Вифезда Иерусалим

Исцеление расслабленного при Овечьей купели Вифезда

Вифезда — Бифезда (ивр. בריכות בית חסדא‎). Транслит. «бассейны Бейт Хисда», «также «овечьи бассейны» досл. «место благодати, исцеления».
* * *
В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов.
Купальня Вифезда (Фото)
Купальня Вифезда сейчас и воссозданый макет

Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.
Рядом с ними находится высохший водоём, который ранее содержался некогда в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырёхугольную продолговатую форму.
У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль» то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном «крытым ходам».
Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны.
Купальня Вифезда

В апреле прошлого 2012 года группа прихожан нашего храма совершила паломническую поездку на Святую Землю, где происходили события Священной истории, где родился, жил, творил чудеса, учил людей и совершил подвиг спасения человеческого рода Господь наш Иисус Христос.

На месте купальни «Вифезда», где Господь исцелил расслабленного, страдавшего тяжкой болезнью в течение 38-ми лет, мы побывали на 5-й день нашего паломничества.

Овчая купель (или «Вифезда») расположена в старой, исторической части Иерусалима, близ Овчих (Львиных) ворот Старого Города. Сооружена в правление Ирода Великого и служила водоёмом для омовения жертвенных животных, которых пригоняли в город через Овчие ворота и здесь готовили для заклания в Иерусалимском храме.

Купель представляла собой котлован глубиной около10 метрови площадью 100×50 метров, на дне которого находились 2 бассейна с 5-ю галереями (крытыми ходами), разделёнными каменными перегородками. Вниз, к воде вели каменные ступени.

Купальню с крытыми галереями на древнееврейском языке называли:»Вифезда», что означает: «Дом милосердия» – здесь, в галереях, лежало множество больных различными недугами, которые ждали исцеления. По временам в купальню сходил Ангел Господень и возмущал воду, которая тотчас становилась целебной, и кто из больных входил в неё первым, тот исцелялся (выздоравливал полностью), какой бы болезнью ни страдал.

Об этом сказано в Евангелии (Ин.5, 1-15). Апостол Христов Иоанн повествует о случае исцеления больного при Овчей купели Самим Иисусом Христом. Господь в тот день пришёл из Галилеи в Иерусалим на праздник и посетил Дом милосердия. Среди больных Он увидел расслабленного, который лежал при купальне уже 38 лет. Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной не пришёл в раздражение, а кротко ответил: «Да, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Расслабленный имеет великие христианские добродетели терпения, кротости и смирения, и получает исцеление не от Ангела Господня, а от Самого Господа.

Во II веке новой эры римляне построили рядом с водоёмами языческий храм, а когда Иерусалим стал христианским, языческий храм был разрушен и построена большая христианская церковь. Иерусалим постоянно подвергался различным нашествиям, город часто разрушали и восстанавливали заново. Поэтому купальня находится на глубине около 20-ти метров ниже нынешнего уровня города.

Ныне эта территория принадлежит французскому монашескому ордену. Через ворота монастыря осуществляется платный вход к остаткам евангельской купели «Вифезда», ушедшего под землю водоёма, вокруг которого располагаются руины древней церкви, которую воздвигла, возможно, святая царица Елена над теми 5-ю притворами (галереями), о которых говорится в Евангелии и которые являлись Домом милосердия над целительными водами «Вифезды». Спускаемся по лестнице к площадке, а затем ещё ниже по крутым ступеням узкого прохода к самой воде. Купель евангельских времён была обширнее, чем сейчас, ныне половина её скрыта стеной фундамента другой бывшей церкви, разделившей купель пополам.

Быть на месте евангельского события и созерцать хотя бы и остатки когда-то великолепного сооружения, где оно совершилось – волнительно и благодатно, это уже счастье! Но мы, современные люди, такие – нам подавай ещё. Вода «Вифезды» внизу, а оконечность лестницы забрана высокой металлической решёткой. Однако наш «ангел» всё-таки спустился в воду, не по-ангельски перебравшись через стальные прутья, и «возмутил» её, щедро окропив нас. Как бы хотелось, чтоб эта вода исцелила от расслабления! Но Господь требует от человека соработничества Ему в деле спасения. Святые отцы говорят, что «Бог спасает нас не без нас». А русский народ выразил это пословицей: «Под лежачий камень вода не течёт». Даже вода «Вифезды».

Вифезда — два водоёма, вырытые в русле реки Бейт Зейта в Иерусалиме.

Строительство купели относится к VIII в. до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.

После строительства ближе к Храму большего водоема Биркат Израэль в I в. купель Вифезда перестали использовать для Храмовых целей.

А новая городская стена, построенная севернее Иродом Агриппой в 144 г. н.э., почти прекратила доступ воды в водохранилище.

Также есть версия, что Вифездой является пруд, находящиёся рядом с храмом св. Анны. Этот пруд ещё во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней», рядом с ним были обнаружены следы пяти арок.

В свидетельствах паломников Вифезда впервые появляется в 333 г., когда о ней упоминает паломник из Бордо, увидевший ту же картину, что описана в Евангелии: толпы больных, слепых, параличных.

Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 г. на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Позже, в V в., паломники, посещавшие Вифезду, упоминали «церковь Параличного» — церковь св. Анны.

В Новом Завете

Согласно Евангелия от Иоанна (Ин.5:1-16), вода из купальни Вифезды считалась чудодейственной, когда

При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.

Вифезда. Пять притвор имущих Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Иисус сказал ему:

Местонахождение

Вопрос о местоположении Вифезды не нашел окончательного разрешения.

По свидетельству евангелиста, пруд находился у Овечьих ворот, которые отождествляются иногда с теперешними воротами Св. Стефана в мусульманском квартале Иерусалима.

Там действительно находится высохший водоем, который, по-видимому, содержался некогда в исправности, так как берега его выложены весьма прочными стенами древнееврейской кладки.

Он имеет правильную четырехугольную продолговатую форму, до 50 саж. в длину и 17 саж. в ширину.

У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль», т. е. прудом израильским. У западной стены заметны развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом «крытым ходам».

План Вифезды Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Есть, впрочем, мнение отождествляющее Вифезду с другим прудом, находящимся близ церкви св. Анны. Этот пруд еще во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней»; там находили следы пяти арок.

Некоторые, наконец, видят Вифезду в так называемом «пруде Девы», находящемся в Кедронской долине, особенно вследствие того, что там и доселе от неизвестных причин происходит своеобразное «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три-четыре в неделю.

Но местоположение его совсем не соответствует евангельскому рассказу по своей отдаленности от храма, и потому большинство ученых склоняется в пользу первого из вышеприведенных мнений.

Некоторые исследователи отождествляют этот бассейн с «верхним бассейном» (ивр. בריכה העליונה‎), упоминающимся в Книге Царств.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *