Вера в чудо

Содержание

Задания. Задание 1.Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора

⇐ Предыдущая12345

Задание 1.Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.

1. У Базарова нет сообщников (не собиседников) – он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли – новое чудище (изобретение) человеческого разума. 4. Л.Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка (семья), в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки (черты). 6. Задумав «Грозу» как комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал (назвал) ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез (заглянул) в душу маленького пастушонка.

Задание 2.Прочитайте текст. Ответьте на приведенные ниже вопросы.

1. Что называется синонимическим рядом? (Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом): врач — доктор — лекарь — эскулап).

2. Чем различаются приведенные в тексте слова, объединенные в ряды? ( Оттенками значения и употреблением в речи)

3. Подберите синонимы к глаголу обмануть . ( дурачить, морочить; надувать, мошенничать, плутовать, обвешивать, обмеривать, обсчитывать, перехитрить, провести, мистифицировать, водить (таскать) за нос, вводить в заблуждение; обарышничать, обдурить, обделать, обкалякать, облапошить, облимонить, облисить, облукавить, облутошить, облысить, облюсить, обмаячить, обмикулить, обмишулить, обшарить, о (б) хлебать, о (б) шмонить, объегорить, объемелить, объехать на кривых (на кривой) , огладить, огудать, одурачить, одурманить, одеть, ожечь, окальячить, околпачить, окрутить, окупать, окутать, опутать, осережить, отуманить, офофанить, офиглярить, подводить, подковать, подкузьмить, подкургузить, подсечь, подтенетить, подтетерить, подшить.)

4. Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают речь разнообразной и дают возможноть избежать тафтологии)

Задание 3.Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1.Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 3. В зале в основном были люди изрядного (пожилого, приклонного) возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 4. Сегодня у нас в гостях гости ( люди, товарищи, знакомые ) из Мадрида. 5. В школах Москвы родилась (появилась) новая традиция. 6. Началась избирательная фиеста (программа). 7. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 8. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 9. Закоренелые (коренные) москвичи особенно сильно любят свой город. 10. На очередном заседании Клуба книголюбов прошла презентация новых номеров альманаха (сборника) «Владикавказ». 11. Уровень несчастных случаев на (в) шахтах увеличивается. 12. Мы вышли к лесистому озеру. 13. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой (нестерпимой) . 14. Нашей спортсменке выпало (пришлось) бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла (обогнала) почти на полкруга. 15. В субботу бутик «Ягуар» учинит (устроит) показ мод. 16. В парке было заложено (посажено) тридцать два дерева. 17. Он познакомился с плеядой (множеством) новейших компьютеров. 18. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.

Задание 4.Оправдано ли употребление заимствованных слов в русском языке? Если их употребление целесообразно, то при каких условиях, в каком количестве?

Все заимствования можно разделить на две группы: оправданные и неоправданные. Только оправданное употребление заимствованной лексики украшает и развивает язык.

-В качестве эксперимента подсчитайте все слова в толковом словаре на одну букву и выясните, сколько из них иностранных? ( из 54 слов только 45% являются заимствованными.)

-Какими причинами вызвано заимствование приведенных ниже слов? (Видно, что заимствование новых слов — процесс, обусловленный наличием определенных причин, чаще всего — экстралингвистических.)

Задание 5.Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к словарю паронимов.

Абонемент (Документ предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это: библиотечный абонемент, абонемент в театр; абонемент на концерт)- абонент( тот кто пользуется абонементом: абонент библиотеки, телефонной сети, абонент не отвечает), дельный (пригодный, способный в дело, годный к чему. Дельный человек, спсобный и толковый. Дельный ответ, путный, основательный. ) — деловой (деловитый, дельный, деятельный, основательный, полезный, практический, практичный; крутой,турбовинтовой, умный, путевый, прагматический, путный, активный, предприимчивый, разумный, работящий,хитрый, толковитый, рукастый, конструктивный, официальный) – деловитый (Толковый и умелый в работе, предприимчивый, деловой. Деловитый работник. Деловитое отношение к чему нибудь.), единичный (Только один, единственный, отдельный, единичный случай, эпилог, прогул.) – единственный (Только один: единственный сын, друг, желанное будующеее) – единый (Общий, объединённый: едыный прорыв, фронт, план,а так же в отрицательных конструкциях: ни единого слова), конструктивный (Относящийся к конструктированию чего-либо:конструктивная схема., делать) – конструкторский (Относящийся к конструктору, связанный с конструированием: конструкторское бюро, помещение,решение и т.д.), лирический (Относящийся к лирика как роду поэзии: лирический поэт, герой, лирическая поэзия;так же проникнутый эмоциями,полный чевств: лирическое настроение,отступление, лирическая песня) – лиричный (проникнутый лиризмом,задушевностью: лиричный тон, лиричное произведение,стихотворение; лиричная симфония), логический (Относящийся к логике как науке: логические категории, логический закон; также : основанный на законах логики: логическое доказательство, мышление; а также закономерный: логический вывод, конец, связь) – логичный (последовательно: логичный человек,; быть логичным, а также : последовательный , разумный: логический вопрос, ход, шаг, ответ; логичное поведение), обосновать (Подкрепить доказательствами: обосновать точку зрения, гипотезу, претензию) — основать (Положить начало , учредить: основать город, музей, театр; а также: основать взгляды, выводы, теорию, надежды на чем- либо: на знании, предложении, недоразумении ит.д.), факт (Событие, явление, случай, реальность: изложить факты; исторический факт; возмутительный факт; а также наличие чего- либо: факт существования, борьбы, победы, участия) – фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе явлении: учитывать фактор времени; фактор внезапности),эффективный ( действенный, результативный : эффективный метод) – эффектный (броский: эффектность фразы, костюма).

Задание 6.Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

1. Главная суть: избыточное, т.к. суть — это и есть главная составляющая чего-либо, получается главная главная составляющая. Надо говорить либо суть, либо главное — это…
2. Суть дела — правильно
3. Первое боевое крещение — избыточное. Фразеологизм «боевое крещение» уже несет в себе значение «впервые» сделать что-либо. Правильно: боевое крещение.

4. Ландшафт местности — слово «ландшафт» уже обозначает «вид местности», т.е. получается вид местности местности. Избыточное.
5. Памятный сувенир: сувенир — «подарок на память», т.е. получается памятный подарок на память — избыточно. правильно говорить либо просто «сувенир», либо «подарок на память».
6. Период времени : слово «период» уже обозначает «отрезок времени», то есть правильно говорить «период» и обозначать: суток, между двумя и тремя часами ночи и т.д.
7. Демобилизоваться из армии — слово «демобилизоваться» уже содержит в себе значение «увольнение военнослужащих в запас», т.е. добавлять «из армии»-избыточно.

8. Демобилизоваться осенью — правильно (демобилизация может быть в любое время года).
9. Дебют молодой балерины -это словосочетание не избыточно, т.к. слово «дебют» содержит указание на «впервые», но не на возраст человека, совершающего действие. Дебют может быть и у возрастной балерины — скажем, дебют на большой сцене.
10. Впервые дебютировать — лексема «впервые» содержится в самом слове «дебютировать» (делать что-либо впервые), поэтому такое словосочетание избыточно. Правильно: дебютировать либо впервые +глагол без значения «впервые» (выступать, петь, танцевать и проч).

11. Постоянные еженедельные рубрики: слово «еженедельные» итак указывает на некую постоянность рубрик — каждую неделю, поэтому нужно говорить либо «постоянные рубрики», либо «еженедельные рубрики».
12. Еженедельные выступления — правильное словосочетание.
13. Свободная вакансия: слово «вакансия» уже обозначает «незамещенная, свободная должность», поэтому словосочетание «свободная вакансия» =»свободная свободная должность» =избыточное. Достаточно просто сказать: вакансия.

Задание 7.Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?

«Эллочка-людоедка» — вульгарная и недалёкая, человек с ограниченным кругозором, живущий только потреблением, приобретением вещей и соревнованием платьями с другими Эллочками. Прозвище «людоедка» дано Эллочке авторами как сравнение с людоедами племени Мумбо-Юмбо, чей словарный запас «составляет 300 слов» (то есть в 10 раз больше Эллочкиного).

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 4475. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Какие только чудеса не вытворяет современная наука?

Согласно данным климатического исследования на северной части современного Израиля температура падала до -4 градусов Цельсия на два дня в течение одного из двух холодных периодов 2500-1500 лет назад. Это погодное явление совпадало со временем жизни Иисуса Христа.
Только одна археологическая находка свидетельствует о Распятии. Она связана с именем одного молодого иудея. Надписи в склепе с костями, найденным неподалеку от места Живат а-Митвар в Израиле, позволяют предположить, что его имя было Иероним Бен Аголь. На месте его «захоронения» был найден 11,5-сантиметровый железный гвоздь, который, очевидно, был забит молотком в пятку, когда его прикрепляли к кресту. Но нет никаких свидетельств того, что гвозди были вбиты в кости запястья или предплечья этого человека.

Сьюзан с кривой улыбкой наблюдала за попытками своих коллег привлечь внимание Ника. На какие только ухищрения не пускались женщины! Одна так даже свой путь к сердцу Ника решила проложить пончиками. Она каждый день приносила коробку пончиков и словно невзначай доставала ее из-под стола, когда на пороге появлялся Ник Хелвин. Дело закончилось тем, что мистер Бали сделал замечание любительнице кулинарии. Запах свежеиспеченной сдобы в офисе отвлекал коллектив от работы.
В рабочее время. Но до Сьюзан доходили слухи, что он после работы встречается то с одной девушкой, то с другой. Иногда даже с несколькими одновременно. Из этого она сделала вывод, что Николас Хелвин — бабник и развратник, и окончательно потеряла к нему интерес. Во всяком случае, она так считала и так всем говорила.
Если бы она могла, то свела бы встречи с ним к минимуму. Но, увы, это, как ей кажется, не случится никогда. Компьютер вытворяет черт-те что, ломается в самый неподходящий момент, и неизвестно почему. И Сьюзан вновь и вновь звонит в службу технической поддержки. А оттуда приходит нестерпимый Николас Хелвин, который одним своим видом портит Сьюзан настроение.

Когда мы беседовали с вами в последний раз, передо мной открывались прекрасные перспективы. Только что состоялся мой дебют в Сан-Франциско — первый «живой концерт» вместе с моей группой, в которую входили только смертные. Наш аудиоальбом пользовался бешеным успехом. Написанная мною автобиография вызывала жгучий интерес как у смертных, так и у бессмертных.
Но потом произошло нечто совершенно неожиданное. Во всяком случае, я не мог предвидеть ничего подобного. И в тот момент, когда мы с вами расстались, я, образно выражаясь, висел над пропастью.
Что ж, теперь уже все позади. Я, как видите, остался в живых. В противном случае я сейчас не разговаривал бы с вами. Космическая пыль давно осела, маленькую прореху на теле мирового разума и рациональных представлении залатали или по крайней мере прикрыли.
Все, что произошло, сделало меня еще более совестливым и стыдливым и еще больше усилило мою грусть. Однако, несмотря на то что человеческая моя сущность
как никогда готова проявиться в любой момент, силы мои и власть неизмеримо возросли. Я превратился в страдающее и изголодавшееся существо, которое одновременно и любит и испытывает непреодолимое отвращение к своей непобедимой бессмертной оболочке.
Жажда крови? Она оставалась неутолимой, хотя физически никогда еще я не нуждался в ней так мало. Вполне вероятно, что сейчас я вообще смог бы обходиться без нее. Но страстное желание, которое я испытываю при виде всех, кто ходит по земле, свидетельствует о том, что я едва ли решусь когда-нибудь это проверить.
Хотя, конечно, подобное утверждение обманчиво. Никакая смерть не может быть столь же огромной, как жизнь. Вот почему, наверное, я продолжаю отнимать жизни. И от спасения души я сейчас далек как никогда. Сознание этого обстоятельства делает мое положение еще более ужасным.

Наука входит в сферу деятельности человека. Она направлена на добывание и осмысление знаний. Научное знание зародилось в Древнем Китае и Древней Индии. Предшественницей астрономии была астрология. Ее объектом изучения было расположение звезд.

Небесные тела обожествлялись древними астрологами. В период стремительного развития вавилонской астрологии ученые древности смогли открыть некоторые закономерности в движении звезд, в последствие вошедшие в астрономию.

Зарождение науки

Не все практические науки и знания можно причислить к науке. Наука не является простым перечнем наблюдений за природными явлениями. Она формируется в том случае, когда человек осознает универсальные связи между ними.

Наука – область культуры. Многие философы считают, что местом рождения науки является античная Греция. Именно там она была организована системно и могла научно обосновывать знания о мире.

Наука имеет некоторые отличия от других ее типов, являясь особым типом постижения реальности. Наука характеризуется тем, что в период ее интенсивного развития, человек начал ставить общие вопросы о мироздании и задумываться над ответами на эти вопросы. Хотя такие вопросы не всегда имели полезность в повседневной жизни, человека они волновали не менее, чем бытовые проблемы.

Практический навык сопровождается конкретной ситуацией из жизни. Например, когда нужно проявить сноровку для строительства жилья, организовать охоту или провести какой-нибудь ритуал.

В этом смысле наука находится на противоположной стороне. Человек далеко не всегда задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями.

Например, если первобытный человек случайным образом ударяет камень о камень, появляется искра. Она попадает на сухую траву, и та загорается. Появляется огонь, дающий тепло, на нем можно согреть и еду. Человеку хочется вознести молитву духу-покровителю. Все рады огню. Однако почему появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?

Переход от понятных жизненных вопросов к общим, абстрактным вопросам происходит незаметно. Но даже не ставя таких вопросов, огонь приносит тепло. Многие века люди не задумывались над такими проблемами, не связанными с практическими нуждами напрямую.

Потребность в познании чисто человеческая прерогатива, она не заложена в инстинкте стремления к распознаванию мира. Человек ставил отвлеченные вопросы, которые не имели непосредственной, практической пользы. Как происходит движение небесных объектов? Почему день приходит на смену ночи? Почему происходят природные изменения?

Занимаясь обдумыванием таких отвлеченных вопросов, люди обдумывали законы, помогающие им жить, обустраивать их жизнь, позволяли им преодолевать природные стихии.

Но появление таких вопросов для рождения науки как новой области культуры и всей духовной жизни людей было еще недостаточно. Для этого понадобилась профессиональная способность людей заниматься познанием. Такие люди были выделены из общей масс в результате разделения труда. Сегодня мы говорим о них как об ученых, но в древние времена, это были пророки, алхимики, маги и жрецы, позже их именовали естествоиспытателями и философами.

Первые ученые

Первые мыслители и философы, следуя своему предназначению, обдумывали общие вопросы. В спектр их вопросов входили такие как: что такое мир, как он возник, куда движется история? и другие.

Но и тогда нельзя было говорить о рождении науки, так как к этому периоду люди хотя и накопило достаточно знаний о некоторых явлениях и объектах, они не имели никаких конкретных выводах о них. Люди еще не были способны соединить все эти знания в относительно целостную мировоззренческую систему – науку.

Но с течением времени, интерес к познанию возрастает, становится все более разносторонним. Научная деятельность приобретает все больше черт, характеризующих ее как науку. Люди начинают связывать между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений, делали первые попытки создания некого систематизированного знания.

По мнению немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859–1938) мифологическое мировосприятие включает в себя широкое знание о действительном мире, который познан в своего рода научном опыте. Это знание может быть использовано наукой в дальнейшем.

При этом Э. Гуссерль писал, что такой тип знания остается практически мифологическим в своем смысловом контексте. Они также говорил, что люди, получившее воспитание воспитанные в мыслительной научной традиции, возникшей в Древней Греции и развившейся в наше время, ошибаются.

По своей глубине история познания неисчерпаема. В XVII в. появляется естественно-научное знание, вместе с ним применяется математическая теория. Это стало самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области техники.

Но оно было лишь одним звеном из многих других в процессе познания, которое охватывало все сферы. Первые путешествия вокруг света, великие географические открытия, установление того факта, что при плавании из Европы на Запад «теряется» один день – все это произошло 400 лет назад…

На сегодняшний день нам известно больше, чем знали сами древние греки о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта. Каждый год мы углубляем наши знания, роль науки усиливается. Теперь для всех доступны знания об истории Земли и цивилизаций, некогда существовавших.

Мы можем «путешествовать» во времени, возвращаясь на многие тысячелетия назад, так как обладаем соответствующими знаниями о государствах, правителях, быте людей прошлого. Благодаря открытиям, люди могут открывать тайны мельчайших частиц. Благодаря науке человек раскрывает многое неизвестно о мире. Человек увеличивает свою мощь, умножает собственное материальное и духовное богатство.

Русский религиозный мыслитель С. Соловьев изучал работы французского философа Огюста Конта (1798–1857). В результате этого С. Соловьев описал что нужно для того, чтобы естественные науки действительно образовали некое всеобщее мировоззрение. Он считал, что необходимо объединить науки вместе, а вместе с тем и сделать общими все человеческое сознание. Современная наука находится во взаимосвязи с другими видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским.

Философское мировоззрение

Философия является способом постижения мира. Ее возникновение произошло не сразу. Перед ней появились другие формы человеческого культурного бытия.

В первую очередь это был миф. Немецкий философ и культуролог Э. Кассирер считал, что миф и религия трудно подвести под логический анализ. Древнегреческие мыслители доверительно относились к мифам.

По их мнению, мифы имеют глубинный смысл. Но с течением времени, некоторые мудрецы усомнились в том, что миф можно считать окончательной формой мудрости. Кроме того, что мудрецы подвергли мифы критике, они начали отыскивать в них логические и иные неувязки. Такое критическое отношение к мифу положило начало философии.
Э. Гуссерль считал, что к этому времени в античной Греции появляется новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. В результате этого формируется абсолютно новый тип духовной структуры. Он быстро развился в системно замкнутую культурную форму. Греки назвали ее философией.

Представление о философии

Русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) высказывался о представлениях философии как мировоззрении. Он считал положение философа трагичным, так как его никто не любит. На протяжении развития человечества существует некая вражда по отношению к философии, при этом она проявляется с самых разнообразных сторон. Философия является самой незащищенной стороной культуры.

Запросы духа обслуживаются религией. Когда человек испытывает душевные муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни, он обращается к Богу. Если религия способна дать только надежду на чудо, то наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

В случае с философией, то она, скорее отбирает у человека последнее утешение. Она способна выбить человека из жизненной колеи, безжалостно предлагает ему жестокие истины. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения социальных иллюзий. Ей по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с трагизмом жизни.

Публикации и видео

Будьте счастливы!
Есть ли предписание более парадоксальное, более ужасное,
при всей кажущейся доброжелательности?
Трудно выполнить столь беспредметный наказ.
Ибо как узнать, счастлив ли ты?
Паскаль Брюкнер

(«Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье»)

Стремление и надежда на благополучную и счастливую жизнь были свойственны людям во все времена. Однако в современном обществе стремление к счастью стало приобретать угрожающие размеры, все более срастаясь с потребностью контролировать собственную жизнь. Прогресс, развивающийся ошеломительными темпами, сблизивший континенты, превративший мечту в норму, создал иллюзию власти и над внутренним миром человека. Общество потребления с его бесконечно растущим предложением разнообразных благ нуждается в неудовлетворенном субъекте, в сознании которого идея благополучной жизни все больше связывается с внешними знаками. Тому же способствует и рекламная индустрия, блестяще использующая базовые человеческие потребности в счастье, любви и благополучии для продвижения товаров и услуг. В результате человек оказывается в сложнейшей и часто плохо рефлексируемой им ситуации: с одной стороны, он стремится к свободе, счастью, хочет жить, соотносясь с собственными потребностями, ценностями и смыслами. С другой стороны – он должен контролировать свою жизнь, поддерживать ее благополучие, которое напрямую связано с наращиванием личностного потенциала, необходимого для поддержания этого уровня. С одной стороны – счастье, свобода, следование себе, с другой – успешность, благополучие и комфорт.

Эта непростая коллизия нашла отражение в молодом, стремительно развивающемся направлении «позитивная психология». Одни исследователи считают родоначальником этого направления Эмиля Куэ, показавшего эффективность самовнушения, другие ссылаются на Огюста Конта, использовавшего «позитивность» не только как собственно научный принцип, но и как нравственный идеал. Можно также вспомнить труды Нормана Винсента Пила о «позитивном мышлении», некоторые относят к родоначальникам даже Л. С. Выготского и его культурно-историческую психологию (Шапиро, 2005). Фундаментальной установкой современной позитивной психологии и ее лидеров (М. Селигман, И. Бонивелл, М. Чиксентмихайи) является позитивный потенциал человека, а целью – обеспечение оптимального функционирования, ведущего к благополучному существованию и расцвету личностных и творческих способностей. Противопоставляясь негативу неврозов, аномалий и дефектов, позитивная психология главный фокус внимания сосредотачивает на созидающих, сильных сторонах личности – «позитивных качествах» (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000, p.5), актуализации «реальных ресурсов» (Seligman, 2002), «позитивных черт и добродетелей» (Seligman, 2003), формированию «счастливой и благополучной жизни» (Seligman, 2011). Этим, безусловно, не исчерпывается круг проблем, стоящих перед позитивной психологией, однако их перечисление позволяет увидеть масштаб поставленных задач. Возможно, именно с этим размахом, а также нарастанием интереса в обществе к «позитивным» аспектам жизни связана невероятная популярность, можно сказать, взрыв интереса к этому направлению.

Как уже было отмечено выше, в сознании современного человека сформирован, нормирован желаемый образ – быть творческим, счастливым, энергичным, общительным, успешным, эффективным, здоровым. Мы сознательно перечислили атрибуты «позитивного» образа жизни так же бессистемно и спутано, как они представлены в сознании многих людей. Но очевидна необходимость более внятного и точного разведения уровней и задач. Эту проблему осознают и представители позитивного направления, разрабатывая в последнее время метапсихологический уровень исследуемых проблем (Linley et al., 2006). Очевидно, что такие понятия, как «счастье» и «успешность», «творчество» и «эффективность», не рядоположны. Они, безусловно, желанны и необходимы любому нормальному человеку, однако служат разным целям и решают разные смысловые задачи личности.

Не умаляя значимости оптимистического, позитивного взгляда на жизнь и порождаемого им жизненного ресурса, все же выделим некий инструментальный пласт, представленный такими понятиями, как «успешность», «уверенность в себе», «эффективность», «коммуникативность», «оптимизм», которые действительно зависят от умения человека настроиться на позитивный лад, сфокусировать внимание на положительных аспектах деятельности, на своих собственных способностях и возможностях в противовес пессимистическому взгляду на себя и действительность. Доказательств эффективности такого подхода не требуется, он говорит сам за себя, как в практической деятельности, так и в психотерапевтической практике, уже не говоря о простой обыденной жизни, в которой стакан наполовину полный значительно лучше, чем стакан наполовину пустой.

Однако стоит особо выделить высшие, экзистенциальные понятия – такие, как «счастье», «мудрость», «духовность», «любовь», которые также рассматриваются в рамках «позитивного» мировоззрения, и предполагается, что определенные усилия и «позитивный» фокус внимания обеспечивают движение в сторону развития этих состояний. Но что есть эти состояния? Уместно ли утверждать, что они субъективно переживаются как сугубо «позитивные»? Или все же в них присутствует «негативный» компонент?

В последние годы позитивные психологи постепенно разворачиваются в сторону поиска «позитивного ресурса», содержащегося в негативных состояниях (King, 2011). Хотелось бы подчеркнуть, что, соприкасаясь с экзистенциальными переживаниями, нам вряд ли удастся их расчленить на «позитивные» и «негативные» составляющие. Скорее можно сказать, что эти сложные чувства выражают глубинную антиномичность жизни, не разложимую на хорошие и плохие части. Можно взять самый простой пример: любовь родителя к ребенку. Сколько в ней присутствует безусловной радости, счастья, любви от соприкосновения с реальностью жизни и развития малыша. Но сколько тревоги при мысли о его будущем, сколько грусти в осознании того, что рано или поздно придется отпустить повзрослевшего ребенка в мир, где закончится власть родителей, а их любовь не сможет уберечь его от возможных бед и испытаний. Что остается? Строго говоря, можно выделить две стратегии. Одна состоит в определенном уходе от негативной части переживания. Это вполне понятно с психологической точки зрения: негативные аспекты эмоционально задевают, тревожат нас, причиняют боль, лишают покоя. Человек пытается справиться с нарастающим напряжением, отсекая эту негативную часть, и, как скажет любой практический психолог, – вытесняет негативные аспекты переживания в бессознательную область психики. Сознание же его удерживает некую усеченную картину реальности, редуцируя эмоциональное напряжение до приемлемого уровня, однако полностью нейтрализовать негативные компоненты невозможно. И тогда человек переносит фокус внимания «во вне», наполняет свою жизнь и жизнь своей семьи многочисленными внешними атрибутами, фиксируя внимание на позитивных аспектах, осуществляя при этом титанические усилия по созданию иллюзии счастья и благоденствия. Причем его уверенность в этом будет эквивалентна положенным в основание данного воздушного замка усилиям. Стоит ли подробно останавливаться на том, что известно любому практику – такая стратегия может привести человека в лучшем случае в кабинет психотерапевта, в худшем – толкнуть в депрессию, невроз, психосоматические расстройства и так далее.

Другая стратегия состоит в принятии полноты отношений, в которых, кроме радости любви, счастья соприсутствия, готовности жертвы, будет и горечь потери, и страх расставания, и боль забвения. Речь идет о полном контакте со всеми гранями, аспектами переживания, как позитивными, приятными, осознаваемыми, так и с негативными, часто вытесненными, эмоционально тяжелыми. Такая позиция требует от человека серьезных личностных усилий, причем не разовых, однократных, а постоянных, перманентных. Внутреннее напряжение, с которым сталкивается человек на этом пути и которое он учится выдерживать, является условием формирования осознанных отношений с действительностью, условием развития личности человека, открытой и способной к переживанию счастья, любви, мудрости и других экзистенциальных состояний.

Способность и готовность соприкосновения со всей полнотой внутренней и внешней жизни оказывают серьезное влияние и на социальные, инструментальные аспекты позитивного мировоззрения, такие, как коммуникативность, успешность и так далее. Однако причинно-следственные связи здесь отнюдь не просты. Практические психологи, например, достаточно часто наблюдают такой феномен: социально успешный, профессионально востребованный, коммуникативно компетентный человек, имеющий джентльменский набор того, что может предложить современная цивилизация и живущий вполне благополучной жизнью, может часто субъективно чувствовать себя несчастным, потерянным, ненужным, одиноким. Но эти чувства глубоко сокрыты, спрятаны за фасадом внешней успешности и только в очень интимной, доверительной ситуации могут быть вербализованы. И наоборот, при довольно объективно сложных, порой тяжелых ситуациях человек может чувствовать себя субъективно счастливым, живущим полной, осмысленной жизнью, и в общении с ним можно видеть, насколько его внутренние отношения с самим собой глубоко отрефлексированы и честны. Иными словами, можно сказать, что определяющим качество и полноту соприкосновения с жизнью является уровень осознанного взаимодействия личности с внутренней реальностью, способность взаимодействовать со всем комплексом собственных переживаний, не превращая позитивные аспекты в самоцель. Здесь стоит вспомнить глубокое замечание Б. Вышеславцева, который говорил о том, что «функция восприятия реальности в ее полноте, воздействия на эту реальность, самозащиты от нее есть функция, требующая наибольшего психического напряжения, самая ценная и самая трудная функция сознания», а невроз называл «потерей соприкосновения с реальностью», «пребыванием в иллюзии» (Вышеславцев, 1926).

Еще раз оговоримся, что фиксирование на позитивных состояниях, формирующее «позитивное» взаимодействие с миром, само по себе не является чем-то отрицательным. Нет, казалось бы, ничего плохого в том, что человек сознательно направляет свои мысли в сторону позитива, совершая тем самым определенный волевой акт в отношении собственной ментальности, поворачивая ее, как руль, все время в позитивном направлении. Но если взять эту метафору за основу, то корабль, руль которого все время поворачивают в одну и ту же сторону, будет плыть по кругу, все время вращаясь вокруг одной и той же точки. Точка же эта – удержание собственного комфорта как знака позитивного состояния. Однако повторимся, человек периодически сталкивается с такими чувствами, как тоска, тревога, гнев, одиночество, страх, которые пытаются сообщить нашему сознанию что-то важное про нас самих. Но как мы можем оценить смысл «негативного» послания бессознательного, не вступая с ним в тесный контакт? Как мы можем распознать смысл этого послания, если мы блокируем всякое взаимодействие с ним? Безусловно, возвращаясь к метафоре «корабля», поворот руля в одну сторону – это часто возможность удержаться на плаву, когда идет слишком большой крен в сторону негативных обстоятельств. Тогда это адекватный и эффективный способ саморегуляции, необходимой человеку в трудной жизненной ситуации в качестве оказания помощи и поддержки самому себе. Однако не стоит забывать, что негативные переживания могут быть важнейшими показателями, индикаторами движения, и если корабль начинает серьезно отходить от курса, негативные переживания тревожат нас, сообщая тем самым о случившемся отклонении маршрута, рассогласовании «сущего» и «должного».

Но куда, собственно, корабль держит свой путь? Очевидно, что путеводной звездой являются наши предельные смыслы, ценности, экзистенциальные и духовные выборы. Именно они определяют курс, именно к ним мы движемся, уравновешивая свои ментальные и чувственные траектории. Еще раз повторимся, что условием верного движения является открытый и осознанный диалог с самим собой, определяющий качество и полноту соприкосновения с действительностью.

Здесь уместно вспомнить некоторые упреки, которые позитивные психологи предъявляли своим гуманистическим предшественникам.

Одним из главных является упрек в излишнем человекоцентризме, сосредоточении на человеческом «Я», присущем клиентцентированному подходу гуманистической психологии, что, с точки зрения позитивных психологов, ведет к повышению эгоцентричности человека. Эта центрация на самом себе противоречит общественной пользе и коллективному благополучию (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000, p. 7). Не втягиваясь в полемику о соотношении индивида и общества, личности и социальной системы, тем не менее, затронем важный аспект, напрямую относящийся к рассматриваемой теме.

В своей книге «Век толпы» С. Московичи высказывает следующую идею, обобщающую многие современные исследования проблемы соотношения личности, массы и общества: мир вступил в эпоху массового общества, в котором человек все более унифицируется, обретая общие для человека-массы черты (Московичи, 1998). Постепенно, но очевидно происходит порабощение индивидуальной души коллективной. Разум, при иных обстоятельствах позволяющий человеку осознавать происходящее, утрачивает свою основную функцию, обезличиваясь и играя все более вспомогательную роль. (Русскому изданию этой книги предпослана статья А. Брушлинского, в которой показывается значение этой работы для социальной психологии, ее связь с русской психологической мыслью (Хевеши, 2000).

В работах ряда известных авторов, таких, как Э. Фромм, Р. Гвардини, Х. Арендт, Э. Каннетти и других, посвященных той же теме, все более отчетливо звучит мысль о том, что человек в современном обществе деперсонализируется, отчуждается от своей человеческой сущности. На фоне улучшения материального благосостояния масс, ускорения прогресса, развития внешних признаков цивилизации внутренний мир человека движется в сторону духовной деградации. «Омассовление» предполагает включение все большего числа людей в однотипные потребительские, информационные, культурные процессы, неизбежно порождающие однотипные уклады, стили жизни, нормы и ценности.

Современная жизнь по мере усложнения экономических, политических, социальных и других процессов становится все более трудной для понимания, и человек массы, сталкиваясь с нарастающей противоречивостью реальности, идет по пути ее упрощения, выстраивая усредненные модели, приближенные к привычным шаблонам и стандартам. Такая инфантильная потребность в упрощении, страх столкновения с усложняющейся реальностью, желание делегировать ответственность за принятие решений кому-то другому открывают ворота невиданному ранее манипулированию сознанием. Д. Рисмен в своей книге «Одинокая толпа» показывает, что у человека опутанного, стреноженного всевозможными манипуляциями, атрофируется сама потребность в личностной и социальной активности (Руткевич, 1993). Такой массовый отказ от самих себя, внутреннее согласие и даже готовность к унификации меняют само представление о личности. Р. Гвардини в «Конце Нового света» подчеркивает, что автономия субъекта теряет свою прежнюю значимость, а личность все сильнее оттесняется человеком массы. Уже бессмысленно говорить о личности и субъективности в прежнем смысле слова. Постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности сферы «личного». Понятие «личность» все чаще заменяется понятием «лицо», «персона», но хотя бы это более скромное и простое понятие должно быть «…сохранено в каждом человеческом индивиде… Утверждать такую единственность и отстаивать ее – не прихоть, не привилегия, а верность кардинальному человеческому долгу. Здесь человек вооружается против опасности, угрожающей ему со стороны массы и со стороны системы, чтобы спасти то последнее, самое малое, что только позволяет ему оставаться человеком» (Феномен человека, 1993, с. 267). Потрясающе выразительный образ человека массы дает Э. Каннети в своем романе «Ослепление»: «Они действуют, но не знают, что творят; у них есть привычки, но они не знают, что их породило; они всю жизнь движутся и все же не знают пути, таковы они, люди массы» (Канетти, 1990).

Не достаточно ли аргументов, ратующих за то, что акцент на личности, на индивидуальности – это не каприз центрированных на индивиде, эгоцентрически мыслящих исследователей, а сущностная необходимость, условие выживания человека во все более порабощающей его общественной системе? В этом плане, на наш взгляд, крайне ценны идеи К. Г. Юнга, нашедшие отражение во многих его работах, особенно в книге «Нераскрытая самость» (Юнг, 1997). Процесс движения к самому себе и возможность жить полной жизнью Юнг связывал с максимальным расширением сознания человека в сторону взаимодействия со своим бессознательным. Напомним, что этот процесс, названный «индивидуацией», связан с «развитием психологического индивидуума как отдельного существа, выбивающегося из стандартов всеобщей коллективной психики. Поэтому индивидуация – это процесс дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной личности» (Вер, 1998, с.54). Иными словами, человек перестает подчиняться коллективным нормам, развивается как индивидуальная личность, обретает свою целостность или, по Юнгу, встает на «путь к себе», к своему «самоосуществлению» лишь тогда, когда осуществляется осознанное взаимодействие между сознанием и бессознательным человека. Правда, эти отношения a priori конфликтны, к тому же человек склонен игнорировать те сферы бессознательного, которые усугубляют этот конфликт, однако удерживаемое напряжение и активный диалог сознательных и бессознательных уровней психики являются условиями движения к другому уровню самосознания, к целостности. Юнг называл это соединение сознания и бессознательного трансцендентной функцией человеческого бытия (Юнг, 1997).

Однако процессу индивидуации противостоит как общество, так и само эго-сознание человека. Общество заинтересованно, как уже говорилось, не в индивидуальности, а в функции, в превращении человека в статистическую реальность. Повышение уровня жизни и благосостояние общества предпочитается нравственной и интеллектуальной дифференциации индивида, цель и смысл индивидуальной жизни (единственно реальной, по мнению Юнга) замещаются идеей развития государства. В результате происходит замещение подлинной индивидуальной жизни жизнью и интересами общества, во главу угла помещается не индивид, а государство, как принцип реальности (Юнг, 1998). С другой стороны, развитие эго-сознания, которое, по сути, представляет лишь малую часть человеческой психики, также уводит человека в сторону от собственной индивидуальности, все больше опираясь на внешние, атрибутивные стороны жизни, создающие иллюзию благополучия. Тому виной игнорирование бессознательного, иррационального мира; отказ от процесса самопознания, поиска подлинных причин и корней происходящего; уход от трансцендентной сферы, выстраивания осознанных отношений между эго-сознанием и бессознательным. Прогресс и развитие цивилизации, считал Юнг, взаимодействуют лишь с эго-сознанием, но не влияют на процесс самопознания. В результате душа остается неразвитой, архаической, как в древности, и, как в древности, она беззащитна перед коллективными влияниями (Юнг, 1998). Однако, в отличие от древнего человека, ищущего укрытия от внешних опасностей, современный человек ищет укрытия от опасностей внутренних, то есть опасностей, исходящих из его собственного, неосознаваемого, внутреннего мира. Он бежит от собственной индивидуальности, становясь частью системы, частью толпы.

Ответ на вопрос противостояния сознательного и бессознательного уровней психики, способствующего потере внутренних опор, повышению уязвимости и управляемости человека, лежит для Юнга в сфере ответственности. Чем менее организован индивид, чем меньше он осознает самого себя, свой внутренний мир, тем в большей степени он подвластен влиянию толпы. Иными словами, человек, взгляд которого обращен во внешний мир, ничего не может противопоставить давлению системы. Ему все труднее составить мнение о самом себе. В результате он снимает ответственность за свою жизнь и свои действия с себя и передает их обществу, системе. Таким образом, человек все более превращается в функцию общества, а общество становится узурпатором индивидуальной жизни, хотя, по сути, само является всего лишь «абстрактной идеей» (Юнг, 1998).

Единственный способ преодоления этого конфликта Юнг видел в упорядочении и синтезе сферы сознания и сферы бессознательного, «субъективизма осознающего разума и объективизма бессознательного, проявляющегося в форме чувств, эмоций, импульсов, которые человек не осознает, но является объектом их вторжения» (там же, с.103). Через это взаимодействие человек в состоянии выйти к той уверенности в собственной способности к правильным суждениям, решениям, действиям, которая позволит освободиться от давления любой системы. Более того, этот процесс благотворно влияет и на межличностные отношения. Игнорирование бессознательных, положительных и отрицательных иррациональных сил в самом себе приводит к проекции зла в другого. Человек не отрицает «ужасные вещи», но их всегда осуществляют другие. Страх и нежелание встречи с собственным злом, перенос его во вне освобождает совесть человека, уводя от личной ответственности. «Ничто не оказывает такого сильного разъединяющего и отчуждающего воздействия, как нравственное благодушие и отсутствие ответственности; ничто так не способствует пониманию, как взаимное устранение проекций», — говорил Юнг (там же, с.110). Таким образом, только понимание как собственного «зла», так и собственного «добра», то есть понимание всей полноты, противоречивости, антиномичности своего внутреннего мира позволяет снять пелену с глаз и увидеть другого не отражением или продолжением себя, а иной, автономной, ценной личностью. Юнг считал, что только такие межличностные отношения могут привести к реальным фундаментальным переменам, происходящим в индивидах, лишь они, а не коллективные процессы, задевают внутреннего человека (Юнг, 2001).

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно заключить следующее – благодаря внутреннему диалогу сознательного уровня психики с глубинными импульсами бессознательного, часто субъективно переживаемыми как «негативные» чувства, человек встает на путь познания себя, осознания своих подлинных мотивов, открытия глубинных смыслов своей жизни, то есть обеспечивает личностный рост. Благодаря этому личность обретает целостность, становясь более устойчивой к влиянию системных процессов. Но где же в этой вполне достойной любого человека картине, в которой на первый план выступают такие понятия, как «личность», «совесть», «ответственность», мы можем найти место счастью, к которому стремится каждый человек?

Вспомним, что сама по себе идея счастья в европейском сознании связана с христианским мировоззрением, христианской антропологией. В христианской картине мира счастье было связано с Богом, с упованием, надеждой на спасение души. Жизнь при этом воспринималась как долгий путь, в котором противоборство с бедами и испытаниями учило стойкости и смирению. Счастье вплеталось в бытие как яркое переживание, как награда и дар – в противовес современной идее счастья как нормы и товара. Идея антиномического соединения страдания и счастья, обреченности и надежды, жизни и смерти, идея противоречивости бытия блестяще отражена в работе Б. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». С точки зрения Вышеславцева, антиномичность жизни, невозможность разрешения ее противоречий всегда будут порождать ощущение трагичности и поиска счастья не «здесь и теперь», а «там и тогда». Понятие «счастья» и «гармонии» всегда трансцендентны и связаны с Царствием Божьим, где все трагические противоречия жизни найдут свое чудесное разрешение в Боге посредством их совпадения, где, наконец, произойдет победа добра надо злом, жизни над смертью (Вышеславцев, 1994, с. 230).

Современная попытка редуцировать фундаментальные вопросы бытия, стремящаяся приспособить экзистенциальные, глубинные, личностные смыслы под запросы текущего времени, приводит к тому, что в результате понятия счастья, удовлетворенности собственной жизнью оказываются все дальше от религиозного мировоззрения, с которым когда-то были плотно связаны. Счастье постепенно начинает восприниматься как желаемая и искомая норма жизни. Современное общество и вовсе назначает его обязанностью, постулируя следующий девиз: «Если ты не счастлив, значит, твоя жизнь не удалась».

Закончить эту статью все же хочется прекрасными словами протопресвитера Александра Шмемана из его бесед на Новый год, когда мы всем и самим себе желаем полноты счастья:

«Коренная ложь нашего времени, то есть управляющих им теорий и идеологий, в безоговорочном отождествлении счастья с тем, что извне и снизу. И вот затуманилось, исчезло, испарилось счастье, и началось возрастание ненависти, зла, страдания. Ибо то, что мы называем таинственным и светлым словом «счастье», всегда изнутри и свыше, но не наоборот. Именно в сведении счастья к земному, материальному и в пределе – животному свершилась измена счастью. Ибо измена ему есть измена самой сущности человека, неистребимому в нем зову. Зову к подлинному счастью, к встрече на последней глубине, на последней высоте с той истиной, с тем добром и той красотой, без которых не может жить человек и которые составляют Жизнь самой жизни – то, ради чего дана она нам, ради чего существуют и духовная свобода, и все земные блага» (Шмеман, 2009).

Литература:

1. Вер Г. Карл Густав Юнг, 1998.

2. Вышеславцев Б. Религиозно-аскетическое значение невроза. Ж-л «Путь» № 5, 10.11.1926.

3. Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. М., Изд-во «Республика», 1994.

4. Московичи С. Век толпы. М., 1998.

5. Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д. Рисмена. Ж-л «Социологические исследования», 1993. № 3. с. 118-121.

6. Феномен человека: Антология. М., 1993.

7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.

8. Хевеши М.А., Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. М., 2000.

9. Шапиро А.С. Современная позитивная психология: дискуссии,

историко-научные и культурно-исторические предпосылки. Ж-л «Вопросы психологии», 2005, № 3, с. 10-21.

10. Шмеман А. Протопресвитер. С новым годом! Беседы на Новый год. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. с. 16-17.

11. Юнг К.Г. Нераскрытая самость // Синхронистичность. М., 1997.

12. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998. Юнг К.Г. Психология и религия. Киев, 2001.

15. Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive Psychology: An introduction // American Psyhologist. 2000, 55. 1. p.5-14.

Проблема веры в чудо (Аргументы ЕГЭ)

Чудеса в жизни человека встречаются обычно в детстве. С нами связаны мечты и надежды. Недаром первые книги в жизни человека — сказки. Вместе с ними приходит детство. Но всегда ли эта вера в доброго волшебника приносит ребенку счастье?

Ответ на этот вопрос пытается найти И.Затежинский, автор предложенного текста, где поставлена проблема роли чуда в жизни человека.

Безусловно, вера в чудо является неотъемлемой частью жизни. Ярким примером является героиня сказки А.Грина «Алые паруса» Ассоль. Над девочкой часто смеялись за то, что она была мечтательницей. Ассоль верила, что к ней приплывет юноша на корабле с алыми парусами. И только благодаря вере в чудо мечта девушки осуществилась.

На память приходят строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Моя душа…

«. Стремясь к гармонии своей души со всеми обольщениями света, он искал выход из того мира, который ему был ненавистен.

На жизненном пути человек может столкнуться с непреодолимыми препятствиями, но верить в чудо нужно.

Таким образом, проблема, поднятая автором, актуальна. Доказательством тому является жизнь и литература.

Все мы верим в чудо. Кто-то – истово молясь. Кто-то – по-детски наивно. А кто-то делает вид, что не верит, но все же верит в глубине души, скрывая эту «странность» за прагматизмом и скепсисом. Герои лучших книг о вере в чудо стремились к нему, надеялись на него, одни уповали на судьбу, другие прилагали неимоверные усилия, но главное – никто из них не сдался. Хотя ведь чудо каждый понимает по-своему! Для иных это исцеление от тяжелого недуга, для других – небывалый карьерный рост и прибыль. Но кому-то достаточно и радуги после дождя. Вот наш топ-10 лучших книг о вере в чудо.

Куриный бульон для души: только правдивые истории

Эми Ньюмарк собрала в своей книге «Куриный бульон для души: 101 история о чудесах» только реальные истории. В некоторые очень трудно поверить, но герои всех этих очерков боролись с судьбой, болезнью, невзгодами, бедами, потерями, однако вышли из «поединков» с честью. Многие прочитавшие этот сборник утверждают, что он вдохновляет и является отличным «лекарством» для отчаявшихся, думающих, что черная полоса никогда не сменится на белую. Хотите быть оптимистами? Желаете поверить в чудо? Найдите бестселлер Эми Ньюмар, вышедший у нас в 2017-м году!

А, может быть, для их любви весь этот мир придуман?

Уроженка Ямайки Никола Юн издала всего несколько романов, а у нее уже такой солидный «запас» литературных наград и номинаций! Писательница считает себя законченным романтиком и безоговорочно верит в любовь. Это она и старается донести до своих читателей. Книга Юн «Весь этот мир» рассказывает о девушке Мэдди, которая страдает редким психическим недугом, который не позволяет ей общаться с внешним миром и навсегда запер затворницу в квартире. У Мэдди минимальный круг общения: мать и медсестра, присматривающая за больной. Однажды героиня увидит в окно симпатичного парня и влюбится. А вдруг любовь способна сотворить чудо и излечить Мэдди? Роман был экранизирован и вышел в 2017-м году, роль Мэдди исполнила Аманлда Стенберг (Рута из «Голодных игр»), а парня Олли – Ник Робинсон.

Провидение: судьба играет человеком…

О вере в чудо и обретенном шансе на счастье говорит с читателями француженка Валери Тонг Куонг, писательница и музыкант, подарившая нам встречу с персонажами книги «Провидение». В 2008-м году на родине автора он признан лучшим романом года. Герои Тонг очень разные: неизлечимо больной архитектор, стареющий продюсер, женщина, которая боится потерять работу (ей детей кормить надо), и темнокожая юристка – но их судьбы окажутся переплетены. Кто-то на небесах явно благоволит этим людям и поможет им разобраться в себе и своих проблемах. Главное – верить!

Просто вместе просто не бывает

Другая французская писательница, Анна Гавальда, давно завоевала авторитет и у себя в стране (где ее мигом окрестили «новой Франсуазой Саган»), и в мире. Ее романы признаны бестселлерами, но все же самым лучшим многие считают книгу «Просто вместе». Неприкаянная девушка Камилла, обладающая художественным даром, гробит себя на тяжелой работе: убирает бесконечные офисы большой фирмы. Повар Франк злится на весь мир, потому что вынужден стоять днями у раскаленной плиты, а потом нестись к бабуле в дом престарелых (старушка не может обслуживать себя сама). Филибер, почти нищий аристократ с душой поэта, но неказистый и заикающийся, прозябает в слишком просторной квартире – семейной ценности, дорогой недвижимости, которую могут продать в любой момент. Именно эта квартира объединит героев и, пройдя через непонимание и конфликты, уверовав в себя (и немного –в чудо), они станут счастливыми. Есть неплохая киноадаптация романа с Одри Тоту и Гийомом Кане.

Возвращение Сэмюэля Лейка в родные пенаты

Если ты – священник, которого оставили без работы, но у тебя есть долг, семья и дети, ты не должен утратить веру. Сэм Лейк не позволил себя отчаяться, хотя переезд на новое место (вернее, на родину жены) дался семейству с трудом. Зато отпрыски счастливы: им можно резвиться на старой ферме деда и бабушки, не задумываясь – что скажут соседи (оказывается, быть детьми священнослужителя – не так-то просто). Больше всего внимания в романе Дженни Вингфилд «Возвращение Сэмюэля Лейка» уделено дочери героя Сван. Именно ее глазами мы будем смотреть на летний безмятежный полдень, переживать вместе с девочкой утраты, которые не восполнить. Однако свет не может навечно уступить тьме. Так что Сван не утратит веры в чудо (и в доброе начало в людях). Прозу Вингфилд сравнивают с романом Харпер Ли «Убить пересмешника», и не зря: это тоже замечательное произведение о жизни южан.

12 лет рабства Соломона Нортапа

В 2017-м году компания «ЭКСМО» переиздала роман Соломона Нортапа «12 лет рабства». Это очень старая книга, впервые увидевшая свет в 1853-м году и заставившая американцев пересмотреть отношение к работорговле и рабству в целом. Говорят, что «12 лет рабства» наряду с «Хижиной дяди Тома», повлияв на настроения в обществе, заставили северные штаты начать гражданскую войну. Когда у похищенного злодеями свободного темнокожего северянина Соломона не осталось сил, и почти исчерпалась надежда на спасение, вера в чудо помогла ему выжить у жестокого рабовладельца. Чудо пришло в виде простого работяги, который спас Нортопа. Вам прекрасно известно, что книга была экранизирована и стала лучшим фильмом года, завоевав «Оскар».

Между нами горы, а под нами – пропасть

А вот кино «Между нами горы» нам еще предстоит оценить – его премьера осени 2017-го. Синопсис и главные звезды картины – британцы Идрис Эльба и Кейт Уинслет – обещают нам нерядовое зрелище. Кино основано на одноименном романе Мартина Чарльза, правда, героиня Эшли переименована в Алекс, но разве это главное? Сюжет остался прежним: двое незнакомцев, спешащие – один по делам службы (он врач), другая – на свою свадьбу, пользуются услугами частного самолета (обычные рейсы задерживаются). Они еще не знают, что не долетят до пункта назначения: самолет разобьется в горах, а пассажиры будут блуждать по заснеженным горным тропам в надежде на спасение и с верой в чудо.

Удивительный волшебник из Страны Оз исполнит ваши желания…

Практически во всех сказках происходят чудеса, а как иначе? Поэтому дети и обожают сказочные приключения, и верят в них: волшебные палочки много чего решают! Героиня всемирно известной сказки Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из Страны Оз» Дороти просто обязана поверить в чудо и в существование таинственного чародея – иначе она никогда не вернется домой! Мало того, девочка не хочет подвести ни собственного пса Тото, ни новых знакомых, которых она встретила на дороге из желтого кирпича (Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва). У каждого из путников есть своя заветная мечта. И хотя они верят в чудеса и в Оза (на самом деле он мошенник, прячущийся за разными образами), главное чудо – сами герои, их смелость и крепкая дружба. По мотивам книги Баума было снято немало фильмов, сериалов и мультфильмов, самый знаменитый который (с Джуди Гарлэнд) стал оскароносным.

Гарри Поттер и философский камень: первое путешествие в Хогвартс

Многие были в восторге от нового блокбастера «Фантастические твари и где они обитают», но не стоит забывать: приключения волшебника-зоолога Скамандера родились как спин-офф «поттерианы». А началось все с романа Дж. К. Роулинг (иными словами – Джоан Роулинг) «Гарри Поттер и философский камень», которое мать-одиночка долго пыталась пристроить в разные издательства. То, что книгу опубликовали – чудо, что она была издана миллионными тиражами – чудо, что родилось шесть продолжений – чудо. Да и сам роман буквально нашпигован чудесами, хотя сирота Гарри не верил ни в какие чудеса, прозябая у злых тетки и дяди, пока не попал в школу чародейства Хогвартс. Юные студенты не просто верят в чудеса, они – чудесных дел мастера!

Алые паруса: ты тоже можешь творить чудеса!

Самой известной книгой о вере в чудо остается скромная, не способная похвастаться сотнями страниц и сиквелами, повесть русского классика Александра Грина «Алые паруса». История о бесхитростной провинциальной девчонке Ассоль, над которой многие горожане потешаются, трогает до слез даже при втором, третьем и десятом прочтении. Еще будучи малышкой, Ассоль, оставшаяся без матери, встретила бродячего сказочника – тот посулил, что когда-нибудь в городе произойдет чудо: за героиней явится прекрасный юноша на корабле с алыми парусами. Ну, разве не наивность: простаивать часами на берегу, высматривая несуществующий бриг? Однако случилось «обыкновенное чудо»: о девушке узнал капитан Артур Грей, который захотел осчастливить бедняжку. Всего-то и понадобилось – найти шелк на паруса нужного оттенка. Грин показал, как можно творить чудеса своими руками, поэтому его «повесть-феерия» до сих пор не забыта.

ТОП 10 лучших книг о чудесах

Случалось ли Вам чувствовать, что жизнь пошла под откос, что тяжело решить проблемы, ответить на множество накопившихся вопросов? Каждый человек хоть раз в жизни опускал руки, не зная, где найти в себе силы. В такие моменты мы забываем про главный источник вдохновения и красоты окружающего мира – книги. За вечной работой и делами люди совершенно перестают читать. А ведь что может лучше поднять настроение и поверить в сказку, как не книги о чудесах, которые помогают оставаться детьми всегда?

Вашему вниманию будет предоставлено топ 10 лучших книг о чудесах, которые мы смогли найти в просторах художественной литературы.

Макс Фрай «Жалобная книга»

Произведение действительно достойно прочтения. Волшебная книга о мистических существах — накхах. Они могут прожить жизнь любого, кто будет жаловаться, и ругать судьбу. Существа не убивают людей, они лишь превращают их чувства в мысли. Человек, жизнь которого оказывается в руках у накха, больше не может чувствовать, он может только подумать об этом чувстве.

В книге показана красивая любовь двух людей, она заставляет любить жизнь, наслаждаться каждым моментом, проведенным рядом с родными.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Александра Поттер «Мечтай осторожнее»

«Мечтай осторожнее» — современная сказка, повествующая о наших мечтах, как самых больших и важных, так и о незначительных. Все мы о чем-то мечтаем и гневаемся на судьбу, когда мечты не становятся реальностью. Но что, если все наши желания станут воплощаться в жизнь при одной мысли о них? Ведь много наших желаний очень опасны даже для нас самих. И всё-таки, не все мечты созданы для того, чтобы сбыться.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Грейс Макклин «Самая прекрасная земля на свете»

Удивительная книга, отправляющая своего читателя в путешествие по миру фантастики. Она возвращает в детство и заставляет поверить даже в самое невероятное волшебство. Книга, в которой существует придуманный мир, помогающий спрятаться от окружающих проблем. Сильная вера в фантастический мир, воплощает его в реальность. Но нужно понимать, что даже у выдуманных вселенных есть свои проблемы и невзгоды.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Ольга Лукас «Тринадцатая редакция. Напиток богов»

Увлекательная книга, рассказывающая о сказочном двухэтажном особняке, в котором работают люди, чья задача исполнять желания других. Найти этот дом невозможно, а посторонним вход строго запрещен. Особняк скрыт от посторонних глаз, ведь даже у людей, бескорыстно — исполняющих желания есть недоброжелатели и конкуренты.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Нелли Мартова «Маяк чудес»

Еще одна книга, которая изменила взгляды многих читателей. Произведение отличается умопомрачительным сюжетом и яркими персонажами.

Роман рассказывает о поисках «себя», своего истинного «я» и места в жизни. Это рассказ о том, как часто мы боимся перемен, даже тогда, когда, казалось бы, они неизбежны, как мы не верим в себя, и это мешает воплощению наших желаний.

Рассказ, который учит радоваться даже мелочами. О том, как порой мы пытаемся бороться со своей памятью, пытаясь забыть трудные времена и людей, причинивших нам боль. Однако, роман напоминает, что даже в такие моменты всегда бывает что-то нечто прекрасное, что дает нам силы жить. Произведение, заставляющее посмотреть на жизнь с лучшей стороны не должно остаться без внимания.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Ирвин Уоллес «Чудо»

Произведение затрагивает религиозную тематику, вопрос Веры в Божественное чудо и поиск истинного смысла жизни. Автор не навязывает своего мнения, а даже наоборот — никак его не высказывает. Каждый читатель найдет свои ответы на волнующие его вопросы. Читается эта книга очень легко и приятно, помогает восстановить душевное равновесие.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Елена Минькина «Утро бабочки»

Произведение о человеческой любви, о надежде и глубокой вере. О том, какую цену часто приходиться платить за собственные выборы. Многие ситуации в книге напомнят читателю о его жизни. Рассказ раскрывает всю глубину человеческих отношений. Поистине мистический, он поможет ответить читателю на вопросы, которые, возможно, волновали его долгое время.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Гэри Дженнингс «Путешественник»

Книга полна достоверных исторических фактов, позволяет читателю узнать много нового. Роман был написан с целью повествования о тех захватывающих вещах, что не поведал миру Марко Поло. Захватывающий рассказ окунет читателя в свой мир «с головой».

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Флэгг Фенни «Рождество и красный кардинал»

Очень добрая и светлая книга. Здесь персонажи находят свою настоящую любовь, вылечиваются от смертельных болезней. Волшебная, рождественская сказка, заставляющая поверить в настоящие чудеса. Повесть Фенни дает читателю настоящую веру в волшебство, которой так не хватает накануне рождественских праздников. Конечно, если закрыть книгу, скинуть пелену и посмотреть на окружающий нас мир, все будет казаться не таким сказочным. Но зачем просыпаться, когда видишь такой прекрасный сон?

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»

Последняя книга в нашем списке, от которой просто невозможно оторваться. Английский роман, с присутствующими в нем семейными тайнами. Произведение объединяет в себе любовь, секреты и невероятные приключения героев.

Купить бумажную версию книги на Лабиринт

Прочитав хотя бы одну книгу, Вы гарантированно вернетесь в детство, почувствуете легкость и нотки надежды и веры в себя. Книги — это прекрасно! Читайте, вдохновляйтесь, и жизнь будет состоять только из радостных моментов!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *