Венок Христа из чего

Франция Париж Терновый Венец Христа

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris).

См. также: Животворящий Крест Господень

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

Христос в терновом венце

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Собор Парижской Богоматери

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

Ссылки

Священник Константин Пархоменко. Парижские зарисовки

Вопрос: В чем смысл и значение тернового венца?
Ответ: После судебных разбирательств над Иисусом и бичевания, но перед Его распятием, римские солдаты, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матфея 27:29; см. также Иоанна 19:2-5). Хотя это было крайне болезненным, терновый венец был скорее ради издевательства, чем принесения боли. «Царя Иудейского» избивали, оплевывали и оскорбляли предположительно рядовые римские солдаты. Терновый венец стал завершением их издевательств, они превратили символ королевской власти и величия – венец – в нечто болезненное и унизительное.

Для христиан терновый венец служит напоминанием о двух вещах. Во-первых, Иисус на самом деле был и остается царем. Однажды вся вселенная склонится перед Ним как «Царем царей и Господом господствующих» (Откровение 19:16). То, что римские солдаты задумали как издевательство, на самом деле продемонстрировало картину двух ролей Христа: страждущего слуги (Исаии 53) и победоносного Мессии-Царя (Откровение 19). Во-вторых, Иисус ради нас был готов терпеть боль, оскорбления и позор. Терновый венец и страдания, которые его сопровождали, уже давно в прошлом, и теперь Он получил венец, которого достоин. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евреям 2:9).
В терновом венце содержится еще один символ. Когда Адам и Ева согрешили, принеся в мир зло и проклятие, часть проклятия человечества заключалась в следующем: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие 3:17-18). Римские солдаты неосознанно взяли объект проклятия и превратили его в корону для Того, Кто должен был избавить нас от этого проклятия. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Галатам 3:13). Терновый венец стал прекрасным символом того, кем был Иисус и что Он совершил.

Соликамск, 31 января 2017 г.

По данным Соликамской епархии Пермской митрополии, 23 января великие христианские святыни — шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды — были переданы на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. В дальнейшем святыни будут постоянно находиться в Свято–Троицком монастыре города Соликамск, сообщает сайт епархии.

Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Господа Иисуса Христа, усугубляя Его страдания, – хранится во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. На протяжении многих веков он служит объектом поклонения.

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:1-2).

Первый исторический документ, в котором упоминается эта реликвия, датирован 409 годом. В то время венец хранился в Иерусалиме, куда уже тогда стекалось множество паломников. Терновые шипы были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Некоторым из паломников в качестве подарка вручались отдельные шипы из венца.

В 1063 году терновый венец был перевезен в императорский дворец в Константинополе. А в 1204 году столицу Византии захватили, сожгли и разорили крестоносцы. В 1239 году вывезенные реликвии, включая терновый венец, доставили в Париж.

Терновый венец представляет кольцо из терновника диаметром более 20 см. Его первоначальный вид практически не поддается восстановлению, так как на протяжении многих столетий фрагменты реликвии раздавались верующим.

Что касается Туники Спасителя, то согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов:

«…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)

Хитон (другое название —Туника) из мягкого, тонкого верблюжьего волоса когда-то соткала сама Пресвятая Богородица. Его называют нешвенным, так как он не имеет швов. По церковному преданию, Хитон был выкуплен первыми христианами у воинов, распинавших Христа и деливших по жребию Его одежду. В IV веке святыня обретена в Палестине святой царицей Еленой. В 800 году византийская императрица Ирина передала бесшовную Тунику в дар императору Карлу Великому как символ неделимости Римской империи. С тех пор святыня хранится в монастыре Божией Матери в Аржантёе, в предместье Парижа. В 2012 году частица Хитона была передана в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Русской Православной Церкви в Ростове Великом.

В конце ХХ века Тунику исследовали ученые. Они установили, что на ней находятся пятна крови, положение которых, на спине и плече, указывают на травмы, полученные при бичевании и несении креста. Ученые также сделали выводы, что раны и пятна крови, запечатлевшиеся на Хитоне, идентичны тем, что сохранились на Туринской Плащанице, а сама ткань святыни датируется I веком от Р.Х.

Ежегодно в монастырь в Аржантёе для поклонения Хитону Спасителя стекаются сотни тысяч паломников со всего мира. Известны многочисленные случаи исцелений по молитвам Господу Иисусу Христу перед святыней.

Святыни будут постоянно находиться в Свято-Троицком монастыре г. Соликамска.

18.7. Терновый венец Христа и лавровый венок Ромула

Когда царь Ромул шел с «победным Древом» на плече, окруженный солдатами и народом, У НЕГО НА ГОЛОВЕ БЫЛ НАДЕТ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК. Плутарх пишет, будто Ромул сам «украсил свои длинные волосы лавровым венком» , с. 48. На старинной скульптуре, приведенной нами на рис. 1.38, Ромул также изображен в лавровом венке.

А теперь вспомним, что перед казнью на голову Христа действительно надели ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, см. рис. 1.100, 1.109. На рис. 1.110 приведено старинное изображение того, как этот венец изготовляли. Терновый венец Христа также изображали повешенным на крест, см. рис. 1.87. Как мы уже отмечали в книге «Царь Славян», на страницах позднейших «античных» летописей терновый венец Христа превратили потом в лавровый венок на голове богов. По-видимому символ страданий Христа-Ромула стал потом почетным знаком которым начали украшать «античных» победителей, см. рис. 1.111. Кстати, в главе 2 настоящей книги, в разделе 24.2 мы приводим икону якобы XIII века, на которой ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ Христа, повешенный на его крест, изображен в виде ЛАВРОВОГО ВЕНКА. Следовательно, действительно, терновый венец и лавровый венок в Средние века иногда просто отождествлялись. Причем стоит отметить, что в «античности» лавровый венок полагался далеко не всем богам или героям. Например, на голове РОМУЛА лавровый венок изображали, см. рис. 1.38. А что можно сказать о других шести царях «Древнего» Рима? Дошли ли до нас их старинные изображения с лавровыми венками на головах? Нам не удалось разыскать старинных «римских» изображений всех семи царей Царского Рима. Нам известны только три бюста римских царей, приведенные в труде О. Иегера «Всеобщая история». А именно, бюсты Ромула, Нумы Помпилия и Анка Марция, см. рис. 1.38 и 1.112. Так вот, среди них ЛИШЬ У РОМУЛА НА ГОЛОВЕ НАХОДИТСЯ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК. Отсюда следует, что Ромула как-то выделяли в этом отношении по крайней мере среди некоторых царей «античного» Рима.

Рис. 1.109. Фрагмент старинного немецкого изображения «Св. Вероника с платом». Якобы около 1415–1420 гг. Это западноевропейское изображение Спаса Нерукотворного. То есть Туринской Плащаницы. На голове Христа — терновый венец. Вероятно, именно поэтому в «античности» возник обычай возлагать на голову героев лавровый венец. Обратите также внимание на длинные волосы Христа и на раздвоенную бороду. См. нашу книгу «Царь Славян». Взято из , с. 23, илл. 22.

Рис. 1.110. «Бичевание Христа». Иоганн Кербеке. Якобы около 1457 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Художник показал здесь изготовление тернового венца для Христа. Взято из , илл. 66.

Рис. 1.111. «Античное» изображение триумфатора. На голову героя возлагается лавровый венок. Вероятно, обычай украшать голову победителя лавровым венком возник в «античности» как память о терновом венце, возложенном в XII в. на голову Христа перед распятием. Христос воскрес, то есть победил смерть. Взято из , с. 424.

Рис. 1.112. Старинные бюсты царей Царского Рима Тита Ливия. Слева — Нума Помпилий, справа — Анк Марций. Бюсты находились на Капитолии, атрибуция традиционная. На головах этих двух царей лаврового венка нет. Взято из , т. 1, с. 358.

Которые «не удостоились» лаврового венка. С точки зрения нашей реконструкции все понятно. На голову Ромула-Христа ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ БЫЛ ВОЗЛОЖЕН ВПЕРВЫЕ. Поэтому мы и видим лавровый венок на голове Ромула. А на головах Нумы Помпилия и Анка Марция — нет. Вероятно, на первых порах терновый-лавровый венец в основном присутствовал лишь на изображениях Христа и его фантомных отражений, вроде Ромула. Но потом память о подлинной сути событий потухла, и лавровый венок стал атрибутом различных героев уже без всякой связи с терновым венцом Христа. Лавровый венок стал жить самостоятельной жизнью, превратившись просто в символ почета.

Итак, скорее всего, «античный» обычай возлагать на голову героя лавровый венок является по своей сути христианским и возник в эпоху XII века н. э. как память о терновом венце на голове Христа. Кстати, на рис. 1.111, где представлена «античная» фреска из Помпеи, мы видим, что венок на голову героя возлагает АНГЕЛ С КРЫЛЬЯМИ. Но в таком случае перед нами явно ХРИСТИАНСКОЕ изображение. Причем оно выполнено в виде большой и великолепной настенной фрески, выставленной напоказ для посетителей «древнейшего» помпейского дома. Обитатели которого, следовательно, были христианами и отнюдь не скрывали этого. Но ведь сегодня нас авторитетно уверяют, будто в «античных» Помпеях якобы I века н. э. христианство еще не было распространено. А редкие христиане если и были, то преследовались «античными» римлянами и были вынуждены скрывать свою приверженность Христу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *