Вирсавия и Давид

Вирсавия

Эта статья о библейском персонаже; о одноимённом библейском городе см. Беэр-Шева. О танцевальном коллективе см. Бат-Шева (ансамбль).

Вирсавия

ивр. ‏בת שבע‏‎


Давид и Вирсавия
Яна Массейса, 1562, Лувр

Царица Израиля

Род

Дом Давида

Отец

Елиам

Мать

неизв.

Супруг

Урия Хеттеянин и Давид

Дети

Соломон, Нафан

Медиафайлы на Викискладе

Вирса́вия (Бат Шева, ивр. ‏בת שבע‏‎ «дочь клятвы») — дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.

В Ветхом Завете

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. 50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Имела высокое положение самой возлюбленной из жён Давида. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии на царство.

Этимология имени

Имя Вирсавия пришло в русский язык из греческого перевода Библии. В оригинальном тексте женщина носит имя Бат-Шеба, «дочь клятвы», или же Бат-Шуа. По мнению библеиста Л. Несёловски-Спано, поскольку Бат-Шуа происходила из хеттов, как и её муж, то её имя, как и ряд других библейских имён, было изначально хеттским, но было переосмыслено в рамках еврейской этимологии; он предполагал, что оригинальное имя было связано с Шавушкой, хеттской и хурритской богиней любви.

В искусстве

Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен.

Вирсавия обычно изображается нагой. Более ранние художники Ренессанса показывают её одетой и просто моющей руки или ноги. Иногда её изображают с письмом, хотя Библия не указывает на эту деталь.

  • Купающаяся Вирсавия. Миниатюра Жана Бурдишона из Часослова Людовика XII

  • Вирсавия. Ганс Мемлинг

  • Вирсавия у фонтана. Петер Пауль Рубенс

  • Вирсавия. Александр Иванов

  • Вирсавия Брюллов К.П.

  • Вирсавия за туалетом. Питер Ластман. Эрмитаж

  • Купание Вирсавии. Рембрандт

> В астрономии

В честь Вирсавии назван астероид (592) Батшева, открытый в 1906 году.

> Примечания

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43. — catrina_burana — LiveJournal

01:42 am — Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43.

Сегодня опять будет ретроспектива.
Две предыдущие были посвящены библейским сюжетам о Сусанне и старцах и о Лоте и его дочерях. А теперь героиней нашего исследования станет еще одна девушка.
43. Ретроспектива: Вирсавия
Ну, точнее, не совсем уже девушка, а, хоть и молодая, но вполне уже замужняя женщина. Вообще-то её звали Бат-Шеба или Бат-Шуа, но в греческом переводе Библии её назвали Вирсавией. На самом деле, не очень понятно, почему так получилось. Вирсавией в Библии назывался город Беэр-Шева, что является вполне созвучной транскрипцией. Получается, что греки при переводе имени Бат-Шебы не слишком заморачивались, а назначили ей имя Вирсавия по не очень уж и близкому созвучию с известным городом, к которому она, к тому же, не имела никакого отношения. Ну, коли уж в нашей традиции зовётся она Вирсавией, мы впредь так и будем её называть.
По мнению некоторых исследователей, Вирсавия была этнической хетткой, и её имя Бат-Шуа — это уже еврейская транскрипция хеттского варианта, связанного с их богиней Шавушкой. Эта версия подтверждается тем, что муж Вирсавии, Урия, был хеттом — он так и фигурирует в Книге Царств как Урия Хеттеянин. А хетты — это была индоевропейская народность, заселявшая в те времена часть территории нынешних Сирии и Турции.
А в какие это «те времена» — спросите вы. Так вот, происходили эти события примерно за тысячу лет до нашей эры, во времена царя Давида, который во всей этой истории и сыграет ключевую роль.
Итак, жил-был царь Давид, был у него отважный воин и полководец Урия Хеттеянин, а у того была жена Вирсавия, обладавшая неземной красотой. и жили они по соседству — двор Урии хорошо просматривался с крыши (по некоторым данным — с балкона) царского дворца. События, о которых пойдёт речь, произошли в то время, когда Урия был на войне с аммонитянами (между прочим, это потомки Аммона, родившегося в результате инцеста Лота и его младшей дочери).
Давид как-то вечерком прогуливался то ли по крыше, то ли по балкону своего царского дворца и вдруг, посмотрев вниз, увидел, что там девушка восхитительной красоты совершает омовение, само собой, в чём мать родила. Согласитесь, история эта напоминает случай, произошедший в Вавилоне пятьюстами годами позже, с Сусанной и старцами, но если тот инцидент имеет однозначное толкование с точки зрения морали и этики, да и завершилось там всё по справедливости — зло было наказано, а добро восторжествовало — то казус с Давидом и Вирсавией и по своей сути, и по своим последствиям представляется на порядок более сложным.

Ганс Мемлинг (Hans Memling, около 1433 –1494, Германия, Фландрия)

Видите, там, на балконе, в левом верхнем углу?

Давид был поражен красотой Вирсавии и, натурально, впал в прелесть. Конечно, он прекрасно понял, кто она такая и чья она жена, и тут бы ему вспомнить заповедь «не возжелай жену ближнего своего», да куда там! Дальше есть разные версии: то ли он написал Вирсавии письмо с приглашением и отправил его с нарочным, то ли просто приказал своим слугам доставить Вирсавию во дворец. О возражениях со стороны Вирсавии или о её сопротивлении ничего не известно, она пришла к Давиду, и всё сразу у них там срослось. А дальше, как говорится, они начали встречаться.

И вот, через какое-то время Вирсавия заявляет Давиду: мол всё, доигрались, две полоски, я беременна, и что будем делать? Давид реально перепугался, ситуация была аховая. Если Вирсавия родит, пока муж её льёт кровь на аммонитянских фронтах, то её признают блудницей и забьют камнями. Но ведь возникнет вопрос — а от кого? А что знают двое, как говорится, то знает и свинья, хоть это и не кошерно звучит. А про интрижку Давида с Вирсавией много кто знал… Скандал будет вселенский, а там и до импичмента недалеко! Дело, очевидно, принимало совсем гнилой оборот.
Но Давид придумал хитрый план. Он вызвал Урию с фронта, якобы для доклада о военных действиях, принял его, а вечером сказал, мол, давай, друг Урия, иди к своей молодой жене, она, верно, истосковалась по тебе, а завтра с утра — в путь. Но Урия ответил, что он не может предаваться развлечениям с женой, когда его братья по оружию сражаются на войне — и остался ночевать на ступеньках царского дворца. На следующий день Давид повторил попытку — с утра заманил Урию во дворец, закатил в честь него пир, напоил его, и к вечеру снова попытался было отправить его к молодой жене. А Урия опять за своё: мол, не могу, когда друзья гибнут — и снова улёгся на ступеньках.
План Давида — заставить Урию переспать с женой и «списать» младенца на него — не сработал. Давид запаниковал, вероятно, не спал всю ночь, и к утру родил новую идею. Он написал письмо командарму Иоаву, где предписывал отправить Урию на самый тяжёлый участок фронта, и при этом не давать ему подкрепления. Зная безупречную честность и надёжность Урии, Давид с ним и передал письмо для командарма, будучи уверен, что Урия его не вскроет и не прочитает. Так и случилось. Через некоторое время пришла весть о гибели Урии. Вирсавия семь дней носила траур, а на восьмой вступила в брак с царём Давидом. В положенное время она родила сына.
А потом к Давиду пришёл старец Нафан, имевший репутацию пророка, напрямую контактировавшего с Богом. И говорит ему примерно следующее. Мол, рассуди одну коллизию — жили по соседству богач и бедняк, у богача было большое стадо, а у бедняка — одна овечка, которую он не резал, потому что любил как домашнего питомца, и даже больше — ну прямо как родную дочь! А тут к богачу гости приехали — ну, там, коньячок-шашлычок, сам понимаешь, а ему жалко стало свою скотину на мясо резать, вот он и взял у бедного соседа овечку, зарезал её и пустил на барбекю для ублажения гостей. Что скажешь?
Давид страшно возмутился, просто вскипел — подлец, мол, и негодяй! Убить его надо, он смерти достоин! По крайней мере, пусть заплатит вчетверо за эту овечку! Пророк Нафан усмехнулся — остынь, мол, неужто ты не понял — это же я про тебя рассказал! Тут до царя дошло, и сделался он удрученным и сокрушенным. Да я и сам, говорит, раскаиваюсь в том, что совершил. «Знаю», — ответил старец, потому, мол, Господь и оставил тебя в живых, хотя ты сам сказал, что укравший овечку — смерти достоин! Но заплатишь ты вчетверо…
Четыре несчастья случились после этого в роду Давида: умер его с Вирсавией первенец; старший сын Амнон изнасиловал свою сестру Фамарь; другой сын Давида — Авессалом, узнав об этом, убил Амнона; вскорости и сам Авессалом стал жертвой предательства и пал от руки командарма Иоава, пославшего по приказу Давида на смерть Урию Хеттеянина — круг замкнулся.

Давид, похоже, на самом деле искренне раскаялся в том, что совершил. Он написал свой знаменитый 50-й псалом, ставший символом покаяния. А Вирсавия родила еще одного сына, которого назвали Соломоном. Ему суждено было стать иудейским царём, преемником Давида. Соломон прославился тем, что построил Иерусалимский храм. Он написал несколько книг, вошедших в Ветхий Завет: книгу Екклесиаста, книгу Притчей Соломоновых, а также знаменитую Песню Песней… Но это, как говорится, совсем уже другая история.
Омовение Вирсавии стало одной из популярнейших тем в живописи, начиная с Раннего Возрождения. Часто, как на представленной выше картине Ганса Мемлинга, изображался наблюдавший за ней Давид. Нередко Вирсавия была в окружении служанок, иногда также обнаженных. На некоторых картинах мы можем увидеть Вирсавию с письмом от Давида. Есть и иные варианты художественного представления этой библейской легенды… Ещё надо заметить, что Вирсавия, как и Сусанна, попавшая в переделку со старцами, была декларирована как женщина неземной, невиданной красоты! Стало быть, её живописный образ являет собой отражение идеалов женской красоты той или иной страны в определенное время, с поправкой, конечно, на личные вкусы художника. Впрочем, что тут рассуждать, давайте лучше смотреть. Художники, как и всегда, будут представлены в порядке дат их рождения.


Жан Бурдишон (Jean Bourdichon, 1457-59 — 1521, Франция)

Франчабиджо, он же Франческо ди Кристофано Биджи (Franciabigio, 1482 — 1525, Флоренция). Письмо Урии

Картина требует отдельного пояснения. Здесь воедино соединены три эпизода, происходившие в разное время. В левой части — сцена купания Вирсавии и Давидова балконного вуайеризма. В центре изображено застолье, в процессе которого Давид пытался напоить Урию, чтобы отправить-таки его к молодой жене для утех. А справа — момент отъезда Урии, прощания его с Давидом и передачи ему письма для полководца Иоава, где содержится приказ избавиться от Урии. То есть, название «Письмо Урии» не означает, что это письмо от Урии или для Урии, а говорит о том, что письмо было всего лишь вручено Урии для передачи «по инстанции».

Рафаэль (Raphael, Raffaello Sanzio da Urbino, 1483 — 1520)

Здесь тоже сплошные символы. Создается впечатление, что Вирсавия с Давидом жили совсем рядом, через улочку, и она специально вышла на свой балкончик, чтоб помыться, да и подразнить соседа. А воины, заполнившие пространство между домами Вирсавии и Давида, видимо, призваны символизировать её героического мужа, сражавшегося в битвах с врагами.

Ян ван Скорел (Jan van Scorel, 1495 – 1562, Нидерланды)

Парис Бордоне (Paris Bordone, 1500 – 1570, Италия)


На картинах Бордоне какая-то странная дислокация купален.
На второй — такое впечатление, что прямо посреди улицы…
Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509 — 1575, Фландрия – Нидерланды)

Давид и Вирсавия
В этой версии Массейса Давид сам заявился в купальню, чтоб пригласить девушку к себе — пошли, мол, кофейку попьём, туда-суда…
Доменико Брузасорци (Domenico Brusasorci, aka Domenico Riccio, 1516 – 1567, Италия)
Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 – 1588, Италия)
Здесь тоже Давид лично приглашает Вирсавию. Выглядит он явно постарше, чем у Массейса.
Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini, 1535 — 1591, Италия)
Лукас ван Фалькенборх (Lucas van Valckenborch, 1535 — 1597, Фландрия)
А тут Давид мог её только разве что в подзорную трубу рассмотреть
Якопо Дзуккки (Jacopo Zucchi, 1540 – 1596, Италия)
Тут купается почему-то целая компания. Сама Вирсавия — очевидно, она справа от центра картины — мягко говоря, не алё…
Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 – 1615, Нидерланды)
По-моему, у неё чего-то не то с задницей…
Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 – 1638, Нидерланды)
Про политкорректность знали ещё тогда…
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок.1575 — 1632, Фландрия — Нидерланды)
Вирсавия получает письмо
Видите, а в этой версии, пока она мылась, Давид успел написать ей письмо с приглашением и передать с курьершей.
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640, Фландрия – Нидерланды)
Тот же вариант, только здесь курьер-негритёнок… ой, афроизраильтянин…
Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 – 1633, Нидерланды)
Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)
Йоханн Кёниг (Johann König, 1586 – 1642, Германия)
Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)

На Артемизии остановимся поподробнее. Она была дочерью художника Орацио Джентилески, и вместе с братьями буквально выросла в его студии, с детства проявляя незаурядные способности. В 17 лет она написала первое крупное полотно, посвященное Сусанне и старцам (к этой теме она возвращалась не раз). Когда девушке было 19, отец нанял для ее обучения своего друга и коллегу Агостино Тацци, которому было уже 35 лет. Тот быстренько соблазнил (по некоторым данным — изнасиловал) ученицу и стал с ней сожительствовать, пообещав жениться. Когда отец, узнав об этом, потребовал выполнить обещание, Тацци отмахнулся, мол, она сожительствует со всей художественной богемой. Разъярённый папаша подал в суд на Тацци, тем более, что тот еще и утащил картину из его мастерской. Следствие шло почти год, Тацци был признан виновным в изнасиловании и хищении картины, и в результате по совокупности получил год тюрьмы. А чтобы прикрыть позор дочери, Орацио спешно выдал её замуж за еще одного своего друга и коллегу, Пьерантонио Стиаттеси, который, кроме брака с Артемизией, ничем особым не прославился, и отправил их из Рима во Флоренцию. Как ни странно, семейная жизнь Артемизии с Пьерантонио сложилась счастливо — они прожили вместе до старости, родив четверых детей. Но тема соблазнения девушки старшими по возрасту так и осталась главной в творчестве Артемизии. Она написала несколько вариантов «Сусанны», а что касается Вирсавии — тут она безусловная рекордистка. В течение жизни ею написано около десятка картин на эту тему, правда, некоторые из них почти повторяют друг друга. И это не считая рисунков и эскизов. Сегодня мы познакомимся с шестью вариантами истории Вирсавии в версии Артемизии Джентилески. Смотрим.


Питер де Греббер (Pieter de Grebber, 1600 – 1653, Нидерланды)
Феличе Фичерелли (Felice Ficherelli, 1605 – 1660, Италия — Флоренция)
Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi; 1605 — 1687, Италия)
Под кайфом она тут, что ли?
Да и здесь… какая-то странноватая…
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 – 1669, Нидерланды) — у него три варианта
Бернардино Мей (Bernardino Mei, 1612 – 1676, Италия)
Здесь, получается, она сверкала прелестями прямо под Давидовым балконом.
А нарочный — непонятно, то ли с письмом, то ли с пачкой купюр от Давида.
Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Неизвестный художник, XVII век, последователь Якоба ван Лоо
Говерт Флинк (Govert Teuniszoon Flinck, 1615 — 1660, Нидерланды) Вирсавия с письмом царя
Франсуа Вервиль (Francois Verwilt, 1620 — 1691, Нидерланды)
Питер Тийс (Pieter Thijs, 1624 – 1677, Фландрия)
Ян Стен (Jan Steen, 1625-26 – 1679, Нидерланды)
Уже не первый раз видим в качестве порученца Давида некую старушку
Ян де Брай (Jan de Bray, ок.1627 — 1688, Нидерланды)
Корнелис Бисшоп (Cornelis Bisschop, 1630 – 1674, Нидерланды)
Виллем Дрост (Willem Drost, 1633 – 1659, Нидерланды) Вирсавия читает письмо Давида
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 — 1705, Италия)
Вирсавии голландского извода в сравнении с итальянскими как-то в целом смотрелись несколько поприличнее, что ли…
Неизвестный художник, XVII век, флорентийская школа
… хотя здесь как раз и вполне себе приятного вида дамочка …
Неизвестный художник, XVII век. Давид и Вирсавия
А вот и картина непосредственно соблазнения. Возражений со стороны Вирсавии не наблюдается.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (Giuseppe Bartolomeo Chiari, 1654 – 1727, Италия)
Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)
Николас Верколье (Nikolaas Verkolje, 1673 – 1746, Нидерланды)
Джованни Антонио Пеллегрини (Giovanni Antonio Pellegrini, 1675 – 1741, Италия)
Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1675 — 1752, Италия)
Тут, можно сказать, Вирсавия почти субтильная, в сравнении с тем, что было…
Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)
Франс Бартоломеус Дувен (Frans Bartholomeus Douven, 1688 – 1726, Германия)
Опять бабка с письмом!
Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 — 1805, Франция)
В XVIII веке бодипозитивность Вирсавии стала постепенно уменьшаться
Генрих Фридрих Фюгер (Heinrich Friedrich Fuger, 1751 — 1818, Германия)
Сэр Дейвид Уилки (David Wilkie, 1785 — 1841, Великобритания)
Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 — 1882, Италия)
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 – 1872, Германия)
Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852, Россия)
Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858, Россия)
Гуго Мерле (Hugues Merle, 1823 — 1881, Франция)
Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome, 1824 — 1904, Франция)
Вполне современная девушка, с отличной фигурой и модной стрижкой…
Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826 — 1898, Франция)
Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 — 1904, Франция)
Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)
Ну вот, стоило из-за этакой «красоты» на такие дела идти, а потом за них так расплачиваться! Впрочем, что это я…
Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 – 1928, Германия)
Эмиль Бернар (Emile Bernard, 1868 — 1941, Франция) Вирсавия, выходящая из купальни
Морис Дени (Maurice Denis, 1870 — 1943, Франция)
Кеннет Хэйес Миллер (Kenneth Hayes Miller, 1876 – 1952, США)
Энтони Крисчен (Anthony Christian, 1945, Великобритания)
Странная версия: даже если она из хеттов, но ведь они были индоевропейцами, отнюдь не монголоидами.
Ховард Дэвид Джонсон (Howard David Johnson, 1954, США)
Кристофер Карс (Christopher Carss, 1966, Великобритания)
Рита Матис (Rita Matis, 1967, Венгрия)
Ну, здесь уже совсем осовремененная Вирсавия…
Вирсавия, отдыхающая после купания
Мэттью Олми (Matthew Almy, 1974, США)
Патриша Уотвуд (Patricia Watwood, 1971, США) Дань уважения Рембрандту
Так уж повелось, что в конце своих обзоров я всегда старалась представить картину, поднимающую настроение, внушающую
оптимизм, жизнеутверждающую. Сегодняшняя завершающая картина всем этим критериям, на мой взгляд, вполне соответствует!
Ричард Скотт (Richard T Scott, 1980, США)

К оглавлению Tags: Вирсавия, живопись, ню, обнаженная натура, ретроспектива (10 comments | Leave a comment)

LiveInternetLiveInternet

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК, ЗАМЕШАННЫЙ НА БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМЕ
Интерес к этой теме возник из-за обилия полотен, на которых изображена купающаяся Вирсавия. Библия просветила меня о грехе знаменитого царя иудейского Давида, и я решил собрать всех Вирсавий, которых нашел в сети (но скорее всего это лишь часть!) от средневековья до наших дней.
Этана в своем Дневнике уже поднимала тему: «Не возжелай жены ближнего своего..»
http://www.liveinternet.ru/users/2188252/post63622879/
Этот пост, своего рода продолжение, дополнение к ее трем историям.
Педро Берругете Царь Давид 15 век
В.Дрост Вирсавия 1654 г.
Давид — второй царь Израиля, младший сын землевладельца Ессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (по-видимому, в 1010–970 гг. до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно преданию, выйдет Мессия.
Вирсавия (Бат Шева) — жена царя Давида и мать царя Соломона, дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина.


Hans Memling (Flemish, 1433-1435-1494) Bathsheba. 1482 г

Рекуненко Александр Иванович (род. 1955) Сыне умаляющий. Царь Давид. 1999 г
А теперь сама история:
Как-то раз, прогуливаясь вечером по крыше дворца, Давид увидел красивую женщину, принимавшую ванну на крыше соседнего дома. Давид захотел иметь ее своею женою. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия (Бат-Шева) и она жена Урии Хеттеянина. Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Он был командиром наемников, сражавшихся в это время против аммонитян. Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела.

Lucas Cranach the Elder (ок.1472-1553) David and Bathsheba. 1526 г.

Cecchino del Salviati (Italian, 1510-1563) Bathsheba Goes to King David. 1552-1554 uu. Fresco Palazzo Sacchetti, Rome
Virgil Solis (German, 1514-1562) David and Bathsheba 1540-1550 гг.
Guercino (Giovanni Francesco Barbieri) (1591-1666) Betsabea al bagno con due fanciulle. 1640 г.
Domenico Brusasorzi (Domenico Riccio) (Italian, 1516–1567) Betsabé en el baño. 1552 г. Galería de los Uffizi
Paolo Veronese (Italian, 1528–1588) Davide e Betsabea. 1550-1588 гг. Musée des Beaux Arts de Lyon
Jan van Scorel (Dutch, 1495-1562) Landscape with Bathsheba. 1525 г.
Когда Вирсавия забеременела, царь отозвал Урию из армии, надеясь, что тот встретится с женой и «покроет грех». Однако воин, получивший неожиданный отпуск, не позволил себе ночевать дома, пока его товарищи остаются на поле боя. Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер. Тогда Давид прибег к несвойственной ему хитрости, чтобы избавиться от Урии и сохранить Вирсавию за собой. Он приказал Иоаву послать Урию на самый опасный участок фронта и бросить его там на произвол судьбы. Желание Давида было выполнено. Урия должным образом принял смерть, а Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.
Jan Havickszoon Steen (Dutch, 1626-1679) Bathsheba receiving David’s Letter. 1659 г.
Govert Flinck (Dutch, 1615-1660) Bathsheba with David’s Letter. 1659 г.
James Tissot (French, 1836-1902) Bathsheba Mourns her Husband (Вирсавия оплакивает своего мужа).
Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женою. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех. Конечно, в этом случае Давид поступил как все деспоты того времени. В сущности, другой царь, вероятно, взял бы любую понравившуюся ему женщину и убил бы ее мужа, не прибегая ни к каким уловкам, но Давид не был обычным царем.
Пророк Нафан (Натан), явившись перед царем, рассказал ему притчу о богаче и бедняке. Богатый обладал большими стадами, у бедного же была только одна овечка, которую тот лелеял и холил. Тем не менее, когда к богачу пришел гость, тот отобрал у бедного ягненка и зарезал его вместо собственного барана. Ни минуты не колеблясь, Давид воскликнул, что богач должен быть приговорен к смерти. Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что он не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Нафан бестрепетно высказал Давиду, что за этот грех ему не только суждено непрерывно вести войны, но беда коснется его собственной семьи. Кроме того, сын Вирсавии, зачатый в грехе, умрет.
Царь Давид и пророк Натан (иллюстрация к Библии).
Julius Schnorr von Carolsfeld (German, 1794-1872) Prophet Nathan rebukes David for adultery with Bathseba (Натан укоряет Давида за связь с Вирсавией).
Скоро у Вирсавии родился сын, но он прожил всего несколько дней. Давид понял, как зло поступил он и глубоко покаялся. Он со слезами молился Богу, постился, лежа на земле. Но на седьмой день ребенок умер. Давид раскаялся в содеянном и был прощен. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой потом родился преемник Давида — Соломон. Несмотря на то, что у Давида было много жен и наложниц, Вирсавия стала главной любовью его жизни.
Фреска Вирсавия, Натан и Соломон у постели умирающего Давида. 1435 г.
Материалы из ВИКИПЕДИИ и с сайтов:
http://www.jewish.ru/history/israel/2001/04/prn_news3802.php?pg=2
http://bibliaonline.narod.ru/d_bible/d_bible_73.html

Давид и Вирсавия

Множество врагов покорил Давид, и вскоре его государство уже простиралось от Красного моря до долины реки Евфрат. Однако и в пору своего величия оставался царь человеком скромным и милосердным, а все добро, добытое у неприятеля, делил он между государственной казной и будущим храмом Господа. Но как-то раз увидел Давид очень красивую женщину и полюбил ее. Женщину звали Вирсавия, она была женой одного из его военачальников по имени Урия, который в это время воевал с аммонитянами. Не смог царь Давид совладать со своим чувством — так сильно полюбил он Вирсавию, что невольно совершил преступление. Приказал Давид, чтобы во время сражения Урия был послан туда, где была самая жестокая битва. И когда пришла весть, что бедняга погиб, царь женился на его вдове.

Тогда Господь послал к нему пророка Нафана, и тот рассказал Давиду такую притчу. Жили в одном городе два человека — богач и бедняк. У богача был и крупный скот и мелкий, а у бедняка всего лишь маленькая овечка. Бедняк вырастил ее в своем доме вместе с детьми, и была она ему как родная дочь. Однажды пришел к богачу странник, но богатый человек пожалел свой скот и не взял ни овцы, ни вола, чтобы накормить странника. А взял он у бедняка овечку и приготовил из нее обед. Давид очень разгневался, услышав рассказ Нафана. «Человек, сделавший это, достоин смерти!» — воскликнул царь. «Ты и есть тот человек, — ответил Нафан. — Господь дал тебе все, ты же не удержался от зла, погубил Урию, а жену его взял себе». И тогда понял Давид, как он согрешил, и обратился к Богу с покаянными псалмами. Смягчился Господь и частично снял грех с Давида, но, как тот ни молился, не уйти ему было от суровой кары. Поэтому родившийся вскоре первенец Давида и Вирсавии умер. И все же год спустя у них снова родился сын. Это был Соломон, будущий царь Израиля. А еще родился у Давида Сын Авессалом.

Родившийся у Давида и Вирсавии первенец умер

Иоав взял три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


«Не возжелай жены ближнего твоего…»
История Давида и Вирсавии рассказывается в Библии ( Ветхий Завет, 2-я Kнига Царств 11)
Жан Жером Леон
Вирсавия. 1889
Однажды вечером, гуляя в саду, на крыше дворца, царь Давид увидел внизу купающуюся красивую женщину и влюбился в неё.
Это было Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который был тогда далеко, в армии Давида.
О Вирсавии автор библейской истории пишет, что Вирсавия была женщиной редкой красоты. Она происходила из рода умных людей: её дедушка был одним из наиболее мудрых советников Давида. Такими же искрами света и мудрости светился и её ум. Волей случая или по решению сверхъестественных сил она оказалась в поле зрения царя Давида и привлекла к себе внимание.
Имя Вирсавия означает «дочь клятвы». Трудно сказать, почему внучка Ахитофела Гилонянина была названа Вирсавией, какая клятва подтверждалась её рождением. Но факт , что эта «дочь клятвы», эта женщина, по имени Вирсавия, сыграла важную роль в жизни царя Давида.
Вирсавия не была соблазнительницей. Она не принадлежала к категории легкомысленных и коварных женщин. Не вина была Вирсавии и в том, что она была очень красива и что её привлекательность разбудила страсть царя Давида, вызвала лавину его чувств, и он послал слуг взять её. Правда, она могла решительно воспротивиться ему, указать ему на свое замужество , но из-за притягательной личности самого Давида не в силах была отказать ему. Какая из женщин не хотела бы быть рядом с тем, о котором все израильтянки пели: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч?» Он ведь был легендарным героем Израиля, к тому же и царь этого народа.
По возвращении Урии царь Давид отправил его вновь в сраженье, написав армейскому командиру Урии:
» поставьте Урию там, где самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.. «.
Это, действительно, произошло, и Давид, впоследствии, женился на Вирсавии.
Их первый ребёнок прожил только несколько дней. Давид раскаивался и молил о прощения у Бога. Бог достаточно наказал, а затем и простил их.
При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя самым достойным образом. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям(Соломону и Нафану). Во всех книгах Царств мы нигде не видим её в неприглядной ситуации. Став женой Давида, Вирсавия, как видно, старалась вести себя благоразумно и с должным достоинством, оказывая на него положительное влияние.
Вирсавия, умная и смиренная, родила славного наследника престола Давидова(Соломона), равного которому по мудрости на земле больше не было. Сын её, Соломон (что переводится-«царь мира»), почитал свою мать высоко. Когда она входила к нему и он сидел на царском престоле, он почтительно вставал перед нею, кланялся ей и распоряжался, чтобы и ей ставили престол рядом с ним по правую руку от него (3Цар. 2:19-20). Такие почести могли оказывать только достойной матери.
Рубенс Петер Пауль
(1577-1640)
Вирсавия
1635г, дерево, масло, 175 x 126см
Картинная галерея, Дрезден, Германия
К. Брюллов(1794-1881)
Вирсавия
1832г, холст, масло, 173 х 125,5см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Легенда о купающейся молодой Вирсавии, которую увидел прогуливающийся под вечер на кровле своего дворца царь Давид, послужила мотивом для изображения обнаженного тела, освещенного в густой зелени косыми лучами заходящего солнца.
Живая осязаемость сверкающего белизной тела Вирсавии, тончайшая игра светотени, окутывающей ее фигуру, пластическая выразительность форм, при четкой определенности контура — все это было результатом живого наблюдения натуры.
В «Вирсавии» Брюллов воспевал красоту, пропорциии и совершенство человеческого тела, использовав при этом эффектный контраст между светлой кожей Вирсавии и чернотой ее служанки — эфиопки, а также повышенную звонкость цвета брошенных на перила бассейна сандалий и одежд молодой женщины. Около четырех лет работал над своей картиной художник.
Найденное решение не удовлетворило взыскательного мастера. Картина «Вирсавия» осталась неоконченной.
Франческо Хайес
Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.
Гверчино Купающаяся Вирсавия с двумя служанками 1640 г.
Джованни Батиста Нальдини Вирсавия 1570е г.
Себастьяно Риччи Вирсавия 1725 г.
Франческо Солимена Купание Вирсавии
Вирсавия, художник не определен
Giuseppe Bartolomeo Chiari, «Bathsheba at her Bath», near 1700
Якопо Зуччи Туалет Вирсавии 1573 г.
Лукас Кранах Старший, «Вирсавия и Давид», 1525 г.
Иветта Позникова Вирсавия 2007 г.
Вирсавия обычно изображается нагой. Более ранние художники Ренессанса показывают её одетой и просто моющей руки или ноги. Иногда её изображают с письмом, хотя Библия не указывает на эту деталь.
50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.
источник
http://www.foma.ru/articles/201/
http://dnevnik.bigmir.net/groups/article/46951/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *