Вавилонская башня

] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

ГРЕХ СТРОИТЕЛЕЙ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

Ицхак Стрешинский

Падение Вавилонской башни. Корнелис Антонис Теуниссен. 1547 год. Частное собрание

В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни.

Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. «Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу. Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. «Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: «Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний! Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть , как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.

Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1). Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца. И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».

Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне. Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города. Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: «Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: «Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча»”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.

Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.

Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы. Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.

Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).

Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель меду идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).

О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней.И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: «Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут , как прах земной, и ты раздвинешь на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню , что обещал тебе”. Яаков пробудился от сна и сказал: «Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: «Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).

Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес, В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.

Строители с начала времен стремятся к небу, ибо всегда строительное искусство и архитектурная наука считались теми областями знаний, которые находятся под особым небесным покровительством. Во глубине души, строители полагают себя не просто творцами зданий и сооружений, но той силой, которая постигает, перенимает и воплощает в зримые формы невидимые непосвященному взгляду неземные проекты.

Кому поклонялись строители в древности

В древности человек верил не только в богов неба, солнца и луны, грома и молнии, но и во многих других – каждый предмет и каждое явление природы или культуры могли иметь своих особенных божеств. Божественные покровители были, естественно, и у строительного искусства – синтетического проявления человеческой культуры, материальной и духовной.

Разговор о богах строительства полагается начинать с шумерского бога Энки имя которого дословно означает «господин земли». В глубокой древности Энки почитался организатором всей цивилизованной жизни на территории Месопотамии то есть в междуречье Тигра и Евфрата.

По шумерским преданиям Энки взял да поднял со дна океана первый шумерский город Эреду – дословно «добрый город» и стал его покровителем. Что удивительно, археологи установили существование города уже в шестом тысячелетии до новой эры, то есть восемь тысяч лет назад.

Более всего Энки прославился как создатель первого рукотворного строительного материала. Там где жили шумеры дерево было редкостью, а Энки создал форму для кирпича.

В Египте величайшим архитектором, равным богу, считался Имхотеп, около пяти тысяч лет назад спроектировавший первую египетскую пирамиду.

По сообщению египетского жреца Манефона, Имхотеп был основателем каменного строительства, как такового. Ему же приписывалось создание одного из древнейших «поучений», и поэтому он считался покровителем письменности и образования. Позже зодчего стали считать также пророком и целителем, даже богом медицинского искусства, и отождествлять с греческим Асклепием (Эскулапом).

Имя архитектора Имхотепа зафиксировано в одной из надписей на постаменте статуи фараона Джосера. Этот зодчий спроектировал и пирамиду фараона Сехемхета, открытую только в середине ХХ века.

В китайской мифологии покровитель строительства – Лу Бань. Его имя часто упоминается в древнекитайских текстах. Мастерство Лу Баня было так велико, что боги даже поручили ему ремонтировать столбы, подпирающие само небо.

Он изобрел различные инструменты, научил людей навешивать двери, организовал постройку многих знаменитых сооружений, в том числе угловых башен императорского «Запретного города» в Пекине.

Одна из легенд рассказывает о том, как Лу Бань «одолжил» у морского дракона дворец и прикрепил его к земле – отсюда в Китае традиция строить дворцы с изображениями драконов.

И поныне, при постройке зданий в Китае совершаются обряды и молитвы в честь этого божественного мастера.

У древних греков основателем и строителем городов почитался бог Аполлон. Покровительницей строителей и других мастеров была и Афина, которая по преданиям сама основала город своего имени. Точнее, она совершила обряд основания Афин. Строителем города Коринфа считался знаменитый Сизиф, имя которого означает «премудрый».

Героем критских мифов очень часто является легендарный Дедал. Это образ не менее популярный и не менее загадочный, чем знаменитый Минотавр. Дедал (имя которого, по одной из версий, означает «искусный») является именно тем мастером, в котором, согласно легендам, совмещались «гений и злодейство». Будучи внуком афинского царя, он был вынужден бежать на остров Крит после того, как убил своего племянника, который, к огорчению мастера Дедала, был более талантливым.

На Крите мастер был принят царем Миносом и по его заказу построил дворец со множеством запутанных ходов (лабиринт), соорудил много деревянных статуй, в том числе движущихся. Но на гостеприимство критского царя он ответил неблагодарностью – помог прибывшему из Афин Тесею убить главное священное животное острова Крит (Минотавра). Может быть, этим он старался искупить вину за убийство племянника перед родным городом – Афинами, попавшими под власть Крита.

Мастеру Дедалу пришлось снова бежать – на сей раз на Сицилию, потеряв по дороге сына Икара. В погоне за мастером погиб на Сицилии сам царь Минос.

Дедала считают не только строителем, но и проводником человеческих душ в потустороннее царство, которое символизирует лабиринт.

В период позднего средневековья возникла легенда о связи со строительством и такого древнегреческого бога, как Дионис. Согласно этой легенде, в древности существовало своеобразное братство строителей – «дионисийских архитекторов», хранивших в тайне секреты своего ремесла.

В это братство принимались мастера, посвятившие себя культу бога Диониса (Вакха). Одним из таких мастеров будто бы был выдающийся римский архитектор Витрувий.

Утверждается, что сооруженные «дионисийскими архитекторами» здания были «проповедями в камне» и строились по законам астрономического, космического совершенства.

Ладный дом славян

Если обратиться к миропониманию наших предков славян, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом.

У наших предков славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать.

Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости.

Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин.

Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых мест силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился.

Первым печником был бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет бог начала, наш первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика.

Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает.

С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как бог – всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

Первобытные, наивные, языческие представления о потусторонних силах – помощниках человеческих строителей сегодня активно достраиваются и домысливаются современными мистиками, и уже перестают нести этнографическую ценность – не стоит к ним относится серьезно.

Небесные покровители – кому нужно молиться православным строителям

Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. В Православии покровителями всякого строительства и строителей называют преподобных Зодчих Печерских. Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских – 2/15 сентября.

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.

Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Московскими строителями особо почитаем святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси.

Также небесным покровителем зодчих почитается Преподобный Сергий Радонежский. Этот святой по праву считается покровителем строительной профессии — с его именем связано восстановление православной русской церкви после монголо-татарского ига.

В католической традиции покровителями архитекторов, строителей, плотников, каменщиков, геометров и других строительных рабочих почитаются Апостол Петр и Апостол Фома.

Борис Скупов

ВАВИЛОН — крупнейший город на древнем Ближнем Востоке (вторая половина III тысячелетия — IV век до н.э.).

На­хо­дил­ся в Ме­со­по­та­мии, на бе­ре­гу реки Ев­фрат; раз­ва­ли­ны Вавилона — близ современного г. Эль-Хил­ла, в 80 км к югу от Ба­гда­да (Ирак). Впер­вые в кли­но­пис­ных тек­стах упо­ми­на­ет­ся в прав­ле­ние ца­рей ак­кад­ской ди­на­стии (XXIV-XXIII века до н.э.). В конце III тысячелетия, при ца­рях III ди­на­стии Ура, Вавилон был не­боль­шим про­винциальным цен­тром, в ко­то­ром на­хо­дил­ся цар­ский на­ме­ст­ник, со­би­рав­ший по­да­ти.

В начале II тысячелетия Вавилон, как и боль­шин­ст­во го­ро­дов Ме­со­по­та­мии, ока­зал­ся под кон­тро­лем амо­ре­ев, один из во­ж­дей ко­то­рых (Су­муа­бум) ос­но­вал здесь свою ди­на­стию (I Ва­ви­лон­ская ди­на­стия, 1894-1595 годы до н.э.). В прав­ле­ние её шес­то­го пред­ста­ви­те­ля Хам­му­ра­пи (1792-1750 годы), ко­то­рый су­мел объ­е­ди­нить всю тер­ри­то­рию Ме­со­по­та­мии в еди­ное го­су­дар­ст­во, Вавилон впер­вые стал по­ли­тическим цен­тром стра­ны и ос­та­вал­ся им бо­лее 1000 лет. Го­род был про­воз­гла­шён «веч­ным оби­та­ли­щем цар­ст­вен­но­сти», а его бог-по­кро­ви­тель Мар­дук за­нял од­но из центральных мест в об­ще­ме­со­по­там­ском пан­те­о­не.

Во второй половине II тысячелетия, с во­ца­ре­ни­ем в Южной Ме­со­по­та­мии но­вых пра­вя­щих ди­на­стий, Вавилон ос­та­вал­ся сто­ли­цей Южной Ме­со­по­та­мии. Го­род бо­га­тел, в нём ус­пеш­но раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла и тор­гов­ля, стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­лось на­се­ле­ние. Эко­но­мический рост от­ра­зил­ся и на внеш­нем об­ли­ке Вавилона: был раз­ра­бо­тан и осу­ще­ст­в­лён но­вый план городской за­строй­ки, воз­ве­де­ны но­вые сте­ны и городские во­ро­та, про­ло­же­ны ши­ро­кие ули­цы в центр го­ро­да для про­хо­ж­де­ния хра­мо­вых про­цес­сий. В XIV веке Вавилону бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во са­мо­управ­ле­ния, его жи­те­ли бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от государственных по­вин­но­стей и во­енного при­зы­ва.

Ва­ви­лон­ская шко­ла — «э-дуб­ба» («дом таб­ли­чек»), за­ни­ма­ла ве­ду­щее ме­сто в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния и со­хра­не­ния пис­цо­вых тра­ди­ций. Соз­дан­ный здесь но­вый куль­то­вый эпос о Со­тво­ре­нии ми­ра («Эну­ма элиш») за­кре­пил пред­став­ле­ние о Мар­ду­ке как из­на­чаль­но глав­ном ми­ро­вом бо­же­ст­ве и о го­ро­де Вавилоне как кос­мо­ло­гическом и тео­ло­гическом цен­тре ми­ра. В са­мом названии го­ро­да от­ра­же­на его роль как цен­тра ми­ра, мес­та со­еди­не­ния зем­но­го и не­бес­но­го. Эта кон­цеп­ция на­шла во­пло­ще­ние в так называемой ва­ви­лон­ской кар­те ми­ра. Зем­ля пред­став­ле­на на ней как круг­лый диск, пла­ваю­щий в океа­не. В цен­тре — го­род Вавилон в ви­де пря­мо­уголь­ни­ка. Ре­ка Ев­фрат, пе­ре­се­каю­щая круг свер­ху вниз, раз­де­ля­ет го­род на две час­ти.

На про­тя­же­нии сво­ей дли­тель­ной ис­то­рии Вавилон пе­ре­нёс мно­го тя­жё­лых ис­пы­та­ний. В 1595 году до н.э. Вавилон был за­хва­чен хет­та­ми, около 1518 года по­пал под власть кас­си­тов. В начале I тысячелетия борь­ба за Вавилон шла ме­ж­ду Ас­си­ри­ей и ара­мей­ски­ми пле­ме­на­ми хал­де­ев. С 732 года Вавилон вхо­дил в со­став Ас­си­рий­ской дер­жа­вы. Наи­бо­лее тра­ги­че­ские для го­ро­да со­бы­тия про­изош­ли в 689 году , ко­гда ас­си­рий­ский царь Си­наххе­риб, раз­гне­ван­ный не­по­ви­но­ве­ни­ем ва­ви­ло­нян, при­ка­зал раз­ру­шить го­род и сте­реть его с ли­ца зем­ли.

В хо­де дли­тель­но­го про­цес­са строи­тель­ст­ва и ре­кон­ст­рук­ции, на­чав­ше­го­ся по­сле смер­ти Си­наххе­ри­ба и дос­тиг­шего сво­ей куль­ми­на­ции в прав­ле­ние ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­бу­шад­нец­ца­ра II (биб­лей­ско­го На­ву­хо­до­но­со­ра II), Вавилон был за­но­во от­стро­ен. Цар­ст­во­ва­ние На­ву­хо­до­но­со­ра II (605-562 годы до н.э.) бы­ло вре­ме­нем ве­ли­чай­ше­го эко­но­мического и куль­тур­но­го подъ­ё­ма стра­ны. Во­енные ус­пе­хи Ва­ви­ло­нии, гра­ни­цы которой про­сти­ра­лись в это вре­мя от Егип­та до Ира­на, обес­пе­чи­ли ей по­ли­тическую ста­биль­ность и спо­соб­ст­во­ва­ли по­сто­ян­но­му при­то­ку в сто­ли­цу ог­ром­ных бо­гатств. Это по­зво­ли­ло осу­ще­ст­вить гран­ди­оз­ную про­грам­му по ре­кон­ст­рук­ции Вавилона, пре­вра­тив­ше­го­ся в са­мый боль­шой и бо­га­тый го­род на Ближ­нем Вос­то­ке.

Об­лик Вавилона из­вес­тен по мно­го­численным кли­но­пис­ным до­ку­мен­там, опи­са­нию Ге­ро­до­та, ар­хео­ло­гическим рас­коп­кам, про­во­див­шим­ся с середине XIX века, но осо­бен­но пло­до­твор­ным под руководством Р. Кольд­вея (в 1899-1917 годах). Все эти ис­точ­ни­ки ка­са­ют­ся преимущественно Вавилона VII-IV веков до н.э. (бо­лее ран­ние слои ока­за­лись не­дос­туп­ны­ми из-за вы­со­ко­го уров­ня во­ды в Ев­фра­те).

Го­род, вы­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки, был раз­де­лён Ев­фра­том на две час­ти (Ста­рый и Но­вый го­род) и пред­став­лял со­бой вы­тя­ну­тый в пла­не пря­мо­уголь­ник (площадью около 10 квадратных километров), ок­ру­жён­ный 2-3 ря­да­ми кре­по­ст­ных стен из кир­пи­ча с мас­сив­ны­ми зуб­ча­ты­ми баш­ня­ми, под­зем­ны­ми хо­да­ми и 8 во­ро­та­ми, на­зван­ны­ми име­на­ми бо­гов ва­ви­лон­ско­го пан­те­о­на. Че­рез во­ро­та бо­ги­ни Иш­тар (ре­кон­ст­рук­ция пред­став­ле­на в Государственных му­зе­ях, Бер­лин), об­ли­цо­ван­ные гла­зу­ро­ван­ным кир­пи­чом с рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми свя­щен­ных жи­вот­ных (львов, бы­ков, дра­ко­нов), про­хо­ди­ла основная ось Ста­ро­го го­ро­да — До­ро­га про­цес­сий. Центр Ста­ро­го го­ро­да за­ни­мал са­краль­ный уча­сток с семиярус­ным, так называемым зик­ку­ра­том Эте­ме­нан­ки (архитектор Ара­дах­хе­шу, середина VII века до н.э.), который свя­зы­ва­ет­ся с биб­лей­ской ле­ген­дой о Ва­ви­лон­ской баш­не, и Эса­ги­ла (главный храм Вавилон, по­свя­щён­ный бо­гу Мар­ду­ку); там же на­хо­дил­ся са­мый большой ры­нок.

Ста­рый го­род был за­стро­ен хра­ма­ми (бо­гинь Нин­мах, Иш­тар и др.), бо­га­ты­ми ча­ст­ны­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми зда­ния­ми. В северо-западной час­ти Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ла­гал­ся Боль­шой, или Юж­ный, дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II (на­ча­ло строи­тель­ст­ва — при На­бо­па­ла­са­ре) — ги­гант­ский ком­плекс из пя­ти дво­ров вклю­чал слу­жеб­ные по­ме­ще­ния чи­нов­ни­ков, ре­зи­ден­цию главного чи­нов­ни­ка, боль­шой трон­ный зал (в треть­ем, главном дво­ре) со сте­на­ми, де­ко­ри­ро­ван­ны­ми рель­е­фа­ми из цвет­но­го кир­пи­ча с изо­бра­же­ни­ем «дре­ва жиз­ни» и ша­гаю­щих львов; с се­ве­ро-вос­тока к двор­цу при­мы­ка­ли так называемые Ви­ся­чие са­ды Се­ми­ра­ми­ды. Но­вый го­род, со­еди­нён­ный со Ста­рым го­ро­дом ка­менным мос­том дли­ной 123 м, в основном был за­стро­ен жи­лы­ми квар­та­ла­ми. Вне коль­ца городских стен — главный дво­рец-ре­зи­ден­ция На­ву­хо­до­но­со­ра II (на бе­ре­гу Ев­фра­та) с му­зе­ем тро­фе­ев из Ма­ри, Ас­си­рии, Си­рии и других стран и Дво­рец ново­год­них празд­ни­ков. За пре­де­ла­ми Вавилона — лет­ний дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II.

Вавилон был ог­ром­ным го­ро­дом с на­се­ле­ни­ем около 200 тысяч человек. Вме­сте с ва­ви­ло­ня­на­ми мир­но ужи­ва­лись лю­ди раз­ных язы­ков и куль­тур. Мно­гие из них прие­ха­ли сю­да или бы­ли при­ве­зе­ны как плен­ни­ки со всех кон­цов ог­ром­ной Ва­ви­лон­ской им­пе­рии и да­же из-за её пре­де­лов (мидий­цы, эла­ми­тя­не, егип­тя­не, иу­деи). Они про­дол­жа­ли го­во­рить на сво­их род­ных язы­ках (биб­лей­ское «сме­ше­ние язы­ков») и но­си­ли свою тра­диционную оде­ж­ду. От­зы­вы о Вавилоне в Биб­лии да­ле­ки от вос­тор­гов, по­сколь­ку они свя­за­ны с вос­по­ми­на­ния­ми о кон­флик­тах Из­раи­ля и Иу­деи с Ва­ви­ло­ни­ей, ги­бе­лью Иу­дей­ско­го цар­ст­ва и ва­ви­лон­ским пле­ном иу­де­ев.

По­сле за­вое­ва­ния Вавилона пер­са­ми в 539 году до н.э. го­род про­дол­жал со­хра­нять ста­тус сто­ли­цы. Толь­ко в 479 году, по­сле по­дав­ле­ния оче­ред­но­го вос­ста­ния ва­ви­ло­нян про­тив пер­сов, персидский царь Ксеркс ли­шил го­род са­мо­стоя­тель­но­сти. С это­го вре­ме­ни Вавилон ут­ра­тил зна­че­ние важ­ней­ше­го куль­то­во­го цен­тра, хо­тя хо­зяйственная жизнь в го­ро­де про­дол­жа­лась. Ме­ж­ду 470 и 460 годами Вавилон по­се­тил Ге­ро­дот, который ос­та­вил под­роб­ное опи­са­ние его дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей, на­звав его «не толь­ко очень боль­шим, но и са­мым кра­си­вым» из всех из­вест­ных ему го­ро­дов. В 331 году Вавилоном ов­ла­дел Алек­сандр Ма­ке­дон­ский. В 312 году Вавилон пе­ре­шёл к Се­лев­ку I Ни­ка­то­ру (од­но­му из пол­ко­вод­цев Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го), при котором большая часть жи­те­лей Вавилона бы­ла пе­ре­се­ле­на в но­вую сто­ли­цу — Се­лев­кию-на-Тиг­ре, по­стро­ен­ную не­по­да­лё­ку от Вавилона.

Среди по­строек эл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни — те­атр (IV век до н.э., близ хра­ма Мар­ду­ка). На мес­те ог­ром­но­го го­ро­да ос­та­лось не­боль­шое по­се­ле­ние. По­сле за­вое­ва­ния области Двуречья ара­ба­ми в 624 году н.э. ис­чез­ло и оно. Вско­ре и са­мо ме­сто, где на­хо­дил­ся древ­ний Вавилон, бы­ло за­бы­то.

Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века
(Пс.67:33-34)

В середине шестого века до Рождества Христова умер Навуходоносор, владыка одной из могущественнейших и известнейших монархий древнего мира. Этой державой был древний Вавилон. Государство, которое по Божьему промыслу сыграло важную роль в истории богоизбранного еврейского народа.
Многие события вавилонской истории были возвещены иудейскими пророками задолго до их свершения. И человечество стало свидетелем того, как исполняется все предреченное истинным Богом через Своих избранников.
Пророки предсказали расцвет и могущество Вавилона, но, когда Вавилонское царство еще пребывало в блеске своей славы, пророки предсказали его падение. И это предсказание сбылось через двадцать лет после смерти царя Навуходоносора.
Произошло это при его сыне, Валтасаре. Вавилон пал под натиском персов, народа, который только-только выступил на политическую арену древнего мира.
Основателем Персидского царства, простиравшегося к востоку от Вавилона, был царь Кир. В короткое время этот новый завоеватель, символом которого был орел, покорил все страны, лежащие к западу и востоку от Вавилона. Его появление предсказал иудейский пророк Исайя задолго до этого: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего».
Быстрый и хищный орел продвинулся на восток, до самых Гималайских гор, составлявших тогда предел известного мира. Затем царь Кир победоносно пронесся на запад, до самых берегов Эгейского моря. И все народы преклонили перед ним колена.
Некоторое время Вавилон оставался непобежденным, но именно покорение этого города стало главной и славнейшей победой молодого властителя. Вавилону было суждено стать столицей новой монархии.
Вавилон был величайшим городом, его по праву можно считать центром мировой жизни своего времени. Через него проходили главные торговые пути Азии. Труд многих пленников превратил пустыню вокруг него в плодороднейшую равнину с роскошными садами, орошаемыми многочисленными искусственными каналами. В школах Вавилона процветали науки и искусства, а в его дворцах были собраны несметные сокровища, отобранные у покоренных царей и народов.
Персидская Империя не была бы мировою, если бы не покорила его. И царь Кир двинулся на Вавилон. Он был ведом духом завоевания. Но сам того не осознавая, он был призван стать орудием Божьего промысла в мире.
Кир подошел к стенам Вавилона и осадил его. Неприступность стен и огромные запасы продовольствия давали возможность жителям предаваться всем удовольствиям жизни, несмотря на осаду. Будучи вполне уверен в безопасности столицы, царь Валтасар дал однажды великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных дам.
Вавилонские пиршества прославились на века своей разнузданностью, но этот пир прославился еще и величайшим кощунством. Царь Валтасар приказал принести в царские палаты золотые и серебряные сосуды, которые его отец Навуходоносор захватил в Иерусалимском храме. Эти сосуды использовались для служения Богу, а потому были священны.
Царь и его вельможи ели и пили из этих сосудов, прославляя идолов и насмехаясь над Богом иудеев. В этот момент в воздухе появилась человеческая рука, которая начертала на стене таинственные и непонятные слова. Призванный царем пророк Даниил прочел Валтасару его приговор. За поругание Бога Вышнего владычеству вавилонского царя пришел конец.
Это предсказание исполнилось в ту же ночь. Царь Кир, не надеясь взять город приступом, употребил военную хитрость. Он приказал отвести воду Евфрата в особый канал, и по освободившему руслу проник в город. Вавилон пал, а Валтасар был убит воинами Кира.
Вступив во владение Вавилоном, царь Кир издал указ, которого пленные иудеи ждали на протяжении долгих семидесяти лет своей неволи. Этот указ гласил: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим».
Покоряя Вавилон, Кир стал освободителем иудейского народа. Он стал исполнителем Божественной воли, которая заключалась в том, что истек срок покаяния и исправления народа Божия. Иудеи возвратились в землю обетованную и восстановили разрушенный иерусалимский храм.
Основанная Киром держава просуществовала не более двухсот лет. Ей на смену пришла следующая Империя, греческая, а потом римская. Они были столь же непрочны и недолговечны, как и все предыдущие. Ведь они, как и все прежние, были основаны на рабстве и насилии.
Но оставалось совсем немного времени до того момента, когда на землю придет Истинный Царь. Он построит Свое Царство на началах любви и свободы, а потому Его Царство пребудет во веки. Этим Царем будет воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды
(Пс.144:13)

Посмотреть видео «Падение вавилонского царства»

Практически все системы нейронного машинного перевода создавались для одной языковой пары — обработать несколько языковых пар, не изменяя базовую модель НМП, было невозможно.

В 2016 г. исследователи создали такую модель: они объединили одноязычные модели в одну структуру и добавили в начало исходной последовательности специальный символ, чтобы указать требуемый язык перевода. Все остальные части системы, такие как кодировщик (энкодер), декодер, механизм внимания и общий словарный запас модели остались без изменений.

Структура такой многоязычной модели идентична системе нейронного машинного перевода Google (GNMT), но в некоторых экспериментах к ней были добавлены прямые соединения между уровнями энкодера и декодера. Чтобы использовать многоязычные данные в рамках одной системы, специалисты предложили изменить входные данные и добавить в начале исходного предложения специальный токен, указывающий язык, на который должен быть осуществлен перевод. Например, при переводе в паре английский→испанский

How are you? -> ¿Cómo estás?

нужно внести следующее изменение:

<2es> How are you? -> ¿Cómo estás?

чтобы показать, что целевой язык (язык перевода) — испанский язык. Исходный язык не указывается — модель учит это автоматически. После добавления токена к исходным данным модель обучают на всех многоязычных данных, состоящих из нескольких параллельных корпусов одновременно. Чтобы решить проблему перевода неизвестных слов и ограничить словарный запас для эффективности вычислений, применялась общая модель в 32 тыс. слов для всех исходных и целевых данных.

Модели могут включать один или несколько исходных или целевых языков. Разработчики рассмотрели три случая: несколько исходных языков и один язык перевода, один исходный язык и несколько языков перевода, несколько исходных и несколько языков перевода.

Несколько исходных языков и один язык перевода

Это самый простой способ объединения языковых пар. Поскольку существует только один целевой язык, не нужно вводить дополнительный токен. Провели три группы экспериментов: для пар немецкий → английский / французский → английский, японский → английский / корейский → английский, испанский → английский / португальский → английский. Все модели многоязычных и одноязычных пар имели такое же количество параметров, как и базовые модели НМТ, обученные на одной языковой паре. Во всех экспериментах многоязычные модели превзошли базовые одноязычные системы, несмотря на некоторые недостатки в отношении количества параметров, доступных для языковой пары. Объяснить такой успех многоязычной НМТ можно еще и тем, что в модели было представлено больше данных для английского языка и что некоторые исходные языки принадлежат к одним и тем же языковым группам.

Один исходный язык и несколько языков перевода

Здесь провели три группы экспериментов, очень похожих на эксперименты из предыдущего пункта, добавив в начало исходного предложения токен, указывающий на целевой язык. Результаты показали, что многоязычные модели сопоставимы с базовыми моделями и в некоторых случаях превосходят их (значительное превосходство по шкале BLEU получили, например, для языковой пары английский → испанский).

Несколько исходных языков и несколько целевых языков

Самый сложный случай. Поскольку задано несколько целевых языков, к началу исходного предложения необходимо добавить токен для целевого языка. Эксперименты показали, что многоязычные модели с тем же объемом словаря, что и одноязычные, довольно близки к базовым показателям — средняя относительная потеря оценки по BLEU во всех экспериментах составляет всего около 2,5%.

Проводились и более крупные эксперименты — разработчики попытались объединить 12 рабочих языковых пар в единой многоязычной модели. Многоязычная модель потребовала меньше времени и вычислительных ресурсов на обучение, чем объединенные одноязычные модели, но больше, чем стандартная одноязычная модель. Такая многоязычная модель обрабатывает в 12 раз меньше данных, чем стандартная модель, поэтому она переводит в среднем хуже отдельных (от 5,6% до 2,5% потерь по BLEU в зависимости от размера), тем не менее, её результаты признаны удовлетворительными.

А что, если смешать языки?

После экспериментов с несколькими парами исходных или целевых языков исследователи задумались, что происходит, когда языки смешиваются на входе или на выходе. Может ли многоязычная модель успешно обрабатывать многоязычные входные данные (переключение кода) и что получится, если её запустить со смешением двух токенов для целевого языка?

Чтобы найти ответ, они провели дополнительные эксперименты и установили, что многоязычные модели способны справиться с переключением кода исходного языка в середине предложения. Например, смешивание японского и корейского языков в исходном коде во многих случаях приводит к правильным переводам на английский, что подтверждает: модель может обрабатывать переключение кодов, хотя в обучающих данных таких примеров переключения кодов не было. Интересно, что смешанный перевод немного отличался от переводов отдельных примеров на разных языках на один исходный язык.

Эксперименты же с целевым языком продемонстрировали менее любопытные результаты. В зависимости от определенных параметров модель переводит исходное предложение либо на смесь языков, либо полностью на один из целевых языков с неестественными для него характеристиками (например, порядок слов).

Так откуда разговоры об интерлингве?

Объединив несколько языковых пар в одной модели, разработчики Google получили неожиданный и очень интересный результат: модель научилась переводить в языковых парах, на которых она не обучалась. Например многоязычная модель НМП, использующая примеры языковых пар португальский → английский и английский → испанский, может генерировать допустимые переводы для языковой пары португальский → испанский, даже не используя данные для этой языковой пары. При этом машина больше не переводит через английский («язык-мост»), а использует общие семантические представления между языками. Такой перевод без обучения (zero-shot translation) модель может выполнять только между языками, которые она в определенный момент обучения рассматривала отдельно как исходный и целевой языки.

Больше всего разработчиков удивило, что необученные модели оказались способны выдавать перевод приемлемого качества. Еще бы — ведь изначально это вообще казалось невозможным! Они предположили, что такой эффект возможен потому, что единая структура позволяет модели изучать форму interlingua между всеми этими языками — т.е. модель оказалась способна выявлять общие семантические слои для разных языков и находить им соответствия.

В эксперименте, описанном выше, перевод производился между языками, принадлежащими одной языковой семье (испанский и португальский), и исследователи заинтересовались, насколько хорошо работает перевод без обучения для менее родственных языков. Они сравнили с переводом через английский язык переводы без обучения в паре испанский → японский, использовав свою крупную модель (испанский и японский языки могут рассматриваться как совершенно не связанные). Как и ожидалось, перевод без обучения сработал хуже, и качество перевода упало сильнее (по BLEU — примерно на 50%), по сравнению со случаем для более родственных языков.

Несмотря на снижение качества, исследователи пришли к выводу о том, что такой подход позволяет осуществлять перевод даже между несвязанными языками. Говорить о том, что существует универсальный язык, через который Google научился переводить тексты с любых языков, пока рано. Но возможно Google подобрался еще на шаг ближе к тому, как переводит человек.

Материал подготовлен совместно с группой переводческих компаний AKM Translations

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *