Валдай Иверский монастырь

Содержание

Валдайский Иверский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Иверский монастырь.

Монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь


Валдайский Иверский монастырь

Страна

Россия

Город

Валдай

Конфессия

Православие

Епархия

Новгородская

Тип

мужской

Дата основания

1653 год

Известные насельники

патриарх Иоаким, Исакий Полоцкий

Реликвии и святыни

Чудотворная Иверская икона

Настоятель

митрополит Лев, наместник — иеромонах Антоний (Битьмаев), казначей — монахиня Ирина (Фролова)

Статус

Объект культурного наследия № 5310072000№ 5310072000

Состояние

Комплексная реставрация

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

История

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Настоятели Иверского монастыря

Настоятели Иверского монастыря

  • Иаков (1653)
  • Иоиль
  • Дионисий I (1654—1655)
  • Дионисий II (1655—1658)
  • Иосиф I (1658 — 6 апреля 1660)
  • Филофей (упом. 1659 — 18 апреля 1669)
  • Феодосий (1669 — 18 октября 1672)
  • Евмений (1672 — 19 июля 1681)
  • Иосиф II (упом. 1683 — 1 января 1692)
  • Феогност (1692 — 28 октября 1693)
  • Антоний I (1693—1694)
  • Тарасий I
  • Аарон (Еропкин) (1704—1708)
  • Вениамин I (упом. 1710)

В 1712—1730 монастырь был приписан к Александро-Невскому монастырю С.-Петербурга

  • Филарет (1731 — ?)
  • Серафим
  • Авраамий (ум. 10 января 1734)
  • Иоанн (Ястрембский)
  • Трифилий (май 1747 — ?)
  • Дамаскин (Аскаронский) (7 января 1751—1758)
  • Пахомий (Добрыня) (1758 — 12 ноября 1769)
  • Виктор (Онисимов) (1770 — 8 мая 1775)
  • Тарасий (Вербицкий) (1775 — 14 мая 1778)
  • Дорофей (14 мая 1778 — март 1783)
  • Амвросий (Андриевский) (1783 — 13 августа 1791)
  • Николай (Киждобрянский) (17 августа 1791—1795)
  • Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 9 октября 1799)
  • Феофилакт (Русанов) (октябрь — декабрь 1799)
  • Иустин (Вишневский) (9 декабря 1799—1800)
  • Амвросий (Протасов) (1800 — ?)
  • Парфений (Петров) (14 июня 1802—1804)
  • Флавиан (Ласкин) (12 января 1804 — февраль 1807)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (10 октября 1808 — 9 августа 1809)
  • Вениамин (Жуков) (9 августа 1809 — 14 мая 1811)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (11 сентября 1811 — 28 января 1816)
  • Владимир (Ужинский) (7 марта 1816 — 10 марта 1819)
  • Гедеон (Федотов), архим. (1819 — 18 января 1822)
  • Герасим (Гайдуков) (21 марта 1822 — 25 февраля 1829)
  • Арсений (Кайзеров) (1829—1840)
  • Иннокентий (Арешников) (июнь 1840 — 28 сентября 1847)
  • Петр (1848—1851)
  • Ириней (Боголюбов) (30 апреля 1851 — 30 сентября 1853)
  • Илларион (октябрь 1853—1854)
  • Лаврентий (Макаров) (май 1854 — декабрь 1873)
  • Вениамин (Поздняков) (1874—1877)
  • Амвросий (Клименко) (1877 — 7 ноября 1883)
  • Леонид (Ильяшкевич) (13 января 1884 — еще 1892)
  • Амвросий (1895—1906)
  • Иосиф (Николаевский) (1906—1930)
  • Настоятель митрополит Лев (Церпицкий) (1991 — по настоящее время)
  • Наместник Стефан (Попков) (1991—1997)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (5 мая 1997 — 26 июнь 2002)
  • Наместник Нил (Михайлов) (26 июня — 10 декабря 2002)
  • Наместник Никандр (Степанов) (декабрь 2002 — 25 ноября 2007)
  • Наместник Ефрем (Барбинягра) (с 25 ноября 2007 — 5 февраля 2012)
  • Наместник Антоний (Битьмаев) (с 5 февраля 2012 — по настоящее время)

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.

В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Решением Священного синода от 27—28 декабря 2011 года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).

Состав и архитектура

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)
  • Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)
  • Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.)
  • Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874)
  • Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке)
  • Шатровая колокольня (1679-89)
  • Наместнический корпус (XVII в.)
  • Казначеский корпус (1680-е гг.)
  • Братский корпус (нач. XVIII в.)
  • Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)
  • Каменная ограда с башнями XVIII в.
  • Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)
  • Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

  • Надвратная церковь Архистратига Михаила

  • Иверский собор: общий интерьер

  • Иверский собор: икона Иверской Божией Матери

  • Настоятельский корпус (вид с востока) с колокольней на заднем плане

  • Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа

  • Трапезная с церковью Богоявления Господня

  • Интерьер трапезной

  • Аэрофотосъёмка монастыря

  • Общий вид ансамбля снаружи

  • Вид с озера

Примечания

  1. Валдайский Святоозерский В Честь Иверской Иконы Божией Матери Мужской Монастырь
  2. Иверский собор на официальном сайте монастыря Архивная копия от 1 января 2011 на Wayback Machine
  3. Здравомыслов К. Я. Иоанн (Ястрембский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  4. Главному собору Валдайского Иверского монастыря вернули историческое название (Новгородская область). Regnum, 12.1.2008.
  5. Обращение Святейшего Патриарха Алексия к президенту России Владимиру Путину после молебна в Иверском соборе Валдайского монастыря. Официальный сайт Московской патриархии, 12.1.2008.
  6. Латышев А. Путину показали монастырь будущего. // Известия : газета. — 14.1.2008.
  7. Впервые главный собор Валдайского монастыря станет златоглавым. NEWSru.com, 4.4.2008.

Литература

  • Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии, извлечено из истории иерархии, книги Рай мысленный и жизнеописания патриарха Никона. — СПб., 1844. — 60 с.
  • Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. — Л.: Лениздат, 1982. — 48 с. — 50 000 экз. (обл.)
  • Сойкин П. П. Иверский Валдайский монастырь в Валдайском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 123-125. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Жервэ Н. Н. Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 515-520. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Ссылки

  • Иверский Валдайский монастырь (официальный сайт монастыря)
  • Валдайский Иверский монастырь (неофициальный сайт монастыря)
  • Монастырь в честь иконы Божией Матери «Иверская» Валдайский Свято-Озерский (мужской) на сайте Русское Православие
  • Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Историческая справка на официальном сайте Московского патриархата
  • Фотогалерея. Иверский монастырь. Проект «Народный каталог православной архитектуры»
  • Валдайский Иверский монастырь на сайте «Музеи Валдая»

Словари и энциклопедии

Иверский Валдайский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом.
На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.
24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:
«Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
«Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
«Брашно духовное», (1661 г.);
грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).
Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.
16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».
Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».
Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:
«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».
Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.
В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.
Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:
соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).
А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.
Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.
При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.
Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.
Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.
Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.
Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.
Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.
В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.
В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.
И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.
Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.
С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:
6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы
20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления.
С благословения архиепископа Льва в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Были привезены частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.
В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица. На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения. Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев. Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.
12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
19 сентября 2009 года Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.
В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

В монастырь была привезена икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа, хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме. На освящение и открытие восстановленного и отреставрированного Успенского собора прибыли патриарх Алексий II и президент Владимир Путин.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или ж\д транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

  • великомученика Пантелеимона;
  • апостола Иакова — брата Господня;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • святой Марии Магдалины;
  • св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

  • Успенский (Иверский) собор;
  • храм Богоявления;
  • две надвратные церкви: митр. Филиппа и Архистратига Михаила;
  • храм Иакова Боровического;
  • шатровую колокольню;
  • часовню с усыпальницей;
  • корпуса.

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.

Видео

Вы можете узнать больше о монастыре из представленного видео.

Отзыв: Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь (Россия, Валдай) — В Монастыре находится чудотворная Икона Иверской Божьей Матери, которая является главной святыней обители.

Здравствуйте дорогие подписчики и друзья!
Сегодня я расскажу Вам о нашей самостоятельной поездке в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. В этот Монастырь мы обычно заезжаем, когда едем на машине из Москвы в Санкт-Петербург. Надо сказать, что на Валдае места очень красивые, многие приезжают с палатками на отдых и рыбалку, а рыбалка там знатная — сами видели, как монах вытащил здоровенную щуку!
Вот как выглядит Валдайский Монастырь:

Немного расскажу Вам о самом Монастыре, который был построен по благословлению Патриарха Никона, которому было видение, на Соловках в виде огненного столпа, в котором и было указано место для строительства Валдайского Монастыря, а было это в XVII веке, строительство лично было одобрено царем Алексеем Михайловичем. Решено было построить Монастырь подобный мужскому Иверскому монастырю, который находится на Афоне в Греции. В 1653 году появились первые деревянные церкви — иконы Иверской Божьей Матери и Филиппа Московского. Первым каменным собором на территории монастыря стал величественный Успенский Собор, далее была построена Церковь архистратига Михаила.

Патриарх Никон решил переименовать Валдайский Пасад в село Богородицкое, а Валдайское озеро стало называться Святым.
А мы с Вами подходим ближе ко входу в Монастырь, и видим Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа:

Вот какая открывается перед нами необыкновенная красота:
До октябрьской революции Монастырь процветал, но и его не обошли стороной все несчастья того времени, а именно — в 1927 году из Монастыря вывезли Чудотворную икону Иверской Божьей Матери, а монахов в количестве 70 человек, прикрепили к трудовой артели, которую создали в этом Монастыре. В Советские времена здесь находился историко-архивный музей, затем краеведческий музей, а позднее школа для детей больных туберкулезом. Был на этом месте и дом инвалидов Великой Отечественной Войны и туристическая база отдыха. Но в 1991 году, наконец-то Монастырь вернули Новгородской епархии, и началось восстановление разрушенной обители, под руководством наместника Игумена Стефана. Патриарх Алексий освятил Монастырь в честь иконы Богородицы Иверской Божьей Матери в 2008 году. Полная реконструкция и восстановление Монастыря завершилось в 2011 году.
А мы проходим на территорию монастыря и видим, как красиво выглядят Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа со стороны Валдайского Монастыря:
Идем далее и видим еще одну Надвратную Церковь Архистратига Михаила:

Когда мы проходим через арку, нам отркывается захватывающий вид на величественный Иверский Собор и его золотые купола:

Рядом с Иверским Собором находится Трапезная с церковью Богоявления Господня.
Очень много паломников приезжают в Иверский монастырь, чтобы помолиться у Иконы Иверской Божьей Матери, главной святыни этого места. Лик на Иконе является точной копией Иверской Иконы Божьей Матери, которая находится в Иверском Монастыре на горе Афон, в Греции. Еще давно ее привезли в монастырь иноки Никифор и Корнилий. Стоимость оклада и украшений в то время была просто огромна — 44 тысячи серебрянных рублей. Патриарх Никон наложил строжайший запрет для иконописцев, чтобы никто не делал с нее копии и списки. Сейчас эта чудотворная Икона находится в Иверском Соборе:
Монахи рассказывают, что часто случаются чудеса, которые являет эта Чудотворная Икона- многие страждущие исцелились от болезней. Во время эпидемии холеры в 1848 году Икона помогала монастырю и смертоносная болезнь обошла его стороной. Каждый год 28 июля совершается крестный ход с Иконой Иверской Божьей Матери.
У этой чудотворной Иконы молятся о решении жизненных проблем, об исцелении от болезней и многих других сложных, а часто, на наш взгляд, неразрешимых ситуациях.
Около Иконы всегда много верующих паломников, которые приезжают в Монастырь, помолиться у Иконы.
А вот перед нами Настоятельский корпус с величественной и высокой колокольней:
А это паломническая гостиница на территории Монастыря:
А мы после осмотра всего Монастыря выходим и видим красивый закат над Святым озером:
Подведу итог нашего посещения Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря:
***ПЛЮСЫ***
1) Это очень древний Монастырь, который был частично разрушен после октябрьской революции;
2) В Монастыре находится Чудотворная Икона Иверской Божьей Матери, которая является точной копией Иконы на горе Афон в Греции;
3) Внутри Церквей и Храмов монастыря полностью восстановлены оригинальные старинные росписи;
4) Есть музей, который посвящен основателю Монастыря патриарху Никону и истории монастыря;
5) В Монастыре есть гостиница для паломников, где можно переночевать.
***МИНУСЫ***
1) Монастырь находится на Сельвицком острове, до которого можно доехать на рейсовом теплоходе «Заря» или на катере. Также на остров можно добраться на машине, через мост, который находится рядом с поселком Боровичи.
2) Иногда в Монастыре бывает очень много экскурсионных групп и к Чудотворной Иконе Иверской Божьей Матери выстраивается большая очередь.
Заключение:
Верующим людям, особенно в непростых жизненных ситуациях, рекомендую посетить этот Святой Монастырь и помолиться у Иконы Иверской Божьей Матери.
Рекомендую Вам ознакомиться с моим отзывом: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (Россия, Старая Слобода) — Это очень древний монастырь, основанный преподобным Александром Свирским.

Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница— православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная.

Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Иверский монастырь. Храм, где хранится главная святыня обители — Иверская икона

История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

…Прошло 800 лет, и заветная святыня оказалось бережно хранимой у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, что в Малой Азии. В те времена (IXв.) в Византии правил жестокий иконоборец – император Феофил. По его приказанию Божественные лики тщательно разыскивались, их изымали из Храмов, отбирали у жителей, обыскивая их дома. Народ видел страшное зрелище – в кострах полыхали иконы.

Посланные императором повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам. Сын благочестивой вдовы впоследствии ушел на Афон, где провел в иноческих подвигах. От него афонские иноки узнали об иконе, которую его мать пустила на воду. Это предание сохранилось между старцами.

Спустя много лет святая икона явилась «в столпе огненном» на морне вблизи Иверской обители. В это время в Иверском монастыре жил святой старец Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по воде. Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее на берег.

Иноки внесли ее в обитель и поставили в алтарь. На следующий день иконы на месте не оказалось. После долгих поисков ее нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако на утро икона опять оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. После этого над вратами обители был построен храм, в котором святая икона пребывает до сих пор. По имени обители она называется Иверской, а по месту пребывания ее над вратами – Вратарницей («Портаитисса»).

Монастырь Иверон

Иверский монастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. От столицы Афона Карей примерно час пешего пути.

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая Вратарница, которую весьма почитают в России.

Монастырь обнесен высокими стенами и расположен на берегу пристани, называемой в древности Климентовою пристанью, к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью. При входе в обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери именуемой «Вратарница» («Портаитисса»). Сейчас икона помещена в специальный киот.

Иверский монастырь основан в конце X века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов.

С самого начала монастырь назвали Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, однако в 1357 году этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии).

В 1259 году от латинян Иверская обитель потерпела сильные бедствия; была разорена, часть иноков пленили, многие были убиты. После такого погрома монастырь не скоро оправился. В 1285 году было снова нападение латинян, а в 1306 году монастырь потерпел страшные разорения от каталанцев. До конца XVI столетия монастырь находился в упадке.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.

Возрождение монастыря в полной силе осуществлялось на протяжении XVII столетия. К XIX веку вследствие политических переворотов на востоке грузин осталось очень мало и управление монастырем окончательно перешло в руки греков.

Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Основанный в X веке, Собор почти весь расписан поздней живописью, но сохранились фрески и XVI века. В западной стене внутреннего притвора находится гробница с мощами ктиторов монастыря.

Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы «Вратарницы» («Портаитиссы»), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов.

Из монастырских святынь находятся части хламиды, губы и трости через которые был поруган Господь иудеями; часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других.

Иверский монастырь занимает 3-е место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с 1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году.

В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами – в ските и кельях.

Иверская икона – покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Вот как эта чудотворная икона попала в Москву. Архимандрит Иверской обители Пахомий поехал в Москву собирать приношения в пользу афонских обителей. Вернувшись, благодарный Пахомий велел собрать всю свою братию. С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. Иноки, в помощь ему, дважды в неделю совершали всенощные и Литургии. Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника.

В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.

Иверская часовня у Воскресенских ворот. Фото 1900 г.

В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского. Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи. Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные. Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения.

Иверская часовня у Воскресенских ворот. Фото 1910 г.

В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная специально для этого случая. Святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Божия Матерь.

Для Москвы с чудотворной иконы Божией матери, явившейся по преданию в Иверском монастыре Св. горы Афон, было сделано три списка. Список 1615 г. заказал патриарх Никон для своего Иверского монастыря на Валдае. Список 1648 г. поместили в Новодевичий монастырь. Третий список был привезен в 1669 г. для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в выстроенную в 1666г. деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на Красную площадь.

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

6 мая 2012 года Новодевичьему женскому монастырю передали древнейший список Иверской иконы Божией Матери из запасников Исторического музея. В церемонии передачи иконы принял участие президент РФ Владимир Путин. Вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Владимир Путин принял участие в Крестном ходе, во время которого икона была пронесена духовенством Московской епархии от врат монастыря в Смоленский собор, где перед ней совершили молебен.

Тысячи верующих пришли в Новодевичий монастырь, чтобы стать свидетелями возвращения Иверской иконы. Чудотворный образ, три века пребывавший в обители, с послереволюционных времен находился в запасниках Государственного исторического музея.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой Седмицы.

Тропарь, глас 4:
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Иверская икона Божией Матери

>Монастыри Святой Горы Афон. Иверон, Иверский монастырь.

Монастыри Святой Горы Афон. Иверон, Иверский монастырь.

Иверский монастырь (Ивирон) — это греческий православный мужской монастырь, который занимает третье по значимости место среди афонских монастырей. Находится Ивирон в северо-восточной части полуострова, и был основан в конце 10 века грузинскими монахами (в 980-983 годах).

Древняя Грузия раньше называлась Ивироном или Иберией. Монастырь этот получил название Иверского в честь своего основателя — Иоанна Иверского. День памяти этого святого отмечают 25 июля (12 июля по старому стилю).

История монастыря Иверон

Иоанн Иверский был грузинским монахом, сейчас его почитают как святого и в православии, и в католичестве. Он был родом из грузинских дворян и даже был женат, в Иберии он был военным командиром. Во время поездки в Вифинию он принял монашеский постриг, а позже ездил в Константинополь для того, чтобы спасти своего сына Евфимия Афонского, находящегося в плену у византийского императора.

Иоанн Иверский вместе со своим сыном служили в Лавре Святого Афанасия на Афоне и сумели привлечь много последователей. Вместе они основали Иверский монастырь при поддержке зятя Иоанна Иверского — отставного грузинского генерала Иоанна Торникиоса. Приняли финансовое участие в строительстве обители и представители царского дома «Багратиони» (Грузия). Иоанн Иверский стал первым настоятелем (игуменом) Ивирона. После его кончины игуменом Ивирона стал его сын — Евфимий Афонский.

Основатели монастыря, вышедшие из грузинского рода Багратиони, почитаются ныне как святые: св.Иоанн, св.Евфимий и св.Георгий.

Происхождение знаменитой Иверской иконы Божией Матери, почитаемой в России, тесно связано именно с этим монастырем. Российский царь Алексей Михайлович, получив список с этой иконы, в благодарность подарил Иверскому монастырю находящийся в Москве, в Китай-городе, Николо-Греческий монастырь. Произошло это в 1653 году. Список с Иверской иконы Божией Матери был в дальнейшем выставлен в Иверской часовне, находящейся неподалеку от Красной площади, около Воскресенских ворот (раньше ворота назывались Неглиненскими). Вообще список с этой иконы успел «попутешествовать». Привезли его в Москву в октябре 1648 года и вначале поместили в Никольский монастырь. Позже список был отправлен в Валдайский Иверский монастырь (Новгородская область). Для Москвы царь Алексей Михайлович заказал русским иконописцам сделать точную копию с привезенного с Афона списка. И уже эту копию поместили на въездных Неглиненских воротах, позже переименованных в Воскресенские. Для того, чтобы защитить икону от дождя и снега, над ней сделали специальный навес, а потом уже построили часовню.

Во второй половине 13 и начале 14 века Иверский монастырь на Афоне претерпевал серьезные бедствия: на него нападали и разоряли латиняне (в 1259 и 1285 годах) и каталанцы (в 1306 году). В результате этих событий было убито или пленено большое количество иноков, подвизавшихся в этом монастыре, а также утеряны различные ценности. Вплоть до конца 16 века Иверский монастырь находился в плачевном состоянии. В течение 17 века Ивирон был возрожден и восстановлен.

Иверский монастырь за свою историю три раза становился жертвой пожаров — в 1740, 1845 и в 1865 годах.

Во времена народного восстания греков за независимость против османского ига Иверский монастырь пожертвовал большую часть своих сокровищ на поддержание народной освободительной войны. Во время тех события в Ивироне проживал греческий национальный герой и мученик — Григорий V, Патриарх Константинопольский.

До 1830 года Иверский монастырь был грузинским, а позже был захвачен греками. Они заменили в обители все надписи с грузинских на греческие в 1866 году. Но грузинские монахи еще продолжали подвизаться в этом монастыре, последний из грузинских монахов почил в 1955 году.

Иверон. Храмы монастыря

Соборный храм Иверского монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. При монастырских вратах находится одна из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская. Построен соборный храм был грузинским монахом Георгием Варазваче, бывшим в течение долгих лет игуменом Иверского монастыря. Построенный изначально в начале 11 века, собор был перестроен в начале 16 века. От первого соборного храма осталась великолепная облицовка из мрамора, украшенная геометрическими узорами и надписью об основателе храма. Внутри храм украшен прекрасными фресками, относящимися к различным периодам (16-19 века).

Престольный праздник Иверского монастыря — это Успение Пресвятой Богородицы, празднуемое 28 августа (15 августа по старому стилю).

Кроме основного храма, на территории и за пределами монастыря находится еще 18 небольших храмов (параклисов), посвященных святителю Николаю Чудотворцу, собору святых Архангелов, святому Иоанну Предтече, Борогодице Вратарнице, Введению, святым Евстафию, первомученику Стефану, Иоанну Богослову, великомученику Георгию, Спиридону, Дионисию Ареопагиту, Модесту, мученику Неофиту, святым царям Константину и Елене, Преображению Господню, Всем Святым, безсребренникам Косме и Дамиану, Воздвижению Креста Господня.

Рядом с Иверским монастырем расположены келья и церковь святителя Иоанна Богослова, там проживают около сорока грузинских монахов, церковные службы ведутся на грузинском языке.

Святыни монастыря Иверон

Иверский монастырь — один из самых богатых афонских обителей в плане святынь. Среди самых почитаемых можно назвать следующие:

  • частица животворящего Креста Господня — одна из самых важных христианских святынь;
  • части хламиды, трости и губы, через которые иудеи поругали Господа Иисуса Христа;
  • ​ частицы мощей 150 святых, в том числе: великомученика и целителя Пантелеимона, святых Михаила Синадского и Феодора Стратилата, святых мучениц Евпраксии, Фотинии и Параскевы, святого великомученика Георгия, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, святых бессребренников Космы и Дамиана, евангелиста Луки, апостолов Варфоломея и Петра, святого Афанасия Великого и других.

В библиотеке Иверского монастыря содержится большое количество старинных рукописей (2 тысячи) и редких печатных книг (20 тысяч), а также 15 свитков. Материалы, которые находятся в монастырской библиотеке, написаны на еврейском, греческом, грузинском языках и латыни. Особо ценными экземплярами монастыря являются Евангелие 8 века, написанное на пергаменте, и Евангелие, подаренное Иверскому монастырю Российским царем Петром I.

Икона Божией Матери Иверской

Конечно же, самой большой святыней Ивирона является чудотворная икона Пресвятой Богоматери — Портаитисса Иверская. По Преданию, эта икона чудесным образом «пришла» в монастырь по морю в период иконоборчества. А покинет она Иверский монастырь, когда настанут последние дни. Тогда же и монахи уйдут со Святой Афонской горы. История появления на Афоне этой иконы поистине интересна. Как гласит Предание, владелица этой иконы, являющаяся вдовой из города Никея, чтобы спасти свое сокровище от поругания иконоборцев, пустила икону по водам, и через несколько веков, в 1004 году образ Пресвятой Богородицы прибило к Афонским берегам. Икона появилась в столпе света, который поднимался до небес. Обнаружил икону на берегу праведный старец Гавриил. Накануне ему было видение Божией Матери, в котором она сказала ему подойти к берегу, взять икону и отнести в соборный храм Иверского монастыря. Он так и поступил. Приобретенную икону поместили в алтаре соборного храма, но удивительным образом на следующее утро ее обнаружили над монастырскими воротами. Монахи сняли икону с ворот и вновь поместили в алтарь. Но на следующий день икона опять появилась на воротах. Это происходило несколько раз, после чего Богородица явилась во сне одному из монахов и сказала, что Она не хочет, чтобы охраняли Ее, а хочет Сама быть хранительницей монастыря.

Икона Божией Матери Иверской бережно хранится в монастыре и никогда не покидает его стен. Ее выносят только три раза в году. Перед Рождеством Христовым икону переносят монахи из параклиса в собор, где она остается до понедельника, наступающего первым после праздника Собора Иоанна Предтечи. Второй раз икону выносят на Крестный ход во вторник Светлой седмицы. И, наконец, Иверскую икону выносят на праздник Успения Пресвятой Богородицы. А если миряне просят прислать куда-либо икону «Вратарницу», то монахи Иверского монастыря присылают ее только в виде списков.

Заказать Икону Божией Матери Иверской

Одним из важнейших сокровищ Иверского монастыря, обладающего как художественной, так и исторической ценностью, является «лимонное дерево» весом более 60 килограмм. Это семисвечный подсвечник, выполненный из серебра и покрытый позолотой, находящийся за святым престолом. Эту реликвию Ивирон получил в подарок от москвичей, свидетельством этого является стихотворение на русском языке, выгравированное на подсвечнике, а также дата этого события — 30 апреля 1818 года. Кстати, во время народной освободительной войны греков против османского ига эта ценность в числе других была пожертвована монастырем на борьбу с турками, но греки вернули подсвечник обратно в монастырь и попросили, чтобы в нем всегда горели свечи перед иконой Божией Матери за народ православный.

Еще одна из ценностей Ивирона — дверь между папертью и притвором, выполненная из черного дерева с отделкой из серебра.

Исторической ценностью обители являются облачения византийского императора Иоанна Цимисхия и Патриарха Дионисия IV.

Иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева с флористическими узорами, находящийся в соборном храме Иверского монастыря, также является одним из сокровищ обители.

Одно из удивительных мест неподалеку от монастыря — это чудотворный источник, который забил из земли в тот момент, когда туда ступила Богородица. Находится источник на Климентовой пристани. Это место еще знаменито тем, что именно сюда по Божьей воле прибило к берегам Афона Иверскую икону Божией Матери.

В настоящее время в Иверском монастыре проживают около 45 монахов, в основном греков. Игуменом монастыря сейчас является архимандрит Василий.

>Иверский монастырь

Храмы монастыря

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Богоявления Господня
  • Церковь Михаила Архангела

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Созданный в XVII веке Патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии Византийской духовной культуры. Став богатейшим и известнейшим из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом где зарождались и развивались ремесла.

Смотрите таже

  • Сайт Валдайского Иверского монастыря
  • Аэропанорама города Валдай и Валдайского озера
  • Достопримечательности Валдайского района

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *