Вера Надежда любовь

Содержание

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Житие

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: “мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов“1 (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Молитва

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:

– Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо – мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо, с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться “убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

– Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как из зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может2, но Имени Коего должен поклоняться всякий род3. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

– Я христианка, – говорила она, – вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Дом в Палладии

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

– Дочери мои возлюбленные, – говорила она, – ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая.

И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю.

Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя” (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Суд

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

– Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

– Отец наш – Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

– Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

– Пожри великой богине Артемиде.

Читайте также – Вера, Надежда, Любовь, София: любящих Христа не сломить

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

– Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий угол. и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

– Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

– Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли об за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

– Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

– Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя темя так же, как отец, – поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

– Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же и молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Вера, Надежда, Любовь — храм с высоты детского роста (ФОТО)

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, – до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

– Христос моя помощь, – говорила она, – и я не только не боясь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, – поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:

– Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

– Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:

– Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: “крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее” (Песн.8:6-7).

Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

– Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:

– Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.

Но святая отвечала:

– Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога , и радовалась.

В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.

Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!

Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:

– Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, – пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:

– Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Спасение чрез чадородие

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие4 так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую5 благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

1 Апостол сравнивает мудрость земную, мирскую с мудрость, которая свыше, т.е. нисходящею от Бога и указывает свойства последней: она свободна от всякой греховности и страстности, миролюбива, любит мир сама и любит умиротворять всякую вражду; чтобы не нарушать мира, она сама кротко переносит всякие несправедливости; в ней отсутствует страсть к спорам и прениям и даже в других стремится она подавить эту страсть покорностью (послушлива), она полна милосердия и добрых дел.

2 Род Его кто изъяснит? – сказано в кн. прор. Исаии (53:8); т. е. происхождение или рождение Иисуса Христа (Его предвечное рождение от Бога Отца и временное – от Пресвятой Девы Марии) никто не в силах достойно изобразить. Эта великая тайна не вполне открыта даже ангелам (см. 1Пет.1:12).

3 См. Филип.2:10. Здесь разумеется имя Сына Божия, вследствие коего Христу должны поклоняться все роды существ, небесных и земных, и даже обитателей преисподней, злых духов.

4 Рождение детей в болезнях было наказанием для женщин за грехопадение Евы, но в этом же заключается и условие их спасения. Посему ап. Павел говорит: “спасется (жена) через чадородие” (1Тим.2:15), впрочем, “если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием“. Такова и была св. София.

5 Т.е. мудрость языческую обратили в безумие. Ср. Ис.33:18 и 1Кор.1:20; 3:16.

Полное собрание и описание: молитва к иконе софии вере надежде любви для духовной жизни верующего человека.

Молитвы святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая, тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову. С нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Икона Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Популярные молитвы:

Молитва Святому Ангелу Хранителю. Ангел хранитель

Молитвы святителю Алексию Московскому чудотворцу

Молитва святой мученице Фотинии Самаряныне

Молитвы святой великомученице Екатерине

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Молитва святым мученикам Хрисанфу и Дарии

Молитвы святым мученикам Гурию, Самону и Авиву

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва на вхождение в новый дом

Молитва мученице Фомаиде Египетской

Молитва преподобной Сарре Египетской

Молитвы преподобному Макарию Великому, Египетскому

Молитва преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу

Молитва святому преподобному Паисию Величковскому

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы .

Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» — значение, в чем помогает

Первые века христианства, сопровождаемые римскими гонениями, дали Церкви множество образцов для подражания. Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» изображает семью, которая претерпела муки за исповедание Христа как Спасителя и Сына Божия. Икона считается покровительницей домашнего очага, олицетворяет единодушие, которое должно быть между членами одной семьи.

История иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Чтобы понять, как возникла икона «Вера, Надежда, Любовь», надо ознакомиться с историей благочестивых дев — по нашим понятиям, это были еще дети. София, их мать, сумела передать девочкам любовь к Богу и Его заповедям, они часто вместе проводили время в молитвах.

Жила семья на территории нынешней Италии, правил тогда жестокий император Адриан. Он известен своими зверствами по отношению ко всем, кто не поклонялся языческим идолам. Тайные христианки, которые тогда путешествовали по империи, чтобы нести Слово Божие, привлекли внимание, был составлен донос. Правитель лично захотел взглянуть на необычных исповедниц, повелел привести их в свои покои.

Хотя девочки были совсем юными (младшей — 9, старшей — 12), они прекрасно поняли, для чего идут во дворец. Они не восстали против судьбы, только умоляли Христа дать им силы, чтобы достойно понести свой мученический крест. Сначала Андриан попробовал применить хитрость — попытался силой убеждения доказать, что лучше отказаться от христианской веры.

Но девочки стояли на своем, признавая Богом лишь Христа, отказываясь от язычества. Они не хотели даже сделать вид, что поклоняются языческим статуям — за это император обещал оставить их жить во дворце. Но на все уговоры мучители получали отрицательный ответ. Тогда их отдали на пытки, а мать заставили смотреть, пытаясь хотя бы так заставить ее отречься от Христа.

  • Первой стали мучить Пистис (Вера), но во время пыток она не проронила ни слова, и лишь перед тем, как ей отсекли голову, обещала молиться за мать и сестер.
  • Настала очередь Елпис (Надежда) — ее стали жестоко избивать, затем отправили в горящую печь. Видя, что огонь не вредит девочке, император и ей велел отсечь голову.
  • Младшую Агапе (Любовь) перед казнью изуродовали до неузнаваемости.
  • Чтобы больней ранить Софию, Андриан помиловал ее, и даже отдал тела и головы убиенных дочерей. Возле их могил она тихо отошла ко Господу.

Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Мудрой женщиной была София, она дала своим детям имена, которые также означают самые важные человеческие душевные качества. Их каждый христианин должен в себе взращивать. Поэтому значение иконы где изображены Вера, Надежда, Любовь и их матушка — напомнить о вечных ценностях, которые часто становятся для людей менее важными, чем земные преходящие радости.

  • Надежда — это чувство спокойного упования на то, что милость Божия не имеет предела.
  • Вера — то, что соединяет человека и Бога со времен грехопадения — ведь в раю Адам мог непосредственно видеть Создателя и говорить с Ним.
  • Любовь — основа христианского бытия, сила, на которой держится мир. Это также должен быть определяющий фактор в отношении человека к Богу, ко всем окружающим (Христос заповедал любить даже врагов).

Как узнать икону великомучениц?

Поскольку жили святые мученицы во 2 в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит София. Как правило, все держат в руках кресты — это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.

Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно — на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). На некоторых образах они облачены, как священницы. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.

  • Известен образ, на котором дети разного роста, самая маленькая держит в руках развернутый свиток, старшая — Евангелие, средняя — деревянный крест. Мать обнимает дочерей за плечи, все смотрят прямо перед собой, как бы говоря молящимся о том, что их главным достоянием была христианская вера. Позади мучениц виднеются горы, наверху — голубое небо с перистыми облаками.
  • На более традиционных образах византийской школы святые девы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу — она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.
  • Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом — предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем — погребение. В центре — классическое фронтальное изображение всей семьи.

Храмы во имя святых

Мощи св. Софии и ее дочерей хранились во Франции (Эшо), в аббатстве ее имени. Их торжественно принесли из Рима в 8 в. Святыни привлекали так много паломников, что для них пришлось выстроить гостиницу. После французской революции святыни пропали — видимо, были уничтожены. Святые пострадали от руки тех, кто отрицаю любую веру. Сам же монастырь стал трактиром.

Возрождение обители началось уже в 20 в., когда удалось получить еще частицы мощей св. Софии. Останки же святых дев утеряны навсегда.

В России очень известна церковь иконе «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», которое находится на патриаршем подворье. Оно входит в Троицкое благочиние

г. Москвы. Храм расположен около Миусского поля. Здесь находится кладбище, где находили последний приют купцы, мещане из окрестных районов.

В начале 19 в. здесь много раз служил свт. Тихон, который тогда был Патриархом. К основному зданию были достроены два придела, колокольни, трапезная. В 30-е годы церковь была разграблена и закрыта. В 90-е началось возрождение, здесь снова располагается Патриаршее подворье. Удалось даже воссоздать прежний внешний вид храма, стены украшены росписями.

На входной арке размещено мозаичное изображение святых дев с крестами в руках, за ними стоит и поддерживает девочек мать. Восстановленный из руин храм сегодня является центром приходской жизни, где действует воскресная школа, молодежный клуб, катехизаторские курсы.

В чем помогает икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Молитва, вознесенная возле иконы «Веры, Надежды, Любови» поможет:

  • уберечь семью от развода;
  • построить крепкие отношения с супругом;
  • сохранит от завистливых людей;
  • вернет утраченную любовь;
  • незамужним поможет выбрать жениха;
  • облегчит болезни рук;
  • поможет благополучно разрешиться от бремени.

Даже когда все здоровы, можно попросить о даровании крепкого здоровья для детей и родных. Люди, которые внезапно потеряли близких, находят в молитвах облегчение. Известный список иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», находится в Новодевичьем монастыре (Москва), сделан он в конце 17 в. К. Золотаревым. Если приехать туда не получается, икону можно приобрести в любой церковной лавке, тогда обратиться к святым можно будет в любой момент.

  • Икона Геронтисса
  • Владимирская икона Божией Матери — здесь
  • Икона «Достойно есть» — https://bogolub.info/ikona-dostojno-est-znachenie-v-chem-pomogaet-istoriya/

Раньше праздник в честь мучениц продолжался три дня, сегодня же всех, кто носит эти имена, поздравляют в последний день сентября. Народная память сохранила традиции, которые соблюдались в этот праздник. Начинать день женщины должны были со слез — это своего рода оберег от невзгод. Молодежь устраивала гуляния, на которых можно было присмотреть жениха. Этот день считался подходящим для того, чтобы прислать сватов. А замужние молились о том, чтобы в доме царил мир.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствов ати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

История святых

3 В чем помогает икона Единая Надежда. 4 Молитва Богородице перед иконой «Отчаянных единая надежда». . Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

Как бы сложно ни было в жизни, люди всегда обращаются к Господу Богу. Икона, у которой часто молятся верующие, особенная. Дело в том, что именно этот образ считается самым исцеляющим.

Икона Отчаянных Единая Надежда — значение, в чем помогает. В Православии известно более 800 (!) образов Богородицы. . Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» — здесь.

Молитвы. Описание икон. Акафисты. Правила обрядов. Молитвы.

3 В чем помогает икона Единая Надежда. 4 Молитва Богородице перед иконой «Отчаянных единая надежда». . Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

Как бы сложно ни было в жизни, люди всегда обращаются к Господу Богу. Икона, у которой часто молятся верующие, особенная. Дело в том, что именно этот образ считается самым исцеляющим.

Икона Отчаянных Единая Надежда — значение, в чем помогает. В Православии известно более 800 (!) образов Богородицы. . Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» — здесь.

Молитвы. Описание икон. Акафисты. Правила обрядов. Молитвы.

Оставить комментарий Cancel Reply

3 В чем помогает икона Единая Надежда. 4 Молитва Богородице перед иконой «Отчаянных единая надежда». . Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

Как бы сложно ни было в жизни, люди всегда обращаются к Господу Богу. Икона, у которой часто молятся верующие, особенная. Дело в том, что именно этот образ считается самым исцеляющим.

@2017 Боголюб – первый интернет-журнал о христианстве. Бог любит нас.

Вера, Надежда, Любовь и София, их мать. Святые мученики. Икона.

День памяти : 30 сентября

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Икона святых .

Величание перед иконой мучениц безгрешных Веры, Надежды, Любови с их матерью Софией

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ОБРАЗОМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ

Молитвы перед Верой, Надеждой, Любовью и матерью их Софиею помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей. Кроме этого, Вера, Надежда, Любовь и мать их София часто избавляют от женских болезней и болей суставов.

Икона Вера, Надежда, Любовь и их мать София поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФЬЯ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Прошло немногим более сотни лет после начала распространения Христовой веры по земле. Римская империя была языческим государством, но большое количество людей стало обращаться в христианскую веру, хотя Христианство было под строгим запретом. Людей, которые исповедали Христа, уничтожали, пользуясь разрешением властей.

В начале второго (по Рождеству Христова) столетия в богатой семье жила христианка София. Повзрослев, она стала женой язычника, но ее супруг любил ее и не требовал ее отречения от Христовой веры.

У них появились на свет три дочки: Пистис, Эльпис и Агапэ (в русском языке -Вера, Надежда, Любовь), у которых София воспитывала любовь к Богу, обучала их вере и христианским добродетелям. Вскоре, после того, как родилась третья дочка, умер глава семьи, и София осталась одна с детьми, но семья была обеспеченной и поэтому денежных затруднений они не испытывали. Девочки росли в любви, трудились, изучали Евангелие им нравилось читать духовные книги. Когда они повзрослели, люди стали обращать внимание на их ум и красоту.

Император Адриан (правление 117 — 138 гг.) узнал об этой христианской семье и отдал приказ привезти их к нему во дворец в Риме. Софья прекрасно понимала, для чего их вызывают к императору-язычнику, и стала молиться Иисусу Христу, чтобы он помог им, дал силы для того, чтобы выдержать это испытание и, возможно, смерть. Мать не знала, смогут ли ее дети выдержать предстоящие пытки и муки.

И вот святая София с девочками была доставлена во дворец, где они предстали перед государем. Император и все придворные были изумлены, когда увидели их спокойствие и твердость, а ведь девочки были совсем маленькие: Вере было двенадцать, Надежде – десять, а Любови – девять лет.

Император Адриан стал по очереди подзывать сестер, предлагал им отречься от Христа и поклониться богине Артемиде. В ход пошли обещания подарков, ласка и доброта, но когда это не сработало, посыпались угрозы. Но святые сестры не предали свою веру.

Первая на муки пошла старшая дочь Софии – Вера. При матери и сестрах, ее били кнутами, потом бросили на решетку, под которой пылал костер. Огонь, при Божией помощи, не причинил ей никакого вреда. Не понимая, что Веру защищает Господь, обозленный император приказал кинуть девочку в кипящую смолу, но и тут святая мученица была под защитой и снова осталась живой. После этого святая Вера была обезглавлена.

Вторую дочку Софии, Надежду, палачи истязали кнутами, потом пытались сжечь на огне, затем ее тоже бросили в кипящую смолу. Бог тоже хранил отважную девочку во всех этих испытаниях, а котел с кипящей смолой даже раскололся, и разлившаяся смола обожгла мучителей. После этих мук ей отсекли голову.

Любовь, по приказу императора, истязали кнутами. Святую девочку били до тех пор, пока она не превратилась в одну сплошную рану, после чего ей тоже отрубили голову.

Софии, матери святых мучениц, Адриан приготовил самую страшную пытку, она все время была рядом со своими детьми и видела их муки. Во время пыток она молилась Господу, поддерживала их и просила терпеть эти мучения во имя Иисуса Христа. Все три девочки выдержали испытания и приняли мученическую смерть.

После казни Софии были отданы тела ее дочерей, она вывезла их за город, где и похоронила на высоком холме. Два дня их мать, находясь возле своих девочек, молилась в страданиях, а на третий день Господь взял ее многострадальную душу и снова соединил семью на небесах.

Претерпев страдания в 137 году, Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию причислили к лику святых. Своим доказательством огромной любви к Богу они показали, что малые телесные силы во много крат укрепляет благодать Святого Духа, которая помогает совершать необыкновенные подвиги.

Вера, надежда, любовь – это названия трех добродетелей, которыми должен обладать каждый христианин. На иконе они изображены крепкой, неделимой семьей, которые не могут существовать отдельно друг от друга.

София – это мудрость, в переводе с греческого. В толкованиях святых отцов «Святая София» — это Божия премудрость.

Надежда – это о вере в Бога, в то, что Он всегда заботится о нашем спасении. Это наши надежды на Божию справедливость и Его милосердие в ответ на грехи, которые мы совершили в своей жизни.

Согласно нашей Веры в Божию силу, доверию нашему Отцу Небесному, можно построить нашу жизнь в согласии с Божьими заповедями и наставлениям Иисуса Христа. Мы верим, что мы сможем воссоединится с Богом в Его Царствии, наша вера помогает нам учиться жить в добродетели.

Любовь в понятии христианства – это любовь ни за что, без причины, без выгоды. В любви не замечают недостатков и проступков. Две основные заповеди, которые должен претворять в жизнь настоящий христианин- это любовь к Богу и любовь к ближнему, к любому человеку, как к Божественному творению. Как к Его образу. Любовь к жизни.

Иконы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

ВЕЛИЧАНИЕ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любве и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *