Венчался Пушкин

Первую церковь на месте храма Вознесения Господня у Никитских ворот построили в 1685-1689 годах по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Путеводитель по архитектурным стилям

При Екатерине II здесь располагался Преображенский полк, шеф которого Потемкин решил возвести новый храм. Обследования фундамента показали, что грунт зыбкий, поэтому храм заложили на другом месте. Начал строительство Василий Баженов. Так как возводили храм на народные средства, стройка постоянно останавливалась. Работы возобновили уже под руководством Матвея Казакова, но в 1812 году почти законченное здание сгорело.

В 1831 году еще в незавершенном и освященном малым чином храме венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Место это выбрал лично Митрополит.

Что есть что в церкви

Завершенная в 1845 году церковь Большое Вознесение стала любимой у московской интеллигенции: просторная, с прекрасной акустикой.

В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, сам певец читал во время церемонии Апостола. А уже через 2 года из церкви Вознесения Господня изъяли все ценное. Тем не менее именно здесь в 1928 отпевали Марию Ермолову.

На том самом месте этой огромной, высокой церкви Большого Вознесения, у Никитских ворот, где сто лет назад под золотыми венцами стояли Александр Пушкин и Наталья Гончарова, высился весь в цветах и венках белый гроб, окруженный беспрерывно входящими и выходящими москвичами, пришедшими поклониться останкам своей любимицы, великой артистке Марии Ермоловой. Здесь собрались те, которые не будут иметь возможности завтра присутствовать на торжественной гражданской панихиде в Малом театре. Церковь не вмещала всех желавших войти сразу, народ толпился на улице, ожидая очереди, и под ярким мартовским солнцем, и в сырую, холодную ночь, до тех пор, пока от церкви не двинулась процессия к Малому театру.

Власти обложили церковь Большое Вознесение огромными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства и иноверцы, но это не помогло. В 1931 году храм закрыли, а в 1937 снесли колокольню. Здание оставили только как памятник пушкинской эпохи. Но это не помешало устроить в алтаре правительственный гараж, а в здании церкви разместить склад и лабораторию Энергетического института им. Кржижановского. Хотели еще открыть концертный зал, но не случилось.

В 1987-1990 годах храм Большое Вознесение отреставрировали и вернули Церкви. В 2004 заново построили колокольню по проекту Олега Журина.

Говорят, что… …во время церемонии венчания Пушкина и Гончаровой порыв ветра задул венчальную свечу жениха, Пушкин уронил крест с аналоя, а при обмене кольцами одно из них упало на пол. Поэт увидел в этом недобрый знак.

Церковь Большое Вознесение на фотографиях разных лет:

А что о церкви Большое Вознесение знаете вы?

Многие были уверены еще до их свадьбы: брак поэта и Натальи Гончаровой обречен, и не только потому, что Александр Сергеевич имел репутацию гуляки

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь очень серьезно относился к различным предсказаниям, предзнаменованиям и вообще к мистике. Суеверие поэта, по-видимому, имело самое простое происхождение: с раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна, которая рассказывала маленькому Саше о народных приметах, толкованиях того или иного явления.

Сделавшись старше, Пушкин не оставил своего увлечения суевериями. Он уважал тысячелетний опыт русского народа, отдавал должное преданиям и легендам, а еще ему было даровано почти сверхъестественное чутье, интуиция, он умел улавливать непостижимые для других людей связи между предметами и явлениями. Тем не менее он решился на женитьбу, которая по всем приметам должна была стать роковой.

Предполагаемый портрет Александра Пушкина, выполненный его современником. Художник неизвестен

Особый мизинец

Во времена Пушкина считалось, что лучшее средство от сглаза — длинный ноготь на мизинце. Поэт, узнав об этом, моментально поверил и принялся отращивать ноготь. Впоследствии он даже надевал на мизинец наперсток, отправляясь в путешествие, чтобы в дороге ненароком не сломать длинный ноготь и не подвергнуть себя опасности сглаза.

Современник рассказывал, что однажды за ужином в гостях Пушкин случайно пролил на скатерть масло. Это считалось плохой приметой. Поскольку поэт верил, что сила приметы будет утрачена только с приходом следующего дня, он терпеливо дождался полуночи и только тогда уехал домой.

Судьба против!

То ли в шутку, то ли всерьез поэт говорил о своей будущей жене Наталье Гончаровой: «Это моя 113-я любовь». Разница в возрасте между Пушкиным и Гончаровой составляла 13 лет. Эти факты заметно напрягали Пушкина, не любившего «плохое» число, хотя он пытался шутить с друзьями на эту тему.

Свадьба Пушкина и Натальи Гончаровой несколько раз переносилась, и поэт был в отчаянии, прекрасно зная о том, что менять дату свадьбы — дурная примета. Даже в день венчания молодых преследовали препятствия, так что женитьба Пушкина до последнего момента висела на волоске. Судьба будто старалась уберечь «солнце русской поэзии» от рокового шага.

В первый раз свадьбу пришлось перенести из-за того, что митрополит Филарет не дал своего согласия на венчание в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына, как хотел Пушкин. Пришлось перенести церемонию в храм Вознесения Господня у Никитских ворот.

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Современный вид. wikimedia

Все, казалось, было готово, но накануне свадьбы внезапно скончался Антон Дельвиг — близкий друг Пушкина. По Москве поползли слухи о том, что свадьба известного поэта снова расстроится, тем более, что и Наталья вроде бы не вполне здорова, а совсем скоро должен был начаться Великий пост, во время которого нельзя венчаться.

За два дня до свадьбы произошел еще один знаменательный случай. На мальчишник, который проходил у друга Пушкина Павла Нащокина, приехала цыганка Таня. Александр Сергеевич попросил у нее песню «на счастье». Но у самой девушки на душе было тоскливо из-за любовных неурядиц, и невольно она запела так называемую «подблюдную», то есть обрядовую, песню «Матушка, что во поле пыльно?». Пушкин тяжело вздохнул и сказал: песня предвещает ему что-то очень плохое.

Теща и зять

Наступило 2 марта (по старому стилю 18 февраля) 1831 года — день свадьбы, но тут закапризничала будущая теща: сообщила, что у нее нет денег на карету, чтобы добраться до храма, и потому церемонию следует отложить. Взбешенный поэт сдержал свои эмоции и выслал Наталье Ивановне приличную сумму — тысячу рублей, чтобы она могла нанять карету и удовлетворить другие надобности, связанные со свадьбой дочери.

Это были деньги, на которые Пушкин планировал жить с Натальей первое время после свадьбы. Чтобы не входить в лишние расходы, поэт даже не стал покупать себе фрак — венчался в наряде друга, с которым был одного роста и похожего телосложения.

Мать Натальи Гончаровой с самого начала невзлюбила поэта и не хотела отдавать за него дочь. Пушкин слыл повесой и гулякой, был не в ладах с властью, не мог похвастать богатством, хотя и бедняком не был. У самой Натальи Ивановны средств не было совершенно, она не могла дать за своими дочерьми приданое. Чтобы не попасть в неловкое положение (хотя о ее финансовой ситуации знал весь Петербург), Наталья Ивановна, поддавшись на уговоры Пушкина, наконец согласилась на его брак с дочерью, но поставила условие: пусть жених даст денег на приданое.

Пушкин обратился за помощью к родителям, и его отец, Сергей Львович, поступил очень тактично и благородно: немедленно подарил сыну деревню Болдино. Пушкин заложил имущество, получил за него 38 тысяч рублей, и из этих денег передал матери Натальи громадную сумму — 11 тысяч, чтобы та могла дать за дочерью приданое.

Роковое венчание

Наталья Гончарова. Портрет Александра Брюллова

Молодым не хотелось излишнего столпотворения и шума на свадьбе. У храма была выставлена полиция, посторонних на церемонию не пускали. А желающих попасть на венчание было много — ведь 19-летняя Наталья считалась первой красавицей Москвы.

В церкви с самого начала все пошло не так. Взволнованный поэт неловко взмахнул рукой — и на пол упали Евангелие и крест. Окружающие заметили, как Пушкин побледнел и прикрыл глаза, словно испугавшись.

Будто мало было дурных предзнаменований, но последовали другие: пытаясь надеть на палец невесты обручальное кольцо, Пушкин уронил его, и кольцо зазвенело на каменном холодном полу, словно предупреждая о чем-то недобром.

Шафер, который на протяжении всей церемонии должен был держать над головой поэта венец, устал и запросто передал этот символ брака товарищу, чего делать ни в коем случае нельзя.

В довершение всего свеча, которую держал в руке Пушкин, без видимых причин громко затрещала, а затем и вовсе погасла. Говорили, что, не удержавшись, Александр Сергеевич горестно прошептал по-французски: «Все дурные предзнаменования…».

В браке Пушкин и Гончарова прожили шесть лет, до смерти поэта. Счастливым ли был брак солнца русской поэзии с красавицей Натали — об этом могли судить только сами супруги. Внешняя сторона, то, что наблюдали окружающие, вызывало противоречивые суждения. Впрочем, сам поэт писал своему другу: «Я женат — и я счастлив». Умер же он после дуэли с Дантесом, которого молва обвиняла в неподобающих отношениях с Натальей Николаевной.

Дети Пушкина и Гончаровой Гриша, Маша, Таша, Саша, 1841 год. Рисунок Натальи Фризенгоф. Wikipedia

Сегодня, 2 марта в день 185-й годовщины венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате пройдет семейное торжество с участием потомков А.С. Пушкина и Н.Н Гончаровой.
2 марта 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской улице, венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова.
На тот день поэту было 31 год, а его избраннице — 18. После церемонии, на которой все любовались ослепительной молодой супругой, состоялся праздничный ужин для близких друзей и родственников.
Во время венчания Пушкин нечаянно задел за аналой, уронив крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти мгновенья поэт, придававший большое значение подобным «знакам судьбы».
Накануне на квартире Пушкина (Арбат,5З) устроили «Мальчишник», на который поэт созвал давних друзей. По свидетельству Киреевского, «Пушкин был необыкновенно грустен, так что гостям его даже было неловко».
«Я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью».
Перед этим домом в 1999 году установлен памятник, который москвичи часто называют «Саша и Наташа».

Богоявленский собор

Фото: .com

Будущего поэта крестили в 1799 году в Елоховском Богоявленском соборе. Об этом событии и сегодня напоминает мемориальная надпись у входа. Само крещение проходило в трапезной – она сохранилась до наших дней.

К середине XIX века старое здание собора перестало вмещать всех желающих, и было решено построить новое. Для этого пригласили архитектора Евграфа Тюрина. Он уже был достаточно известен: по его проектам возвели церковь Святой Татианы – домовый храм Московского университета и аудиторный корпус на Моховой.

Москва, Спартаковская улица, д. 15 Смотреть на карте

Дом дяди

Фото: mos.ru

Дом в стиле классицизма, где жил Василий Львович Пушкин, родной дядя поэта, был излюбленным местом Александра Сергеевича. Его всегда тут очень тепло встречали. Здесь он делал свои первые стихотворные наброски (которые, конечно же, давал прочесть дяде, тоже поэту) и находил для себя массу интересных книг в библиотеке Василия Львовича. Чуть позже именно дядя перевел стихи племянника на французский язык.

В целом Василий Львович сильно повлиял на судьбу племянника, настояв на его поступлении в Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее, кстати, юного Александра приняли в общество «Арзамас», в котором состоял и Василий Львович.

6 июня 2013 года в особняке В.Л. Пушкина открылся дом-музей. От оригинальной обстановки остались только планировка, двери, старинная печь и часть дубового паркета. А вот предметы мебели, книги, картины и многое другое пришлось собирать буквально по крупицам. Специалистам удалось воссоздать интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», названной в честь фривольной поэмы Василия Львовича. В последней находятся портреты членов «Арзамаса» и издания их произведений.

Москва, Старая Басманная улица, д. 36 Смотреть на карте

Дом Кологривовых

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной, 1831 Дом Кологривовых на Тверском будьваре, 22. 1904-1905. Фото: Шерер, Набгольц и Ко

На месте, где сейчас находится МХАТ имени Горького, раньше располагался дом Кологривовых. Там часто давал балы танцмейстер Петр Йогель, к которому на уроки танцев ходила вся московская элита. С самых ранних лет Пушкина тоже водили туда – на детские балы.

Потом, спустя много лет (Пушкину было почти 30), в один из вечеров он встретил в этом особняке шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову. Поэт влюбился. По воспоминаниям его друзей, страсть была настолько сильной, что Пушкин был буквально одержим мечтой жениться на этой девушке, которая первое время была к нему достаточно холодна.

Александр Сергеевич ухаживал за Натальей долгих три года. За это время было все – и вспышки нежности, и размолвки. Во время одной из них Пушкин объявил, что стихотворение «Мадонна», написанное для Гончаровой, на самом деле посвящено другой женщине. Однако, несмотря ни на что, в 1831 году пара отправилась под венец.

Москва, Тверской бульвар, д. 22 Смотреть на карте

Церковь Вознесения Господня

Фото: bolshoevoznesenie.ru

В феврале 1831 года Пушкин и Гончарова обвенчались в церкви Вознесения Господня на Большой Никитской. Этот день был одним из самых счастливых в жизни поэта.

В то время старую церковь уже начали разбирать и возводить новую, и поэтому венчание пришлось проводить в трапезной, где не шли работы.

В 1931 году церковь закрыли. В здании разместили склад, потом гараж. С 1960-х годов до 1987-го года здесь была лаборатория Энергетического института имени Г.М. Кржижановского, а затем хотели устроить концертный зал. В 1990 году храм вернули Русской православной церкви и тогда же там возобновили богослужения.

К 200-летию поэта недалеко от храма появился фонтан-ротонда «Натали и Александр».

Москва, Большая Никитская улица, д. 36 Смотреть на карте

Первая квартира Пушкина после женитьбы

Фото:.com

Пушкин и его молодая жена очень любили свою квартиру, в которую переехали сразу после свадьбы. Это было уютное жилье с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором. А главное – там было очень много книг. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай. Друзья, помногу раз приезжавшие в гости, не уставали удивляться: Пушкин, когда-то охотно проводивший время в трактирах, вдруг стал домоседом, обзавелся хозяйством.

Однако из квартиры Александр и Наталья вскоре уехали, прожив в ней всего три месяца. Причина – теща поэта, которая буквально не давала молодым вздохнуть свободно. На лето супруги сняли дачу в Царском Селе, а потом обосновались в Санкт-Петербурге.

Сегодня в доме № 53 на Арбате находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина.

Москва, ул. Арбат, д. 53 Смотреть на карте

Большой и Малый театры

Большой театр. Фото: .com

Большой театр с первого взгляда произвел на Пушкина большое впечатление. Поэт посмотрел комедию «Аристофан» – и навсегда влюбился в этот театр. А в дальнейшем старался не пропустить ни одной премьеры. В 1821 году там поставили балет по мотивам его «Руслана и Людмилы» – всего через год после написания поэмы.

Малый театр Пушкин впервые посетил в 1832 году. В это время представления там давала некая труппа из Франции. Но заграничных артистов поэт не оценил. После спектакля он сказал: «…Чуть не заснул от скуки и усталости». Правда, в дальнейшем Александр Сергеевич ходил в Малый с гораздо большим удовольствием.

Москва, Театральная площадь Смотреть на карте

Дом Шереметевых

Фото: АГН «Москва»

Первым хозяином особняка на Поварской улице был граф Николай Шереметев. В связи с этим москвичи стали называть здание домом Шереметевых. С 1828 года здесь жил полковник Сергей Киселев – один из многочисленных друзей Пушкина. Они вместе ухаживали за сестрами Ушаковыми, Екатериной и Елизаветой.

Киселев снимал половину дома: три комнаты на первом этаже, семь – на втором, сени и кухню. Свою знаменитую поэму «Полтава» Александр Сергеевич впервые прочел именно здесь. В тот вечер в гостях у полковника были также поэт и переводчик Петр Вяземский, путешественник Федор Толстой (по прозвищу Американец), генерал-майор Александр Башилов.

Об этом событии сегодня напоминает памятная доска, установленная у центрального входа.

Москва, Поварская улица, д. 27 Смотреть на карте

Английское собрание

Фото: Серей Ведяшкин / АГН «Москва»

Английское собрание — это первый в России джентльменский клуб. Он был основан в 1770 году. В члены клуба принимали мужчин разных сословий и национальностей, но только по рекомендации и после анонимного голосования. Время проводили весело: светские разговоры, карточные игры, обеды и другие развлечения.

В 1831 году Английское собрание обосновалось во дворце графов Разумовских на Тверской улице, чуть позже особняк стал собственностью клуба. Пушкина приняли в клуб в 1834 году, поэт стал его частым посетителем. А сам дворец, кстати, он увековечил в поэме «Евгений Онегин»: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».

Москва, Тверская улица, д. 21 Смотреть на карте

Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *