Вино со смирною

Дважды Иисусу предлагали вино, когда Он был на кресте. Он отказался от первого, но взял второе. Почему так?

Первый раз описан в стихе 23:

«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.” (Мк. 15:23)

Уильям Лэйн объясняет:

«Согласно древней традиции, уважаемые иерусалимские женщины готовили наркотический напиток для приговорённых к смерти, чтобы уменьшить их чувствительность к этой мучительной боли… Когда Иисус пришёл на Голгофу, Ему предложили… вино с миррой (смирной), но Он отказался от него, решив перенести в сознании все страдания, предназначенные Ему.” (The Gospel of Mark, стр. 564)

Это первое вино представляло собой предложение облегчить боль, предложение сократить путь — хотя и ненамного, с точки зрения той ужасной боли на кресте, но всё же некоторое облегчение. Но это предложение Иисус отклонил и, сделав это, решил «перенести в сознании все страдания, предназначенные Ему.”

Второй раз описан в стихе 35. После того, как некоторые из стоящих рядом подумали, что Он призывает Илию,

Лэйн комментирует:

«Кислый винный уксус упоминается в Ветхом Завете как освежающий напиток (Чис. 6:13, Руфь 2:14), и в греческой и римской литературе это также распространённый напиток, который ценился рабочими и солдатами, потому что он утолял жажду более эффективно, чем вода, и был недорогим… Нет примеров использования его в качестве жестокого отношения. Таким образом, это не разъедающий уксус, предложенный людьми как издевательство. И слова ‘постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его,’ выражают сомнительную надежду, и предложение глотка вина было сделано для того, чтоб продержать Иисуса в сознании как можно дольше.” (там же, стр. 573-574)

Таким образом, первое вино (смешанное со миррой) предназначалось для того, чтобы притупить боль Иисуса, чтобы не дать Ему в полноте сознания пережить крест. От этого вина Он отказался.

А второе (кислое) вино было Ему дано для того, чтобы «продержать Иисуса в сознании как можно дольше,” и таким образом продолжить боль. Это то вино, которое пил Иисус.

Другие осуждённые преступники взяли бы первое (чтобы уменьшить свои страдания) и отказались бы от второго (чтобы не растягивать свою ужасную боль). Но Иисус никак не сокращал себе дорогу на пути нашего спасения.

На кресте Он испил вино гнева Своего Отца, предназначенное для наибольших грешников, и Он сделал это для того, чтобы мы могли наслаждаться вином любви Его Отца, присоединиться к Нему на Брачной Вечере Агнца, жить искупленными вечно в славном присутствии Того, Кто не избирал лёгких путей, чтобы спасти нас.

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме:

» Простые предложения».

Цель урока:

повторить материал об односоставных предложениях; формирование умений:

различать односоставные и двусоставные предложения;

находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям;

правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых

входят односоставные предложения;

использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться

двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Тип урока: комбинированный.

Орфоэпическая разминка.

Совершенствование знаний и умений.

Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из подлежащего и сказуемого?

А если в предложении один главный член?

На какие две группы делятся односоставные предложения?

Как называются односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее?

Перечислить типы односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое?

Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

Могут ли быть частью сложных предложений?

Теперь поведём более конкретный разговор о типах односоставных предложений. Отвечать будете по плану, а примеры будете находить в том листочке, который лежит у каждого на столе.

План ответа.

1. Что обозначает односоставное предложение?

2. Способы выражения главного члена предложения?

3. Привести примеры.

4. Сфера использования.

Закрепление.

К. Паустовский «Осенью на Прорве». Задание: найти в тексте односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), обозначить их грамматические основы, определить тип этих предложений.

Контрольный срез. Учащимся предлагается тест.

Домашнее задание. Творческая лаборатория. Написать сочинение «Зимние этюды».

Использовать односоставные предложения.

Обобщённо-личные предложения.

Что посеешь, то и пожнёшь.

На чужой каравай рот не разевай.

-Можно ли определить лицо, которое производит действие?

-Можно ли определить, к кому относится действие?

Вывод?

СРАВНИ!

Чудесный день!

День чудесный!

СРАВНИ!

Полное безмолвие.

Во льдах полное безмолвие.

Определённо-личные предложения.

Способы выражения сказуемого:

глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа;

глагол в повелительном наклонении;

глагол 1-го лица буд. времени.

Неопределённо-личные предложения.

Способы выражения сказуемого:

глагол в форме 3-го л. мн. ч. наст. или буд. времени;

глагол в форме мн. числа прош. вр;

глагол в форме мн. числа условного наклонения.

Безличные предложения.

Способы выражения сказуемого:

безличный глагол: Светлеет. Думается легко.

личный глагол в безличной форме: Пахнет ромашками.

инфинитив: Быть снегу.

глагол-связка в сочетании с наречием, словами категории состояния или кратким страдательным причастием в форме среднего рода: Стало холодно. Мне было легко. Не выпито всласть родниковой воды.

безличный вспомогательный глагол + инфинитив: Мне хочется подышать морским воздухом.

Безличные глаголы употребляются в следующих формах:

в форме 3-го л. ед. ч. наст. или буд. времени: Смеркается. Будет смеркаться. Нездоровится. Будет нездоровиться.

в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени: Смеркалось. Нездоровилось.

в одной форме условного наклонения: Смеркалось бы. Нездоровилось бы.

в неопределённой форме: Смеркаться. Нездоровиться.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, т. е. не спрягаются.

Безличные глаголы обозначают явление природы или состояние человека: Скоро стемнеет. Меня знобит.

Определите тип предложения.

Снегом занесло дорогу.

Люблю грозу в начале мая.

На дворе вечереет.

В дверь постучались.

Прозрачное осеннее утро, ровный бодрящий холодок.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.

В доме зажгли свет.

Кончил дело – гуляй смело.

Не из Москвы ли будешь?

Вчера приехал в Пятигорск, нанял квартиру.

Мы очень хотим учиться.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Приезжаем домой под вечер.

Пахнет свежим хлебом.

Травы скашивают обычно утром.

А песня летит над аулом.

Помнишь, как мы катали тебя на санках?

Не бывать ему в гостиной!

Соловья баснями не кормят.

В комнате было полутемно.

Тест по русскому языку. Односоставные предложения.

1-й вариант.

1. Прямой порядок слов в:

А) Лёгкий туман повис над рекой.

В) Сочинение он перечитал внимательно.

С) Над дорогой пыль дрожала.

Д) Гордо высится роща вековых дубов.

Е) В саду мы работали хорошо.

2. Побудительное предложение в:

А) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

В) Как пахарь, битва отдыхает.

С) Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

Д) Хлеб соль ешь – а правду режь.

Е) Как хорошо в лесу!

3. Укажите безличное предложение:

А) Давайте поработаем.

В) В дверь постучались.

С) Уходим завтра в море.

Д) Не из Москвы ли будем?

Е) Пахнет сеном над лугами.

4. Нераспространённое предложение:

А) Катятся ядра, свищут пули…

В) Скучная картина.

С) Весело сияет месяц над селом.

Д) Раскрылось небо голубое меж облаков.

Е) Весело жить в такой земле!

5. Определённо-личное предложение в:

А) Парк давно закрыли.

В) Соловья баснями не кормят.

С) Авось, увидимся когда-нибудь.

Д) Цыплят по осени считают.

Е) Думать о нём некогда.

6. Определите тип простого предложения:

Мне холодно.

А) Двусоставное предложение.

В) Односоставное определенно-личное.

С) Односоставное безличное.

Д) Односоставное назывное.

Е) Односоставное неопределённо-личное.

7. Безличное предложение в:

А) Ведут ко мне коня.

В) Оттуда тянуло холодом.

С) Нам долго не открывали дверь.

Д) Привыкнешь к городскому шуму.

Е) Скучал я без дела.

8. Укажите назывное предложение:

А) Мы очень хотели учиться.

В) Опять Егорушка лежал на траве.

С) Мне было десять лет.

Д) Две тысячи седьмой год. Январь.

Е) У меня нет времени.

9. Укажите неопределённо-личное предложение:

А) Ужинали рано, в девятом часу.

В) Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.

С) Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием.

Д) Вокруг бушевала не просто вода.

Е) Становилось свежо, и мне пора было отправляться домой.

10. Укажите обобщённо-личное предложение:

А) А на улицу что не идёшь?

В) Потерянное доверие не скоро найдёшь.

С) Большой костёр развели на берегу.

Д) В слободе играют на гармонике.

Е) Те минуты позабыть нельзя.

11. Определить вид простого предложения:

Леса – хранители вод.

А) Односоставное назывное.

В) Двусоставное предложение.

С) Односоставное безличное.

Д) Односоставное определенно-личное.

Е) Односоставное неопределённо-личное.

12. Укажите прямое дополнение.

А) Обсуждать с друзьями.

В) Увлекаться спортом.

С) Размышлять о вечном.

Д) Гордиться сыном.

Е) Законспектировать статью.

13. Чем выражено подлежащее в предложении:

Семеро одного не ждут.

А) Существительным.

В) Нет подлежащего.

С) Словосочетанием.

Д) Местоимением.

Е) Числительным.

14. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А) Он был высокого роста.

В) Я должен был признать свою ошибку.

С) Молодой Дубровский хотел заняться делами.

Д) Вдали показался дымок поезда.

Е) На второй день щегол начал петь.

На Прорве

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря. Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Задание.

Найдите в тексте односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

Назывные предложения.

Главный член – подлежащее.

Чем может быть выражено подлежащее:

-именем существительным: Мороз и солнце! Пушистый снег.

-количественно-именным словосочетанием: Две тысячи седьмой год.

-цельным словосочетанием: Волнение среди публики, скандал!

Назывные предложения обозначают (называют):

-предмет или явление: Жара. Безветрие.

-время действия и место действия: Утро. Озеро.

-указание на предмет или явление при помощи указательных частиц вот, а вот, вот и, вон: Вот моя деревня! Вот мой дом родной!

Назывные предложения ёмки, лаконичны, динамичны, сразу вводят в ситуацию: Синий вечер! Серебристый снег!

Сфера использования: художественная литература, публицистика.

Сравни!

Свежее утро! – назывное предложение. (Свежее – определение).

Утро свежее! – двусоставное предложение. (Свежее – составное именное сказуемое).

Сравни!

Ночь. Полное безмолвие – назывные предложения.

Во льдах полное безмолвие – двусоставное неполное предложение.

ПОЧЕМУ?

(В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего. Если второстепенный член относится к группе сказуемого, то это неполное двусоставное предложение).

Домашнее задание. Написать сочинение «Зимние этюды».

Использовать односоставные предложения.

Власть над партией в условиях тогдашней советской действительности означала власть над государством. К тому же в 1925—1926 гг. очень кстати умерли глава ОГПУ Дзержинский и глава военного наркомата Фрунзе. На эти ключевые посты Сталин выдвинул своих людей: Менжинского и Ворошилова. Менжинский постоянно болел, поэтому все дела вел его зам Ягода, который был уже не сторонником, а преданным слугой Сталина. Противникам Сталина противостояла теперь не просто партийная бюрократия, а организованная мощь государственных карательных органов. Но, потеряв всякое чувство реальности, они не сразу почувствовали это. Весь 1926 г. Каменев и Зиновьев, объединившись со своим бывшим врагом Троцким, ожесточенно нападали на Сталина и Бухарина, но неизменно терпели поражение на каждом пленуме. В октябре Троцкий и Зиновьев были исключены из Политбюро. Выбитые из руководящих органов партии, троцкисты и зиновьевцы решили начать нелегальную борьбу. 7 ноября оппозиционеры попытались организовать в Москве и Ленинграде свои демонстрации, но были разогнаны милицией и агентами ОГПУ. В декабре состоялся XV съезд, на котором Троцкий, Каменев, Зиновьев, Пятаков, Радек и многие другие — около семидесяти известных деятелей оппозиции — были исключены из партии. Так в юбилей Октября Сталин выгнал из партии почти всех ближайших сподвижников Ленина. Вскоре Троцкий был отправлен в ссылку в Алма-Ату, а потом выслан за границу.

К тому времени, когда единоличная и бесконтрольная власть окончательно перешла в руки Сталина, он был уже искушенным, сложившимся политиком. Как и многие большевики, он не получил в молодости систематического образования и должен был заполнять пробелы в своих знаниях упорным самообразованием. Таким образом, хотя Сталин несомненно знал очень много, едва ли можно считать его образование фундаментальным, а знания энциклопедическими. В этом отношении он уступал другим членам Политбюро. Зато ему всегда было присуще глубокое понимание сути и механизмов государственной власти. Как никто другой, Сталин умел подбирать себе послушных исполнителей и проводить свою железную волю через созданный им и прекрасно отлаженный государственный аппарат. В этом отношении он не знал себе равных, и все его личные качества как нельзя более соответствовали роли человека, стоявшего во главе такого аппарата. Он отличался феноменальной памятью и за 30 лет своего правления ни разу не ошибся, называя фамилию должностного лица. Ясность и четкость, свойственные его мышлению, умение сразу схватить суть любого явления выпукло проявлялись в его манере выступать и вести беседу. Речь его была логичной, но не сухой. Он был хороший полемист, никогда не опускался до словоблудия, каждая реплика его была емкой и глубоко продуманной. Кроме того, он обладал исключительной работоспособностью. Сталина справедливо упрекали за то, что он всю страну заставил трудиться в поте лица.

В своей политической деятельности Сталин всегда оставался великим практиком. Собственной теории построения социализма он не имел. Но хорошо усвоив идеи Маркса, Ленина и Троцкого, он, кажется, никогда не колебался в выборе того пути, по которому следует вести страну. Он ясно сознавал, что Советский Союз только тогда сможет играть в мировой политике решающую роль, когда получит многомиллионную, первоклассную армию, оснащенную сверхсовременным оружием: танками, самолетами, машинами и кораблями. Создать все это без мощной, развитой индустрии было нереально. Поэтому первым этапом в сталинском плане построения социализма стала сверхбыстрая супериндустриализация страны, к которой он и приступил в 1927 г., после того как все рычаги власти оказались в его руках.

5. «Вождь» партии и государства

Идея такой индустриализации, как уже говорилось выше, исходила от Троцкого и его сторонников, которые предлагали провести ее в кратчайшие сроки, изъяв необходимые средства из деревни. Сталин без колебания взял на вооружение идеи своего бывшего идейного врага и железной рукой претворил их в жизнь. Индустриализация была куплена огромной ценой. Изыскивая средства, необходимые для основания и оснащения сотен современных промышленных предприятий, Сталин продал на внешний рынок огромные запасы золота, платины, алмазов. На экспорт были брошены иконы, драгоценные книги, коллекции великих мастеров Возрождения, сокровища музеев и библиотек. За границу гнали все, чем богата Россия: лес, уголь, никель и марганец, нефть и хлопок, икру, пушнину, хлеб и многое другое. Продажа зерна давала тогда пятую часть необходимых средств. Стараясь выжать из этой статьи дохода максимальные прибыли, советское государство стало систематически занижать закупочные цены.

Однако уже осенью 1927 г. большая часть крестьян отказалась продавать свой хлеб за бесценок. План хлебозаготовок был сорван, вскоре образовался большой дефицит хлеба, который стал серьезно сказываться на снабжении городов. Реакция коммунистических лидеров на это глухое сопротивление днревни была жесткой: по предложению Сталина большинство членов ЦК проголосовало за применение чрезвычайных мер против зажиточных крестьян, «скрывающих» излишки зерна. В деревню, как во времена Гражданской войны, были двинуты вооруженные отряды. Они стали проводить реквизиции и аресты, разгоняли местные органы власти и закрывали рынки. Все это фактически означало конец новой экономической политики, защитниками которой были «правые» — Бухарин и его сторонники (Рыков, Томский и другие). Это неизбежно привело к возрождению внутрипартийной борьбы. В апреле 1929 г. на пленуме ЦК Сталин неожиданно выступил против «правых» с резким докладом. В ноябре Бухарин был исключен из Политбюро. В следующем году потеряли свои посты Рыков и Томский. Сталин установил полный контроль как над партией, так и над правительственными органами. Власть его с этого времени фактически стала неограниченной.

Между тем грубый нажим на крестьян в 1928—1929 гг. привел к тому, что резко сократились посевные площади. Заготовка зерна весной 1929 г. шла еще хуже, чем в предыдущие годы. По всей стране и даже в Москве ощущались перебои с продажей печеного хлеба. Сталин понял, что без кардинальной перестройки сельскохозяйственных отношений продолжать индустриализацию прежними темпами невозможно. Строптивых единоличников должны были сменить послушные и зависимые от государства колхозники. Начало новой политике положила написанная сенью 1929 г. статья «Год великого перелома», в которой Сталин выдвинул лозунг «сплошной коллективизации». В декабре на конференции аграрников-марксистов он объявил о ликвидации кулачества как класса и о том, что раскулачивание должно стать составной частью коллективизации. В январе 1930 г. было принято соответствующее постановление ЦК. После этого государство, используя всю мощь своих карательных органов, стало загонять крестьян в колхозы.

Во многих областях выдвинули лозунг: «Кто не идет в колхозы, тот враг Советской власти». Так как понятие «кулак» было довольно растяжимое, репрессии обрушились не только на зажиточных крестьян, но и на всех тех, кто не желал добровольно передавать свое добро в коллективное пользование — их лишали имущества и вместе с семьями высылали из деревень. Масштабы развернувшегося террора были огромны. В нетопленых вагонах сотни тысяч крестьян, женщин, детей было вывезено в отдаленные районы Урала, Казахстана, Сибири, где было создано множество кулацких спецпоселений. Общее число раскулаченных и выселенных семей составляло не меньше 1 млн. (то есть около 5 млн. человек).

К 1 марта 1930 г. в колхозы было насильно объединено 55% крестьянских хозяйств. А 2 марта Сталин совершил политический трюк, который он проделывал потом неоднократно: публично отмежевался от проводимой им политики. В этот день в газете «Правда» появилась его статья «Головокружение от успеха». В ней Сталин обрушился с резкой критикой на местные советы и партийные организации, «запрещая» силой загонять крестьян в колхозы. Через два месяца половина крестьян уже вышла из колхозов, но «обработка» их продолжалась, так что к лету 1931 г. в колхозах было вновь объединено до 60% единоличников. В результате Сталин получил послушную деревню, из которой мог брать столько хлеба, сколько ему требовалось. Государственные заготовки непрерывно возрастали, достигнув к 1934 г. 40% собираемого зерна. Следствием жестоких изъятий хлеба стал страшный голод, охвативший в 1932—1933 гг. Украину, Поволжье, Кавказ и Казахстан. Крестьяне вымирали целыми деревнями. Кое-где процветало людоедство. Никакой помощи этим бедствующим районам оказано не было. Напротив, продажа хлеба за границу продолжалась. Голодающие пытались бежать в города, но расставленные всюду воинские заставы не выпускали их из охваченных голодом районов. Предполагают, что здесь за два с небольшим года вымерло не меньше пяти миллионов человек.

Ленин был вождем, но не был диктатором. Сталин, наоборот, является диктатором, но не является вождем.

Какая разница между вождем и диктатором?

Подлинный вождь выдвигается прежде всего движением масс, он опирается в первую очередь на массы и на их доверие, он глубочайше связан с массами, постоянно вращается среди них, он идет во главе их, говорит им правду не обманывает их, и массы убеждаются на собственном опыте в правильности его руководства и его поддерживают. Таков был именно Ленин. Диктатор, наоборот, большей частью приходит к власти или через подавление революции, или после спада волны революции, или через внутренние комбинации правящей клики, или через дворцовый переворот, опираясь на государственный или партийный аппарат, армию, полицию. Диктатор опирается в основном не на массы, а на свою верную клику, на армию, на государственный или партийный аппарат; он не связан с массами, он не вращается среди них, он может с ними заигрывать и льстить им, но он обманывает массы, он правит не потому, что массы ему доверяют, а чаще всего вопреки этому. Политика диктатора – это политика внутренних закулисных комбинаций, политика подбора лично ему верных людей, политика оправдания, защиты и возвеличивания его господства. Наполеон, Муссолини, Пилсудский, Хорти, Примо де Ривера, Чан Кайши и прочие – все они в основном укладываются в эту характеристику. В эту характеристику укладывается и диктатура Сталина, хотя его диктатура и отличается коренным образом от буржуазных диктаторов тем, что она выросла на базе пролетарской диктатуры, являясь искажением пролетарской диктатуры и содействуя её дальнейшему искажению и вырождению.

Ст. 51-53 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим

«Доколе Богочеловек оставался в живых, природа как бы не хотела возмущать последних минут Его необыкновенными явлениями и страдала с Господом своим безмолвно: одно только солнце, по выражению святителя Иоанна Златоуста, не могло освещать зрелище безчеловечия. Но едва Господь предал дух Свой в руки Отца, как открылся ряд знамений, которые всему миру показали, что один из крестов, стоящих теперь на Голгофе, несравненно святее храма Иерусалимского» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). И вот, завеса в храме, священная катапетасма, отделявшая Святое Святых от святилища, завеса, сокрывавшая тайны Божии от взоров людских, отверзавшаяся только один раз в году, в день очищения, когда первосвященник входил с кровью тельца во Святое Святых, – эта завеса, имевшая более двадцати пяти аршин длины и более двенадцати ширины, к ужасу священников вдруг раздралась надвое, сверху донизу, так что ковчег завета, херувимы и прочие священные вещи, коих никому не позволено было видеть под страхом смерти, по необходимости стали видимы для каждого священника, находившегося в храме. «Храм Божий, как бы скорбя о смерти воплотившегося Бога, растерзал одежду свою, т.е. завесу» (блаж. Феофилакт). И так как Святое Святых служило образом неба, то раздрание завесы означало, что теперь уничтожена преграда между небом и землей, что разрушена вражда между Богом и человеком, что небо стало доступно для людей, потому что туда вошел первосвященник Иисус Христос, Один за всех и навсегда, со Своею собственной Кровью.

Все, что прежде прикрывалось буквой закона, как бы завесой, все неясное и таинственное в Ветхом Завете теперь объяснилось, исполнившись на Христе. Жертвы ветхозаветные теперь стали ненужны, ибо исполнилось то, что они прообразовали: на Голгофе принесена одна великая Жертва за весь мир: там заклан Агнец Божий, взявший грехи мира, и – потому до тех пор неприступный престол грозного Иеговы стал престолом благодати, доступным для всех. Пусть священники по чину Ааронову знают, что пришел великий Первосвященник по чину Мелхиседекову и принес Свою жертву. Раздрание завесы было поистине чудесным, ибо самый храм уцелел, тогда как огромная завеса вся разорвалась пополам… И земля потряслась, содрогнулась с такой страшной силой, что и камни расселись; скалы треснули, распались, и до сих пор у подножия Голгофской скалы можно видеть особенно достойную внимания расселину, потому что скала в этом месте разорвалась не по слоям, а поперек слоев; ясно, что это землетрясение было чудом Божиим, на которое потом указывали в свое время святитель Кирилл Иерусалимский и Лукиан мученик. «И камни расседаются, – говорит святитель Златоуст, – и земля трясется, чтобы познали, что Он мог и их ослепить и расторгнуть (растерзать). Тот, Кто расторгнул камни и омрачил вселенную, не тем ли более мог сделать это над ними, если бы захотел? Но Он не восхотел этого; излив Свой гнев на стихии, Он желал спасти их кротостью». И гробы отверзлись; открылись погребальные пещеры, которые обыкновенно высекались в недрах скалистых гор; тяжелые камни, заграждавшие их входы, от сотрясения отпали; в стенах и сводах этих пещер образовались трещины, оставлявшие их открытыми. Но и это открытие гробниц было только приготовлением к новому, еще большему чуду всемогущества Распятого на кресте: и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град Иерусалим и явились многим, явились, «чтобы действительность не сочли за мечтание», как объясняет святитель Златоуст. Так сила Христа, разрушающего царство смерти в самых основаниях его, «немедленно проникла то, что способно было принять ее, и тотчас ознаменовала себя животворным действием». Так, в то время, когда Господь изнемогает и умолкает на кресте, – «и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятого, и самое камение вопиет о Нем» (Филарет, митр. Московский), что дана Ему всякая власть на небе и на земле, что Он имеет у Себя ключи ада и смерти…

Так исполнилось слово Христово Иудеям: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:28), узнаете, что Я – истинно Сын Божий, узнаете Мою силу и власть. Святой евангелист не говорит, кто были воскресшие святые, потому что сила не в именах воскресших, а в самом чуде воскресения. «Христос, – говорит святитель Григорий Двоеслов, – один умер, но не один воскрес; Он совоскресил с Собой многих, чтобы воскресением других подобных нам людей утвердить надежду нашего воскресения». «Воскрешенные смертью Господа праведники воскресли в теле обновленном, таком, каковы будут телеса всех святых по всеобщем воскресении, и потому святые отцы думают, что они не умирали уже вновь, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо» (Иннокентий, архиеп. Херсонский).

Троицкие листки. №801-1050.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *