Вера древнего Египта

Христианство в Египте

Флаг египетских христиан

Христианство в Египте является религией-меньшинством, численность христиан в Египте на 2010 год составляет около 5,3 % населения (4,3 миллиона человек). По другим данным на 2005 год в Египте проживало от 10 до 20 % христиан (7,7—15,4 миллионов человек). Абсолютное большинство христиан в Египте принадлежит к Коптской православной церкви.

История

Египетские монахи (1898—1914)Шенуда III — египетский патриарх (1971—2012)Св. Мина с Христом. Одна из древнейших египетских икон (VI в., Лувр)

Современное население Египта состоит главным образом из двух народов: коренных египтян и арабов. Египтяне (традиционно именуемые коптами, от араб. قبط /кубт/ — египтянин) составляют на сегодняшний день, по разным данным, от 5 % (арабские источники) до 22 % (коптские источники) населения Египта и исповедуют исключительно христианство, в то время как арабы исповедуют ислам.

Нейтральные источники оценивают численность египтян в 18 миллионов человек, из которых 14 миллионов живут в Египте (15 % населения Египта), остальные 4 миллиона — в диаспоре.

Христианство в Египте начало распространять в I веке, основателем христианской церкви в стране считается Апостол Марк. В 395—400 годах христианство стало государственной религией страны. В 451 году была сформирована национальная египетская церковь.

В 618 году Египет был захвачен Сасанидской империей. Многочисленные монофизиты, жившие в Египте и репрессированные после Халкидонского собора 451 года, не имели никакого желания оказывать помощь имперским войскам, поэтому они охотно поддержали шахиншаха Персии Хосрова II. При этом, однако, они не стали оказывать сопротивления византийцам после разгрома персов, так как многим из них не нравилась персидская оккупация, которая продлилась до 628 года, когда по условиям мира между империями Египет был возвращен Византии. Но уже в 639 году арабское войско Амра ибн аль-Аса вторглось в Египет и разорило страну. В 645 году арабы окончательно захватили Египет. Начиналась насильственная исламизация страны. Многие египятяне были убиты, многие обращены в ислам и арабизированы. Страна была активно заселена арабами с Аравийского полуострова.

С момента захвата арабами Египта в VII веке и до наших дней число арабов в Египте становилось все больше, а число самих египтян уменьшалось. В XIV веке численность арабов в Египте уже была сравнима с численностью коренных египтян. К XIX веку население Египта уже на 60 % состояло из арабов-мусульман и только на 40 % из египтян-христиан. К концу XX века число арабов в Египте достигло уже 80 %, а число коптов сократилось до 20 %. На сегодняшний день, коренные египтяне составляют лишь 15% населения Египта против 85 % арабов.

Преследование коптов (египтян)

Хотя копты (египтяне) подвергаются преследованию уже в течение многих лет, но по данным организации «Хьюман Райтс Вотч» в последние годы отмечается «растущая религиозная нетерпимость» и рост насилия по отношению к коптам, а правительство неспособно эффективно расследовать и наказать виновных в преследовании коптов. Также большой проблемой остаются случаи похищения девочек и женщин-коптов.

Девочки и женщины-копты нередко становятся жертвами похищений, их вынуждают переходить в ислам и выходить замуж за мусульман.

> Коптская православная церковь

Коптскую православную церковь возглавляет её Александрийский Папа и Патриарх Святейший Феодор II.

Другие церкви с патриархатом Александрии

  • Александрийская православная церковь
  • Армянская Апостольская Церковь
  • Коптская католическая церковь
  • Греческий Мелькитский католический патриархат Антиохии, Александрии и Иерусалима

Другие церкви

Среди других христианских групп представлены католики (меньше 1 % населения), протестанты (100 000), также есть сирийские ортодоксы, армянские ортодоксы и адвентисты седьмого дня.

Галерея

  • Монастырь Святого Антония. III- XVI вв

  • Фреска X века

  • Монастырь Макария Великого. 360-860 гг.

  • Монастырь Девы Марии. V век

  • Монастырь Павла Фивейского. V век

  • Пещерный храмовый комплекс монастыря Св. Симеона Сапожника в Каире. X век.

  • Встреча в Синайском монастыре посольства царя Ивана IV Грозного в 1559 году

  • Гора Синай и монастырь Святой Екатерины в Египте(Эль Греко, 1560—1565 годы)

  • монастырь Святой Екатерины в Синае. IV-VI вв.

  • Церковь Святой Марии (Каир). VII-IX вв

  • Собор святой Терезы Младенца Иисуса

  • Армянская Апостольская церковь Пресвятой Девы Марии в Каире. 1885 год

  • Кафедральный собор Архангела Михаила в Асуане

  • Двор Белого монастыря

  • Вид Белого монастыря с восточной стороны.

  • Внутреннее убранство Храма Святого Марка

  • Коптский храм в Танте

  • Монастырь Дейр-Суриани

  • Благовещенский собор в Александрии

> См. также

  • Коптская православная церковь
  • Преследование коптов
  • Коптская православная церковь
  • Католицизм в Египте

Примечания

Страны Азии: Христианство

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

Раннее христианство в Египте: молчание источников и этнический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Вестник ПСТГУ III: Филология

2008. Вып. 4 (14). С. 26-34

Раннее христианство в Египте:

МОЛЧАНИЕ ИСТОЧНИКОВ И ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А. С. Ковалец

Статья посвящена проблеме скудости повествовательных источников о христианизации Египта. Автор, в частности, обсуждает гипотезу о тесных связях египетского раннего христианства с иудаизмом и гностицизмом, а также историю антропоморфистских споров как пример антагонизма между греческой и коптской монашескими традициями.

История христианизации Египта весьма туманна и малоизученна. Это тем более удивительно, учитывая центральное положение и выдающуюся роль, которую играла в эллинистическом мире начала эры Александрия. Наиболее вероятно, что христианство распространилось по всему Египту именно оттуда, и важнейшую роль в этом процессе сыграли греки и эллинизированные иудеи — два основных этнических компонента Александрийского мегаполиса. Рассмотрим кратко существующие точки зрения на причины недостатка письменных свидетельств по истории распространения христианства в Египте.

Причиной молчания источников называют, во-первых, слишком тесную связь молодого христианства с грекоязычной иудейской общиной Александрии, откуда, вероятнее всего, оно и берет свое начало1. Александрийские евреи совершали паломничества в Палестину, и по аналогии с христианизацией других регионов можно предположить, что именно они стали первыми проповедниками благой вести в Египте. Например, из книги Деяний мы узнаем, что среди обращенных апостолом Павлом, который, как известно, лично не проповедовал в Египте, был «некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян 18. 24).

Вместе с тем, например, Р. Бегнелл предполагает, что фактическое истребление иудейской диаспоры в результате восстания при Траяне сделало невозможным дальнейшее распространение христианства в Египте через иудейские общины. Именно в этом ударе, который зарождающемуся христианству пришлось пережить, автор усматривает причину последующего затем почти векового молчания о христианизации Египта2.

2 BagnalR. S. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993. P. 278.

Действительно, в результате мятежа 66 г. в Александрии, по данным Иосифа (Иуд. война II, 487 s), было убито около 50 тыс. иудеев; в 115-117 гг. эта цифра еще выше. Однако было ли это истребление в самом деле полным? Оставшиеся в живых, вероятно, бежали — в том числе и в Верхний Египет. Кроме того, влияние, которое иудаизм успел к тому времени оказать на философско-религиозную среду Александрии, истребить было уже невозможно. В первую очередь, речь идет о гностицизме, расцвет которого хронологически совпадает и, вероятно, связан как с угасанием иудаизма, так и с подъемом христианства. Так, Робертс полагает, что именно произошедшее после 116-117 гг. ослабление иудейской общины сделало особенно привлекательными гностические течения, где иудейское наследие было воспринято, но радикально пересмотрено3.

В. Бауэром4 была высказана крайняя точка зрения о том, что во многих регионах Египта гностические «ереси» были изначальными и единственными формами христианства, а не производными от «ортодоксии», которая формируется и крепнет позднее, под влиянием Римской Церкви. Исследователь утверждает, что «легенду» об апостоле Марке как основателе александрийской линии апостольского преемства и список из десяти александрийских епископов до Дмитрия (189-232), приведенные Евсевием (Hist. Eccl. 26. 16; 2. 24; 3. 14, 21), следует считать фиктивными. В качестве доказательства своей гипотезы Бауэр приводит то обстоятельство, что единственными представителями александрийского христианства первой половины II в. (о христианстве I в. известно еще меньше), о которых до нас дошли более или менее ясные сведения, были именно гностики — Василид и его сын Исидор, Валентин, Карпократ и другие.

Разумеется, полностью принять эту теорию невозможно5. Однако следует все же признать, что молодая религия, не имеющая еще ни собственного канона Писания, ни устойчивой терминологии, ни направляющей и регулирующей харизматической личности, каким был апостол Павел, не могла развиваться вполне изолированно. Уже Ириней, Ипполит и Тертуллиан6 понимали, что гностицизм, так же как александрийская христианская ортодоксальная традиция, черпает из греческой философии, в первую очередь платонизма. Впервые Фридлендер определяет гностицизм как дохристианский феномен иудейского происхождения, произошедший из иудейской общины Александрии и уже оттуда переместившийся в Палестину7. Аристобул, Псевдо-Аристей, Псевдо-Соломон и, наконец, Филон в значительной мере обеспечили гностицизм и материалом, и методологией.

3 Manuscript, Society and Belief in Early Christian Egypt. Oxford, 1979. P. 68.

4 Bauer W Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Philadelphia, 1971.

5 Райтер называет теорию Бауэра соблазнительной, но малодоказуемой: о гностицизме до начала III в. столь же мало сведений, как и о христианстве; кроме того, недостаток внимания к христианизации Египта объясняется тем, что в Александрии не проповедовал апостол Павел, а все основные события ранней истории христианства связаны, как правило, с его именем (см.: Ritter A. M. Op. cit. P. 160-171).

6 Haer. 2. 14 — о том, что Валентин заимствовал категории pleroma и kenoma у Демокрита и Платона; Ref. 1. 11 — в частности, о заимствовании понятия gnosis у Пифагора и Платона; Praesc. 7 — о том, что Валентин происходил из «школы Платона».

7 См. о данной точке зрения: Pearson B. A. Gnosticism, Judaism and Egyptian Christianity. Minneapolis, 1990. P. 10- 19 .

Можно предположить, что, наряду с иудеями, греки также сыграли определенную роль в процессе христианизации. Так, при Птолемеях возникает традиция размещать греческих наемников не в городах греческого типа, а в столицах номов или даже среди сельского египетского населения8. О том, что в Фиваиде, регионе наиболее удаленном от Александрии и Средиземного моря, греческих поселенцев было относительно немного, можно говорить лишь предположительно: никаких точных данных на этот счет мы не имеем. И хотя в подобной ситуации греческий элемент подвергался ассимиляции, появление такого синкретического феномена, как культ Сераписа, свидетельствует и об «обратной связи». Эти взаимовляния, mixed culture из восточных и греческих элементов, явились одной из основных предпосылок для распространения христианства.

Таким образом, синкретичность интеллектуальной среды, в которой зарождалось александрийское христианство, позволяет предположить, что представления действительно не были жестко догматизированы и статичны и сильно разнились в зависимости, например, от образования членов общины. То же касается и периферии страны, куда христианство проникало все по тем же иудейско-эллинистическим каналам, но где не было регулирующего центра в лице формирующейся Церкви (к концу II в.) и ее наиболее просвещенных представителей. Другому, более «ортодоксальному», чем в Александрии, христианству там просто неоткуда было бы взяться.

Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует обнаружение вблизи Пахомиева монастыря Тавеннеси библиотеки Наг-Хаммади, александрийское происхождение текстов которой не вызывает сомнения. Также почти бесспор-ной9 представляется принадлежность библиотеки Наг-Хаммади монастырю Па-хомия — вопрос лишь в том, откуда и зачем она попала туда. На этот счет имеются самые разные мнения10. Так, Севе-Седерберг11 предполагает, что тексты библиотеки были собраны в монастыре с ересиологическими целями; Робинсон12 и Хед-рик13 выдвигают гипотезу о том, что библиотека могла принадлежать монахам-гностикам, которые в середине IV в. в Верхнем Египте могли еще не быть изгнаны из монастыря. Виссе14 считает, что в данный период, на фоне заката гностицизма и расцвета монашества, гностики, наоборот, находили в монастырях прибежище. Впоследствии, предполагает Виссе, возможно, после пасхального послания 367 г. Афанасия Александрийского, рукописи были спрятаны владельцем. Кроме того,

8 BellH. I. Egypt from Alexander the Great to the arab conquest. Oxford, 1948. P. 34-41.

9 См.: ХосроевА. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. C. 133, сноска 202. Этот исследователь является едва ли не единственным противником идеи принадлежности библиотеки монастырю (Там же. С. 101-156). А также: Orlandi T. A Catechesis against Apocryphal texts by Shenute and the Gnostic Texts of Nag Hammadi // HTR 75 (1982). Р. 93.

10 Stroumsa G. Ascese et gnose. Aux origines de la spiritualite monastique // Revue Thomiste 81 (1981). P. 558-560.

12 Robinson J. M. The Nag Hammadi Codices, Cleremont, 1974. P. 4.

14 Wisse F. Gnosticism and Early Monasticism in Egypt // Gnosis. Festschrift fur Hans Jonas. Gottingen, 1978. P. 431-440.

как полагает исследователь, Житие Пахомия было написано в период укрепления Церкви, перед которой стояла задача представить монастыри Пахомия бастионом ортодоксии. На самом же деле монахи, будто бы, заботились в большей степени об ортопраксии в аскезе, а в ортодоксии, возможно, были менее разборчивы. Исследователь приводит в качестве примера гностических тенденций некоторые места из Жития Пахомия, однако мы вынуждены признать, вслед за Струмса15, что они «не содержат ничего специфически гностического».

Тито Орланди16 поддерживает мнение о том, что доктрины, содержащиеся в текстах библиотеки Наг-Хаммади, искренне могли казаться монахам IV в. вполне ортодоксальными, а некоторые из посланий Пахомия могут быть проинтерпретированы в таком ключе (хотя до обнаружения библиотеки проводить подобные сравнения никому и в голову не приходило). Орланди полагает, что происхождение этих текстов восходит к Евагрию и его последователям. После осуждения Феофила часть монахов из круга Евагрия, где бытовали такого рода идеи, которые Орланди определяет как «оригенистско-гностические», могла бежать в Верхний Египет и осесть в том числе в монастырях Пахомия и Шену-те. Они же могли быть переводчиками на коптский язык. Действительно, уже для Шенуте, в его «Против оригенистов», еретический и христианский гнозис воспринимаются как единая доктрина. Однако вряд ли хорошо образованные грекоязычные монахи могли не усматривать различия между ними. И отчего в таком случае мы не находим среди текстов Наг-Хаммади сочинений Климента, Оригена или самого Евагрия?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пользу предположения Орланди говорят многочисленные упоминания в пахомианской литературе о пребывании в монастыре грекоязычных насельников. Так, из Жития Пахомия ^1 94—95) мы узнаем о Феодоре Александрийце, чтеце из Александрии, который, услышав о Пахомии и его монастырях, приплыл в Фиваиду и впоследствии стал главой целого Дома александрийцев (также см. Ер. Ат. 7) и переводчиком проповедей Пахомия для тех, кто не понимал по-коптски. Сам Пахомий выучил греческий язык в зрелые годы ^1 95, Во 89)17. В Послании Амона 12-е видение ереси18 связывается с началом монашеской жизни Пахома, а именно с тем, что его пытались привлечь на свою сторону мелетиане и маркиониты. Видение возникает как ответ на замешательство Пахомия и его прошение к Богу открыть, где же истина. Таким образом, подчеркивается, что Пахомий с самого начала был свободен от еретических заблуждений, но в то же

15 Stroumsa G. Ascese et gnose. Aux origines de la spiritualite monastique // Revue Thomiste 81 (1981). P. 559, сноска 12.

16 Orlandi T. Op. cit. S. 85-95.

17 В Par. 27 есть рассказ о том, как Пахомий выучился греческому и латыни чудесным образом после трехчасовой молитвы, причем так, что «превзошел всех ученых».

18 Пахомий увидел множество людей, блуждающих во мраке в поисках дороги к свету и нашедших его, пойдя вслед за светильником. Мрак в данном случае символизирует ересь, светильник — веру во Христа. Ep. Am. 12 (Хосроев А. Указ. соч. С. 372) «Ведь и меня, когда я выбрал монашескую жизнь, звали быть с ними и разделять их учение то последователи Мелетия Ликопольского, то последователи Маркиона. Узнав же, что есть и другие ереси, каждая из которых утверждала, что именно она обладает истиной, был я в смятении». После чего Пахомий по молитве получил это видение, позволившее отличить ереси от истиной веры.

время хорошо знаком с ними и даже стоял перед некоторым выбором. Отметим, что в параллельных местах бохайрской (Bo 103) и первой греческой версии (G1 102) о контактах Пахомия с еретиками ничего не сообщается. И лишь в Ep. Am. 12 голос, зовущий следовать за светильником, — «это Христос в образе Александра, епископа александрийской церкви».

Каковы были отношения Пахомия с еретиками? Если мы вдруг допустим, что библиотека Наг-Хаммади принадлежала не монастырю Пахомия или монахам монастыря, то значит, в непосредственной близости к нему располагалась гностическая секта. И если Пахомий представлял из себя тот оплот ортодоксии, каким его представляет позднейшая письменная традиция, отношения монастыря с этой сектой вряд ли могли бы быть миролюбивыми. Если бы Пахомий в действительности боролся с еретиками за стенами монастыря или внутри него, это наверняка нашло бы отражение в тексте Жития. Однако ничего подобного мы там не обнаруживаем.

Таким образом, все имеющиеся гипотезы предполагают пребывание в Верхнем Египте носителей грекоязычной александрийской традиции. И здесь, на наш взгляд, следует обратить внимание на этнический компонент проблемы христианизации Египта. Насколько ощутимым было разделение и противостояние между грекоязычным и египетским населением, особенно на юге страны? Говорит ли мирная христианизация столь значительной территории о лояльном отношении коренного населения к грекоязычным, в лучшем случае билингваль-ным, миссионерам и взаимопонимании между ними? Этот взгляд, в частности, отстаивает Ева Випшыцка: «В то же время, нет никаких причин, чтобы полагать, что принятие христианства было связано в Египте с враждебным отношением к грекам. Новая религия распространилась по всей стране из Александрии, и греки должны были сыграть в этом процессе важнейшую роль, не вызывая при этом ни напряженности, ни недовольства. Большая часть христиан, какова бы ни была их этническая принадлежность, всецело разделяла позиции Афанасия, Кирилла и Диоскора, которые были греками. Александрийцы, которые с таким рвением сражались во имя Церкви, были по большей части (по крайней мере в IV-V вв.) греками»19.

С другой стороны, все то время, как в Александрии и крупных городах процветал греческий язык и культура, параллельно продолжал существовать и египетский строй жизни, противопоставляющий себя эллинизму и культивирующий патриотические настроения. Можно предположить, что вначале более благожелательное отношение египтян Верхнего Египта к носителям александрийской культуры постепенно сменялось антагонизмом.

И коптское монашество порой занимало позицию, изначально враждебную «эллинскому» богословию, что в конечном итоге и привело к непринятию халкидонского ороса. В этом смысле александрийское христианство, вдобавок так сложно дифференцируемое от гностического, как и вся эллинская мудрость, должны были бы вызывать законное подозрение в монастырях Верхнего Египта.

19 Wipszycka E. La christianisation de l’Egypte aux IV-VI siecles. Aspects sociaux et ethniques // Aegyptus, 68, 1988. P. 159.

Уже на ранних этапах формирования письменной традиции этнический антагонизм выразился в культивации специфического образа святого — необразованного, в смысле греческой мудрости, но достигшего боговедения через аскетический праксис. Этот идеал, по-видимому неслучайно, был создан Афанасием в Житии Антония. В своей монографии, посвященной семи посланиям Антония,

С. Рубенсон высказывает предположение, что Афанасий намеренно, в риторических и дидактических целях, утрирует неученость Антония, чтобы подчеркнуть, что тот научен Богом (0го515актое) и что слава его и премудрость имеют своим источником не что иное, как подвиг личного благочестия: получая откровение во время молитвы, «блаженный, по написанному, был научаем Богом»; некий военачальник, получив наставление от преподобного, восклицает: «Подлинно он раб Божий. Ибо откуда у человека некнижного быть такому великому уму тоюСтое ка\ тоаоСтое уоСе), если бы не был он возлюблен Богом?» (УА 66, 85).

Также желая подчеркнуть непричастность Антония к эллинской, языческой культуре, Афанасий говорит о том, что «эллины, чтобы обучиться словесным наукам 0уа ураццата ца0юащ), предпринимают дальние путешествия, переплывают моря; а нам нет нужды ходить далеко ради царствия небесного…» (УА 20). Этот же контраст подчеркивается и в эпизоде встречи Антония с эллинскими философами, которые «думали осмеять его в том, что не учился он грамоте» (УА 73), то есть неучен, непричастен греческой культуре слова и мысли.

Схожий идеал святого — необразованного, но через благочестие удостоившегося славы у Бога — наиболее явственно декларируется в АрорЫ^е£та1а Ра1гат. Например, если мы обратимся к семи апофтегмам алфавитного собрания, посвященным Евагрию20 — известному богослову, последователю Ориге-на, то увидим, что основной прием там — подчеркнуть не ученость, а смирение этого персонажа. Так, в одной из апофтегм, посвященных авве Арсению21 (5, 88d—89a), Евагрий спрашивает у него, каким образом неграмотные египтяне достигли таковых добродетелей, а мы с нашей ученостью и мудростью ничего не имеем. На что Арсений отвечает: «Мы от мудрости мира сего не имеем ничего, они же обрели добродетель благодаря своим трудам». Арсений в пустыне отказался от всякой интеллектуальной деятельности, плел, как и прочие монахи, корзины, а Евагрий не сделал этого, что связывалось с желанием суетной славы.

Ярким примером противостояния между греческим и коптским монашеством служат так называемые антропоморфитские споры, результатом которых стало осуждение Оригена и его учения на Соборе в Александрии в 399—400 гг. и изгнание значительного числа прооригенистски настроенных греческих монахов.

Об антропоморфитах мы знаем из «Церковной истории» Сократа (НЕ, VI, 7, PG 67, 688), Созомена (НЕ VIII, 11-12), а также из «Собеседований» (СоПосаНоиеБ X, 3) Иоанна Кассиана, где речь идет о самом известном среди антропоморфи-

20 PG 65, 173a—176a. Paris, 1864. Основным источником сведений о Евагрии остается «Лавсаик» (Historia Lausiaca, 184).

21 См. об этом: Guillaumont A. Les «Kephalaia gnostica» d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’origenisme chez les grecs et les syriens». Patristica Sorbonensia 5. Paris, 1962. Р. 53. В греческом тексте говорится просто о некоем по-гречески образованном человеке; имя Евагрия названо в латинской (PL 73, 912d—913a), а также в сирийской и армянской версиях.

тов — авве Серапионе. Как сообщают источники, антропоморфиты основывались на буквальном прочтении Книги Бытия 1. 26 («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…») и полагали, что Бог имеет облик, подобный человеческому и именно так Его следует представлять в молитвенной практике. С другой стороны, александрийская эгзегетическая традиция, выразителем которой у Иоанна Кассиана стал некий ученый каппадокийский диакон Фотин, призывает понимать эту фразу non secundum humilem litterae sonum, sed spiritaliter (‘не буквально, а духовно’). Подобие человека бестелесному безграничному Божеству заключается, конечно, не в физическом облике, а в умной природе его духа.

Антропоморфитскую партию составляли преимущественно копты, в то время как противоположную, прооригенистскую, позицию занимало грекоязычное монашество, образованное в духе александрийской традиции. Это обстоятельство немало послужило к формированию мнения о коптских монахах как невежественных, если не примитивно мыслящих. Гийомон говорит, что «их ум был неспособен возвыситься над буквой Писания»22, Хосроев — об их неспособности «мыслить категориями философского богословия»23. Однако такие исследователи, как Чедвик и Флоровский, придерживаются иной точки зрения, согласно которой представление об антропоморфитах как неграмотных невеждах возникло из-за того, что источники по этому вопросу принадлежат авторам, мыслившим в русле оригенистской духовной традиции и потому заведомо пред-взятым24. Антропоморфиты не были невежественными простаками, но защищали альтернативный александрийскому символизму подход к библейскому тексту и молитвенной практике — сохранение исторического евангельского образа Иисуса Христа как воплощенного Бога, апелляция к абсолютному реализму этого образа и всей библейской истории. Флоровский показывает, что оба этих подхода в египетском христианстве имели место уже во времена Оригена. Так, в Толковании на книгу Бытия 1. 1325 Ориген недвусмысленно утверждает, что по образу Бога был сотворен именно «внутренний», бестелесный человек, а никак не его телесная оболочка26, и упоминает о неких «плотских» людях, которые не имеют представления о сущности Божественного и приписывают Ему телесные черты. Полемический характер этого отрывка очевиден. Таким образом, мы предполагаем, что представления, которые в конце III в. кристаллизуются в деклараци-

22 GuillaumontA. Op. cit. Р. 60.

23 Хосроев А. Указ. соч. С. 290.

24 Chadwick O. John Cassian. A Study in Primitive Monasticism. Cambridge, 1950. P. 16, 34-35. Флоровский Георгий, прот. Антропоморфиты египетской пустыни // Догмат и история. М., 1998: «Наши сведения о спорах в пустыне между “оригенистами” и так называемыми “антро-поморфитами” скудны и односторонни. Они исходят в основном из оригенистского лагеря. Сам Кассиан в своем описании монашеского Египта весьма тенденциозен. В своих великих трудах — «Установлениях» и «Собеседованиях» — он всецело на стороне “оригенистского” (или “евагрианского”) духовного учения.» (С. 304).

25 Цит. по: Origene. Homelies sur la Genese // SC, n.7bis. Paris, 1985.

ях антропоморфитов, возникли не в качестве ответной реакции на сочинения Оригена, а гораздо раньше. И если верить Оригену, речь идет о самом грубом буквализме в прочтении библейского текста. Например, фразу из пророка Исайи (Ис 66. 1): «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» они понимают так: Бог обладает столь огромным телом, что сидит на небесах, простирая ноги до земли27. Далее Ориген развивает учение о Христе как Образе Отца. Именно по образу Христа был создан человек, и только через Его познание можно приблизиться к Самому Отцу28. Да, Бог воплотился, явился человеку в видимом образе, но это произошло лишь по немощи человека. И если аскет нуждается в этом зримом, телесном образе Христа для своей веры и своей молитвы, то он тем самым ставит себя на один уровень с иудеями, а то и с язычниками, поклоняющимися идолам. «“Простецы”, “БтрИсюгеБ” Оригена отчаянно сопротивлялись такой тенденции к уходу от исторического Евангелия. Возможно, в этом и заключается смысл “антропоморфитского” движения — точнее, “движения сопротивления пустынников”»29.

На противопоставлении книжной эллинской мудрости прямому знанию живого Бога построено «Житие блаженного Афу» (7, 12)30, основной источник по антропоморфитским спорам: отшельник три дня простоял у дверей Феофи-ла, и «никто не хотел впустить его к нему, потому что видели, что это человек из простых (01^1штнс)». Однако после диспута восхищенный Феофил восклицает: «Ибо я увидел, что вид его, как у простецов (^^штнс), но услышал, что слова его возвышенны, как слова мудрых (софос)». Гийомон склонен усматривать в этой тенденции не что иное, как проявление египетского шовинизма31, в рамках которого, в первую очередь, следует рассматривать и антиоригенизм. Так, в 10-й главе Лавсаика, повествующей об авве Памво, сообщается, что в числе его учеников был Аммоний и другие Долгие братья. Аммоний присутствовал при смерти Памво, именно к нему и к пресвитеру Оригену были обращены последние слова аввы. При этом в параллельном тексте Апофтегм их имена опущены (РатЬо 8, PG 65, 365 сё).

Действительно, чтобы заручиться поддержкой, в том числе и политической, египетского монашества, александрийским патриархам — Феофилу, Афанасию, Кириллу и Диоскору, которые были греками, приходилось уметь лавировать между двумя лагерями. В этой связи возникает предположение: не явилось ли отсутствие каких-либо письменных свидетельств о христианизации Египта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Флоровский Георгий, прот. Антропоморфиты египетской пустыни. С. 308.

31 GuillaumontA. Op. cit. Р. 53.

следствием антигностической и антиэллинской цензуры, аналогичной антиори-генистской — в известных случаях с текстами Пахомианы и апофтегм32?

Источники и сокращения

Bo — Житие Пахомия, бохайрская версия Ep Am — Epistola Ammoni G1 — Житие Пахомия, версия G1 Gen hom — In Genesim homilia Hist Eccl; HE — Historia Ecclesiae Haer — Contra haeresis

HTR — Harvard Theological Review. Cambridge University Press. 1908-Par — Paralipomena (сборник рассказов о Пахомии и Феодоре)

Ключевые слова: христианство, монашество, христианизация Египта, эллинизированные иудеи, письменные свидетельства.

The Early Christianity in Egypt:

The Silence of the Sources and The Ethnic Aspect

A. Kovalets

Key words: Christianity, monasticism, Christianization of Egypt, Hellenized Jews, written sources.

32 Apophthegmata Patrum составлялись не ранее V в. в среде, враждебной оригенизму, и вообще умалчивают об аскетах, даже очень известных, из прооригенистских кругов (например, о Долгих братьях, Аммоне). Гийомон приводит показательную в этом отношении апофтегму, в которой Макарий Великий предостерегает Евагрия против гордости, которую может вселить в него ученость и красноречие — Guillaumont A. Op. cit. Р. 54 (по Amelineau E. Histoire des monasteres de la Basse Egypte // Annales du Musee Guimet. T. 25. Paris, 1894. P. 118). Что касается текстов круга Пахомия, то имеются в виду два антиоригенистских эпизода из G1 31 и Par 7.

В Северо-Восточной Африке расстилаются необъятные пустыни. Разноцветные пески чередуются с крутыми скалами. Жизнь этой суровой земле дает одна из самых больших рек в мире — Нил. По берегам бурного потока можно было собирать богатый урожай овощей и фруктов, охотиться на разнообразную дичь. Именно там, на берегах Нила, раскинулось одно из первых царств в мировой истории — Египет.

Религия древних египтян сопровождала все сферы деятельности того общества. Каждый человек в Египте верил, что всем на свете управляют всесильные боги. Всякое божество нужно было обязательно задобрить, иначе бедствия и неудачи настигнут всех вокруг. Верования древнего Египта отличались невероятным многообразием и оказали влияние на большинство современных религий.

История древнего Египта

Плодородная почва позволяла заниматься земледелием, поэтому по берегам реки образовывались крестьянские поселки, которые затем объединялись в города. Таких городов было великое множество. Египет не сразу стал единым государством. Сначала долина Нила была раздроблена на мелкие государства.

За счет речного ила урожайность земель была настолько высокой, что сельское хозяйство стало основным видом деятельности. Подавляющее большинство людей в стране были крестьяне, которые брали у знати в аренду землю и возделывали ее. Благодаря значительным сельскохозяйственным излишкам активно развилась торговля. Это позволяло содержать население всей страны, исполнять прихоти знати, развивать науку и искусство.

История Египта поделена учеными на основные периоды:

  • древнее царство;
  • среднее царство;
  • новое царство;
  • поздний период.

Времена между этими периодами сопровождались гражданскими войнами или набегами врагов. Порядок в стране нарушался, пока не появлялся сильный и мудрый лидер и не приводил Египет в привычное, стабильное положение.

В 3100 году до нашей эры государство объединилось под властью одного человека и превратилось в одну из мощнейших цивилизаций за все время. Богатство страны привлекало многих врагов на эти земли. Это заставляло развивать армию для защиты и строительство для сооружения оборонительных укреплений. Также строительство пригодилось для возведения знаменитых пирамид и грандиозных храмов. Ведь религия для древнего Египта была крайне важна во всех слоях общества.

Верования древних египтян

Религиозные представления древних египтян формировались и менялись в течение более 3-х тысяч лет. Некоторые божества обретали большую значимость среди народа, а другие, наоборот, исчезали в забвении. Естественно, что многообразная египетская религия имела несколько направлений.

Фетишизм

Беспомощность перед силами природы и враждебными племенами привела мирных египтян к почитанию различных фетишей. Они верили, что неодушевленный объект — фетиш — имеет невероятную сверхъестественную силу, которая поможет справиться с любыми бедами. Загадочной силой мог быть наделен любой предмет: камень, талисман, оберег, предмет домашнего обихода. Самый древний фетиш — это лук и стрелы, помещенные в кожух. С помощью этих предметов почитали богиню Нейт.

Монотеизм

В этом религиозном направлении допускается вера только в одного бога. При этом возможно существование его разных мистических форм. В Египте монотеизм действовал в эпоху Эхнатона. Тогда жрецы имели непомерное влияние на все области жизни страны, претендовали на верховную власть. Фараон решил противостоять жреческому давлению и провел своеобразную религиозную реформу. Культ бога солнца был назначен государственной религией Египта.

Политеизм

Концепция верований, основанная на многобожии. Каждый бог отвечал за какое-то явление, событие или процесс. У египтян был огромный божественный пантеон — ученые насчитывают около 5000 богов и существ. Некоторым божествам поклонялись время от времени, другие почитались в отдельных районах страны. Были и такие боги, которых чтили всюду.

Тотемизм

Многие народы быстро переживали период тотемизма, но в древнем Египте тотемам поклонялись всегда и всюду. Чаще всего люди создавали идол животных. Приносили им дары, читали молитвы, просили защиты или урожая. В каждом городе боготворили свое животное. Самые известные и распространенные тотемы изготавливались в виде быка, коровы, змеи, крокодила, кошки, сокола.

Магия и мистика

Огромное количество богов, неразрывная связь религии со всеми сферами жизни человека требовала от жрецов постоянных доказательств присутствия божественных существ, их сил и влияния. Для этого пришлось разработать специальные ритуалы и обряды, создающие мистический эффект. Магические таинства совершались жрецами для излечения человека от болезни, во время похорон, для увеличения прибыли или урожая. На любой случай имелось необходимое заклинание, амулет, талисман.

Особенности древнеегипетской религии

Каждый народ в период своего становления фантазировал себе богов, объясняя при этом непонятное. Древние египтяне превзошли в этом всех. Пантеон их богов обширен и многообразен. Одних люди боялись и старались задобрить, другие — были благосклонны и доброжелательны.

Пантеон богов

Мифология сохранила до наших дней имена многочисленных богов, в которых искренне верили древние египтяне. Каждый небожитель олицетворял собой конкретное событие, явление или катаклизм, имел оригинальную, символичную внешность, обладал особыми магическими способностями.

Человек с древности обожествлял солнце, ведь оно дарило свет, тепло и урожай. В древнем Египте богом солнца был Амон Ра. Он благоволил людям, относился к ним дружелюбно, по отечески заботился.

Осирис считался первым царем Египта, которого предал его собственный брат Сет. У Осириса было много назначений. Он покровительствовал сельскому хозяйству, флоре, фауне. По преданиям Осирис научил египтян всему: возделывать землю, перерабатывать урожай, заниматься различными ремеслами, лечить болезни. Кроме того, он был властелином загробного мира и проводил суд над умершими.

Для зла также нужен был свой бог. На него можно было списать все беды и несчастья. Таким повелителем страданий стал брат Осириса Сет. Чтобы умаслить капризных и переменчивых кумиров, египтяне возводили прекрасные храмы, создавали всевозможные культы. Делали богатые подношения, приносили жертвы.

Связь с искусством

Религия и искусство были неразрывно связаны друг с другом. Художники, скульпторы, архитекторы должны были работать в жестких рамках правил. Мастера искусства украшали рисунками храмы и ритуальную посуду, создавали прекрасные божественные статуи.

Главной задачей являлось оформление ухода человека в загробный мир. Стены гробницы расписывались сценами из жизни усопшего, создавался саркофаг с изображением его владельца. Это могли себе позволить представители элиты, поэтому их изображали молодыми, красивыми, высокими, изъяны тщательно скрывались. Благодаря похоронным канонам до наших дней дошли прекрасные образцы древнеегипетского искусства.

Понятие души

Все в Египте верили, что человек это:

  • тело — сах;
  • тень — шунт;
  • имя — рен;
  • привидение — ах;
  • проявление сущности — ба;
  • душа — ка.

Ка являлась бессмертной частью человека. После смерти для нее в гробнице устанавливали специальный гроб, чтобы душа, приходя из загробного мира за подношениями, могла остановиться здесь.

Человек умирает, когда ба выходит из тела. Когда ба возвращается, происходит воскресение. Именно поэтому египтяне бальзамировали умерших. Для подстраховки (на случай истления мумии или ее повреждения) изготавливали статую покойного, чтобы ба было, куда вернуться.

Обожествление фараонов

Власть в древнем Египте считалась божественной. Правящего фараона почитали в специальном культе. Ему поклонялись, строили в его честь храмы, где проводили посвященные ему обряды и молитвы. Считалось, что после смерти фараон становится богом, как Осирис.

Самая эффектная дань уважения к фараону выражается в помпезном обряде погребения. К нему владыка начинал готовиться сразу после воцарения. Строились гигантские пирамиды, в которые помещались золотые саркофаги. Здесь собирали различные вещи, которые могут понадобиться правителю в том мире: одежды, украшения, посуда, свитки. В итоге гробницы превращались в настоящие сокровищницы, некоторые из которых позже действительно становились разграбленными охотниками за кладами.

Отношение к смерти и загробному миру

У египтян было не принято боятся смерти. Конец воспринимался как новое начало. Люди верили в вечную жизнь после смерти. Когда мертвое тело начинали готовить к погребению, душа должна была отправиться в опасное путешествие и добраться до суда Осириса. Если после суда душа не была съедена чудовищем Аматом, то она возвращалась в свое уже подготовленное тело и имела право возродиться в мире мертвых.

Обряд мумификации и захоронения

Для богатых и бедных ритуал захоронения был разным. Обычному человеку просто копали яму, клали туда немного личных вещей, оружие, тело и просто закапывали. У богатых все было иначе. Знать строила себе богатые усыпальницы, обеспечивалась всем необходимым: к чему привыкли при жизни. Нанимали мастеров бальзамирования.

Первое, что делал бальзамировщик — извлекал органы покойного и помещал их в специальные сосуды. Затем натирал тело специальными солями и сушил около 70 суток. Затем оборачивал тело тонким льном, вкладывая между тканью амулеты, и отдавал семье. Те готовили для него саркофаг и относили в гробницу.

Современный религиозный состав населения

Шло время, и прежний пантеон богов исчерпал себя. Людям, уставшим от бесконечных поборов, набегов, требовалось божество, дарующее защиту, спокойствие, надежду. Все это дал культ богини Исиды. Она не требовала кровавых жертв, любила и оберегала своих почитателей. Удивительно, что поклонение Исиде распространилось в Греции, в Риме и даже в Европе. Кротость, доброта и нежность богини походили на христианский образ богоматери. Культ Исиды является переходным периодом между язычеством и ранним христианством. С этого момента прежнее вероисповедание египтян кануло в лету.

Религиозный состав населения современного Египта:

  • 90% — мусульмане;
  • 10% — коптские христиане.

Мусульмане

640 год н. э. принес Египту завоевание арабами, которые и распространили мусульманскую веру. Египетские мусульмане со временем разделились.

Теперь ислам представляют две группы:

  • сунниты;
  • шииты.

Шииты придерживаются решительных, радикальных взглядов и в политике, и в религии. Традиции и строгие принципы ислама хорошо прижились здесь. Даже светское законодательство Египта — это шариат, свод мусульманских правил. Правда значительно смягченный. Так, например, вору не станут отрубать руку, а всего лишь посадят в тюрьму. Все семейные вопросы, связанные с браком или наследованием решают исключительно религиозные суды. В 1956 году государственная судебная система сделала религиозные суды своей полноправной частью. Ислам — государственная религия современного Египта .

Коптские христиане

Христианство в Египет принес святой Марк. Проповедуя, он распространил веру среди египтян, образовал множество храмов по всей стране. Христианская вера установилась среди народа не в чистом виде, а соединилась с язычеством Египта. С захватом страны арабами многое изменилось. Египтян стали называть коптами. Был введен налог на иноверие. Временами на христиан устраивали гонения.

Сейчас в Египте проживает около 8 миллионов коптских христиан. Они живут в мире с мусульманами, которых в стране большинство. Копта можно узнать по татуировке — крест на запястье. Этот обычай пошел еще с древних времен, когда христиан преследовали и запрещали носить нательный крест.

Роль религии в Египте

Древнеегипетская религия до сих пор привлекает к себе внимание. Историки и археологи даже по прошествии столь многих лет открывают миру потрясающие находки, свидетельства жизни людей в удивительной, неординарной стране. История древнего царства пронизана религиозными, мистическими тайнами, которые только ожидают открытия. Совершенно ясно одно — религия древних египтян оказала влияние на все вероисповедания современного мира.

Для древних жителей

Ни один день древнего египтянина не проходил без соблюдения религиозных традиций. Народ верил в божественные знаки, предвещающие тот или иной исход события. В домах все устраивали маленькие алтари, чтобы молиться и просить о благополучии. Особенностью веры являлось трепетное отношение к загробному миру. Человек все время готовился к жизни после смерти и уповал на прекрасное воскрешение в мире мертвых.

Для современных египтян

Религия у египтян в наше время все также занимает важную часть жизни. К ней они относятся почтительно и с уважением. Христианство и ислам уживаются здесь в мире и согласии. Храм и мечеть в Египте могут быть соседними зданиями. Жизнь бок о бок научило людей терпимости и дружелюбию к другим религиям. Каждый свободен в выборе веры. Атеизм не осуждается.

Современный верующий египтянин серьезно относится к вере. Он всегда найдет время для молитв, никогда не забудет о религиозных праздниках, соблюдает пост.

Видео

Ролик вкратце описывает основные особенности религии древних египтян.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *