Век потребления

Сегодня нас практически везде окружают призывы покупать. Интернет, телевидение, радио, рекламные баннеры в стихах и красках рассказывают о том, без чего человек не может обойтись, а заодно и формируют образ успешного и модного человека, идущего в ногу со временем, находящегося в тренде. СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться. Говоря проще, мы живем в обществе потребления. О том, хорошо это или плохо, какие у него есть плюсы и минусы, как оно влияет на сознание и к чему это может привести, мы и хотим поговорить в этой статье.

Общество потребления и человек-потребитель

Буквально со всех сторон рекламщики призывают людей (и в особенности молодое поколение) брать от жизни все, жить для себя, жить на полную катушку, смело отдаваться беззаботности и веселью. Показателем статуса и успеха (и даже интеллекта!) являются крутые дорогие телефоны, модные кроссовки, машины, «напичканные» всевозможными опциями, и т.д.

Продается сегодня почти все, причем это касается не только материальных вещей, но и времени, умений, способностей, красоты. Есть даже такие услуги как «Муж на час», «Друг на час» и немало других. Т.е. даже общечеловеческие ценности сегодня становятся предметом торга. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные (хотя это и спорно).

С какой бы стороны мы ни посмотрели на предпосылки и причины появления такого общества, мы увидим, что оно создано человеком. И человек в обществе потребления чувствует свою ценность, самодостаточность и самоуважение, не обладая какими-то важными личными качествами, а соответствуя определенному потребительскому поведению.

Человек-потребитель ценит себя (и другие люди-потребители его в этом поддерживают) не за личные достижения, а за обладание вещами. Он думает о себе нечто вроде: «У меня есть такая-то квартира, такая-то машина, такие-то вещи, значит, я крут и успешен, жизнь удалась». И совсем не обязательно, чтобы эти вещи действительно ему нравились. Главное – чтобы они ценились в обществе потребления, соответствовали установленным социальным нормативам.

В этой картине нет ничего о самом человеке, зато масса описаний внешних атрибутов его жизни. Человек отождествляет себя с тем, что у него есть. Материальные вещи вроде «расширяют» его личность, а иногда даже замещают ее, ведь внутренние (моральные, духовные и т.д.) критерии ценности просто-напросто исчезают.

В обществе потребления куда-то на второй план отходят такие достижения как, например, вырастить и поставить на ноги детей, быть хорошим родителем и человеком, уметь самостоятельно выбирать и принимать решения, личностный рост и саморазвитие, понимание смысла жизни и своего предназначения.

Но это лишь несколько характерных черт общества потребления и человека-потребителя. Также можно выделить и другие особенности, к примеру, повышение личных расходов людей, снижение роли мелких торговых предприятий, изменения в области коммуникаций и другие.

Если вам интересно рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, советуем почитать книгу «Общество потребления» Жана Бодрийяра и эссе «Человек одинок» Эриха Фромма. Чтобы понять, о чем примерно в них идет речь, посмотрите этот небольшой видеоролик, где Фромм рассуждает о деньгах и счастье человека.

Влияние общества потребления на психологию и сознание

Условно мы можем разделить потребности людей на две группы:

  • Потребности, обусловленные необходимостью существования, личностного и духовного роста (питание, образование, жилье, общение и т.п.)
  • Потребности, приводящие к деградации личности (злоупотребление алкоголем, демонстративность, тяга к вещам (вещизм) и т.п.)

Социум, пропагандирующий избыточное потребление, мотивирующий к приобретению все большего количества вещей и формирующий подменные ценности, не мог появиться сам. К этому привели социальные и экономические предпосылки, наиболее значимыми среди которых являются развитие корпораций и политика кредитования.

Предлагая все больше денег и обещая выгодные условия, акулы бизнеса вынуждают людей пользоваться какими-то услугами, даже если те не особо-то этого и хотят. В итоге создается культура жизни в долг, культура безграничного потребления. И, находясь в этой культуре, человек испытывает огромнейшее давление на свое сознание (и не всегда осознает это!) Рассмотрим основные результаты, к которым это давление может привести.

Изменение отношения к работе и труду

Общество, ориентированное по большей части на потребление, меняет отношение людей к труду как к деятельности. Наиболее серьезно это сказывается, конечно же, на молодом поколении. На рынке труда появляются все новые профессии, преимущественно в сфере услуг. При этом подавляющее большинство этих услуг избыточно или же направлено на удовлетворение второй группы потребностей.

Ото всюду мы слышим, что жизнь нужно сделать легкой; все должно быть максимально доступно. Нам вообще не нужно ничего делать – достаточно кликнуть кнопкой мыши, и все, что нужно, в этот же день будет доставлено к порогу дома. Но это только одна сторона.

Другая состоит в том, что всего за несколько часов неквалифицированного труда (например, раздача листовок на улице) порой можно заработать до тысячи рублей (а иногда и больше). Произведя несложные расчеты, мы увидим, что человек, не имеющий никакого образования и опыта, может заработать неплохие деньги. За месяц это может быть больше, чем зарабатывает учитель или врач в поликлинике.

Исходя из этого, человеку приходит мысль: зачем мне учиться и получать образование, если я могу и без этого неплохо зарабатывать? Это, конечно, утрированный пример, но он не далек от реальности. Таким образом, происходит переориентация на легкий труд и отказ от систематической работы, обесценивается образование; квалификация и специализация теряют свою ценность.

Однако можно увидеть, как отношение к труду в обществе потребления меняется и в прямо противоположную сторону. Огромное количество людей (и здесь уже вопрос касается преимущественно старшего поколения) поражено «эпидемией» чрезмерного труда. Люди посвящают работе все свое время, подрабатывают, чтобы больше заработать и угнаться за тенденциями, что негативно сказывается и на здоровье, и на личной жизни, на семейных отношениях, и на возможности самореализации.

В результате, жизнь человека, постоянно озабоченного своим материальным положением, становится похожей на каторгу. В дополнение к этому растет его потребительская задолженность. Все это может привести к самым неблагоприятным последствиям, затрагивающим абсолютно все области и сферы внутренней и внешней жизни человека.

Инфантилизация человека

В обществе потребления человек стремится удовлетворить избыточные потребности и потребности второй группы. Конечно же, и потребности первой группы будут удовлетворяться, но основное внимание будет уделено потребностям, которые формируют для людей «авторитеты» (мода, тренды, компании, рекламщики и т.д.)

Каждый из нас что-то делает и проявляет активность, когда стремится к чему-то. Жизнь дана человеку не только для того, чтобы есть, пить и спать. Но чтобы осознавать свои цели и желания, нужно рефлексировать, понимать себя, знать себя, соотносить желания и возможности.

Если мы умеем соизмерять свои способности, ресурсы и потребности с целями и задачами, нас можно назвать взрослыми людьми. А общество потребления сводит все эти умения к нулю, делая каждого из нас инфантильным человеком. И снова: если взрослые люди еще сохраняют адекватное отношение к вещам, то современная молодежь уже живет в мире, где это норма.

Инфантилизация людей распространяется все больше. В реальной жизни это наблюдается через запоздалое взросление, нежелание и неспособность заниматься упорным трудом, тяготение к беззаботному и легкому существованию, не умение принимать решения и справляться с трудностями, безответственность и несерьезность. Сюда же можно отнести и разные формы зависимостей: от Интернета, компьютерных игр, гаджетов и т.д.

Замещение ведущей деятельности

В психологии есть очень интересный термин – ведущая деятельность. Он используется для обозначения деятельности, продуцирующей образование важнейших для человека психологических особенностей по мере его развития. Проще говоря, это главный тип человеческой активности в том или ином возрасте, на базе которого происходят изменения в психике.

Например, для ребенка ведущая деятельность состоит в игре, для подростка – в обучении, для взрослого – в работе. Общество потребления – это то, что изменяет ведущую деятельность человека. Люди не желают трудиться и учиться, но хотят играть (и здесь опять речь о изменении отношения к труду и инфантилизации).

Если копнуть глубже, то изменение ведущей деятельности приводит к тому, что люди все реже хотят брать на себя ответственность, и это сказывается на отношении к институту семьи. Увеличивается возраст вступления в первый брак, становится все больше людей, вообще не желающих связывать свою жизнь узами брака.

Ответственные поступки – признак взрослости, зрелости. Но человек-потребитель напоминает ребенка, которому не нужен партнер, – ему необходим родитель (естественно, речь о социальных ролях). Если подвести все это к общему знаменателю, то ведущая деятельность для людей в обществе потребления – это не взрослая жизнь, а детская.

Развращение сознания

Не сочтите за ханжество, но бесконтрольное потребление действует на сознание именно развращающим образом. Когда человек может вот так вот запросто и без всяких проблем пойти и набрать вещей в кредит или взять займы практически в любом размере, в нем начинают просыпаться животные инстинкты.

Это значит, что человек становится всецело поглощен удовлетворением своих потребностей, теряя чувство меры. Его разум затмевает огромное количество «возможностей», которыми он непременно спешит воспользоваться. Он считает, что весь мир в его руках: захотел – получил.

Общество потребления внедряет в сознание людей идею, что нужно жить одними лишь своими желаниями, не задумываясь о последствиях, но за все в один прекрасный момент приходится платить. И это тоже в свою очередь может привести к самым разным, но чаще всего неприятным последствиям.

Кроме того, ощущение вседозволенности проецируется и на другие сферы жизни: общение с родными и друзьями, отношения с противоположным полом, профессиональные отношения и любую другую коммуникацию вообще. Человек-потребитель требует от людей чувств, любви, определенного отношения к себе, уважения. Он уверен в том, что это можно получить, если не просто так, то за деньги уж точно.

Не менее печально и то, что многие люди готовы все это давать, и, опять же, за деньги. Повсеместно сегодня можно встретить искусственную любовь, дружбу, заинтересованность и т.д. Но как только заканчиваются деньги, от всего этого не остается и следа, ведь люди выполнили свои «финансовые обязательства» друг перед другом.

Жизнь в зависимости и иллюзиях

В обществе потребления ценности и желания человека формируются кем-то «свыше». Это можно сравнить с тем, как родители постоянно решают за своих детей, что им делать, что есть, что надевать, чего хотеть, в конце концов. Далеко не каждый взрослый (а молодежь – и подавно) не способен ответить, например, для чего он меняет свою вполне еще хорошую и рабочую машину или тот же телефон на более новый.

Таких ситуаций множество, но все они говорят, что мы теряем способность самостоятельно выбирать. Мы становимся зависимыми – от того, что подумают другие, от вещей, которыми пользуемся, от новинок на рынке, от денег как таковых и т.д. Мы перестаем нормально спать, мечтая расплатиться с кредитом и взять новый, чтобы купить что-нибудь еще. Или оттого, что погрязли в долговой яме, и уже не известно, сможем ли из нее выбраться.

Что же касается иллюзий, то с одной стороны человек надевает розовые очки, начиная верить в искусственные ценности, а с другой – погружается в симулятор жизни – компьютерные игры, социальные сети, чтобы оставаться «на волне», не оказаться «аутсайдером», соответствовать «требованиям», диктуемым обществом потребления.

Да, картина получается не очень радужная. Но этот вовсе не повод опускать руки и становиться пессимистом. На самом деле в силах каждого из нас справиться с давлением потребительского социума. Нужно лишь немного пораскинуть мозгами и стараться вести осознанный образ жизни, не теряя самосознания и индивидуальности.

Далее в статье мы дадим вам несколько полезных советов, как, живя в обществе потребления, все же оставаться свободным от его пут и навязчивых идей. Но прежде мы хотели бы подвести итог основным размышлениям и кратко перечислить аргументы ЗА и ПРОТИВ того, о чем мы сегодня беседуем.

Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ

Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.

Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:

  • общество потребления способствует формированию зависимости и несамостоятельности;
  • основная цель человека – потребление товаров и услуг;
  • образование, повышение квалификации и труд становятся второстепенными вещами;
  • общество потребления основано на природных ресурсах, практически не поддающихся восстановлению;
  • для высокоразвитых стран, где существует общество потребления, страны третьего мира служат сырьевым придатком;
  • снижается ответственность людей на разных уровнях;
  • на верхней ступени общества оказываются люди, двигающие прогресс, и их очень немного; остальные люди нужны лишь для обслуживания бесперебойной работы техники и поддержания работы рыночной системы;
  • на задний план отходят моральные ценности: умственное, нравственное и духовное развитие становится несущественным;
  • личность в обществе потребления деградирует, а массовая культура переживает сильнейший упадок;
  • в обществе потребления легко манипулировать сознанием людей и обманывать их;
  • экономические цели довлеют над всеми остальными.

Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:

  • благодаря потреблению возникает ответственное и хорошее правительство, нацеленное на долгосрочную социальную стабильность (необходимую обществу потребления);
  • производители стремятся к совершенствованию и созданию новых товаров и услуг, способствующих прогрессу;
  • высокие потребительские стандарты мотивируют людей к продолжительному обучению, повышению квалификации, упорной работе и зарабатыванию денег;
  • потребление снижает социальную напряженность;
  • стремление к потреблению вытесняет религиозную и национальную напряженность, благодаря чему снижается экстремизм;
  • люди в обществе потребления намного меньше склонны к риску;
  • общество потребления тяготеет к более высоким экологическим стандартам и экологически чистым продуктам, тем самым продуцируя их создание производителями;
  • потребляя сырье и товары стран третьего мира, общество потребления способствует их развитию.

Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.

Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.

Как жить в обществе потребления

Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».

Нижеследующие рекомендации пригодятся взрослым, подросткам, детям и родителям, педагогам и учителям, желающим воспитать здоровое отношение к себе, жизни, деньгам, товарам и услугам:

  • Живите по средствам. Старайтесь не влезать в долги и не набирать кредитов. В противном случае вы просто будете несостоятельным человеком, неспособным к планированию, совершению выбора, использованию своего потенциала, внутренней свободы и других вещей, данных человеку от рождения.
  • Откажитесь от кредитов. Если они у вас уже есть, как можно скорее закройте их, а от новых воздержитесь. Планируя крупные покупки, рассчитывайте только на себя и свой заработок. Критически подходите к выбору вещей – многие товары и услуги нам просто навязывают, и без них можно вполне комфортно жить.
  • Используйте свободные ресурсы с умом. Деньги, время и здоровье лучше направлять не на накопление кучи модных «игрушек» и побрякушек, а на более существенные и нужные вещи: саморазвитие, образование, здоровый образ жизни, развитие интеллекта и своих способностей.
  • Ограничивайте себя и близких в просмотре телевизора. Большую часть информации нам транслирует именно телевидение. Реклама, многие фильмы и сериалы, телепередачи внедряют в сознание образ того, что у нас должно быть, как нам себя вести, к чему стремиться. Это касается, конечно не всего, и поэтому советуем вам просто фильтровать то, что смотрите вы и ваши близкие.
  • Подавайте личный пример. Общаясь с друзьями и знакомыми, воспитывая детей, рассуждайте с ними на тему общества потребления. Если в вас будет гореть огонек осознанности, вы сможете зажечь им и других людей. Ведите себя соответствующим образом и люди (пусть и не все) последуют вашему примеру.
  • Делайте что-нибудь полезное. При желании можно найти огромное количество полезных занятий: чтение, спорт, путешествия, ремонт и многое другое. Имея свободное время, проводите его, созидая. Особенно это касается родителей: ведущая деятельность взрослых формирует ведущую деятельность детей.
  • Распределяйте обязанности в семье. Каждый член семьи должен иметь какие-то домашние обязанности, связанные с трудом и приношением пользы. Не оставляйте своих домочадцев без дела, чтобы фокусировать их внимание на правильных вещах. Если дело касается детей, то за успешное выполнение заданий, их обязательно нужно поощрять.
  • Не мотивируйте детей деньгами и покупкой вещей. Не пытайтесь заменить любовь, внимание и заботу денежным или материальным поощрением за успехи. Ребенок должен достигать чего-либо ради личностного роста. Он должен понимать, что хорошее поведение – это не товар. Бонусы и поощрения должны носить нематериальный характер.
  • Формируйте у ребенка правильное отношение к деньгам. Дети всегда замечают, как в семье относятся к финансам, как ими распоряжаются. Помните, что вы подаете пример. Деньги не нужно идеализировать и обожествлять, к ним следует относиться разумно и без фанатизма. Тогда и ваши дети будут иметь к ним здоровое отношение.
  • Учите детей зарабатывать самостоятельно. Лучше всего, если это будет физическая работа – чтобы формировалось правильное отношение к труду. Получая даже небольшой опыт самостоятельного заработка, ребенок будет понимать и важность образования, и осознает, что вы не печатаете деньги, и научится расходовать средства более правильно.
  • Примите ответственность за свои действия. Только в ваших руках сделать свою жизнь лучше. То, что вы делаете, сказывается на вашем будущем. Если вы хотите прийти к действительно стоящему результату, вы должны понять, что он зависит не от количества денег в кармане, а от вашего личностного и духовного развития.

Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.

Секрет выхода из общества потребления – максимально осознанная жизнь, обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.

Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Бизнес

Портрет российского потребителя снова меняется Фото: PhotoXPress.ru

Портрет российского потребителя снова меняется. Модель «от зарплаты до зарплаты», к которой мы возвращаемся в кризис, не позволит людям самостоятельно решать проблемы с жильем, медициной и образованием.

Общество «одевшихся»

Несмотря на высокую дифференциацию уровня жизни разных групп населения, которая последние 15–20 лет существенно не менялась, с 1998 по 2008 год представители всех слоев российского общества смогли существенно повысить свой уровень жизни. За этот период реальные денежные доходы (скорректированные на темпы инфляции) выросли примерно в три с половиной раза.

Потребительский золотой век закончился кризисом 2008 года. Но по результатам менее десяти лет благоденствия российский потребитель стал другим. В 1990‑е годы почти для половины населения все, что выходило за пределы обеспечения питания семьи, вызывало напряжение семейных бюджетов; нужно было экономить, чтобы купить что‑то сверх этого (одежду, обувь и проч.). Многим семьям буквально не хватало денег на еду. Сейчас же чуть более половины российских семей не испытывают финансовых проблем для обеспечения повседневных нужд не только в питании, но и в одежде. Из общества «наевшихся» мы превратились в общество «одевшихся».

Массовым эталоном достатка стала возможность приобрести бытовую технику без необходимости заранее копить для этого деньги. К этому добавились расходы на семейный отдых (как правило, зарубежный, но в ограниченном круге стран «подешевле» – Турция, Египет и т. п.). Это важный переход от самообеспечения, самообслуживания к иному потребительскому поведению: готовности купить нужные услуги, а не сделать все самим. Такой уровень достатка стал привычным примерно для 20–30% российских семей, а для остального населения превратился в массовую модель желаемого потребительского поведения.

Долгая дорога к богатству

Однако к концу этого периода благоденствия массовая модель потребительского поведения стала «отставать» от накопленного платежеспособного спроса. На бытовом уровне это находит свое выражение в покупках «слишком дорогих» или «не слишком нужных» товаров и услуг (например, избыточные затраты на одежду, которые могли бы и не быть сделаны, если бы была возможность потратить их иначе, если бы хватало денег на другие цели). Причина тому – прежде всего слишком значительный разрыв между бедными и богатыми: чтобы подняться на ступеньку выше по лестнице материального достатка, денежные доходы должны вырасти слишком сильно.

У большинства населения уровень денежных доходов на протяжении золотого века оставался невысоким. Даже ежегодный их прирост на 5–10% в реальном выражении не позволял накопить достаточно средств, чтобы принципиально изменить свое потребительское поведение. Многие важные потребительские блага (в первую очередь жилье) оставались запретительно дорогостоящими. Поэтому слишком многие, как минимум две трети населения, оказались в ситуации, когда им не приходится экономить практически ни на чем, но и купить они могут только еду, одежду, бытовую технику и т. п. Значительную роль в этом сыграли не слишком благоприятные условия для личных накоплений, неразвитость финансовых рынков.

Важный и значительный прогресс в потребительском поведении был прерван – сначала кризисом 2008 года. Прямого снижения доходов населения удалось избежать, но вернуться к их росту в прежних масштабах так и не удалось. А потребительские настроения вообще так и не вернулись на предкризисный уровень.

Развилка для потребителей

Сегодня же встает вопрос о возможных последствиях для массового потребления девальвации рубля 2014–2015 годов. Если предположить, что ситуация на валютном рынке стабилизируется и удастся претворить в жизнь намерения ЦБ по таргетированию инфляции, в краткосрочном периоде – до одного года – поменяется немногое. У большинства нет сбережений, за границу они не ездят, ослабление рубля для них есть синоним инфляции и только этим пугает. Если значительного роста цен удастся избежать, а заработки останутся примерно прежними, то, как и раньше, практически весь бюджет массового потребителя будет тратиться на питание, одежду, бытовую технику, а также на отдых.

Процесс сокращения всех этих потребительских трат начался задолго до девальвации, по самым благоприятным оценкам – еще в 2013 году. Теперь люди станут еще экономнее выбирать, обращать внимание на более дешевый ассортимент. Структура потребления мало изменится, но вернется ощущение необходимости постоянной экономии на всем.

Еще более замедлится (или остановится) переход на следующую ступень потребительского поведения, предполагающую рост потребительского спроса на все, что способствует развитию человеческого капитала (образование, здоровый образ жизни и т. д.). Будет законсервирована потребительская модель скромного достатка практически советского типа: денег «от зарплаты до зарплаты» вполне хватает на повседневные нужды, но недостаточно для самостоятельного решения таких важных семейных проблем, как обеспечение жильем, хорошее образование для детей, качественное лечение в случае болезни и т. п. Со всеми этими вопросами по‑прежнему надо будет обращаться к государству. Такая модель потребления устойчиво воспроизводит несамостоятельную, зависимую от внешних обстоятельств личность, благодарную государству за поддержку.

Изменения в потребительском поведении российских семей в ближайшие пять лет будут зависеть от того, насколько тяжелым бременем лягут на их денежные доходы последствия новой волны экономических неурядиц в стране. В случае неконтролируемой инфляции, к которой немедленно добавятся растущая безработица и прочие проблемы рынка труда (невыплаты и сокращения доходов), первой потерей станет доверие населения к банковской системе и отечественной валюте. В кризис 2008 года этот аспект потребительского поведения подвергся атаке, но пока в массовых слоях населения хрупкое доверие еще сохраняется.

Сокращение потребительского спроса будет происходить по двум направлениям: во‑первых, снизится спрос на услуги (в первую очередь связанные с отдыхом и развлечениями – и это уже происходит). Во-вторых, режим экономии заставит многих покупателей отказаться от тех самых «не слишком нужных» приобретений.

Если же в ближайшие два-три года удастся восстановить рост реальных доходов населения, то продолжится рост интереса к товарам и услугам, способствующим не просто поддержанию существования, но развитию личности (туризм, активный, познавательный отдых и развлечения, товары и услуги для хобби, здорового образа жизни). Ну и, конечно же, все больше людей будут пытаться самостоятельно решать квартирный вопрос.

В цикле «Сценарии-2020» эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы.

Глава 1

Эпоха потребления

Нравится нам это или нет, но необходимо признать, что за последние два десятилетия российское общество стало обществом потребления.

Можно спорить о том, есть ли в России демократия, гражданское общество, политические партии и свобода слова. Но трудно не согласиться с тем фактом, что в России теперь есть колбаса. Это реальность, данная нам в ощущениях.

И не только колбаса. В сегодняшней России есть практически любые товары, имеющиеся в дешевых супермаркетах и дорогих бутиках экономически развитых западных стран, и даже то, чего в этих странах не сыщешь. И все это с удовольствием, даже взахлеб потребляется.

Одновременно в стране отсутствует сколько-нибудь внятная потребительская культура или этика потребления, характерная для более «старых» потребительских обществ Запада. В наследство от социалистической идеологии нам досталось негативно-пренебрежительное отношение к понятию «общество потребления» и к самому процессу потребления.

Справедливости ради надо признать, что здесь мы не одиноки. Негативное отношение к потреблению разделяют с социалистической идеологией практически все политэкономические теории индустриальной эпохи.

Термин «потребление» возник в раннеиндустриальный период, когда появилось разделение дома и рабочего места, рабочего и свободного времени, общественной и частной сфер жизни. Деятельность, осуществляемая дома, на досуге, частным образом, стала называться «потреблением». «Производство» же поселилось в общественных местах — на фабриках, в мастерских, в конторах…

Домашние обязанности стали «непроизводительными» — банальными, не имеющими ценности.

Собственно потребление — процесс, в ходе которого ценность используется, уничтожается или разрушается, и никакая другая ценность не создается (в противном случае это «потребление в процессе производства»). Следовательно, определение того, что считать потреблением, зависит от определения ценности. Если мы считаем, что в ходе потребления возникает нечто полезное (ценное), то это уже не потребление, а производство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эдуард Бояков, режиссер, создатель театральных фестивалей «Золотая маска», «Новая драма»: Потребление нужно ограничить. В советское время мой призыв был бы полным кощунством. Ведь мы все нуждались, жили в обществе тотального дефицита. И квартира, машина, дача — это были какие-то тотемные цели, которых мало, кто достигал. А капитализм, который пришёл в нашу с вами жизнь совсем недавно, дал возможность удовлетворять свои потребности. И мы оказались в пространстве западного супермаркета. Вспомните свою первую поездку за рубеж. Главное, что потрясало наших соотечественников, и меня тоже, были не великие произведения искусства и архитектуры, ни музеи. Прилавки магазинов! Это был сильнейший культурный шок! Мы привыкли к сыру, хлебу, колбасе. А там сотни их видов и наименований! Мы все считали, что вот когда в России появятся такие магазины, мы начнём жить по-другому, станем более свободными и счастливыми. Но не случилось.

Я вспоминаю Гетруду Стайн, которая говорила, что когда человек достигает того, чего он хотел, часто оказывается, что он хотел совсем не этого. Так получилось и с нами. Сейчас мы понимаем, что вот этот заполненный под завязку холодильник, который был предметом мечты наших родителей, — ничто иное, как страшная профанация алтаря, не имеющего на самом деле никакого отношения к нашему счастью. Это пародия на алтарь. Мы гонимся за потреблением, мы хотим чего-то достичь, что-то купить. И вдруг оказывается, что это что-то — гаджет для ребёнка, игрушка, — нужны лишь для того, чтобы отвлечь, занять его. И тогда мама и папа смогут…. много работать. И вот они работают, получают стресс, ребёнок отчуждён. Мы теряем семью. Мы думали, что наши семьи будут жить лучше. Оказывается, нет.

Американские ученые сравнили размеры посуды и еды на пятидесяти двух художественных полотнах последнего тысячелетия. И обнаружили, что габариты тарелок выросли на шестьдесят шесть процентов, порции еды на шестьдесят девять, а куски хлеба на двадцать три процента

Мы считали, что наши люди будут жить лучше, если получат хороший рынок пищи. Но развитые капиталистические страны показывают обратное. Двадцать пять процентов американских школьниц страдают ожирением. Огромное количество болезней приходит из-за того, что мы переедаем. Мы не можем себя контролировать. И этот процесс имеет отношение ко всему. Во что превращается европейский или российский город? Какое количество асфальта мы накладываем на землю? Какое количество цветов и зелени мы убиваем? Какое количества мусора производим? Время от времени в Интернете появляются страшные статьи, о том, что в Тихом океане существует огромный мусорный остров, который своими размерами превзошёл некоторые европейские страны.

Эдуард Бояков. Фото:Игорь Филонов/ РГ

Эдуард Бояков: Что делать в этой ситуации? Безусловно, нельзя ограничить потребление какими-нибудь политическими указами. Но мы должны задуматься о том, действительно ли мы потребляем столько, сколько нам нужно? Этот вопрос нужно адресовать самому себе. У меня в моей бизнес-биографии был момент, когда я попробовал подсчитать количество своих галстуков. Признаюсь, их получилось пять сотен. Я выбирал их по цветам и фактурам. Сейчас это кажется такой глупостью. Общество должно не стареть, а мудреть. И эта мудрость неизбежно приведёт к тому, что появятся люди, которые покажут пример ограничения… Они уже есть на Западе. Достаточно вспомнить создателя империи ИКЕА. Он летает эконом-классом, очень ограничивает своих детей. Например, объявил им, что наследство, которое он оставит , будет очень скромным. Развивайте себя сами!

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН: Честно сказать, я думал, что по количеству галстуков я буду рекордсменом. У меня их двести двадцать семь…

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла: Кстати, Уэллс примерно так характеризовал Карла Маркса: «Ну, какой же он серьёзный экономист? Человек с такой бородой, за которой надо ухаживать бесконечно долго, не может быть серьёзным экономистом!»

Руслан Гринберг: … Дело в том, что, когда человек рождается, у него нет никакого выхода, он должен быть счастливым. А это очень приятно: иметь разнообразную пищу, большой гардероб. Потребление — это синоним свободы. Мы должны иметь выбор на всё. Будь то носки, начальство, премьер-министры.

Руслан Гринберг. Фото:Сергей Карпов/ ИТАР-ТАСС

Вспомните семьдесят лет советского аскетизма, жуткого унижения, уныния, серости. И вдруг Михаил Горбачёв «открыл ворота тюрьмы», мы увидели четыреста сортов сыра и обалдели, конечно, от этого. Это не синоним счастья, но очень хорошая вещь.

Этот заполненный под завязку холодильник, о котором мечтали наши родители, — страшная профанация алтаря, не имеющего никакого отношения к нашему счастью

А если серьезно, то рыночная экономика работает по принципу: все, что произвели, вы должны продать. Есть пара стран в мире, которые так не считают. И там, кстати говоря, есть указы о регламентации потребления. Это Северная Корея и Куба. И надо сказать, что в этих государствах люди живут вполне счастливо тем, что у них есть, потому что не знают ничего другого. К слову, вот история из советского прошлого. Один мой приятель сел в тюрьму на семь лет за то, что поменял немножко рублей на немножко долларов, чтобы своей подружке купить роман Булгакова. «Мастер и Маргарита» продавался только за валюту.

Но если говорить честно и серьёзно, обсуждение темы о вреде потребления мне кажется большим ханжеством и лицемерием. В нашей с вами благословенной стране лишь двадцать пять процентов населения потребляет то, что потребляют европейцы. Остальные выживают. У нас царит недопотребление.

Марина Красильникова, социолог: Потребительские ориентации трёх четвертей российского населения ограничены питанием и одеждой. Откуда же тогда популярные последнее время разговоры о том, что общество перепотребляет? Раздражение появляется тогда, когда происходит диссонанс между доходами и потреблением. Некоторые наши граждане уже получили огромные деньги, но не научились правильно их тратить. Люди тащили из советского прошлого навыки бедняков. А как может продемонстрировать свой социальный статус бедный человек? Тем, что он хорошо поел и красиво оделся. Когда в центре Москвы кто-то покупает одежду по безумным ценам, несопоставимым с ценами в европейских столицах, он платит не за вещь, а за честь приобщиться к более высокому статусу.

Сергей Ковалёв, психолог: Лев Толстой считал, что истинно счастливым становится тот человек, которые осознаёт: то, что у него есть — это и есть всё то, что ему надо. Ему вторил академик Дмитрий Лихачёв: бедный — это не тот, у кого мало, бедный — тот, кому мало.

Необходимо всерьез говорить об ограничении того статуса, той фетишизации потребления, которая в настоящее время существует. Да, есть цель — жить хорошо. Есть средство — потребление. С этим никто не спорит. Это нормальный процесс. Но если средство становится самоцелью, возникает так называемый закон смещения. Скажем, у женщин, которые были помешаны на диетах, целью стала не красота, а само похудение. Они превращались в анорексиков, которых потом вытаскивали из этого своеобразного понимания смысла жизни в психиатрических клиниках. Нельзя превращать потребление в основной смысл существования цивилизации, общества, индивидуального человека. Всегда есть что-то более высокое, ради чего, в конце концов, мы и потребляем. В результате этой фетишизации смысла потребления, статусного характера потребления, мы имеем у двадцати процентов населения экзистенциальный невроз. Наелись, накупились. А дальше что?

У других — социальный невроз. Мы никак не можем дотянуть до гламурных стандартов, которые нам демонстрируют на киноэкранах, на телеэкране, в журналах. Ситуация, когда тачки, тряпки, тусовки заменили ум, честь и совесть.

Современная ценностная ориентация современной цивилизации: статус, власть, материальные блага и чувственные удовольствия. Счастливость заменяется успехом. Но исследования потребления показали, что в период с шестьдесят шестого по девяносто шестой год уровень благосостояния американских граждан поднялся в полтора раза, а удовлетворённость жизнью упала в два.

Япония находится в депрессии последние несколько лет только потому, что она перестала потреблять

Г-н Исидзэ Мотоюки, министр-советник, заведующий информационным отделом посольства Японии в России: В Японии верят, что в любой вещи живет душа. Мои родители не разрешали мне оставлять недоеденным рис, потому что тем самым мы проявляем неуважение к духу пищи. Нельзя тратить что-то в пустую. Понимание этого — японская культурная особенность.

С нашей точки зрения, все вещи и продукты должны быть очень качественными. Чтобы поддерживать качество, может быть, есть смысл ограничить количество производства. И еще. Традиционно в нашем обществе осуждается тот, кто слишком много потребляет или выбрасывает вещи, которые могли бы еще послужить. По-моему, имеет смысл прислушаться к Японии, потому что она успешно преодолевает те вызовы, с которыми весь мир, скорее всего, тоже встретится.

Руслан Гринберг: Но Япония находится в депрессии последние несколько лет только потому, что она перестала потреблять. И это очень тяжелый вопрос. Мы живем в капитализме. У нас нет другой альтернативы. А капитализм — это общество, которое производит, чтобы продать. Если вы не идете в магазин, и если вы не покупаете, то производство останавливается, мир останавливается.

Михаил Швыдкой. Фото:Сергей Пятаков/ РИА Новости www.ria.ru

Михаил Швыдкой: Честно скажу, я не уверен, что в домах с печным отоплением, с туалетом на улице легче думается о смысле жизни. Хотя так уж получилось, что люди задумывались о таких серьезных проблемах, именно когда жили и в более сложные времена, чем сегодняшние. Но, как мне представляется, вопрос не в том, как мы будем потреблять, и станем ли от этого менее духовными или более духовными. Это вопрос, внутренних усилий каждого. И главное. Проблема, с которой мы скоро столкнёмся особенно в развитых странах, состоит в том, что потреблять будут люди, которые никогда не работали. Уже сегодня производит меньшее число людей, чем те, кто потребляет, не работая. И шансов у последних на работу, в общем-то, нет. Приведу в пример США. Там индустриальных рабочих всего 17 процентов. Четыре процента фермеров. Кто-то работает в сфере услуг. А половина никогда не занималась производительным трудом! Это те, кто просто получает социальный пакет.

Подготовила Елена Новоселова

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — одна из ведущих экономических организаций мира, которая включает 34 государства, выпустила отчет «Как жизнь?». Из него следует, что прогресс государства зависит от более широких, чем ВВП, параметров. В частности, от приоритетов и стремлений людей, их представлений о своей «счастливости».

Российские и мировые службы и организации, специализирующиеся на статистических исследованиях, давно уже ищут ответ на вопрос, как счастье человека связано с уровнем его потребления и благосостоянии. Вот последние данные на эту тему. Психологи утверждают, что удовлетворенность жизнью, а это почти счастливое самоощущение, лишь на 10-15 процентов обусловлена внешними обстоятельствами, на 50 процентов — общим складом личности и на 35-40 — зависит от личного выбора в принятии решений.

Социологи РОМИР, составившие так называемый «глобальный индекс счастья» отдали России 33-е место из 54. счастливыми себя назвали 42 процента наших граждан, против 53 процентов в среднем по миру. С 2006 года вычисляется и Всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index). Это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения их способности обеспечить своим жителям счастливую жизнь. Он рассчитывается по методике британского исследовательского центра New Economic Foundation совместно с экологической организацией Friends of the Earth, гуманитарной организацией World Development Movement. Выпускается раз в два-три года.

Составители рейтинга подчеркивают, что в тех странах, где упор делается на развитие производства, а с ним и на экономический рост, люди, как правило, счастливее не становятся. Так вот, по данным, опубликованным в 2012-м году, Россия в этом списке из 151-й страны занимает 122 место. Между Конго и Болгарией. Счастливее всех, если верить рейтингу, жители Коста Рики и Вьетнама, а несчастнее — Чада и Ботсваны. Граждане США — на 105-м месте. Кризисная, безработная Греция — на 83-м, нестабильный Египет — на 91-м. Счастливее всех из бывших республик Союза оказалась Киргизия, занявшая 38 строчку списка счастья.

Еще одна международная организация — ОЭСР представила новую версию индекса качества жизни (Better Life Index), рассчитываемого на основе оценок респондентов по 11 параметрам. По сумме их всех, Россия занимает 32-е из 36 мест рейтинга, расположившись между Эстонией и Бразилией. Более других удовлетворены жизнью Швейцария, Норвегия, Исландия и Швеция. Россияне же выше всего оценили национальный «баланс труда и отдыха»: примерно на уровне жителей Испании, Дании, Нидерландов и Норвегии.

Мнение

Владислав Флярковский, журналист:

Намерение ограничить потребление мне напоминает твёрдое желание с понедельника начать новую жизнь… Я вспомнил один потрясающий меня эпизод. Лечу я в самолёте одной из крупных авиакомпаний. От нечего делать читаю каталог товаров: «Мягкая игрушка «Панда» — двадцать евро. Вы будете гордиться тем, что часть ваших денег поступит в поддержку Фонда защиты дикой природы». Листаю дальше: «Часы. Триста пятьдесят евро. Великолепный подарок, ремешок из натуральной кожи питона». Человечество окончательно двинулось рассудком. Я не большой знаток человеческой натуры, но я почему-то уверен в том, что человек может заставить себя не жрать гамбургеры. Но не может заставить себя не слушать пошленькие песенки и читать дурацкие детективчики. Так он устроен.

Владислав Флярковский. Фото:Григорий Сысоев/ ИТАР-ТАСС Блиц-опрос

Какая вещь была предметом вашей детской мечты?

Эдуард Бояков: Автомобиль.

Руслан Гринберг: Плащ-болонья.

Есть ли у вас дома лишние вещи?

Эдуард Бояков: Очень много.

Руслан Гринберг: Только лишние одни.

Вас устраивает сегодняшний книжный рынок?

Эдуард Бояков: Нет.

Руслан Гринберг: Более чем.

Сколько фильмов вы смотрите за неделю?

Эдуард Бояков: Наверное, пять.

Руслан Гринберг: Ни одного.

Чего Вам не хватает сегодня?

Эдуард Бояков: Осознания того, что у меня все есть.

Руслан Гринберг: Всего хватает.

Кстати

Термин «консюмеризм» был введен в обиход в 1970 году двумя разными людьми: итальянским режиссёром Паоло Пазолини и американским политологом Гербертом Маркузе. Академик Владимир Вернадский подсчитал, что из всего объёма сырья, извлекаемого из земли, человек потребляет в виде готовой продукции примерно шесть процентов. Остальное — отходы на разных стадиях технологической цепочки.

ОПРОС «РГ»

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – к.ф.н. Ермолаева Е.В.

Немецкий социолог Э. Фромм назвал современный этап общественных отношений «обществом потребления». Оно характеризуется массовым потреблением товаров и услуг и формированием соответствующей системы ценностей. В сфере торговли наблюдается преобладание крупных торговых центров и супермаркетов. Развитая система кредитования направлена на стимулирование потребления.

Потребление отражает социальные характеристики потребителя, определяет его индивидуальный образа жизни, демонстрирует социальный статус. В современном обществе растущий уровень потребления является способом жизнедеятельности. Отличительной чертой потребительства является его пассивный характер. Причём, имеется в виду не внешняя пассивность, но внутренняя, при которой сущностные творческие способности человека находятся в латентном состоянии. Само по себе потребление направлено на восполнение, но не на созидание.

Французский философ Ж. Бодрийяр считает общество потребления обществом самообмана. Потребитель осуществляет свой выбор нерационально и несамостоятельно. Выбор навязывается самой структурой общества потребления, его мнимыми ценностями, воплощенными в вещах. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют.

Основными проблемами общества потребления являются:

· Общество потребления превращает человека в зависимого.

· Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым, а значит потребеление не может быть бесконечным.

· Отрицается необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека, что ведет к деградации личности, к упадку культуры.

Обществу потребления противостоит духовное самосовершенствование и аскетизм. Все мировые религии выступают против потребительского образа жизни. Дальнейшее развитие общества связано с разрешением его противоречий.

Литература.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — С. 63-77.

Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *