Варваринская церковь

Свято-Варваринский женский монастырь в г.Пинске. Собор Воскресения Словущего, храм святого апостола первомученика архидиакона Стефана.

Устное народное предание относит время основания женского монастыря в Пинске к временам крещения Руси и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы. Однако никаких исторических сведений, подтверждающих эту легенду, не сохранилось. Монастырь достоверно упоминается лишь в 1520 г. как основанный при короле Сигизмунде I Старом. Деревянные здания в нем были построены пинским князем Федором Ярославовичем. Он же около 1520 г. вместе с супругой Еленой Олельковной записали на монастырь дворище – Пискаловщину в селе Особовичи. Помимо этого, с прежних времен монастырю принадлежали и другие имения или фольварки: Гольцы, Высокое, Ласицк, Крайновичи, Дубой (замененное в 1786 г. на Гай), Завидчицы и Житковичи.

Согласно описи, составленной королевским ревизором в июле 1595 г., комплекс монастырских зданий состоял из пяти строений. При входе в него размещались врата-звонница с тремя колоколами. Монастырский храм святой великомученицы Варвары представлял собой деревянную церковь, выстроенную в стиле полесского зодчества. Иконостас храма был средней величины, его украшали десять малых и десять больших икон, среди которых выделялись две – святой великомученицы Варвары и Пречистой Девы Марии, покрытые серебряными окладами с искусной чеканкой, выполненной полесскими мастерами. Царские, южные и северные врата иконостаса имели иконы, написанные на полотне.

Неподалеку от самой церкви под сенью лип находился деревянный домик матушки-игуменьи, состоявший из светлицы, сеней и каморы. При этом строении находились пекарня (где сестры выпекали не только хлеб, но и просфоры для Божественной литургии), келейный корпус, в котором были четыре огромные светлые комнаты с сенцами в каждой. Вся территория обители была обнесена высокой дубовой оградой из вертикальных заостренных вверху бревен.

История сохранила память о некоторых настоятельницах монастыря: игуменья Татьяна (Ртищева, 1520), Анисия (Богданова Велятицкая, т.е. родом из д. Велятичи, расположенной неподалеку от Пинска, 1551), Иулиания (Почаповская – родом из д. Почапово, поставленная на должность настоятельницы с согласия королевы Боны, 1533), София (КирдееваВолловичева, 1560), игуменья… Васильева Фурсова (её имя не установлено, но известно, что она была поставлена на должность с согласия короля Сигизмунда Августа, 1566), Регина (Ирина Войнянка, 1580).

Последней из православных игумений Свято-Варваринского женского монастыря в XVI в. была Евфимия (Людмила ВойнякаСновская, 1595), поскольку в 1633 г. по распоряжению короля Сигизмунда III и короля Владислава IV при содействии униатского епископа Леонтия Пельчинского монастырь был превращен в базилианский. В униатский период стараниями игуменьи Анастасии (Поступальской) в 1715 г. в обители была построена новая церковь.

В 1839 г. подобно многим монастырям Беларуси, Свято-Варваринская обитель вновь стала православной. История монастыря нового времени была бы неполной без упоминания о деятельности матушки-настоятельницы Назареты (Томашевской), которая управляла монастырем с 1844 г. вплоть до его перевода в Минск. Игуменья Назарета в 1857 г. получила в распоряжение здание бывшего бернардинского монастыря.

Монастырский корпус для сестер представлял собой двухэтажную постройку, на первом этаже которой было девять комнат, на втором – одиннадцать. Монастырь с двух сторон окружал прекрасный фруктовый сад. В иконостасе церкви на боковых дверях были изображены иконы святого первомученика и архидиакона Стефана и святого архангела Михаила, всего иконостас включал 24 иконы, храм был украшен еще 32 иконами.

Свято-Варваринский монастырь имел и другие бесценные произведения искусства, среди которых – серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего Креста Господня, украшенный чешским стеклом и фигурами Христа и Богоматери с русским текстом; другой серебряный крест был изготовлен греческими мастерами и подарен обители в 1642 г.; с одной стороны его был изображен распятый Иисус Христос, с другой – Тайная Вечеря. Предметом особого поклонения верующих служила частица мощей (палец) святой великомученицы Варвары, помещенный в раку, позолоченную и расписанную сценами из жития святой.

Монастырь имел библиотеку, в которой насчитывалось несколько сот томов книг, в основном духовного содержания, среди них были рукописные и старопечатные. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. При этом представительницы знатных фамилий (Орды, Корсаки, Чанецкие и т.д.) платили по 200-300 злотых в год, а девушки из бедных семейств обучались бесплатно.

В 1858 г. из римско-католического костела перестраивается каменная церковь. В 1865 году на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями матушки-игуменьи Назареты на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.

В 1874 г. Свято-Варваринский монастырь перевели в Минск, где была образована Спасо-Преображенская обитель. Она просуществовала до 1925 г. В главном монастырском храме в честь Преображения Господня был устроен придел во имя великомученицы Варвары и хранилась привезенная из Пинска частица её святых мощей. В то время в обители пребывали: игуменья, 5 монахинь и 4 послушницы.

По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к пригородской Лещинской Свято-Успенской церкви (также как и домовая). Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу.

Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Св. Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель.

Монастырь и Здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Собор Воскресения Словущего, крестовая церковь святого апостола первомученика и архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления).

01. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горе.
Храм построен в 1657-58 годах на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника – храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание – 1462 году). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 году.
После 1917 году закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 году передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры.
В 1965–72 годах проведена внешняя реставрация.
В 1991 году возвращен Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 года.

02. Собор Иконы Божией Матери «Знамение».
Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 годах на месте своей бывшей родовой усадьбы.
Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля.
В 1929 году монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.
При реставрации 1967 года за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 году. В здании был открыт лекционный зал.
Нижний храм был освящен в октябре 1992 году. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

03. Колокольня и келейный корпус Знаменского монастыря.
Колокольня была возведена в 1784-89 годах на основании бывшей здесь церкви Иакова. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII века.

04. Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке.
В 1698 году два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 года церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 году. В 1829 году выстроена современная колокольня.
Храм был закрыт в начале 1930-х годах, после чего у него были сломаны главы. В 1969 году церковь отреставрирована (архитектор С.С. Подъяпольский). С 1992 года в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.
Богослужения возобновились после 1994 году. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

05. Храм Варвары Великомученицы на Варварке.
Церковь Варвары Великомученицы на Варварке, давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 году зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» – купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож).
В 1795 году московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм строился с 1796 по 1804 год по проекту Родиона Казакова на старом фундаменте.
Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 году в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1991 года она снова передана верующим.

Фактографические материалы из Викимапии

Московский храм Варвары на Варварке

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в XV веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Московский храм Варвары на Варварке

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен.

В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места.

В 1796-1804 годах на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова.

В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Во время реставрации 1965-1967 годов под руководством архитектора Г.А. Макарова церкви был возвращен ее прежний облик.

В 1991 году храм был возвращен верующим.

В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Архитектура

Основной объем храма — крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая — за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма — сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма — не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. «Церковь святой великомученицы Варвары»
  • Никита Брусиловский. «Церковь великомученицы Варвары на Варварке»
  • «Церковь Варвары Великомученицы на Варварке», страница сайта «Храмы России»

420012 г. Казань, ул. Карла Маркса, 67
тел.(843)236-46-63

сайт: http://святаяварвара.рф

Варваринская церковь была построена в конце XVIII века. На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена. На церковном антиминсе стояла дата — 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

Варваринская церковь первоначально была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому. Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.

Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а затем сам сосланный туда же. По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884). В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын гениального поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подростком Федор Шаляпин.

Последним настоятелем Варваринской церкви, был в период с 1918 по 1930 год, перед ее закрытием был протоиерей Николай Васильевич Петров, профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914-1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921-1923). В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находящийся вблизи сельскохозяйственного и педагогического институтов, посещают всего три-четыре старушки, и ставился вопрос о закрытии храма. Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка. Священник Николай Петров был арестован и сослан. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви.

В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев — икона великомученицы Варвары (XVIII в.) и икона Жен-Мироносиц. К 2000 году в храме проведены были значительные реставрационные работы: восстановлены и позолочены купола, установлены кресты, в храме настлан мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок, грозивший обрушиться, и устроен новый. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас. Восстановление Варваринской церкви связано с именем настоятеля этого храма протоиерея Виталия Тимофеева, сумевшего привлечь к возрождению православной святыни влиятельных благотворителей.

Духовенство храма:

Настоятель — протоиерей Виталий Тимофеев. Клир — протоиерей Михаил Ганин, иерей Дмитрий Цыплаков, диакон Александр Ефремов.

Расписание Богослужений:

Богослужения совершаются в пятницу, субботу — Литургия в 8.00; в воскресные и праздничные дни — ранняя Литугия в 6.30, поздняя Литургия — 8.30, вечернее богослужение накануне — 16.00.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *