Великого поста

После окончания развеселой Масленицы для православных христиан наступает Великий пост, строгие правила которого помогают верующим очиститься душевно и телесно, чтобы быть готовыми встретить воскресшего Христа. Великий пост, самый длительный и строгий в христианстве, предваряет главный праздник христиан — Светлую Пасху Христову (Светлое Христово Воскресение).

Когда в 2020 году начинается и заканчивается Великий пост

Даты начала и окончания Великого поста зависят от времени наступления Пасхи, которая для христиан, живущих по юлианскому календарю (которого придерживается и Русская православная церковь), в 2020 году наступает 19 апреля.

Великий пост длится 49 дней (шесть седмиц и Страстная седмица), поэтому его начало в 2020 году приходится на понедельник, 2 марта. Окончание Великого поста — в субботу, 18 апреля, в канун Пасхи.

История Великого поста

Очищение себя посредством поста, чтобы быть достойным радости наступления Пасхи, — это основной смысл ограничений, которые сознательно и добровольно накладывают на себя верующие. Но сам весенний пост имеет очень древние, еще дохристианские корни. Ограничение на употребление мяса в голодное весеннее время было основой выживания земледельческих народов, строгие табу помогали сохранить стада, а значит, выжить. Такие ограничения были приняты среди славян, поэтому христианская идея строгого Великого поста оказалась близка и понятна жителям Руси.

Правила и запреты Великого поста

Правила Великого поста предусматривают, в первую очередь, духовную подготовку к Пасхе. Это касается не только ограничений в питании, но и строгости в соблюдении моральных норм. Неотъемлемая часть поста — молитвы, дела милосердия, отказ от веселья и развлечений, отказ от злых мыслей и слов, а также от всего, что нарушает подготовку верующего к главному христианскому празднику.

Запреты Великого поста — продолжение правил и предписаний. Верующие на все время поста полностью отказываются от мясных и молочных блюд, а также яиц, и серьезно ограничивают себя в других продуктах. Супругам рекомендован отказ от физической близости. Порицаются мирские развлечения, к которым можно отнести бездумное проведение времени в Интернете, походы в кино и театр на комедии и т. д.

Разрешено посещение концертов духовной музыки, чтение богоугодных книг, использование Интернета для работы или для благих дел.

Что можно есть

Помимо запрета на мясное, молочное и яйца, в Великий пост есть и другие пищевые ограничения. Не рекомендуется есть то, что, будучи формально постным, имитирует запрещенные продукты, поскольку это извращает смысл поста как добровольного и сознательного самоограничения.

В Великий пост под запретом также рыба, ее можно есть всего три раза за все 49 великопостных дней. Это праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, а также Лазарева суббота (в этот день принято есть рыбную икру, но рыба и морепродукты также разрешены) и Вербное воскресенье (11 и 12 апреля). В эти три дня взрослым верующим разрешено выпить немного вина.

Важно помнить, особенно тем, кто постится в первый раз, что ограничения Великого поста — это не диета и не методика похудания. Пост — это маленький духовный подвиг христианина, поэтому без осознания сути ограничений, без молитвы и соответствующего настроя пост «не засчитывается».

Календарь питания в Великий пост

Календарь питания по дням в Великий пост 2020 года представлен в инфографике Федерального агентства новостей.

Самыми строгими являются первая и Страстная недели Великого поста. В первую неделю поста в понедельник рекомендован полный отказ от пищи (по самым строгим монастырским правилам такие же ограничения действуют и в первый четверг). В среду и пятницу рекомендовано сухоядение — холодная сырая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешены горячая пища с растительным маслом. По более мягкому варианту поста в субботу и воскресенье разрешено вино, по более строгому — вино разрешается только в воскресенье.

Со второй по шестую недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение; во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино (по более строгим правилам вино можно только в воскресенье).

В Благовещение 7 апреля возможны праздничные послабления: горячая постная пища с растительным маслом, рыба, морепродукты и вино.

В Лазареву субботу (11 апреля) разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыбная икра (рыба и морепродукты) и вино.

В Вербное воскресенье 12 апреля разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.

В Страстную неделю с 13 по 18 апреля пост наиболее строгий. Понедельник и среда — сухоядение; вторник и четверг — горячая пища без масла. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи. В Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла (в более мягком варианте — с растительным маслом).

Пасха наступает в ночь на 19 апреля — с этого момента пост заканчивается и разрешается любая пища.

Великий пост и сексуальная жизнь

Ограничения Великого поста предусматривают отказ венчанных супругов от физической близости, причем запрет действует с начала Мясопустной недели (Масленицы) (в 2020 году это 24 февраля) до окончания Святой недели (первой недели после Пасхи — 26 апреля). Это более двух месяцев воздержания, что для многих супругов, особенно молодых, может оказаться непосильным.

При возникновении связанных с этим вопросов, духовники обычно рекомендуют супругам приходить к подобным решениям совместно, а мир и лад в семье ставить выше буквального соблюдения всех запретов.

При этом напомним — любой невенчанный брак в православии считается блудным сожительством. Так что вопрос о сексуальном воздержании в Великий пост решайте, исходя из соображений здравого смысла.

Кто освобождается от поста

Церковь допускает серьезные послабления во время Великого поста и даже отказ от его соблюдения в том, что касается еды, для детей (особенно маленьких), беременных, пожилых, больных, путешествующих, а также находящихся в местах лишения свободы. Послабления распространяются также на военнослужащих. Верующие получают разрешение на послабления или отказ от поста у своего духовника.

Если в религиозной семье к посту хотят приобщить детей, делать это нужно с осторожностью, не забывая о здоровье и здравом смысле. Врачи считают, что нельзя надолго лишать детей (особенно маленьких) молока и молочных продуктов; что касается мяса, то временный отказ от него для здоровья ребенка не опасен.

Детей лучше нацеливать на соблюдение духовной составляющей поста, а также на добровольный отказ от лакомств и развлечений.

Искусствовед и филолог объясняют, что на самом деле изображено на миниатюрах «Страдающего Средневековья» — известного паблика «Вконтакте», на свой лад пропагандирующего средневековое искусство

Авторы Анна Пожидаева, Николай Эппле

Перед нами фреска Симоне Мартини «Видение святого Амвросия» из капеллы Святого Мартина Турского в Ассизи. В «Золотой легенде», самом популярном в Средние века сборнике поучительных и увлекательных историй, рассказывается, что однажды епископ Медиолана Амвросий уснул на алтаре во время мессы, перед чтением Писания. Служки долго не решались его будить, а дьякон — читать без его благословения. Через некоторое время епископа все же разбудили, сказав: «Господин, прошел час, и люди весьма устали, а потому повели служителю читать Послание». Он же отвечал им: «Не сердитесь. Ибо Мартин, брат мой, отошел ко Господу, я же служил по нему заупокойную мессу и не мог оставить ее, не дочитав последнюю молитву, хотя вы так жестоко торопили меня».

Это миниатюра «Зачатие Александра Великого» из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа в знаменитом издании 1468–1475 годов. По преданию, получившему распространение после смерти Александра и утверждавшему его почитание как сверхъестественного существа, его настоящим отцом был не македонский царь Филипп II, а фараон Нектанеб, последний правитель Египта. По древнеегипетским представлениям, наследник фараона рождается от соединения царицы с богом Амоном, являющимся к ней в облике правящего фараона. В позднеантичной литературе этот мотив был переосмыслен в духе авантюрного романа: Нектанеб изображался магом и мошенником, изменившим внешность, чтобы соблазнить царицу. На миниатюре со свойственной такого рода иконографии условностью изображена эта сложная интрига. Перед нами двойное двойничество: двойником фараона оказывается, во-первых, признавший божественного ребенка Филипп (поэтому он присутствует в сцене зачатия), а во-вторых, демон-Амон (египетское божество для средневекового автора — безусловно демон).

Это миниатюра из бестиария XIII века, изображающая заклинателя аспида. Аспидом может называться любая ядовитая змея, однако в бестиариях конца XII — XIII века его обычно рисовали крылатым и ушастым. Чтобы обезвредить аспида, нужно выманить его из норы, а для этого надо прочитать заклинание или сыграть на флейте. Заслышав эти звуки, аспид одно ухо прижимает к земле, а другое затыкает хвостом. Этим он уподобляется богачу, который одно ухо обращает к благам земным, а другое затыкает грехом. В 57-м псалме по этому поводу говорится: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, затыкающего уши свои» (Пс. 57:5). В средневековых бестиариях аспид становится также персонификацией ада, побежденного Христом, согласно словам 90-го псалма: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13).

Это инициал к 13-му псалму из псалтири королевы Ингеборги (Франция, ок. 1200 года). Он начинается словами «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога»» (Пс. 13:1). Эти слова, нашептанные двумя бесами в ухо безумцу, и написаны у него на свитке. Другой вариант иллюстраций этого же псалма — безумец, бегущий с колотушкой и куском хлеба в руках, в соответствии со словами «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» (Пс. 13:4).

Здесь изображен святой Франциск Ассизский, живший в Италии в начале XIII века и прославившийся, помимо прочего, тем, что получил стигматы (раны, подобные ранам Христа), когда горячо молился и размышлял о Страстях Христовых. Его видение описывается в разных версиях жития по-разному: в некоторых святой Франциск видит распятого страдающего херувима; в официально принятой версии ему является сам распятый Христос с крыльями херувима. Это — часть полиптиха XV века, на котором святой Франциск, демонстрирующий стигматы на руках, ногах и груди, изображен рядом с архангелом Михаилом, поражающим дракона. Такой тип композиции, на которой святые разных эпох вместе предстоят Христу или Богоматери, называется «святое собеседование».

На этой миниатюре из бестиария XIII века изображен филин, на которого нападают дневные птицы. Филин «весьма ленив» и проводит дни и ночи в гробовых склепах и пещерах, что дает Храбану Мавру, автору энциклопедического труда «О природе вещей», основание сравнивать его с грешниками, возлюбившими тьму греха и бегущими от света правды. При дневном свете филин слепнет и становится беспомощным. Поэтому, завидев его, дневные птицы испускают громкие крики, созывая товарищей, и вместе бросаются на него, вырывают ему перья и клюют его. Так и грешник, попав на свет истины, стал бы посмешищем для добродетельных людей и, будучи застигнут во грехе, навлек бы на себя град упреков.

Здесь представлена фреска из римских катакомб IV века. На ней изображена история, описанная в Книге Чисел (22–25). Прорицатель Валаам едет на своей ослице, чтобы по приказу царя моавитян Валака проклясть еврейский народ. Путь ему загораживает ангел с мечом. Сам Валаам не видит ангела, но его видит ослица, которая всячески пытается остановить ничего не подозревающего прорицателя и в конце концов начинает говорить. Отсюда поговорка «Валаамова ослица заговорила».

Это шпалера «Зрение» из цикла «Пять чувств», называемого также «Дама с единорогом» (конец XV века). Она хранится в парижском Музее Клюни. Единорог здесь символизирует чистоту и верность — благодаря рассказу бестиария о том, что единорога можно поймать, лишь приведя в лес девственницу. Привлеченный ее чистотой, единорог кладет голову к ней на колени и засыпает — и тогда охотники могут им завладеть. Изображение единорога становится символом Христа, а девы — Церкви и самой Девы Марии. Таким образом, композиция «Ловля единорога» может означать мистический брак Христа и Церкви. В куртуазном варианте бестиария единорог — это влюбленный, привлеченный чистотой и красотой возлюбленной.

Это центральная часть полиптиха для алтаря капеллы госпиталя в Боне работы Рогира ван дер Вейдена (1443–1452), посвященного Страшному суду. Здесь изображен архангел Михаил, взвешивающий добрые и злые дела человека, представшего перед судом Всевышнего. Этот сюжет обычно называется «взвешивание души», хотя в действительности взвешивается не душа, а ее деяния. Вокруг — трубящие ангелы, возвещающие наступление конца света. Такого типа композиции известны еще в изображениях Суда в древнеегипетском искусстве — там в роли взвешивателя выступает Осирис.
Библейскими источниками служат слова из Книги Иова («Так пусть Он взвесит меня на верных весах, и узнает Бог мою невинность», Иов. 31:6), Книги пророка Даниила («Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким», Дан. 5:27), Книги притчей Соломоновых («Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме», Прит. 16:11) и других. Особенное значение для иконографии Страшного суда в искусстве XIV–XV веков имело то обстоятельство, что Винсент из Бове (1190–1264), автор «Великого зерцала», одной из самых знаменитых средневековых энциклопедий, процитировал слова Иоанна Златоуста о добрых и дурных деяниях, которые будут возложены на чаши весов. 

Великий пост — один из важнейших в православной вере. Он длится более сорока дней, в которые действует масса запретов и церковных предписаний. Завершается пост праздником Пасхи. Дата начала Великого поста каждый год меняется. Эксперты сайта dailyhoro.ru об истории поста и датах проведения, сообщает ИА AmurMedia.

Когда начинается Великий пост

В 2020 году главный православный пост начинается 2 марта. Начинается любой пост с подготовки, а у Великого поста она многоэтапная и состоит из четырех седмиц, то есть недель.

Первая седмица называется Неделей о мытаре и фарисее. Начнется она 3 февраля. На этой неделе вспоминается притча, главным посылом которой является мысль о том, что любой, кто себя возвышает, будет унижен, а унижающий себя возвысится.

Вторая седмица посвящена притче о блудном сыне. Она напоминает нам о любви и о доброте, о необходимости прощения и принятия чужих недостатков. Начнется вторая неделя подготовки 10 февраля.

Третья седмица посвящена теме Страшного Суда, второго пришествия Иисуса Христа на Землю. В эти семь дней важно подготовиться к Великому посту морально и осознать, что без очищения от грехов мы не сможет войти в Царствие Небесное. С 17 по 23 февраля особенно важно творить добрые дела. 23 февраля — последний день перед постом, когда можно есть мясо.

Последняя неделя подготовки — Масленица или, как ее называют церковнослужители, сырная или сплошная седмица. Пройдет она с 24 февраля по 1 марта. 1 число — Прощеное воскресенье, в которое необходимо прощать близких за обиды и просить у них прощения.

В эти четыре недели нужно следовать советам церкви, молиться, духовно готовиться к посту и совершать хорошие поступки.

Когда заканчивается Великий пост

Окончание поста — 18 апреля, суббота. Это последний день длительного воздержания, который верующие проводят в молитве и в строгом отказе от всяких развлечений. Помочь в этом могут домашние дела.

В этот день люди будут готовиться к Пасхе, освящать куличи и прибираться дома, если не успеют сделать это в чистый четверг.

Историк церкви рассказал, почему когда-то соблюдать Великий пост считалось предосудительным и для чего церковь использовала масленичные гуляния.

Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост. В этом году Святая Четыредесятница (церковнославянское название поста) приходится на период с 19 февраля по 7 апреля. Впрочем, несложные арифметические вычисления легко позволят установить, что это вовсе не 40, а 48 дней.

Дело в том, что к Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа, его страданиях и распятии.

Тогда откуда же взялось число 40? Существует наиболее популярная версия, согласно которой этот временной промежуток связан с тем, что Иисус, как сказано в тексте Евангелий, постился 40 дней в пустыне, куда удалился после своего крещения, и поэтому все христиане тоже должны поститься 40 дней. Но на самом деле в истории церкви установление данной длительности поста было связано с другими процессами, о которых сегодня редко вспоминают.

Питер Брейгель. Битва Масленицы и Поста

Рассказать о них мы попросили историка, археолога, а также преподавателя кафедры литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никиту Гайдукова. Он раскрыл истинную суть поста, объяснил, для чего церкви на самом деле нужна Масленица и почему западные католики отказались от Великого поста.

«Курсы подготовки» к крещению

– Никита Евгеньевич, объясните одну простую вещь: почему пост длится именно 40 дней? Это связано с тем, что Иисус 40 дней постился в пустыне после крещения? Или причина в другом?

– Это непростой вопрос. Прежде всего следует отразить такую простую и очевидную идею: пост – это, с одной стороны, время года, а с другой – довольно сложный литургический институт. Как время календарного года пост изначально возник как нехристианская традиция. Участие в различных обрядах, как правило, происходило натощак. И в этом смысле пост развивался из совсем небольшого «ядра» – поста длиной в несколько часов перед участием в пасхальной литургии, а потом разросся до большого, сорокадневного поста. А как литургический институт – это институт подготовки к крещению. Он включал в себя не только пост как таковой, не только невкушение пищи, но и определенные беседы, то есть это было похоже на образовательную программу. Сначала пост продолжался несколько часов, потом растянулся на несколько дней, на неделю и продолжил развиваться дальше. Но тот пост, который мы имеем в виду, то есть привязанный к разным праздникам и датам, в древности был именно институтом подготовки к крещению, в котором принимали участие только те, кто крестит, и тот, кто крестится. Но постепенно это все слилось в одну традицию и переросло в сорокадневный пост.

И.Н. Крамской. Христос в пустыне

– Какую роль пост играет в жизни верующих сегодня?

– В этом смысле сейчас ни то ни другое понимание для нас особого смысла не имеет: ни понимание подготовки к пасхальному празднику, ни «курсы подготовки» к крещению. Это довольно сложная и многоплановая традиция.

– Тем не менее в сознании русского православного человека, мне кажется, сложилось определенное понимание поста именно как Четыредесятницы, во время которой следует воздерживаться не только от употребления ряда продуктов, но и от греховных помыслов и деяний. Только вот ровно 40 дней пост не длится, ведь есть еще Страстная седмица. Расскажите, что это такое? Считается ли она частью Великого поста?

– Страстная седмица когда-то относилась не к посту, а собственно к Пасхе – в древности она была частью пасхального праздника. Это происходило потому, что в те времена было два представления о Пасхе: как о Пасхе страданий (Пасха крестная) и о Пасхе радости (Пасха воскресения). Поэтому по крайней мере четверг, пятница и суббота на Страстной неделе в древности относились к пасхальному циклу – цветной Триоди (Триодь цветная, или Пятидесятница, – богослужебная книга, содержащая песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы; название происходит от праздника Входа Господня во Иерусалим – Недели ваий, в переводе – «Цветная Неделя». – Прим. ред.). Собственно, само число 40 – чисто условное, поэтому, как бы вы ни считали, 40 дней поста у вас не получится. Акцентировать внимание нужно не на этом, а скорее на том, что у нас есть древние традиции, в которых когда-то был глубокий смысл, которые возникли не просто так, но которые мы можем сейчас наполнить каким-то новым содержанием.

Н.К. Пимоненко. Выход из церкви в Cтрастной четверг

За соблюдение поста – в полицию

– В русской православной традиции пост существовал всегда? Менялось ли отношение к нему?

– Расскажу вам одну замечательную вещь, которую вы, вероятно, не знаете. Дело в том, что соблюдение Великого поста (и строгое, и нестрогое) – это перемежающаяся традиция. То есть так было не всегда. В XVIII веке дворяне не соблюдали Великий пост – вообще никак! И на одного из русских помещиков как-то раз написали донос о том, что он соблюдает Великий пост и поэтому он католик. Это было довольно серьезное дело: его вызвали в полицейский участок, допрашивали, заставили участвовать в обрядах… Он говорил: «Но положено же соблюдать пост!» – а ему отвечали: «Помещики постов не соблюдают, а ты, наверно, не православный». А сейчас все это поменялось совсем в другую сторону. Сегодня найти католика, который бы строго соблюдал посты, очень сложно. А у нас, наоборот, очень важна обрядовость.

– Кстати, об обрядах. Великий пост для русского человека тесно связан с еще одной интересной традицией – Масленицей, которая представляет собой заговенье перед постом. Но разве в этом празднике не присутствуют элементы язычества? Как вообще православная церковь относится к Масленице?

– На самом деле никаких языческих традиций в Масленице нет. Она была придумана для того, чтобы не дать и дальше увеличивать пост. Но по сути Масленица – это уже и есть постная неделя, потому что некоторые традиции поста в это время уже начинают соблюдаться, то есть литургический институт уже работает. Пасха как такой институт была связана именно с подготовкой к пасхальному крещению. Но Пасха как время года – это не время каких-то активных аскетических традиций, а время новых знаний и осмысления того, как и почему случились смерть и воскресение Иисуса Христа.

Л.И. Соломаткин. Масленица

Корни Масленицы – в армянской церкви

– Вы сказали, что Масленицу придумали для того, чтобы не позволить и дальше продлевать пост. Что это значит?

– Дело в том, что все церкви разные, и есть древние церкви, которые очень давно существуют самостоятельно. Так вот, одной из традиций армянской церкви было увеличивать пост на неделю. В противовес этому, условно говоря, была придумана масленичная традиция. Она возникла еще во времена Средневековья. В календаре Русской православной церкви период, когда люди отмечают Масленицу, называется Сырной седмицей. В это время запрещается вкушение мяса, а служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Эта традиция широко распространилась на Востоке, но соблюдалась везде немного по-разному; к примеру, византийцы приурочили недельный пост к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, а у нехалкидонитов (к примеру, у тех же армян) он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и остальные посты.

– Можно ли в двух словах человеку, который не очень сведущ в православных традициях, или, скажем, ребенку объяснить, в чем смысл поста? Ведь это же не просто отказ от многих видов продуктов, не жесткая диета, а что-то большее?

– Для современного человека, к сожалению, смысл этого явления как института подготовки к крещению и осмысления пасхальных событий немного потерялся. А детям тоже очень трудно объяснять суть древних традиций. Но есть разные пути преодоления этого. Допустим, на Западе пост как традиция неедения исчез, а традиция подготовки к Пасхе, каких-то пасхальных концертов, предпасхальных встреч – она сохранилась. В этом смысле важно уделять особое внимание не жесткому соблюдению традиции, а тому, каким внутренним смыслом она наполнена.

Н.К. Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии

Великий пост в 2020 году длится со 2 марта по 18 апреля. В первую и последнюю недели пост — особо строгий.

Православный Великий пост — самый строгий из всех. Он состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы (неделя перед Пасхой) и вместе длится 48 дней.

Великий пост 2020: даты

Когда начинается Великий пост? В 2020 году Великий пост начнется в понедельник, 2 марта, и продлится до субботы, 18 апреля. А уже в воскресенье, 19 апреля, в Украине будут отмечать самый важный христианский праздник — Пасху.

Великий пост: что можно есть

Этот пост считается самым строгим из всех. Верующим рекомендовано полностью воздерживаться от мяса, яиц, молочных продуктов. Рыба разрешена только в некоторые праздники — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешено есть рыбную икру. По будням есть разрешено только один раз в день, на выходных — два раза.

Понедельник, среда и пятница — это дни для холодной пищи без масла и термической обработки — сухоядение. Разрешено есть хлеб, свежие или моченые фрукты, квашеные или соленые овощи, грибы, мед и орехи.

Во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. Это вареная пища, которая приготовлена без использования масла, например, овощные и грибные супы, каши и макаронные изделия. Также можно употреблять чай, кофе, компоты, отвары.

По субботам и воскресеньям можно употреблять пищу с растительными маслами — супы, каши, тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Важно знать, что календарь питания в Великий пост составляется по строгому монастырскому уставу. Миряне (не монахи) могут поститься не так строго, учитывая свое здоровье, жизненные обстоятельства, физический труд. Так, например, отказ от растительных масел все будние дни обычно не практикуется, как и полное сухоядение. Некоторые полностью исключают рыбу из рациона, другие — едят ее чаще, чем разрешенные два раз за весь пост.

Фото: unsplash

Великий пост 2020: питание по дням

Седмица 1-я Великого поста

2 марта — строгий пост. Предписывается полное воздержание от пищи

3 марта — горячая пища без масла

4 марта — сухоядение

5 марта — горячая пища без масла

6 марта — сухоядение

7 марта — горячая пища с маслом

8 марта — горячая пища с маслом

Седмица 2-я Великого поста

9 марта — сухоядение

10 марта — горячая пища без масла

11 марта — сухоядение

12 марта — горячая пища без масла

13 марта — сухоядение

14 марта — Родительская суббота: Поминовение усопших — горячая пища с маслом

15 марта — горячая пища с маслом

Седмица 3-я Великого поста

16 марта — сухоядение

17 марта — горячая пища без масла

18 марта — сухоядение

19 марта — горячая пища без масла

20 марта — сухоядение

21 марта — Родительская суббота: Поминовение усопших — горячая пища с маслом

22 марта — горячая пища с маслом

Фото: unsplash

Седмица 4-я Великого поста

23 марта — сухоядение

24 марта — горячая пища без масла

25 марта — сухоядение

26 марта — горячая пища без масла

27 марта — сухоядение

28 марта — горячая пища с маслом

29 марта — горячая пища с маслом

Седмица 5-я Великого поста

30 марта — сухоядение

31 марта — горячая пища без масла

1 апреля — пища с растительным маслом

2 апреля — пища с растительным маслом

3 апреля — сухоядение

4 апреля — горячая пища с маслом

5 апреля — горячая пища с маслом

Седмица 6-я Великого поста

6 апреля — сухоядение

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы — разрешается рыба

8 апреля — сухоядение

9 апреля — горячая пища без масла

10 апреля — сухоядение

11 апреля — Лазарева суббота — разрешается рыбная икра

12 апреля — Вход Господень в Иерусалим — разрешается рыба

Страстная седмица

13 апреля — Великий Понедельник — сухоядение

14 апреля — Великий Вторник — сухоядение

15 апреля — Великая Среда — сухоядение

16 апреля — Великий Четверг — сухоядение

17 апреля — Великая Пятница — строгий пост

18 апреля — Великая Суббота — горячая пища с маслом

Как выходить из Великого поста без вреда для здоровья?

Одно из самых важных правил — не перегружать организм пасхальным разговением, в особенности яйцами. Все продукты, которые были запрещены на время поста, нужно включать в рацион постепенно и маленькими порциями. С особой осторожностью стоит отнестись к мясу и другим жирным продуктам — вводите их в рацион умеренно в течении 1−2 недель.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *