Валаам история монастыря

Содержание

Замечательная программа путешествия на Валаам с проживанием на легендарном острове — одном из величайших духовных центров современной России!

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе людей со всего мира. Среди них Валаам занимает особое место.

Отъезд накануне из Москвы вечерним поездом с Ленинградского вокзала или из Вашего города. Обратите внимание на то, что Ваш поезд в Санкт-Петербург должен прийти не позднее 5 час. 20 мин. утра.

Программа:

1 день.

Прибытие в Санкт-Петербург.

Встреча группы гидом в здании Московского ж/д вокзала у памятника Петру Первому в 5 часов 30 утра (не опаздывайте!).

Трансфер в Приозерск к причалу Валаамского монастыря. Путевая информация по маршруту.

Переход по Ладожскому озеру на теплоходе Валаамского флота на остров Валаам.

Прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в гостинице.

Обед (во время пребывания на Валааме питание по монастырскому уставу).

Экскурсия по центральной усадьбе Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря: величественный Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, келейные корпуса и хозяйственные постройки, Старое братское кладбище.

Ужин.

2 день.

Завтрак.

Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе. Экскурсия по скитам Валаама: Воскресенскому, где в нижнем храме устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме и Гефсиманскому скиту.

Экскурсия «Коневские озера». Вас ожидает встреча с удивительно живописным уголком Валаама.

Обед.

Экскурсия в один из красивейших скитов Валаама — Никольский скит. Концерт церковных песнопений, который дает возможность ознакомиться с древней, удивительной по своей строгой красоте традицией церковного пения***.

***За пожертвование, оплата при входе.

Ужин.

3 день.

Завтрак. Освобождение номеров.(Вещи можно оставить в камере хранения гостиницы) Свободное время на Валааме Отдых на природе. Прогулки по необыкновенно живописным окрестностям.

За доп. плату на месте по Вашему желанию организуется экскурсия «Святой остров», где расположен скит во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Возвращение в центральную усадьбу. Стоимость с 1 чел. — от 950 руб.

Обед.

Посадка на теплоход. Переход по Ладожскому озеру в Приозерск.

Трансфер в Санкт-Петербург. Отъезд в Москву или в Ваш город ночным поездом (после 0.00 часов).

Обратите внимание на то, что Вам необходимо приобретать ж/д билеты на поезда, отправляющиеся из Санкт-Петербурга после 0 час. 00 мин. (то есть на следующий день, например, 0 час. 30 мин.)

В стоимость тура входит:

— Сопровождение гидом во время трансфера, путевая информация.

— Проживание в гостинице 3 дня / 2 ночи;

— Питание по монастырскому уставу: 2 завтрака, 3 обеда, 2 ужина.

— Посещение объектов показа в сопровождении экскурсовода.

Дополнительная информация:

1) При бронировании тура необходимо обязательно в разделе «Дополнительные услуги» заказать трансфер ж/д вокзал — Приозерск — ж/д вокзал. Цена с 1 человека 2.500 рублей.

2) В стоимость тура не входит: проезд по железной дороге из Вашего города до Санкт-Петербурга и обратно.

Чтобы избежать дополнительных наценок, советуем самостоятельно приобретать железнодорожные билеты на соответствующие поезда.

Если Вы самостоятельно приобретаете железнодорожные билеты, то обязательно сообщите своему менеджеру следующую информацию по билетам: число, месяц отправления, № поезда, станция отправления и станция назначения. Информация должна быть представлена для билетов туда и обратно.

Продажа билетов в РЖД открывается за 90 суток до даты отправления поезда. Советуем Вам заблаговременно позаботиться об удобном и доступном по цене проезде. По мере приближения даты отъезда цены в РЖД повышаются.

Обратите внимание на то, что Ваш поезд в первый день тура должен прибыть в Санкт-Петербург на Московский вокзал не позднее 5 час. 20 мин. утра. В последний день тура приобретайте билеты с поздним отъездом из города, после 0 час. 00 мин. (то есть на следующий день, например 0 час. 30 мин.)

Для оформления тура необходимо предоставить следующие данные: Ф.И.О.; номер паспорта (свидетельства о рождении); дата рождения.

Для участия в туре необходимо иметь при себе: паспорт (свидетельство о рождении); обязательный медицинский страховой полис. Иностранные граждане: обязаны иметь регистрацию; экскурсии проводятся на русском языке.

Фирма оставляет за собой право изменять порядок проведения экскурсий, не меняя при этом объема проводимого тура.

Чтобы посмотреть цены, выберите дату в календаре

Цены

Гостиница на выбранные даты:

Дополнительные услуги:

Название услуги Стоимость
Трансфер: ж/д вокзал — Приозерск — ж/д вокзал (Цена указана за 1 чел-ка) 2 500 руб.

Чтобы оформить заказ, нажмите на кнопку «Заказать»

К сожалению бронирование данного маршрута не возможно

Остров Валаам. Чудный уголок необыкновенной красоты, наполненный особым спокойствием и умиротворенностью. Расположен Валаам на Ладожском озере в Карелии, в 22 километрах от ближайшего берега. Остров, название которого в переводе с финского обозначает «высокая земля», занимает центральное место в обширном Валаамском архипелаге, его общая площадь — 30 кв. км. Валаам даже имеет собственные внутренние озёра, а с некоторыми другими, более мелкими островами архипелага, он соединён деревянными мостами. Всего Валаамский архипелаг насчитывает около 50 больших и малых островов.

Однако именно на остров Валаам каждый год прибывают сотни тысяч туристов и паломников, жаждущих приобщиться к уникальной православной культуре Русского Севера. Ведь именно здесь находится один из древнейших мужских монастырей России — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, который нередко называют «Северным Афоном».

История Валаамского монастыря

Исходя из данных исторических исследований, первыми поселенцами острова считались представители финно-угорских племен. Позже островная территория была заселена карелами. Первыми христианами, ступившими на земли Валаама, были Сергий и Герман. Именно им отдается пальма первенства в основании монашеского братства.

Однако древнее предание гласит, что ещё раньше сам апостол Андрей Первозванный установил каменный крест на землях величественного Валаама, тем самым положив основание монастыря. При этом историки не выражают единой точки зрения относительно времени образования святой обители. Расхождение в датах сводится к двум столетиям: X—XII века или XII—XIV века.

История острова ознаменовалась множеством разных событий.

  • Захват земель шведами с 1617 года по 1703 год.
  • Возрождение монастырских зданий по указу Петра I в 1720 году.
  • Освящение Храма Преображения Господня в 1774 году.
  • Посещение монастыря императором Александром I в 1819 году.
  • Начало строительства Спасо-Преображенского собора в 1889 году.
  • Пребывание Валаама в составе Финляндского княжества в 1811—1917 гг
  • Пребывание Валаама до 1940 года в составе Финляндии.
  • Переоборудование монастыря в советское время в школу юнг в 1940 году.
  • Возвращение на остров монашеской жизни с 1989 года.

За свою долгую историю монастырь успел пережить периоды рассвета и полного упадка, но сейчас, в начала XXI века Валаам вновь принимает паломников и туристов, и считается одним из самых святых мест в России.

Кстати, сами монахи, живущие на Валааме, сравнивают многочисленных туристов, которых с каждым годом становиться всё больше, с послушанием. Это и понятно, ведь люди чаще всего уходят в монастырь в поисках мира и покоя. Может быть, поэтому из всех времён года большинство монахов предпочитают зиму — сезон прекращения судоходства, когда остров практически отрезан от мира.

Достопримечательности острова Валаам

Валаам, имеющий статус самого большого острова архипелага, поднят над уровнем Ладожского озера на высоту 60 метров. Величие острова просматривается с запада и юга, где гранитные скалы скрываются под водой на глубину до нескольких десятков метров. Северная и восточная части островной территории весьма интересны для туристов своими проливами.

Однако при всей красоте природы на острове, большая часть туристов едет на Валаам ради других достопримечательностей. Дело в том, что монастырь включает в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. Расскажем о самых интересных из них.

Скит всех Святых или Белый скит

Находится на Скитском острове. Это самый первый и большой каменный скит, построенный здесь в конце XVIII века. Белый скит также считается самым строгим по уставу и самым труднодоступным для туристов скитом Валаамского монастыря, женщин сюда пускают только раз в году — во время во время крестного хода в День всех Святых.

Коневский скит

Основанный самым знаменитым настоятелем монастыря — игуменом Дамаскином, Коневский скит назван так в честь Коневской иконы Божией Матери. Находится скит в лесу, на берегу Игуменских озёр. В келье рядом с храмом, так же названным в честь Коневской Божией Матери, живёт отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории скита, но заходить в сам храм, а тем более, келью, запрещено. Для паломников, желающих посетить храм, могут сделать исключение, но только по предварительной договорённости.

Скит Николая Чудотворца

Посвящённый одному из самых почитаемых в России святых, скит Николая Чудотворца находится на Николаевском острове, недалеко от входа в Монастырскую бухту. Включает храм Николая Чудотворца и домовую церковь Иоанна Дамаскина. Интересно, что до постройки храма в 1853 году, часовня на Николаевском острове использовалась как маяк — в тёмные ночи на её вершине зажигали большой фонарь.

Гефсиманский скит

Находится у подножья горы Елеон. Включает в себя церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную на вершине горы, две часовни и домик для проживания монахов. Кстати, церковь, выстроенная из бруса и обшитая тёсом, представляет собой типичный образец русской церковной деревянной архитектуры.

Спасо-Преображенский собор

Центральная достопримечательность острова, а для кого-то — самое святое место Валаама. Спасо-Преображенский собор был задуман в XIX игуменом Дамаскином, но достроен уже его приемником — Ионафаном II. Сейчас внутри собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, преподобного Антипа Афонского, а так же хранится чудотворная икона Валаамской Божией Матери.

Валаамские сады

Помимо архитектуры, есть на Валааме и другие интересные места. Например, знаменитые Валаамские сады, где монахи умудряются выращивать не только арбузы и яблоки, но и самые настоящие ананасы. Всего садов на Валааме три:

  • Аптекарский или Верхний сад;
  • Средний сад;
  • Нижний сад.

Интересно, что в этих садах до сих пор растут старые яблони, возраст которых перевалил уже за 150 лет, но эти яблони продолжают плодоносить. Если окажетесь на Валааме весной, во время цветения яблонь, обязательно побывайте хотя бы в одном из этих садов — ощущения нереальные.

Лавка Валаамского монастыря

На Валаам каждый год приезжает огромное количество туристов и паломников, и, конечно, большинство гостей желает увезти что-нибудь с собой на память. Благо, что в монастыре и на подворьях Валаамского монастыря можно приобрести практически всё что угодно для утоления духовной жажды: от сувениров, аудио и видеозаписей до святых книг и рукописных икон.

Как добраться до острова Валаам

Есть два самых популярных пути на Валаам — через Приозёрск и через Сортавала. Во время летней навигации от причала в Приозерске отходит теплоход «Валаам». Обычно около 9:30 утра, а «метеоры» – около 11:00. От причала же в городе Сортавала метеоры отходят обычно в 9:00 и 11:00 утра. По заказам иногда есть рейсы в 13:00 и в 16:00. И теплоход, и метеоры прибывают в Монастырскую бухту на Валааме.

Так же вы можете заказать поездку на Валаам прямо на нашей базе отдыха «Лумиваара» на комфортабельном, скоростном катере North Silver 605 DC , рассчитанного на 6 человек. Продолжительность поездки — 1 день. Отправление катера утром, по предварительной договоренности. Время в пути примерно 1 час, здесь многое зависит от погоды. Длительность пребывания на острове Валаам до 6 часов. Стоимость поездки — 15 000 рублей с группы из 5 человек (12000 рублей — 4 человека).

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Ва­ла­ам­ский в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь.

Точ­ная да­та ос­но­ва­ния Валаамского мпонастыря не­из­вест­на; пер­вые хри­сти­ан­ские при­хо­ды по­яви­лись на бе­ре­гах Ла­дож­ско­го озера не позд­нее XI века.

Ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­ше­ст­ва на острове Ва­ла­ам счи­та­ют­ся свя­тые Сер­гий и Гер­ман Ва­ла­ам­ские. Наи­бо­лее ран­ние до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о Валаамском мпонастыре от­но­сят­ся к XIV веку. Мо­на­стырь не­од­но­крат­но ра­зо­рял­ся шве­да­ми. В XVIII веке, при игу­ме­не Наза­рии (1782-1801 годы; под­виж­ник из Саров­ской пус­ты­ни), на Ва­лаа­ме был вве­дён Са­ров­ский мо­на­стыр­ский ус­тав. Наи­боль­ше­го рас­цве­та Валаамский монастырь дос­тиг в XIX веке при игу­ме­не Да­ма­ски­не (Ко­но­но­ве; 1839–81). В первой половине XIX века уче­ни­ка­ми преподобног. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­гона Ва­лаа­ме воз­ро­ж­де­но стар­че­ст­во.

До 1917 года Валаамский монастырь был од­ним из са­мых круп­ных российских мо­на­сты­рей, его на­зы­ва­ли Се­вер­ным Афо­ном. Из Валаамского монастыря вы­шли по­движ­ни­ки и ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей: Алек­сандр Свир­ский, Ар­се­ний Ко­нев­ский, Кор­ни­лий Па­лео­стров­ский, Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий и др. Мо­на­стырь по­се­ща­ли им­пе­ра­то­ры Алек­сандр I (1819 год), Алек­сандр II с великим князем Алек­сан­дром Алек­сан­д­ро­ви­чем (1858 год). С Ва­лаа­мом свя­за­но твор­че­ст­во многих дея­те­лей русской куль­ту­ры и искусства: ху­дож­ни­ков И. И. Шиш­ки­на, А. И. Ку­инд­жи, Н. К. Ре­ри­ха; пи­са­те­лей Н. С. Лес­ко­ва, И. С. Шме­лё­ва, Б. К. Зай­це­ва и др. К 1917 году на Валаа­ме на­счи­ты­ва­лось: 21 храм (15 ка­мен­ных и 6 де­ре­вян­ных) с 26 пре­стола­ми, 22 ча­сов­ни; об­щее ко­ли­че­ст­во бра­тии со­став­ля­ло 600 мо­на­ше­ст­вую­щих и 86 труд­ни­ков; су­ще­ст­во­ва­ли не­боль­шие про­из­вод­ст­ва (смо­ля­ной, кир­пич­ный, свеч­ной, ко­же­вен­ный за­во­ды, различные мас­тер­ские), фер­ма, про­цве­та­ли са­до­вод­ст­во, ого­род­ни­че­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, кус­тар­ные про­мыс­лы. Валаамский монастырь вла­дел об­шир­ны­ми ар­хи­вом и биб­лио­те­кой, сла­вил­ся пев­че­ски­ми тра­ди­ция­ми (из­вест­ное «Ва­ла­ам­ское пе­ние», «Ва­ла­ам­ский рас­пев»). В XIX — начале XX. веках в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве бы­ли уст­рое­ны под­во­рья Валаамского монастыря с хра­ма­ми.

По­сле 1917 года Валаамский монастырь ока­зал­ся на тер­ри­то­рии, ото­шед­шей к Фин­лян­дии. При­об­ре­те­ние Финляндской пра­во­слав­ной цер­ковью са­мо­стоя­тель­но­сти и пе­ре­ход на но­вый стиль вы­зва­ли рас­кол сре­ди мо­на­хов Валаамского монастыря. Не­со­глас­ных с ре­ше­ния­ми фин­ских государственных и цер­ков­ных вла­стей в 1925-1927 годы вы­сла­ли с Ва­лаа­ма. В 1930 году в Валаамском монастыре на­счи­ты­ва­лось 278 чел. бра­тии. В мар­те 1940 года, по­сле со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939-1940 годов, остров Ва­ла­ам ото­шёл к СССР. То­гда же Валаамский монастырь был за­крыт; часть на­сель­ни­ков пе­ре­еха­ла в Фин­лян­дию, где ос­но­ва­ла Но­во­ва­ла­ам­ский монастырь, су­ще­ст­вую­щий и по­ны­не (в юрис­дик­ции Финляндской пра­во­слав­ной церк­ви). С 1940 года на тер­ри­то­рии Валаамского монастыря раз­ме­ща­лись сна­ча­ла шко­ла юнг, за­тем сов­хоз, а в 1952-1984 годы — ин­тер­нат для ин­ва­ли­дов вой­ны и пре­ста­ре­лых. В ре­зуль­та­те хо­зяйственного ис­поль­зо­ва­ния бы­ли по­губ­ле­ны многие па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря, ра­зо­ре­ны все ски­ты, унич­то­же­ны де­ревянные хра­мы и ча­сов­ни.

В сентябре 1989 года со­стоя­лось офицальное от­кры­тие мо­на­сты­ря; на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни на Ва­лаа­ме. В 1990 году Валаамскому монастырю при­сво­ен ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. С 1991 года в ве­де­ние Русской пра­во­слав­ной церк­ви Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та на­ча­ли пе­ре­да­вать со­хра­нив­шие­ся зда­ния мо­на­стыр­ско­го ком­плек­са. В мае 1991 года бы­ли об­ре­те­ны мо­щи ва­ла­ам­ско­го под­виж­ни­ка ие­рос­хи­мо­на­ха Ан­ти­пы (в 1992 году при­чис­лен к ли­ку свя­тых). В 1992 году из­дан Указ Пре­зи­ден­та РФ «О Ва­ла­ам­ском ар­хи­пе­ла­ге и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре». В начале XXI века в Валаамском монастыре — бо­лее 200 на­сель­ни­ков.

Пер­во­на­чаль­но по­строй­ки Валаамского монастыря бы­ли де­ре­вян­ны­ми; са­мое ран­нее их изо­бра­же­ние име­ет­ся на ми­ниа­тю­ре из Жи­тия преподобного Алек­сан­д­ра Свир­ско­го (XVII век). Ка­мен­ное строи­тель­ст­во на­ча­лось в 1785 году по пла­ну, со­став­лен­но­му игу­ме­ном На­за­ри­ем и вос­хо­дя­ще­му к мо­на­сты­рям Афо­на. При игу­ме­не Да­ма­ски­не главным ар­хи­тек­то­ром Валаамского монастыря стал А.М. Гор­но­ста­ев, ко­то­рый в сво­их про­ек­тах ори­ен­тиро­вал­ся на русское зод­че­ст­во XVI-XVII веков; эти тра­ди­ции бы­ли позд­нее про­дол­же­ны Г.И. Кар­по­вым, В.И. Ба­ран­кее­вым и др., что при­да­ло сти­ли­стическую цель­ность все­му ком­плек­су мо­на­сты­ря и ски­тов. Зда­ния Валаамского монастыря с ке­лей­ны­ми зда­ния­ми об­ра­зу­ют 2 ка­ре: внут­рен­нее (1785-1801 годы) с Ус­пен­ской церковью (1785 год) и внеш­нее (с мас­тер­ски­ми, боль­ни­цей, вторая половина XIX — начало XX веков). Цен­тром ан­самб­ля яв­ля­ет­ся пятигла­вый Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1887-1896 годы, ар­хи­тек­то­ры А.В. Си­лин, Г.И. Кар­пов и Н.Д. Про­кофь­ев), воз­ве­дён­ный на мес­те ста­ро­го (конец XVIII века), с верх­ним пре­сто­лом Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ниж­ним пре­сто­лом Пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Ва­ла­ам­ских; его ко­ло­коль­ня (са­мая вы­со­кая точ­ка ар­хи­пе­ла­га) на­по­ми­на­ет русские шат­ро­вые звон­ни­цы XVII века (рос­пи­си и ико­но­ста­сы ис­пол­ни­ли мо­на­стыр­ские ху­дож­ни­ки). Со­хра­ни­лись так­же Свя­тые вра­та (конец XVIII — начало XIX века) и над­врат­ная церковь Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1802-1809 годы), церковь Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы (1814, 1837 год), гос­ти­ни­ца (1852 год, архитектор Гор­но­ста­ев), ра­бот­ный дом (1871 год, архитектор Кар­пов); игу­мен­ское клад­би­ще с ц.ерковью Пре­по­доб­ных от­цов (ос­вя­ще­на в 1876 году).
За пре­де­ла­ми основного архитектурного ансамбля рас­по­ла­гаются ски­ты (Свя­тоо­ст­ров­ский, с де­ревней цекрковью Алек­сан­д­ра Свир­ско­го, 1855 год; Ав­раа­ми­ев­ский, Сер­ги­ев­ский, Гер­ма­нов­ский, Ко­нев­ский, Тих­вин­ский и др.), ча­сов­ни, по­клон­ные кре­сты. В конце XIX — начале XX веках воз­ник­ли со­ору­же­ния, на­по­ми­наю­щие о свя­ты­нях Ие­ру­са­ли­ма: мра­мор­ная ча­сов­ня с по­до­би­ем Гро­ба Гос­под­ня в церкви Вос­кре­се­ния Гос­под­ня (1901-1906 годы, архитектор В.И. Ба­ран­ке­ев) Вос­кре­сен­ско­го ски­та, Ус­пен­ская церковь Геф­си­ман­ско­го ски­та и др. Де­ре­вян­ная церковь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1915-1917 годы) Смо­лен­ско­го ски­та бы­ла вы­строе­на в «древ­нем нов­го­род­ском» сти­ле по про­ек­ту веикого князя Пет­ра Ни­ко­лае­ви­ча в па­мять о русских вои­нах, пав­ших в Первой ми­ро­вой вой­не.

В 1979 году острову Ва­лаам при­сво­ен ста­тус ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го и при­род­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, на­ча­лась рес­тав­ра­ция отдельных па­мят­ни­ков. В 1999 году на тер­ри­то­рии острова Ва­лаам соз­дан при­род­ный парк «Ва­ла­ам­ский ар­хи­пе­лаг». Ор­га­ни­зу­ют­ся па­лом­ни­че­ские по­езд­ки.

Валаам — прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

Валаам — монастырь на островах

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Валаам — архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

Валаам был языческим жертвенником

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Валаам: остров Преображения

Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».

Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

Валаам — светильник Финляндии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-«киновия» для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

На Валааме есть ферма…

Фото: valaam.ru

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

…и растут арбузы и дыни!

Фото:sadoved.com

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни — 3 кг, тыквы — около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

Читайте также — Моцарелла с Валаама, или истории сырного импортозамещения

На Валааме можно послужить в армии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.

По материалам официального сайта Валаамского монастыря

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4. Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.

22 апреля 2004 года в церкви преподобных Сергия и Германа — Московском подворье Валаамского монастыря состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика северной обители. Удивительна история самого креста, так же, как и удивительна история обретения Валаамской обителью этой бесценной святыни.
Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона — родовая святыня бояр Нащокиных.
По семейному преданию, крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище «Нащока» и стал родоночальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз.
Ученые — искусствоведы, реставраторы, — долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.
Вполне возможно, что родина святыни — вольный северный город. Кто знает, может быть, и здесь проявилось знамение Промысла Божия… Ведь с XII века Карелия входила в Новгородское княжество, и Валаам находился в попечении новгородских владык.
Много бурь пронеслось над Северным Афоном за это время, много святынь утратила обитель в лихолетиях, внешних смутах, пожарах и разрушениях. И сейчас, когда восстанавливаются жестоко порушенные, поруганные и разграбленные уже в ХХ веке храмы Валаамского монастыря, когда великими трудами воссоздается былое благолепие, неудивительно, что архимандрит Панкратий, игумен Святой обители, со вниманием отнесся к рассказу насельника монастыря о том, что в одной из частных коллекций Москвы находится редчайший крест-мощевик.
Таких крестов сохранилось всего несколько. Исследователи впервые увидели эту реликвию в 1994 году, но вскоре после экспертизы она вдруг исчезла из их поля зрения. Встревоженные ученые даже предположили, что святыня с такой на редкость большой частицей мощей святого целителя могла быть украдена. И вот, наконец, стечением многих дивных обстоятельств этот ныне уже Валаамский крест буквально за считанные дни вышел из многовекового затворничества.
Размер этого дубового креста — 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом. Известный ставрограф (специалист по крестам), кандидат искусствоведения, заведующая отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова подчеркивает: «Святыня никогда не передавалась в храмы или монастыри. Она делалась для семьи и оставалась семейной святыней. Крупная частица мощей великомученика Пантелеимона (одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца) не скрыта, как это принято, кусочком слюды, хрусталя, стекла или металлической пластинкой. Она открыта и крепится ко кресту лишь специальной восковой мастикой».
Узоры серебряной скани, покрывающие оборотную сторону креста (русские мастера старались не для зрителя: они украшали саму святыню), почти не повреждены за семь веков. Судя по всему, крест хранился в специальном ящичке с крышкой. И лишь в тяжелом ХХ веке была утрачен ларец, а с ним и величайшие святыни, которые нес на себе, кроме частицы мощей целителя Пантелеимона, древний крест.
Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало.
Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ.
Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны «Крест в России» получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич («многая лета» которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя.
Для братии же Валаамского монастыря обретение этой святыни имеет особый смысл. После молебна на Московском подворье при передаче святыни северной обители архимандрит Панкратий, поблагодарив всех благотворителей и друзей Валаама, сказал: «Дай Бог, чтобы нам не только восстановить храмы и украсить их святынями, но и самим последовать за Христом, взяв свой крест». И добавил: «Ведь это не только святыня, это и образ Креста Христова. Это напоминание следовать за Христом, неся свой крест».
Валаам никогда не сбрасывал с плеч тяжелый крест — по молитвам преподобных Сергия и Германа и заступничеству Богородицы, особо ярко проявленному в даровании обители Ее чудотворного Валаамского образа. Символично, что одновременно с крестом-реликварием обитель получила в дар еще от одного друга Северного Афона Сергея Юрьевича точную копию Валаамской иконы Божией Матери, находящейся ныне в Финляндии.
Господь послал северной обители бесценную святыню-крест, а Божия Матерь снова простерла над Валаамом Свой спасительный омофор.
В течение месяца крест-мощевик находился на Московском подворье Валаамского монастыря (ул. 2-я Тверская-Ямская, 52). Два раза в день — после Литургии и вечернего богослужения — перед ним служился молебен. И с каждым днем становилось все более понятно, что обитель получила в дар святыню величайшей благодатной силы. Приходящие к нему люди получали ослабление, а то и исцеление недугов душевных и телесных. А в измученных и больных душах возрастала вера и благодарность великомученику Пантелеимону и Кресту Господню.
27 мая 2004 года крест более чем на месяц доставляют в Санкт – Петербург, в церковь Казанской иконы Божей Матери — Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря (Нарвский пр., 1/29). и, так же как и в Москве, на протяжении всего дня он будет доступен для паломничества и поклонения верующих. У креста ежедневно будут совершаться молебны св. Пантелиимону Целителю и Животворящему Кресту Господню об излечении от болезней и различных недуг.
9 июля, к празднику преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, на юбилейном рейсе в честь 15-й годовщины возрождения Валаамского монастыря, уникальный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона будет доставлен в обитель.
Пресс-служба Валаамского монастыря 28.05.2004г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *