Варнава Беляев

От составителя.
К читателю. О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ.
ОТДЕЛ I: О ТРЕХ СТЕПЕНЯХ БОГОПОЗНАНИЯ
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ
§ 1. Понятие о естественном богопознании. Врожденность, неуничтожимость и сущность религиозной идеи.
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ
§ 1. Отрицательный источник богопознания. Мир и человек как свидетели творческого величия.
§ 2. Положительный источник богопознания.
ОТДЕЛ II: О ПРЕДМЕТАХ РЕЛИГИОЗНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. О Боге Едином в Самом Себе и Троичном в Лицах.
§ 2. Ангелы.
§ 3. Служебное значение ангелов. – Ангелы-Хранители.
§ 4. Откуда диавол? – Зло онтологическое.
§ 5. Зло нравственное. О грехопадении прародителей. – Понятие о грехе и важность его. – Оброки греха. – Грех первородный.
§ 6. Следствия грехопадения в нас самих. – «ветхий», «душевный», «перстный», «плотский» человек.
§ 7. Зло физическое. – Распространение следствия грехопадения на бессловесную и неодушевленную природу.
ОТДЕЛ III: «ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК» В БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ
ГЛАВА 1. ДУШЕВНЫЙ И ТЕЛЕСНЫЙ СОСТАВ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА В СТРАСТНОМ УСТРОЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНО-ПОДВИЖНИЧЕСКОМ
§ 1. Состояние разумной силы души (ума).
§ 2. О вожделевательной силе души (чувствах). – Управление ею.
§ 3. Грех по его развитии в человеке – Зарождение греха. – Виды и размеры грехов. – Страсть.– Порочность.
§ 4. Общее состояние тела у падшего человека. Наше отношение к телу по учению Cвященного Писания, святых отцов и данным современной медицинской науки.
ГЛАВА 2. ПЛОТСКИЕ СТРАСТИ И ИХ ПРОТИВОЯДИЯ
§ 1. Чревоугодие
§ 2. Наркотики: духи, чай, кофе, какао, шоколад, табак, алкоголь, опиум, гашиш и прочее.
§ 3. Сквернословие: «площадная, матерная брань», «словесный эксгибиционизм»
§ 4. Любовь «первая» и любовь «мистическая»
§ 5. Страстная (плотская) любовь. Блуд в собственном и широком смысле.
§ 6. Сребролюбие
ГЛАВА 3. ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ (с противоядиями)
§ 1. Гнев.
§ 2. Осуждение (злословие). – Злорадство. – Жестокость.
§ 3. Уныние и леность.
§ 4. Печаль.
§ 5. Тщеславие.
§ 6. Дерзость.
§ 7. Ложь.
§ 8. Гордость.
ГЛАВА 4. ЦАРСТВО МИРА С ПРИСНЫМИ ЕГО И АСКЕТИЗМ И МОНАШЕСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕИСТОРИЧЕСКОЕ
Часть 1. Внешние предпосылки христианского аскетизма (о суете и «сквернах мира» (2 Пет. 2, 20) как внешних поводах происхождения и существования монашества)
§ 1. Что такое «мир»?
§ 2. Прогресс или регресс?
§ 3. Срамное направление (эротизм) в науке и искусстве.
§ 4. Наука, литература и искусство как руководители жизни.
Часть 2. Внутренние побуждения принятия на себя иноческого подвига.
§ 5. О подвижничестве вообще и о монашестве в частности.
§ 6. «Деяние или видение?». – Практическое и созерцательное направления в истории монашества.
ГЛАВА 5. ТЕЛЕСНЫЙ ПОДВИГ РАДИ ГОСПОДА
§ 1. Значение внешнего поведения христианина для созидания доброго устроения души. – Как должно вести себя спасающемуся на людях и наедине с собой.
§ 2. Рукоделие как поделие.
§ 3. Принятие на себя подвигов.
§ 4. Размеры подвигов. – Царский путь. – Дозволительны ли с христианской точки зрения удовольствия?
§ 5. Виды телесного подвижничества.
§ 6. Очистительное действие страданий.
ГЛАВА 6. ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛАНИЕ СПАСАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА (ПРИ ПОМОЩИ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ)
Часть 1. В чем состоит внутренний труд духовного человека
§ 1. Понятие о добродетели. – Добродетели естественные и сверхъестественные. – Об истинном доброделании.
§ 2. Возрасты духовной жизни.
Часть 2. Условия, необходимые для того, чтобы сокровенное созидание духовной жизни в Боге было успешно и возможно
§ 3. Благодать Святого Духа.
§ 4. О боголюбезном и духовном покаянии.
§ 5. Таинство Св. Причащения.
ГЛАВА 7. НЕСТЯЖАНИЕ
§ 1. О нестяжании.
§ 2. О совести к вещам.
ГЛАВА 8. ЦЕЛОМУДРИЕ
§ 1. О целомудрии вообще.
ГЛАВА 9. ПОСЛУШАНИЕ
§ 1. Послушание и старчество.
ГЛАВА 10. СМИРЕНИЕ
§ 1. Cтрах Божий. Приложение: cтрах бесовский.
§ 2. Память смерти.
§ 3. Молчание и безмолвие.
§ 4. Самоукорение. – Плач.
§ 5. Смирение.
ГЛАВА 11. МОЛИТВА
§ 1. Необходимость молитвы.
§ 2. Претрудность молитвенного подвига.
§ 3. Виды молитв: домашние и общественные молитвы. – Иисусова молитва.
§ 4. Обрядовая сторона молитвы.
§ 5. Место молитвы (храм) и его внешняя обстановка – О хождении в храм и поведении в нем.
§ 6. Продолжительность молитвы. – О молитве непрестанной.
§ 7. Предмет молитвы.
§ 8. Условия действенности молитвы и бесовские козни и страсти, расстраивающие ее.
ГЛАВА 12. О ПРИШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА И ЕГО ДЕЙСТВИЯХ
§ 1. Общие понятия. – Какого человека называют святым сами святые?
§ 2. Внутреннее, духовное, состояние человека, достигшего святости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
§ 1. Смерть (первая, телесная).
§ 2. Страшный суд и открытие Царства Славы.
ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО. УЛАВЛИВАЮЩИЙ ВРЕМЯ. Биографический очерк.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.

Любодеяние

Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия, или болезненная, излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келлии, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собой великую язву — ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: пятна, гноящиеся раны, неочищенные и неообвязанные и несмягченные елеем (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению святых отцов, что грех — язва не частная и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушении плода запрещенного праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское: они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (см.: Рим. 7, 23–24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! (см.: Быт. 6, 3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (см.: 1 Кор. 15, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ль примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно скрываться от Всевидящего! Напрасно оправдываться пред Тем, Кто всегда побеждает, внегда судити Ему (см.: Пс. 50, 6).

Облекусь же вместо смоковничных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред лицом Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог нисшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло — Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, — и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям. Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачевство на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им по немощи твоей. Это врачевство — исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искренней исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвой, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь, искренняя и частая, может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление — прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собой потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище — в исповедании своих грехопадений.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. В 7 т. М.: Сретенский монастырь, 1996–2001. Т. 1.

Просмотры: 1 513

П.К. Доброцветов. От редакции
Евагрий Понтийский
О помыслах
1. О трех основных помыслах
2. Чувственные представления и память на службе помыслам
3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия
4. Значение памяти в сновидениях
5. Господство над яростным началом
6. Отсутствие попечения о мирских вещах
7. О том, как одни помыслы пресекают другие
8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские
9. О бесе-«скитальце»
10. Совершенная ненависть к бесам
11. О бесе нечувствительности
12. О бесе печали
13. О стяжании кротости
14. О помысле тщеславия
15. Начало бесстрастия и тщеславие
16. О злоумышлениях бесов
17. О необходимости защищать добрые умопредставления
18. Два вида бесов
19. Два способа борьбы против бесов
20. Два объяснения быстрой победы над помыслами
21. О том, что за бесом сребролюбия следуют бесы тщеславия и гордыни
22. Разрушительные следствия задерживания злых помысловв душе
23. Необходимые условия для жизни отшельнической
24. О невозможности восприятия сразу двух помыслов
25. Представление нашего собственного тела и его роль в возникновении помыслов
26. О том, как обрести ведение различения
27. Сны, происходящие от смятения страстной части души
28. Сновидения, порождаемые тщеславием и печалью
29. О том, что сны позволяют определить состояние души
30. Помыслы, препятствующие благим делам и извращающие их
31. Различные виды помыслов и их противоположности
32. О том, что следует быть внимательным и укрощать яростное начало души
33. Действия бесов в отношении тех, кто предается душеполезному чтению
34. О преемственной чреде бесов
35. Искушение, порождаемое чрезмерным подвижничеством
36. Вещество помыслов
37. О бесах-«сердцеведцах»
38. Два вида смерти и воскресения
39. Видение «места Божиего»
40. Отрешение ума от чувственных вещей
41. Умопредставления, которые запечатлевают наш ум, и умопредставления, которые не запечатлевают его
42. Очи души
43. Заключение

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *