Великорецкая икона Николая чудотворца

В 1383 году Промыслом Божиим произошло явление на Вятской земле чудотворного образа святителя Николая. «Некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». Так начинается описание явления иконы Николая Чудотворца. Когда местный крестьянин деревни Крутицы, Агалаков, принес икону домой, обнаружилась ее исцеляющая сила. Это произошло там же, в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который до этого не мог ходить.
Молва разнесла весть о явлении чудотворного образа. Люди шли к «Николе на Великую» получить от святого образа духовное утешение и исцеление. На берегу реки Великой построили деревянную часовню. Позже там был выстроен храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая до перенесения ее в град Хлынов (столицу Вятского края). У сосны, где явился чудотворный образ, забил источник, вода из которого исцеляла страждущих. Забирая икону, хлыновцы дали обет ежегодно возвращать образ святителя Николая на место его явления. Так была заложена одна из самых давних традиций Вятской земли — Великорецкий крестный ход.
По велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария в 1554 году чудотворный образ начал свое первое путешествие в Москву, куда он прибыл 29 июня (ст. стиль) 1555 года. По пути следования от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса.
В те годы на Красной площади началось строительство из кирпича и камня собора Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного) — памятника Казанской победы. По указу царя один из приделов этого удивительного храма (южный) был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для нового храма Митрополит Макарий повелел сделать списки с чудотворного образа.

Как известно, Великорецкий крестный ход в этом году проходит необычно. Икону Николая Чудотворца во время пандемии коронавируса доставили на место обретения на автомобиле.

Обычно тысячи верующих приходили из Кирова в Великорецкое к вечеру 5 июня, выйдя из столицы Вятки утром 3 числа. Так и произошло. Но образ Николая прибыл в Великорецкое уже вчера.

— На площадке возле Никольского храма перед Великорецким образом состоялся молебен с акафистом святителю Николаю. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк, — сообщает сайт епархиального управления.

Так что поклониться образу можно было сегодня в течение всего дня с соблюдением мер предосторожности, без скопления людей. Главные события торжеств в память обретения Великорецкого образа Николая Чудотворца состоятся 6 июня в 9 часов на площадке перед Никольским храмом Великорецкого подворья Трифонова монастыря.

Обычно в этот же день икона покидала село. Но на этот раз она задержится, чтобы вернуться в Киров также в срок, 8 июня. Но на автомобиле. У верующих будет еще как минимум день, чтобы увидеть чтимый образ. Напомним, в этом году из-за эпидемии коронавируса к иконе запрещено прикладываться.

Осмотр храмов села Великорецкого и заинтересованный разговор с местным фермером Сергеем Ивановым, встреча в Юрье с активом района и посещение в Мурыгино Сокольского фанерного комбината – таким напряжённым получился график поездки губернатора.

Нужна комплексная программа

Пастеризованное молоко, кисломолочная продукция и различные виды сыров, в том числе знаменитый «камамбер», который сегодня в области никто не производит… Такие продукты питания в достаточно серьёзных объёмах реализует сегодня на Эко-ярмарке областного центра и на иных городских ярмарочных и торговых площадках крестьянско-фермерское хозяйство Сергея Иванова. Поступают заказы и от кировских ресторанов. И всё же, по словам великорецкого фермера, проблема сбыта продукции существует сеть специализированных фермерских магазинов у нас, к сожалению, не развита. И это большой минус.

– А почему бы не наладить связь с облпотребкооперацией? – спросил фермера глава региона и тут же дал соответствующее поручение. А потом продолжил. – Любому товару нужна серьёзная популяризация, чтобы о тех же великорецких сырах люди поначалу хотя бы просто узнали… У нас покупатель как устроен? Увидит красивую упаковку, да ещё написано на иностранном языке – сразу и берёт… И место для торговли должно быть оборудовано достойно. Когда же продажа идёт практически с земли – это неправильно, это самая настоящая антиреклама. Так не должно быть… И атмосфера праздника должна непременно присутствовать на ярмарке. И, конечно, должны существовать традиционные места продаж, куда люди могут приходить, точно зная, что здесь всегда можно купить качественный фермерский продукт.

– Двадцать лет назад, когда мы сюда приехали, все в селе было разбито, порушено, – вспомнил, продолжая разговор, Сергей Иванов. – Но постепенно всё восстанавливается, улучшается наша жизнь в Великорецком.

Хотя, пожалуй, некими волнами. Вот в своё время организовали здесь всероссийский слёт печников. Приехали специалисты печного дела, обменялись опытом и даже сложили четыре печи системы Кузнецова – прекрасные печи для обогрева. Потом состоялся второй семинар, и уже несколько печей были сложены в монастыре… Вот нам бы хотелось, чтобы в Великорецком в стратегическом плане сделать площадку для подобных познавательных семинаров. Все же Великорецкое требует повышенного внимания. И даже, пожалуй, благословения…

– Благословения от властей? – с улыбкой уточнил губернатор.

– Конечно, от властей…

– Ну что ж, это дело хорошее, – согласился Игорь Васильев. – Почему бы и нет. Такие всероссийские фестивали и праздники, те же конкурсы печников… – всё это очень интересно. Но хорошо бы объединить усилия. Нужна комплексная программа развития – кто и что будет делать. Великорецкое – уникальное место.

Эти фестивали могут стать точкой роста и в целом для района. Но для увеличения туристического потенциала предполагается ответить на три вопроса: зачем? что делать? кто будет делать? Один раз в год здесь проходит Великорецкий крестный ход. Но после него в этом благостном месте должны происходить другие привлекающие туристов события…

Для пешеходных зон – мурыгинские плиты

В Юрье, на встрече с активом района, предваряя вопросы собравшихся в зале, губернатор области Игорь Васильев вновь вернулся к теме развития села Великорецкого:

– Нам повезло, Бог не обидел юрьянскую землю. У нас есть Великорецкое, из которого хочется, не нарушая церковных традиций, сделать настоящий центр притяжения. Почему бы не пофантазировать на эту тему… Вот мы говорим и знаем, что есть города Золотого Кольца. А если задуматься, что там есть такого особенного? Да то же, что и у нас… Великорецкое – великолепнейшее село. Вот мы заходили сегодня в церковь – любо-дорого посмотреть. За год-полтора храм преобразился полностью. Давайте же подумаем, как сделать так, чтобы не только на Великорецкий крестный ход сюда приходило и приезжало большое количество людей. Может быть, организовать на базе этого села ещё пять-шесть событий всероссийского масштаба. Конкурсы разные здесь проводить: сельскохозяйственные, сыроделов, печников… Это было бы здорово и интересно. Давайте сосредоточимся на этих направлениях…

А потом последовали вопросы из зала. О снабжении посёлка Мурыгино питьевой водой и возможности вхождения в специализированные федеральные программы типа «Чистая вода». Об ответственности собственников предприятий и стабилизации ситуации вокруг Сокольского фанерного комбината. О возможности переезда Центра детского творчества посёлка Юрья в новое удобное для занятий помещение. О разработке комплексного плана развития транспортной системы Кировской области с учётом государственных стандартов и обеспечения её финансирования. О доступности проезда к местам захоронений. Об освещении посёлка Мурыгино, о работе с бродячими животными…

На Сокольском фанерном комбинате в посёлке Мурыгино губернатор не только осмотрел основное производство по выпуску гофрированной бумаги, но и специальный цех по переработке отходов и выпуску новой продукции комбината — полимерно-песчаной плиты, которую можно использовать в дорожных покрытиях и пешеходных зонах.

Фото Александра ПАПЫРИНА

Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец помогает всем! Путешественникам благополучно вернуться домой, больным исцелиться, одиноким найти любовь и семейное счастье, невинно осужденным быть оправданными, неверующим обрести веру.

Святитель Николай был глубоко верующим, его молитвы были по-настоящему искренними, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. Так и нам – тем, кто просит помощи и заступничества у Святителя Николая Угодника делать это следует искренне, без лукавства и желания обмануть. Молитвы к Святому – это как доверительно обращение к близкому человеку, в надежде на его поддержку и понимание. Практически в каждом Храме Русской православной Церкви есть иконы Николая Чудотворца. Прочтите искреннюю молитву, приложитесь к иконе и верьте, что Господь не оставит вас наедине с вашими трудностями!

На Вятской Земле одна из самых почитаемых икон Святителя Николая Чудотворца хранится в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря.

Мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы был основан в XVI столетии Преподобным Трифоном Вятским. Первоначально все постройки храма были деревянными. Первое каменное здание – Успенский Собор было заложено в 1684 году архиепископом Ионой (Барановым).

Деревянный Никольский надвратный храм Свято-Трифонова монастыря был возведен в конце XVI века. Это была четвертая по счету постройка монастыря. В 1690 – 1695 годах церковь была отстроена в камне. Как повествуется в дозорной (книга переписи) книге: » Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный…»

В былые времена в Никольском храме служили раннюю обедню. Первоначально в храм можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в здании трапезной. Над средней частью был устроен зал для монастырской библиотеки. После перестройки в 1827 году этот ход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля, библиотека же была ликвидирована во время ремонта 1910 года. Архитектурный стиль, в котором построен Никольский храм, называется «русское узорочье». Ему присущи затейливые формы, обилие декора, сложность композиции. И, правда, Никольский храм снаружи богато украшен разнообразными лепными наличниками, витыми столбиками, полукруглыми арками, полуколонками. Красивый и изящный Никольский надвратный храм гармонично дополняет архитектурный ансамбль Свято-Трифонова монастыря и придает дополнительную торжественность главному въезду. Внутреннее убранство храма также выполнено в стиле «русское узорочье»: высокая лестница, яркие краски, цветной растительный орнамент стен и сводов. В этом стиле воплотилась широта, богатство и щедрость русской души.

В настоящее время в Никольском надвратном храме хранится икона Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских, с которой ежегодно с 03 по 08 июня совершается Великорецкий Крестный ход. Икона Святителя Николая была обретена в 1383 году. После перенесения в 1392 году чудотворной иконы из Великорецкого в Хлынов, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону на место ее появления. Так и зародилась одна из самых великих традиций Земли Вятской – Великорецкий Крестный ход. Первые Крестные ходы совершались по воде. Сухопутным Великорецкий Крестный ход стал с 1778 года по Указу Вятского епископа Лаврентия (Барановича). В советское время Великорецкий Крестный ход был запрещен, но паломники тайно, несмотря ни на что, в одни и те же дни приходили в Великорецкое, чтобы поклониться Святителю Николаю. Официальное разрешение на продолжении традиции Великорецкого Крестного хода была получено в 1989 году, в первую очередь, благодаря стараниям и молитвам Владыки Хрисанфа – митрополита Вятского и Слободского. С 1992 года Великорецкий Крестный ход вновь стал проходить по историческому пешему пути: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое, Медяны, Филейское.

В 1555 году Великорецкая икона Святителя Николая была перевезена в Москву. В Никоновской летописи написано: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх… А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею…». За время пребывания в Москве с иконы было написано несколько списков, которые разошлись по православным храмам. Царь Иван Грозный подарил иконе новый богато украшенный оклад. Спустя год икона вернулась в град Хлынов.

В 1614 году по указу Михаила Федоровича – первого царя рода Романовых Великорецкая икона Николая Чудотворца снова посетила Москву. Снова были сняты копии с нее. Снова икона была украшена новым богатым окладом. Снова произошли чудеса исцеления по пути следования и во время пребывания в Москве.

Самым дорогим и чтимым являлся оклад, подаренный Великорецкой иконе Николая Чудотворца царем Иваном Грозным. В соборной описи 1669 г. написано так: «Образ чудотворный великого Николы Чудотворца Великорецкого в киоте с чудесами. Риза и венец в середине чеканное золото. В венце камень яхонт лазоревый, да два камени яхонты червчатых, да в венце ж 4 зерна жемчужных бурминских. Кресты на омофоре и круг венца ризы и цки обнизано жемчугом бурминским. Жемчугу число 253 зерна. На полех оклад серебряной, чеканной, золоченой с трубами. А на полех восмь плащей серебряных золочено. А по рези наведено чернью. На плаще образ Живоначальная Троица. А на 4-х плащах 4-е Евангелиста, а на плаще трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, а на 2-х плащах московские чудотворцы Петр, Алексей и Иона да преп. Александр Свирский чудотворец. А около чудотворного образа чудеса свт. Николы Чудотворца. Оклад серебряной золоченой. Около глав 12 венцов. Подпись на окладе выбивана».

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался и Великорецкий Крестный ход. После уничтожения собора икона таинственным образом исчезла. Но православный народ уповает на ее такое же таинственное возвращение, когда придет этому время.

Список с иконы Николы Великорецкого, написанный специально для Великорецкого подворья монастыря, представляет собой житийную икону. В середине находится поясное изображение Святителя, а вокруг – 8 клейм из жития Святого:

  1. Приведение Святителя Николая во учение;
  2. Явление Святителя Николая царю Константину во сне;
  3. Спасение Святителем Николаем Димитрия со дна моря;
  4. Служба Святителя Николая в Сионе;
  5. Спасение Святителем Николаем корабля от потопа;
  6. Избавление Святителем Николаем трех мужей от меча;
  7. Возвращение Святителем Николаем Агрикова сына от Сарацын;
  8. Погребение Святителя Николая.

С древних времен и до сих пор по молитвам к Николаю Чудотворцу происходят многочисленные чудеса исцеления — избавление от расслабления в руках, ногах и во всем теле, головной боли, немоты, слепоты, беснований, корчи, рака, инсульта. Кроме того, описано множество случаев других чудес. Николая Чудотворец помогает создать и сохранить семьи, родить долгожданных детей, избежать автомобильных аварий, благополучно вернуться из опасных путешествий, оправдать невинно осужденных, вернуть пропавшие вещи, получить новое место работы, спасись во время стихийных бедствий, избавиться от пагубных привычек – курения и пьянства… Из этих историй можно сложить целое многотомное издание. Например, в летописях, сохранившихся в Вятском кафедральном Соборе, указано, что только за годы 1557 – 1614 произошло более 140 исцелений.

Еженедельно, каждый четверг в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова монастыря после вечерней службы служится молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

В Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря находится еще одна святыня – башмачок Святителя Спиридона Тримифутского. Встреча башмачка состоялась 29 июня 2017 г. в Успенском кафедральном Соборе Свято-Трифонова монастыря. Мощи святителя Спиридона покоятся на острове Корфу. Чудом является то, что покровитель странников святой Спиридон Тримифунтский почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. Эта святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. По молитвам к этому Святому так же происходит много чудес. Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Можно и нужно просить о помощи Святых. Но есть одно важное правило! С какими бы просьбами и молитвами мы не обращались к Святым, главное не забывать о почтении не только на словах, но и в поступках. Наше делание, покаяние, молитва, дела любви, Причащение Святых Христовых тайн, стремление жить по Евангельской правде – необходимые условия благостных перемен.

Святые – наши ходатаи перед Богом. Они своею жизнью угодили Богу и получили особую благодать Святого Духа. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я среди них». С этой целью мы берем себе кого-то из родных, друзей, знакомых в сомолитвенники, с этой же целью мы обращаемся к Святым. Важно также помнить и понимать, что к Святым мы обращаемся с просьбой «моли Бога о нас». Сами Святые не меняют судьбу, но могут, если это угодно Богу, ходатайствовать за нас перед Господом и жизнь начнет меняться. Слава Богу за все!

автор Лариса Болычева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *