистрали. Известно, что еще в 1925 году, захватив Медину, ваххабиты уничтожили кладбище Баки вместе с памятниками, включая могилы дочери пророка Мухаммеда Фатимы и его внука Хасана. Они чуть было не разрушили даже могилу пророка Мухаммеда, но были остановлены самим королем. Затем они разрушили простоявший 1400 лет дом пророка Мухаммеда и его жены Хадиджы в Мекке, присоединили священный колодец Симсим (Земзем) к современной системе городского водоснабжения.

Даже одеваются салафиты по-другому, нося дишдашу — длинную плотную рубаху, скроенную из одного куска, длиной, в отличие от одежды других мусульман, выше лодыжки, и арабского головного платка (хатта) без обычных черных обручей. У них также длинная нечесаная борода. Во время отправления культа они позволяют передвигаться любое число раз во время общей молитвы (в четырех суннитских мазхабах позволено делать только три небольшие передвижения); они делают вращательные движения указательным пальцем правой руки, когда все сидят во время официальной молитвы; они запрещают традиционное обращение с молениями к пророку о благословении после азана (призыва к молитве).

Ваххабиты – такфириты (такфир – наречение «неверным») предоставили себе право объявлять других мусульман вероотступниками, что не практикуется в суннизме, на основании совершенных ими небольших проступков или духовных обрядов, с которыми такфириты не согласны. И они сами выступают судьями. Обычно подобного рода «суд» становится прелюдией к убийству. Всех христиан и иудеев они называют неверующими, хотя ортодоксальный ислам называет их «людьми Писания», то есть такими же верующими, но исповедующими более ранние священные писания.

Все структуры политической власти, которые не придерживаются их идей, ваххабиты считают незаконными, а лидеров государств в этом случае – незаконными узурпаторами власти. Поэтому их можно свергнуть, убить, отобрать у них власть. Яркий пример тому – действия ваххабитов-салафитов в Сирии. Весьма своеобразное у них и толкование джихада. Если у суннитов он может быть объявлен только законным правителем в случае, если земли мусульман и их жизнь подверглись опасности или нападению, то ваххабитам абсолютно чуждо такое понимание. Если в ортодоксальном исламе не существует понятий «тотальной войны», «политики выжженной земли», бомбардировок мирного населения, то такфириты убивают невинных мужчин, женщин и детей, не соблюдая никаких правил ведения войны. Достаточно вспомнить, какими методами были уничтожены 100 тысяч алжирцев во время войны правительственных войск с боевиками-салафитами Фронта исламского спасения, и как сейчас уничтожается мирное население Сирии Аль-Каидой и ее филиалами, вплоть до людоедских способов. Кроме того, самоубийство в исламе считается страшным, непростительным грехом, а салафиты называют убийц – смертников, так называемых «шахидов», — мучениками (хотя шахидом может называться только тот, кто погиб за веру или защищая родину), которые сразу попадают в рай, убив женщин, детей и стариков. Поэтому те, кто намеревается совершить акт «шахида», могут до своей смерти как угодно грешить, получать физическое удовольствие, предаваясь порокам, вплоть до пьянства, употребления наркотиков и посещения борделей. Поскольку они присвоили себе право объявлять людей вероотступниками, отвергать традиционную власть, санкционировать самоубийство и не соблюдать правила войны, легко понять, почему именно ваххабиты-такфириты-салафиты составляют костяк международного террористического подполья. Тем более что их щедро финансируют многочисленные частные исламские благотворительные фонды Саудовской Аравии и стран Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ).

Структура ваххабитско-салафитского движения

Движение ваххабитов-салафитов не имеет открыто провозглашенного руководства. Но у них есть подпольное руководство, которое направляет и финансирует их деятельность в мире и имеющее тайные связи с саудовскими спецслужбами. Всего руководство салафитов имеет 5 иерархических ступеней:

«Солдаты», низшее звено, которые сплачиваются вокруг салафитских мечетей, внемля каждому слову своего шейха. Они – мало образованные люди и служат своего рода «пушечным мясом».
Местные активисты. Они более образованы. Организуют выступления, распространяют книги и брошюры, занимаются сбором средств, ведут бухгалтерию.
Шейхи ваххабитов – это своего рода «офицеры». В качестве имамов они оккупируют местные мечети, выступают с пятничными молитвами, преподают в местных медресе или университетах, указывают, как надо жить своей пастве. Эта категория получает жалование от «высшего командования» салафитов в Саудовской Аравии или от их уполномоченных в Катаре и Кувейте, а также деньги в оплату за любой предложенный ими проект – от строительства мечетей и школ до распространения книг и пропагандистских материалов. Большинство из них училось в саудовских или катарских университетах. Хотя радикальные шейхи такфиритов-салафитов находятся вне этой группы, некоторые из них продолжают получать деньги от «высшего командования».
Идарат хайат аль-бухус уаль даава уаль-иршад (организация, расположенная в Эр-Рияде), обычно известное как Хайат ад-Даава, и его отделение Джамийат ихйа ат-турас в Кувейте, а также «Фронт» в Мекке – Лига исламского мира (Рабитат аль-алям аль-ислами) являются «высшим военным командованием» ваххабитов-салафитов и их штаб-квартирой. Это – главный финансовый и организационный механизм деятельности ваххабитов-салафитов по всему миру. Они также финансируют, направляют и организуют религиозные университеты, медресе и школы в Саудовской Аравии, контролируют уже упомянутых мутавваа (ваххабитской религиозной «полиции нравов»), финансируют издательства и СМИ салафитов во всем мире, выпускают обязательные фетвы для салафитов всего мира. Их щедро финансирует саудовское правительство, а также крупные бизнесмены стран Персидского залива. Хотя саудовское правительство назначает лидера салафитов, оно не может на 100% контролировать их деятельность.
Семья Аал аш-Шейх (в переводе – семья шейха) – это потомки Мухаммада Абдель Ваххаба, тесно связанная с королевской семьей Аль Саудов и занимают в КСА второе место после них по престижу. По сути главы министерств юстиции, религиозных дел, национальный муфтий и глава организации Ад-Даава (а также лица, занимающие ряд других постов, как например, начальника королевского протокола) происходят родом из клана Аал аш-Шейх. Они исключительно лояльны к Саудитам, и наоборот. Это — «гражданское политическое руководство». На словах осуждая чересчур радикальных салафитов–такфиритов, королевская семья на деле финансирует салафитское движение. Она обязана ваххабитам законностью исторического происхождения, так как клан Аль Сауд был избран ими для правления Аравией, а также использует их для противостояния шиитским идеям хомейнизма, которых Аль Сауды опасаются больше всего.

*************

Таким образом, из выше изложенного достаточно ясно, что ваххабизм-салафизм – это не ортодоксальный ислам, коим являются суннизм и шиизм. Он представляет собой достаточно новое направление сектанстского ислама, который по форме и содержанию резко отличается от настоящего ортодоксального ислама. Фактически, их мусульманами можно назвать с большой натяжкой. При этом, опираясь на огромные финансовые ресурсы Саудовской Аравии и Катара, ваххабиты, маскируясь под суннитов, пытаются создать ваххабитский халифат из арабского мира, развязав в нем кровавые «цветные революции», с целью установления в нем своего господства. Поэтому только полное искоренение ваххабизма как идеи, как идеологии способно прекратить вакханалию и кровопролитие на Ближнем Востоке.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *