Вероисповедание православный

Что такое Православная Церковь?

Почти две тысячи лет тому назад Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и основал через Своих апостолов и учеников Церковь для спасения человека. В дальнейшем апостолы распространили Церковь и ее учение по всему миру; они основали ряд поместных Церквей, которые объединены верой, богоослужением, участием в таинствах Святой Церкви.

Церкви, основанные апостолами лично, включают патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Римский. Константинопольская Церковь была основана св.апостолом Андреем Первозванным, Александрийская – св.евангелистом Марком, Антиохийская – св.апостолом Павлом, Иерусалимская – свв.Павлом и Иаковым и Римская – свв.апостолами Петром и Павлом. В последующие годы, благодаря миссионерской деятельности первых Церквей, были созданы Церкви Синайская, Русская, Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская и другие.

Каждая из этих Церквей независима по своему управлению, но – за исключением Римской, которая окончательно отделилась от других в 1054 году, — все они связаны единством веры, учения, апостольского предания, таинств, богослужения. Все вместе они составляют Православную Церковь.

Учение Церкви зиждется на двух источниках: Священном Писании и Священном Предании, причем Священное Писание является составной частью Священного Предания и должно толковаться в его рамках. Как написано в Евангелии от Иоанна, «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Большая часть Христова учения, переданная апостолами в устной форме, дошла до нас через Священное Предание.

Слово «православие» является переводом греческого слова, которое буквально означает «правильное учение» или «правильное поклонение», так как происходит от двух слов «правильный» и «учение» или «поклонение», а также «слава». Поскольку еще в раннехристианские времена стали множиться ложные учения и толкования, угрожая чистоте и правильности церковного учения, к последнему вполне логично стало применяться определение «православное». Православная Церковь тщательно оберегает истину от всевозможных ошибок и отклонений, чтобы защитить свое стадо и правильно славить Христа, Чьим Телом она является.

В настоящее время преемниками ранней Церкви объявляет себя огромное количество религиозных группировок. Необходимо иметь критерий, при помощи которого можно было бы сравнить изначальную веру Церкви с учением, провозглашаемым этими группировками. Разумеется, мы все имеем право верить во что нам угодно. Но прежде чем сделать окончательный выбор, разумно выяснить, из чего можно выбирать.

Мы надеемся, что краткий обзор нашей веры поможет Вам ознакомиться с тем христианством, которое было заложено и проповедано апостолами Иисуса Христа. Это и есть тот критерий истинности, которым должно руководствоваться при выборе среди различных христианских доктрин.

БОГ ОТЕЦ есть Первоначало Святой Троицы. Священное Писание открывает нам Единого Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа, изначально обладающих одной Божественноой природой. От Отца рождается Сын «прежде всех веков», то есть прежде всякого времени (Пс. 2: 7; 2 Кор. 11: 31). От Отца же предвечно исходит Святой Дух (Ин.15: 26). Бог Отец все сотворил Сыном во Святом Духе (Быт.1,2; Ин 1: 3; Иов 33: 4). Отец любит нас и послал Своего Сына, чтобы даровать нам вечную жизнь (Ин. 3: 16).

ИИСУС ХРИСТОС – Второе Лицо Пресвятой Троицы; Бог Сын, предвечно рождаемый Отцом. Он стал человеком, и, таким образом, Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный человек. Его пришествие на землю было заранее предсказано пророками в Ветхом Завете. Поскольку Иисус Христос занимает центральное место в христианской вере, Православная Церковь уделяет Его Личности особое внимание.

Повторяя Никейский символ веры, православные христане утверждают свою веру в исторического Иисуса Христа в следующих словах: «Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшага с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и метрвым, Его же Царствию не будет конца».

СВЯТОЙ ДУХ – одно из Лиц Пресвятой Троицы, единосущное Отцу. Православные христиане исповедуют свою веру в Святого Духа в следующих словах: «Верую… в Духа Святаго, Господа Животворящеаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима…» Он был «обещан от Отца» (Деян. 1: 4) и затем послан Христом как дар Церкви, дабы последняя получила силу служить Богу (Деян. 1: 8); чтобы «излить любовь Божию в сердца наши» (Рим.5: 5) и сообщить нам духовные дары (1 Кор.12: 7-13) и добродетели (Гал.5: 22,23), необходимые для христианской жизни и свидетельства. Православные веруют в библейское обетование, что Святой Дух подается нам в таинстве миропомазания при крещении (Деян.2: 38). Мы должны возрастать в познании Святого Духа в течение всей нашей жизни.

ВОПЛОЩЕНИЕ оносится к пришествию Иисуса Христа во плоти. Извечный Сын Бога Отца принял на Себя человеческое естество. Он – единственное Божественное Лицо, обладающее всей полнотой Божественной природы, полученной Им от Бога Отца, и всей полнотой человеческой природы, заимствованной Им при Его пришествии на землю от Девы Марии. После воплощения Бог-Сын навсегда становится обладателем двух природ в одном Лице. Сын Божий, безграничный по Своему Божеству, добровольно наложил на Себя ограничение, восприняв человеческую плоть, пребывая в которой, Он испытал голод, жажду, усталость и, в конце, претерпел смерть. Воплощение – неотъемлемая часть христианства. В Новом Завете говорится: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин.4: 3). Своим воплощением Сын Божий искупил от грехов человеческое естество, и спасение стало доступно всякому, кто соединяется с Ним в Его прославленном человечестве.

ГРЕХ буквально означает «промах». Как пишет апостол Павел, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Мы грешим, когда искажем то доброе, что было даровано нам Богом, лишая себя того, что Он о нас замыслил. Наши грехи отделяют нас от Бога (Ис.59: 1-2), делаяя нас духовно мертвыми (Еф. 2: 1) Чтобы спасти нас, Сын Божий воспринял человеческую природу, и, будучи безгрешным, «осудил грех во плоти» (Рим. 8: 3). По своему милосердию, Бог прощает нам наши грехи, когда мы исповедуемся и отвращаемся от них, подавая нам силу преодолевать грех и побеждать зло в нашей жизни: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9)

СПАСЕНИЕ – Дар Божий, посредством которого люди освобождаются от греха и смерти, соединяются со Христом и приводятся в Его вечное Царство. Слышавшие проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы спрашивали, что им нужно сделать, чтобы спастись. Петр отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов: и получите дар Святого духа» (Деян. 2: 38).

Спасение начинается со следующих трех шагов:

  1. покаяние;
  2. принятие крещения;
  3. получение даров Святого Духа.

Покаяться означает изменить наш ум по сравнению с тем, чем мы были раньше, отвратиться от греха и вручить свою жизнь Христу. Принять крещение означает родиться заново, соединившись со Христом. Наконец, получить дар Святого Духа означает получить Самого Духа, Который дает нам возможность восстановить в себе образ Божий.

Для спасения необходима вера в Иисуса Христа. Люди не могут спастись своими добрым делами. Спасение – это «вера, действующая любовью». Это процесс, который должен длиться непрерывно всю нашу жизнь. Спасение уже совершилось в прошллом, поскольку мы спасены через смерть и Воскресение Христа. Оно совершается в настоящем, ибо мы спасаемся активным участием в жизни Церкви через веру в единении со Христом силою Святого Духа. Спасение нас еще ожидает в будущем, так как мы должны быть спасены при Втором Пришествии Иисуса Христа во славе.

КРЕЩЕНИЕ – это способ, посредством которого человек реально соединяется со Христом. Путь к спасению начинается в водах крещальной купели. Апостол Павел в Послании к Римлянам (6: 1-6) учит, что в крещении мы соединяемся со Христом подобием Его смерти и воскресения. В крещении прощаются все наши прошлые грехи и, соединившись со Христом, мы получаем силы жить обновленной, святой жизнью. В Православной Церкви крещение совершается полным погружением.

В наше время некоторые считают крещение лишь «внешним знаком» веры во Христа. Это мнение не имеет под собой ни исторического ни библейского основания. Другие сводят его к простому исполнению Христовых заповедей (см. Мф.28: 19-20). Третьи, полностью игнорируя Священное Писание, отвергают крещение как жизненный фактор, необходимый для спасения. Православие утверждает, что эти современные новомыслия обкрадывают искренних людей, лишая их важнейшего знания о том, что нам дает крещение: а именно, что в крещении мы соединяемся со Христом и становимся членами Его Церкви.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ – обретение новой жизни. Это способ, позволяющий войти в Царство Божие и Его Церковь. Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5). От самого своего основания Церковь учила, что под «водой» здесь подразумевается вода крещальная, а под «Духом» – Святой Дух. Новое рождение происходит с нами в крещальной воде, где мы погребаемся вместе со Христом и затем вместе с Ним воскресаем в обновление Его Воскресения, соединяясь с Ним в Его прославленном человечесстве (Деян.2: 28; Рим.6: 3-4). Идея второго рождения как религиозного опыта, не связанного с крещением, возникла сравнительно недавно и не имеет под собой библейского основания.

ОПРАВДАНИЕ — слово, которое употребляется в Священном Писании для выражения той истины, что мы прощены во Христе и на самом деле соделались праведными в нашей жизни. Оправдание не дается раз и навсегда, оно не дает гарантии вечного спасения и находится в зависимости от того, насколько греховной или праведной будет жизнь человека в последующем. Это ни в коем случае не юридический акт, превращающий неправедного человека в праведника. Наоборот, оправдание – это, скорее, динамичная, каждодневная реальность для тех, кто следует за Христом, старается активно вести праведную жизнь при содействии Божией благодати, даруемой всем, кто верует в Спасителя.

ОСВЯЩЕНИЕ – это особое выделение кого-либо или чего-либо Богом и для Бога. Оно включает нас в процесс очищения и делает нас святыми через посредство Иисуса Христа во Святом Духе. Мы призваны быть святыми и возрастать в подобие Христа. Получив дар Святого Духа, мы активно участвуем в освящении. Мы являемся соработниками Бога, мы трудимся вместе с Ним, ради того, чтобы познать Его, став по благодати тем, чем Он является по природе.

БИБЛИЯ – богодухновенное Слово Божие (2 Тим.3: 16), главная часть Божественного откровения роду человеческому. Ветхий Завет излагает историю этого откровения от Сотворения мира до пророков. Новый Завет повествует о рождении и жизни Иисуса Христа и содержит писания Его апостолов. Он включает первоначальное церковное апостольское учение. Хотя эти писания читались в церквах с момента своего появления, самые ранние перечни всех новозаветных книг, совпадающие с известным нам на сегодняшний день, были обнаружены в 33-м правиле поместного собора, происходившего в Карфагене в 318 году, и в отрывке из Праздничного послания св. Афанасия Александрийского 367 года. Оба источника перечисляют все без исключения книги Нового Завета. Поместный собор, состоявшийся, по-видимому, в Риме в 382 году, установил полный список канонических книг как Ветхого, так и Нового Заветов. Священное Писание является основой православного богослужения и благочестия.

БОГОСЛУЖЕНИЕ должно включать в себя восхваление, прославление и благодарение Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Все человечество призвано поклоняться Богу. Поклонение Богу – это нечто большее, чем созерцание природы, или слушание проповедей, или пение гимнов. Бог может познаваться через Его творение, но это еще не составляет богопочитания. И как бы ни были полезны проповеди, они никоим образом не могут заменить собой богослужение. Самым важным в православном богослужении является соборное восхваление, благодарение и прославление Бога Церковью. Это поклонение совершается в тесном общении с Богом за Его святой Трапезой.

В одном из богослужебных текстов говорится: «Тебе подобает слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Православное богослужение, за которым мы в своем поклонении соединяемся с небожителями, реально приобщает нас к вечному Царству Бога, ко времени будущего века. Мы поистине являемся свидетелями и участниками исполнения всего во Христе, наполняющем все во всем.

ЕВХАРИСТИЯ означает «благодарение», и еще в раннехристианские времена это слова стало синонимом Святого Причастия. Евхаристия – центральный момент богослужения в Православной Церкви. Поскольку Иисус Христос сказал о хлебе и вине, преподанных Им на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя. Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22: 19-20), Его последователи верят, что так оно и есть на самом деле. В Евхаристии мы таинственным образом приобщаемся Телу и Крови Христовым, которые сообщают нам силу и жизнь. Совершение Евхаристии с самого начала было обязательной составной частью церковной жизни. Ранние христиане называли Евхаристию «эликсиром вечности», так как они ощущали огромную благодать Божию, подаваемую в ней.

ЛИТУРГИЯ – этот термин используется для описания определенной формы церковного общественного богослужения. Происходит от греческого слова, означающего «общее дело». Всюду, где в Библии упоминается о небесном богопочитании, употребляется это слово.

В Ветхом Завете Бог повелел совершать литургию, или богослужение по определенному образцу. Этот образец подробно описан в Книгах Моисеевых Исход и Левит. В Новом Завете мы видим, как Церковь использует богослужение ветхозаветного Израиля, совершавшееся в синагогах и в Храме, обогатив его новым опытом – опытом исполнения ветхозаветных пророчеств о Христе.

Православное богослужение, развивавшееся на протяжении многих веков, все еще во многом сохраняет древнюю форму. Главные элементы литургии включают в себя песнопения, чтение и проповедь Евангелия, молитвы и собственно Евхаристию. Для православных выражения «Литургия» и «Божественная Литургия» соотносятся с евхаристическим каноном, установленным Самим Христом на Тайной Вечере.

ОБЩЕНИЕ – Когда христиане покидают мир сей, они продолжают оставаться живой частью Церкви, которая есть Тело Христово. Они живы в Господе и «записаны на небесах» (Евр.12; 23). Они поклоняются Богу (Откр.4: 10) и населяют Его небесные обители (Евр.12: 22). Они образуют огромное «облако свидетелей», окружающее нас, и мы стараемся подражать им в прохождении «предлежащего нам поприща» (Евр.12: 1). Отвергать или игнорировать наличие общения святых значит отрицать, что все, кто умер во Христе, продолжают оставаться членами Его Святой Церкви.

ИСПОВЕДЬ – открытое признание своих грехов перед Богом и людьми. Святой апостол Иаков призывает нас исповедовать свои грехи по отношению к Богу перед старейшинами , или, как они называются в настоящее время, перед священниками (Иак.5: 16). Мы можем также исповедовать свои грехи непосреденно перед Богом (1 Ин.1: 9). Православная Церковь всегда следовала новозаветной практике исповеди как перед священником, так и личной исповеди перед Богом. Исповедь — одна из важнейших составных частей покаяния, дающая нам уверенность в том, что даже наши самые худшие грехи действительно могут быть прощены. Это также мощное средство, помогающее преодолевать грехи.

ДИСЦИПЛИНА необходима для охранения в Церкви чистоты и святости и призвана понуждать к покаянию тех, кто не послушал увещаний братьев и сестер во Христе оставить свои грехи. Церковная дисциплина, в основном, использует отлучение от Святого Причастия. В Новом Завете рассказывается, как апостол Павел наложил наказание (отлучение от причастия) на нераскаявшегося человека, вступившего в недозволенные отношения с женой своего отца (1 Кор.5: 1-5). Апостол Иоанн предостерегал, чтобы мы не принимали в свои дома тех, кто по своей воле отвергает истину Христову (2 Ин. 1: 9-10). На протяжении всей своей истории Православная Церковь применяла дисциплинарные наказания (проявляя при этом там, где нужно, милосердие) не просто ради самого наказания, но всегда с целью вызвать необходимое изменение ума и сердца и помочь народу Божьему жить святой, чистой жизнью.

ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ называется Богородицей или Божией Матерью, потому что Она носила в своей утробе и родила Сына Божьего, и именно от Нее Он воспринял человеческое естество. Елизавете, матери Иоанна Крестителя, дано было провидеть это, когда она назвала Марию «Матерь Господа моего» (Лк.1: 43). Сама Мария сказала о себе: «Будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). Поэтому и мы, православные, называем Ее благословенной. Мария жила чистой, святой жизнью, и мы чтим Ее как образец святости, первую из искупленных и спасенных, как Мать нового человечества, явленного в Лице Ее Сына. Православным непонятно, почему многие христиане, принадлежащие к другим конфессиям и утверждающие, что они верят в Библию, не называют Марию благословенной и не почитают Ту, что носила во чреве и питала Божьего Сына, Его человеческую плоть.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ общеупотребительны в Православной Церкви. Почему? Да потому, что физическая смерть не является для христианина поражением и концом всего. Это славный переход в иной мир – на небеса. После своей смерти христианин не перестает быть членом Церкви. И нельзя также сказать, что он остается в стороне, в бездействии, до дня Страшного суда.

Истинная Церковь состоит их тех, кто пребывает во Христе – будь то на небе или на земле. Членство в ней не ограничивается лишь живущими на земле. Те, кто пребывает во Христе, будучи на небесах, живы,находятся в общении с Богом, поклоняются Ему, составляя часть единого Тела Христова. Они усердно молятся Богу за всех членов Церкви и, быть может, воистину – за весь мир (Еф.6: 8; Откр.8: 3). Поэтому мы обращаемся с молитвами к святым, покинувшим мир сей, просим их молиться за нас так же, как мы просим об этом ныне живущих наших друзей-христиан.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО являяется одним из ключевых пунктов вероучения, начиная со второго столетия; это не просто догма, а важнейшее условие сохранения истинной веры. В то время на историческую сцену выступили некие лжеучители, утверждавшие, что они являются авторитетными представителями христианской Церкви. Заявляя о власти, якобы полученной ими от Бога, на основании явленных им откровений, некоторые из них выстраивали даже преемственные линии, восходящие от них ко Христу или к апостолам. В ответ на это ранняя Церковь утверждала, что существует законное апостольское преемство, передаваемое из поколения в поколение путем рукоположения. Церковь зафиксировала преемственность, показав, как священство рукополагалось преемниками апостолов, избранных Самим Христом.

Апостольское преемство – обязательный фактор в сохранении христианского единства. Состоящие в нем ответственны за то, чтобы церковное учение и практика сохранялись в согласии с основами, заложенными апостолами. Чье-то личное убеждение в правильности какого-либо учения не может рассматриваться как доказательство его истинности. В наше время понятие апостольского преемства критикуют те, кто стоит вне его, считая себя единственными истинными последователями ранней Церкви. Огромное количество существующих в мире деноминаций, отпавших от истинного древа Христова, в большей мере имеет своим источником отрицание апостольского преемства.

СОБОРЫ ЦЕРКВИ. В ранней Церкви имел место серьезный конфликт в связи с утверждением некоторых законников о необходимости соблюдения христианами иудейских законов для получения спасения (Деян.15: 1). «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15: 6). Это собрание, состоявшееся в Иерусалиме, послужило образцом для последующих соборов, созывавшихся для решения назревших проблем. На протяжении многих столетий церковной истории состоялись сотни таких соборов – поместных и региональных, среди которых особое место занимают семь соборов, названных Вселенскими, то есть относящимися ко всей Церкви. Поскольку, по убеждению православных, через эти соборы говорил Сам Бог, они служат для Православной Церкви авторитетом в вопросах веры и церковной практики.

СИМВОЛ ВЕРЫ. С самого начала в Церкви существовали «символы веры» – не как формальные, академические церковные постановления, а как живые свидетельства-исповедания основных истин христианской веры. Такие исповедания веры можно найти уже на страницах Нового Завета. Так, апостол Павел цитирует некий символ веры, чтобы напомнить Тимофею, что «Бог явился во плоти» (1 Тим.3: 16). В дальнейшем символы веры утверждались на церковных соборах; обычно это делалось для того, чтобы четко сформулировать истину перед лицом угрожавших ей ересей.

Самым важным для христианства является, так называемый, Никео-Цареградские символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах в IV в. Составленный в разгар споров, которые велись не на жизнь, а на смерть, он заключает в себе всю сущность новозаветного учения о Святой Троице, сохранив эту животворящую истину от посягательств тех, кто хотел изменить саму природу Бога и низвести Иисуса Христа до уровня твари вместо воплотившегося Бога. Символы веры дают точное истолкование Писания вопреки тем, кто хотел его исказить в поддержку собственных религиозных воззрений. Повторяемый за многими церковными службами Никео-Цареградский символ веры постоянно напоминает православному человеку, во что он, будучи членом Церкви, верует лично, придерживаясь в то же время веры предков.

ДУХОВНЫЕ ДАРЫ. Когда юная Церковь только еще вставала на ноги, Бог излил на апостолов и их последователей Своего Духа Святого, наделив их духовными дарами для созидания Церкви и служения друг другу. В особые дары Святого Духа, упоминаемые в Новом Завете, входят дар мудрости и разумения, дар учительства, дар пророчества, дар различения духов, дар языков, дар толкования языков, дар служения, дар пастырства и управления, дар чудес. Православной Церковью признаются и другие духовные дары. Степень необходимости в тех или иных дарах со временем меняется . Дары Св. Духа более всего очевидны в литургической и сакраментальной жизни Церкви.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ. Среди бытующих ныне разноообразных воззрений в различных уголках христианского мира относительно Второго Пришествия Христа вера Православной Церкви является фундаментальной. Православные христиане с уверенностью исповедают, что Иисус Христос «придет судить живых и мертвых», и что «Его Царству не будут конца» . Православные проповедники не пытаются предсказать времена и сроки Второго Пришествия (этого никому не дано знать), но учат православных жить так, чтобы они спокойно могли дать ответ перед Господом, когда Он придет (1 Ин. 2: 28).

НЕБЕСА – место, где находится Престол Божий, вне времени и пространства. Здесь обитают и Божие ангелы, а также святые, покинувшие сей мир. Мы молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех…».Хотя христиане живут в этом мире, они принадлежат к небесному царству, и это царство есть истинный дом. Но понятие небес относится не только к будущему веку. Нельзя также сказать, что это некое место, удаленное от нас на миллиарды световых лет. Небеса – для православных – являются реальной частью христианской жизни и богослужения. Евхаристия – это небесное богослужение, небо на земле. Апостол Павел учит, что мы со Христом вознесены в небесные обители (Еф.2: 6), «сограждане святым и свои Богу» (Еф.2: 19) А в конце времен будут явлены новые небо и новая земля (Откр.21: 1)

АД, сколь бы он ни был непопулярен среди современных людей, на самом деле реально существует. Православная Церковь понимает ад как место вечных мучений для тех, кто добровольно отверг Божью благодать. Господь сказал однажды: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9: 43-44). Он обращался к религиозным фарисеям с вопросом: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф.23: 33). И отвечал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3: 17). Когда-нибудь наступит день Страшного суда, и для тех, кто ожесточил свое сердце против Бога, отведено специальное место. Воистину имеет большое значение, как мы проживем нашу жизнь. Те, кто по своей доброй воле отвергают благодать и милосердие Божие, должны будут вечно нести последствия такого выбора.

21 ноября в Бишкеке, Кыргызстан состоялась международнаяая конференция «Православие и Ислам — религии мира». Данное мероприятие стало продолжением I и II цикла Международной научно-практической конференции «Ислам в современном светском государстве», которые прошли в сентябре 2017 года и в ноябре 2018 года. В обоих мероприятиях приняли участие руководители уполномоченных органов по делам религий, представители авторитетных международных организаций и известные зарубежные эксперты-исламоведы, которые на основе последних научных исследований обсудили подходы к гармонизации отношений в мусульманском сообществе.

В I и II циклах мероприятий состоялся обмен опытом и обсуждение в таких вопросах, как:
— обмен опытом и лучшими практиками взаимодействия государства и религии;
— сохранение культурной самобытности национальных государств как способ предотвращения радикализации;
— методы предотвращения политизации Ислама.
— модели и практики религиозного и религиоведческого образования;
— освещение вопросов религии в СМИ и Интернете;
— роль религиозных женщин в современном обществе.

В третьей международной конференции приняли участие представители уполномоченных государственных органов, религиозных организаций, академического и экспертного сообществ по вопросам религии, предупреждения радикализма и экстремизма из Кыргызстана, России и стран Центральной Азии.

В своем выступлении глава государства отметил, что ислам и православие являются нашим духовным наследием, выступают лучшим примером мирного сосуществования на основе взаимоуважения.

«Ислам и православие — наше духовное наследие, мы ценим их как бесценное общее достояние. И мы обязаны грамотно использовать эти духовные ценности для развития государства», — отметил президент КР Сооронбай Жээнбеков.

Как отметил глава государства, будет обеспечено конструктивное развитие взаимодействия между исламом и православием. Тесное сотрудничество не только в сфере религии, но и в сфере культуры, языка, традиций, науки и образования является ключевым фактором дружбы и согласия между странами.

Сохранение и укрепление межконфессионального мира и согласия в обществе, по мнению президента, создадут условия для эффективного противостояния различным экстремистским и радикальным течениям. Поэтому, такие совместные мероприятия, как прошедшая в Бишкеке международная конференция, откроют путь для совместной деятельности.

Одним из важных моментов в выступлении президента стали его слова о том, что государство не допустит проявления моментов, препятствующих развитию страны, указав на то, что на государство возложена ответственность за сохранение мира и стабильности в обществе. Особенно в тот момент, когда появилось множество новых религиозных течений, сект, мазхабов и тарикатов.

«Разделение по религиозным причинам, религиозная нетерпимость и, конечно же, религиозный экстремизм запрещены. Мир в стране и единство в обществе государство будет защищать всеми доступными способами», — подчеркнул Жээнбеков.

По мнению главы государства, тесное сотрудничество ислама и православия создадут удобные условия для наших граждан в рамках ЕврАзЭС. Он также отметил, что в рамках данного союза религиозные, культурные, социальные особенности народов будут восприняты с уважением.

Не менее важным стало и то, что Кыргызстан, как указал С.Жээнбеков, является многоэтническим и многоконфессиональным государством, где созданы все условия для свободного развития религиозной сферы, гарантированы права граждан на свободу совести и вероисповедания. И поэтому, «наше государство в соответствии с Конституцией страны нацелено на стабильное развитие по светскому направлению».

Президент также призвал к четкому пониманию того, что религия является важной частью жизни общества и поэтому государство не может уйти из этой сферы. Поэтому он призвал религиозных лидеров в определенных законом рамках, содействовать государству в развитии страны, нести ответственность за мир и стабильность в обществе.

Сооронбай Жээнбеков не обошел стороной вопрос сохранения объединяющих факторов, традиционных культур, для чего он указал на необходимость конструктивного сотрудничества государства и религии с учетом нынешних реалий, а также совместных действий по противостоянию возникающим негативным явлениям и идеям.

«Для этой цели предлагаю создать постоянно действующую платформу с участием государственных служащих, религиозных деятелей и экспертов всех наших стран для обсуждения и выработки рекомендаций по религиозным вопросам. Надеюсь, данная конференция сможет служить первой площадкой для запуска этой платформы. Уверен, что доклады и дискуссии в ходе и по итогам данной Конференции принесут свои плоды по улучшению межконфессионального диалога, по укреплению мира и стабильности в обществе», — подчеркнул президент.

Не менее важным, по словам президента, это необходимость новых исследований и рекомендаций для работы с верующей молодежью в новых условиях.

«Нам нужны новые исследования и рекомендации для работы с верующей молодежью в новых условиях», — подчеркнул президент КР Сооронбай Жээнбеков, отметив, что наблюдается массовая вовлеченность молодежи в религию во всех странах региона.

«Религия обладает очень мощным мобилизационным потенциалом, поэтому наши государства обязаны не допускать использования ее для деструктивных целей. Религия должна служить для воспитания духовного гражданина, нравственного общества. Нам нужны новые исследования и рекомендации для работы с верующей молодежью в новых условиях», — подчеркнул Жээнбеков.

Президент отметил, что исследований и разработок в этом направлении мало и выразил надежду на то, что конференция скажет свое авторитетное слово по данному актуальному вопросу.

Стоит отметить, что на кануне международной конференции президент принял директора Государственной комиссии по делам религий КР Зайырбека Эргешова. Во встрече принимали участие муфтий КР Максат ажы Токтомушев и глава Бишкекской и Кыргызстанской Епархии Русской Православной Церкви, епископ Даниил.

В ходе встречи глава государства отметил важность сохранения и укрепления единства и многообразия культур народа Кыргызстана. Подчеркнул особую роль духовности в развитии личности, общества и государства в целом. Также Жээнбеков отметил необходимость привития идей веротерпимости и упрочения согласия в обществе.

На встрече муфтий Максат ажы Токтомушев и епископ Даниил рассказали о мерах по совершенствованию межконфессионального диалога в регионах, повышению религиозной грамотности населения страны. Также обсуждены вопросы укрепления межконфессионального согласия и толерантности в обществе, предотвращения радикализма и экстремизма.

Примечательным стало то, что на прошедшей 21 ноября международной конференции прозвучало приветствие от имени президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам мероприятия, которое было зачитано Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Кыргызской Республике Николаем Удовиченко.

«Ислам и христианство, как и другие мировые религии, основаны на фундаментальных гуманистических ценностях, имеющих непреходящее значение — на милосердии и любви к ближнему, на справедливости и уважении к человеческой личности. Поэтому объединение усилий религиозных организаций, их конструктивное взаимодействие с государственными и общественными структурами обязательно будет содействовать укреплению гражданского мира и согласия в Кыргызстане и России. Очень важно сохранить наш позитивный исторический опыт, сберечь и передать потомкам уникальное достояние — добрые традиции дружбы, взаимного уважения и понимания между людьми, исповедующими разные религии», — было сказано в послании президента РФ к участникам конференции.

По словам лидера России, он «рассчитывает, что в ходе конференции вы обсудите пути развития межконфессионального и межнационального диалога, рассмотрите возможности повышения роли религиозных организаций в защите и продвижении духовных, нравственных, семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения».

В послании председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Муфтия шейха Равиля Гайнутдина к участникам международной конференции «Православие и Ислам – религии мира» было отмечено, что «религиозная политика в современном Кыргызстане способствует гармоничному развитию религиозных институтов и их интеграции в жизнь общества». Послание было зачитано первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамиром хазрат Мухетдиновым.

«Конференция проводится под патронатом Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова и организована Государственной комиссией по делам религии республики, что свидетельствует о высоком значении, которое придает Кыргызстан и его высшее руководство вопросам укрепления межрелигиозного и межнационального мира. Религиозная политика в современном Кыргызстане способствует гармоничному развитию религиозных институтов и их интеграции в жизнь общества», — было отмечено в послании.

Кроме того, в послании председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Муфтия шейха Равиля Гайнутдина было отмечено, что «на протяжении ряда лет успешно развиваются межгосударственные и региональные проекты по политической и экономической интеграции на евразийском пространстве. Однако эти меры будут половинчатыми и не долгосрочными, если мы не обеспечим их развитие в плоскости народной и духовной дипломатии, братского межрелигиозного взаимодействия, не позаботимся о том, чтобы укреплять между нами человеческие связи, сближать наши сердца.Точно так же как экономическая интеграции и единый рынок труда выгодны обеим странам, так и в духовной сфере наше движение навстречу друг другу должно стать обоюдным и полным, что обеспечит нам успех не только здесь и сейчас, но составит основу нашего союзничества и преданности этой дружбе на многие поколения вперед».

Епископ Даниил отметил в своей речи, что нравственное учение православной церкви созвучно ценностям традиционного ислама.

Он подчеркнул, что традиционный ислам и православие обогатили проживающие здесь народы духовным и культурным наследием, оставив историческое свидетельство бесценного опыта позитивного межэтнического, межконфессионального диалога и плодотворного сотрудничеств.

«Наша задача заключена в том, чтобы сохранить это богатое наследие и передать молодому поколению кыргызстанцев. Однако на современном этапе многих настораживает, и даже пугает, усиливающаяся роль религии в обществе. Но ведь эта объективная реальность напрямую связана с личным выбором увеличивающегося числа граждан, желающих выстраивать свою жизнь не только по принятым в обществе нормам морали и поведения, но и по Заповедям Божьим. Этот выбор естественен, так как является неизменным на протяжении веков», — сказал епископ Даниил.

По словам священнослужителя, появляются тенденции к кардинальным изменениям в системе набора ценностей – в худшую сторону. Заметен рост антирелигиозной пропаганды, навязанной обществу, как межрелигиозная конфронтация, которая не имеет под собой никаких оснований.

Епископ Даниил подчеркнул, что в Кыргызстане сложились добрые взаимоотношения не только между исламом и православием, но также между религиями и государственной властью.

В речи муфтия Кыргызстана Максата ажы Токтомушева было обращено внимание тому, что истоком двух традиционных религий — ислама и православия — являются общие человеческие ценности.

«Вся религия, будь это ислам или православие, пропитана исключительно утверждением общечеловеческих ценностей, гарантирующих честь и достоинство каждому человеку, независимо от его вероисповедания», — сказал глава Духовного управления мусульман КР.

Максат ажы Токтомушев поблагодарил участников мероприятия и выразил уверенность в том, что конференция станет эффективной площадкой для сотрудничества между представителями двух религий и укрепит взаимопонимание и дружеские отношения.

Муфтий Кыргызстана добавил, что в стране, несмотря на то, что 90% населения являются мусульманами, никогда не имели места всякого рода недопонимания и конфликты на религиозной почве. Напротив, между различными конфессиями всегда сохранялся мир и спокойствие, дружба, единство и взаимопонимание. Он подчеркнул, что данные нормы в отношениях между конфессиями являются приоритетом для государства и защищены конституцией Кыргызстана.

Кроме того, он добавил, что всякие старания заставить людей силой исповедовать ту или иную религию никаким образом не найдут опоры как в исламе, так и в православии.

Также с приветствиями выступили глава программного офиса ОБСЕ в Бишкеке Пьер фон Аркс, глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, и другие.

Со своей стороны, член совета конфессий Кыргызстана, заведующий учебным отделом Духовного управления мусульман КР Акимжан Эргешов сказал, что за всю историю в Кыргызстане не было конфликта на основе религии.

Как он указал, представителей разных конфессий призвали заниматься изучением не только своей религии, но и других течений, отметив, что благодаря членству в совете конфессий от ДУМК, выяснилось, что представители имеющихся в Кыргызстане религиозных течений знают друг о друге очень мало.

«Все стараются реализовать свои цели, при этом забывая о других. Я бы призвал представителей всех конфессий, чтобы они занимались изучением не только своей религии, но их учили основы других, знали их культуру и историю. Мы должны учитывать эти моменты и всегда сохранять уважение друг к другу», — сказал он.

Кроме того, Эргешов рассказал, что люди в Кыргызстане после ухода от тоталитарного режима, когда у них отобрали право на свободу вероисповедания, начали чувствовать ценность.

«Если посмотреть по истории, то в Центральной Азии и Кыргызстане в частности жили люди многих конфессий. Но не было в истории такого, чтобы произошли конфликты на основе религии», — добавил он.

ИАЦ «Кабар»

религия или конфессия, а также принадлежность того или иного лица к религии или конфессии. Слово «вероисповедание» или, точнее, «исповедание» соответствует лат. confessio и соотносится с credo (кредо) — символом веры. В значении религии В. (исповеданием) может быть названо христианство, ислам, буддизм и т. п., в значении конфессии — Православие, католицизм, лютеранство и т. п. Ввиду двойственности значения этого термина в наст. время он используется относительно редко. Вместо него употребляют слова «религия», «конфессия», но не «деноминация», к-рая обозначает помимо конфессии также юрисдикционную принадлежность применительно к христ. исповеданиям, или др. специальные термины, обозначающие разные направления в нехрист. религиях — секты, школы, ветви, и т. п.

В наст. время словом «вероисповедание» обыкновенно обозначают и христ. секты, напр. секту адвентистов, но в синодальную эпоху в России слово «вероисповедание», как правило, не употреблялось применительно к сектам и расколам. В. называли лишь признанные гос-вом, легально существовавшие в Российской империи религии и христ. конфессии (из императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905: «1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение… 2. Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание…» и далее). Указание на В., или исповедание, носило тогда офиц. характер и включалось в офиц. персональные документы, в частности паспорта. Этот термин не являлся непременно характеристикой личных религ. убеждений: принадлежность к тому или иному В. в Российской империи носила статусный характер, в значительном большинстве случаев была пожизненной.

Перемена В. в России дозволялась лишь в ограниченных случаях: всякий российский подданный христианин неправосл. исповедания мог беспрепятственно быть присоединенным к правосл. Церкви, нехристиане при соблюдении определенных условий могли быть присоединены к одному из признанных христ. исповеданий, но не к раскольническим или сектантским общинам. Отпадение от Православия или от инославного христианства в иноверие или атеизм не могло быть легальным. В результате утратившие веру лица продолжали считаться принадлежащими к тому В., к какому они принадлежали от рождения.

Принадлежность к господствующему В., к правосл. Церкви, или к др. признанным христ. или нехрист. исповеданиям мало влияла на личные права российского подданного, за исключением существования «черты оседлости» для евреев. Лица неправосл. христ. исповедания могли одинаково с православными принадлежать к высшему дворянскому сословию, занимать самые высокие гос. должности, включая должность министров и премьер-министров. Доступ в дворянское сословие был открыт и для мусульман, в исключительных случаях также для евреев и язычников. Но императором всероссийским могло быть только лицо правосл. В. (см. ст. Акт о наследовании Всероссийского императорского престола).

Ситуация с правовым статусом нек-рых религ. общин, напр. старообрядческих, изменилась после издания имп. св. мч. Николаем II Александровичем указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., по к-рому, в частности, старообрядчество получило статус признанного В.

Зависимость правового статуса российских граждан от В. была упразднена уже рядом актов Временного правительства, гл. обр. законом «О свободе совести» от 14 июля 1917 г., хотя правовой статус самой правосл. Церкви оставался еще юридически привилегированным вплоть до издания в советской России 23 янв. 1918 г. декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». С этого времени указание на В. того или иного лица исключается из всех офиц. гос. документов и В. формально рассматривается как частное дело гражданина, однако в действительности фактическая принадлежность к любому В. в советскую эпоху могла послужить основанием для дискриминации и даже прямого преследования, хотя при этом она не рассматривалась как юридическое основание для возбуждения уголовного дела.

В совр. России юридически и фактически равноправны как В., так и принадлежащие к ним лица на основании Конституции Российской Федерации и иных гос. законодательных актов.

17 июля 1054 года переговоры между представителями Восточной и Западной церкви в Константинополе были прерваны. Так начался раскол христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).

Христианство стало государственной религией в Римской империи на самом ее закате, в IV веке, при принявшем крещение императоре Константине. Однако затем на некоторое время, при Юлиане II, империя снова стала языческой. Но уже с конца столетия христианство стало безраздельно господствовать на руинах империи. Христианская паства была разделена на пять патриархатов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Именно два последних стали ведущими и самыми значительными с первых веков христианства.

Но церковь не была единой уже в свои ранние века .

Сначала священник Арий проповедовал, что Христос не был одновременно и человеком, и Богом (как предписывает считать догмат о Троице), а был только человеком. Арианство было названо ересью на Первом вселенском соборе в Никее; однако арианские приходы продолжали существовать, хотя в дальнейшем и стали ортодоксально-христианскими.

Реклама

В VII веке после Халкидонского собора от основной ветви откололись армянская, коптская (распространенная на севере Африки, преимущественно в Египте), эфиопская и сиро-яковитская церкви (ее антиохийский патриарх имеет резиденцию в Дамаске, но большая часть ее верующих живут в Индии) — которые не признали учение о двух естествах Христа, настаивая на том, что у него была только одна — Божественная — природа.

Несмотря на единство церкви от Киевской Руси до севера Испании в начале XI века, между двумя христианскими мирами зрел конфликт.

Западная церковь, опиравшаяся на папский престол в Риме, основывалась на латинском языке; византийский мир использовал греческий. Местные проповедники на востоке — Кирилл и Мефодий — создали новые азбуки для пропаганды христианства среди славян и перевода Библии на местные языки.

Но были и совсем мирские причины для противостояния: Византийская империя видела себя преемницей Римской, однако ее мощь из-за арабского наступления в середине VII века снизилась. Варварские королевства Запада все больше христианизировались, и их правители все чаще обращались к папе как к судье и легитиматору их власти.

Короли и византийские императоры все чаще вступали в конфликты в Средиземноморье, поэтому спор о понимании христианства стал неизбежен.

Главным поводом для конфликта между Римом и Константинополем стал спор о филиокве: в западной церкви в «Символе веры» («Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…») было добавлено слово filioque («и сына» с латинского), что означало снисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, что вызвало дополнительные богословские дискуссии. Эта практика в IX веке еще считалось допустимой, но в XI веке христиане западного обряда полностью приняли филиокве. В 1054 году в Константинополь прибыли легаты папы Льва IX, которые после безуспешных переговоров отлучили восточную церковь и патриарха.

Появилась и ответная анафема Синода Константинопольского патриархата, после которой из текста литургии на востоке исчезло упоминание папы .

Так начался раскол церквей, продолжающийся по сей день.

В 1204 году противостояние церквей приобрело еще более жесткий характер: в 1204 году крестоносцы в ходе Четвертого Крестового похода взяли Константинополь и подвергли его разорению. Конечно, в большей степени в этом была заинтересована Венеция, уничтожавшая, таким образом, конкурента на путях средиземноморской торговли с Востоком, но уже тогда отношение к православию у крестоносцев мало чем отличалось от отношения к «ереси»: храмы были осквернены, иконы разбиты.

В середине XIII века тем не менее были предпринята попытка объединения церквей в рамках Лионской унии.

Однако политика здесь победила богословие: византийцы заключали ее в период ослабления своего государства, а затем уния перестала признаваться.

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *