Вера без дел

«Вера без дел мертва»

Ап. Иаков, брат Господень.
Патмос. XIII в.

5 но­яб­ря (23 ок­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю) – па­мять «Апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня по пло­ти», – чи­та­ем мы в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре. Ве­ро­ят­но, он на­зван так по­то­му, что его мать при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Де­ве Ма­рии. По пре­да­нию, Иа­ков стал пер­вым епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской иудео­хри­сти­ан­ской об­щи­ны и му­че­ни­че­ски по­гиб в 60-е го­ды, пе­ред раз­ру­ше­ни­ем Иеру­са­ли­ма рим­ски­ми вой­ска­ми. Ему так­же при­пи­сы­ва­ет­ся ав­тор­ство од­но­го из Со­бор­ных (окруж­ных) по­сла­ний, вхо­дя­щих в со­став Но­во­го За­ве­та (вто­ро­го, соб­ствен­но хри­сти­ан­ско­го, раз­де­ла Биб­лии).

В этом По­сла­нии Иа­ков по­ле­ми­зи­ру­ет с хри­сти­а­на­ми, гор­див­ши­ми­ся сво­ей от­вле­чен­ной ве­рой, но за­бы­вав­ши­ми о необ­хо­ди­мо­сти по­все­днев­ных доб­рых дел по от­но­ше­нию ко всем окру­жа­ю­щим. Он пи­шет: «Ка­кая поль­за, бра­тья мои, ес­ли кто го­во­рит, что име­ет ве­ру, а дел не име­ет. Мо­жет ли та­кая ве­ра спа­сти его? Ес­ли брат или сест­ра на­ги и не име­ют днев­но­го про­пи­та­ния, а кто-ни­будь из вас ска­жет им: „Иди­те с ми­ром, грей­тесь и пи­тай­тесь“, но не да­ди­те им необ­хо­ди­мо­го для те­ла, – ка­кая поль­за? Так и ве­ра, ес­ли не име­ет дел, мерт­ва са­ма по се­бе». И да­лее он иро­ни­зи­ру­ет над сво­им со­бе­сед­ни­ком: «Ты ве­ру­ешь, что Бог един? Хо­ро­шо де­ла­ешь: и бе­сы ве­ру­ют и тре­пе­щут» (Иак.2:14-19). Дей­стви­тель­но, злые ду­хи – эти пад­шие ан­ге­лы – «ис­тин­но ве­ру­ю­щие»: они ни­чуть не со­мне­ва­ют­ся в су­ще­ство­ва­нии Бо­га (в от­ли­чие от мно­гих лю­дей!), но их это не спа­са­ет – луч­ше от сво­ей ве­ры они не ста­но­вят­ся!

Так вы­яс­ня­ет­ся сущ­ность биб­лей­ско­го по­ня­тия «ве­ра»: это не фило­соф­ское при­зна­ние ка­ко­го-то Выс­ше­го на­ча­ла (Аб­со­лю­та в ду­хе Кан­та); это не ве­ра в Бо­га, а ве­ра Бо­гу, т. е. вер­ность и до­ве­рие жи­во­му лич­но­му Бо­гу, ко­то­рые несов­ме­сти­мы с жиз­нен­ным эго­цен­триз­мом. Та­кой дей­ствен­ной ве­ры мно­гим из нас ка­та­стро­фи­че­ски недо­ста­ет.

Юрий Ру­бан
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

Беседы с батюшкой. Вера без дел мертва, а дело без веры?

Аудио

В студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик петербургского храма святой равноапостольной Нины священник Михаил Проходцев.
– Тема сегодняшней беседы, казалось бы, простая, но вместе с тем и сложная. Мы знаем о том, что вера без дел мертва. А дело без веры? Может быть, оно тоже мертво? На эту тему мы сегодня и поговорим.

Есть знаменитый постулат: «Вера без дел мертва». Можно серьезно поговорить о том, что же это такое. Потому что часто бывает, что фразы знакомые, но мы не очень понимаем, какой в них смысл. Но когда мы говорим про дело без веры, то сталкиваемся с темой, которую, в принципе, не готовы обсудить. Поэтому я сразу хотел бы спросить: что же такое дело и вера?

– Действительно, вера без дел и дело без веры – сложные вопросы. Тем не менее ответы мы находим и в Священном Писании, и у святых отцов. И сейчас попробуем порассуждать на эту тему самостоятельно.

Что такое дело? Дело – это какое-то действие, какое-то усилие. Предположим, мы решили что-то сделать: поставили перед собой цель, потом идет процесс деятельности, затем мы получаем какой-то результат. Вот так элементарно можно объяснить любое дело, простое или сложное. Например, мы проснулись, у нас есть небольшой список дел на день. Если мы работаем, нам надо встать с кровати. Дело? Дело. Дойти до ванной комнаты – дело? Дело. Надо позавтракать, сделать (или не сделать) утреннюю гимнастику. Затем на транспорте доехать (или дойти пешком) до места работы и начать ту деятельность, которая приносит нам и нашей семье доход. Ну и это масса разных других дел.

Вопрос по поводу веры, конечно, гораздо сложнее. С одной стороны, мы, верующие люди, понимаем, что вера – это уверенность в невидимом, как говорит о вере апостол Павел. С другой стороны, можно еще сказать, что вера – это все то, в чем мы уверены и что не стремимся проверить с помощью эмпирического способа познания, то есть с помощью знания; от чего не всегда требуем подтверждения, гнозиса об этом. Предположим, я считаю и уверен (это моя точка зрения), что нет неверующих людей. Если мы будем руководствоваться формулировкой веры, которую я только что озвучил, их вообще нет в принципе, то есть каждый человек – верующий. Каким образом мы можем доказать это?

Большинство поступков в нашей жизни мы совершаем все-таки по вере, а не по знанию. Вера – это то, что коренится в нашем естестве с самого рождения, это то, что в нас вложено Богом. Например, отец берет ребенка и поднимает за руки над землей. Маленький ребенок в это время боится: ему высоко, страшно. Но он знает, что папа его не отпустит. Может быть, он этого не знает, но верит в то, что папа его не отпустит. Папа его не отпускает, и тогда вера становится в том числе уже и некоторым знанием у этого ребенка – что папе можно всегда довериться; вера рождает это знание.

Другой пример. Покупая в аптеке какой-то препарат, мы верим врачу, который нам его прописал, что этот препарат (таблетка или мазь) будет полезен для нашего здоровья, что тот недуг, который у нас возник, будет излечен, в том числе с помощью этого лечебного средства. Как мы можем это проверить с помощью знания? Практически никак, потому что мы раньше не сталкивались с этим препаратом, мы не знаем его состав, специфические свойства. Открывая коробочку, мы читаем про жуткие побочные эффекты, что допустима даже смерть в некоторых случаях. Это, конечно, может нас остановить, и мы выбросим коробку в мусорное ведро. А может и не остановить, потому что наша вера в то, что препарат нам поможет, и вера врачу, который сказал, что мы вылечимся с помощью этого препарата, очень сильна.

– Или когда операция…

– Операция тем более. Представляете, человек ложится под нож добровольно. Исход операции может быть любой: хирург может ошибиться, что-то может пойти не так. В конце концов, при операции может выясниться, что это неизлечимый процесс. Тем не менее человек доверяется врачам. Мы сейчас не говорим про другую веру, – веру в Бога, мы просто говорим о вере, которая проявляется каждодневно. Я думаю, трудно оспорить, что каждый из нас и все мы – верующие люди. И неверующие в Бога все равно являются людьми верующими, имеющими веру.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Человек в какой-то момент сказал: «Я верю в Иисуса». Но он не читает молитвы, не ходит в церковь. Он от этого спасется? Разве это правильно?»

– Я не могу знать, спасется ли человек. И вряд ли кто-то из клириков или из народа Божьего дерзнет сказать со всей очевидностью, что вот этот человек спасется, а этот – не спасется. Мы знаем, что Господь призывает нас к спасению, и мы спасаемся верой и делами. Об этом говорит апостол Иаков в своем послании, что вера без дел мертва. Понимаете, человек может ходить в храм, исповедоваться, причащаться, но быть тираном у себя дома со своими домашними, потому что, предположим, они, по его мнению, недостаточно верующие. А может быть, кто-то совсем далек от этого и пару молитв за всю жизнь произнес, но Господь по Своему милосердию, видя его сердце и дела, спасет его. Это как раз предмет нашего сегодняшнего разговора, поэтому на этот вопрос, если позволите, мы будем отвечать потихоньку и последовательно. Потому что нам сейчас важно понять, что такое вообще вера и что такое вера в Бога, что такое вера спасительная.

Я уже примерно очертил, что такое вера, которая коренится в нашем естестве и которой обладает каждый из нас. Но это не религиозная вера, это просто вера по факту, которую имеет каждый человек. Религиозная вера – это уже нечто другое. Есть ведь еще вероучение. Мы знаем, что вероучение есть у христиан в Православной Церкви, в других церквах – свои учения. У мусульман свое вероучение, у иудеев – свое. Да и у язычников свое вероучение, которому они следуют и по которому стараются жить.

Религиозная вера приобретается, это как раз вера в Бога. Это тот дар, который может быть принят человеком, когда он готов его принять. Если бы человеку вообще, в принципе был незнаком опыт веры (что просто невозможно себе представить), то как бы он тогда смог поверить в Бога? В Бога любящего, в Бога спасающего, в Бога исцеляющего, в Бога, в Троице поклоняемого? Это было бы невозможно себе представить. Тем не менее у нас уже есть такая почва, в которую может упасть зерно веры в Бога, во Христа Иисуса, и из которого может начать расти наша плодотворная вера, вера спасительная.

Когда мы разговариваем с человеком, который является безбожником, атеистом, мы же понимаем, что он тоже верит. Например, он верит в то, что его дела влияют на его жизнь, он верит в то, что он имеет сам в себе ресурс, который позволит ему дожить до 80 лет и не заболеть, не умереть за это время. Он верит, что он способен все контролировать. То есть он тоже верующий человек, но он не имеет веры в Бога.

А вера в Бога – это то, что приобретается нами как великий дар. И этот дар мы можем как получить, так и потерять; можем даже выбросить его или другим образом от него избавиться. Почему? Потому, что Господь нас не насилует, Он нас любит и по Своему великому милосердию и любви дает нам дар веры в Него с надеждой на то, что мы будем эту веру взращивать и плоды этой веры приумножать. Если человек теряет веру, теряет то, что дал ему Господь, Господь не берет его, что называется, за шкирку и не начинает над ним совершать каких-то насильственных действий, чтобы он снова поверил. Он уважает выбор каждого человека, несмотря на то, что этот выбор может быть погибельным. Тем не менее если человек познал опыт веры, опыт общения с Богом, он может как-то к этому вернуться.

Например, в удивительной Книге Екклесиаста, которую рекомендую прочесть каждому православному человеку не один раз, содержится множество удивительных мыслей, в том числе и о вере, и о дарах. Он говорит, что есть время, когда у тебя все благополучно, все хорошо и ты радуешься и прославляешь Бога, а есть время, когда у тебя все плохо, и в это время тоже надо размышлять, потому что и это время – от Господа. Екклесиаст говорит: «Видел я праведников, что век их короток, и видел грешников, нечестивцев, что век их долог». Почему век их долог? Возможно, потому, что Господь дает им взлетную полосу больше, чем верующему человеку, который уже обрел дары веры и которому теперь как бы гораздо легче взлететь, ему нужно меньше времени для этого. Вот такая аллегория.

Например, мы смотрим: человек ворует и ворует. Говорят: «Вот он весь проворовался. Как его еще не посадили?» А потому, что Господь дает ему возможность остановиться, дает ему еще один день, еще один день и еще один день. Он дает человеку возможность поверить Ему, Христу, раскаяться в своих грехах и начать совершать уже дела совсем иного порядка; дела, которые будут его не губить, не убивать, не топить в бездне греха, а спасать. И здесь мы выходим на разговор о вере и делах, о которых говорится в Священном Писании.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос о последовательности. Именно вера приводит человека к делам веры или все-таки человек от дел приходит к вере? Авраам, например, поверил в Бога, и это вменилось ему в праведность. И еще вопрос: надо верить в Бога или просто верить Богу?»

– Спасибо, очень интересный вопрос. Дело в том, что пути, как мы приходим к Богу, различны. Важно понять, что когда мы уже поверили Богу, мы доверились Ему (поверить по-настоящему – значит довериться). Вот ребенок доверяет своему родителю. Он не знает, как поступит его родитель, в каком состоянии его родитель находится. Родитель, например, может выпить, но если он достойный отец, то, несмотря на то, что он принял алкоголь, он не уронит сына и не бросит его в угол через всю комнату. Нет, он его донесет и любящими руками положит в кроватку.

Верой мы точно приходим к делам, это совершенно очевидно, потому что вера без дел мертва, об этом говорит апостол Иаков. И это абсолютно верно. Как можно не верить в Бога, Который не просто откуда-то вещал, а вочеловечился, ходил по земле, Сам был каменщиком и плотником, работал, можно сказать, в стройбригаде? Он прекрасно знал города, в которых проповедовал, людей, которым проповедовал, потому что до этого строил им дома. Это был Бог и Человек; Он занимался и делами, и проповедовал. Он подавал пример.

Кто такие апостолы? Они были простыми рыбаками. Это потом они сделались ловцами человеков, но зарабатывали они на жизнь тем, что трудились руками. Они общались с людьми, вникали в их тяжбы, проходили огромные расстояния, исцеляли – все это уже дела веры, следствие веры. То есть вера рождает дела. Невозможно верить в Бога и ничего не делать при этом, просто говорить: «Я верующий». Невозможно, будучи верующим человеком, не поучаствовать в жизни кого-либо, ближнего или дальнего, который становится нашим ближним. Поскольку мы доверились Христу, доверились тому, чему Он нас учит, Его заповедям, Его любви, то Его любовь – деятельна, Его заповеди – деятельны.

И Евангелие призывает нас к действию, а не просто к сидению в какой-то пещере и размышлению. Хотя у святых подвижников были такие периоды, когда они десятилетиями сидели в пещерах. Но нельзя сказать, что они там бездеятельно сидели – они молились, они трудились, у них там был какой-то быт. И потом, выходя из затвора, они тоже имели возможность проявить себя. То есть на этот вопрос однозначно отвечаю, что вера рождает дела. Если мы воспринимаем Евангелие, то невозможно дальше жить без дел милосердия, без дел веры.

Что же касается дел, которые приводят к вере, то можно сказать, что таких дел достаточно. Собственно, очень много профессий, очень много каких-то вещей, где человек может, что называется, закоростеть. Например, профессия врача, социального работника, воспитателя, учителя, моряка, даже подсобного рабочего. Есть замечательный фильм, называется он «Дурак». Там слесарь, можно сказать, положил жизнь свою за други своя. Он увидел, что в доме образовалась такая трещина, что дом не простоит и суток – рухнет. Он пошел к местным чиновникам, а у тех вечеринка. Он им стал говорить, что у дома большие проблемы. Я не буду рассказывать весь фильм, просто рекомендую телезрителям его посмотреть. Фильм о том, как дела и вера могут быть действенны, действовать в синергии. Фильм под названием «Дурак»; уж простите, что в эфире произношу такое слово.

Что касается дел, которые приводят к Богу, то их очень много. Понимаете, учитывая то, что человек в принципе верующий по природе, мы не знаем, когда Господь этот дар человеку пошлет, будет ли человек об этом просить или это случится внезапно. Ведь есть множество историй, когда человек вдруг уверовал. Уверовал под огнем пулеметов, или на операционном столе, или выполняя какую-то сложную работу, или оказавшись в каких-то условиях, опасных для жизни. Или уверовал, когда просто шел по улице и увидел солнечные блики. Мы не знаем этого момента, но знаем, что когда Господь приходит в нашу жизнь, бездеятельными мы быть уже не можем. Дело дает возможность нашей вере принести плоды.

Элементарный пример: почва и маленькое хрупкое деревце – это ты, христианин. Оно растет на доброй пажити. Господь нам эту землю обильно удобрил и дает возможность удобрять ежелитургийно, так скажу. Не ежевоскресно, а ежелитургийно принимать в себя Христа, исповедоваться, очищаться от своих грехов, жить во Христе. Это деревце постепенно растет, и надо приложить очень много усилий, чтобы оно выросло и принесло свои плоды, а не засохло на каком-то этапе, не погибло.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли иметь такое дерзновение, что Бог обязательно спасет и не оставит? Как говорила одна монахиня: «Я в ад не пойду, потому что туда добровольцев хватает». Один схиархимандрит говорил: какими бы грешными мы не были, но Твои, Господи».

– Действительно, очень важно понимать, что Бог спасет, Бог не оставит. Даже в самые тяжелые минуты самого тяжелого отчаяния нет ничего страшнее, чем решить, что Бог не спасет, что Бог оставил. Нет! Возможно, Он в такие моменты гораздо ближе, чем нам казалось в моменты счастья, радости и настоящего блаженства. Я не могу сказать, что все могли это испытывать, но хотя бы раз в жизни хотя бы на один миг Господь дает пережить это каждому верующему человеку. Кто-то, может быть, укрепляется и по-другому, но эти моменты позволяют в минуты страшного падения или страшного отчаяния вспомнить эту вспышку благодати Божией, которая нас осияла. Вся наша вера может уцепиться за это, удержаться и расцвести вновь. И мы снова будем иметь в себе силы делать дела, снова будем иметь в себе силы жить, радоваться и идти ко Христу Иисусу, Который есть Истина, Путь и Жизнь.

– У меня есть большой опыт в жизни реально тяжелого труда. Я работал и чернорабочим, и в кризис мне приходилось с очень большим трудом добывать хлеб свой. Сейчас у меня есть знакомый, который выполняет реально тяжелейший труд, и мне не удается поговорить с ним о Боге, потому что он говорит, что у него нет времени задуматься о Боге. Он в 6 утра бежит на работу, приходит с работы в 12 ночи, целый день находится в такой пахоте, что нет времени задуматься о чем-либо. Поэтому он говорит: «Где же Господь, если я тружусь так, что нет времени ни на что?»

Я думаю, что такое в той или иной степени есть в жизни очень многих людей. Еще есть такое понятие, как скорбный труд – тот труд, который никак не может привести к благодарности Богу: «Спасибо, Господи, за то, что Ты послал мне такой труд». Я думаю, этот вопрос задают многие, и я его адресую Вам.

– Вопрос очень важный. Я не могу сказать, что мне довелось очень много времени в жизни заниматься тяжелой работой, поскольку мне лет совсем немного. Тем не менее мне тоже знаком тяжелый физический труд, я ходил в море на рыболовных судах совсем чуть-чуть, и мне удалось узнать, что это такое. Вахта восемь часов, потом восемь часов на отдых, потом снова вахта, и так в течение нескольких месяцев.

– Это все на корабле?

– Да, все происходит на корабле, на берег не сойдешь. Каждый день вот такой. День с ночью меняются, и первое время вообще непонятно, что происходит, где ты находишься. Гораздо больше времени уходит как раз на труд, чем на отдых, в результате накапливается усталость и так далее. Есть ли возможность подумать о Боге? Знаете, когда выполняешь какую-то тяжелую (подчеркну – тяжелую!) и однообразную работу, время тянется очень медленно. Проработал только 15 минут, а кажется, прошла целая вечность (это, кстати, вопрос об относительности времени). И эти восемь часов – это как целый день, и все успеваешь передумать.

Ответственность за процесс, который происходит, большая, но чем занять в это время голову? Можно слушать музыку, например. Но за восемь часов музыка надоест. Тем более есть производства, где техника безопасности не разрешает заниматься прослушиванием и вообще находиться в наушниках, потому что можно погибнуть. Например, полетит какая-то балка, а ты не услышишь.

Я, как человек, который знаком с таким трудом, просто не верю, что за восемь часов не найдется у человека времени подумать о Боге. Вы меня в этом никак не убедите. Потому что если бы у меня этого опыта не было, я бы сейчас говорил какие-то высокопарные слова: надо это, надо то. А имея опыт, я могу сказать, что время есть. Может быть, именно в такие моменты как раз и самое время помолиться.

У человека может не быть времени сходить в храм. Действительно, я знаю таких людей, которые не могут найти для этого времени, и не за что их судить. Хотя иной раз думаешь: неужели за месяц или год нельзя найти время, чтобы прийти хотя бы на одно великопостное богослужение, чтобы ощутить ритм поста? Или прийти хотя бы на позднюю пасхальную литургию, когда людей не так много, но радость Пасхи такая же, как при ночном пасхальном богослужении.

Всегда есть время для размышления. Когда мы ложимся спать, есть минута, когда голова вроде ничем не занята или в ней роятся совершено бесполезные мысли, – вот тогда можно обратиться к Богу. Бывает такое, что сердце человека не наполнено благодарностью Богу, но оно может быть наполнено вопросами, и нужно посылать хотя бы вопросы: «Господи, но почему вот так?» Я не могу сказать, что это ропот, это тоже диалог. Пусть будет такой, но разговор, чем просто молчание с нашей стороны.

Я очень уважаю людей, которые занимаются тяжелой физической работой. По долгу моего служения мне не так часто приходится держать в руках лопату, чаще кадило, уж простите. Тем не менее я понимаю, что есть время и возможность подумать о Боге и с Ним побеседовать во время работы, до нее и после. Просто секундочку подумать: «Господи, благослови меня на труд». Или: «Господи, я закончил. Спасибо Тебе». Нет сил сказать «спасибо», но есть что-то, что ты хочешь сказать Богу, – скажи, не держи это в своем сердце.

– Вопрос телезрителя: «Христос сказал: без Меня не можете творити ничесоже. А могут ли вообще люди жить без Христа?»

– Так живет очень большая часть людей всего мира. Даже у нас в России можно наблюдать ситуацию, когда люди крещены, но совершенно неверующие. До того доходит, что человек приходит в храм, просит его крестить, а когда задаешь вопрос: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа как в Царя и Бога?», он говорит: «А при чем здесь Христос? Я хочу, чтобы меня крестили». То есть что мне Христос-то? И это удивительно! Для чего тогда ты пришел? А потому что я – русский, а русские – крещеные.

И здесь возникает большой вопрос к нам, русским, к жителям России: с Христом мы живем или без Христа? Понимаете, такие люди не виноваты в том, что с ними такое произошло. Конечно, это их свободный выбор, но во многом это и наша вина, осознанных верующих людей (и священников, и мирян), которые с равнодушием воспринимают то, что происходит с этими людьми, и не являют им образа любви Христовой, которую нас Христос призывает являть миру.

Нам необязательно говорить о Христе с теми, кто еще до Него не дошел, чтобы они о Нем узнали. Часто это раздражает и доводит их даже до яростного состояния, я бы сказал. Но христианин должен проповедовать своей жизнью. Это очень сложно, но это возможно, достижимо, иначе бы Христос нас к этому не призывал. Христианин должен являть Евангелие своей жизнью, быть таким «Евангелием на ногах»: идя на работу или сидя на лавочке со своими соседями, являть собой радостную весть, которую нам дал Господь. Это тоже проповедь, когда человек действительно меняется, преображается, становится терпеливым к немощам своего ближнего, внимателен к их нуждам, когда он готов жертвовать своим временем, собою ради тех, кому эта жертва действительно необходима, ради Христа и ради тех людей, которых Христос любит не меньше нас, православных христиан. И нам здесь нечем кичиться, нечем гордиться.

Люди, которые живут с крестом, но без Христа, – это обличение нам, что мы что-то не так делаем. Потому что Господь говорит: «Вы – свет миру». А если я выхожу из храма и сразу горшком накрываю тот свет, который мне вручил Христос во время моего причастия, и думаю: «Пойду домой, все злые кругом. Все вокруг неверующие, не знающие Христа. Я пойду туда, где верующие и знающие, буду с ними сидеть, такой весь просвещенный, такой весь знающий»?.. Свет ли ты миру в таком случае? Не знаю.

«Без Меня не можете творити ничесоже», говорит Господь. Мы с вами видим, что какой-то запас жизненной энергии в людях есть. Они очень плодотворны, успешны, при этом живут только делами без спасительной веры во Христа. Но приходит определенный период, когда человек уже не может взять тот темп, который брал раньше, начинаются какие-то расстройства, и тогда человек начинает задумываться. И здесь несколько возможных вариантов: он может в этот момент быть готов к тому, что Господь его посетит, сердце его откроется Христу, и он со Христом сможет сделать гораздо больше, чем делал без Христа. Хотя мы не можем говорить, что все его прошлые дела не были спасительны для него, потому что не знаем, с каким сердцем он это делал.

Например, врач-атеист, спасающий больных. Разве он не достоин спасения? Он вытаскивает людей с того света, и они благодарны ему, молятся за него. Или, например, он не атеист, а представитель другой религии. Такое тоже возможно, потому что у нас не только православные врачи; среди них много и мусульман, и иудеев, и католиков, и так далее. Врач делает то, что должен делать, он жертвует своим временем, он применяет свои навыки и старается изо всех сил для того, чтобы спасти человеческую жизнь, а не погубить ее.

– Не могу не сказать в этот момент, что у меня была тяжелейшая операция, которая продолжалась много часов. Она была очень сложной, нужно было очень много специальной медицинской аппаратуры, которая была в меня внедрена. Человек, который делал операцию, – не православный, при всем при этом он, зная о том, что я не могу заплатить за эту операцию, сам собрал оперативную бригаду и делал операцию бесплатно. Шесть часов длилась операция… Христианское поведение.

– Безусловно. Приведу еще один случай из жизни к тому, что Вы сказали. В прошлую субботу я ездил к тяжелобольной девочке, чтобы ее причастить и с ней пообщаться. Она находится в Санкт-Петербурге, в НИИ онкологии имени Горбачевой. У нее лейкоз. Все мы молимся о ней. Кстати, дорогие телезрители, прошу ваших молитв о болящей рабе Божией Марии. Давайте все вместе явим дело веры. Вот мы сегодня говорим о делах – давайте все помолимся. У девочки все неоднозначно, есть шансы поправиться. Будем молиться за отроковицу Марию, чтобы Господь ее исцелил.

Так вот, когда я возвращался обратно, ехал на такси. Таксистом оказался мусульманин. Он поглядывал на меня и спросил: «А Вы в церковь ходите?» Я говорю: «Иногда захаживаю. Но если без шуток, то я священник». Он сказал: «Помолитесь за меня святой блаженной Ксении Петербургской. Я к ней хожу часто, молюсь». Представляете, мусульманин молится святой блаженной Ксении Петербургской! Он молится перед ее иконой, и для него это не является каким-то противоречием с его верованием. Это удивительно! Когда он узнал, что я еду от тяжелобольной девочки, которой нужна Божия помощь и о которой нужно молиться, он заплакал. Он сказал: «Я приеду и буду молиться Богу, чтобы Он ее исцелил. Я верующий человек и буду молиться о ней каждый день. Все, что меня ни попросят, я сделаю: буду бесплатно их возить, надо им машину починить – я починю. Все свои навыки, которые имею, которыми обладаю, я готов туда направить». Вот такой удивительный пример! Пример веры и дел.

Я сидел и думал: «Господи, я кто после этого? Я вообще верующий человек? Есть у меня вера после того, как мне ее явил фактически иноверец, как принято говорить?» Он явил живую веру в Бога, живую веру в то, что святая Православной Церкви может ему помочь в его делах, в его праведном труде. А что это за труд? Это вождение автомобиля. Он тоже помогает людям. Он водит такси и довозит нас до места назначения, чтобы мы безопасно, спокойно и в срок доехали туда, куда нам нужно.

Когда встречаешь таких людей, не сомневаешься в том, что без Христа ничего не можешь творить. И веришь, что на пути к Нему, к нашему Господу и Спасителю, очень много людей. Через свои дела и свою веру в том числе люди идут именно ко Христу. Когда я пообщался с этим молодым человеком, у меня возникло одно желание. Во-первых, я умилился, обрадовался и подумал: «Брат, помоги тебе Господь… Если захочешь – приходи». Он обещал, что будет захаживать к нам в храм. Мы знаем, что есть примеры, когда приходили ко Христу люди другой веры.

Вы привели пример, я привел пример. У каждого из нас в жизни могут быть такие примеры, могут быть знакомые, которые своими делами являют нам таких праведников, до коих нам, людям, находящимся в Церкви и имеющим все для того, чтобы идти за Господом, еще стремиться и стремиться.

– Дух Божий дышит где хочет… Есть еще один из видов дел в нашей жизни – это знание. Как мы можем свое знание обратить в поступки, которые будут проникнуты верой?

– Если это знание о Боге, если мы говорим о тех знаниях, которые мы приобрели и продолжаем приобретать как христиане через познание нашей веры, через чтение Священного Писания, чтение святых отцов, христианских писателей современных и тех, кто был до них, то все это для чего? Для того, чтобы мы жили своей верой, жили Богом. Для того, чтобы наша вера и наша жизнь были абсолютными синонимами. Когда мы, научаясь в своей вере, познавая ее, начинаем ею жить, тогда мы можем явить самый действенный пример Евангелия, к которому нас призывает Господь. Это гораздо важнее, чем слова.

Я имею в виду, что можно говорить разными словами о Боге. Можно рубить формулировками догматического богословия, и человек, который находится на пути ко Христу, или сомневающийся, топчущийся на распутье, может отреагировать на это очень негативно. А есть совсем простые слова: «Меня спас Бог». Проще некуда – и в то же время глубже некуда. В этом может заключаться огромное богословие и опыт всей Церкви, если это действительно живой опыт, нами пережитый.

– Очень коротко подведем итог нашей беседы. Вера без дел мертва. Но насколько можно утверждать, что дело без веры мертво?

– Дело может привести к спасительной вере. Дело не мертво без веры, дело действенно, если мотивация его добрая, праведная и правильная.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Любовь без дел — мертва

Сегодня один хороший брат во Христе написал мне письмо, выдержку из которого публикую ниже:
«…не стоит забывать о 13 главе послания Коринфянам 1Кор 13:2 » Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.»
и о 1Кор 8:1-2: «1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. 3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». Трудись во славу Божью.»
Мой ответ ниже:
«Спасибо.
Позволь продолжить мысль: А что такое любовь? В чем она выражается? В чувствах? НЕТ, Она не в чувствах, а в отношении, в Действии (ср. 1Кор.13).
Все, что описано в 1Кор.13 — это глаголы (любовь ДОЛГОТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ итд). Не просто долготерпение, милосердие итд, но глаголы — ДЕЙСТВИЕ.
Одно из таких Действий — Сеяние. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,и имею всякое познание…» итд, но не Сею в других все это ради ИХ пользы — «то я ничто».
Вспомни притчу про таланты. Они нам даны не для того, чтоб мы их закапывали ДЛЯ СЕБЯ. Ну конечно же нет! Мы должны их использовать ДЛЯ БЛАГА ДРУГ ДРУГА, для блага ВСЕЙ Церкви, а не только себя.
И если мы не сеем, не служим ВСЕМ своими талантами — то это и есть отсутствие любви. Ибо нам все равно, как у других, абы нам, любимым, было хорошо.
Питаться надлежащей духовной пищей, но не питать ей других людей, тебя окружающих (не только самых близких братьев, но и всех христиан и тех, кто в такой пище нуждается) — это полное отсутствие любви, ибо таланты даны НЕ НАМ лично только, но и через нас — всей церкви.
Не используя эти таланты — мы обкрадываем всех братьев и сестер, всю Церковь, так как оставляем их голодными, без надлежащей духовной пищи. Это даже можно назвать кражей. А кража есть грех. «Не укради».
Это я не конкретно к кому-то написал, а в общем, в продолжении твоего размышления. Просто нужно понять, что такое любовь. А любовь (как и вера) в действии является. И любовь, как и вера, без дел — мертва (тщетна).
И если нам (каждому из нас) даны какие-то дары — высшая любовь в том, чтоб эти дары реализовать для блага ВСЕХ. И не себя только назидать, а всех «ищущих и жаждущих Правды». Ибо это именно то, к чему мы и призваны. Точнее — одна из граней, сторон, призвания каждого христианина. Восполнять нужды друг друга как части Единого Тела Христа.»
ДОБАВЛЮ. Главное в Христианстве — это Вера, Надежда и Любовь. И все они проявляются в Действии, для блага ближнего. А без этого Действия — они тщетны, мертвы. И именно этим Действием мы сами можем проверить, протестировать собственное христианство — насколько оно истинно. То есть, насколько наш Путь во Христе правилен и по воле Бога.
(Алекс Голдвин)
По теме:
Каковы ваши приоритеты? http://www.proza.ru/2016/07/02/936

Толкования Священного Писания

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Свое учение об оправдании св. Апостол заключает повторением мысли о бездеятельности и бесполезности одной веры без дел (ср. ст. 17 и 20), но для пояснения присоединяет сравнение: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Здесь «по-видимому, нет точного соответствия между членами сравнения. Во взаимных отношениях между духом и телом, и между верою и делами, скорее духу надлежало уподобить веру, а телу дела, и тогда сравнение было бы такое: как тело без духа мертво, так дела без веры мертвы… но Апостол имел в виду тех, которые опускали нужду и значение самого дела, довольствуясь одною только верою. Потому ввиду главной своей цели он высказывает одну только общую мысль сравнения, что вера одна сама по себе, если не выражается в делах, — то же, что мертвое тело, безжизненна» (еп. Михаил). Еще раз, в заключение отдела речи, св. Апостол высказывает мысль об органической и потому нерасторжимой связи веры и дел: организм при сохранении связи всех его членов живет, при разрушении этой связи — умирает.

Изложенное св. Апостолом Иаковом в II гл. 14-26 ст. учение об оправдании делами, как свидетельством веры, издавна сопоставлялось с учением св. Апостола Павла об оправдании человека верою без дел закона (Рим 3:28; Гал 2:16) — тем более, что и Апостол Павел в доказательство своей мысли ссылается и на Авраама (Евр 11:17-19; Рим 4:1-13), и на Раав (Евр 11:31), которых он признает оправданными верою, тогда как Апостол Иаков решающее значение в их оправдании усвояет делам обоих. На этом основании издавна, особенно же со времени Лютера и в связи с протестантским учением об оправдании одною верою, нередко усматривали противоречие в учении двух Апостолов, Иакова в Павла, об одном и том же предмете. На самом же деле между ними существенное согласие в признании органической связи веры и вытекающих из сил природы дел, в каковом соединении или союзе веры и дел оба они видят существенно-необходимое условие для оправдания и спасения. Апостол Павел, в полном согласии с Апостолом Иаковом, спасающею признает не отвлеченную веру, а веру, действующую любовью (πίστις δι᾿ ἀγάπης ἐνεργουμένη, Гал 5:6). Различие же состоит в том, что тот и другой апостол, раскрывая это единое по существу учение, борется с неодинакового рода неправомыслящими, и потому каждый из них в целостном представлении об оправдании верою и делами выдвигает один — такой, другой — иной момент. Апостол Иаков борется с холодным бездушным правоверием и настойчиво внушает необходимость деятельности, требуемой верою (1, 22 и др.). Веру, как источник деятельной любви и вообще добродетели, св. Иаков высоко ценит и считает безусловно необходимою, но веру чисто теоретическую и отвлеченную, веру, ничем себя не свидетельствующую и не проявляющую, он именует бездеятельною, мертвою, даже бесовскою. Не иначе учит и Апостол Павел, но только, направляя свои послания (особенно послания к Римлянам и Галатам) против иудаистов, смотревших на закон Моисеев и, в частности, на обрядовые его предписания, как на совершенно необходимое и в христианстве средство для спасения, он выдвигает в оправдание главным образом момент веры, утверждает независимость веры от дел закона и отстаивает полную подавляемость веры, свидетельствуемой делами любви, как духовными плодами веры (Гал 5:6, 22), — для оправдания и спасения христианина. Ясно, что «дела закона», об излишестве которых при вере говорит Апостол Павел, суть нечто столь же отличное от дел, которыми, по Апостолу Иакову, вера достигает совершенства (2:22. Очевидно, взаимовосполняющее и равнонеобходимое в христианской догматике богословия Апостола Иакова и богословия Апостола Павла. В разъяснение особенностей того и другого Апостола блаженный Феофилакт говорит: «Слово «вера» употребляется в двояком значении: иногда оно означает простое согласие ума с явлением. Ибо мы обыкновенно называем верою и это (почему и бесы веруют о Христе, что Он — Сын Божий), и опять именем веры мы называем сердечное последование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвою верою простое согласие, как не имеющее одушевляющих оное дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем честных дел ее и не было бы. Ибо и Авраам получил ее не прежде, как решился отвергнуть отцовскую немощь, за каковой подвиг и дана вера в награду. Но Павел почитает ее выше дел закона, выше покоя субботнего, выше обрезания и прочих очищений. Ибо и в слове «дела» усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвою. Делами называются такие и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане… Итак, Божественные апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слово в различных значениях, каждый употребляет оные, где нужно, в своем значении… Оба приводят Авраама в подтверждения учения своего о вере. Один пример Авраама доказывает, что вера выше дел, а другой, что дела выше веры. Но каждый принимает слова («вера» и «дела») в своем значении и берет полезное для него в подтверждение».

Совершать дела милосердия. Святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иак.2:20), подчеркивая то, о чем всегда говорил Спаситель. А апостол Павел обличает: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). Поэтому, если мы хотим быть христианами, то обязаны отрывать себя от мониторов, вылезать из теплых комнат и идти к тем, кому плохо, больно, одиноко. В первую очередь — к своим родным и соседям. Если у них все более-менее хорошо, то в больницы, дома престарелых и т.п., причем помогать не «виртуально» (деньгами или вещами), а лично, руками, чтобы смотреть им в глаза, общаться со страждущей душой. Сейчас, слава Богу, во многих городах налаживается социальное служение, и почти при каждом социальном учреждении есть группа добровольцев, которая организованно ходит помогать нуждающимся. Найдите такую группу и присоединяйтесь. Если же не так, то что Вам мешает пойти в ближайший храм (монастырь) и предложить батюшке помощь? Только Ваша собственная леность. Обычно при храмах прихожане занимаются какими-то делами милосердия и помогают кому-либо, больным или бездомным и, конечно, самому храму. Если такого нет в одном храме — идите в другой. Предложите организовать что-либо подобное, проявляйте инициативу.

Почему вера без дел мертва?

Вопрос: Почему вера без дел мертва?
Ответ: Иаков говорит: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Вера без дел – это мертвая вера, потому что отсутствие дел свидетельствует о неизменившейся жизни или духовно мертвом сердце. Есть много библейских текстов, в которых говорится, что истинная спасительная вера ведет к изменению жизни, и эта вера демонстрируется совершаемыми нами делами. То, как мы живем, раскрывает, во что мы верим и насколько вера, которую мы исповедуем, является живой.
Иногда текст из Послания от Иакова 2:14-26 вырывается из контекста в попытке создать основанную на делах систему праведности, но это противоречит многим другим местам Священного Писания. Апостол не говорит, что благодаря своим делам мы становимся праведными перед Богом, а что они демонстрируют настоящую спасительную веру. Дела не являются причиной спасения; они являются его свидетельством. Вера во Христа всегда приводит к добрым делам. Человек, называющий себя христианином, но живущий в сознательном непослушании Иисусу, имеет ложную или мертвую веру и не является спасенным. Павел по большему счету говорит об этом же в 1 Коринфянам 6:9-10. Иаков противопоставляет два разных типа веры – истинную, которая спасает, и ложную, которая мертва.
Многие называют себя христианами, но их жизнь и приоритеты говорят о другом. Иисус сказал так: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Матфея 7:16-23).
Обратите внимание, что послание Христа созвучно с посланием Иакова. Послушание Богу – это знак истинной спасительной веры. Иаков использует примеры Авраама и Раав, иллюстрируя послушание, сопровождающее спасение. Само лишь заявление, что мы верим в Иисуса, не спасает нас, как и участие в религиозных обрядах. Нас спасает возрождение Святым Духом, и это возрождение неизменно будет наблюдаться в жизни веры, сопровождаемой постоянным послушанием Богу.
Непонимание связи между верой и делами происходит из-за непонимания библейского учения о спасении. Существуют два заблуждения в этом вопросе. Первое – это учение о том, что как только человек в какой-то момент своей жизни помолился или сказал: «Я верю в Иисуса», он спасается, несмотря ни на что. Таким образом, тот, кто в детстве поднял руку на церковном служении, считается спасенным, хотя он никогда не проявлял никакого желания ходить с Богом и на самом деле живет в вопиющем грехе. Это учение, иногда называемое «возрождением посредством решения», опасно и обманчиво. Идея о том, что исповедание веры спасает человека, даже если он впоследствии ведет нечестивую жизнь, предполагает новую категорию верующих, называемых «плотскими христианами». Это позволяет оправдывать нечестивый образ жизни: человек может быть нераскаявшимся прелюбодеем, обманщиком или грабителем, но он спасен; он – просто «плотский». Однако, как мы видим в Иакова 2, пустое исповедание веры – то, которое не приводит к послушанию Христу, – это на самом деле мертвая вера, которая не спасает.
Второе заблуждение – попытка сделать дела частью того, что оправдывает нас перед Богом. Совмещение дел и веры для обретения спасения полностью противоречит учению Писания. В Послании к Римлянам 4:5 говорится: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». В Иакова 2:26 говорится: «Вера без дел мертва». Между этими двумя стихами нет противоречия. Мы оправданы благодатью через веру, и естественным результатом веры в сердце являются дела, которые могут видеть окружающие. Дела, следующие за спасением, не делают нас праведными перед Богом; они просто исходят из возрожденного сердца так же естественно, как вода течет от источника.
Спасение – это суверенный акт Бога, посредством которого невозрожденный грешник очищен «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5), что приводит к его рождению свыше (Иоанна 3:3). Когда это происходит, Бог дает прощенному грешнику новое сердце и вкладывает в него новый дух (Иезекииля 36:26). Он удаляет его окаменелое сердце и наполняет Святым Духом. Дух затем приводит спасенного человека к жизни в послушании Слову Божьему (Иезекииля 36:26-27).
Вера без дел мертва, потому что она показывает сердце, которое не было преобразовано Богом. Когда мы возрождаемся Святым Духом, наша жизнь демонстрирует это возрождение. Наши дела будут характеризоваться послушанием Господу. Невидимая вера станет видимой по плодам Духа в нашей жизни (Галатам 5:22). Христиане принадлежат Христу, Доброму Пастырю. Как Его овцы мы слышим Его голос и следуем за Ним (Иоанна 10:26-30).
Вера без дел мертва, потому что вера приводит к новому творению, а не повторению старых греховных моделей поведения. Как писал Павел в 2 Коринфянам 5:17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».
Вера без дел мертва, потому что она исходит из сердца, которое не было возрождено Богом. Пустые исповедания веры неспособны изменить жизнь. Те, кто утверждает, что имеет веру, но не обладает Духом, услышат слова Самого Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:23).
English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Почему вера без дел мертва?

Преображенское содружество малых православных братств

Глава 2

1 Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, – с лицеприятием.

2 Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде,

3 вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего, –

4 то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?

5 Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?

6 Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?

8 Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете.

9 Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники,

10 Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен,

11 Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, – ты преступник Закона.

12 Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом.

14 Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания,

16 и скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто: ты веру имеешь, а я дела имею, – покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.

20 Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна?

21 Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?

22 Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,

23 и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим.

24 Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только.

25 Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *