Валентин амфитеатров как правильно просить о помощи

Содержание

Валентин Амфитеатров: почему у чудотворца 2 могилы

Скачать эту статью

Валентин Амфитеатров — московский священник, проповедник и духовник. Считается среди православных как чудотворец.

Решение о его канонизации Русской Православной Церкви было принято еще в 1998 году, но до сих пор так и не произошло.

В роду отца Валентина было много священников, архиереев, а также деятелей культуры

Родился Валентин Николаевич 1 сентября 1836 года в селе Высокое Орловской губернии. Отец его, протоирей, был родным братом архиепископа Казанского и Свияжского Антония. О его матери почти ничего не известно, лишь то, что ее звали Анна и происходила она из священнического рода.

Валентин Амфитеатров поступил учиться в Орловскую духовную семинарию в 1847 году. Затем по собственному желанию перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году.

Амфитеатров получил степень кандидата богословия, окончив духовную академию.

После чего был назначен инспектором и преподавателем в Калужскую семинарию. С 1859 года он активно преподавал греческий язык, всеобщую и русскую историю.

Во время преподавания он очень сблизился с одним из учеников. В доме его родителей он познакомился с его братьями и сестрами. Здесь же он и познакомился со своей будущей женой — Елизаветой Ивановной.

1860 Валентин Амфитеатров в этом году женился на Елизавете Ивановне, сестре одного из своих учеников

17 июля 1860 года он женился. Затем 14 сентября того же года был рукоположен в сан дьякона, а на следующий день в священники — архиереем Тульским и Белевским.

Первым делом его перевели в Благовещенский храм города Калуги где он был членом консистории.

В 1864 году отец Валентин был переведен в Троицкий собор города Лихвина. Здесь он стал законоучителем Лихвинского уездного училища.

Позднее стал смотрителем духовного училища в Мещовске. В июне 1866 году был возведен в сан протоирея.

И затем в 1871 году батюшка переезжает в Москву. Здесь также становится законоучителем в Московской учительской семинарии.

В 1874 году батюшку Валентина отправили в кремлевскую церковь святых Константина и Елены. В ней находился образ Божией Матери «Нечаянная радость», которая была очень известна и почитаема в народе.

Благодаря отцу Валентину народу в храме было настолько много, что люди просто не помещались в нем, хоть и службы проводились каждый день.

В этом храме служил Валентин Амфитеатров. К сожалению, в 1928 году церковь была разрушена

В 1880 году его жена Елизавета Ивановна умирает, отец Валентин остается один с единственным сыном — Александром.

Сын батюшки — Александр — русский прозаик и публицист, а также литературный и театральный критик, драматург

В 1892 году отца Валентина отправляют в кремлевский Архангельский собор настоятелем.

Храм, в котором служил отец Валентин, расположен на соборной площади Московского кремля.

Храм, в котором служил отец Валентин, расположен на соборной площади Московского кремля

Очень много людей приезжало к нему со всей Москвы. Тогда он ввел практику частого причащения.

Даже сам Иоанн Кронштадтский говорил тогда тем людям, кто приезжал к нему:

«Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».

Иоанн Кронштадтский священник

Но многого не изменилось. К нему все равно приезжали множество людей. Батюшка исповедовал, а также были записаны под диктовку его письма и проповеди. Было даже выпущено несколько книг.

Так случилось, что в 1902 году батюшка Валентин потерял зрение.

20 июля 1908 году отец Валентин скончался. Но перед смертью, оставил всем одно интересное завещание:

«Когда умру,

идите на мою могилку и поведайте мне всё,

что вам нужно, и я услышу вас,

и не успеете вы еще отойти от неё,

как я всё исполню и дам вам.

Если кто даже и за версту

от моей могилки

обратится ко мне,

то и к тому я отзовусь».

Валентин Амфитеатров священник

Похоронен был батюшка рядом со своей женой на Ваганьковском кладбище.

Вскоре после его кончины, в 1930 годы могила отца Валентина была стерта с лица земли, надгробия и креста как будто и не бывало на том месте.

Чуть позже на том самом месте поставили мемориал воинам Великой Отечественной Войны. Но знали только верующие, где находится его могилка.

В 1990 году батюшке снова поставили крест на могиле. Однако многие доказывают, что никто точно не знает, где по-настоящему находится могилка батюшки.

Записано под диктовку было очень много книг, многие из которых дошли и до наших дней в неплохом состоянии

Позднее в 1909 году была изданы его книга — «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 годах». К сожалению, книга духовные беседы до наших дней не дошла.

В 1910 году издана книга — «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей».

А также в этом же году выходит книга — «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида».

В книге берутся описания Ветхого завета из Библии во времена Иисуса Навина.

Книга дошла до наших дней в таком состоянии, но самое главное, что в ней хранится описание Ветхого завета из Библии во времена Иисуса Навина

Так выглядит первая страница давно изданной книги Валентина Амфитеатрова

На данное время книга «Очерки Библейской истории ветхого завета» считается антикварной. К сожалению многие стараются использовать это не в лучших целях, потому что книгу постоянно покупают и выкладывают на цену выше.

Можно предположить, что такую книгу лучше было бы отдать музею.

В 1910 году также выпускается книга «Великий пост. Духовные поучения».

«Великий пост. Духовные поучения»

Небольшой сборник, «составлен из поучений, произносившихся Валентином Николаевичем в течение Великого поста, когда он проповедовал еще неутомимее, чем в остальном году, обращаясь и ко всей пастве, и, в частности, к детям духовным, готовившимся к принятию Святых Таин.

В этом кругу проповедей особенным подъемом отличались те, которые произносились в Великую Пятницу.» Л. В. Викторова, В. В. Амфитеатрова

Почитать книгу

Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище

После смерти святой Валентин, как сейчас его принято называть, творит чудеса. На его могиле всегда много народу, все несут цветы. Люди приходят со своими скорбями и просьбами.

Молитва о помощи к батюшке — это обращение людей своими словами со своими проблемами.

Не обязательно знать, как просить, делайте это просто от души, но главное верить в то, что батюшка обязательно поможет.

Нет никакого правила как просить, важно сделать это от души и с чистым сердцем.

Все, кто приходит на могилу к батюшке — все он помогает

Считается, что у батюшки 2 могилы. Если кто не знает, как пройти на это место, предлагаем вашему внимаю карту, как лучше его найти.

На фото указано место расположения чудотворной могилы, а также улицу и как проехать

Необходимо проехать до станции «1905 года». Далее идти пешком до Ваганьковского кладбища, после чего увидите указатели до самой могилы святого.

Специальной молитвы отцу Валентину не существует.

На фото также можно удостовериться, что неспроста люди говорят о двух могилах, ведь точно не известно на каком из этих мест, похоронен сам батюшка.

На одном месте находится крест, а на другом — место народного почитания — чудотворная могила.

Благодарные отзывы люди оставляют об отце Валентине

Вот лишь немногие рассказы реальных людей о помощи отца Валентина.

Надежда:

«Было это в 40-х годах XX века.

Моя сотрудница Тамара Михайловна была маленьким ребенком.

Ее мама пришла на Ваганьковское кладбище,

зашла поклониться к месту захоронения протоиерея Валентина.

А батюшка как будто гонит ее от себя!

Она почувствовала, что перед глазами огонь.

А отец Валентин как будто говорил: «Иди-иди!»

Женщина поспешила домой (а жили они в районе Таганки),

и оказалось, что не зря спешила: в доме был пожар.

Если бы она не пришла, то Тамара,

ее дочка, могла бы погибнуть в огне».

Ольга:

«У моей подруги муж сильно пил, дело доходило до белой горячки.

Она уже собиралась госпитализировать мужа в психдиспансер.

И вдруг утром он просыпается, подходит к жене и говорит:

«Ко мне приходил сегодня ночью “Дед Мороз”, высокий, красивый,

с бородой, в длинной одежде. А зовут его Валентин.

Какой-то Анфи…» Моя подруга поняла, что речь идет о батюшке Валентине Амфитеатрове.

Совсем недавно она дважды приезжала к нему на могилку среди братских захоронений

на Ваганьковском кладбище просить о помощи в своих скорбях,

просить о муже (в конце февраля – начале марта 2010 г.)

Приснившись ночью ее мужу, отец Валентин сказал ему: «Ты больше пить не будешь».

Муж подруги в церковь не ходил, но после такого чудесного явления захотел поехать на могилку к отцу Валентину сразу.

Вместе с супругой поехали на Ваганьковское кладбище в тот же день.

Когда супруги направились к отцу Валентину, муж стал просить жену купить ему пива, чтобы снять похмелье.

Но по дороге все палатки были закрыты. Жена сказала: «Ладно, потом выпьешь».

Когда они пришли на могилку батюшки, муж подошел к большому деревянному кресту и осенил себя крестным знамением.

Когда он приложился к кресту, он почувствовал необыкновенное тепло и вдруг увидел рядом с крестом самого отца Валентина — как живого!

Батюшка сказал ему, что позволяет выпить одну бутылку пива, но не больше.

Когда ехали обратно домой, жена купила пива. Но вот удивительно: выпить-то он ничего не смог.

С этого момента муж перестал пить.

В доме подруги лежала распечатанная с интернет-сайта otec-valentin.narod.ru книга об отце Валентине «Московский утешитель»…

А на обложке был портрет батюшки Валентина.

Муж сказал: «Вот он приходил ко мне», таким образом узнав в «Деде Морозе» протоиерея Валентина Амфитеатрова».

Все кто желает, может посетить это место, чтобы попросить помощи у батюшки Валентина. Вера — самое главное, что имеет верующий человек.

Видео: Рассказы о батюшке Валентине Амфитеатрове.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Золотое_кольцо Как пройти к могиле Валентина Амфитеатрова на Ваганьково
Публикую в связи с тем, что на мой блог часто попадают по данной поисковой фразе, т.к. я просто упомянула имя батюшки.
Батюшку Валентина почитают как святого, хотя официально он не прославлен. Он — современник св. Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн приезжавшим к нему москвичам говорил: «Зачем вы едете ко мне, у вас есть батюшка Валентин». К нему на могилку ходят просить о помощи.
Наши священники (я прихожанка храма на Ваганьково) при разных обстоятельствах, когда советуешься. что делать, всегда советуют сходить на могилку батюшки, помолиться.
Как пройти.
Метро Ул. 1905 года, первый вагон из центра. Выход там, где лестница (а не эскалатор). К Ваганьково (вход с ул. Макеева) ведет ул. Большая Декабрьская.
Далее нужно дойти по центральной аллее мимо храма до памятника Александру Абдулову (большая белая «глыба») и свернуть на аллею налево. В принципе, там есть указатель. Могила находится среди братских могил воинов, погибших в Великую Отечественную войну.
http://otec-valentin.narod.ru/ сайт про о.Валентина Амфитеатрова
ВЫ увидите два креста, оба — почитаемы. Но местонахождение самой могилы точно неизвестно, т.к. ее сровняли с землей и на этом месте захоронили воинов.
Под большим крестом есть ящичек с песком. Его можно набрать (там же обычно лежат и совок, и пакеты), и потом прикладывать к больным местам.
У большого креста всегда много цветов. А вот ставить свечи (так написано) не благословляется. Лучше зайдите в храм и поставьте там, подайте записку о упокоении протоиерея Валентина.
Видела там и книжки непосредственно о батюшке.
Информация есть и в сборниках. Есть путеводитель «Священное Ваганьково» (только священники и церковнослужители, монахи) (продается в храме).
«Священное Ваганьково» (1-е издание — в 2007 г., оттуда и беру). Странички из книги иерея Сергия Матюшина.
http://www.liveinternet.ru/users/3197872/post123532417/
Автор является кандидатом богословия, лауреатом премии памяти митрополита Макария (Булгакова)
Перед входом на кладбище через дорогу есть киоск, где много материалов о Владимире Высоцком. Там же можно купить краткий путеводитель по наиболее известным захоронениям Ваганькова.
От могилы Амфитеатрова можно пройти к могиле Есенина. Сама есенинская аллея идет параллельно той, по которой Вы пришли. Если идти от входа, на нее нужно сворачивать примерно ОТ храма, т.е. раньше, чем на аллею к батюшке Валентину.
Около могилы Есенина часто дежурят «частные» экскурсоводы, которые могут поводить Вас по кладбищу и очень о многом рассказать.
У входа на Ваганьково поставили киоск «Экскурсии», но когда начнут водить — не знаю. Обещали также повесить карту-схему.
В моей рубрике Есенин… см. информацию о панихиде на его могиле.
Как пройти на Ваганьково от метро.
http://maps.google.ru/maps?hl=ru&tab=wl,
набрать «Москва, Ваганьково»
***************

Могила отца Валентина Амфитеатрова

На могиле отца Валентина всегда цветы. Люди приходят сюда со своими скорбями и болями, с надеждой на заступничество пастыря, с радостью и благодарностью за его помощь. Эти свидетельства с любовью собраны на сайте, посвященном отцу Валентину. Вот лишь несколько рассказов о том, как помог и спас батюшка.

«Иди домой!»

Отец Валентин как будто говорил ей: «Иди-иди!» Женщина поспешила домой, и оказалось, что не зря: в доме был пожар

Было это в 40-х годах XX века. Моя сотрудница Тамара Михайловна была маленьким ребенком. Ее мама пришла на Ваганьковское кладбище, зашла поклониться к месту захоронения протоиерея Валентина. А батюшка как будто гонит ее от себя! Она почувствовала, что перед глазами огонь. А отец Валентин как будто говорил: «Иди-иди!»

Женщина поспешила домой (а жили они в районе Таганки), и оказалось, что не зря спешила: в доме был пожар.

Если бы она не пришла, то Тамара, ее дочка, могла бы погибнуть в огне.

Раба Божия Надежда

«Ты больше пить не будешь!»

У моей подруги муж сильно пил, дело доходило до белой горячки. Она уже собиралась госпитализировать мужа в психдиспансер. И вдруг утром он просыпается, подходит к жене и говорит: «Ко мне приходил сегодня ночью “Дед Мороз”, высокий, красивый, с бородой, в длинной одежде. А зовут его Валентин. Какой-то Анфи…» Моя подруга поняла, что речь идет о батюшке Валентине Амфитеатрове. Совсем недавно она дважды приезжала к нему на могилку среди братских захоронений на Ваганьковском кладбище просить о помощи в своих скорбях, просить о муже (в конце февраля – начале марта 2010 г.)

Приснившись ночью ее мужу, отец Валентин сказал ему: «Ты больше пить не будешь». Муж подруги в церковь не ходил, но после такого чудесного явления захотел поехать на могилку к отцу Валентину сразу.

Вместе с супругой поехали на Ваганьковское кладбище в тот же день. Когда супруги направились к отцу Валентину, муж стал просить жену купить ему пива, чтобы снять похмелье. Но по дороге все палатки были закрыты. Жена сказала: «Ладно, потом выпьешь».

Когда они пришли на могилку батюшки, муж подошел к большому деревянному кресту и осенил себя крестным знамением. Когда он приложился к кресту, он почувствовал необыкновенное тепло и вдруг увидел рядом с крестом самого отца Валентина – как живого! Батюшка сказал ему, что позволяет выпить одну бутылку пива, но не больше.

Когда ехали обратно домой, жена купила пива. Но вот удивительно: выпить-то он ничего не смог.

С этого момента муж перестал пить.

В доме подруги лежала распечатанная с интернет-сайта otec-valentin.narod.ru книга об отце Валентине «Московский утешитель»… А на обложке был портрет батюшки Валентина. Муж сказал: «Вот он приходил ко мне», таким образом узнав в «Деде Морозе» протоиерея Валентина Амфитеатрова.

Раба Божия Ольга, г. Москва

«Ваш внук вышел из комы»

26 июня 2010 года в нашей семье случилось большое горе. Мой внук Луис Рахман 13,5 лет с другом Женей пошли купаться на Москву-реку. Внук плавать не умел, если он заходил в воду, то по пояс… Женя ждал Луиса на берегу. Но прошло время, а друг не возвращался с купания. Тогда Женя спохватился и начал его искать. Он спрашивал у людей, но слышал один ответ: «Не видели». Женя стал кричать и махать руками, призывая спасателей. Они сразу поняли, что случилось… Спасатели нырнули в воду. Это были Попов Юлий и Ануфрович Виталий. Они обнаружили тело Луиса в трехметровой яме на дне реки. Спасатели зафиксировали клиническую смерть внука. Юлий и Виталий реанимировали сердце внука пять минут (а это очень много). У мальчика были черные губы, это давало спасателям надежду, что он будет жить.

Было установлено, что Луис находился под водой 10 минут. Женя сказал, что не менее 15 минут. Как Луис попал в подводную яму, неизвестно; может быть, прошел катер, и мальчик не удержался на волне, покачнулся и пошел ко дну…

Когда я приехала в больницу, внук был в коме… Врачи сообщили, что он в крайне тяжелом состоянии, что прогнозов они никаких дать не могут. На второй-третий день, когда мы с зятем находились около реанимации и ожидали врача, женщина, ее звали Юля, рассказала мне об отце Валентине Амфитеатрове, о его чудесной помощи страждущим; она и ее супруг отвезли нас на его могилку на Ваганьковском кладбище. Дали нам с зятем песочек с его могилки, который люди брали возле большого деревянного креста батюшки среди братских могил воинов. Вернувшись в больницу, мы попросили в реанимации, чтобы мешочек с песочком батюшки Валентина положили под подушку внуку. Врач разрешил. Луису к руке привязали ладанку от святой блаженной Матроны Московской, помазали его святым маслом. С тех пор перед тем, как ехать в больницу, мы каждый день спешили на могилку к отцу Валентину. Я просила на коленях со слезами, чтобы он помог, походатайствовал перед Спасителем о выздоровлении внука.

Как только мы стали обращаться к отцу Валентину, так и дела пошли на поправку. Каждый день от врачей мы стали слышать хорошие новости, а до этого все было безнадежно. На девятые сутки Луис вышел из комы. Раньше, чем ожидалось, его перевели в палату… Врачи удивлялись, как в таком состоянии ребенок быстро восстановился.

1 сентября 2010 года внук пошел учиться в 8-й класс…

Слава Богу и низкий поклон батюшке Валентину, к которому мы слезно обращались за помощью и сразу же ощутили эту помощь.

Ольга Сергеевна Шамина, г. Москва

Чудесное фото

В 2003 году моей дочери, которая лежала в Брянской областной больнице, был поставлен диагноз: лимфосаркома паховых лимфоузлов. При обследовании также выяснилось, что дочь беременна. Дочери сделали операцию по удалению лимфоузлов. Нависла угроза прерывания беременности. Ситуация настолько нас потрясла, что мой муж (отец дочери) не выдержал, скоропостижно скончался от инфаркта.

Об отце Валентине Амфитеатрове я узнала от московских родственников задолго до болезни дочери. Очень его почитала. Конечно, узнав о ее беременности, я стала горячо молиться и просить его о помощи.

В сумочке я всегда носила книжку о батюшке Валентине «Московский утешитель». Среди страничек книги у меня был вложен черно-белый портрет отца Валентина (в начале) и цветные фотографии нашей семьи (в конце). После операции у дочери были взяты анализы на подтверждение диагноза. Мне пришлось везти их в Москву, в Центр гематологии…

Я продолжала молиться отцу Валентину. Можете себе представить, какая была радость, когда мы узнали, что диагноз не подтвердился.

В сентябре появилась на свет наша любимая внучка Анастасия.

Я стала подбирать фото и вижу: на одном из них, где были я и дочь, проявился портрет отца Валентина

29 июля 2004 года (после рождения внучки), в день памяти мученицы Валентины, я была в церкви, открыла книжечку «Московский утешитель» и хотела, как всегда, с любовью приложиться к портрету батюшки. И вдруг из книжечки выпали все мои семейные фотографии. Я стала их собирать и обнаружила, что на одной из них, где были я и дочь, проявился портрет отца Валентина. На той же фотографии было еще одно изображение батюшки, уменьшенное, повторяющее нижний фрагмент фотографии пастыря (видны только рука отца Валентина и книга, которую он держит).

Конечно, время покажет, почему отец Валентин проявился на нашей семейной фотографии. Я поняла, что по молитвам батюшки исцелилась моя дочь и появилась на свет внучка Настенька.

Валентина Васильевна Соловьева

«Ты же молила о ребенке! Почему сомневаешься?»

На могиле о.Валентина Амфитеатрова. Фото: Ирина Ахундова / Православие.Ru

Я ничего не знала о протоиерее Валентине Амфитеатрове до 11 октября 2008 года. В этот день я приехала на Ваганьковское кладбище, на котором я не была с детства…

Сделаю отступление. У меня женская болезнь: эндометриоз. Было две операции, после второй операции, а она была в начале июня 2008 года, мне прямо сказали, что если я не забеременею в ближайшие два месяца, то мне проведут процедуру, вызывающую искусственный климакс у женщин (на тот момент мне было полных 28 лет). После операции прошло два месяца, беременности не было. Почему-то я не впала в депрессию, смирилась, что ли. И мы с мужем решили, что будет так, как будет. Но решили обвенчаться: 5 сентября 2008 года состоялась наша свадьба. И все же я надеялась забеременеть и в больницу просто не пошла, решила не изводить себя процедурами, а отдаться на волю Бога. И вот, когда я шла по центральной аллее кладбища, меня привлек большой стенд возле храма, где я и прочла о батюшке Валентине Амфитеатрове. Сразу захотелось подойти к его могиле. Я взяла свечу и пошла по указателям. На могиле было много цветов, я стала молиться, через какое-то время я начала плакать… Что и какими словами я просила, просто не помню, в памяти осталось только, что, «если мы достойны стать родителями, мы будем рады ребеночку, а если воля Господа иная, укажи нам ее…»

В понедельник я улетела в Новосибирск. В конце октября – начале ноября у меня появилось недомогание, хотелось спать, к вечеру поднималась невысокая температура… Муж в это же время принес из магазина два теста на беременность, сказав, что увидел на кассе и купил на всякий случай… И вот, ложась спать, 4 ноября 2008 года я с надеждой подумала: «А вдруг я и вправду беременна!» Мысли роились в голове, ведь после операции почти полгода прошло, много сомнений… И вот я засыпаю, и я еще не сплю, но вроде как сплю (тяжело этот переход объяснить) и вижу протоиерея Валентина Амфитеатрова, он такой большой, в рясе, и как отрезал: «Ты же сама просила! Почему сомневаешься?» Меня подбросило! Еле-еле утра дождалась (в тестах написано: надо делать утром). 5 ноября 2008 года я увидела заветные две яркие полоски! Это было невероятно! Уже потом я читала, что на таких маленьких сроках тесты не всегда показывают беременность, мне еще неделю надо было ждать…

Тому, как легко я отходила беременность в свои полные 29 лет, могут позавидовать молодые девушки! Все это благодаря Господу и святым Его на земле нашей грешной. И молитвам протоиерея Валентина Амфитеатрова у Престола Божия!

Ольга М., г. Новосибирск

Цветок отца Валентина

7 мая 2015 года я возвращалась с Ваганьковского кладбища. Это был день памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова – день его Ангела. В руке я бережно несла чайную розу с могилы батюшки, которую мне с любовью подарила Елена Бочарова – устроительница и хранительница могилки отца Валентина… Я ловила взгляды людей на нежный цветок: мне казалось, что мало кто равнодушно проходил мимо.

Вдруг все пассажиры маршрутки услышали сильный хлопок, а затем – фонтан из стеклянных осколков

Я очень устала, хотелось скорей добраться до дома. И вот наконец последний отрезок пути, я подошла к маршрутному такси и села спиной к водителю на первое сидение… Но вот маршрутное такси начало движение. И я опять ловила взгляды идущих по улице людей на цветок отца Валентина. И вдруг все пассажиры маршрутки услышали сильный хлопок, а затем – фонтан из стеклянных осколков. Как объяснил потом шофер, в нас выстрелили из пневматики. Вернее не в нас, а в мой цветок, потому что особенно пострадало стекло, возле которого я сидела, а я сама на несколько мгновений оказалась как бы вне времени. Инстинктивно или под действием благодатной силы я очень быстро переместилась на сидение рядом, а мое сидение оказалось все в осколках и арматуре из выбитого окна.

Мне потом со знанием дела объясняли, что ни выстрел, ни камень не могут выбить раму из окна. Однако она лежала рядом со мной, вырванная и искореженная. Из пальца на левой руке сочилась кровь. Больше никто не пострадал, хотя брызги от осколков в момент выстрела веером разлетались по всему салону маршрутного такси, пролетая мимо незащищенных глаз пассажиров. Все были в шоке, но абсолютно спокойны…

Первая мысль после того, как я немного пришла в себя, была единственная: отец Валентин оградил нас от большой опасности, его цветок остановил что-то очень страшное. Ведь пуля могла попасть рядом в окно водителя…

Раба Божия Наталья

«Не было не только перелома черепа, но даже и трещинки!»

Наша семья проживала во Внуково, в пятиэтажном доме (хрущевке). Среди пятиэтажек, стоящих рядом, была детская площадка. На этой площадке соорудили мощные двухместные качели. Сидение было сделано из тяжелой деревянной доски и было окаймлено металлическим каркасом.

Летом 2002 года, когда моей маленькой внучке было всего полтора годика, она с мамой (моей дочерью) вышла во двор на прогулку. Внучка Наташенька играла в песочнице на детской площадке. Как-то незаметно Наташенька оставила песочницу и направилась в сторону качелей. На этих качелях раскачивались две девочки (подростки), качались они стоя и очень высоко… Тяжелые качели с большой высоты с большой скоростью ударили по голове ребенка. Перевернувшись несколько раз в воздухе, Наташенька отлетела от качелей, буквально протаранив личиком и тельцем землю, потом легла навзничь, как бы замертво, даже не крикнув.

Это было ужасное зрелище: вместо лица, казалось, было одно месиво из земли, травы и крови ребенка.

Наташу отвезли в больницу.

Меня мучил вопрос: «Что делать?» Господь привел меня в иконную лавку, где работала моя знакомая, мать священника. Раба Божия Любовь выслушала меня и тут же сказала: «Быстро поезжайте на Ваганьковское кладбище к могиле протоиерея Валентина Амфитеатрова, возьмите песочек с могилки батюшки, закажите панихиду о протоиерее Валентине…» Раба Божия Любовь рекомендовала прикладывать песочек к ранам малышки.

Дочь моя была маловерующая, но исполнительная. К тому же никто не знал, выживет ли ребенок…

Она стала прикладывать узелок с песочком к разбитой головке ребенка – чувствовала, как будто батюшка управляет ее рукой

Уже в приемном покое моя дочь начала прикладывать узелок с песочком к головке Наташеньки, к рассеченному затылку. Моя дочь вспоминала, что как будто кто-то управлял ее рукой.

В больнице, когда ее и Наташу определили в палату, ребенка обмыли, повезли на рентген. Когда снимок был готов, оказалось, что череп младенца цел – не только перелома не оказалось, ни даже трещинки! На голове Наташеньки была только наружная рана. А дочь моя все прикладывала узелок с песочком отца Валентина к затылку Наташи и чувствовала, что кто-то невидимо ею руководил.

Спустя сутки дочь с ребенком перевели в больницу недалеко от станции метро «Улица 1905 года» – таково было внезапное решение врачей. А Ваганьковское кладбище, где похоронен отец Валентин, находится рядом с этой станцией метро. Мы сразу подумали, что отец Валентин решил взять Наташеньку к себе поближе…

В этой больнице врачи также стали делать рентген. Они недоумевали: судя по внешней ране на черепе ребенка, должны были быть серьезные повреждения и внутри черепа. Но рентген ничего не показал, никаких патологий.

Спустя два дня дочь и мою внучку Наташеньку, на удивление всем, выписали из больницы домой.

От удара на головке девочки остался маленький узкий розовый шрамик – на весь затылок.

Сейчас моей внучке 10 лет, она прекрасно учится в школе.

Узелок с песочком отца Валентина, который исцелил Наташеньку, лежит у меня дома. Когда Наташенька подросла, мы рассказали ей о помощи батюшки Валентина, как он спас ее жизнь. Девочка очень поверила в заступничество отца Валентина. Каждый раз, когда начинала чувствовать боль или в животе, или при ангине, она просила: «Бабушка, дай мне земельку от батюшки Валентина» – так она называла узелок с песочком. Наташенька просила: «Батюшка, помоги мне…» Потом радостно сообщала: «Батюшка помог, у меня ничего не болит».

Раба Божия Галина, г. Москва

Мы построили храм в такой короткий срок!

У нашей инициативной (из трех человек) группы была благая цель – строительство храма-часовни на святом источнике Рождества Богородицы на Котеле, что в Галичском районе Костромской области.

Поехали мы вместе с нашим духовником 11 октября 2013 года в Москву на Ваганьковское кладбище служить панихиду об упокоении протоиерея Валентина Амфитеатрова и просить его помощи в благом строительстве, поскольку начинали с нуля. Средств и знаний, как и что делать, у нас не было. В Москве мы также заехали поклониться в храм Илии Обыденного к чудотворной иконе «Нечаянная Радость». Известно, что эта икона до революции находилась в Кремлевском храме святых равноапостольных царей Константина и Елены. Перед этой иконой многие годы молился отец Валентин.

В итоге ровно через два года после поездки – 10 октября 2015 года – в уже построенном храме-часовне Рождества Пресвятой Богородицы была отслужена первая Божественная Литургия! Никто до сих пор не верит, что храм построили «всем миром» за такой короткий срок.

Помощь отца Валентина мы чувствовали все эти два года – от положительного решения сложнейших вопросов по оформлению земли, проектной документации, подведению электричества до самой стройки и оплаты рабочим. Чудом приходили нужные люди: проектировщики, строители, отделочники, – многие помогали бесплатно. Более того, в наш храм Бог послал великие святыни: частицу Гроба Господня (получили сами в руки в Иерусалиме – отпала от Кувуклии!), камень с вершины Фаворской горы (вмонтировали его в алтарную стену) и икону с песочком с могилы новопрославленного старца Паисия Святогорца (благословила игумения Успенского монастыря в селении Тетеринском, что под Нерехтой).

В результате у нас образовалась Котельская община, которая объединила самых разных людей, которые воцерковились, помогают друг другу и после стройки.

Я верю, что это произошло по молитвам отца Валентина.

Раба Божия Галина, г. Кострома
otec-valentin.ru

«Внучка спокойно причастилась»

Однажды в храме я узнала, что мой духовный отец собирается на могилку к святому старцу протоиерею Валентину Амфитеатрову. Об отце Валентине мы с мужем ничего не знали. И решили пойти на Ваганьковское кладбище. Был очень трудный период нашей семейной жизни, так как у мужа не было работы и ему все отказывали.

Утром мы пришли на могилку к отцу Валентину… Мы постояли возле могилки и пошли домой. Светило солнце, на душе было очень легко. Дома было почти нечего есть, мы пили чай с хлебом и радовались, говоря друг другу, что живем мы, слава Богу, хорошо, только бы работу муж нашел… На следующий день неожиданно нам позвонили и предложили мужу работу (а искал он ее целый год), ему сразу дали денег, и с этого времени мы стали жить безбедно.

Нас так потрясло это событие, что мы рассказали о нем дочери. Она тоже захотела пойти к отцу Валентину на могилку. Мы взяли с собой маленькую внучку и вчетвером отправились на кладбище. На ранней Литургии в храме мы собирались причастить внучку. К Причастию подводить ее было почти невозможно: она всегда кричала, извивалась, отворачивалась. Несмотря на то, что она маленькая (1 год), справиться с ней было очень трудно. Сначала мы пришли к батюшке Валентину, а потом в храм, и, подводя внучку к Причастию, готовились к обычному огорчению. Но вместо этого внучка спокойно открыла ротик, причастилась, поцеловала Святую Чашу, и мы, счастливые, опять пошли к батюшке Валентину, чтобы поблагодарить его за помощь. С того времени наша внучка всегда причащается с благоговением.

Вера Георгиевна Пуцилло, г. Москва
«Русский Дом»

Могилы святых в Москве

Могилы святых всегда были важны для истинно верующих людей. В христианстве святые могилы всегда играли особую роль, ведь именно вокруг них издавна возникали церкви. Считается, что благодать Господа передается через останки святого, поэтому могилы святых всегда были объектом притяжения и поклонения. Многие христиане полагают, что и земля с могилы святого обладает чудодейственной силой, хотя церковь и не признает этого.

Большая часть святых мест христианской веры возникала вокруг таких захоронений. Могила Святого Петра, апостола Христа, стала местом, на котором был сооружен собор Святого Петра – религиозный центр Римско-католической церкви. Подобные священные храмы есть в разных городах мира: например, собор Святого Иакова в Иерусалиме и церковь Святого Николая в Демре (Мира) и многие другие.

Для православных особое значение имеют Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, в котором находится могила Серафима Саровского, а также Троице-Сергиева Лавра, где упокоился святой Сергий Радонежский.

В наши дни мощи святых принято эксгумировать из могил и доставлять в храмы, где они пребывают под защитой церкви. Прихожанам и паломникам также удобнее почтить останки праведников и вознести им молитву, когда те пребывают в церкви, а не лежат в земле. Но несмотря на это, к кенотафам и опустевшим могилам святых все равно выстраиваются большие очереди. Помимо собственно святых, многие православные также почитают праведных деятелей церкви, посещают их могилы и братские захоронения священников, погибших в годы советской власти. Подобные захоронения есть на многих кладбищах Москвы.

Могилы святых на Даниловском кладбище в Москве

Даниловское кладбище – один из столичных некрополей, где есть могилы святых и великомучеников. В годы советского власти на Даниловском кладбище хоронили большую часть церковных деятелей. Именно здесь находится могила-кенотаф святой Матроны Московской, каждый день посещаемая паломниками (сами её мощи перенесены в Свято-Покровский монастырь). На Даниловском кладбище можно найти место захоронения святого старца Аристоклия Афонского и его последователя старца Исайи. Также здесь располагается могила митрополита Питирима, одного из самых известных церковных деятелей 1990-х годов.

  • могила святой Матроны Московской
  • захоронение святого старца Аристоклия Афонского и его последователя старца Исайи.
  • могила митрополита Питирима.

Могилы святых на Ваганьковском кладбище в Москве

Ваганьковское кладбище – еще одно место, где находили последние пристанище православные святые и великомученики. Здесь располагается братская могила священников, расстрелянных в ходе репрессий 1930-х годов. Среди захоронений Ваганьковского кладбища есть и могилы святых – здесь лежат священномученик Василий, епископ Прилукский, и преподобномученик Макарий. В братской могиле также покоятся неопознанные останки священномучеников Иоанна Инюшина и епископа Максима (Жижиленко).

На Ваганьковском кладбище есть братское захоронение героев Великой Отечественной войны, созданное поверх могилы Валентина Амфитеатрова. Этот живший в конце XIX века московский праведник-протоиерей не был причислен к лику святых, но почитался современниками в качестве одного из величайших духовных учителей своего времени – вся Россия знала его под именем батюшки Валентина. Также на Ваганьковское кладбище были перенесены останки блаженной схимонахини Марфы, прославленной в лике местночтимых святых Москвы в 2001 году. Могила святой до сих пор остается неизвестной.

  • священномученик Василий, епископ Прилукский
  • преподобномученик Макарий
  • священномученик Иоанн Инюшин
  • священномученик, епископ Максима (Жижиленко)
  • батюшка Валентин (Валентин Амфитеатров)
  • блаженная схимонахиня Марфа

Могилы святых на Донском кладбище в Москве

Некрополь Донского монастыря – место упокоения святителя Тихона, ставшего первым патриархом Московским и всея России после восстановления титула в 1917 году.

Могилы выдающихся церковных деятелей на кладбищах Москвы

Могилы выдающихся церковных деятелей есть на многих кладбищах столицы.

Многие православные посещают Николо-Архангельское кладбище, где покоятся останки старца Сампсона. Несмотря на спорную биографию, есть немало его почитателей.

На Введенском кладбище можно поклониться могилам старца Зосимы, старицы Фамари, протоиерея Валентина Свенцицкого и митрополита Трифона.

Возможно, вам будет интересно:

  • Могила Матроны Московской
  • История кладбищ Москвы
  • Молебен онлайн

Правкруг.рф

«Будьте правомыслящие, правоверные и православные!»

Десять лет назад наша семья обрела великого покровителя, заступника, — Предстателя. Про него мы узнали в сложной жизненной ситуации от знакомой, — и данное ею «направление» стало для нас бесценным, живым источником. В любых жизненных перипетиях мы устремляемся к нему за утешением и поддержкой. И находим глубочайшее укрепление: сила его молитвенного ходатайства поразит даже самого неверующего Фому. Нашему поколению не дано их слышать и наблюдать, — только чувствовать сердцем и свидетельствовать о явленных чудесах веры на собственном опыте…

Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (1836—1908) просиял как выдающийся московский подвижник, горячий проповедник, прозорливый духовник, еще при жизни облагодатствованный чудотворец, явивший удивительные чудеса, исцеления и знамения, пророчествовавший о приближении страшных времен…

Его современник (с которым даже почили в один год), святой праведный Иоанн Кронштадтский, говорил приезжавшим к нему москвичам: «У вас в Москве есть свой великий пастырь — отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь». Преосвященный Иосиф Воронежский благословлял: «Около Спасских ворот есть маленькая церковь, в которой служит великий пастырь — отец Валентин, ему и открывайте свою душу».

Вид с Софийской колокольни на церковь святых равноапостольных Константина и Елены.

Близким духовным другом из числа монахов-подвижников был глубоко почитаемый в Москве старец Аристоклий, причисленный к лику святых. Преподобномученик Никон Оптинский (Беляев) называл подвиг служения отца Валентина истинным старчеством. Сама Матронушка очень чтила батюшку: над ее кроваткой висела его фотография, а своих посетителей она бывало направляла на его могилку.

Подвижник и молитвенник

«Основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу, — рассказывает правнучка Валентина Амфитеатрова Евгения Николаевна Викторова. — Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Ежедневное продолжительное служение Литургии, — на протяжении восемнадцати лет без диакона, совершение моления с акафистом Божией Матери «Нечаянная Радость», затем панихида — часто несколько… После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет. За эту любовь, полную самоотдачу Господь даровал ему особые духовные дары» Все чувствовали недоступную высоту и благоговейность его служения, и конечно, действие особой благодати Божией. Присутствовавшие отмечали, что никогда не слышали ничего подобного: казалось, что все святые, к которым он обращается, здесь, в храме, а батюшка как бы действительно разговаривал с ними и Божией Матерью.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Илии Обыденного

«Нет слов передать то благоговейное настроение, которое охватывало человека дивной силой батюшкиного служения, — вспоминает его духовная дочь и жизнеописательница новомученица Анна Зерцалова. Записки собирал бережно, с величайшим чувством сострадания, — то охотно, то — с тяжелым вздохом, и нес их в алтарь. Когда читал он эти сотни имен, — все чувствовали, как горячо он молится за каждого человека, его служение было настолько истовым и благодатным, что плоды молитвенной помощи во всех скорбях являлись незамедлительно. Если он провидел, что кто-либо имеет особую неотложную нужду, он властно раздвигал толпу и подходил к страдающему, утешал, разрешал вопросы и помогал, чем мог. Так возиться с каждым человеком, как возился батюшка, вряд ли кто сможет»…

В 1892 году о. Валентин был переведен в Кремлёвский Архангельский собор и назначен там настоятелем.

Кремлёвский собор Архангела Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

Духовник

Батюшка являлся ревнителем частого причащения, в некоторых случаях даже ежедневного. При устоявшейся практике «раз в год», — это было делом неслыханным. Таинство покаяния и освобождения от греха считал главным средством исцеления души и тела.

К подготовке к Святым Таинствам относился очень строго. Причащал не всех, бывало уже у Чаши некоторым говорил: «Потом, потом, потом» и просил отойти в сторону. Потом подходил к каждому и напоминал о грехе, в котором тот забыл покаяться на исповеди у другого священника.

Требовал правды и искренности, христианского поведения, полного покаяния во всех грехах, даже давних. Часто подвергал приходящих испытанию временем: не брал на исповедь иногда более года, особенно если видел немирное и сварливое устроение души. Первым его вопросом кающемуся был вопрос «Всех любишь? Всех прощаешь?». Когда приходилось обличать упорствующих во грехе, — становился грозным и непреклонным: горе тому, в ком он замечал своеволие и упорство. «Батюшка мог горячо разгневаться в исповедальне и даже прогнать оттуда иного непокорного, запрещая показываться на глаза. Ничего не было тяжелее такого изгнания. Это было сильнейшим средством привести человека в покаяние и сокрушение. Видя смирение человека, батюшка прощал его».

Исповедников было так много, что порой исповедовать приходилось с утра до глубокой ночи, — иногда по 17 часов подряд! Из огромной толпы он сам вызывал на исповедь того, кого считал нужным: «Я тех беру, кого мне Сам Господь велит взять», — эти слова батюшки наводили такой трепет на собравшихся, что они невольно начинали каяться и с самым искренним сокрушением обращались к Господу.

Подобно многим прославленным старцам, отец Валентин на исповеди часто вообще не расспрашивал о грехах, но сам перечислял все грехи человека, которого видел впервые, говорил: «Я знаю день твоего рождения и кончины». Некоторым описывал их жизнь с самого их детства, притом так верно и подробно, что те в остолбенении не могли выговорить ни слова, пораженные дивным провидением пастыря. Бывало обличал сокровенные помыслы человека не «в лоб», а как бы невзначай, обращаясь к стоявшему рядом. Часто заранее отвечал на еще не поставленные вопросы, а искренне кающихся утешал: «Не плачь, деточка, я твои грехи на себя приму».

Проповедник

Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру, был великим учителем благочестия. «Чудные проповеди говорил батюшка, — это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших». Неустанно говорил о добродетелях, любви к ближнему, беспощадно бичевал лень, жадность, зависть, недоброжелательство и равнодушие. Сердцем христианства называл человеколюбие во всех проявлениях: «Но как многие лишены этого чувства!», — сетовал он. Предупреждал об опасности внешнего благочестия: «Не животом, не едой спасайте свои души. Господу нужно наше горячее сердце, а не наружное пощение и лицемерное хождение по церквам, это все ханжество и заблуждение. Пусть в тебе любовь будет да милосердие, а не пустая набожность» Давал глубокие аскетические наставления о хранении ума и сердца, трезвении, отсечении воли, всемогуществе молитвы, тщательному исполнению заповедей, настоящему, не поверхностному послушанию: «У каждого из нас гордый дух и своенравный характер — это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием.» Наставлял: «Будьте правомыслящие, правоверные и православные, и Господь мало чем умалит вас от Ангелов».

Оплот всенародной любви

Паства не поддавалась исчислению: к нему стекалось огромное количество народа, тысячи людей всех сословий, возрастов и состояний, со всей России и даже из-за границы. Историк С.П. Мельгунов вспоминал: «В Москве он слыл чуть ли не за святого. Церковь всегда была полна народа, приезда пастыря ждала толпа жаждущих его благословения. За извозчиком его бежали десятки женщин. Одним словом, это был пастырь, которому поклонялись». Новомученица Анна Зерцалова несколько раз была свидетелем, как восторженная толпа выпрягала лошадь и везла на себе о. Валентина до его квартиры. Но излишняя восторженность, фанатичность и некая экзальтация не приветствовались ни батюшкой, ни его близкими, — только трезвый духовный настрой и искренняя вера. Сын Александр Амфитеатров отмечал, что отец был высокообразованным человеком, владел более чем десятью иностранными языками, не считая древних. Всю жизнь собирал библиотеку, которую завещал после своей смерти университету Шанявского. С любым человеком, даже царской династии, он мог общаться на должном уровне. А русская интеллигенция всегда сильно нуждалась в духовном врачевании… Выдающиеся ученые и общественные деятели, знатные господа и дамы, духовенство, купеческое сословие, лавочники, ремесленники и, конечно, простой народ, — все стремились к батюшке… Трудно переоценить степень его влияния на русское общество вцелом.

Благодетель

Батюшка считал своим долгом заботиться не только о духовных нуждах своих чад, но и телесных: нуждающимся помогал всем чем только мог. «Кого наставит, кому поможет деньгами, кого устроит, даст приют и убежище, этого исцелит, того исправит, вразумит. С утра до ночи трудился пастырь, ни в церкви, ни дома не зная покоя и отдохновения.» Часто приняв человека под свое руководство, отец Валентин продолжал заботиться о нем до самой своей смерти: устраивая его жизнь, подбирая подходящий род занятий и следя за успехами в труде. И даже начинал заботиться о родных, близких и знакомых этого человека. Сам лично кормил тысячи сирот и вдов, давая им ежемесячные пособия. Но старался, чтобы никто из посторонних не знал о его милостынях, и больше действовал через других людей.

Он организовал среди своих пасомых целую четко продуманную и отлаженную систему оказания разносторонней помощи нуждающимся. Вся паства представляла собой как бы одну большую семью, в которой каждый по мере сил и возможностей вносил свою лепту в дело материальной взаимопомощи. Сироты устраивались в добрые верующие семьи, бездомные — на фабрики и предприятия, тяжелобольные — в больницы. Болящим посылали опытных врачей и сиделок, беззащитным перед законом — лучших адвокатов, детям со сложностями в обучении — хороших репетиторов. Все это делалось исключительно добровольно и бесплатно. Милостыня служила благодеянием и для тех, кто ее подавал, деятельно уча их чуткости и состраданию. Под влиянием мудрого слова, искреннего внимания батюшки к каждому человеку, при помощи Божией Благодати людям открывалось богатство духовной жизни и они становились ревностными христианами.

Духовная и благотворительная деятельность батюшки продолжалась до последнего дня жизни. Когда он был уже совсем слепой и больной, дочери выносили его к посетителям на руках. Ему зачитывали все записки, все просьбы, — до самой последней минуты он продолжал помогать всем, материально устраивать сотни людей, а после его кончины святое дело продолжили многочисленные духовные дети.

Чудотворец

При жизни о. Валентин говорил, что если Господь не благословит, то он не сможет совершить, помочь. Обладая дарами прозорливости и исцеления, он всячески старался это скрывать, за исключением, когда это было необходимо для укрепления в вере и добродетелях. Не хотел приписывать силе своих молитв чудесные исцеления от болезней, а больше посылал больных к докторам, чтобы тихо, незаметно совершать свою подвижническую миссию. «Деточка, я молюсь за всех вас», — бывало только и скажет батюшка. Новомученица Анна констатирует, что случаев благодатных исцелений отцом Валентином от самых тяжелых и смертельных недугов были тысячи. Благодаря ей изданы замечательные собрания этих случаев, которые пополняются все новыми и не менее удивительными…

Хорошо известен предсмертный завет батюшки: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь».

И о. Валентин держит своё слово, по вере молящихся эти слова всегда подтверждались и сбываются доныне.

Есть традиция сначала зайти поклониться на могилу к его дочери Вере, которая после смерти старшей сестры Любови особенно много труждалась, принимая посетителей пастыря. «По сути Вера Валентиновна отказалась от всего в жизни: сначала она всю себя посвятила служению больному и слепому отцу, а после его кончины отдала всю свою жизнь помощи всем, кто нуждался в укреплении, совете и поддержке», — вспоминает правнучка о. Валентина Любовь Николаевна Викторова.

Постоянные панихиды, огромное количество почитателей раздражало советские власти: сначала они пытались просто отгонять народ, приставляя к могиле охранников, а потом вообще решили уничтожить. Место погребения батюшки и соседние могилы кощунственным образом снесли бульдозером, а после войны устроили братское захоронение, — как и предсказывал о. Валентин, что будет лежать с воинами, и просил закопать его поглубже.

Прекратить посещение почившего праведника не удалось: народ продолжал приходить на развалины и хотя бы издали поклоняться им. В наши дни поток почитателей по-прежнему не иссякает: с верой и надеждой люди идут к о. Валентину, а в дни его особого поминовения на панихиды собираются сотни верующих (14 сентября — день рождения, 7 мая — день Ангела, 2 августа — день блаженной кончины).

Святой

Вопрос о прославлении в лике святых прот. Валентина Амфитеатрова Московской Патриархией решен положительно еще в 1998 году. К сожалению, имеются препятствия к обретению мощей праведника, что задерживает его прославление в сонме православных русских святых.

«Для меня он — святой, — говорит об отце Валентине Амфитеатрове протоиерей Димитрий Смирнов. — В нашем храме Благовещения есть святыня — дубовый крест с его могилы, чудом сохранённый в годы большевистской власти. Думаю, канонизация отца Валентина — дело времени. Надо просто подождать. Но уже сейчас каждый может келейно молиться ему, просить его помощи, иметь у себя дома его икону».

Батюшка Валентин, помоги нам!

Крест с могилы отца Валентина, хранящийся в московском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

Литература:

Зерцалова А.И. Истинный пастырь Христов. М., 1910.

Зерцалова А.И. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности… прот. В. Н. Амфитеатрова. М., 1910.

Зерцалова А.И. Светильник Православия. М., 1912.

Зерцалова А.И. Подвижник веры и благочестия. М., 1914; переизд.: М., 1995.

Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1995; переизд.: М., 1997.

Гумеров А. Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998.

Г. Александрова. Я плакал о всяком печальном: Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова. М., 2003.

Сочинения:

Библейская история Ветхого и Нового Завета. Ч. 1. М., 1875.

Очерки из библейской истории Ветхого Завета. Ч. 1. М., 1895; т. 2. Юрьев, 1910.

Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896—1902 годах. М., 1910.

Воскресные Евангелия. Сборник проповедей. М., 1910.

Великий пост. Духовные поучения. М., 1910; переизд.: М., 1997.

Духовные поучения. М., 1911.

Письма к Екатерине Михайловне и к о. архим. Серапиону Машкиным // Богословский вестник. 1914. № 6. С. 327—350; № 7/8. с. 508—534.

Духовные поучения. Проповеди протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей. М., 1916; переизд.: Проповеди. М., 1995.

По книге Г. Александровой. Я плакал о всяком печальном: Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова. М., 2003

Зерцалова А.И. Подвижник веры и благочестия. М., 1914; переизд.: М., 1995.

Зерцалова А.И. Подвижник веры и благочестия. М., 1914; переизд.: М., 1995.

Там же

Новомученица Анна Зерцалова. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности прот. Валентина Амфитеатрова. М.,1910. С 17

В российской земле воссияло множество святых. Многие из них официально канонизированы в лике святых людей, но есть и такие предстоятели, которых прославляет народ до официального церковного признания. Одним из них является протоиерей Валентин Амфитеатров.

Жизнеописание

Валентин Николаевич Амфитеатров — представитель старинного рода, давшего Русской Церкви известных священнослужителей. Эту славную фамилию носили святитель Филарет, митрополит Киевский, а также Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. В семье его родного брата протоиерея Николая Гавриловича родился мальчик, которого назвали Валентином.

Священник Валентин Амфитеатров

В возрасте 11 лет юноша поступил учиться в Орловскую духовную семинарию. За год до окончания учёбы он перевелся в семинарию города Киева. С 1854 по 1858 год Валентин Николаевич продолжил получение образования в Московской духовной академии. Много читающий и знающий несколько языков молодой человек надеялся получить назначение на служение в одну из столичных духовных школ, чтобы продолжать саморазвитие вблизи православных святынь и обширных книжных хранилищ. Но в связи с отсутствием вакантных мест в Москве, молодой богослов получил назначение в Калужскую духовную семинарию.

Калужский период

В возрасте 24 лет Валентин Амфитеатров женится на Елизавете Ивановне Чупровой — сестре одного из своих учеников и дочери священнослужителя одного из храмов в городе Мосальске. Венчание состоялось в июле 1860 г., а через два месяца богослов принял священный сан. Первым местом его духовного служения стал калужский Благовещенский храм. Также в течение года священник в работе епархиального управления.

Через 4 года отец Валентин получил назначение на должность благочинного церкви во имя Живоначальной Троицы в уездном городе Лихвин Калужской губернии. В это же время он преподавал Закон Божий в местном училище. В 1866 г. Валентин Николаевич был возведён в сан протоиерея. А через 5 лет усердная деятельность священнослужителя была замечена и вознаграждена переводом в Москву.

Московские годы

По приезде в Москву в 1871 г. Валентин Амфитеатров получил должность учителя законов в учительской семинарии. Затем в течение 8 лет в такой же должности он проработал в государственном реальном училище.

В 1874 отец Валентин был назначен настоятелем храма Святых равноапостольных Константина и Елены. Небольшая церковь, считающаяся приходской, находилась на территории Кремля в его юго-восточной части. Из-за малого количества в округе жилых помещений в приходе было мало прихожан.

Интересно! Благодаря усердному служению, доброте и силе Духа, протоиерея Валентина количество прихожан значительно увеличилось. В маленький храм приходили люди не только из близлежащих районов, и, но из отдалённых уголков города.

В течение 18 лет духовный свет батюшки осенял людей, приходящих в Константиновскую церковь со своими печалями и трудностями.

В 1892 г. Валентина Николаевича без его согласия перевели в Архангельский собор Московского Кремля. У нового настоятеля, строго следящим за соблюдением во время богослужения всех церковных традиций и правил, с клиросом собора возник конфликт, который вскоре был разрешён. Но эти события значительно подорвали физическое здоровье проповедника.

Архангельский собор Московского Кремля

Вслед за отцом Валентином в новый приход перешли многие его духовные дети из Константиновского прихода. Особое внимание проповедник уделял бедным и нуждающимся в помощи людям. На эти деяния он выделял собственные средства и призывал на помощь влиятельных и богатых прихожан, которым указывал нуждающихся людей. Все общающиеся с батюшкой люди говорили, что Господом ему ниспослан дар прозорливости и провидения.

Интересно! Высокие духовные качества известного московского проповедника отмечал его современник Иоанн Кронштадтский. Он указывал, приезжающим к нему москвичам, что в их городе есть отец Валентин.

Душевные переживания и упорная напряжённая работа привели к ухудшению здоровья священника. Из-за болезни ног он стал реже проводить службы. В декабре 1901 г. Валентин Николаевич в сопровождении дочери посещал столицу, чтобы попросить освободить его от должности настоятеля Архангельского собора и назначить в небольшой храм, в котором он мог бы иногда проводить службы. Но весной следующего года батюшка полностью лишился зрения, что сделало невозможным продолжения его церковного служения.

Несмотря на развивающуюся физическую немощь, вокруг проповедника продолжали собираться его духовные чада. Сначала он принимал людей в съёмной московской квартире, а затем в доме дочери в подмосковном Очаково. С 1906 г. у отца Валентина начались частые головные боли, бессонница и сердечные приступы. Земной путь протоиерея Валентина Амфитеатрова завершился 20 июля 1908 г.

Почитаемый в народе батюшка был погребён 23 июля, после совершения высшим московским духовенством заупокойной литургии и панихиды, на Ваганьковском кладбище в Москве возле могилы своей супруги, почившей в 1880 г.

Помимо пасторского служения и самосовершенствования, Валентин Амфитеатров занимался сочинительством. К числу опубликованных при жизни работ относятся:

  • Библейская история Ветхого и Нового Завета;
  • Очерки из библейской истории Ветхого Завета.

Книга Валентина Амфитеатрова

Но большинство написанных им трудов были опубликованы уже после кончины проповедника. К ним относятся:

  • Духовные беседы, произнесённые в Московском Архангельском соборе в 1899-1902 гг.;
  • Великий пост. Духовные поучения;
  • Воскресные Евангелия. Сборник проповедей.

Протоиерей Валентин Амфитеатров — один из русских проповедников, деятельность которого приближала его духовных детей к Господу. Его духовные качества и ниспосланные ему Отцом Небесным дары прозрения и исцеления и сегодня помогают людям, обращающимся к нему со смиренной молитвой.

Почитание и судьба погребения

С первых дней после смерти любимого духовного отца на его могилу потянулось множество паломников. Вскоре на этом месте появился памятник в виде большой каменной плиты, у которой ежедневно велась панихида. До 1918 г. в дни памяти поминальную службу на месте погребения старца проводили московские архиереи.

С приходом к власти большевиков могила отца Валентина неоднократно подвергалась осквернению. В 20-е гг. был сломан крест, который удалось сохранить Наталье Ивановне Ширяевой. После её смерти святыня, связанная с именем Валентина Амфитеатрова, стояла на могиле его преданной духовной дочери.

Могила Валентина Амфитеатрова на Ваганьковском кладбище

В 30-е гг. советские чиновники приказали забетонировать могилы старца и его родственников и поставили часовых, которые не допускали в святое для его духовных чад место людей. Печальная судьба постигла Анну Зерцалову, которая вела подготовительную работу для канонизации батюшки. За неё женщина была арестована и расстреляна на Бутовском полигоне по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 40-е гг. XX в. на месте захоронения была организована братская могила советских солдат. Отец Валентин, предвидя это событие, завещал расположить его могилу как можно глубже. В 90-е гг. Среди солдатских захоронений были установлены два креста, которые отмечали место погребения проповедника. Третий крест был установлен у кладбищенской церкви Воскресения Словущего.

В 1998 г. на заседании комиссии по канонизации святых при Святейшем Синоде было установлено, что для канонизации и прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова не существует препятствий. Но на этом процесс канонизации московского проповедника и поборника православной Веры остановился. При этом священнослужители отмечают, что молиться ему можно за пределами культовых зданий.

Интересно! Паломники отмечают, что по молитве протоиерею Валентину у любого из трёх крестов, стоящих на Ваганьковском кладбище, просящие о помощи получают её. И это предсказывал старец перед кончиной, говоря, что он окажет помощь любому просящему на его могиле или далеко от неё. Протоиерей Валентин Амфитеатров

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *