Великие памятники

В городе-герое Москве существует огромное количество памятных мест, мемориалов и памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны и героям, доблестно защищавшим Родину ценой своей жизни. Некоторые из монументов расположены в пределах Московской области, там, где проходила линия обороны столицы.

1. Мемориальный комплекс на площади Мужества в Измайловском парке

Именно здесь в июле 1942 года из комсомольцев-добровольцев был сформирован московский комсомольский 85-й гвардейский минометный полк «Катюш», о чем гласит надпись на постаменте. На территории комплекса находятся вечный огонь, памятники и знаменитая «Катюша».
Адрес: Измайловский парк

2. Монумент защитникам Москвы «Ежи»

Объемные металлические конструкции, которые сегодня стоят на 23-м километре Ленинградского шоссе в Химках, являются одним из самых узнаваемых символов обороны Москвы и Подмосковья во время войны. Противотанковые ежи, для изготовления которых использовали балки, предназначавшиеся для строительства Дворца Советов, были одним из самых простых и действенных оборонных средств.
Адрес: Химки, Ленинградское шоссе, 23 км

3. Памятник Георгию Жукову

Памятник четырежды Герою Советского Союза, маршалу Георгию Константиновичу Жукову установлен на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия Победы. Скульптура, выполненная в стиле соцреализма, была создана скульптором Вячеславом Клыковым.
Адрес: Манежная площадь

4. Монумент Победы на Поклонной горе

Самый высокий монумент в России, центр Парка Победы на Поклонной горе, имеет высоту в 141,8 метра не случайно: каждые 10 сантиметров обелиска символизируют один день войны. Трёхгранный штык на большей части покрыт бронзовыми барельефами, а на 104 метр к обелиску прикреплена 25-тонная бронзовая скульптурная группа, изображающая богиню победы Нику, несущую венец, и двух амуров, трубящих победу.
Адрес: Площадь Победы, 3

5. Могила Неизвестного солдата у стен Кремля

Изначально мемориальный архитектурный ансамбль задумывался как памятник защитникам Москвы, но фактически стал главным мемориалом всем воинам Великой Отечественной войны. На плите перед надгробием высечена надпись «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», из бронзовой пятиконечной звезды в центре горит Вечный огонь славы. Рядом расположена гранитная аллея с именами городов-героев: Ленинград, Киев, Сталинград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Брестская крепость, Тула, Мурманск, Смоленск, Москва. В каждом блоке содержатся капсулы с землёй этих городов.
Адрес: Александровский сад

6. Памятные знаки-ДОТы на переднем рубеж обороны

Памятный камень установлен рядом с ДОТом, где в 1941 году были подготовлены оборонительные укрепления против вражеских войск.
Адрес: Ул. Обручева, 27

7. Обелиск «Москва — город герой»

Сорокаметровый четырехгранный обелиск «Москва — город герой» из серого гранита открыт 9 мая 1977 году в честь празднования 32 годовщины Победы. Монумент увенчан позолоченной звездой, повторяющей форму звезды Героя Советского Союза.
Адрес: площадь Дрогомиловской заставы

8. Федеральное военное мемориальное кладбище

Кладбище основано несколько лет назад. На сегодня здесь располагается немного захоронений, но по планам пантеон будет главным кладбищем России на ближайшие 200 лет. На его территории будут размещаться захоронения военнослужащих и других граждан, погбиших при защите Отечества, в том числе останки неизвестных солдат ВОВ.
Адрес: Московская область, Мытищинский район, деревня Сгонники

9. Памятник Ополченцам Пролетарского района

Памятник на Автозаводской улице был установлен 6 мая 1980-го года в честь 35-летия Победы. На знамени изображена горельефная группа воинов и ополченцев.
Адрес: Автозаводская площадь

10. Мемориал Героям Панфиловцам

Мемориал бойцам из стрелковой дивизии под генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшим в 1941 году в обороне Москвы. В ходе 4-часового боя в районе разъезда Дубосеково, войны уничтожили 18 вражеских танков, после чего погибли.
Адрес: ул. Героев Панфиловцев

Биография
Бронзовые творения мастера

  • Кабинетная скульптура
  • Тематика животных
  • Военная тематика
  • Охотничья тематика
  • Историческая тематика
  • Другие тематики

Клейма В.Я. Грачева

Василий Яковлевич Грачев родился в 1831 году в семье простых крестьян, но за свою 74-летнюю жизнь сумел войти в число известных скульпторов России. В 19-м веке Грачев считался одним из лучших скульпторов малой пластики. В настоящее время его работы представляют большой интерес для коллекционеров.

Биография

Творческая деятельность В.Я. Грачева началась с того, что в детском возрасте его отдали на обучение к специалисту по чеканке В. Андрееву. Учеба проходила в Санкт-Петербурге и продолжалась шесть лет. Позже Грачев поступил к мастерам по серебру, в числе которых был И.С. Сазиков. Однако в процессе обработки металлов Грачев заинтересовался скульптурой и решил учиться этому ремеслу самостоятельно.

Свои модели скульптор создавал из воска для таких известных фигур, как К.Ф. Верфель или И.П. Хлебников. Он также работал чеканщиком на ювелирных фабриках П.А. Овчинникова, И.С. Сазикова, В.И. Сафронова и ряда других известных в стране фабрикантов. Именно под клеймами этих фабрик и выпускалась большая часть работ Грачева, отлитых в бронзовые или серебряные скульптуры.

В возрасте 54-х лет Грачев сумел достаточно встать на ноги и прославиться, чтобы открыть собственную мастерскую. В разные годы он неоднократно представлял свои работы на различных выставках и возвращался оттуда с заслуженными наградами. Так, за скульптурную работу «На водопое» мастера наградили серебряной медалью Санкт-Петербурга.

Скульптура «На водопое».
В.Я. Грачев. Санкт-Петербург.
1885 г.

Бронзовые творения мастера

В.Я. Грачев любил создавать скульптурные композиции, посвященные популярной в то время военной тематике или сюжетам с присутствием лошадей. При воспроизведении людей и животных скульптор уделял огромное внимание деталям, тщательно обрабатывал каждую поверхность, поэтому его скульптуры отличаются большой выразительностью и реалистичностью сюжета.

Кабинетная скульптура

С 1830-х годов в России стала набирать популярность так называемая кабинетная скульптура, которая представляла собой небольшие предметы для кабинетов. Это могли быть бронзовые письменные принадлежности, рамки для миниатюр, колокольчики, фигурки или другие вещи, приобретаемые с практической точки зрения или ради украшения кабинета. Часто бронзу использовали не как основной материал, а в качестве оправы для многочисленных кабинетных предметов, выполненных из дерева, мрамора и других материалов. Грачев был одним из заметных представителей кабинетной скульптуры в России.

Скульптура «Тройка».
Бронза, малахитовая подставка.
В.Я. Грачев.

Тематика животных

В сюжетах скульпторов 19 века очень часто встречаются животные, среди которых любимицей была лошадь. В работах Грачева она присутствует особенно часто, являясь безмолвным свидетелем многочисленных сцен. Такая страсть русских скульпторов к лошадям обусловлена несколькими причинами.

Началось все с того, что в 1830-х годах во Франции скульпторы А.Л. Барии и К. Фратен представили многочисленные скульптуры с изображением животных. Парижские критики тут же в насмешку назвали новое веяние анимализмом, то есть направлением, которое почитает животных, признает существование святых среди животных, а также животных-оборотней. Но детальное изображение животных неожиданно открыло для скульпторов новые просторы для развития сюжетов, поэтому в последующие десятилетия анимализм продолжал активно развиваться, сохранив свое название.

«Крестьянин на санях».
В.Я. Завод Верфеля.
Начало 20 века.

Второй причиной для развития так называемой лошадиной тематики стала большая любовь многих скульпторов к лошадям. Они были отличными наездниками и считали лошадь благородным и преданным животным. Так, барон П.Н. Клодт был выпускником Кадетского корпуса, Н.И. Либерих — офицером-кавалеристом и знатоком верховых парадных лошадей, а Е.А. Лансере восхищал современников своими превосходными качествами наездника.

Фигурка мальчика
на лошади.
В.Я. Грачев.
Завод К. Верфеля.
1870-е гг.

Не избежал этой темы и Грачев. Лошади в его скульптурных композициях изображены с поразительной точностью. Даже в таком неживом материале, как бронза, автору удалось передать игру каждого мускула, каждого движения этого красивого и благородного животного. Вот лошадь стремительно мчится, напрягая все свои силы, в композиции «Крестьянин на санях», вот она вздрагивает от какого-то звука и занимает выжидательную позицию в скульптуре «На водопое», а вот покорно ждет, пока хозяин попрощается с возлюбленной в работе «Прощание казака с казачкой».

Скульптура
«Прощание казака с казачкой»
В.Я. Грачев. 1880-1900 гг.

С таким же рвением автор подошел к изваянию и всех остальных элементов композиции.

Так, в работе «Тройка» скульптору удалось в мельчайших деталях передать езду на лихих скакунах. Детально вылепленная сбруя, напряженная поза ямщика с кнутом, тщательная работа над каждой деталью одежды персонажей, плед на коленях пассажиров и даже ухабистая дорога под копытами лошадей — все направлено на то, чтобы передать особенность езды на тройке запряженных лошадей по русским дорогам.

Скульптура «Тройка».
В.Я. Грачев.

Военная тематика

Помимо лошадей Грачев часто изображал сюжеты на военные темы, причем делал это настолько виртуозно, что в одной скульптуре мог передать эмоции главных героев, их стиль одежды, тип оружия, а также описать обстановку, в которой находятся герои.

Фигурка гренадера с ружьем.
В.Я. Грачев.
Вторая половина XIX в.

В военной тематике автор часто изображал сцены с воинами, которые яростно скачут в пылу сражения с врагами или возвращаются с поля битвы. Во многих из этих скульптур острота сюжета также передается с помощью лошадей.

Композиция
«Скачущие черкесы».
В.Я. Грачев.

Так, в работе «Скачущие черкесы» скульптор продемонстрировал весь драматизм момента с помощью напряженных поз лошадей, характерных жестов, поз и мимики их наездников, а также сложного рельефа под ногами животных.

Существует версия, что известный скульптор Лансере заключил с Грачевым негласное соглашение о том, что последний будет интерпретировать его работы на свой лад. Этим объясняется значительное сходство ряда их композиций, в которых Грачев изменял отдельные детали, такие как одежда. Интересно, что Грачев не просто копировал работы Лансере, а мог перенести их в новую временную линию. Так, работа «Запорожец после битвы», выполненная Лансере, превращается в «Донского казака» у Грачева.

Е.А. Лансере.
«Запорожец после битвы».

В.Я. Грачев.
«Донской казак». 1877 г.
Отливка фабрики
К.Ф. Верфеля.

Если сравнить обе работы, то можно обнаружить их значительное сходство. Лансере представил запорожца, ведущего свой трофей – шляхетского коня, показав и состояние воина. Запорожец выглядит уставшим и после кровавого боя привычно вытирает шашку о гриву своего доблестного коня. Грачев полностью сохранил замысел автора, оставив прежним расположение фигур, их позы, одежду и амуницию. Однако фактически Грачев сделал перенос героя в другое время, из-за чего ему пришлось изменить и детали композиции.

Охотничья тематика

Помимо военной в конце 19 века также была довольно распространенной охотничья тематика, в которой зачастую кроме самого охотника и его коня изображали охотничьих псов. Так, в 1870-х годах Грачев создает композиции «Возвращение с охоты» и «Охотник и корова». На отливку последней из них в 1877 году приобрел патент Карл Верфель. Однако скульптуры по данной форме отливали не часто, из-за чего эта композиция редко встречается на антикварном рынке.

«Охотник и корова»
по модели В.Я. Грачева.
1870 г.
Некоторые элементы
скульптуры утрачены.

В охотничьей тематике автор неизменно следовал своей традиции максимально детализировать сюжет, что делало скульптуру очень интересной для зрителя. Вероятно, именно этим объяснялась большая популярность скульптур этой тематики еще при жизни и автора.

Историческая тематика

Историческая тематика в бронзе прослеживается в работах многих мастеров того периода. Так, у скульптора Ф. Шопена существовала целая серия бронзовых бюстов императоров России. Грачев также прибегает в своих работах к теме правителей, не обделив такие скульптуры многочисленными деталями царских атрибутов. Например, он создал серию под названием «Царская охота», состоящую из ряда фигур. Статуэтка «Иван Грозный» была создана Грачевым по сцене из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», в которой сокольничие докладывают царю о том, что его сокол улетел.

«Иван Грозный».
В.Я. Грачев.
Завод К.Ф. Верфеля.
1893-1904 гг.

Другие тематики

В работах Грачева часто наблюдается взаимодействие нескольких персонажей, которое с невероятной точностью передает их отношения, а также детально описывает время события. Например, в работе «Свидание» перед нами предстают мужчина и женщина, встретившиеся на свидании. При этом женщина в данной работе выступает символом самой женственности, заботливости, нежности. Это выражено и в ее внешнем облике (длинная коса, нарядное платье, украшения) и в нежном прикосновении к тому, кто ей понравился. Мужчина же зачарованно внемлет ее словам, ее ласкам.

В работах с несколькими героями скульптор обязательно демонстрирует их эмоции, заинтересованность друг другом. Так, в работе «Балалаечник» Грачеву удается ярко продемонстрировать это взаимодействие: балалаечник привлекает даму игрой, отплясывая ритм, а его слушательница всей своей позой демонстрирует свой интерес к музыканту.

«Балалаечник».
В.Я. Грачев.
Конец XIX – начало XX века.

Скульптура «Водовоз».
В.Я. Грачев.
Конец XIX – начало XX века.

Клейма В.Я. Грачева

Многие работы Грачева были выполнены без постановки клейма, из-за чего они могут быть причислены к другим авторам. Еще одной причиной неопределенности является вынужденная работа известных российских скульпторов под псевдонимами, связанная с тем, что заключенный с конкретной фабрикой контракт запрещал им работать с другими заводами. Существует версия, что Грачев выпускал ряд работ под псевдонимом Н.З. Таврилова.

Как было сказано выше, скульптор работал на известных литейных фабриках того периода, поэтому большинство его работ помечено клеймами этих заведений.

Так, на работах Грачева часто встречается клеймо завода Верфеля. Обычно в таком клейме отмечали название самого завода и город Санкт-Петербург.

Так как работы предназначались не только для использования внутри страны, но и на экспорт, у этого клейма была и иностранная трактовка: «FABR.C.F.WOERFEL. S.T. PETERSBOURG.».

Ряд работ сопровождается круглым клеймом с надписью «ОТЪ МФ НА 10 ЛЪТЪ» и датой внутри круга. Оно представляло собой патентное клеймо, выданное Министерством Финансов России конкретной фабрике, например, К.Ф. Верфеля, и позволяющее выпускать определенные скульптуры в течение десяти лет. Внутри клейма обозначали дату изготовления.

На ряде работ также указана и фамилия скульптора, которую ставили рядом с клеймом литейщика. Обычно это была надпись: «ЛЪП.ГРАЧЕВЪ».

Игры разума — слова, загадки, вопросы, угадай
(ВКонтакте)
= ответы: уровни 0-30 =

Начинаем выкладывать ответы на приложение «Игры разума», в которое можно сыграть в социальной сети ВКонтакте.
Полное название звучит как «Игры разума — слова, загадки, вопросы, угадай». Вопросы в игре совершенно на разные темы — животные и растения, люди и города, грибы и рыбы, марки машин, логотипы и фильмы. Всё, что нас окружает.
Наверняка, Вы сможете без труда правильно отгадать обезьяну и берёзу, Петра Первого и Москву, но среди довольно простых задачек встречаются и довольно заковыристые. Мы предлагаем Вам свою помощь в прохождении «Игры разума». На нашем игровом портале Бранто Ру Вы найдёте к приложению из Одноклассников «Игры разума»: ответы на все уровни.
Также приглашаем Вас в наши группы: ВКонтакте или в Одноклассниках, там Вам обязательно помогут с разгадками на любые вопросы. Вступив в группы, Вы первыми узнаете о добавлении ответов не только на новые задания «Игры разума», а также и на другие приложения из социальных сетей.

Игры разума — ответы на игру В Контакте: уровни 0-30

Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 0
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 1 и 2
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 3 и 4
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 5 и 6
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 7 и 8
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 9 и 10
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 11 и 12
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 13 и 14
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 15 и 16
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 17 и 18
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 19 и 20
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 21 и 22
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 23 и 24
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 25 и 26
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 27 и 28
Игра «Игры разума»: ответы на Уровень 29 и 30

В Новгородской области состоялось торжественное открытие мемориала защитникам Отечества, павшим в Великой Отечественной войне. Композиция установлена на 561-м километре трассы М-11.

«Здесь в болотах Новгородской области погибла почти вся Вторая Армия. Потери составили около 300 тысяч наших солдат и офицеров», – сказал Председатель Попечительского совета РВИО Сергей Иванов.

При строительстве дороги, в этой местности, получившей название Долины Смерти, были обнаружены останки более 300 советских бойцов и около 2 000 неразорвавшихся снарядов. Защитников Отечества перезахоронили с воинскими почестями, сообщает сайт Российского военно-исторического общества.

«В 75-ю годовщину Победы отрадно думать, что такие места станут знаковыми. Теперь каждый проезжающий сможет остановиться и почтить память тех, кто отдал жизнь, защищая свою Родину», – отметил Министр транспорта Евгения Дитрих.

По его словам, благодаря памятнику на дороге появилось место духовного притяжения.

Отмечается, что создание мемориала началось в августе 2019 года. В ходе открытого Всероссийского конкурса был выбран эскизный проект студии им. М. Б. Грекова. Автор работы – Максим Малашенко. Монумент достигает 3,2 метра в высоту, а с постаментом – более шести.

Ранее в селе Южный Урал (Оренбургская область) состоялось торжественное открытие памятника защитникам Родины. После реставрации открытие монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде прошло 24 июня.

Кроме того, мемориал Советскому солдату в Ржевском районе Тверской области откроют 30 июня.

#пс

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *