Важнейшее из искусств

Статья написана по просьбе Г. М. Болтянского в январе 1925 г. в связи с подготовкой последним книги «Ленин и кино». Впервые опубликована в книге «Ленин и кино» в 1925 г. Заголовок статьи дан составителями.

На сайте так же есть исходный текст письма Луначарского Болтянскому — Ред. сайта.

Большая беседа моя с Ильичем о кино была вызвана особым интересом его к киноделу, который сказался и в его известном письме к тов. Литкенсу,1 написанном им в январе.2 Приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его, Владимир Ильич предложил мне зайти к нему для разговора. Насколько помню, разговор касался нескольких текущих вопросов жизни Наркомпроса. Спрашивал он меня и о том, что сделано в исполнение его бумаги, посланной Литкенсу. В ответ я изложил довольно подробно все, что знал о состоянии кино в Советской республике и об огромных трудностях, какие встречает развитие этого дела.

Я в особенности указывал на отсутствие средств у Наркомпроса для широкой постановки кинопроизводства, а также на отсутствие руководителей этого дела, или, вернее сказать, руководителей–коммунистов, на которых можно было бы вполне положиться. В ответ на это Владимир Ильич сказал мне, что постарается сделать что–нибудь для увеличения средств фотокиноотдела, но что у него есть внутреннее убеждение в большой доходности этого дела, если оно будет только правильно поставлено. Он еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. К несчастью, это и до сих пор еще очень слабо поставлено. Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильм, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильм, может быть, еще не пришло.

«Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая–нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все–таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».

К этому Владимир Ильич прибавил:

«По мере того как вы станете на ноги, благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того в деревне».

Затем, улыбаясь, Владимир, Ильич прибавил:

«Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».

На этом, помнится, беседа наша прекратилась.

К сожалению, должен констатировать, что письмо к Литкенсу, кроме обстоятельного ответа о правовой и экономической стороне этого дела, реальных результатов не имело. Идея Владимира Ильича о пропорциональном составе каждой программы не осуществлена и до сих пор. Зато, конечно, в отношении кинопроизводства мы несколько продвинулись вперед, но только в последнее время. Я не помню точно, ставилась ли Литкенсом программа действий, может быть, и ставилась, но, во всяком случае, работа по ней заглохла и до нынешнего времени, и мы еще и сейчас возлагаем больше надежды на завтрашний день, чем можем доказать достижения сегодняшнего.

1925 г.

  1. Стр. 39. Литкенс Е. А. (1888–1922) — участвовал в революционном движении с 1904 г. После Октябрьской революции — один из организаторов народного просвещения. С 1920 г. — зам. зав. Главполитпросветом; с января 1921 г. — зам. Наркомпроса РСФСР. Убит бандитами в Крыму. ↩
  2. Стр. 39. Речь идет о директивах по кино, продиктованных В. И. Лениным управляющему делами Совнаркома Н. П. Горбунову по телефону из Горок 17 января 1922 г. 27 января эти директивы были направлены в Наркомпрос Е. А. Литкенсу. ↩

03 сентября 2013

  • Репортажи
  • Культура и искусство
  • Новосибирск

27 августа в России отметили день кино. 2 сентября в Новосибирске стартовал Фестиваль документального кино. Мы воспользовались этими «киношными» датами и отправились на экскурсию в кинопроекционную кинотеатра «КиноСити». О горящей кинопленке, высоте киноэкрана и играющем на рояле киномеханике в репортаже Маргариты Бобровой.

Немного истории

Дата празднования Дня кино в России отличается от международной. Во всем мире этот праздник отмечают 28 декабря. Именно в этот день 118 лет назад на бульваре Капуцинов во Франции состоялся первый платный киносеанс. Он проходил в подвале «Гран-кафе» и состоял из десяти фильмов. Длительность самого известного из них – «Выход рабочих с фабрики» составила всего лишь 42 секунды. Кстати, этот фильм был снят пионерами кинематографа братьями Луи и Огюстом Люмьер.

В нашей стране ситуация с выбором дня празднества выглядит более прозаично. 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации кинодела. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешли в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавляемого Анатолием Луначарским.

Про поезд братьев Люмьер

Мы стоим у входа в кинопроекционную кинотеатра «КиноСити». Это второй пункт экскурсии «Мир кино», организованной его сотрудниками для всех желающих. Первый пункт – зал показа фильмов – мы уже прошли.

Ведущая экскурсии, а по совместительству специалист маркетинговых коммуникаций «КиноСити» Ирина Ланина рассказывает о первых в истории киносеансах:

«Сейчас в это трудно поверить, но в 1896 году фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» заставил зрителей повскакивать со своих мест. Настолько натуралистичной показалась им картина ехавшего «прямо на них» поезда».

Большинство посетителей экскурсии – мальчики 10 – 13 лет. Им неинтересно слушать про какой-то поезд и каких-то братьев. Они мнутся с ноги на ногу и перешептываются между собой. Им не терпится встать за монтажный стол и самостоятельно склеить настоящую кинопленку. Ирина обещала им это перед началом экскурсии.

По ту сторону кинопроектора

Мы заходим в небольшое темноватое помещение. Спускаемся по лестнице и оказываемся прижатыми к стене массивным кинопроектором, издающим достаточно громкий стрекочущий звук. Кинопроекционная не рассчитана на большое количество человек. В смену здесь работают два киномеханика.

Ирина подносит к губам мегафон и продолжает:

«Это пленочный кинопроектор с системой бесперемоточного показа. Это для того, чтобы кинопленка не затиралась зря. Раньше таких устройств не было. Раньше было даже так, что киномеханик сам приводил в действие аппарат – крутил ручку проектора. А теперь на оборудовании стоят датчики, которые контролируют скорость прокручивания кадров. Пленка не будет идти быстрее или медленнее, чем 24 кадра в секунду».

Пока взрослые внимают рассказам Ирины, мальчики сгрудились вокруг проекционного окошечка. Сквозь него отлично видно фильм «Перси Джексон».

Фильмы и их фильмокопии

«Вы знаете, что оригинала фильма вы не увидите ни в одном из кинотеатров мира? – Ирина пытается отвлечь мальчиков от просмотра «Перси Джексона» вопросом, но тщетно. Тогда она продолжает для взрослых. – Продюсеры фильма для каждого кинотеатра делают индивидуальную фильмокопию. Например, в фильме «Перси Джексон» на 13-й минуте герой стоит у дерева, на котором в «Победе» будут развеваться синие ленточки, а в «КиноСити» – красные. То есть это совершенно незначительные детали, которые на структуру фильма не повлияют, но если случится факт пиратства, то правообладатель будет знать, в каком городе и кинотеатре это произошло. Кроме этого, на кинопленку наносят так называемые водяные знаки. Это три, четыре или пять точек, которые бывают в разных местах кадра и очень быстро исчезают: обычному глазу их не видно».

Километры кинопленки

На радость мальчикам подходим к монтажному столу. Это белый деревянный стол, освещаемый сильной лампой дневного света. Из-за наличия двух больших «блинов» он немного смахивает на диджейский пульт. Посередине находится устройство для нарезки пленки, которое, в свою очередь, смахивает на большой дырокол с ручкой.

За считанные секунды мальчики плотным кольцом окружили стол, и старшему киномеханику Николаю, который пришел показать, как склеивать кинопленку, приходится протискиваться сквозь них.

«Смотрите, это кинопленка, – Николай в каждой руке держит по небольшому темному мотку. – К нам она приходит не сразу в таких больших бобинах, которые вы видите на аппаратах, а в маленьких жестяных коробках. На каждый фильм приходится по 4 – 5 штук таких коробок. Собственно, мы их открываем и склеиваем между собой. Все вручную».

Новые фильмы в кинотеатры обычно приходят в среду, так как в четверг – начало новой прокатной недели. Именно в среду у киномехаников самый тяжелый рабочий день. Иногда им нужно подготовить к показу 5 – 6 фильмов.

Привычным движением Николай немного разматывает каждый моток, укладывает концы пленки на «дырокол» и склеивает скотчем.

«Сейчас хорошо, специальный скотч завели, с метками. А раньше мы обыкновенным клеили. Чтобы потом найти место склейки, бумажки всякие вкладывали, чего только не придумывали», – вспоминает он.

«Бумажки – это еще что! – перебивает его Ирина. – Мне вот сотрудница, которая работает в новосибирском киновидеопрокате с 1969 года, рассказывала, что они раньше пленку ацетоном склеивали, потому что ничем другим не брало…».

Сначала горела, потом рвалась

«Ааа, ну конечно! Потому что она из нитры была. – Николай оставил мальчиков играть с кинопленкой и ударился в воспоминания. – Она горела очень легко. Могла полностью сгореть от одной искры. Поэтому в конце 60-х – начале 70-х на проекционных окошечках во всех кинотеатрах стояла огнеупорная шторка. Она падала сразу, как только загоралась пленка, чтобы зрителям не было видно, что в кинопроекционной пожар. Такая система, кстати, до сих пор стоит в «Маяковском”».

Мальчики тем временем нарезают пленку покадрово. У каждого в руке минимум по пять-шесть темных прямоугольников. Так же делали киномеханики в СССР: они вырезали из кинопленки удачные кадры со знаменитыми актерами и печатали с них, как с обычной фотопленки, постеры. Во времена дефицита такие товары вмиг разлетались среди молодежи.

«А после нитры был триацетат, – продолжает Николай. – Он хрупкий очень, рвался легко: случайно заденешь – и полфильма испортишь. Я с ним работал, когда был киномехаником на военной кинобазе. Показывал я как-то фильм Михалкова «Я шагаю по Москве», 1963 года. Он как раз на триацетате был. Так у меня посреди сеанса полфильма оборвалось, и половина в проектор шла, а половина на пол. Тут уж ничего не поделаешь».

Современная пленка сделана из лавсана. Она не рвется и не горит. Николай утверждает, что она и через 20 лет будет в таком же состоянии, как и сейчас. Правда, он добавляет: пленочное кино до этого времени не доживет.

Цифровое кино: никакой романтики

«Ббаам!!» – раздается на всю кинопроекционную. Вздрагиваю, оборачиваюсь на звук. Вижу, как один из мальчиков поднимает с пола небольшой черный ящичек и… со всей силы снова бросает его на пол. Ббамм!!

«Вы что делаете?! Вы же все разобьете!»

Но Ирина меня успокаивает:

«Ничего страшного, это я разрешила им проверить прочность ящиков, в которых нам приходят жесткие диски с фильмами. Их даже с самолета можно сбрасывать, и им ничего не будет!».

Баам!!

Николай проводит нас в самый конец кинопроекционной. В углу стоит небольшая плазма, около нее – сервер.

«На самом деле все самое интересное я вам уже показал. Цифровое кино совсем неинтересное! В нем ну никакой романтики».

Киномеханик берет в руки обыкновенный жесткий диск, подключает его с помощью USB-порта к серверу:

«Вот и все. Осталось только «слить» фильм с диска на сервер и нажать кнопку «запустить». Программа сама выключит свет в зале, запустит рекламные ролики, начнет показывать фильм. На самом деле в кинотеатре, который работает только с цифровым форматом, в смену работает один киномеханик. Например, в «Победе». Он как диджей составляет плей-лист на весь день и на все кинозалы и просто следит, чтобы все шло без происшествий. А раньше как было? Киномеханик приходил в кинозал, натягивал простыню, настраивал кинопроектор… Он даже сам играл на рояле и озвучивал киноактеров. Ну, это при немом кино было, как вы уже поняли».

Николай говорит, что через десять лет пленочное кино станет историей. Цифровой формат его поглотит. И еще придет новинка – лазерное кино. По рассказам Николая, японцы уже освоили эту технологию, но пока она слишком дорогая.

«Ну не могу я к «цифре» привыкнуть! Неживая она! То ли дело пленка: то водяной знак моргнет, то место склейки заметишь – и радуешься. А еще она покачивается на экране иногда. А «цифра» идет и идет. Неинтересно смотреть», – по глазам Николая видно: он и вправду будет скучать по тарахтению пленочных кинопроекторов.

Кино в цифрах

28 декабря 1895 года во Франции состоялся первый киносеанс.

27 метров кинопленки прокручивается за минуту показа фильма.

От 30 кг до 40 кг – вес одной киноленты.

От 3,5 км до 7 км – длина одной киноленты.

От 85 Гб до 200 Гб «весит» цифровой фильм, который показывают в кинотеатрах.

12 метров – стандартная высота зала кинотеатра.

54 метра – ширина самого большого киноэкрана.

31 год был Луи Люмьеру, когда он снял первый в истории кинофильм.

50 % вырученных с кинопроката средств забирает у кинотеатра правообладатель.

Фото Александра Онникова

Маргарита Боброва
Вступайте в наши сообщества в соцсетях: Facebook, ВКонтакте.
Группа для поиска работы и сотрудников ВКонтакте. Поддержать Academ.info: При использовании информации с сайта гиперссылка на Академию новостей academ.info обязательна

Минутка теории! Есть три вида ложных цитат:
1. Искажение — фраза выдёргивается из контекста, обрезается, переделывается/комбинируется с другими цитатами одной или нескольких персон. Наиболее часто всречается.
2. Переадресация — высказывание некоего человека приписывается более знаменитой персоне.
3. Выдумка — изречение, которое никто не произносил (на КПДВ — как раз такой случай :))

Начну с самых известных (и самых перевранных) ленинских фраз «Важнейшим из искусств…» и «Каждая кухарка…».
1. «Важнейшим из искусств для нас является кино». Фраза вырвана из контекста.
ПРАВИЛЬНО: Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Эту фразу Ленин сказал наркому просвещения Луначарскому в 1923 году.
Источник 1: Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Источник 2: «Кино и цирк»
2. Бедной кухарке не повезло. Её обычно поминают, когда хотят попинать советскую власть. В зависимости от целей говорящего фраза претерпевает многочисленные метаморфозы:
Каждая кухарка должна уметь управлять государством
Каждая кухарка должна научиться управлять государством
Каждая кухарка сможет управлять государством!
ПРАВИЛЬНО: Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». (статья В.И. Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», опубликована в октябре 1917 года в журнале «Просвещение», № 1–2).
3. ЛОЖНО: «Нет человека — нет проблемы» — якобы сказал И. Сталин. Фразу вспоминают, желая почеркнуть его жестокость.
Это высказывание придумал писатель Анатолий Рыбаков и приписал его Сталину в книге «Дети Арбата». Цитата из интервью:
— Так вот именно, — вскричал Анатолий Наумович с юношеской живостью, — я её сам придумал! Впервые в «Детях Арбата» эту фразу Сталин как раз и произносит. Я сочинил — и вложил в уста Сталину! Я же написал этот роман за 20 лет до его публикации в 1987 году. И оттуда она пошла гулять, и никто уже не помнит, откуда она взялась. Я, я автор этого афоризма. И вот — никто не помнит и не знает…
4. НЕПРАВИЛЬНО: «Если враг не сдается, его уничтожают» — эту фразу тоже приписывают Сталину. В действительности это название статьи писателя Максима Горького, которая была опубликована 15 ноября 1930 г. в газетах «Правда» и «Известия».
5. ЛОЖНО: «Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют».
Буквально сегодня видел в сети демотиватор с этими словами, которые якобы сказал Н.М. Карамзин (впрочем, так же часто их приписывают и М.Е. Салтыкову-Щедрину). Но самое близкое, что удалось найти — строка из сочинения Петра Вяземского «Старая записная книжка»: «Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут.» Однако, книга Вяземского — не научный труд, а сборник забавных историй и анекдотов, поэтому говорить о точности и достоверности цитаты не приходится.
Также можно упомянуть, что юзер rialtok провёл исследование и установил, что, возможно, «отцом» этой фразы является бард-медик Александр Розенбаум, который в 2000-м году в интервью «Собеседнику» сказал: «Ещё то ли Карамзин, то ли Салтыков-Щедрин сказал: «Что будет через двести лет? Будут пить и воровать!»», а в 2008 году в интервью газете «АиФ» бард редуцировал смысл ещё больше: «Карамзин ещё два столетия назад на вопрос о том, что будет делать Россия через много-много лет, ответил: «Пить и воровать!»»
6. ЛОЖНО: «У того, кто в 20 лет не социалист, нет сердца; у того, кто в 30 лет не консерватор, нет мозгов» — Уинстон Черчиль этого не говорил. Во всяком случае, американский политолог Кори Робин в 2000-м попытался найти первоисточник этой фразы, ему это не удалось — все ссылки ссылались друг на друга (да-да, сепульки и сепуление).
И ещё один факт: Пол Эддисон из Эдинбургского университета утверждал, что «Черчилль явно не мог сказать это, так как он сам был консерватором в 15 лет и либералом — в 35».
7. НЕПРАВИЛЬНО: «Исключение только подтверждает правило» — очень лукавая фраза. Во-первых, она логически противоречива, что позволяет манипулировать ею во время демагогических дискуссий (что справедливо заметили на лурке). Во-вторых, это весьма неточный перевод латинской цитаты «Exceptio probat regulam in casibus non exceptis», что переводится как «Исключение подтверждает наличие правила, действующего в неисключительных ситуациях» — согласитесь, несколько иной смысл!
8. НЕПРАВИЛЬНО: «В здоровом теле здоровый дух» — ещё одна латинская цитата («Mens sana in corpore sano»), выдернута из контекста, и смысл её при переводе сменился на прямо противоположный. Это кусок, выдернутый из произведения римского поэта Ювенала, полностью строка звучит так: Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.
Забавно, что английский философ Джон Локк и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо, которые начали использовать эту цитату, использовали её как подтверждение тезиса, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа! Но впоследствии смысл исказился (с точностью до наоборот».
9. Когда хотят подчеркнуть свою толерантность и приверженность идеям либерализма™ вспоминают фразу «Я не согласен с вашим мнением, но готов жизнь отдать за то, чтобы вы смогли его высказать» и приписывают авторство этих слов Вольтеру. Как и в случае с кухаркой, встречаются и другие формулировки (впрочем, не меняющие основного смысла): Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать
Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их.
ИМХО, фраза по-юношески максималистская и первое, что приходит в голову: а вы готовы отдать свою жизнь, чтобы фашисты могли свободно высказывать свои убеждения?
Выражение якобы взято из письма, которое Вольтер написал аббату Ле Риш 6 февраля 1770 года. Письмо такое существует, а вот слов «Je ne suis pas d’accord avec ce que vous dites, mais je me battrai pour que vous ayez le droit de le dire» в виде фразы или хотя бы идеи там нет. ПРАВИЛЬНО: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить» — эта высказывание принадлежит английской писательнице Эвелин Холл, автору книги-биографии Вольтера «The Friends of Voltaire» (1906), откуда и разошлась по миру естественным образом связавшись Вольтером (как и в случае «Дети Арбата»/Сталин).
10. НЕПРАВИЛЬНО: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» (королева Франции Мария-Антуанетта).
Здесь всё неправильно: и перевод, и персона. Подробный разбор можно прочитать на вики, я же укажу лишь на основные моменты.
Впервые данная фраза упоминается упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди» и произносит её некая французская принцесса (не Мария-Антуанетта, которая на тот момент ещё не была королевой, а незамужней принцессой и проживала в родной Австрии). А само выражение «Qu’ils mangent de la brioche» переводится с французского как «Пусть они едят бриоши». Бриошь — это вовсе не пирожное, а булочка из сдобного теста.

А где же «Важнейшим из искусств для нас является кино»? Borodovich.

«Знаете ли вы…» (с) что полностью цитата звучит иначе? Ее произнес Ленин в 1923 году наркому просвещения Луначарскому: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»? —Winterheart 12:03, 5 августа 2006 (UTC) Фигушки, не было никакого цирка: . —М. Ю. (yms) 14:30, 29 октября 2006 (UTC)

1) Господа, а где же знаменитое «Учиться, учиться и учиться… коммунизму»?

статью ещё раз перечитайте, а тут в цитатнике действительно нет 77.232.23.22 06:15, 29 октября 2008 (UTC) Гость

Разделил на подтвержденные и неподтвержденные по манере английского Викицитатника дабы статья не вводила в заблуждения. 69.139.153.35 05:07, 5 января 2009 (UTC)

Цитата из передачи Ольшанской просто смехотворна, мало того что не представлены документы которые могли бы её хоть как-то подтвердить, так она ещё и составлена таким образом чтобы читая её у человека возникал образ злого гения. Я бы не удивился, если бы после такого Владимир Ильич за одно заявил, что пьёт по ночам кровь христианских младенцев. В общем нужны либо подтверждения для этой цитаты, либо гораздо более критичные комментарии к ней, по моему мнению её вообще следует убрать.

Вопрос лишь в том, действительно ли эти слова принадлежат Ленину или нет. Так как доказательств нет, то цитата помещена в секцию «Неподтвержденные и вымышленные». Не надо её совсем удалять. В конце концов, если кому-то взбрело в голову приписать эти слова Ленину, то это тоже о чём-то говорит (например, о том, что некоторые хотят, чтобы у читателей возник образ злого гения). Вот написать более критичные комментарии вам никто не мешает, а удалять не надо. Я бы согласился с этим будь эта цитата хоть сколько-нибудь известна, обсуждаема, вот например две цитаты находящиеся в том же разделе, как говориться, «на слуху» у многих людей, а эта цитата просто из ниоткуда. В Викицитатнике полно цитат «из ниоткуда». И это относится не только к тематическим страницам. Откройте страницу конкретного литературного произведения конкретного автора, и с большой вероятностью вы обнаружите несколько цитат, которые не просто не на слуху, но и вообще не имеют смысла без знания этого произведения. И в этом суть Викицитатника: люди помещают сюда цитаты, которые понравились лично им. Формулы «известный человек + неизвестная цитата + недоказанная принадлежность = удаление этой цитаты» у нас нет. Caesarion 17:25, 13 апреля 2009 (UTC)

А где же «В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой»? — Jarash 16:54, 1 июня 2011 (UTC)

Полная цитата «В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой, будь оно возвышенно или низко» . Предположительно, из следующей книги: Марксизм в XX веке: Маркс, Энгельс, Ленин и современность. — М. : Мысль, 1972, с. 217 —Jarash (обсуждение) 08:53, 8 января 2018 (UTC)

Есть ли источники к такой: «Доверие — хорошо, а контроль — лучше»? 188.134.46.141 22:37, 16 мая 2012 (UTC)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *