Василий блаженный в Москве

Святыни Покровского Собора

Богоматерь Владимирская. Москва,XVI в.

Многие знают, что на Красной площади находится неповторимый шедевр древнего зодчества, жемчужина в обрамлении Московского Кремля – Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В воссозданной ризнице этого уникального храма в предверии Рождества Христова открылась уникальная выставка – «Святыни Покровского Собора», которая продлится до 24 января 2005 года.

Потир. Москва, нач. XX века.

Собор Покрова на Рву построен Иваном IV в 1555 – 1561 годах, после покорения Казанского царства в ознаменование победы дарованной милостью Божией русскому воинству во время этого похода. Собор, построенный при митрополите Макарии, которому и принадлежал уникальный замысел многопредельного храма, воплотивший образ священного города – Иерусалима с течением времени изменял свой облик. В 1588 г. к Собору Покрова на Рву была пристроена церковь святого Василия Блаженного, давшая ему второе название, впоследствии слившееся с храмом в народном сознании. В 1680 г. к Собору пристроили ещё одну церковь святой Феодосии Девы, но уже в 1783 году верхняя часть церкви была разобрана, а нижняя превращена в ризницу, где хранились иконы, церковная утварь и облачения. Ризница и сегодня используется по своему прямому назначению. К сожалению, об этой церкви осталось только одно свидетельство – картина, написанная художником Ф. Гильфердингом в 1770 году, ее мы можем увидеть на выставке в подлиннике. В рамках проводимой выставки мы соприкасаемся с настоящими сокровищами — святынями, принадлежавшими храму Василия Блаженного в период XVI — XXI веков, и милостью Божией уцелевшими после роковых для Русской Церкви событий начала XX века, когда и сам храм чуть не был уничтожен до основания. Среди представленных экспонатов можно увидеть редкие образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства.

Расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи

На площадке перед входом в ризницу выставлены подлинные архитектурные украшения XVI-XVII веков, выявленные во время реставрации собора.

Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской церкви.

Важное место в экспозиции занимают предметы, являющиеся вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны царствующими особами в различное время, но есть и вклады, сделанные простыми людьми.

Архитектурная деталь с фасада Покровской церкви

Среди них интересно отметить потир, который был изготовлен на пожертвования простых прихожан из серебра с позолотой, яблоко и основание украшены цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю чаши – надпись молитвы, по нижнему краю основания – вкладная надпись которая сообщает: «189 (1681) декаря в 23 зделаны сие сосуды в церко Алесандра Свирского Чудотворца и подания правосланы хрн».

Покров Св. Василий Блаженный, 1589 год, Москва

При входе в ризницу сразу обращает на себя внимание огромный покров на раку святого Василия Блаженного, изготовленный в рост человека. Эта уникальная работа была выполнена сложнейшей техникой лицевого шитья, с использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись на позёме покрова: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589г)». Дошёл до наших дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они украшены гравированными изображениями: на дискосе – Евхаристический Агнец, на тарелях – Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью выгравирована вкладная надпись.

Икона свт. Василия Великого

Среди образцов древнерусской живописи множество уникальных икон: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий образ святителя Николая Чудотворца XVI века в иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в роскошной серебряной ризе. Выделяются из общего ряда икона XVII века – образ Василия Блаженного и святой мученицы Ирины, написанная в память об особом от

Богоматерь Смоленская. Москва, XVI в.

Покровскому Собору царя Фёдора Иоановича и его супруги Ирины Годуновой, и необычная резная икона Смоленской Богоматери, выполненная в объёме. Интересно отметить, что представленные на выставке иконы XVI-XVII веков соимённы святым, в честь которых освящены пределы собора: напрестольные образы «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой Александр Свирский», «Святой Василий Блаженный». На иконе XVII века мы в

Вериги, состоящие из верижского креста, пояса и цепей, принадлежащие Святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак

московских чудотворцев – святых блаженных Василия и Иоанна. Рядом находится бесспорный раритет – вериги, состоящие из креста, пояса и цепей. По мнению первого летописца Покровского храма, протоиерея Покровского собора И.И.Кузнецова, вериги эти принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак.

Трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году

Изяществом исполнения привлекает церковная утварь: напрестольные кресты – мощевики XVII-XVIII веков, ковчег с изображением Александра Невского, серебряная трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году, о чём свидетельствует идущая по нижнему краю надпись. Необычный наперсный крест в оправе и ковчеге, изготовленный специально для Покровского собора в XVII веке, в Москве, и вложенный в оправу с гравированным изображением Крещения и Воскресения Господня, а позолоченный ковчег, имеющий красивую фигурную, килевидную форму и украшенный гравированными изображениями – Александра Свирского слева и Покровского собора справа – устроен уже в XVIII веке.

Еванглие напрестольное, 1672г.

Здесь мы можем увидеть золочёные переплёты напрестольных Евангелие 1672 и 1692 годов. Серебряные оклады верхних досок великолепной чеканной работы: на одном изображение Распятия и четырёх евангелистов, а на другом, кроме изображения Воскресения Господня в центре и евангелистов в наугольниках, ещё сцены Страстей Христовых. Здесь же можно увидеть подлинную лицевую рукопись 1672 года – Житие Святого Александра Свирского, переплетённую зелёным бархатом с четырьмя серебряными наугольниками.

Из церковного облачения представлен стихарь XVII века, единственный в своём роде, он украшен 58-ю серебряными дробницами гравированной и чеканной работы.

Стихарь. Москва, XVII век.

Рядом можно видеть три подвесные тончайшей работы пелерины XVII в. вышитые серебром, золотом и шелками. На них изображения Богоматери Смоленской и Николая Чудотворца в обрамлении вышитых текстов тропарей.

Среди реликвий есть и памятная доска, сообщающая о денежном пожертвовании императрицы Екатерины II на реставрацию Покровского собора в 1784 году.

Каждый, кто придёт сюда, обязательно проникнется чувством восхищения перед искусством древних мастеров, благоговейного трепета перед предметами, имеющими не только художественную ценность, но и созданными вдохновлять на молитву. Трудно себе представить, сколько поколений до нас в молитвенном взывании припадали к этим святыням, обращая свои сердца и мысли к Богу. Осознавая всё это, испытываешь искреннюю благодарность священнослужителям Покровского собора, а также сотрудникам созданного в 20-е годы прошлого века музея, сохранившим представленные нам древние святыни.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *