Варницы троице сергиев варницкий

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых в Русской Церкви. Множество людей знает про Свято-Троицкую Сергиеву Лавру – место, которое основал Преподобный. Но мало кто знает о месте, где он родился и вырос. Это место находится под Ростовом Великим в небольшом селении Варницы. Сейчас там находится Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

При Варницком монастыре находится православная гимназия-пансион. В ней обучаются учащиеся со всей России и стран ближнего зарубежья на протяжении 10-11 класса. Большинство учащихся этой гимназии поступают в духовные семинарии Русской Православной Церкви, в том числе и в Московскую духовную академию.

16 мая в Сергиевском соборе Троице-Сергиева Варницкого монастыря Литургию в честь Рождества Преподобного Сергия Радонежского возглавил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. После Литургии и крестного хода к архиепископу Амвросию обратился настоятель обители игумен Пимен (Артюхов):

Мы благодарим Вас за то, что сегодня в этот знаменательный для нас день, наш престольный праздник, день рождества преподобного Сергия, Вы посетили нашу святую обитель. Я знаю, что это Ваше первое посещение, и мы надеемся, что и не последнее. Мы верим, что тесная связь, которая сохранялась от основания нашей Варницкой гимназии с Академией будет сохраняться и укрепляться.

Настоятель монастыря подарил ректору Академии образ святителя Дмитрия Ростовского.

Архиепископ Амвросий поблагодарил наместника обители и обратился к прихожанам и гимназистам с пастырским словом:

Сегодня преподобный и богоносный отец наш Сергий всех нас позвал на свой личный праздник в свой родной дом — на день своего рождения. И мы счастливы, что оказались среди тех, кто услышал его голос и пришел по его зову. Мы разделили с ним его торжество, в котором торжествуют и небо, и земля, и он сам, и его родители – преподобные Кирилл и Мария, и все те его ученики, которые сегодня находятся у престола Отца Небесного, и мы живущие сегодня на земле, готовящиеся к встрече с вечностью.

Дом преподобного Сергия – Варницы, стали сегодня домом для детей и молодежи. Домом для тех, кто становится на путь, ведущий к Преподобному, кто хочет быть его верным учеником, кто хочет имя его проносить через всю жизнь, кто хочет любить Бога, и служить Святой Церкви также, как служил он. Я действительно сегодня впервые в Варницком монастыре и гимназии, хотя много слышал, видел и встречался с ее выпускниками. И не погрешу, если скажу, что из всех православных гимназий России больше всех абитуриентов, а затем и студентов для духовных учебных заведений, а потом и священнослужителей, дает варницкая гимназия преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Это дорогого стоит, потому что за всем этим не только покров, молитвы и благословение преподобного, но и те труды многих людей, которые внимают этому благословению, и совершают каждый на месте своего служения то, что способствует росту человеческих личностей, что способствует тому сложному, но очень важному и красивому процессу воспитания, преобразования и преображения человека, которые совершаются здесь, в обители и гимназии Преподобного, под его необыкновенно сильным и мудрым покровом.

Мы живем в мире, который становится все более разделенным. Много лозунгов о единстве, а на деле этого единства нет. Его нет не только во всем мире, но его не хватает в семьях, в обществе, в государстве, в Церкви, на приходах. Мы говорим о нем, но к сожалению единством не живем. Если мы не будем забывать глубинно, сердечно того самого главного завета, тех самых немногих слов, которые достались нам в наследство от преподобного Сергия, мы совершенно по-другому, наверное, сможем смотреть друг на друга и через друг друга на Бога. Эти слова – «любовью и единением спасемся». Единство – это признак учеников Христовых. Там, где нет единства, наступает раскол и вражда. И оттуда уходит Дух. Там Христос не находит Себе места. Поэтому мне бы хотелось пожелать братии святыя обители сея, зде начальствующим, учащим и учащимся воспитывать словом и примером ежедневно и ежечасно тех, кто юность свою счастлив проводить в этой обители, в единстве, в понимании того, что мы братья и сестры во Христе. Пусть разные, со своими недостатками, со своими немощами, со своими проступками, но, если это все не мешает главному – идти вместе по пути спасения, мы должны научиться быть едиными, научиться терпеть и прощать друг друга так, как терпит и прощает нас Христос.

Передаю всем благословение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с самыми добрыми пожеланиями и с надеждой на то, что из гимназии преподобного Сергия будет выходить еще много и много студентов духовных учебных заведений и будущих священнослужителей и монашествующих, а самое главное людей, любящих Бога, и через жизнь свою проносящих Его святое и славное имя. Поздравляю всех вас с праздничными пасхальными днями и вновь и вновь приветствую вас жизнеутверждающими словами – Христос Воскресе!

После проповеди и праздничной трапезы директор гимназии иерей Димитрий Диденко провел владыке Амвросию экскурсию по библиотеке, учебным и жилым корпусам, а отец Пимен показал гостю территорию монастыря и его храмы. Затем все проследовали в Сергиевский собор, где владыка провел встречу с Варницкими гимназистами, рассказал им о поездке семинаристов Московской духовной академии в Египет и ответил на интересующие учащихся вопросы о жизни в самой большой Духовной академии России.

Справка:

Пел за богослужением хор Варницкой гимназии под управлением Романа Чувикина.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основание Троице-Сергиева монастыря, расположенного в живописной местности под Москвой, связано с именем одного из наиболее почитаемого на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского.

Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие в 1422 г. было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Самые древние церкви Сергиева Посада — это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, у поножия холма, «на Подоле» — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. В 1547 г. на месте деревянной приходской церкви Служней слободы выстроили сразу две каменные церкви. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня.

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

В 1782 г. слободам и селам был присвоен статус посада и название «Сергиевский». Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т.д. Такому строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.

Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам.

Официальный сайт http://www.stsl.ru/

Расстояние: 71 км к северо-востоку от Москвы

Как добраться: электрички с Ярославского вокзала Москвы; автобусы (от Метро «ВДНХ» №388, каждые 15 мин)

Экскурсию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру вы можете заказать в туристическом агентстве «Бюро путешествий «ТУРПОСАД+» (г. Сергиев Посад)

  • Все новости раздела >>

В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV — сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича, в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви — свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров), родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм — одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель — игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

Адрес: Россия, Ярославская область, поселок Варницы.

Время работы: Будние дни (пн-пт) с 08:00 до 17:00.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был возведен в первой половине XV столетия в честь одного из самых почитаемых на Руси чудотворцев. За столетия существования обитель подвергалась разграблениям и разрушениями, однако смогла выстоять в тяжелые для страны времена. Сегодня монастырь полностью восстановлен и принимает туристов и паломников со всего мира.

История и архитектура

Монастырь был заложен в пятилетие годовщины обретения одного из самых почитаемых христианских артефактов России – мощей Сергия Радонежского. Местом строительства обители была выбрана Варницкая слобода – малая родина святого.

Монастырь. Фото: yandex.com

Первые постройки монастырского комплекса были возведены из дерева, однако уже во второй половине XVII столетия заменены на камень. Главный храм, как и многие аналогичные строения, освятили в честь Святой Троицы. К зданию собора были пристроены два придела. В состав монастыря входил Зимний храм и Церковь Пресвятой Богородицы, датируемая первой половиной XIX столетия.

Монастырский комплекс. Фото: fishki.net

Обитель подверглась практически полному разрушению в сложные послереволюционные годы. В 1919 году был утрачен Собор Святой Троицы, многие жилые и бытовые постройки. Выстояла лишь Веденская церковь и несколько строений, в которых располагались кельи. На месте главного храма и прилегавших к нему строений была проложена автомобильная дорога.

Монастырь начал свое возрождение в 1990-е годы. На общественные пожертвования и церковные средства был восстановлен в первоначальном обличии храм Святой Троицы, а позже отреставрирована Церковь в честь Св. Марии. В настоящее время на территории монастырского комплекса построена еще одна церковь и продолжается возведение храма в память о святом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *