Вечерня с полиелеем, что это?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ. Полиелеем называется самая торжественная часть Утрени. Утреня — это Богослужение, которое совершается утром,либо вечером вместе с Вечерней (в расписании Богослужений тогда пишется: Вечерня. Утреня, либо также вечером, но как часть Всенощного Бдения, например, накануне какого-либо большого праздника или воскресенья, либо утром (тогда в расписании Богослужений пишут: Утреня. Часы. Литургия). В состав Утрени полиелей входит не всегда. Есть обычные будничные Утрени (без полиелея), а есть службы полиелейные. Это определяется Богослужебным Уставом. Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из Псалмов 134 и135: «Хвалите имя Господне…» и оканчивается чтением Евангелия. Слово «полиелей» означает «обилие масла» («поли» — много, «елей» — масло), так перед началом полиелея возжигали все масляные лампады (в настоящее время возжигаются все светильники, а на подсвечниках — свечи). По прочтении Евангелия все молящиеся подходят к праздничной иконе, прикладываются к ней и помазываются освященным елеем (маслом). Этот елей является символом Божией милости, Божьего благословения, жизни и радости. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит как бы внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости праздника, нашей сопричастности Церкви. Некоторые называют помазание на Утрени Миропомазанием. Это неправильно. Миропомазание — это Таинство, совершаемое при Святом Крещении (сначала происходит Крещение, а потом — Миропомазание). К помазанию святым елеем могут приступать все верующие христиане, а также тот, кто еще не принял Святого Крещения, но испытывает желание посещать храм и обращаться к Богу.

Священник: Слава Святей…
Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому — дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику — дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника
Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны
Поем: Полиелей («Хвалите имя Господне»).
Величание и псалом избранный.
Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
50-й псалом.
Слава: Молитвами … , Милостиве очисти…
И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.
Канон.
Устав чтения канона:
Богородице на 6 и Святому — на 8.
Предпразнство или попразднство:Празднику — на 6, Святому — на 8.
Внимание! Кондаки расположены после 6-й песни в тексте канона!
По 3-й песни – малая ектения. Поем Кондак празднику (если попразднство), читаются Седальны.
По 6-й песни – малая ектения. Поем Кондак святому (Минея).
По 8-й песни перед катавасией: «Хвалим, благословим…». После катавасии поем Честнейшую.
По 9-й песни – малая ектения. Поем: Свят Господь Бог наш. Читаются Светильны.
Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех(8 стихир).
на 4 или на 6 — как указано в Минее
Слава: святому
И ныне: Богородичен
Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)
Поем: Две ектении
Полный отпуст
Читаем 1 час. В конце поем «Взбранной Воеводе» и отпуст.

На часах

Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни, на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.
Тропари на Литургии

Тропарь: Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: «Предстательство христиан…»
Предпразнство или попразднство:
Тропарь: Праздника, Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: Праздника
Канонарху

Возглашаем глас и стих.
Если меняется глас, это нужно объявить.
Если стихиры другого автора в Октоихе – они объявляются «Глас тойже…»
Славу объявляем так: «Слава, глас …» и потом хор (Не канонарх!) поет «Слава Отцу и Сыну…»
И ныне — аналогично. Если глас не сменился, говорим «Глас тойже».

ВЕЧЕРНЯ

Свящ.: «Благословен Бог наш…»

Начало обычное, если не читался 9-й час

«Приидите, поклонимся…» (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

«Господи, воззвах…»

Стихиры со стихами на 6: 6 стихир святому Минеи

* (если в Минее стихир напечатано меньше, то по Уставу их полагается повторять)

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 1-го приложения Минеи)

* на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:

«Свете Тихий…»

Прокимен дня

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Стихиры на стиховне Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 1-го, редко 2-го, приложения Минеи, иногда на ряду в Минее)

* на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святого из 3-го приложения Минеи)

* если служба Господу или Богородице, то тропарь поется 1 раз без Богородична

Ектения сугубая

Окончание: С.: «Премудрость» Х.: «Благослови» С.: «Сый благословен…» Х.: «Аминь. Утверди Боже…»

далее возглас утрени «Слава Святей…» и утреня

УТРЕНЯ

Свящ.: «Слава Святей…»

Шестопсалмие

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами

Тропарь святому дважды,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря св. из 3-го приложения Минеи)

* (если служба Господу или Богородице, то тропарь поется дважды, Слава, и ныне: той же тропарь)

Кафизма, ектения малая, седальны Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

Кафизма, ектения малая, седальны Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

50-й псалом

Канон (может совершаться по Октоиху и Минее или только по Минее, см. Минею)

После каждой песни поется праздничная катавасия по периоду

По 3-й песни седальны Минеи

По 6-й песни кондак и икос Минеи

По 8-й песни «Честнейшую…»

По 9-й песни светильны

«Всякое дыхание да хвалит Господа…»

Стихиры на хвалитех на 4 из Минеи

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи или на ряду в Минее)

* (на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:)

Великое славословие (поется)

Тропарь святому Минеи

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря св. из 3-го приложения Минеи)

* (если служба Господу или Богородице, то тропарь поется 1 раз без Богородична)

Ектения сугубая

Ектения просительная

Окончание

Отпуст

Многолетие

1-й час

Полиелейная служба.

При этом знаке праздника в Минее на ряду напечатаны следующие песнопения:

  • (иногда) малая вечерня;

  • 6 или 8 стихир и Слава на «Господи, воззвах…» (часто на ряду есть только 3 или 4 стихиры);

  • 3 паремии;

  • (иногда) стихиры на литии;

  • стихиры с 2 особыми стихами и Слава на стиховне;

  • тропарь;

  • седальны по кафизмам и по полиелее;

  • прокимен, указано Евангельское зачало;

  • праздничная стихира «по 50-ом псалме»;

  • канон;

  • седален, кондак и икос, светилен;

  • стихиры на хвалитех.

Особой главы, содержащей порядок и указания о совершении полиелейной службы, в Типиконе нет. Необходимо в месяцеслове найти конкретную службу с таким знаком, но там дана не подробная схема, а отдельные указания.

И великая вечерня, и утреня полиелейной службы совершаются праздничным порядком.

  • Малой вечерни нет. Однако в некоторых случаях в Минее напечатаны песнопения для малой вечерни. Это сделано для того, чтобы при желании («аще изволит настоятель») можно было бы служить в этот день всенощное бдение.

    • Октоих отменяется.

    • На вечерне после великой ектении поется «Блажен муж…». По Уставу должна петься 1-я Слава 1-й кафизмы. В современной практике поются 6 избранных стихов.

    • Стихиры на «Господи, воззвах…» на 6 или на 8 (см. указания Типикона и Минеи). Так как стихир в Минее часто напечатано меньше чем 6 или 8, по Уставу полагается повторять каждую определенное количество раз. Существует, также, практика недостающие стихиры брать либо с малой вечерни, либо с литии.

    • После стихир на «Господи, воззвах…» совершается вход с кадилом.

    • После прокимна читаются паремии.

  • Полиелей Богословско-литургический словарь
  • Полиелей проф. М.Н. Скабалланович
  • Полиелей архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Знаки Типикона
  • Фотоальбом: «Всенощное бдение»

***

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».

Основания для таких сроков:

  1. полиелей, занимая более времени, чем Непорочны, поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следовательно, бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже;
  2. полиелей отменяется 20 декабря — 14 января от стечения в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы;
  3. в Великий пост полиелей отменяется по скорбности этого периода.

Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Промыслителя (134, 7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134,15—18).

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134,5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17—20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое вы­ражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.
В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.»
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Хабаровск православный → Журнал → Символическое значение и богослужебные особенности полиелея Иерей Василий Писцов

20.06.2010

Значение церковного богослужения в жизни каждого православного христианина чрезвычайно велико. Богослужение учит верующих, духовно воспитывает их, давая богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца.

Годичный круг нашего богослужения излагает в живых образах и поучениях почти всю библейскую историю, как ветхозаветную, так и новозаветную. В храме за богослужением раскрывается поражающее душу благоговением догматическое учение Церкви и преподаются очищающие и возвышающие сердце нравственные уроки подлинной христианской жизни. Живые образы и примеры Святых угодников Божиих, память которых прославляется святою Церковью ежедневно, являются примерами истинного благочестия.

Церковное богослужение представляет собою подлинное «училище благочестия». «Воистину храм есть земное небо», — говорит величайший пастырь святой о. Иоанн Кронштадтский, — «ибо где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небес»1. Кто внимательно слушает богослужение, кто сознательно участвует в нем своим умом и сердцем, тот не может не почувствовать всю силу призыва Церкви к святости, которая является идеалом христианской жизни.

Каждое богослужение Церкви развивается постепенно и однажды достигает времени, когда молитвенное и духовное напряжение всех предстоящих людей возрастает до самой высокой степени. Если во время божественной литургии таким моментом, без сомнения, является евхаристический канон и время преложения Святых Даров, то во время всенощного бдения – это время пения полиелея. Святые отцы Церкви и многие церковные писатели не раз обращали свое внимание к объяснению смысла как всенощного бдения в целом, так и полиелея, в частности. Это наиболее торжественный момент вечернего богослужения, которой требует того, чтобы всякий человек, стоящий в храме, ясно осознавал его смысл и глубокое символическое значение. Поэтому целью данного сочинения является стремление выяснить, каким образом построен полиелей, каковы его богослужебные особенности и каково его смысловое содержание.

Так как всенощное бдение отправляется пред великими праздниками, оно наполнено богослужебными текстами в честь праздника. «Действие всенощного бдения на подвижника», – пишет Свт. Игнатий Брянчининов, – «заключается в том, что проведший в молитве значительную часть ночи с должным благоговением и вниманием ощущает на следующий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию»2.
В литературе, посвященной богослужебному уставу Русской Православной Церкви, нет единого мнения о том, что входит в состав полиелея на всенощном бдении. Так, например, комментарий на всенощное бдение в книге «Всенощное бдение. Литургия» содержит следующее замечание: «Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите Имя Господне…» – и заканчивается чтением Евангелия»3. Протоиерей С. И. Красноцветов, отвечая на вопрос «в чем состоит полиелей?», включает в его состав все события службы от начала пения полиелейных псалмов до начала пения канона4. Е. Н. Никулина в книге «Литургика. Богослужебный Устав и гимнография» выделяет лишь две части полиелея: пение полиелейных псалмов и по великим праздникам пение величания5. Подобное мнение можно встретить и в книге архиепископа Вениамина (Краснопевкова) «Новая скрижаль»6.

Такой неоднородный состав мнений по вопросу о составе полиелея обуславливается тем, что его устав представляет собой литургическое творчество сравнительно позднего происхождения, следовательно, с течением времени происходило постепенное оформление его в процессе церковной богослужебной жизни.

Наиболее авторитетным мнением в вопросе о составе полиелея представляется взгляд известного профессора Киевской Духовной Академии, литургиста Михаила Скабаллановича. В своем «Толковом Типиконе» он относит окончание полиелея к пению ипакои. Относя пение степенных уже к другой отдельной части утрени.7

17 глава Типикона предписывает петь полиелей во все воскресения от отдания Воздвижения (22 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря) и от отда­ния Богоявления (14 января) до Недели сырной.8 Исторические основания для таких сроков заключаются в том, что полиелей, занимая большое количество времени поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже. Полиелей отменяется от 20 декабря до 14 января из-за скопления в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торже­ственный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы. В Великий же пост полиелей отменяется из-за скорбности и покаянного содержания служб этого периода.

Значение слова «полиелей» лучше всего выясняет внутреннее смысловое содержание этого момента всенощного бдения. «Полиелей» происходит от двух сочетания греческих слов: «πολύς» — многий и «ε̉́λεος» — милость, или «ε̉λαία» — олива, маслина9. Таким образом, «слово это обозначает или многомилостивое, потому что во втором из этих псалмов много раз повторяется слово «милость»; или же намекает о большом количестве елея, потому что во время этих псалмов возжигаются везде по храму свечи и елей»10.

Полиелей начинают пением 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне…». Царские врата отверзаются, свечи пред иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, зажигаются снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135. Смысловое содержание этих песнопений, имеющих ветхозаветное происхождение, состоит в приглашении Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135, 5—9) и Промыслителя (134,7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от еги­петского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134, 15—18).11

В настоящее время в Русской Православной Церкви принята практика сокращенного пения данных псалмов, которая включает в себя наиболее важные по смыслу четыре стиха: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия!»12.

В ветхозаветном употреблении, которое во многом было воспринято новозаветным богослужением, данные псалмы были громогласным воззванием хора к людям хвалить Господа. Об этом говорит Свт. Афанасий Велилий: «И сей псалом сказуется только еще руководствуемым, и повелевает им : «хвалите Господа»; потому что слово «аллилу» толкуется: «хвалите», а слово «иа» — Господь»13. Поэтому и в наше время данная торжественная песнь звучит в храме подобно гимну, который призывает всех верных чад Церкви воздать хвалу Богу за неисчислимые Божии милости.

Содержание данных песнопений, несмотря на их давнее происхождение, не потеряло своей актуальности на протяжении всей истории христианства, обретя высокий духовно-нравственный смысл. Указывая на это, Св. Симеон Солунский говорит, что полиелейные псалмы есть «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фара­она и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклети­ана, Максимилиана-богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»14.

Во время пения полиелейных псалмов священник с диаконом совершают каждение. Отворенные царские врата символизируют момент евангельской истории, когда ангел отвалил камень от гроба Господня, откуда всем людям воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и совершенства. Хождение священника и диакона по церкви с кадилом заключает в себе особо глубокое символичное значение. Это напоминает предстоящим людям подвиг жен-мироносиц, ходивших к гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.15

В это время в храме возжигаются все светильники и свечи. Это связано с тем, что все последование утрени, в особенности полиелей, связаны с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Во всех Восточных Церквах», — пишет блаженный Иероним Стридонский, — «когда следует читать Евангелие, возжи­гаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости… чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о ко­тором читаем в Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105)»16.
Под воскресные дни после пения хвалитных псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари по Непорочных, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Они поются с самым характерным 12-м стихом 118 псалма, прославляющим Господа и выражающим главную мысль: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием (т. е. заповедям) Твоим». Настоящие тропари и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», что присоединяется к двум послед­ним тропарям, «аллилуиа 3, слава Тебе Боже, — 3».17

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после пения хвалитных псалмов священнослужители выходят на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом тропари по Непорочных не поются. На воскресном Всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить Всенощное бдение или утреню с полиелеем.

«После того потока хвалы и радости, какой представляют собою Непо­рочны с их тропарями, и особенно полиелей, является потребность в проси­тельной молитве, освежающей и внимание, так долго занятое хвалебными песнями. Малая ектения по полиелее или Непорочных и отвечает этой цели».18 Малая ектения, являясь сильно сокращенным вариантом, ектении великой содержит прошения, которые содержат молитву о главных потребностях человека, стремящегося к спасению: благодатном заступничестве, спасении и помиловании собственной души Всемогущим Богом. Особый интерес представляет возглас по окончании этой ектений: «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое, От­ца…», который обраща­ет ум молящихся на отрадную мысль о Царстве славы. От этого возгласа так и веет радостью, и он так приноровлен к данному случаю, что более нигде на службах не употребля­ется, за исключением пасхальной и великосубботней утрени.

Полиелей, представляя собой цельную богослужебную структуру, завершается чтением ипакои или седальна. Это окончание, с другой стороны, составляет введение уже к следующему за ним святоотеческому чтению Евангелия. «В воскресенья, с которыми соединяются особые воспо­минания, взамен этого бывает «чтение праздника.» Здешнее чтение, будучи необходимым для отдыха певцов и слушателей перерывом в том потоке песней, который, начинаясь с полиелея, простирается до Евангелия, состав­ляет обычное для псалтырного пения заключение».19

Православное богослужение имеет великую возрождающую силу для души всякого человека, и в этом его ничем не заменимое значение. Вглядываясь в глубокий внутренний смысл и молитвенную наполненность церковных служб Православной Церкви невозможно не восхитится тем, насколько стройно, упорядочено и прекрасно соотносятся и взаимодействуют между собой все части богослужения. Являясь кульминацией всенощного богослужения, полиелей, таким образом, представляет собой некоторою границу в вечернем богослужении, после которого оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе.


Церковь, Богословие

Код для вставки в блоги

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *