Василия острожского монастырь в черногории

Содержание

Соборная церковь Святого Василия Острожского, нареченная в честь самого главного черногорского святого, была построена в конце XIX века, сразу после обретения страной независимости от власти Османской империи, и стала настоящим символом свободной Черногории, посвященным памяти всех воинов-героев, павших в кровопролитной борьбе за национальную независимость.

Месторасположение: храм находится в Никшиче на холме Петрова Главица поблизости от королевского дворца Николы I.

Церковь Василия Острожского — памятник черногорскому национально-освободительному движению

Инициатором возведения собора выступил Никола I Петрович Негош. Строительство церкви продолжалось в период с 1895 по 1900 годы. Деньги на строительство этого храма выделил российский император Александр III, проектированием также занимался русский мастер — архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, поэтому неудивительно, что собор оказался выдержан в стилистике русского модерна.

Соборная церковь Василия Острожского на карте

Основание церкви Святого Василия Острожского имеет форму креста, ко входу ведет широкая лестница, что дополнительно подчеркивает монументальность строения. Фасадные украшения — работа мастера Милоша Лепетича. Внутреннее убранство отделано дорогими сортами мрамора, иконостас состоит из русских икон — подарка богатого грека Андрея Сингроса, сделанного им в 1899 году. По бокам храма установлены памятные доски с именами черногорцев, погибших в освободительных войнах 1875-1880 годов.

После Первой Мировой войны на колокольне церкви были установлены большие часы с циферблатом диаметром 2,36 м.

С древних времен пещеры горы были населены отшельниками, которые искали здесь уединения для своих молитв. Однако, известным место стало лишь в 17м веке, когда Епископом Герцеговины Василием здесь был построен монастырь. Он умер в 1671 году и после был признан Святым за тот образ жизни, который он вел – безгрешный, за все то, что он сделала для своей страны и своего народа. Он получил имя Святой Василий Острожский. Его мощи хранятся в усыпальнице в пещере – церкви, посвященной Введению Богородицы в храм.

Монастырь Острог является не только православной святыней, но и местом, которое посещают паломники всех мировых религий, которые, в поиске душевного и телесного умиротворения приходят сюда отдать свое почтение мощам Святого Василия. После могилы Иисуса Христа и горы Афон, монастырь Острог третья самая посещаемая усыпальница в мире.

Где остановиться в Остроге?

В монастырь можно легко добраться из Подгорицы или Никшича. Поэтому самый легкий посетить монастырь — это взять однодневную экскурсию, которую предлагает Вам Globtour Montenegro. Можно также совершить поездку на такси или на арендованном автомобиле. В этом случае, Вам не придется уезжать надолго с Черногорского побережья. С другой стороны, если Вы хотите окунуться всецело в прелесть этого святого места, Вам предлагается несколько вариантов размещения.

Первый вариант, остановиться в общей спальне, которую предлагает монастырь всем паломникам. Она располагается у начала горы недалеко от Нижнего монастыря.

Второй вариант, безусловно более комфортный, остановиться в деревушке Богетичи, у подножия горы в местечке под названием Колибе (на расстоянии 5 км от Острога). Это место предлагает Вам проживание в деревянных бунгалах со всеми удобствами. Отель расположен в самом начале пути паломников к великой Святыни.

Что посмотреть в Остроге?

Благодаря своей невероятной архитектуре и местоположению, Острог настоящий символ веры и чистоты души. Это место где происходят истинные чудеса, где больные становятся здоровыми, а те, кто потерял путь в жизни, обретают мир и покой души и тела. Монастырь Острог состоит из двух монастырей – нижнего и верхнего.

Bерхний монастырь состоит из двух церквей: Введения Богородицы в храм, где покоятся мощи Св. Василия, и Святого Креста. Церкви украшены фресками наших великих мастеров, созданных в 17м веке на склонах горы Острог.

Нижний монастырь был построен в 19 веке и состоит из церкви Святой Троицы, монашеских обителей и религиозной школы, построенной в 18м веке. В наши дни, там здесь проходят литургии наряду с церемониями крещения и венчания.

От нижнего к верхнему монастырю ведет пятикилометровая дорога или более короткая лесная тропа, по которой можно пройти за 25 минут. Для того, чтобы всецело ощутить на себе все величие этого места, Вам следует совершить этот пеший подъем, так как это делают самые верные паломники. Монастырь Острог не только религиозный, но и культурный и исторический памятник. Он повествует о прошлом и настоящем, о вере, культуре и традициях народа, который жил здесь многие века.

Многие легенды и сказания связаны с этим Святейшим местом

Существует миф, что после своей смерти 29 апреля 1671 года, Василий стал являться во сне игумену монастыря, и просить того открыть гроб с его мощами. Монахи сделали так как их просил Василий и увидели, что тело не подверглось большой деформации. С тех пор мощи стали местом паломничества. Виноградная лоза выросла на том месте, где он скончался, хотя в этом месте вовсе нет почвы. Существует поверие, что плоды этой лозы способны излечить бесплодие.

Монастырь несколько раз за свою историю был чудесным образом спасен от разрушения. В начале 18го века Турки пытались его сжечь, и брат Черногорского князя сумел вынести мощи Святого Василия незамеченным, говорят, потому что Василий сделал его невидимым на время. Во время Второй Мировой Войны, в 1942 году, немецкие фашисты скинули на монастырь бомбу, снаряд раскололся на пополам, однако не сработал. Этот снаряд до сих пор находится в Монастыре, как еще одно доказательство святости этого места.

Острог — это место, где люди становятся добрее и терпимее друг к другу, а их души наполняются возвышенными чувствами, обретают покой и умиротворенность.

22.10.2013, Hапечатано агенством Globtour Montenegro

Асобы. Список

  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана
    Нобелевский лауреат по литературе
    • Белорусская Народная Респулика

    • Булак-Балахович Станислав
      командир Белорусской Народной Армии
    • Васильковский Олег
      глава дипмиссии БНР в Прибалтике
    • Гениюш Лариса
      «птица без гнезда» — поэтесса, хранительница архива БНР
    • Дуж-Душевский Клавдий
      автор эскиза национального флага
    • Кондратович Киприан
      министр обороны БНР
    • Ластовский Вацлав Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
    • Луцкевич Антон
      Старшыня Рады Міністраў БНР
    • Луцкевич Иван
      культуртрегер Беларуси
    • Лёсик Язеп
      Председатель Рады БНР, академик АН БССР
    • Скирмунт Роман
      элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316)
      «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382)
      «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»

  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Магнатский род

    • Воловичи
      от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки
      шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы
      старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские
      «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские
      защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы
      «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи
      шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи
      воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Нобелевские лауреаты

    • Светлана Алексиевич
      литература, 2015
    • Жорес Алферов
      физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
    • Полоцкое княжество

    • Рогволод (920-978)
      первый летописный князь Полоцка, основатель династии Рогволодовичей
    • Рогнеда и Изяслав
      легенда о чести и смелости
    • Торвальд Кодранссон (950-1002)
      креститель Полоцка (986)
    • Брячеслав
      князь Полоцкий (1003-1044) и герой «Саги об Эймунде»
    • Всеслав Чародей
      князь-язычник (1044-1101), герой битвы на Немиге
    • Рогволод-Борис
      князь Полоцкий (1101-1128) и Двинские камни
    • Ефросиния Полоцкая (1101-1167)
      внучка князя-язычника, покровительница просвещения
    • Кирилл Туровский (1130-1182)
      богослов и писатель
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

О происхождении рода Острожских есть две версии. По первой, они происходили от князей Галицких, по второй версии — были потомками Турово-Пинских князей.

Острожский Константин Иванович герой битвы под Оршей

Великий полководец войн с Московией 1487-1537, определивших современную восточную границу Беларуси. Прославился победами над татарами. Пленных татар поселял в предместьях своих городов — татарских слободах.

В награду за заслуги князя Константина Ивановича в борьбе с Москвой и татарами Жигимонт I Старый издал универсал о назначении его паном виленским — Острожский вошёл в круг высшей знати ВКЛ.

В войне с Москвой 1500-1503 Константин Острожский командовал войсками в битве на реке Ведрошь. 14 июля 1500 года Литовское войско потерпело крупнейшее поражение со времен битвы на Ворскле. Острожский вместе со многими военачальниками попал в плен.

В 1506 году, через 6 лет пленения, князь согласился служить русскому государю (по Карамзину — «под угрозой темницы»). В 1507 под предлогом осмотра вверенных ему войск Острожский выехал из Москвы и бежал в Литву. Ему были возвращены его прежние старостства и должность маршалка волынской земли, благодаря чему Острожский сделался главным военным и гражданским начальником всей Волыни. Он снова был утверждён великим гетманои Литовским.

В памяти остался как победитель в битве под Оршей — сражении 8 сентября 1514 года в ходе войны с Московией 1512-1522 годов, в котором 30-тысячное войско ВКЛ воевало разгромило 80-тысячную московскую армию и на 250 лет остановило московскую экспансию.

Великий гетман был опорой греческой церкви в ВКЛ — милости к православным, по заявлению Жигимонта I Старого, делались ради Константина Ивановича. Острожский сделался центром, вокруг которого группировались все сильные православные магнатские роды Беларуси и Волыни: кн. Вишневецкие, Сангушки, Дубровицкие, Мстиславский, Дашковы, Солтаны, Гулевичи и др.

При его поддержке митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иосиф II Солтан получил от короля Сигизмунда I грамоту, которая гарантировала независимость греческого духовенства от светской власти.

Константин Острожский был фундатором Троицкой и Пречистенской церквей в Вильне. С его именем так же связывают Михайловскую церковь в Сынковичах (по времени постройки и архитектурному сходству с Троицкой церковью).

Острожский Константин (Константин-Василий) Константинович фундатор просвещения

Князь Константин Константинович Острожский (также Василий-Константин; 1526-1608) — глава рода Острожских, староста Владимирский и маршалок Волынской земли (1550-1608), воевода киевский (1559-1608), покровитель православной веры.

Детство и юность провёл в Турове. Сын великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского и княжны Александры из рода Олельковичей-Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. Последняя представительница рода — св. Праведная София Слуцкая — София Юрьевна, княгиня Слуцкая (1585-1612), жена Януша Радзивилла. Католичка, канонизирована православными в лике Праведных. Ее мощи хранятся в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Принимал активное участие в подписании Генриховых Артикулов, был центральной фигурой среди защитников православия при заключении Брестской Унии. Заботился о развитии просвещения, издавая книги, учреждая школы, оказывая покровительство учёным. Основал Острожскую типографию. В ней работали первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, напечатавшие Острожскую библию — первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке.

PS.

Наверно, сегодня многим трудно представить такого лидера — опору православия, который строит храмы без цыбулин и защищает независимость своей земли от Москвы.

Наверно, им тоже сложно было бы представить, что некая православная церковь будет нішчыць культурное наследие и традиции их страны.

Именно монастырь Острог должен находиться на первом месте у всех, кто хочет посетить в Черногории не только природные и культурные достопримечательности, но и прикоснуться к героической истории этого народа, которая всегда неразрывно была связана с православной верой.

Да, церквей и монастырей в Черногории очень много, но именно Острог всегда считался самым важным и главным. Именно сюда Черногорцы привозят крестить детей, здесь они получают свою первую брояницу, а Святой Василий Острожский хранит их до конца жизни.

Самостоятельно добраться в монастырь можно, но довольно проблематично — именно к монастырю автобусы не ходят, а на такси получается очень дорого. Если приедете в Острог на арендованной машине, обязательно наверх поднимайтесь на маршрутке — дорога очень сложная и довольно опасная.

Монастырь Острог — место полное тайн и загадок

В рамках «Монастырского тура» мы с мужем посетили Острог — святое место не только для православных, но и для верующих всех конфессий, и даже атеистов. Этот мужской монастырь, между прочим действующий, у православных паломников стоит на 3 месте по посещаемости, уступая лишь Гробу Господнему и горе Голгофе в Израиле.

Всем, кто думает приехать в Черногорию, рекомендуем в обязательном порядке посетить святыню. Пребывая на территории монастыря, кажется что попадаешь в другой мир — все заботы и проблемы отступают на второй план и кажется, что ты остаешься один на один со своей душой. Просто непередаваемые ощущения наполняют все тело.

Не знаю как кому, но мне на территории монастыря не хотелось даже фотографировать (и даже мужу передалось мое настроение), именно поэтому фотографий у нас совсем немного. Если вдруг у Вас есть хорошие снимки из этого святого места, пришлите их нам, пожалуйста (достаточно просто написать в комментариях).

Вид на лавку монастыря ОстрогВид на монастырь Острог. Очередь паломников к мощам Святого Василия ОстрожскогоБалкон рядом с виноградной лозой, выросшей на месте захоронения Василия Острожского

Василий Острожский — Святой основатель монастыря Острог

Василий Острожский — является самым почитаемым из 4 черногорских святых. В поисках умиротворения он вместе с паломниками, что населяли до его прихода каменные пещеры скалы, соорудил удивительный, пленяющий глаза и душу монастырь.

Целебная сила нетленных мощей Василия Острожского

Еще за свою жизнь, Василий Острожский прославился многочисленными чудесами. Теперь же, в надежде на исцеление, верующие (и в это трудно поверить, но даже атеисты), смиренно стоят в длинных очередях к мощам Святого, и просят помочь им в исцелении телесных или душевных ран. Многим удалось вылечиться от тяжелых недугов, а кто-то нашел помощь в решении своих проблем.

Достопримечательности и святыни Острожского монастыря

Вся территория монастыря состоит из двух частей: верхней и нижней. Между ними находится что-то вроде леса, через который серпантином проложена дорога (около 5 км).

В большинстве случаев, паломники пользуются короткой пешеходной тропой, преодолевая это расстояние за 20 — 25 минут. По преданиям, чтобы замолить свои грехи и избавиться от недугов, необходимо подниматься в верхний монастырь на коленях. Так и сейчас поступают некоторые паломники.

Нижний монастырь был основан в XIX веке арихимандритом Иосифом Павичевичем. В его состав входят: церковь Святой Троицы, на которую много средств пожертвовал русский царь Николай II, монашеские кельи, гостиница для паломников. В церкви хранятся нетленные руки Святого мученика Станка — ребенка замученного турками. Он был обычным пастушком из села и когда ему приказали бросить святой крест, который тот держал в руках, не повиновался захватчикам. В наказание турки отсекли ему обе руки.

В этом храме так же перезахоронены и 27 человек, которые во время Второй мировой войны обороняли Острог и его святыни от коммунистической армии.

Верхний монастырь находится высоко в горах (на высоте 900 м над уровнем моря). Он буквально встроен в скальную нишу и является будто бы продолжением горы. Подъезжая к монастырю создается впечатление, что он просто парит в воздухе. Эта часть монастыря также состоит из двух уровней. На первом уровне располагается небольшая Крестовоздвиженская церковь XVII века (предположительно 1665 год), а чуть выше — Введенская церковь Девы Марии, XVIII века.

Введенская церковь — совсем небольшой храм, знаменитый тем, что именно в нем провел свои последние 15 лет жизни Святой Василий Острожский в молитвах и покаяниях. На сегодняшний день на скале изображена икона Святого, а внутри церкви находятся и сами мощи Василия Острожского. Так же в церкви хранятся такие православные святыни, как молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники 1779 года.

Просим обратить внимание!

Важно помнить, что Введенская церковь, в которой хранятся мощи Святого Василия Острожского высечена в скале, и как Вы уже могли догадаться, потолки там низкие. Обычно гиды предупреждают об этом туристов, но во-первых не все пользуются их услугами, а во-вторых лишний раз напомнить никому не помешает. Входя в храм пригибайте низко голову, во избежании травм.

Еще одним необычным для меня явлением стало то, что свечи в Остроге паломники ставят в специальные ящики с водой, а для их закрепления на дне находится песок: с одной стороны ставят за здравие, а со второй — за упокой.

Свечи можно купить в церковной лавке или рядом с ней, в том самом месте, где бесплатно выдают воду и масло.

Так как к мощам Святого Василия Острожского всегда стоит большая очередь, времени попросить помощи непосредственно перед мощами у вас будет очень мало. Поэтому продумайте заранее коротко и лаконично свое желание, но будьте осторожны, ведь говорят что Святой обязательно исполнит его. И если уж Вы что-то пообещаете взамен, то обязательно выполните обещанное, иначе Вас ждет наказание.

Рекомендуем стоя в очереди написать записки за здравие и за упокой родных и близких. Дальше все происходит немного необычно: когда отойдете от мощей, отдайте эти записки стоящему рядом монаху, он позаботится о них.

Монастырская лавка в Остроге

Уверена, что каждый, кто попадает в Острог, подумывает о сувенире на память или подарке родным и друзьям. Смело могу сказать, что все необходимое Вы можете приобрести прямо на территории монастыря в монастырской лавке, что находится непосредственно возле Крестовоздвиженской церкви. Не пугайтесь большого количества людей внутри, ведь девушки, работающие там, успевают рассчитать всех желающих. В лавке можно найти не только свечи, иконы, ладанки, а и брояницы, подвески с изображением монастыря или Святых, различные обереги, мед, ракию, оливковое масло, вино, и даже натуральную косметику.

Это будет интересно: монастырские лавки в Черногории: что купить?

Монастырская лавка находится именно в этом здании:

Дорога к монастырю Острог — как добраться самим?

Как уже не однократно упоминалось в статье, монастырь Острог находится в горах (около 15 км от Даниловграда). К нему можно добраться разными способами. Если вы хотите попасть в монастырь с побережья Черногории, необходимо ехать в сторону города Никшич, или же в сторону города Подгорица.

Обычно туристические автобусы едут через Подгорицу, проезжая Скадарское озеро. Затем двигаются в сторону Никшича, но не доезжают к нему, а сворачивают в сторону по указателю и продолжают движение буквально 8 км.

Так же возможно попасть в Острог и рейсовым автобусом все с тех же Подгорицы или Никшича, но Вас доставят не к самому монастырю, а к поселку Богетичи. Как добираться дальше — не знаем, надо разбираться на месте.

Существует еще один способ увидеть знаменитый монастырь — арендовать авто. Но этот вариант мы не рекомендуем нашим читателям, поскольку дороги Черногории — очень тяжелые для неопытных водителей. Многие из них довольно узкие, либо проходят буквально над обрывами. То и дело попадаются специальные знаки — опасный участок дороги. Опытные черногорские водители, привыкшие именно к такому полотну, без проблем справляются со своей работой, а вот нашим соотечественникам можно только посочувствовать.

Не хочу Вас пугать, но во время экскурсии на каньоны рек Тара и Морача, мы около часа простояли в пробке из-за аварии на дороге, и почему-то мне кажется, что ее виной были неопытные водители легковых машин.

Если же Вы все-таки выберете аренду авто, то далее следует информация для Вас. На арендованном автомобиле удобнее всего добираться из Даниловграда. Сначала необходимо проехать около 15 км по трассе Е762 в сторону Никшича до правого поворота на узкую дорогу. Далее — до перекрестка с указателем «Монастырь Острог». Следующий отрезок дороги будет подниматься в горы и станет еще более узким. Автомобилем вы сможете доехать лишь до церкви Святой Троицы, а далее идти пешком.

Важно помнить: правила для водителей

Так как дорога к монастырю довольно узкая существуют неписаные правила для водителей.

Во-первых, тот кто едет с внешней стороны дороги, того и пропускают. Это вполне логично, так как на некоторых участках кроме небольших камней, стоящих у края обрыва, нет никаких ограждений. Поэтому, если Вы едете с внутренней части, именно Вы будете сдавать назад до первого «кармана» для разъезда.

Во-вторых, если навстречу едет автобус, а Вы не являетесь водителем другого автобуса, то уступать должны опять же Вы (тоже вполне справедливо).

В-третьих, будьте предельно внимательны, но не нервничайте. Ведь по преданиям сам Василий Острожский охраняет эту дорогу к монастырю, поэтому ни одного несчастного случая за всю историю не было.

А вообще мы настоятельно рекомендуем к самому монастырю подниматься на маршрутке. Стоит она всего 2,5 Евро, а сбережет несколько килограмм нервов и Вам, и Вашим попутчикам.

Карта маршрута к монастырю Острог

Полезные ссылки:

  • Монастырский тур — экскурсия, во время которой посещают Острог
  • Подборка самых интересных монастырей и церквей Черногории
  • Великий чудотворец Василий Острожский
  • Что можно купить в монастырской лавке?
  • Что такое брояница и что она значит для черногорцев?

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Молитва Святому Василию Острожскому
  • Житие Василия Острожского в книге Монастырь Острог
  • Великий святитель и чудотворец Василий Острожский.

    Святой Василий Острожский является, величайшим Сербским святым. Составлено уже несколько книг его посмертных чудес. Неожиданно, в самое смутное и тяжелое для христиан время явилась в народе эта благодатная личность, гонимая силами зла. Укрепившись в монастыре Острог, святитель Василий из этой духовной твердыни спасал Православие на Балканах.

    А положение было отчаянное: с одной стороны, часть сербов начала переходить в ислам, а с другой — многие начали склоняться к унии с Римом. Митрополит Василий тогда сделал больше, чем огромная армия, ибо сумел освободить православную душу сербского народа от иноверного порабощения.

    Житие и чудеса святителя и чудотворца Василия Острожского.

    Господь явил великого святого в тяжелейшие времена сербской истории. В 1595 году в центре Белграда турками была сожжена драгоценная святыня сербского народа — мощи святого Саввы Сербского. Это стало невыразимой духовной трагедией. Своим злодеянием турки стремились сломить и поработить народную душу-христианку, которая в благодати Божией черпала неиссякаемые силы. Погрузив людей в отчаяние, враги Христа надеялись воцариться здесь навечно. Как писали современники: «И был страх великий, и умалился род христианский от беззакония агарянского».

    Святой Василий Острожский.

    Но Господь послал знамение победы духовной над всеми преходящими несчастьями этого мира — в 1606 году проигумен Иоаким из сербского монастыря на Афоне Хиландар принес в Герцеговину Честное Древо Креста Господня, которым благословилась эта многострадальная земля. Однако вскоре народ Герцеговины настиг страшный голод, и много народу скончалось, предав душу в руки Христовы. В это бедственное время старинный архиерейский жезл предстоятелей Сербской Церкви был обновлен и украшен драгоценностями — это предзнаменовало собою явление народу нового великого архипастыря, нового вождя православных.

    Святой Василий Острожский и новомученик Станко.

    Святой Василий Острожский, в миру Стоян Иванович, родился в 1610 году. Местом его рождения было село Мрконичи в Поповом Поле — обширной известняковой равнине, которая по целым месяцам стояла залитой водой. На этом карстовом плато расположено множество пещер. Вся каменистая безплодная местность освящалась древним Завальским монастырем в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта обитель поддерживала связи с Афоном и была твердыней Христианства в борьбе с наступающим исламом. Игуменом монастыря был Серафим (Иванович) — родной дядя по отцу будущего великого архипастыря, оказавший огромное влияние на формирование его личности.

    Отца святого звали Петром, а мать Анной, и она отличалась большим благочестием. Он был вымоленным, единственным ребенком в семье, и к нему относились как к великому дару Божиему. Детство святого протекало в бедности, в многочисленных трудах и заботах и постоянном устремлении к Богу. Работая, он постоянно молился, а каждый приход в храм Божий был для него настоящим праздником. Детские забавы, веселье и развлечения проходили без него. Еда была скудна, но и в этих условиях он проявлял дивное воздержание. Уходя на целый день пасти овец, дитя брало с собой кусок хлеба и не притрагивалось к нему, многие часы подряд молясь в тени дерева, а вечером, когда возвращалось домой, отдавало этот кусок хлеба самым бедным жителям своего села.

    Все христиане села радовались и благодарили Бога за то, что в их селе жил столь благочестивый мальчик. Влияние благой души распространялось на его сверстников, что очень облегчало жизнь их родителям. Дети стремились своим трудолюбием и благочестием хотя бы чуть-чуть походить на маленького Стояна.

    Но жили в селе и вероотступники, перешедшие в ислам. Они замыслили, когда Стояну исполнится 12 лет, ходатайствовать перед турецкими властями, чтобы те взяли его в янычары для усиления турок и ослабления христиан. В этом случае мальчика должны были насильно обратить в ислам. Это называлось «дань кровью» и было, пожалуй, самым страшным злодеянием турецкой власти. Таких мальчиков, насильственно вырванных из семьи, обучали военному делу с повышенной требовательностью и жестокостью, чтобы в будущем они стали зверями в человеческом облике, способными проливать реки христианской крови. Чтобы спасти своего ребенка от такого несчастья, родители в 11 лет отдали его в Завальский монастырь к родному дяде, игумену Серафиму.

    Так в 1622 году для избранника Божиего началась совсем новая жизнь. В монастыре, кроме множества разнообразных послушаний, он усиленно учился. Завальский монастырь был крупным духовным центром своего времени. В нем царила особенная любовь к книгам, которые братия старалась приобрести отовсюду. Здесь подвизалось много ученых монахов. В монастыре также были различные мастерские, где можно было научиться различным ремеслам и процветало церковное искусство, накопив к этому времени опыт многих поколений. Но, несмотря на все это, Завальский монастырь вскоре оказался мал для столь великой личности, как послушник Стоян, удивлявший всех своими дарованиями. Это прекрасно понимал его дядя, игумен Серафим, который в 1625 году посылает пятнадцатилетнего юношу в главный монастырь Герцеговины, где находилась кафедра митрополита, — Твердош, посвященный Успению Божией Матери. Этот монастырь, в отличие от тихой Завальской обители, располагался у большого города Требинье, и жизнь там кипела ключом. Поэтому именно на Твердош в то время нацелились усилия Ватикана по навязыванию сербам унии, и в дальнейшем это принесло святому много страданий.

    В Требинье уже жило достаточно сербов-католиков и сербов-мусульман, кроме этого, были и протестанты. Святой оказался в самой гуще духовной борьбы за святыню истинного Христианства — за Православие и в самой гуще сопротивления туркам. Здесь, в знаменитой монастырской школе, он завершил свое духовное образование и здесь же начал отстаивать истину Православия, за что впоследствии претерпел столько мук.

    Получив в постриге имя Василий, он затем был посвящен в сан иеромонаха, после чего был послан окормлять села своего родного Попова Поля. Земляки теперь познали чудотворную силу его молитв к Богу, его несказанную доброту и любовь к народу-мученику Его прозвали «молитвенник райи» (Турки все покоренное ими христианское население своей державы вне зависимости от национальности называли одинаково — «райа», что буквально означало «стадо», пастухами которого они себя видели, считая вправе поступать с христианами, как с овцами: стричь (обирать) и резать (убивать). — Пер.)

    Вскоре на многострадальную Герцеговину накатилась новая волна бедствий: в 1634 году Турция начала долгую войну с Польшей, так что народ вконец обнищал и изнемог от безконечных поборов и ненависти мусульман. Безчисленное множество людей тогда умерло от голода и безнаказанных злодеяний озверевших турок. Это время и использовал Ватикан для нового напора на православный Восток…

    Святой Василий был посвящен в сан архимандрита. Возрастали несчастья народные — и возрастал в благодати великий Сербский святой, великий заступник народный. На него тогда начались гонения в среде братии, на которых стали действовать католическая пропаганда и дух мира сего. Жизнь в монастыре Твердош становилась для молодого подвижника все более невыносимой.

    Но Божия Матерь решила утешить и укрепить Своего избранника, и святой Василий отправляется на Афон, в земной удел Пресвятой Богородицы, за новыми силами для великой борьбы за народную душу. По пути он заезжает к патриарху Па-исию в город Печ, где к этому времени уже была восстановлена древняя Печская патриархия, которая теперь охватывала почти все православные Балканы. Патриарх Сербский Паисий, провидя, сколь великую опору Церкви Христовой готовит Господь в молодом архимандрите, благословил его оставаться на Афоне не более года, после чего поехать на Русь. Но затем он обязательно должен был вернуться на родину для продолжения своего служения. Патриарх дал и свою грамоту, чтобы на Руси можно было собирать помощь для бедствующей Герцеговины. В это время святому Василию было всего 26 лет.

    За год святой серб обошел всю Святую Гору, жадно впитывая в себя духовную мудрость многих подвижников, после чего отправился в Россию через Валахию и Молдавию, где местные православные властители его очень радушно приняли. И здесь, в Карпатах, и на Руси ему оказали помощь, поэтому святой вернулся в родной край с богатыми дарами для Сербской Церкви, полный благодатных впечатлений от святынь Афона, Валахии с Молдавией и Руси, которую он очень полюбил. Особой любовью к России отличался и правивший после Паисия патриарх Сербский Гавриил, которого турки за это казнили.

    После возвращения на родину, на Преображение 1638 года патриарх Паисий посвящает избранника Божиего в митрополиты Захумские (Западногерцеговинские) с кафедрой в монастыре Твердоше. В этом году турки убили Цареградского патриарха Кирилла Лукариса. Черногорский митрополит Мардарий в это же время изнемогал под натиском католиков, навязывавших унию. Полным ходом разворачивалось новое наступление на православных христиан и с мусульманского Востока, и с латинского Запада, чему призван был помешать новый сербский святитель.

    В 1641 году произошел падеж скота и начался голод, затем многолетняя война Венеции с Турцией на землях Герцеговины. Бедствия следовали за бедствиями, несчастья за несчастьями.

    В 1649 году турки насмерть замучили митрополита Восточной Герцеговины Паисия Требейшанина, и святому Василию пришлось управлять и этой областью. Он перешел сюда с частью народа, так как в Твердоше из-за бедствий войны, ярости иноверцев и малодушия братии становилось невозможным управлять митрополией. Жить на Балканах становилось все тяжелее, многолетняя война уничтожала и без того разоренную Герцеговину, особенно Герцеговину Западную. Этим пользовались и турки, и католики для борьбы с Православием. В 1659 году турки повесили приехавшего из Руси патриарха Сербского Гавриила…

    В 1662 году опять начали сильно страдать от турок православные монастыри, но этот год запомнился и другим: состоялось первое великое убиение турками сербских князей*. Тогда в Старой Герцеговине, в Никшиче, на севере современной Черногории, мусульманский властитель края зверски замучил 67 племенных старейшин. С живых людей сдирали кожу, иных сажали на кол, а у некоторых вспороли животы, и люди умирали в страшных мучениях, поддерживая свои внутренности руками, пока были в силах.

    А в Твердоше к этому времени сторонники унии все более укреплялись и усиливались. Там возник злодейский замысел создать поддельную переписку, которую святой Василий якобы вел с Ватиканом, будто бы стремясь заключить унию. Так святой стал жертвой клеветы, ибо в то время более твердого в Православии архипастыря найти было невозможно. Враги обступили его со всех сторон, и святитель в 1664-1665 годах снова устремляется на Святую Гору, чтобы почерпнуть духовных сил в земном уделе Божией Матери. У него появляется мысль остаться там навсегда, если Богу будет угодно, так как свершилось самое страшное для него — не только извне, но и в самой его пастве появились яростные враги. Такое предательство душе самоотверженного архипастыря было просто невозможно вынести. Но невозможное человекам возможно Богу, укрепляющему Своих святых. Когда святой проезжал через земли племени Белопавличей, то старейшины племени во главе с Милутином Бошковичем, которого называли князем-священником, умоляли его не покидать родную Герцеговину. Они предложили найти в их землях спокойное, уединенное место, где святой мог бы укрыться от бед, обступивших его отовсюду. Святитель осмотрел несколько монастырей, но эти места не удовлетворили его.

    Лишь за несколько лет до своей блаженной кончины святой Василий перенес свою кафедру в монастырь Введения Пресвятой Богородицы, в котором не было никакого имущества и где осталось всего несколько монахов. В 1665 году святой Василий благословил келию отшельника преподобного Исайи Оногошт-ского, на самом верху перестроить в пещерный храм Честного и Животворящего Креста. Этот храм уже через два года был не только построен, но и полностью расписан. Святой обновил и пещерную церковь Введения. Во всех работах он участвовал наравне с братией, поднимая на скалу тяжелые камни для строительства, прерывая работу лишь для выполнения своих архипастырских обязанностей. Ночи он проводил в молитве, прося Бога низвести на это святое место благодать, чтобы никогда враги веры Христовой не смогли сюда добраться.

    Сюда, в строящийся монастырь, святитель вкладывал все средства митрополии, создавая здесь духовную крепость, призванную защитить душу народа и от жестоких турок с Востока, и от лукавых еретиков с Запада. Но некоторые из паствы продолжали свои нападки на святого, не понимая его богомудрого замысла по спасению души народа. Кто-то даже возводил на него клевету, говоря, что он отбирает у людей землю, что копит в монастыре для себя богатства, в то время как народ голодает. Некоторые даже считали доблестью отнять монастырское имущество, так что святой вынужден был писать своей пастве послания, в которых боролся с этой клеветой: «Василий, Божией милостью митрополит Захумский и Герцеговинский.

    Пишу уверения ради, да знают христиане, как я был некоторое время в Остроге, в пустыни.

    Приложил усердный труд свой и имения своего не пощадил Бога ради и Пресвятой Богородицы. Обновил монастырь и для некоторых из братии, и это говорит само за себя. Многие мне делали пакости, но Бог был мне Помощником во всяком благом деле. Пишу я и для того, чтобы знали служители церковные, которые после меня будут служить Богу и Пресвятой Богородице в монастыре Остроге в студеной стене, теплоты ради Божией. Да знаете и вы, и те христиане, которые будут после меня, что купил Великий Дол за двенадцать грошей с половиной, и Спижача землю в Добром Поле, от дороги до реки, за два гроша, а что его было под лозой, то я подарил церкви. Купил я Зануглицу у Милановича, у Раича и Вумила за грош и пшеницу, а пшеница тогда была дорога, и у Петра Живковича купил Зануглицу за два гроша, а что дал ему сверх того — об этом ведают Бог и Пресвятая Богородица. Это все я подарил церкви в Остроге для питания и утешения братии. Где у меня здесь и другой труд, и другое имущество вложенное, что потратил я за душу свою от усердия, — это вместе с тем, о чем написано выше. Все предал в руки Всевышнего и Пресвятой Богородицы. Лето 1666. Ведайте об этом.

    Если же кто покусится что-то забрать у монастыря, то пусть Господь Бог заберет у такого разорителя его семью, его дом и все, что есть у него, — все его имущество, и да поразит его самого и распнет гневом Своим навеки. Аминь».

    Но Рим пытался и здесь отравить жизнь избраннику Божиему, действуя клеветой и всяческой неправдой через отдельных племенных вождей. Особенно отличился князь Раич, который не обращал внимания ни на какие законы — ни на Божий, ни на человеческие. Он настолько досадил святому, что в октябре 1667 года митрополит Василий с гатачским князем Лукой Владиславичем направился в Печ, чтобы известить о том патриарха Максима и просить его совета. Патриарх Максим тогда написал и послал через митрополита Василия письмо князю Раичу, в котором строго запрещал наносить ущерб монастырскому имуществу, а в противном случае обрекал его страшным проклятиям, как и каждого, кто посягнет на удел Пресвятой Богородицы в Остроге. Однако в письме патриарх выражал сомнение, что известные люди причиняют вред монастырю исключительно от себя, но, возможно, делают это по подстрекательству чужаков — «чужих монахов (то есть агентов Рима. — Пер.)», которым дают милостыню и помогают строить храмы, помогая делу унии.

    По возвращении митрополита Василия из патриархии князь Раич посетил его и принял письмо патриарха к сведению. Он гостил у митрополита несколько дней и принес с собой богатые подарки, убоясь кары Божией, однако этим он уже не мог повлиять на свою судьбу, которую избрал себе ранее, совершая непотребные дела. Вскоре его настигло страшное несчастье: погибли пятеро его сыновей, и только один младший сын пережил набег гайдука Байо Пивлянина, который решил наказать нечестивого князя.

    Милостивый митрополит, потрясенный этим случаем, о котором ему рассказал сам князь, помолился Богу и вымолил милость для несчастного, немолодого уже Раича. Смирившемуся от кары Божией князю он посоветовал каяться в своих грехах и в грехах своих сыновей, а когда придет время, то снова жениться и восстановить свой род, который ему пошлет Господь. Венчанье Раича с его новой супругой совершил сам святой Василий и потом еще и крестил двух его сыновей, родившихся в этом браке, став духовным отцом для всей семьи.

    В 1669 году победой турок, захвативших Крит, закончилась Кандийская война, которая продолжалась целые десятилетия. Турецкая власть в крае еще более укрепилась. Но теперь появилась новая великая духовная крепость у православного сербского народа — монастырь Острог, в который святой Василий вложил всю свою благословенную душу. 29 апреля/12 мая 1671 года святой отошел в селения райские, к великой скорби христиан. Турки тогда запретили разведение винограда во всех людных местах своей державы, чтобы христиане не имели возможности совершать богослужения, так как для совершения Божественной литургии необходимо вино. В час кончины святого, в дни общей скорби, его келия осветилась небесным светом, ибо Силы Небесные пришли за его великой душой, чтобы из этого горестного мира забрать его в Царство Божие, где радость безконечна и неисчерпаема. Из скалы у того места, где преставился святой, выросла виноградная лоза, которая и ныне плодоносит во славу Божию и знамение всему миру о том, где есть истина.

    Семь лет спустя святой Василий явился в сонном видении благочестивому настоятелю своего старого монастыря Святого Луки в Жупе Никшичской, игумену Рафаилу (Косиеревцу) и с третьего раза убедил этого очень осторожного ко снам монаха жаром из кадильницы во сне, так что после пробуждения его лицо болело от ожогов. Тогда игумен пошел со своими монахами в Острог и там с общим постом и молитвами при ежедневном служении святой литургии с братией острожской открыли его гроб. Когда гроб был открыт и увидели его прославленное Богом нетленное и мироточащее тело, желтое, как воск, то воскликнули, как некогда святому Савве: «Земля из недр своих даде тя священнолепна, цела и неразрушима, и благоухания чудом удивляются града жители, восклицающие: во веки живы будут праведные!»

    Тогда же с молитвами и трепетом благоговейным положили мощи святого в кивот, переодели в новые священные одежды и поставили в храме Святого Введения перед иконостасом. Вскоре был написан и лик святого на фреске стены, расположенной напротив входа, — это самое древнее священное изображение святого Василия. Первую известную икону святого написал изограф Гавриил Димитриевич в монастыре Морача через тридцать лет после поднятия мощей.

    Далее: Преподобный Исайя Оногоштский В начало

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *