Великие люди о боге

Ф.М. Достоевский: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!…И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия».
И.С. Никитин: «Измученный жизнью суровой, не раз я себе находил в глаголах Предвечного Слова источник покоя и сил».
А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!… Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям… Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике… Библия всемирна… Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».
Н.И. Пирогов: «Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, — я нашёл для себя этот идеал».
В.И. Белинский: «Есть книга в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги… Основания Евангелия — откровение истины через посредство любви и благодати».
Авраам Линкольн: «Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передаётся нам через эту книгу».
Джордж Вашингтон: «Невозможно правильно править миром без Бога и Библии».
Наполеон: «Библия — необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее».
Даниил Вебстер: «Если есть что-нибудь достойное почтения в моих мыслях и стиле, я отдаю честь моим родителям, которые с раннего детства внушили мне любовь к Священным Писаниям. Если мы будем придерживаться принципов, которым учит Библия, наша страна будет в состоянии постоянного благоденствия. Но если мы и наши потомки пренебрежем наставлениями и авторитетом этой книги, то можно смело сказать, что нас постигнет внезапная катастрофа и превратит нашу славу в глубокое бесславие».
В. Г. Сювард: «Вся надежда человеческого прогресса основана на постоянно возрастающем влиянии Библии».
Патрик Генри: «Библия ценнее всех книг, которые когда-либо были напечатаны»
Горас Грилей: «Невозможно поработить умственно или социально народ, читающий Библию. Библейские принципы лежат в основе человеческой свободы»
Роберт Е. Ли: «Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находил в Библии свет и силу»
Лорд Теннисон: «Чтение Библии, само по себе, является образованием».
Эммануил Кант: «Существование Библии, как книги, есть величайшая польза для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступление против человечества».
Чарлз Дикенс: «Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира».
Сэр Вильям Гершель: «Все человеческие открытия служат для более сильнейшего доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях».
Сэр Исаак Ньютон: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».
В. Гете: «Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука в глубь и в ширь, пусть ум человека развивается сколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут».
Генри Ван Дейк: «Рожденная на Востоке и одетая в восточную форму и образы, Библия проходит по всему миру обычными шагами и входит в страну за страной, чтобы всюду найти своих. Она научилась говорить к сердцу человека на сотнях языков. Дети слушают ее рассказы с удивлением и удовольствием, а мудрецы размышляют о них, как о притчах жизни.
Лукавые и гордые страшатся ее предупреждений, а к израненным сердцем и кающимся она говорит языком матери. Она вплетается в наши драгоценнейшие мечты для того, чтобы Любовь, Дружба, Сочувствие, Преданность, Воспоминание и Надежда были украшением на одеянии ее драгоценной речи. Никто не должен считать себя бедным и одиноким, кто обогатил себя этим богатством. Когда небосвод начинает темнеть и испуганный странник подходит к Долине Смертной Тени, он не страшится войти в нее. Он берет в свои руки жезл и посох Священного Писания и говорит другу и спутнику » до свидания, мы встретимся опять». Поддержанный этой надеждой, он идет пустынной тропинкой, пробиваясь из тьмы к свету».

Эпоха реформации (начало XVI — середина XVIII вв.) — это период масштабного религиозного и общественного движения, целью которого было вернуть христианство от наслоившихся веками человеческих традиций к своему первоисточнику — Библии. В странах, где набрало силу библейское христианство, отмечался колоссальный расцвет науки и экономики. Об этом свидетельствует целая плеяда великих учёных той эпохи, которые были не только мужами науки, но и ревностными христианами.

Иоганн Кеплер — немецкий математик, астроном, оптик. Первоначально Кеплер планировал стать протестантским священником, но стал математиком, заложив основы математического анализа, первый ввёл такие понятия, как среднее арифметическое и инерция, на основании его трудов начинается оптика как наука.

«Я — христианин. Великий Бог наш Господь, велика Его сила, и нет предела Его мудрости. Я верю лишь и единственно в то, что совершил Иисус Христос. Лишь в Нём наше убежище и утешение. У меня было намерение стать богословом, но теперь я вижу, как Бог моими стараниями прославлен и в астрономии, потому что «небеса проповедуют славу Божию”».

Блез Паскаль — французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин, например, гидравлических домкратов.

«Христианский Бог — это не только Создатель математических истин и миропорядка. Таким Его представляют и язычники. Но Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог христиан — это Бог любви и утешения».

«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны.

Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».

Исаак Ньютон — английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики, открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики. Он первый получил спектр, разложив свет с помощью призмы. Он создал важнейшие разделы математики — дифференциальное и интегральное исчисления.

«Всякий честный человек по законам Божеским и человеческим обязан повиноваться законным приказаниям короля. Но если Его Величество потребует нечто такое, чего нельзя сделать по закону, то никто не должен пострадать, если пренебрежёт таким требованием».

«Я верую в Библию — записанное людьми боговдохновенное Слово Божье. Я изучаю Библию каждый день».

Чудесное устройство космоса и гармония в нём могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего существа. Вот моё первое и последнее слово. Атеизм бессмыслен. Когда я смотрю на Солнечную систему, я вижу Землю на том самом расстоянии, которое обеспечивает ей получение соответственного количества тепла и света. Такое не происходит случайно. Эта самая прекрасная система Солнца, планет и комет могла произойти только по решению и суверенному праву разумного, могущественного Существа, Которое правит всем, как Господь всего».

Подготовила Наталья Воронина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 08 (244) август 2017 г.

Есть писатели с мировым именем которые были верующими людьми. Приведем список тех, о ком это подлинно известно.
Гаврила Романович Державин (1743-1816). Великий русский поэт, представитель классицизма. Широкую известность русской литературе принес именно Державин своим лучшим произведением-одой «Бог», которая в короткий срок облетела полмира и была переведена на множество языков.
Русский путешественник Головкин первый из русских попал в императорский дворец в Японии и, к своему изумлению, увидел на стене золотыми буквами высеченную оду «Бог» на японском языке.
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!..
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный-энциклопедист, поэт, переводчик, основатель МГУ… «Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы». Автор од «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743), стихотворных переложений псалмов и примыкающей к ним «Оды», выбранной из «Иова» (1751). «Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: «Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии»… Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения».
Александр Сергеевич Пушкин.
«Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов.
Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна».
Николай Васильевич Гоголь
«Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских, в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь наша незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!»
«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос».
Федор Достоевский
«…Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием. Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое перешел я. Им ли меня учить.»
«Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол».
Лев Николаевич Толстой
«На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть».
Федор Иванович Тютчев
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий Лик изобразится в них!
Владимир Соловьев
«Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, представьте Его себе живым, каков Он и есть, и возложите на Него всё бремя ваших сомнений».
Тарас Шевченко
«Сейчас моё единственное утешение — это Евангелие. Я читаю его ежедневно, ежечасно».
Анна Ахматова
Распятие
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Виссарион Григорьевич Белинский
«Есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и благодати».
Александр Иванович Герцен
«Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».
Уильям Шекспир, великий драматург.
«Я вручил мою душу в руки Бога, моего Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя».
Франсуа Мориак (1885–1970), французский писатель, лауреат Нобелевской премии, говорил о вере так: «Наши сердца будут полны невидимых идолов до тех пор, пока мы не распнемся со Христом на кресте».
Блез Паскаль, французский математик, писатель, ученый.
«Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы».
«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту»
«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».
«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди это разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы».
«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».
Ханс Кристиан Андерсен (1805–1898), датский писатель-сказочник, считал, что «душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».
Василий Шукшин, по свидетельству его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, хотя и был коммунистом, атеистом не был. Супруги тайно крестили двух своих дочерей. Большая заслуга в том, что Шукшин был верующим, принадлежит его маме — Марии Сергеевне, которая всю жизнь молилась о своем сыне.
Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896).Знаменитая американская писательница, получившая мировую известность благодаря роману «Хижина дяди Тома». Рожденная в семье священника и богослова и выйдя замуж за священника, Гарриет была христианкой не только в силу этого, а имея искреннюю веру в Иисуса Христа, через весь роман проходит идея о том, что примирить людей (рабов и рабовладельцев) может только вера.
«Но в давние, давние времена был Том, Чьи муки превратили орудия пытки, унижения и позор в символы доблести, чести и бессмертия. И там, где витает Дух Его, ни побои, ни пролитая кровь, ни поношения не смогут лишить последнюю борьбу христианина ее славы. Так разве в одиночестве провел Том эту долгую ночь в жалкой лачуге, мужественно принимая удары бича? Нет! Возле него, видимый ему одному, стоял Господь «Сын Бога живого». «Как странно, что жизнь человека, умершего тысячу восемьсот лет назад, всё еще оказывает такое действие на людей».
Жорж Бернанос (1888-1948). Французский писатель и публицист, который даже в плеяде тех ярких личностей французской литературы XX века выделяется каким-то особым своеобразием, оригинальностью мышления и неповторимой человеческой судьбой.
«Я твердо верю, что как в личной, так и в общественной жизни человек, достойный этого имени, прежде всего должен честно, по-мужски принимать те особые условия, которые ему приписывают его среда и его эпоха. Простой катехизис, к которому следует всегда прибегать, когда хочешь вернуться к здравому смыслу и избавиться от доктринеров того или иного направления, болванов от морали и болванов от статистики, подсказывает нам, что христианин, независимо от того, где он находится по воле Бога, должен думать о своем спасении, спасать себя. Увы, всегда найдутся такие христиане, которые вкладывают в это выражение смысл: «спасайся, кто может!», «Рванем отсюда, что есть духу!». Но христианин не спасается один, лишь спасая других, он спасет себя.
Иоганн Гете, немецкий мыслитель, поэт.
«Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она — основа всякого образования и всякого развития!»
«Человеческий ум может разрастись сколь угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт… Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа и в такой форме, в какой только Божество могло явит Себя на земле… Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности».
Генрих Гейне (1797-1856). Великий немецкий поэт. В Х1Х веке он был самым выдающимся и блиставшим остроумием, самым смелым неверующим умом. Но незадолго до смерти поэт через чтение Библии пришел к Господу в смиренном покаянии.
«Тем, что во мне снова проснулось религиозное чувство, я обязан этой священной книге, и она была для меня столько же источником спасения, сколько предметом благоговейного удивления. Странно! Целую жизнь я мотался по всем танцклассам философии, отдавался всем оргиям ума, вступал в любовную связь со всевозможными системами, не находя удовлетворения, – и вот теперь очутился вдруг на той же точке зрения, на которой стоит дядя Том (раб, герой романа Г.Б.Стоу «Хижина дяди Тома», кстати автор – христианка), на точке зрения Библии, и преклоняю колена рядом с этим черным богомольцем в таком же набожном благоговении».
Джордж Байрон, английский поэт.
«Если Человек может быть Богом и, если Бог может быть Человеком, то Иисус Христос был и Тем и Другим».
Чарльз Диккенс, английский писатель и мыслитель.
«Я предал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе».
Иммануил Кант, философ.
«Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало».
«Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божее: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною». (Пс.22:4)

Отрывок Иак. 2:14-26, без сомнения, является одним из самых противоречивых во всей Библии. Искренний христианин, последовательно читая Писание, обязательно преткнется об этот отрывок, который, как кажется, опровергает подробнейшим образом изложенное апостолом Павлом учение об оправдании верой, без дел. Но мы знаем, что в Библии нет противоречий, что все Писание богодухновенно и полезно, и что тот же Святой Дух, который вдохновлял Павла при написании его посланий, вдохновил и Иакова. Многие великие умы на протяжении истории Церкви пытались примирить учение Павла и учение Иакова, зачастую терпя на этом пути поражение – сам Мартин Лютер, великий реформатор, считал, что посланию Иакова нет места в каноне Библии. Но не все богословы обременяли себя подобными терзаниями, и это послание в итоге стало одним из столпов учения об оправдании перед Богом делами, которое исповедуют как традиционные церкви (католическая, православная), так и всевозможные псевдохристианские культы (например, Свидетели Иеговы). Действительно, читая такие стихи, как 2:14, 17 и 24, легко можно прийти к выводу, что для оправдания перед Богом необходимы дела, одной веры для вечного спасения недостаточно.

Те же богословы, которые не желали отказываться от принципов, утвержденных Реформацией (только благодать, только вера и др.), продолжали искать пути решения этой проблемы. Проблема была решена путем введения понятий «спасающая» и «не спасающая» вера и утверждением такого постулата, что истинная, спасающая вера обязательно будет иметь своим следствием добрые дела, или «плоды». Если же человек, заявляя о своей вере, не имеет дел (плодов), то это является свидетельством того, что его вера не является истинной и спасающей, а лишь «человеческой», «душевной», «бесовской» — мертвой. Вероятно, на данный момент такое понимание Иак. 2:14-26 является самым распространенным среди евангельских христиан всего мира.

Без того, чтобы подвергать сомнениям и критике какие-то конкретные богословские системы, мы попытаемся обозначить суть проблемы.

Новый Завет изобилует отрывками, которые недвусмысленно учат о том, что человек спасается (оправдывается перед Богом) по Божьей благодати, через веру, без дел. Давайте посмотрим на самые очевидные стихи, представляющие эту доктрину, и обратим внимание на тематику каждой рассматриваемой книги.

Евангелие от Иоанна – единственная книга Библии, утверждающая о себе, что ее целью является приведение людей к вере в Иисуса Христа и вечной жизни (Ин. 20:30-31).

1:12, «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

3:15-16, «…дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

3:18, «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

3:36, «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

5:24, «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

6:40, «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

8:24, «…если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».

11:25, «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

20:30-31, «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Деяния апостолов – историческая книга, описывающая переходный период рождения и развития Церкви, и приводящая содержание проповеди апостолов.

10:43, «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

13:38-39, «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

26:17-18, «…от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

Послание к Римлянам – послание, основной темой которого является Божья праведность. В свете Божьей праведности апостолом Павлом излагаются истины о спасении (оправдании) и духовной жизни (освящении).

3:21-24, «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».

3:28, «…мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

4:5, «…не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

4:22-25, «Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

5:1, «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

Обратите внимание на основополагающий принцип благодати:

11:6, «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело».

Послание к Галатам – написано с целью защиты доктрины оправдания верой.

2:16, «…однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

3:26, «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».

Послание к Ефесянам – послание о духовной жизни в Церкви, которая является Телом Христовым.

1:13, «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом».

2:8-9, «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

1-е послание Иоанна – послание, темой которого является общение с Богом.

5:14-13, «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

Анализируя же послание Иакова, мы видим, что оно является не доктринальным, но практическим – дает множество повелений (54 глагола повелительного наклонения в 108-ми стихах) о практической жизни верующих в условиях разного рода испытаний (Иак. 1:2). Наиболее вероятно, что это послание было первой книгой Нового Завета, написанной в то время, когда стройное доктринальное учение еще не было развито. Письмо Иакова было реакцией на греховное поведение верующих людей, которые, зная истину, не поступали соответственно этим знаниям (1:22; 2:14; 4:17).

Проблема заключается в том, что, сопоставляя приведенные выше доктринальные тексты с «практическим» текстом Иак. 2:14-26, многие богословы (и обычные верующие) в доктринальном вопросе оправдания перед Богом либо целиком отдают предпочтение последнему и учат о спасении делами, либо толкуют доктринальные тексты через текст Иакова, то есть дают дополнительные определения понятию «вера».

Действительно, сталкиваясь с очевидным противоречием (например, Иак. 2:14 и Титу 3:5 или Иак. 2:24 и Рим. 4:5), искренний исследователь Писания понимает, что в каких-то элементах данных отрывков кроется многозначность. То есть в «противоречащих» отрывках присутствуют какие-то термины, которые в разных контекстах имеют разные значения. И, рассматривая стих Иак. 2:14, «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?», люди приходят к выводу, что эта многозначность заключается в слове «вера». Таким образом, было введено понятие «спасающей» и, соответственно, «не спасающей» веры.

Но является ли такое «размножение» веры оправданным? Как мы уже увидели, доктринальные тексты, связывающие спасение и веру, никак не определяют эту веру. Иоанн в своем Евангелии не употребляет к слову «вера» никаких прилагательных. Новозаветные авторы лишь устанавливают для нас объект веры – личность и дело Иисуса Христа, – никак не определяя её качество. При этом в нашем отрывке присутствуют ключевые термины, многозначность которых становится очевидна, если рассмотреть все места Писания, где эти термины используются. Эти термины – «спасти» в 2:14 и «оправдался (оправдывается, оправдалась)» в 2:21, 24, 25.

Чтобы увидеть тот факт, что слово «спасение (спасти)» имеет различные значения, давайте рассмотрим некоторые стихи:

Мф. 9:20-22: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (греч.: спасусь). Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (греч.: спасена)». Очевидно, что речь здесь идет о спасении от болезни.

Ин. 12:27: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь (греч.: спаси) Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел». Конечно же, Иисус молился не о вечном спасении от греха.
Флп. 1:19: «…ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Являлся ли Павел невозрожденным человеком, нуждающимся в вечном спасении, когда писал письмо филиппийцам?..

1 Тим. 2:15: «…впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Установил ли Бог женщинам особые условия для вечного спасения?..

Мы видим, что словом «спасение» Библия описывает избавление от различных трудных или опасных обстоятельств. Конкретное значение этого слова определяется не иначе, как через исследование контекста. Понимание этого принципа «спасает» нас от неверных выводов и печальных для нашей духовной жизни последствий, когда мы сталкиваемся с такими стихами, как Мф. 24:13; 1 Пет. 4:18; Флп. 2:12; 1 Тим. 4:16 и др.

Откуда мы знаем, что стихи Еф. 2:8-9 и Титу 3:5 говорят о вечном спасении? Из их контекста. Поэтому, чтобы определить, в каком значении Иаков использует слово «спасти» в 2:14, нам придется исследовать и контекст послания в целом, и этого стиха в частности.

Во-первых, нам нужно понять, кому пишет Иаков. 15 раз в своем послании он называет своих читателей братьями. Также стихи 1:18 и 4:5 указывают нам на то, что он пишет уже верующим, возрожденным людям.

Во-вторых, нам нужно понять, зачем пишет Иаков. 1:2-4: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». 1:19: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». 1:22: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Иаков пишет своим читателям, чтобы побудить их к достойной христианской жизни, стойкости в испытаниях, правильной реакции на жизненные проблемы, практическому исполнению известных им истин Божьего слова.

В-третьих, помимо 2:14, Иаков в своем письме еще 4 раза использует слово «спасти». Нам нужно понять, в каком значении (значениях) он использует этот термин.

1:21: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души». Идет ли здесь речь о вечном спасении? Очевидно, что нет, потому что условием спасения здесь является не вера в Иисуса Христа, а «отложение нечистоты и злобы» и «принятие слова». Кроме того, фраза «спасение души» вовсе не описывает вечное спасение (исследуйте использование этой фразы в Ветхом и Новом Заветах, очень интересно).

4:12: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?». Конечно же, наш Бог – это Тот, кто способен спасти и погубить в вечном смысле. Но имеется ли здесь в виду именно это? Иаков говорит о законе и суде, то есть о спасении в контексте суда. Мы знаем, что вечная участь человека определяется не на каком-то суде, а в течение его жизни на земле. На любом суде оцениваются дела человека, от которых, как мы знаем, вечное спасение не зависит.

5:15: «И молитва веры исцелит (греч.: спасет) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Здесь Иаков говорит о спасении-исцелении от какой-то болезни, связанной с грехами в жизни христианина (5:14: «Болен ли кто из вас…»). Очевидно, что это спасение не имеет отношения к вечности.

5:19-20: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Имеет ли один человек власть спасти другого в вечном смысле? Конечно же, нет. Здесь говорится о спасении души (жизни).

Мы видим, что в четырех из пяти случаев использования Иаковом слова «спасти» речь не идет о вечном спасении. Оглядывая все послание, можно сделать уверенный вывод, что оно является не «евангелизационным призывом» для неспасенных, а «исправительной розгой» (Пр. 22:15) для Божьих детей. По сути, все письмо Иакова – это обличение в грехах. Наш Бог, будучи праведным Отцом и Судьей (4:12; 5:9), наказывает Своих непослушных детей (5:14-15). Именно от этого наказания им и нужно было спасаться.

Рассматривая, например, Еф. 2:8-9, мы видим, что (1) Бог спас (2) «мертвых по преступлениям и грехам» людей (3) благодатью (4) через веру. Рассматривая Титу 3:5, мы видим, что (1) Бог спас (2) «некогда несмысленных, непокорных, заблудших, рабов похотей и различных удовольствий, живших в злобе и зависти, гнусных, ненавидевших друг друга» людей (3) банею возрождения и обновления Святым Духом. Всегда, когда речь идет о вечном спасении (оправдании), источником этого спасения (оправдания) является Бог. Кто или что является источником спасения в послании Иакова? Можно сделать интересное наблюдение, что источником спасения в послании Иакова являются: 1:21 – слово; 4:12 – Законодатель и Судия; 5:15 – молитва; 5:20 – брат. Какой источник спасения рассматривается в 2:14? Вера. Может ли вера спасти? Мы знаем, что слово может спасти, что Законодатель и Судия может спасти, что молитва может спасти, что один христианин может спасти другого. Может ли вера спасти?

2:14: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?»

Грамматическая форма, в которой задается этот вопрос на греческом языке, требует отрицательного ответа, то есть уже в самом вопросе заложен ответ – нет, вера спасти не может. Остается определить, от чего не может спасти вера. Рассмотрев начало 2-й главы, мы увидим, что речь в ней идет о грехе лицеприятия и неоказания милости нуждающимся. В 2:12-13 говорится о том, что читатели будут «судимы по закону свободы». Писание говорит, что все верующие однажды предстанут на суд Христов (Рим. 14:10-12; 2 Кор. 5:10), и к тем, кто в земной жизни не проявлял милость, суд будет «без милости» (Иак. 2:13; см. также Мф. 6:14-15). Нужно понимать, что с этого суда никто не отправится в ад, потому что вечная участь человека не зависит от его дел (1 Кор. 3:11-15). Тем не менее, за свое греховное поведение человек получит наказание и в этой жизни, и на суде все его дела «сгорят». Вера, не имеющая выражения в делах, не спасет человека от негативного вердикта на этом суде, когда Бог будет оценивать его дела. Если нет дел, то нечего и оценивать!

2:15-17: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Обратите внимание на фразу «что пользы?..» (также в 2:14). Иаков говорит о конкретной нужде брата или сестры и о конкретной пользе для них. Если мы знаем и верим, что «бедных мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (2:5), но, видя нужду, не восполняем её, а вместо этого говорим что-то вроде: «Господь велик! Он силен помочь тебе! Иди с миром, я помолюсь за тебя!», то что пользы?

Читатели послания знали истину Божьего слова (имели «веру», то есть содержание учения), знали, как правильно поступать, но не поступали так. Поэтому Иаков призывает их не только «иметь веру», но и проявлять её на практике делами. Если ты знаешь Божью волю, но не исполняешь ее (Иак. 4:17), то тебя ждет наказание, и твое знание (твоя вера) не спасет тебя от него. А что спасет? Дела – практика этого знания, этой веры. «Вера без дел мертва» – доктрина без практического применения бесполезна.

2:19 – это, наверное, один из самых цитируемых библейских стихов. Но оправданно ли? Общепризнанным среди искренних исследователей Писания является тот факт, что отрывок 2:18-19 крайне неясен. Помимо богословских трудностей, он представляет собой и текстологическую проблему (в большинстве греческих манускриптов 2:18 читается так: «покажи мне веру твою из дел твоих…»). Но все же, не прибегая к спекуляциям, мы можем сделать об этом тексте некоторые весомые выводы.

В 2:18 Иаков, предвосхищая возможные возражения своему учению, выводит на сцену воображаемого оппонента, который будет с ним спорить. То, что это речь именно оппонента, а не союзника, следует из того, что Иаков здесь использует общеупотребительный прием греческой литературы – диатрибу. Диатриба никогда не использовалась для выражения точки зрения, согласной с точкой зрения автора. Другими библейскими примерами диатрибы являются отрывки Рим. 9:19-20 и 1 Кор. 15:35-36. Следуя общей схеме диатрибы, мы видим, что речь оппонента распространяется на оба стиха 2:18 и 19, Иаков же вступает лишь в 2:20: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек…» То есть толковать 2:18-19 нужно исходя из того, что они представляют мнение человека, оппонирующего Иакову – «неосновательного» (греч.: пустого) человека.

Основной мыслью, которую доносит до нас Иаков, является та, что христианам нужно быть исполнителями Слова, то есть их доктрина должна находить выражение в делах, иначе она бесполезна. Следовательно, оппонент, скорее всего, отстаивает ту идею, что между верой и делами нет прямой связи. Добрые дела не обязательно свидетельствуют о правильной вере, а правильная вера не обязательно имеет своим результатом добрые дела. Добрые дела может совершать кто угодно; правильная вера – вот истинная ценность!

Действительно, люди, не имеющие истинной библейской веры (сейчас это представители культов, мусульмане, представители традиционных религий, прочие гуманисты), тем не менее, совершают много добрых дел милосердия. Но, глядя на их дела, невозможно с уверенностью сказать, во что они верят. С другой стороны, бесы, как и Иаков, имеют полный набор ортодоксии (обратите внимание, что речь идет о вере в единство Бога, а не в истины Евангелия. Бесы в принципе не могут уверовать в Евангелие и быть спасенными, потому что Иисус Христос не умирал за бесов), но результатом этой «веры» является лишь трепет, тогда как Иаков совершает, исходя из своей веры, добрые дела. Поэтому, говорит оппонент, между верой и делами нет прямой связи, следовательно, одной веры достаточно.

2:20-25: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва (греч.: бесполезна, праздна)? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»

Иаков довольно резко укоряет своего оппонента, указывая ему на глупость его богословской позиции. Он обращается к общепризнанному среди евреев авторитету – Ветхому Завету, откуда извлекает два ярких исторических примера – патриарха Авраама и блудницу Раав. И Авраам, и, вероятно, Раав считались среди израильтян героями веры. Иаков лишь напоминает своим читателям, почему эти верующие люди стали героями – они проявляли свою веру делами! Именно дела остались в истории, как видимое свидетельство их веры, то есть в их случае вера и дела имели прямую связь. «Видишь ли, неосновательный человек, что библейская история опровергает твое богословие?»

В этом отрывке мы встречаемся со вторым нашим многозначным словом – это «оправдание (оправдался)». Давайте рассмотрим некоторые библейские отрывки:

Мф. 11:19, «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее».

Лк. 7:29, «И весь народ, слушавший , и мытари воздали славу Богу (греч.: оправдали Бога), крестившись крещением Иоанновым».

1 Тим. 3:16, «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы видим, что словом «оправдание» Библия описывает провозглашение кого-то или чего-то (Мф. 11:19) праведным, или соответствующим стандарту. Как объектом оправдания может быть кто угодно, так и субъектом оправдания вовсе не обязательно является Бог. Мы видим, что в 1 Кор. 4:4 Павел говорит о своем оправдании перед коринфянами, а в Лк. 7:29 мы видим, что мытари оправдали Самого Бога!

Что же имеет в виду Иаков, говоря, что «делами оправдался Авраам»? Определенно не вечное оправдание перед Богом, потому что в Рим. 4:2-3 написано следующее: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Да, Авраам действительно оправдался делами, но не перед Богом!

Иаков обращается к своему воображаемому оппоненту: «Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства?» Буквально здесь сказано, что вера Авраама действовала вместе с его делами, и, благодаря этому, его вера достигла совершенства (зрелости). Совершенство, или зрелость – это цель духовного роста, а не синоним вечного спасения! Совершая дела веры, Авраам духовно возрастал, и, в итоге, оказался способен возложить на жертвенник своего сына Исаака. От его оправдания верой (Быт. 15:6) до его оправдания делами (Быт. 22) прошло несколько десятилетий, в течение которых его вера укреплялась, и, как результат, он был назван Божьим другом. Сначала царь Иосафат называет так Авраама (2 Пар. 20:7), а затем, спустя около 200 лет, Сам Бог подтверждает это свидетельство (Ис. 41:8). Благодаря его делам веры, люди провозгласили Авраама праведником!

2:24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»

Здесь Иаков обращается уже ко всем своим читателям. Этот стих, очевидно противоречащий Рим. 4, обретает свой замечательный смысл, если внимательно посмотреть на его греческий текст, а именно на слово «только». Дело в том, что греческое «только» в 2:24 – это наречие, а наречие описывает глагол. Если бы Иаков хотел донести ту мысль, что человек получает оправдание не одной только верой, но связкой «вера плюс дела», то он использовал бы слово «только» в форме прилагательного. Прилагательное описывало бы существительное «вера», но у нас в тексте стоит наречие, описывающее глагол «оправдывается». Правильный перевод этого стиха выглядел бы так: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только «. То есть существует два вида оправдания – верой перед Богом (Рим. 3-5), и делами перед людьми. Также имеет смысл говорить об оправдании делами перед Христом на судилище Христовом, где Он будет оценивать дела верующих эпохи Церкви (Иак. 1:12).

2:25: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»

О Раав нам известно не так много, нам оставлен только один яркий эпизод с её участием. Будучи верующей в Яхве язычницей, Раав подвергла опасности свою жизнь, чтобы спасти жизнь нескольких израильтян. О ней самой и о её вере известно только благодаря этому героическому поступку.

2:26: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Подводя итог своему непростому отрывку, Иаков говорит, что именно дела дают вере «энергию», делают ее плодотворной, полезной.

Итак, мы видим, что отрывок Иак. 2:14-26 не содержит учения о вечном спасении и оправдании перед Богом, поэтому он никак не противоречит учению Нового Завета об оправдании верой. Отрывок 2:14-26 направлен на развенчивание идеи о том, что вера и дела не зависят друг от друга, могут существовать отдельно: достаточно иметь «веру» (знание, 1 Кор. 8:1), достаточно иметь правильное богословие, и совсем не обязательно проявлять веру делами. Также этот отрывок не учит о том, что истинная вера, истинное возрождение неизбежно влечет за собой добрые дела, или плоды. Этот отрывок не учит о двух типах веры – «спасающей» и «не спасающей». Этот отрывок не является «тестом на рождение свыше». Речь здесь идет не о вере в Евангелие и, соответственно, о спасении от вечного осуждения, а о вере в истины Писания в общем.

По сути, брат Иаков оставил нам простые истины, чтобы мы имели благословенную, плодотворную, угодную Отцу жизнь. Бог сотворил нас во Христе Иисусе «на добрые дела» (Еф. 2:10), Он ревностно желает прославляться через нашу жизнь, через наши поступки. Конечно же, праведные поступки должны проистекать из правильной веры, но одной лишь веры для того чтобы Бог прославлялся через нас, недостаточно. Нужны дела.

Часть серии по

Бог

Часть серии о

Философия религии

Указатель статей по философии религии

Существование Бога является предметом обсуждения в философии религии и народной культуры .

Широкий спектр аргументов за и против существования Бога можно разделить на метафизические , логические , эмпирические , субъективные или научные . С философской точки зрения вопрос о существовании Бога включает в себя дисциплины эпистемологии (природа и объем знания ) и онтологии (изучение природы бытия , существования или реальности ) и теории ценности (поскольку некоторые определения Бога включают «совершенство»).

Западной традиции философской дискуссии о существовании Бога началось с Платона и Аристотеля , который сделал аргументы , которые теперь будут отнесены к категории космологическая . Другие аргументы в пользу существования Бога были предложены св. Ансельмом , который сформулировал первый онтологический аргумент ; Ибн Рушд (Аверроэс) и Фома Аквинский , представившие свои версии космологического аргумента ( аргумент калам и первый путь , соответственно); Рене Декарт , который сказал, что существование доброжелательного Бога логически необходимо для того, чтобы свидетельство чувств было значимым. Жан Кальвин выступал за sensus divinitatis , который дает каждому человеку знание о существовании Бога. Атеисты считают аргументы в пользу существования Бога недостаточными, ошибочными или перевешивают аргументы против него, тогда как некоторые религии, такие как джайнизм , отвергают возможность существования божества-создателя . Философы, которые выдвинули аргументы против существования Бога, включают Фридриха Ницше и Бертрана Рассела .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *