Валаам, что это?

Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.
И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.
Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».
Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни — 76 метров, высота собора — 47 метров.
Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 — расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.
На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.
Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.
И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы «выпасть» из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек… К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.
В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. «Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, — отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). — Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».
В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.
За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.
— Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.
Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».
Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм — ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, — улыбается Вера Ильинична, — чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».

Реставрация

В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.
И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго «не живет» – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.
В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.
С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.
После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».

Восстановление

«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, — рассказывает прораб Буде Аманжолов. — С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 76 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».
«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, — рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».
«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».
Что невозможно человеку — возможно Богу — эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.

На долгие годы

И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…
Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.
От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!
«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая «дышит», но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.
Завершение трудов

Завершение трудов

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции — по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.

Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.
Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и «Северный Афон» вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».
«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван «Северным Афоном». И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)
Богослужения проходят только в летний период.

Глава Карелии Артур Парфенчиков вчера сообщил на своей странице в социальных сетях:

«Официальная делегация Карелии принимает участие в торжествах по случаю Дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Вчера на Валааме впервые состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое провёл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл».

Внимательные читатели тут же отметили замечательный нюанс, о многом говорящий: Получается, что официальная делегация Карелии официально прибыла не в соседнюю страну, не в другой российский регион, а всего лишь на территорию Сортавальского муниципального района Республики Карелия. Это карельская земля, но чтобы вступить на нее, правительство Карелии формирует официальную делегацию.

При этом светское население, жители Карелии, с острова вытеснены, республиканская собственность постепенно, кусками, вся передана в собственность монастыря, доходы от туристического потока тоже проходят мимо нашего бюджета… Так наш ли Валаамский архипелаг? Что остается республике?

Остается только почетная обязанность нести феодальные, простите, финансовые повинности в пользу Валаамского монастыря. В том же посте Артур Олегович пишет:

Республиканские власти содействовали решению вопросов, поднятых в прошлом году на заседании Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря. Один из них — оздоровление лесов архипелага. По результатам проведенного Сортавальским лесничеством обследования лесных участков Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов проведет уборку старых поваленных ветром деревьев.

Позвольте, а сам богатейший Валаамский монастырь, фактический хозяин острова, эти работы провести и профинансировать не может? Вспоминается, как преподобный Сергий Радонежский, самый почитаемый русский святой и идеолог монашеского общежития, все делал сам, своими руками. Например, его житие повествует, что преподобный узаконил в своей обители правило, чтобы никто из братии не ходил по селам и деревням для сбора подаяний. А когда в монастыре однажды кончился хлеб, Сергий Радонежский сам нанялся к местному крестьянину плотником и своим трудом заработал монастырской братии сухарей на пропитание.

Впрочем, о чем это я? Всем понятно, что иерархи РПЦ так же далеки от идей первоначального христианства, как современные либералы – от теорий свободы Руссо или Вольтера, а нынешняя зюгановская КПРФ – от принципов коммунизма и советских ценностей. Вернемся в наш XXI век.

Сейчас в нашей стране действует Конституция, утверждающая, что Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. А религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Но ведь это фактически не так! РПЦ стала частью системы новой, буржуазной власти в Российской федерации. И в тот же Валаамский монастырь под любыми предлогами вкладывались и вкладываются огромные бюджетные деньги. Губернатор в том же посте пишет: «Продолжается реставрация объекта культурного наследия федерального значения — корпуса Зимней гостиницы, в которой будет располагаться духовно-просветительский центр. Ознакомился с ходом работ. Здесь проведен масштабный ремонт фасада здания, ведутся работы внутри. Финансирование идет из федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников.

Может я кого-то и обижу, но Зимняя гостиница, которой полторы сотни лет, не самый важный исторический памятник в Карелии, куда нужно вкладывать федеральные деньги. Есть десятки куда более старых и достойных исторических памятников, десятилетиями ждущих своей реставрации. Тем более, раз здание – собственность РПЦ, собственник и должен заботиться о его сохранении. Ведь это здание им нужно для собственных нужд.

Когда-то давно, 101 год назад, в России был принят передовой по тем временам документ, декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Не зря нынешние иерархи РПЦ так его ругают. Ведь там было четко установлено: «Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений». Нынешняя конституционная норма фактически утверждает то же самое. Губернатор Парфенчиков, получивший хорошее юридическое образование, не может об этом не знать.

Артур Олегович, а давайте Вы будете соблюдать свою Конституцию!

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь

Описание:

История

Современные исследователи относят основание монастыря к нач. XIV в. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский, Антипа Валаамский. Большую любовь к обители имел свт. Игнатий (Брянчанинов).

С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии. В начале 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию.

14 декабря 1989 г. первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального.

Храмы

Спасо-Преображенский собор, надвратный храм свв. апп. Петра и Павла, храм в честь Валаамской иконы Божией Матери, храм Успения Божией Матери, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и храм в честь Живоначальной Троицы.

Святыни

Мощи прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в нижней церкви Спасо-Преображенского собора под спудом (память 28 июня/11 июля, 11/24 сент.); мощи прп. Антипы Валаамского (память 28 дек./10 янв.); чтимый список Валаамской иконы Божией Матери.

***

Скиты Валаамского монастыря

Сайт московского подворья: http://mospodvorie.ru.

***

Наместник — епископ Троицкий Панкратий.

Страна: Россия Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам Телефон: (81430) 4-45-84 Web-сайт: http://valaam.ru E-mail: office@valaam.ru Наместник: Панкратий, епископ Троицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Жердев Владислав Петрович)

Валаам

Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера. Это природный парк, который обладает редкой и удивительной красотой. Отвесные обрывы скал, вершины и ущелья, плато напоминают горную местность. На острове растет множество видов растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. Летом на Валааме — белые ночи, самая короткая из которых длится 3 часа 45 минут.

Самый известный остров Валаамского архипелага — остров Валаам, на котором находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Без этой древней иноческой обители немыслим Валаам для православных людей.

к другим достопримечательностям Карелии

Как доехать на остров Валаам

Из города Сортавала:

С конца мая по конец сентября из города Сортавала до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Рейсы осуществляются ежедневно в 9.00 и 11.00. Отправление с острова Валаам в 12.00 и 15.00. Время в пути — 50 минут.

Стоимость проезда + экскурсионное обслуживание: от 1500 до 2500 руб. в зависимости от программы экскурсии и дня недели (цены 2012 года). Детям 7-12 лет — скидка 50%, дети до 7 лет — бесплатно (без места, без питания на экскурсии).

До города Сортавала можно доехать на общественном транспорте:

— из Санкт-Петербурга: на поезде Санкт-Петербург – Костомукша (от Ладожского вокзала) до города Сортавала. Время в пути 5-6 часов

— из Петрозаводска: на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до Сортавалы). Время в пути около 5 часов

или на автомобиле:

— из Петрозаводска: через Пряжу, Колатсельгу и Ляскеля (по трассе Р-21). Расстояние 280 км

— из Санкт-Петербурга: по Приозерскому шоссе через Приозерск по трассе А-129. Расстояние 250 км

В зимний период на остров Валаам можно добраться на катере на «воздушной подушке». Доставка из Сортавалы начинается с конца января (в зависимости от толщины льда). Время в пути 45 минут.

Из города Питкяранта:

С конца мая по конец сентября из города Питкяранта до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Время в пути — 40 минут. Рейсы осуществляются с причала базы отдыха «Длинный берег». Адрес базы отдыха: г. Питкяранта, ул. Ленина, 178. Периодичность поездок зависит от набора экскурсионной группы. Можно взять только билет на «Метеор» или билет + экскурсионное обслуживание.

До города Питкяранта из Петрозаводска можно доехать:

— на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до города Питкяранта)

— на автомобиле – через Пряжу, Ведлозеро, Колатсельгу (по трассе Р-21). Расстояние 202 км

Желающим посетить Валаам на своем водном транспорте разрешается швартоваться только в Монастырской бухте у причала музея.

С островом Валаам есть вертолетное сообщение из Петрозаводска.

В туристических фирмах можно заказать однодневные и многодневные круизы на теплоходах из Санкт-Петербурга с посещением острова Валаам. Однодневный обычно включает: ночь на теплоходе (дорога на остров), день на острове (около 10 часов), ночь на теплоходе (дорога обратно). Маршруты круизов выходного дня из Санкт-Петербурга могут включать также остановки на острове Коневец, в Сортавале, Свирьстрое (с посещением Александро-Свирского монастыря), Мандрогах.

Карта Карелии

Что посмотреть на острове Валаам

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Остров Валаам знаменит своим архитектурным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря. На протяжении веков, когда единственным хозяином на острове был монастырь, Валаам превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты, создана внутренняя инфраструктура. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов.

Из истории монастыря

По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля». По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Острова были заселены еще в X веке, и почти сразу на них обосновались православные монахи. Датой основания Валаамского монастыря историки считают время Крещения Руси (988 год). В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16-17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря.

После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза.

Лишь в 1989 году в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. Сейчас восстанавливается на Валааме и скитская жизнь, возрождается древнее знаменное пение, характерный валаамский распев. Воссоздается древняя обитель.

Правила посещения действующих храмов на Валааме:

Женщинам – нельзя в брюках, шортах, коротких и прозрачных юбках, декольте. На голове должен быть платок.
Мужчинам — нельзя в майках, шортах, в головном уборе. Спортивные костюмы также не приветствуются.

Воскресенский скит

Воскресенский скит, расположенный на горе над Большой Никоновской бухтой, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Скит можно легко узнать по зданиям красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская церковь, келейные корпуса, монастырская трапезная.

Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба Валаамского монастыря, организующая экскурсии по острову. От скита можно пройти к часовне Вознесения, откуда открывается потрясающий вид на бухту.

Природа Валаама

Остров Валаам — это уникальный заповедник с отвесными скалами, бухтами, островами, тихими внутренними озерами и хвойным лесом. На Валааме произрастает множество видов растений, хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На острове гнездится более 200 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

На Валааме, как и в других заповедниках Карелии, не разрешается сбор грибов и ягод, разведение костров вне специально отведенных мест.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *