Венчание в церкви

Обручение и Венчание (о чинопоследовании)

Жених и невеста вошли в храм. Они стоят на дорожке еще не в центре храма, а в притворе (у западной стены), потому что над ними будет совершен обряд Обручения. Невеста – в белоснежном платье, символизирующем ее чистоту и невинность. Само слово «невеста» означает неведомая для мужчины, непознанная. Жених выглядит торжественно и серьезно. Таким ответственным и серьезным будет он и в супружеских отношениях. Он стоит напротив образа Христа, виднеющегося вдалеке на иконостасе, она — напротив Пресвятой Богородицы, Которая на другой стороне царских врат на самом востоке храма. Молодые стоят с трепетом и благоговением.
Навстречу молодым выходит процессия: свещеносец, диакон и священник. Первым делом священник благословляет брачующихся и дает им в руки свечи. Свеча символизирует горение. В данном случае – горение в вере и в любви, которым пламенеют жених и невеста.
Затем священник с диаконом совершают каждение, являя тем присутствие Святого Духа. Они кадят Евангелие и Крест, лежащие в центре храма, иконостас с его образами, а затем брачующихся и всех присутствующих в храме — всех, кто несет в себе образ Божий. И как священнослужители кланяются им, так и те, кому кадят, ответствуют поклонением.

(далее все молитвы в переложении на русский язык)

Диакон возглашает: «Благослови, владыко!»
Священник: «Благословен Бог наш: всегда ныне и присно и во веки веков»
Диакон произносит ектению («ектения» – «протяжное моление» греч.):
«Миром Господу помолимся! (миром — то есть с душевным спокойствием, в твердой уверенности, что на все воля Божия, а мы должны доверять) о рабах Божиих (имена), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся!
о том, чтобы Бог дал им детей для продолжения рода, исполнил их всякое доброе прошение, Господу помолимся!
о том, чтобы Бог ниспослал им совершенной любви, мира в супружестве, Своей помощи, Господу помолимся!
о том, чтобы сохранили единомыслие и устояли в твердой вере, Господу помолимся!»

Вновь и вновь мы от всей души обращаемся к Господу за помощью. И верим, что Он откликнется.
Далее священник произносит молитву: «Боже вечный, посторонних людей соединивший и давший им неразрушимый союз любви! Некогда благословивший Исаака и Ревекку, и показавший их наследниками Твоего обещания (речь идет об обещании от потомка Авраама произвести великий народ), Сам, Господи, благослови и вот этих рабов Твоих (имена), наставляя их на всякое доброе дело…»
Сам чин Обручения происходит так: Священник берет кольцо и начертывает им крест: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так же обручается невеста — рабу Божию… Отметим, что священник надевает жениху на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха. И затем либо сам трижды переменяет кольца, либо это делает диакон, либо «друг жениха». По троекратной перемене «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» жених и невеста остаются уже каждый со своим кольцом.

Обручальный перстень существовал с глубокой древности. Ведет он свое происхождение еще с дохристианских времен. Там был только один перстень и одевался он женихом на палец невесты. Этот драгоценный перстень был знаком того, что жених разделяет свои богатства с одной единственной девушкой. Этот перстень был обычно с драгоценным камнем. Известно, что значение обручальному перстню придавалось в Ветхом Завете — об этом речь в молитве, завершающей обручение — перстней положение. Сегодня обручальными кольцами считаются золотые, тогда как в древности (в Византии и в Древней Руси) мужской перстень был железным (или серебряным), а перстень невесты — золотым. В качестве обручальных можно использовать не только кольца привычной формы, но и перстни с камнями, украшенные надписью и др.
После Обручения и особых молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак чистоты вступающих в брак и искренности их намерений. У них в руках – те зажженные свечи, которые они приняли в начале обручения от священника как знак горения в вере и любви.
Священник спрашивает жениха: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь?..» Те же вопросы задаются невесте…
Начинается чинопоследование брака возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа!» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им обычно начинается Божественная литургия. Венчание, это — откровение Царства Христова для тех, кто «имеет очи — видеть, и уши — слышать». До IX века Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого от Евхаристии на литургии. Брак совершался именно через общение на самой Литургии: оба — жених и невеста — подходили к самой Чаше Христовой на Божественной Литургии. Начальный возглас о Царствии Божием также напоминает о том, что достижение Царства Небесного должно стоять в центре устремлений молодоженов.
Далее диакон произносит ектению: «Миром Господу помолимся!
О рабах Божиих (имена), ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Кане Галилейской, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся».
Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства Венчания.
Далее священник громко читает несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыко Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок (неувядающий венец) славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе их утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимися…».

Во время второй молитвы поминаются имена мужей и жен благословенных браков в Священном Писании: от Авраама и Сарры, до родителей Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Так данный брак «вписывается» в библейское измерение жизни, жизни вечной. «Благослови их Господи, Боже наш, так, как Ты благословил Авраама и Сарру! Благослови их, Господи, Боже наш, так …». Это седмеричное благословение, проходящее через весь Ветхий Завет и подводящее ко входу в Новый Завет, описывает — как и семь дней недели — полноту круга времени исторического. Но и выводит выше него. Ибо в Евангелии читается о первом чуде, совершенном Христом. И не случайно оно совершено Спасителем именно на браке, и не случайно именно по просьбе Его Матери (Евангелие от Иоанна, глава 2, см. ниже).

После третьей молитвы священник берет венец и провозглашает: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой. То же повторяется с невестой: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию…». После этого священник торжественно возглашает, воздевая руки и призывая сошествие Святаго Духа на брачущихся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Этот возглас повторяется трижды, и каждый раз священник благословляет брачующихся. Это очень важный момент. Собственно, в древности надевание венков и краткая молитва соединенная с благословением молодым и считались Таинством Брака. Сегодня чин приобрел более торжественный вид, но сердцем, ядром чина Венчания все равно является момент надевания венцов (или вручения их свидетелям) и священническое благословение.

Венцы над головами брачующихся держат свидетели. Но если молодые просят, чтобы венцы надели им на голову, эту просьбу, конечно, мы удовлетворяем. Почему венцы не надеваются на головы, а вручаются свидетелям? Духовная сторона — дружба, помощь, поддержка: можно вспомнить, что когда Моисей в войне с Амаликом воздевал руки — Израиль побеждал. Когда опускались руки Моисея от естественной усталости, Израильтяне были побеждаемы… и вот братья стали поддерживать руки Моисея, и народ одержал победу. Поддержка друзей, готовых потрудиться, важна. И обычно собирают именно шестеро мужчин (трижды двое), которые держат венцы, меняясь — в частности при трех обхождениях вокруг Евангелия в конце венчания. Но есть и чисто практическая сторона: у всех головы разные (по размеру), у невесты часто бывает фата, особая прическа и т.д. Кроме того, есть опасность, что венцы, во время шествия молодых упадут или сползут с головы. Удобнее держать их над головами.

Но бывает, что шестеро друзей не нашлось. В таком случае совет свидетелям (шаферам, кумовьям): держать венец над головой невесты или жениха – достаточно трудное занятие, руки могут сильно устать. Держите венец одной рукой. Когда она устала, можно сменить.

В наши дни приходится видеть, что венец над невестой держит не мужчина… Это ужас. Действительно, это отображает — быть может — нашу неблагополучную современность. Пожалуй можно было бы утвердить в правилах, для посрамления мужского пола, чтобы одна женщина во время всего венчания держала оба венца на вытянутых руках! На самом деле, до революции это было не мыслимо. А потом уже — женщины прокладывали железные дороги и асфальтировали пути… куда? в светлое будущее? Это наша беда. Такая несчастная традиция сложилась разве что вследствие того, что церковные браки венчались десятилетиями тайно. К священнику, готовому взять на себя такой риск и венчать при запертых дверях храма эту пару привела другая пара, прежде у него повенчавшаяся. Кому держать венцы? Все ясно. В Русской Зарубежной Церкви сохранилась вышеописанная традиция: шестеро шаферов держат венцы. Но можно и восемь и десять! Только обходов вокруг Евангелия всегда будет три.

После положения венцов (вручения их шаферам) и благословения, провозглашается Прокимен: «Положил еси на главах их венцы от камений честных. Они просили жизни у Тебя и Ты дал ее им» (по церковно-славянски: «живота просиша у Тебе, и дал еси им». Следуют чтения из Священного Писания — чтение из Апостола и Евангелия. Апостольское чтение – это фрагмент Послания к Ефесянам 5, 20-33. Слова из этого чтения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела ; и вот, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будет двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-25, 28-33). Таковы подлинные отношения мужа и жены. «Боится» — конечно не в нашем смысле какой-то «трусости», но в смысле библейском: пусть благоговейно относится, почитает, любит. Такое понятное и известное выражение апостола и какое призвание оно на самом деле раскрывает: Христос – муж; Церковь – жена. А нам жить по этому образу.

Что касается Евангельского чтения, то здесь речь о первом чуде, совершенном Господом. Это в Кане Галлилейской, и именно на браке, и именно по просьбе Пречистой Матери — превращение воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства Брака. Но и указывает на то, что время Христа тогда «еще не пришло». Пришло оно, когда Он восходил на Крест, совершая Свой брак с Невестою-Церковью. В ночь до самого распятия Спаситель уже не превращал воду в вино. Он взял Чашу вина и сказал Апостолам собранным: «Пейте от неё все, сия есть кровь Моя Нового Завета…», так возвел Он первое чудо (вода-вино) на высшую ступень (вино-Кровь), в вечное последнее Чудо — празднуя Свою крестовоскресную Пасху: Святое Причастие.

Если видеть это духовными очами, то невозможно гостям суетиться, разговаривать, сидеть на лавках, что-то обсуждая «по ходу действия». Для брачующихся наступил важнейший, всеобъемлющий момент их жизни. Как не молиться, не соучаствовать в эти таинственные минуты духовного торжества? Нет, гости — не зрители, а участники, потому что в молитве участвуют все. О чем молиться? О том, чтобы брак состоялся, чтобы он продлился долгие годы, и чтобы Бог даровал Свою благодать молодоженам. Чтобы они преуспевали в любви, вере и служении.

После молитвы Господней «Отче наш…» священнику подносят чашу с вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Если венчание происходит на Божественной Литургии, то брачующиеся восходят на амвон для Святого Причащения в венцах. неповторимый в жизни момент. Эту Чашу Причастия заменяет вне Литургии приносимая общая чаща — ковшик с вином. Троекратно испивают из нее молодожены — во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь. Это слова, которые звучали, когда каждого из них — нашедших теперь во Христе друг друга — по отдельности крестили, и помазывали священным миром на Царство. Ныне они приемлют это царственное измерение друг в друге, друг через друга, и друг для друга. Эта чаша, напоминающая о брачном пире в Кане Галилейской, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе. Каждый испивает из чаши трижды. В Византии этот обряд совершался не в храме, а дома. Молодые пили при входе в дом чашу с вином, которую им подавали родители (как у нас сегодня обычай встречать молодых хлебом-солью), а потом разбивали ее об пол. Это чаша их совместной жизни, и никто кроме них пить из нее не будет.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их епитрахилью и ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в левой руке, держа правой их скрепленные епитрахилью руки, и он символизирует здесь Самого Христа, который ведет мужа и жену. Вперед идет Крест, а Евангелие, вокруг которого идут новобрачные, означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери, и гимн мученикам: «Святии мученицы, добре страдальчествовавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Почему такие песнопения в радостный день Браковенчания? Потому, что супружеская жизнь не легка. И на путях этой жизни непременно будут скорби, тернии, болезни. Но Церковь, напоминая нам о мучениках, говорит, что не должно унывать. Бог с нами. Он укрепит, даст сил перенести все невзгоды и вознаградит, если все смиренно перенесем, венцами победителей в Царствии Небесном.

Венцы снимаются. Священник произносит: «Возвеличься, жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мире и твори в праведности заповеди Божии». Затем обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сарра, веселись, как Ревекка, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог». Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов, теперь с молодоженами.
Заканчивается Таинство торжественной молитвой, обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь Небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, благих чад, совершенство в жизни и в вере».

«Благоденственное и мирное житие здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие подаждь, Господи, рабам Твоим, ныне браковенчанным (имена), и сохрани их на многая лета!» – заканчивает диакон.
Хор отвечает: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!»

Брачная пара целует крест. Свечи гасит священник — они сохранятся для молитв дома. И если обручение совершалось у входа в храм, а самое венчание в центре храма, то теперь священник возводит молодоженов наверх к самому входу в алтарь, к «царским вратам», туда где полнота рая, где иконы Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы — и они целуют эти образы, напротив которых стояли, каждый со своей стороны отображая — мужское и женское естество в послушании Богу. И теперь уже — после этой высшей и главной встречи — навстречу родным, как объединенные в Боге, к таковым теперь подходят поздравлять молодоженов их родители, близкие и друзья. Первыми — свидетели, затем – родители и все прочие.

В добрый путь! Но никак не — вон из храма, прочь от хранящихся там венцов, а на путь духовного восхождения среди мира сего, на путь совместного углубления жизни, на путь оцерковления и живого восприятия того, что воспринято здесь на веки веков.

Свящ. С. Тышкевич

Католический Катихизис

epub mobi

О нерасторжимости христианского брака

Нерасторжимость таинства брака — одно из основных начал христианской морали. Действительный, завершенный таинством и супружеским сожительством, христианский брак нерасторжим в силу Божеского закона, воли Христовой.

Иисус Христос отменил Моисеев закон, допускавший расторжение брачных уз; в христианстве нет развода и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. V; 31. 32). Спаситель восстановил первоначальной закон ненарушимости брака. И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему; по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. XIX; 3–6). Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. X; 11, 12). Евангелист Лука тоже приводит эти безусловные и грозные слова Христовы (XVI; 18). Правда, Евангелист Матвей приводит оговорку «кроме вины прелюбодеяния»; но кощунственно предполагать, что Спаситель противоречит самому Себе и берет обратно сказанное им о безусловной, не терпящей исключения нерасторжимости брака (Мк. X и Лк. XVI); поэтому эту оговорку можно понимать толь¬ко, как относящуюся к прекращению сожительства, но отнюдь не к расторжению самих брачных уз; тогда становятся понятными слова Христовы о том, что всякая женитьба на разведенной есть прелюбодеяние.

Апостол Павел, ссылаясь на заповедь Христову, определенно отстаивает нерасторжимость брака. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться с мужем своим; мужу не оставлять жены своей… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет (I Кор. VII; 10, 11, 39). Итак, расторжение брачных уз немыслимо до смерти одного из супругов. Даже, если жена «разведется», ее муж остается ее мужем, и она должна стремиться к примирению с ним.

Тот же Апостол в послании к Ефесянам пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем… (V; 22–33). Апостол сравнивает брачный союз христиан с союзом Христа с Церковью: этот последний союз — главенство Христа в Церкви — нерасторжим; поэтому нерасторжим и христианский брак. Кто допускает расторжение брачных уз через развод, тот косвенно отрицает догмат о Христе, Главе Церкви.

То же учение мы находим у Святых Отцов; Супруга ни под каким предлогом не должна соглашаться на расторжение брачного союза», пишет Святой Василий Великий. (Бес. 7 на Шестоднев, изд. Моск. Дух. Акад , 1891, I стр. 111). Св. Иоанн Златоуст угрожает Страшным Судом тем, кто руководится императорскими византийскими законами, допускавшими развод (Минь, 51, ст. 219, 228); законы эти языческого происхождения. Блаженный Августин говорит, что развод от диавола (Толк. 9 на Иоан.). Св. Феодор Студит претерпел долголетние гонения и тюрьму за то, что он отстаивал нерасторжимость христианского брака.

Из сказанного следует, что никакая власть на земле, не исключая папы или вселенского Собора, не имеет права расторгать подлинные «завершенные» христианские браки: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В то время, как во всех отпавших от Церкви христианских общинах допускается расторжение брачных уз, одна только Католическая Церковь никогда не соглашается на это попрание святого таинства брака; она не дает никому развода. Скорее, чем согласиться на какие либо сделки в этой области, Церковь всегда была готова на величайшие жертвы. Церковь расторгает только кажущееся, недействительные «браки»: она заботится о том, чтобы внебрачные сожительства, имеющие лишь внешнее сходство с браком, не заменяли подлинных браков. Когда Рим объявляет так называемые nullitas matrimonii, то это не есть расторжение существующего брака, а каноническое заявление, что в данном случае брака никогда не существовало и что лица, которых это касается, должны или расстаться или, если нет препятствий со стороны природного нравственного закона и они этого желают, — вступить в действительный брак.
Разводы, даваемые в христианских некатолических общинах, конечно, недействительны.

свящ. С. Тышкевич КАТОЛИЧЕСКИЙ КАТИХИЗИС Саtéсhisme Саthоliquе

(Чтение этой главы необходимо лишь тем, кто вступает в брак)

«Попечение о плоти не превращайте в похоть». (Рим. 13:14)

Кажется, что ни одна из сторон жизни христианина не отравлена так глубоко обычаями, взглядами и мнениями безбожного миросозерцания и старого язычества, как брачная жизнь.

Об этой стороне жизни молодые люди, вступающие в брак, черпают знания или из окружающей, часто развращенной, среды, или из безнравственных «руководств», составленных безбожниками, или подходят к ней вслепую, не получая нужных указаний со стороны своих родителей или воспитателей из-за ложной в этом случае стыдливости последних.

Не знаю даже, есть ли вообще пастырская, специальная литература, глубоко освещающая брачную жизнь, эту важную сторону взаимоотношений супругов. Поищем об этом указаний у отцов Церкви и в практике жизни древних христиан. Перенесемся для этого на зарю христианской эры и посмотрим, каковы были установки, взгляды и обычаи по отношению брака у тех, которые были поставлены самими апостолами или их ближайшими преемниками.

С самого начала христианства брак рассматривает как таинство. Первое свидетельство об этом имеется в послании св. Игнатия Антиохийского Поликарпу и затем подтверждается св. Климентом Александрийским и Тертулианом.

И, основываясь на словах ап. Павла, что брак есть образ союза Христа и Церкви (Еф. 5.25 – 27), пастыри первой христианской Церкви требуют сохранения чистоты и святости брака.

Из уважения к святости совершившегося с ними таинства у первых христиан был обычай воздержания в течение всей первой недели после бракосочетания. В этом случае молодые супруги первые дни совместной жизни посвящали Богоугодным делам и молитве за предстоящий совместный путь к Небесному Царству. Воздержание же в первую ночь после бракосочетания было обязательным установлением Церкви. Оно было подтверждено постановлением одного из Карфагенских соборов, в котором говорится: «Жених и невеста, по получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к полученному благословению».

Духовные пастыри первых веков увещевают молодых супругов и в браке хранить целомудрие и воздержание, не поддаваясь соблазнительным обычаям и взглядам окружающего языческого мира. Вот, например, какие советы дает св. Климент Александрийский находящимся в браке: «Человеку должно воздерживаться от сладострастия… здесь должны быть мера и граница. Излишнее удовлетворение плоти расслабляет нервы, омрачает чувство и уменьшает силы. Бог хочет, чтобы род человеческий продолжался, но Он не говорит: будьте похотливы. Время для сношения наблюдают животные, не имеющие разума. Человеку ли, отличенному разумом, стоять в этом отношении позади их? По руководству разума, время нужней наблюдать тем, кому позволено жить с женами» никто не должен сходиться с женою по обычаю петухов, во всякое время, например возвращаясь из церкви или утром с торжища – когда время молитвы, чтения и других дел. Не часто должно быть брачное сношение: чем оно реже, тем желательнее и приятнее. Далее, и ночью, во тьме, не нужно вести себя неумеренно и вольно». Св. Климент Александрийский также запрещает христианам сношения во время месячных очищений и в случае наступления беременности. Продолжение физических сношений в последнем случае он почитает противоестественным и греховным1.

То же мнение высказывают и древние христианские писатели Ориген, Лактанций, Амвросий Медиоланский, блаж. Августин, блаж. Иероним, Григорий Великий и др. То же говорят и законы природы, установленные для высшего животного мира. Вот на какой пример из последнего ссылается один из наиболее почитаемых западных духовных пастырей – Франциск Сельский.

«Достойные люди не вспоминают о том, как они насыщались за обедом, но после него моют руки и рот, чтобы более не иметь ни вкуса, ни запаха того, что они ели. Слон – только большое животное, но наиболее достойное из них. Он никогда не меняет самку и нежно любит ту, которую избрал. Он спаривается только через три года, и только в течение 5 дней, и так тайно, что никогда не видят его за этим актом. На шестой день он прежде всего идет прямо к реке, где тщательно моет все свое тело, и только тогда возвращается к стаду».

Воздержание требовалось от христиан соборами и во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста.

На необходимость соблюдения этих постановлений соборов указывает и наш последний из великих русских святых преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «…и еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресне дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами»2.

То же писал в одном письме и старец Амвросий Оптинский3: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены».

Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. По указанию старца Леонида Оптинского это было также наказанием его родителей за несоблюдение ими праздников.

Как мы видим из описания быта древней христианской Церкви, постановлений соборов и поучений пастырей Церкви, и в браке от христианина требуется умеренность и воздержание. Он так же, как и безбрачный, должен сдерживать свою страсть, и его состояние от безбрачия отличается лишь по степени воздержания.

Все описанное мало походит на те взгляды и мнения, которые можно встретить в распространенных взглядах и различных руководствах к «половой жизни». Поэтому можно решительно порекомендовать никогда не прикасаться к таким книгам. Они обычно полны грязи, греха и пачкают мысль и воображение своей безнравственностью и цинизмом. Для примера можно указать, что в широко распространенной книге Фореля «Половой вопрос» имеется совет – завести второго мужа, если страстность жены не удовлетворяется одним. Форель пишет, что ему приходилось наблюдать подобные «браки втроем», которые ему казались удачным разрешением вопроса.

В том случае, когда юноши и девушки вступают в брак, следует обращаться не к безнравственным книгам по половому вопросу, а к советам своих родителей (жениха – к отцу, а невесты – к матери) или, если их нет, к близким христианам-семьянинам.

С чего должна начинаться брачная жизнь? Она должна начинаться с соответствующего духовного приготовления к ней. Вот какие указания дает по этому поводу святитель Иоасаф Белгородский.

На основании правил св. отцов жених и невеста до брака непременно должны принести исповедь и принять Причастие Св. Тайн. До этого желательно, чтобы они за 3 – 4 дня подготовили себя к таинствам исповеди и причастия молитвами (т.е. посещением Церкви) и постом. Только после подобного приготовления может совершаться бракосочетание. По древнерусскому обычаю невеста царя 4 – 5 дней до свадьбы проводила в монастыре. Перед таинством брака брачующиеся вместе принимали причастие. Св. отцы рекомендуют и в годовщину свадьбы мужу и жене исповедоваться и причащаться.

В литературе часто можно встретить описание первого периода брачной жизни. Одним из таких произведений является «Крейцерова соната» Л. Толстого. Надо полагать, что в этом произведении Л. Толстой делится с читателями своим жизненным опытом. Не будем отказывать автору в жизненности и красочности его описания закулисной стороны и переживаний так называемого «медового месяца». Более того, эти переживания могут быть еще более глубокими и иметь печальный конец: известны случаи самоубийства новобрачных после первой ночи. И наличие подавленного психического состояния, слезы, ссоры и взаимное недовольство, очевидно, надо считать довольно характерными чертами «медового месяца». Чем можно это объяснить и можно ли этого избегнуть? Да, конечно, можно, и это всецело зависит от поведения новобрачных.

Вот что следует учитывать юным супругам.

В человека вложены Богом не только стремление к продолжению рода, но и стыдливость, которая обычно более развита у девушек.

И лишь проснувшаяся любовь к жениху, ставшему супругом, заставляет преодолевать новобрачную свою стыдливость. Но это преодоление может совершиться не сразу, и здесь нужны такт, осторожность и неторопливость со стороны юного супруга. В этом отношении большое преимущество имеет обычай древних христиан: неделю после бракосочетания сохранить чистоту отношений. В это время молодая жена может привыкнуть к супругу, и переход от девушки к женщине станет для нее легче и естественнее.

Что следует хорошо помнить вступающим в брак – это закон природы, что брачному соединению всегда последует сильное ослабление физических сил и нервной системы. Известно, что самцы некоторых насекомых, например трутни у пчел, погибают после оплодотворения. В животном мире время соития («течки») бывает лишь в определенный период года.

Неумеренность в, половой жизни у людей наказывается болезнями (половая неврастения и др.). Иногда наблюдается заметное ослабление здоровья после свадьбы у молодого супруга, которое в некоторых случаях кончается сильным истощением организма и даже смертью. Все это является прямым следствием невоздержанности в брачных отношениях.

Известно, с другой стороны, что те соки, которые теряются в брачных сношениях организмом, могут служить для восстановления растраченных сил (лечение «сперинном»). Это также указывает, насколько экономно надо расходовать эти соки.

Следует заметить, что для противодействия невоздержанности Господь устроил так, что наличие ее записывается на лицах, подверженных ей. Не надо даже быть слишком опытным в жизни, чтобы уметь читать на лицах следы невоздержания по кругам под глазами, утомленному, потускневшему, как бы испитому лицу. И уже один стыд перед людьми должен предохранять от неумеренности, которую нельзя скрыть.

И если молодые супруги не хотят превратить свой «медовый месяц» в период резкого ослабления сил и подавленного состояния, слез, ссор и взаимного недовольства, то пусть умеряют свои желания. И их сдержанность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней новой, совместной, жизни.

В дальнейшем молодым супругам следует, конечно, строго соблюдать постановления соборов и обычаи первых христиан в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные и постные дни (среда и пятница). Нужно вспомнить при этом и слова преп. Серафима и старца Амвросия, что пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезням жены и смерти детей.

При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с 4 – 6 час., и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая их окончанием вечер перед следующим днем.

В дальнейшей жизни брачные отношения супругов должны основываться на заповеди ап. Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение: подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7. 3 – 5).

В этих словах ап. Павел призывает супругов к самопожертвованию, к полной взаимной отданности и взаимному снисхождению. И, основываясь нa заповеди апостола, св. Иоанн Златоуст говорит, что в тех случаях, когда жена, например, уклоняется от общения с мужем, то она будет виновница в грехе мужа, если он пойдет к блуднице или другой женщине. Нам известен ряд случаев, когда в истинно христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния или разорялся духовно из-за отказа другого к брачным сношениям, вызванного незаконною ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно приведенным выше указаниям ап. Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно недопустимо, если один из них тяготится им, терпя от воздержания свое духовное устроение.

Но как быть в том случае, когда один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди ап. Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или день поста. И здесь налицо очевидная опасность брака, который по сущности своей есть добровольное рабство и легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному господину-супругу. И нельзя избежать бедствия, если ее господин окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится ап. Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (1Кор.7:28).

Здесь мы опять приходим к тому заключению, что осмотрительный выбор супруга предопределяет счастье в браке.

В идеале в браке не должно быть никакого насилия одного над другой (или наоборот) и во всем взаимное согласие и готовность к уступкам. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов:

«Ни мужчина, ни тем более женщина не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, если в нем опасность для самого дорогого? Бесконечное количество несчастных браков именно оттого, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все трудности брака – отсюда. Величайшая мудрость брака – дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной – подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода».

Последствием брака является деторождение. Отсюда определяется отношение к так называемым «предохранительным средствам». По законам природы они являются нарушением установленного Богом порядка, т.е. нарушением воли Божией; в животном мире брачные сношения существуют лишь для воспроизведения рода. Может ли быть здесь исключение для человека?

Выше уже говорилось, что брак в идеале в духовном отношении выше безбрачия и является более трудной и более высокой ступенью в духовной жизни. И наивысшим духовным идеалом здесь является такой брак, когда брачные отношения диктуются исключительно желанием иметь детей.

Бывают, однако, в жизни случаи, что супруги сомневаются в возможности иметь детей преимущественно по двум причинам. Здесь может иметь место или медицинский запрет для матери, или бытовые условия семьи: недостаток жилищной площади, недостаток средств к существованию, перегрузка в работе матери и т.п.

В первом случае – при медицинских запретах – нужно рекомендовать супругам большую осторожность и не доверяться слепо мнению какого-либо врача. Врача для совета надо выбирать в этом случае из христианской среды, благочестивого и боящегося нарушения Божиих заповедей. Еще лучше, конечно, если мнение его будет проверено и другими врачами: ведь человек так часто может ошибаться. Наконец, окончательное решение супругов должно получить благословение духовного отца семьи.

Во втором случае – когда супруги страшатся иметь еще детей из-за трудных бытовых или материальных условий, то здесь следует призвать христиан к подвигу веры.

Даруя супругам детей, Господь неизменно пошлет и возможность их вырастить. Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6. 33). И нам много раз приходилось наблюдать, как вознаграждалась вера супругов и с каждым новым ребенком увеличивалось и Божие благословение на семью: увеличивалась жилая площадь, улучшались бытовые условия, находились люди, облегчавшие труд матери, увеличивался заработок супруга и т.д.

Плохо для семьи, если супруги стоят на разных ступенях духовной лестницы и возможное для одного вызывает душевный надрыв у другого. Здесь опять-таки будет иметь место та «скорбь по плоти», про которую говорил ап. Павел: «А мне вас жаль» (1Кор. 7. 28). Здесь, очевидно, следует призвать супруга, более сильного духовно, к снисхождению к более слабому ради сохранения любви и семейного мира. Но, уступая временно, пусть тогда более сильный супруг молится усердно о более слабом, чтобы укрепил его Господь и он мог бы подняться на более высокую ступень для совершенного исполнения воли Божи-ей и для полного согласия супругов на их совместном пути к Царству Небесному.

По словам псалмопевца: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126. 3). Итак – дети есть дар Божий, и, кто не хочет принимать этот дар, кто тяготится им, тот живет не по закону Божиему и, очевидно, не верит в Бога.

Одна мать жаловалась своему духовному отцу, священнику из города Дара, что ей тяжело воспитывать своих пятерых еще маленьких детей, и сознавалась, что она ропщет на Бога за то, что ей в удел досталось так много детей.

«Нет, не роптать ты должна, – отвечал ей духовник, – а горячо благодарить за них Бога. Ведь это большая честь и большое тебе доверие от Господа, что Он поручил тебе воспитание такого многочисленного потомства. В свое время дети воздадут тебе с излишком за все то, что ты выстрадала за них».

Здесь, в решении вопроса о рождении детей, всего точнее и определеннее можно провести грань между истинными христианами и мнимыми, мертвыми по духу, грань между браком в Кане Галилейской со присутствием Христа и браком безбожников или мнимых христиан. В Кане подали сначала худшее вино, а затем уже появилось чудесное вино, созданное заботами Богоматери и милосердием Христа.

Так и в истинно христианском браке молодые в первый период своей жизни несут нелегкое, а подчас и вовсе тяжелое бремя заботы о маленьких детях, их кормлении и воспитании: мужу надо много работать, чтобы обеспечить материально многочисленную семью, а жене – в муках родить, кормить младенцев, не спать ночей, страдать при болезнях детей, нести все тяжести домашних работ.

Но зато – по мере возрастания детей – растут и радости родителей (конечно, при правильном, христианском их воспитании – в атмосфере веры, любви и послушания). А под старость им обеспечено много радостей при виде плодов своих трудов и забот в кругу горячо любящих детей, а затем и внуков. Так будет испито ими и лучшее вино, которое в Кане Галилейской подали напоследок.

Совсем не то в мирском или мнимохристианском браке с преднамеренным отсутствием детей или с одним ребенком. Последнего часто уносит смерть, и тогда горе родителей безысходно. А что может быть горше одинокой старости, при чувстве, что более ты никому не нужен, а жизнь прожита эгоистично, впустую, в погоне за наслаждениями, развлечениями и комфортом?

Аборты есть, конечно, не что иное, как убийство своего ребенка. Излишне говорить, чем они грозят душе матери-детоубийцы. Но бывают случаи, когда они предписываются «по заключению врача» – для сохранения жизни матери. Здесь опять-таки надо предостеречь супругов, и им надо очень осторожно доверяться людям, которым часто свойственно ошибаться. Нам известны случаи, когда вопреки советам врачей матери проявляли подвиг веры и благополучно рождали, сохраняя жизнь и свою, и ребенка.

Как и все в жизни христианина, и брачная жизнь должна освящаться молитвою. Ап. Павел говорит: «Для чистых все чисто» (Тит. 1. 15), и брачные отношения установлены Самим Богом, и в них нет по их существу чего-либо нечистого. Так же, как и в тех частях тела, которые участвуют в деторождении.

Об этом так пишет в своем дневнике пастырь – отец Иоанн К. «О законе чадородия нужно мыслить и чувствовать чисто, благоговейно и благодарно перед Создателем Святым и Премудрым, и не мыслить об нем эгоистично, низко и похотливо, и благоговеть перед органами чадородия, и благодарить за них Премудрого, Всеблагого и Пречистого Творца, тем более человеческое естество».

Как к таинству природы должны относиться супруги к зачатию ребенка и да не забывают перед отходом ко сну освятить прилежною теплою молитвою и ту ночь, в которую по воле Господней, может быть, у них зародится новый член их семьи, новый образ подобия Божия. Следует вспомнить, что в Церкви установлены праздники в честь зачатия Божией Матери Девы Марии и Крестителя Господня Иоанна (9 дек. и 28 сен. ст. ст.).

Когда должны кончаться брачные отношения супругов? По рекомендации ряда духовных учителей первых веков христианства они должны кончаться с момента, когда жена с возрастом теряет способность к деторождению. Однако и здесь, конечно, прекращение брачных отношений должно иметь место лишь при полном единодушии супругов. И если один из супругов будет замечать у другого уныние, упадок духа, потерю душевного равновесия от прекращения брачных отношений, то он должен проявить полноту любви и возобновлением брачных отношений вернуть потерянный у супруга душевный мир. Супругам всегда надо помнить запрещение ап. Павла уклоняться от супружеских обязанностей (1. Кор. 7. 3 – 5). Единоличная ревность к воздержанию в браке всегда незаконна и не будет угодна Богу, но, как пишет ап. Павел, «Если некто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2.5).

В послании к коринфским христианам ап. Павел пишет: «Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие. И пользующиеся миром сии, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор. 7. 29 – 31).

Этими словами ап. Павел указывает, что брачная жизнь на этой грешной и идущей к гибели земле не есть самоцель, что она есть переход к другому, более совершенному, состоянию, «ибо проходит образ мира сего».

Как известно, для женщины Ветхого Завета брак был обязателен. Девственность не почиталась, а бездетных презирали как не способных послужить обетованию – быть в числе прародителей Мессии.

В Новом Завете «лучшая» часть принадлежит Марии (Лук. 10. 42) – прообразу иночества и отсюда девственности. Поэтому и ап. Павел такое дает указание, упоминаемое выше: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Говорю это для вашей же пользы, не с тем чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор. 7.32 – 35), и поэтому «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7.38).

Вот наиболее совершенный путь нового Израиля, христианина, освобожденного от рабства плоти и суеты мира, призванного быть «народом святым», «царственным священством» (1Пет. 2.9).

Здесь, однако, следует оговориться, что этот призыв апостола относится лишь к тем, кто загорелся горячей любовью ко Христу, хочет полностью отдать себя служению Ему и «может вместить» (Матф. 19.12) безбрачную жизнь.

Что же касается тех, кто не отвечает этим условиям, то брак необходим им, и несчастны те девушки, которые не смогли найти в жизни для себя достойных мужей.

Душа христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа.

В истории Вселенской Церкви имеются указания на многочисленные случаи такого перехода христианских супругов к воздержанию от брачной жизни.

В некоторых случаях отказ от брачных отношений наступал сразу же после венчания. Это случалось обычно тогда, когда брак совершался лишь из послушания воле родителей, причем души брачующихся единодушно стремились к девственной жизни.

В других, более частных, случаях брачные отношения прекращались по взаимному соглашению после известного периода брачной жизни. Так, например, было со св. Ксенофонтом и Мариею (пам. 26 янв.), которые оставили брачные сношения после рождения 2 сыновей. На склоне лет они также приняли иночество (как и их сыновья). Так же поступили и св. Андроник и Афанасия (пам. 9 окт.).

А вот пример высокого понимания целей христианского брака из его современной жизни, засвидетельствованный одним духовником (о. Митрофаном С.).

У него всегда исповедовался один женатый священник, имевший обычай служить литургию каждый день. Духовник задал наконец ему вопрос: как он живет с женой, если приходится ему каждый день служить литургию?

Священник отвечал: «У нас трое взрослых детей. Когда выяснилось (по уверению врачей), что жена моя больше не будет рожать детей, то мы решили, что цель сношений супружеских – рождение детей – отпала и эти сношения потеряли смысл. Тогда я отслужил молебен, и мы возблагодарили Бога за благословение нашего супружества тремя детьми и попросили благословения далее жить целомудренно. Это мы исполняли уже 5 лет» (священнику в то время было 45 лет).

Вступление в монашество в конце жизни или на смертном одре было очень широко распространенным обычаем в древней Руси. Почти как правило монашество принималось перед смертью русскими Великими Царями.

Однако не всегда, конечно, достигается сразу единодушие в отношении перехода от брачной жизни к воздержанию, и тогда неизбежно страдание одного из супругов.

В истории Церкви также имеются описания таких случаев. Вот, например, судьба праведницы Иулиании Лазаревской (пам. 2 фев.). Дух ее горел к Богу, она стремилась вся отдаться молитве и посту. Но она была замужем за русским воеводою, и с покорностью она несла свой крест и была матерью 13-ти детей. Во вторую половину жизни она начинает просить мужа отпустить ее в монастырь. Муж не отпускает ее и указывает на ее долг – заботу о детях. Но, идя навстречу ее стремлениям, он соглашается прекратить брачные отношения, и последние 10 лет совместной жизни они живут в воздержании.

Печальная была вначале также судьба преп. Мелании Римляныни (пам. 31 дек.). Против своей воли она 14-ти лет была выдана за 17-лстнсго юношу Апиниана. С юности горящая духом Мелания начинает убеждать молодого мужа в преимуществах жизни в воздержании. Муж не соглашается, но обещает исполнить ее желание после рождения ребенка. Рождается дочь, но муж не сдерживает своего обещания. Мелания задумывает бежать из дома, но удерживается друзьями, напоминающими ей о ее долге по отношению к семье. Мелания отдается молитве, посту, тайно носит власяницу, стараясь скрывать от близких свои подвиги, и страдает от невозможности жить в воздержании. Она делается беременною второй раз. Родившийся мальчик умирает, а Мелания тяжко захварывает. В тоске и горе муж ищет помощи у Бога. Умирающая Мелания убеждает его дать обет Богу сохранять чистоту отношений, если она останется жива. Мелания после этого выздоравливает, и на этот раз Апиниан свято выполняет свой обет. Затем вскоре умирает их дочь, и они хотят раздать все имущество и стать иноками. Этого не позволяют им родные. Оба молодых супруга отдаются усиленной молитве о разрешении их от тех уз, которыми связывает их мир. Их молитва была услышана Богом, и в одну из ночей они получают чудесное извещение о том, что Богу угоден избираемый ими путь. Они ощущают чудное благоухание и исполняются духовной радости, забывая всю свою скорбь. С этого момента ими овладевает еще большая жажда духовных благ, и они решают бросить все, бежать и стать иноками. В это время Апиниану было 24 года, а Мелании 20 лет. Вскоре умирает отец Мелании, и им предоставляется возможность ликвидации своего большого состояния и ухода в иноки.

Так, пройдя через многие скорби и идя путем усиленной молитвы и духовного подвига, Мелании удалось достичь «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14) не только для себя, но и для своего мужа.

Что означает, если муж потерял обручальное кольцо

К любому событию можно отнестись по-разному. К потере обручалки обычно относятся негативно — считают, что это событие предзнаменует крупные проблемы в семье. Вот самые распространенные «обещания» в случае потери свадебных колец:

  • ссора со второй половиной;
  • вереница конфликтов в семье;
  • измена, предательство;
  • проблемы со здоровьем, бессимптомно протекающая болезнь;
  • недопонимания, которые приведут к разводу.

Однако можно расценивать потерю обручального кольца с положительной стороны, как начало нового этапа семейной жизни. Эта потеря может быть символом обновления брака, вступления в новый прекрасный период — думайте о позитивных переменах!

Совет женщинам: если ваш муж потерял обручальное кольцо, не торопитесь впадать в отчаяние. Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны — теперь у вас с мужем есть повод купить новые кольца, более красивые и утонченные. Можно даже еще разок «сыграть свадьбу» — отметить покупку новых колец романтическим вечером вдвоем или в кругу близких людей.

Что значит, если муж потерял венчальное кольцо

Приметы на этот случай утверждают, что быть беде. Венчальные кольца — сильные обереги, они заряжены особой энергетикой и стоят на страже семейного благополучия. Если муж теряет венчальное кольцо, это может предвещать долгую разлуку, серьезную ссору, большие проблемы со здоровьем или измену супруги. В этом случае супругам советуют сходить в храм и помолиться о сохранении своей семьи, причаститься и освятить свои новые кольца. Избавиться от дурных мыслей поможет беседа со священником — расскажите ему о случившемся, он даст совет.

Есть еще одно мнение — что потерянное венчальное кольцо спасло семейный союз, встав на его защиту перед силами зла. Украшение выполнило роль щита, приняло удар негатива на себя и потерялось, так как перестало выполнять функции оберега. Стоит поблагодарить Высшие силы за защиту и со спокойной душой купить новые кольца, обязательно освятив их в церкви.

Что делать, если муж потерял обручальное кольцо

Сначала попробуйте найти украшение — восстановите в памяти ситуацию до того, как обнаружилась потеря. Возможно, супруг просто забыл обручалку на рукомойнике, когда мыл руки, или кольцо выпало в машине — проверьте все доступные места. Если найти не получается, не стоит сразу бежать в ювелирный магазин за новой парой колец — подождите пару-тройку дней, иногда мелкие вещи находятся в самых неожиданных местах.

Если кольцо мужа совершенно точно потерялось

Паниковать и примерять на себя все суеверия не стоит. Покупайте новую пару обручальных колец взамен старой — это стоит сделать, чтобы не разрывать связь между кольцами-оберегами семьи — лучше, когда обручалки куплены вместе. Кольцо жены можно пожертвовать в храм или просто хранить в домашней шкатулке. Новые кольца можно освятить в церкви — это усилит их свойства как оберегов и поможет избавиться от плохих предчувствий.

Если муж потерял обручальное кольцо жены

Бывает и такое — муж мог взять кольцо супруги по какой-то необходимости и потерять его. Конечно, ситуация неприятная, но решаемая — взамен старого кольца нужно купить новое, точнее заменить оба кольца на новую пару.

Что касается примет, по такую ситуацию можно трактовать как:

  • предзнаменование ссоры с женой;
  • намек на то, что чувства жены остыли, и она нашла себе партнера на стороне;
  • знак приближающегося сложного периода в семье — проблем со взаимопониманием, финансами, здоровьем.

Конечно, каждый сам решает, верить приметам или нет. Но не забывайте, что мысли материальны — мы можем привлекать в свою жизнь ситуации и события, о которых думаем. Если относиться к потере кольца как к простой неприятности (пусть даже очень досадной), то, возможно, и последствий никаких не будет?

Если муж нашел потерянное обручальное кольцо

  • Свое. Если потерянное кольцо нашлось быстро и в безопасном месте (например, в собственной квартире), то опасаться нечего — продолжайте носить украшение. Но если потерю не могли обнаружить долго, а в итоге нашли, где не ожидали — стоит проявить осторожность. Дело в том, что с обручальными кольцами делают много негативных обрядов — например, приворот. Если надеть такое кольцо, приворот начнет действовать, и семья может разрушиться. Поэтому в таких случаях обручалку сначала нужно отнести в церковь и освятить, а обоим супругам стоит совершить молитву с просьбой о защите своей семьи.
  • Чужое. На всякий случай лучше не брать колечко голыми руками и не примерять его. Возьмите украшение салфеткой или через перчатку. Если есть возможность — верните обручалку хозяину, все-таки это особо ценная вещь. Если такой возможности нет, кольцо можно просто сдать в ломбард или переплавить, но перед переплавкой лучше «очистить» металл от накопленной энергетики — подержите изделие сутки в соленой воде. Носить чужую обручалку нельзя, так можно получить в придачу ворох неприятностей — как в личной жизни, так и с финансами, здоровьем.

Приметы о потерянных обручальных кольцах

  • Потерял обручальное кольцо — быть крупной ссоре в семье, которая может привести к разводу.
  • Если теряется венчальное кольцо, значит, вскоре умрет близкий для хозяина кольца человек.
  • Если муж теряет кольцо, значит, жена ему изменяет.
  • Кольцо теряется, если чувства партнера охладевают. Если потерял кольцо мужчина, то остыли чувства у женщины — возможно, у нее даже есть любовник.
  • Потеря обручалки может предвещать серьезные проблемы со здоровьем, финансовые трудности, крупные потери.

Главный посыл всех примет о потере обручальных колец — есть угроза целостности семьи. Супругов, у которых потерялось одно или сразу оба кольца, призывают быть осторожнее — избегать ссор и соблазнов, находить компромиссы, заботиться друг о друге. Взамен потерянного кольца не стоит покупать одно — лучше заменить обе обручалки, ведь эти украшения должны быть в паре.

Вопрос: Собрались с невестой повенчаться, пришли в храм, оказалось, что Таинство стоит 25 тысяч рублей. У нас нет таких денег. Мы останемся не венчаны и будем жить во грехе? Второй вопрос: Можно ли венчаться, если женщина беременна?

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы»:

— Честно говоря, удивлен таким вопросом. Может быть, это какое-то недоразумение… Я не слышал, чтобы священники так точно и столь высоко обозначали размеры пожертвований за совершение треб.

Вообще, начнем с того, что Таинства Церкви бесценны. Они преподают людям благодать Божию, которую нельзя купить ни за какие деньги.

Между тем, чтобы храмы могли существовать, чтобы приходским священникам и сотрудникам было на что жить, на приходах нередко обозначается определенный размер пожертвований, к примеру, на свечи, на записки и т.д.

В случае с венчанием люди часто хотят, чтобы это Таинство совершалось максимально торжественно. Чтобы пел хор, чтобы священнику сослужил диакон. А это требует участия большого количества людей. И, наверное, одна из наиболее затратных статей – это расходы именно на хор, поскольку, как правило, в нем поют обычные миряне, которым также надо кормить свои семьи.

Вместе с тем Таинство Венчания можно совершить и более-менее скромно, с минимальным количеством певчих и даже без них. И на самом деле неважно, насколько пышно совершается Таинство: 100 человек гостей или 10, 10 певчих или один, самое главное – чтобы Таинство было совершено! Число участников на суть Таинства не влияет.

В современной же практике, которая все более входит в традицию, особенно в Москве, священники, соглашаясь совершить Таинство, не называют размер пожертвования. Но оставляют решение этого вопроса на благоусмотрение самого человека.

По поводу беременности, тоже не стоит беспокоиться. Беременным женщинам венчаться можно. Конечно, лучше обвенчаться до этого момента. Но если так сложились обстоятельства жизни, то надо испросить на исповеди прощения у Господа и поскорее совершить Таинство.

Тут важен еще один нюанс. В современной практике, из-за того что люди становятся все более и более ненадежны, Церковь просит перед венчанием обязательно расписаться в ЗАГСе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *