Великая панагия оранта

Среди икон Божией Матери, почитаемых в Греции, известна и икона Богородицы Явленной, из Миханьоны (της Παναγίας Φανερωμένης, η Μηχανιώτισσα).


Районный центр Неа Миханьона, современный поселок с населением около 7,7 тыс., находится в 32 км к северовостоку от Салонник. Местность эта, впрочем, была заселена с давних времен, — здесь находился древний город Эния (Αίνεια). Но сейчас речь пойдет о событиях прошлого века.
В Греции знают, что приставка «Неа» (в переводе с греческого – «новая») рядом с названием современного городка или поселка, часто свидетельствует о том, что здесь обосновались греки, вынужденно переселившиеся из города Малой Азии, носящего такое же название. Жители старой Миханьоны, расположенной около города Кизика, в Мизии (ныне — территория Турции), были вынуждены оставить свои дома летом 1922 года. Весть о том, что греческая армия терпит сокрушительное поражение в войне с турками и начинается массовое уничтожение христиан, пришла к миханьонцам вечером 22 августа, в день праздника иконы Богородицы Явленной, Миханьотисы. Через 5 дней в порт зашел пароход, отправленный общиной миханьонцев из Константинополя, и 29 августа беженцы прибыли в деревню Эпиватес напротив побережья Восточной Фракии. 30 апреля 1923 года большинство миханьонцев переехали в местность «Турбали», чтобы начать новую жизнь. Это поселение на берегу моря и получило название «Неа Миханьона», в память о потерянной родине.
Вместе с жителями, прибыла в Турбали и их святыня, Богородица Явленная. Эта икона, достаточно большая по размерам, была написана в 8-м веке. Название Явленная, согласно преданию, она получила во времена иконоборчества. Икона принадлежала некой христианке из деревни Курсули на побережье дальней Фракии. Женщина, опасаясь иконоборцев, бросила святыню в море, молясь о ее спасении и надеясь снова увидеть свою Богородицу. Волны вынесли икону на берег Миханьоны, где ее, стоящую вертикально на песке, нашел монах из местного монастыря.
Панагия Фанероменис прославилась своим необычным способом исцеления больных. Согласно свидетельствам верующих, излечившихся с помошью иконы, она чудодействует через… удары (от греч. «τύψεις»; любопытно, что основное значение этого греческого слова — «раскаяние»). Больной, сидя на земле, обнимал святой лик. Священник читал молитву, и икона приходила в движение прямо в руках страждушего, ударяя его по телу, иногда даже до появления крови. И сразу же наступало исцеление. Однако, очень часто, верующие в ожидании своей очереди к святыне вели себя неподобаюшим образом, ругались, спорили друг с другом. Это послужило причиной того, что в 1951 году Митрополия Салонник запретила священникам передавать икону в руки верующих, и Богородица Явленная заняла свое место на возвышении в специальном иконостасе. И хотя сегодня икона не излечивает посредством ударов, люди по-прежнему получают ее помощь. Известны многие свидетельства верующих, которым Миханьотиса помогла вернуть утраченное здоровье, поддержала в трудные периоды их жизни или даровала долгожданное дитя. Чествование иконы проходит на отдание Успения Пресвятой Богородицы, вечером 22 августа, и продолжается на следующий день. Для православных греков это такой же важный праздник, как и праздники в честь Сумельской иконы Божией Матери, Тиносской иконы Пресвятой Богородицы, и потому тысячи людей приезжают сюда, чтобы поклониться святыне.


Храм, где находится сейчас Богородица Явленная, стоит в центре Неа Миханьоны. Первая церковь в честь иконы была построена здесь в 1927 году местными жителями. Но скоро стало очевидно, что храм слишком мал, и на пожертвования верующего из Афин в 500 золотых лир было решено начать работы по его расширению. Однако по-настояшему грандиозное строительство церкви, способной вместить 4 тысячи человек, началось в 70-х годах при поддержке Митрополита Неа Крини и Каламарьи Прокопия. Открытие нового храма состоялось 27 мая 1984 года. В 90-х работы были полностью закончены, и святая икона вновь занимает достойное ее место, помогая людям.
Текст и фотографии seraphim.gr

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Одним из излюбленных типов икон для иконописцев и для верующих является изображение Богоматери. Вообще на Руси почитание Самой Богоматери и Ее икон, наверное, стоит вровень с поклонением Самому Иисусу Христу и почитанием Его икон. Поэтому это очень важная часть духовной жизни христиан.

Среди икон Богоматери есть такой тип, где Она одна и изображена в полный рост. Причем эти иконы, как правило, очень большие по размеру, и в домонгольской Руси играли в храме ту же роль, что в византийском храме обычно играли мозаики и фрески. Но в деревянном храме, а таких было на Руси большинство, невозможно было ни написать фреску, ни тем более сделать мозаику. В связи со сложной технологией мозаика вообще не прижилась на Руси, поэтому большие ростовые иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.

Один тип такой иконы – Великая Панагия – Оранта. Вообще в переводе с греческого «Панагия» означает «Всемилостивейшая», «пан» – это «все», то есть милость распространяется на всех. Оранта – это Богородица, молящаяся за человечество, просящая снисхождения у Своего Сына. Поэтому в таком чисто русском явлении, как иконостас, который в русских церквях отделяет алтарь от того нефа, где молятся верующие, обязательно есть ряд, который называется деисус. В центре находится Иисус Вседержитель как Великий Судья на Страшном Суде, а с обеих сторон от Него расположены апостолы, иногда пророки и обязательно Богоматерь, Которая молит о прощении, спасении человечества.

Особый тип Оранты – это Оранта с поднятыми руками. Еще этот тип иконы называют Нерушимая стена, который первоначально исходит от мозаики Киевской Софии. Другой тип таких же ростовых икон может называться «Знамение». Это когда Богородица изображена в полный рост, но на Ее груди медальон, в котором находится изображение Иисуса Христа либо в образе Младенца с взрослым лицом, либо в более поздних иконах в образе Эммануила, то есть Иисуса-подростка. Эта икона как бы рассказывает о той миссии, которую выполняет в этом мире Бог в образе человека, идя на жертву, для того чтобы спасти христиан и человечество. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, смотрящий на эту икону.

Остальные изображения Богородицы очень часто выполнены в поясном ракурсе, и на них Божья Матерь часто присутствует не одна, а с Христом и даже некоторыми другими персонажами.

И, наконец, есть иконы, где образ молящейся Оранты и образ Знамения совмещены в одной иконе. Одной из древнейших икон такого вида является икона «Ярославская Оранта», или «Ярославская Богоматерь Знамения». Название «ярославская» она получила потому, что была привезена из Ярославля, куда, правда, по мнению многих историков, попала в XVIII из Ростова, в виду переноса в Ярославль митрополичьей кафедры.

По поводу этой домонгольской иконы, написанной примерно в 1218 году, то есть начале XIII века, идет большой спор. Многие считают эту икону, написанную здесь, на Руси, русским иконописцем, началом целой ярославской иконописной школы, очень развившейся впоследствии и важной для русской иконописи школы. Другие же напротив говорят, что, хотя потом существовала знаменитая ярославская школа иконописи, однако, сама «Оранта – Знамение» не имеет к ней прямого отношения. По одной из версий эта икона была написана в Ростове, находилась там до XVIII века в храме Успения Богородицы, и была написана киевским, то есть уже русским, знаменитым иконописцем, имя которого известно нам из источников – Алимпий. Он довольно смело совместил два византийских канона написания Богородицы в полный рост – Знамения и Оранты. Поэтому часть специалистов называют икону «Оранта», а другие говорят, что главное – то, что на груди Богородицы присутствует медальон с изображением Христа, и, скорее всего, это «Знамение». В книгах эта икона упоминается под обоими названиями и, конечно, является одним из самых знаменитых образов Богородицы, изводы от которой русские иконописцы писали начиная уже с XIII века и далее в XIV, XV и в более поздние века.

Образ Пресвятой Богородицы «Великая Панагия» является копией иконы начала XIII века, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Её подлинник был обретён в XIX столетии иконописцем и реставратором Григорием Чириковым в кладовой Спасо-Преображенского собора города Ярославля, отчего святыня именуется также Ярославской Орантой. На иконе Пресвятая Дева изображена с воздетыми в молитвенном жесте руками, что характерно для иконописного типа «Оранта» (от лат. orans — ‘молящийся’). На груди Божьей Матери представлен медальон с фигурой благословляющего Младенца Христа. По сторонам от лика Богородицы помещены медальоны с Архангелами в епископских омофорах, дополняющие тему молитвенного служения.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется выпуклая доска из натурального дерева (липы) и покрывается льняным холстом. Поверх паволоки кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии старинной иконы, изображение наносится на левкас печатным способом. Область нимба вручную покрывается сусальным золотом, а в целях достижения сходства с подлинником применяются эффекты старения – трещинки и патина. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.

Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ)иконографический тип Пресв. Богородицы, представляющий собой образ Богоматери Оранты в рост, с медальоном перед грудью, в к-ром изображен Младенец Христос. Такое наименование, согласно Н. П. Кондакову, связано с надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном панагиаре XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне. Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду.

Прообразом этого типа является фреска IV в. из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по пояс представлен образ Богоматери Оранты с поясным изображением Младенца Христа без медальона, по сторонам — хризмы. Этот иконографический тип получил распространение в визант. искусстве в XI-XII вв. Изображение В. П. часто помещалось в конхе алтарной апсиды церквей: Панагии в Трикомо (Кипр), нач. XII в.- 1130 г.; Спаса на Нередице, 1199 г.; Богородицы в мон-ре Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 20-е гг. XIII в.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1345 г.; Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, XIV в.

Литургическое содержание образа особенно явно выражено в рус. иконе, т. н. Ярославской Оранте (ок. 1224, ГТГ), где Младенец Христос представлен как архиерей, благословляющий обеими руками, а ангелы в медальонах изображены в епископских омофорах. Образы типа В. П. именуются также «Влахернитисса» (рельеф из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции, ок. 1200; икона «Богородица с предстоящими Моисеем и патр. Евфимием» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.; Мирожская икона Божией Матери, XVI в., ПИАМ; изображение Богоматери Епискепсис (Покровительницы) на печати XII в., Археологический музей в Стамбуле).

Икона Божией Матери «Знамение». XII в. (собор Св. Софии в Новгороде)

В рус. традиции образы типа В. П. называются также «Знамение» и чаще представлены в поясном варианте (новгородская икона «Знамение», XII в., Софийский собор в Новгороде). Такие изображения встречаются в алтарных росписях (в конхе жертвенника ц. Спаса на Нередице), в куполах (ц. Богоматери Афендико в Мистре, нач. XIV в.), а также на стенах нартексов, над входом в храм ( ц. Панагии Форбиотиссы в Асину, Кипр, 1105-1106; мозаика нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1321). Этот вариант иконографии именуется также Платитера («Ширшая небес»). Жест воздетых рук Богородицы и изображение на Ее груди Эммануила определяют основное содержание образа — молитва за весь мир и свидетельство о спасительном воплощении Божественного Логоса. В зависимости от иконографического контекста и сопроводительных надписей тема воплощения получает догматический (напр., образ Богоматери «Знамение» в среднике пророческого ряда иконостаса) или литургический характер (панагия игум. Никона, XV в.; икона «Ярославская Оранта»). Разнообразие наименований, связанное с почитанием прославленных образов, привело к формированию различных научных традиций, в к-рых отдается предпочтение тому или иному варианту названия вне зависимости от иконографических особенностей изображения. Кондаков, как правило, пользуется термином «Знамение», те же памятники в работах исследователей XX в. называются «Влахернитисса» и «Платитера». В рус. письменных источниках XVI в. для обозначения данного иконографического типа используется термин «Воплощение», наиболее точно соответствующий догматическому содержанию образа.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 102-123; Lange R. Die byzant. Reliefikone. Recklinghausen, 1964; LCI. Bd. 3. Sp. 167-168 ; Пуцко В. Богоматерь Великая Панагия // ЗРВИ. 1978. Т. 18. С. 245-256; Weis A. Die Madonna Platytera: Königstein im Taunus, 1985; Sevcenko N. P. Virgin Blachernitissa // ODB. 1991. Vol. 3. P. 2170-2171; Смирнова Э. С. Литургические образы в произв. живописи (на примере иконы нач. XIII в.) // ВВ. 1994. Т. 55 (80). С. 197-202; она же. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: нек-рые вопросы богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-309.

Н. В. Квливидзе

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы Акафисты иконам Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
    «Оранта» икона Божией Матери. Галерея икон.

    Оранта – один из древнейших образов Пресвятой Богородицы.

    В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой.

    Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской галерии, которую называют «Великой Панагией».

    Панагия с греческого переводится как Всесвятая.

    К иконам типа «Оранта» относятся иконы «Живоносный Источник», «Знамение», «Неупиваемая Чаша».

    В начало

    «Оранта» икона Божией Матери.

    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.
    «Оранта» икона Божией Матери.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *