Византийцы, это кто?

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией

Византия – государство ромеев

Ядро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император Константин Великий в IV веке заложил свою новую столицу – Константинополь. Империя была расположена в восточной части Средиземноморья и в период наивысшего расцвета в VI веке владела землями, раскинувшимися в Европе, Азии и Африке. Это были Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, Месопотамия и Армения, а также средиземноморские острова.

Византийские монеты

Большинство населения империи говорило на греческом языке, но сами себя византийцы именовали ромеями, то есть римлянами. Действительно, Византия была прямой наследницей Рима. Традиции античной культуры сохранялись здесь значительно дольше, чем в Западной Европе. Константинополь гордо именовался Вторым Римом. Восточная Римская (Византийская) империя просуществовала почти на 1000 лет дольше Западной.

Вспомните, какова была судьба Западной Римской империи.

Мягкий средиземноморский климат благоприятствовал занятию земледелием. Византийцы выращивали пшеницу, ячмень, садово-огородные культуры, виноград, оливки. Разводили скот – коз, овец, лошадей. Богатыми были и недра Византийской империи. Здесь добывали строительный камень, мрамор, глину, железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Богатства Византии были известны далеко за пределами страны благодаря оживлённой торговле. Империя была расположена на важнейших торговых путях. Самым знаменитым из них являлся Великий шёлковый путь, протянувшийся на 11 тысяч километров из Византии до загадочного Китая. Ещё один путь, «путь благовоний», вёл через Аравию, порты Красного моря и Персидского залива к сказочно богатым странам Азии.

Византия оставалась «страной городов». Их населяли искусные ремесленники, изделия которых ценились повсюду. Настоящим чудом была столица империи – Константинополь. Современники именовали его «оком и центром Земли», «царственным градом» и «мастерской Вселенной». Огромный город, насчитывавший сотни тысяч жителей, бесперебойно снабжался всеми необходимыми товарами. В гавань Золотого Рога заходили тысячи кораблей. По сухопутным путям к городу шли сотни караванов, нагруженных разнообразными товарами. Ещё с античных времён город украшали великолепные храмы и дворцы. На площадях стояли статуи богов и героев. Жители Константинополя любили посещать парки, харчевни и ипподром, на котором устраивались состязания колесниц.

Состязание колесниц на ипподроме. Византийский рельеф

Государство и церковь в Византии

Важной особенностью Византии была сильная императорская власть, которую ромеи считали священной, исходящей от Бога. Император назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, осуществлял суд. Он распоряжался всей землёй, казной страны, мог возвысить или наказать любого своего подданного. От благоволения властителя зависела карьера вельмож. Для продвижения по службе в Византии знатность рода не имела такого значения, как в странах Западной Европы. Императорский престол часто захватывался удачливым военачальником или вельможей. Только треть императоров получили его по наследству. Высшая власть в Византии нередко оказывалась в руках людей незнатных, но удачливых и талантливых.

Корона императора Константина IX

Огромным авторитетом в Византии пользовалась христианская церковь. Её главой был константинопольский патриарх (от греческого слова «отец»). Если римский папа претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над королями, герцогами, князьями, то в Византии патриархом мог быть избран только тот, кто был угоден императору. Патриарх и император делили власть над подданными – один был духовным наставником, другой господствовал в мирских делах.

Каким образом строились отношения между византийским императором и патриархом?

Византия при императоре Юстиниане I

Вершины своей славы и могущества Византия достигла в правление императора Юстиниана I (527–565). В начале его правления, в 532 году, рост налогов, произвол императорских чиновников вызвали мощное народное восстание, получившее название «Ника» (от греческого слова «побеждай» – таков был лозунг восставших). Мятежники быстро захватили почти всю столицу. Но император при помощи верных войск подавил восстание народа.

Император Юстиниан I. Мозаика из Равенны

Проведя реформы, Юстиниан I укрепил внутреннее положение государства. Он ограничил произвол вельмож и крупных землевладельцев, которые захватывали земли свободных крестьян, принуждая их переходить под своё покровительство и становиться зависимыми людьми. Юстиниан I запретил знати захватывать крестьянские земли. По его приказу лучшие византийские юристы собрали и переработали многие римские законы. Вместе сражения. Юстиниану I удалось присоединить к владениям империи Италию, Северную Африку, часть Пиренейского полуострова. Для укрепления границ империи была построена непрерывная линия крепостей. Казалось, что возродилась прежняя Римская империя, контролирующая почти всё Средиземноморье. Однако огромная держава, созданная силой оружия, была непрочной.

Императрица Феодора. Мозаика из Равенны

Византия в VII–XI веках

После смерти императора Юстиниана I Византия потеряла многие свои владения, ей приходилось сдерживать атаки всё новых и новых врагов.

Морское сражение. Византийская миниатюра

Грозным противником империи на востоке был Иран. Длительные кровопролитные войны двух держав истощали обе стороны, не давая решающего перевеса ни одной из них. Всё же в VII веке византийцам удалось восстановить свои рубежи на востоке. Они отвоевали Сирию и Палестину, а похищенный иранцами Святой Крест, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, вновь водрузили в священном для всех христиан Иерусалиме.

Византийская империя при Юстиниане I

Назовите государства, с которыми граничила Византия. Назовите народы, вторгавшиеся в пределы империи.

В VII веке у империи появился новый, ещё более опасный враг – арабы. Под их ударами пал Иран, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских провинций (кроме Малой Азии).

К XI веку Византия возродила своё могущество. Хотя её территория несколько сократилась по сравнению с VI веком (империя владела Малой Азией, Балканами и югом Италии), это было самое крупное и мощное из христианских государств того времени. В более чем 400 городах империи жило около 1,5 миллионов человек.

Культура Византии

Культура Византии возникла из слияния двух традиций – античной и христианской. Большое влияние на византийцев оказала также культура стран Востока. Разговорным языком и языком культуры Византийской империи был греческий. Культура Византии, так же как и на западе Европы, формировалась под сильным влиянием христианской религии. Но империя ромеев была и наследницей античной культуры Древней Греции и Рима.

Апостол Павел. Эмаль. Византия

Набожные христиане-византийцы прониклись уважением к духовному подвигу отшельников и монахов, сочинениям богословов и их проповедям. В Константинополе строились великолепные христианские храмы, создавались произведения христианских авторов. Живопись, архитектура, литература и музыка византийцев прославляли деяния Господа и святых подвижников христианской веры.

Грамотных и образованных людей в Византии уважали. Не только знать, но и простые горожане стремились дать своим детям образование.

Главным источником знаний были рукописные книги, стоившие очень дорого. Только богатые люди могли себе позволить иметь дома библиотеку. Переписка книг была трудным и кропотливым делом. Им занимались в основном монахи.

Четыре евангелиста. Византийская миниатюра

Книги играли важную роль в распространении и утверждении христианства. Без богослужебных книг нельзя представить себе ни одну христианскую церковь. Евангелие – главная книга христиан – всегда лежало на алтаре, символизируя присутствие Иисуса Христа в храме. Ромеи любили читать жития святых и сочинения Отцов Церкви, которые в своих работах разъясняли сложные богословские вопросы.

Церковь Святого Луки в Греции

Византийская архитектура и живопись

Столица Византийской империи поражала своими великолепными дворцами и храмами. Особенно много построек было возведено при императоре Юстиниане I, не жалевшем средств для украшения Константинополя. Желая прославить деяния Бога и остаться в веках великим правителем, Юстиниан приказал возвести самый большой в то время храм христианского мира. Это был собор Святой Софии – Премудрости Божией, построенный под руководством архитекторов Анфимия и Исидора всего за пять лет. Внутреннее пространство величественного храма венчает огромный купол, диаметр которого превышает 30 метров. В основании купола находятся 40 оконных проёмов. Свет, льющийся из них, создаёт впечатление невесомости купола, как бы парящего над собором подобно небесному своду. Стены и даже пол храма были выложены мрамором, украшены золотом и серебром.

Внутреннее убранство собора Святой Софии. Современный вид

Византийцы были непревзойдёнными мастерами мозаик, создававшихся на стенах и сводах храмов из небольших кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

Другим видом живописи были фрески – картины, выполненные по сырой штукатурке. Чаще всего фресками расписывали стены церквей. На них изображали эпизоды из Священного Писания, рассказывали о жизни и мучениях Иисуса Христа, подвигах святых, прославляли деяния императоров. В храме помещались иконы.

Капитель колонны собора Святой Софии

В византийской живописи существовал канон. Иконы, например, считались не просто изображениями Бога или святых, а окном в небесный мир, где всё иначе, чем на земле. Именно поэтому фигуру Христа рисовали в несколько раз крупнее изображений, его окружавших. Каждое живописное произведение внутри храма имело строго определённое место. В куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судьи, ниже были изображены ученики Христа – апостолы, на стенах и столбах – святые и пророки, на западной стене храма – сцена Страшного суда.

Византийцы были лучшими строителями и художниками своего времени, поэтому их часто приглашали для сооружения и украшения церквей правители других стран – Болгарии, Сербии, Руси и Италии.

Славянский просветитель Иоанн Рильский. Фреска XIX века

Подведём итоги

Многие века Византия оставалась могущественным христианским государством, находившимся на границе Европы и Азии. Для Византии была характерна сильная государственная власть и подчинение церкви императору. Культура Византии вобрала в себя богатое наследие Античности, христианскую мудрость и достижения Древнего Востока.

Юрист – знаток законов.

Кодекс – сборник законов.

Икона – изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске.

Канон – строгие правила изображения и размещения живописных произведений в церкви.

532 год. Восстание «Ника» в Константинополе. «История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее, не позволяя ему погрузиться и исчезнуть в пучине забвения, и признана важнейшей среди всех полезных людям вещей».

Византийский историк Лев Диакон

Вопросы

1. Чем занимались жители Византии?

2. Какова была власть императора в Византии?

3. Какую роль играла в жизни византийцев церковь?

4. Когда и почему произошло восстание «Ника»? Каков был его результат?

5. С какими народами и государствами вела войны Византия? Каковы были результаты этих войн?

6. В чём заключались особенности византийской культуры?

7. Как повлияла христианская религия на византийскую архитектуру и живопись?

Задания

1. Используя материал параграфа и иллюстрации, составьте рассказ на тему «Константинополь глазами западноевропейского купца».

2. Используя иллюстрации и текст параграфа, охарактеризуйте императора Юстиниана (план характеристики см.: задание к § 3).

3*. Современник императора Юстиниана I, византийский историк Прокопий Кесарийский, так описывал собор Святой Софии в Константинополе: «Этот храм представлял чудесное зрелище. Для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах, он виделся среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».

Используя это описание, текст параграфа и иллюстрации (1, 2), составьте рассказ о соборе Святой Софии в Константинополе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

В 395 году произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. Западная пала под натиском варваров, восточной же суждено было просуществовать еще более 1000 лет.

Расцвет империи

С возникновением варварских королевств в Восточной Римской империи зародилась мысль возродить былое величие Рима и вновь объединить все бывшие в подчинении Рима земли.

Восточную Римскую империю принято называть Византией, в то время как сами жители империи не именовали так своего государства. Себя они называли не римлянами, а ромеями.

Через 150 лет после возникновения Восточной Римской империи к власти в Константинополе пришел Юстиниан I. Это был мудрый правитель. Вместе с его лучшим полководцем Велизарием он смог завоевать и вернуть в границы империи государство вандалов в Северной Африке и отбить Карфаген, закрепиться на несколько десятков лет в Южной Испании, сдерживать напор азиатских народов на восточных границах, а самое главное – завоевать Италию и захватить Рим. При Юстиниане Византия достигла наивысшего военно-политического расцвета. В то же время в свет вышел знаменитый «Кодекс Юстиниана», который намного обогнал время.

Рис. 1. Завоевания Византии при Юстиниане.

При Юстиниане в столице был построен знаменитый Софийский собор в 532-537 годах. Он и сейчас существует, правда, был переделан в мусульманскую мечеть.

Рис. 2. Софийский собор в Константинополе.

Крушение империи

К 9-10 веку на аравийском полуострове мусульмане смогли объединиться, после чего их наступление на Африку и Ближний Восток уже было не сдержать. Византия потеряла Египет и все свои восточные земли вплоть до полуострова Малая Азия. Базилевс (так называли императоров Византии) Алексей I попросил помощи у Папы Римского Урбана I в помощи против сельджуков, что послужило поводом для Первого Крестового похода в 1096 году. Сельджуков удалось отбросить, после чего было основано еще 3 похода.

Во время Четвертого Крестового похода, который был в 1204 году, крестоносцы, находясь в Константинополе на отдыхе, захватили город, зная о накопленных в нем богатствах. В итоге власть Византии была захвачена воинством Христа, а империя уничтожена. На территории бывшей Византии возникло около 10 различных государств. Лидерами среди них были Латинская империя со столицей в Константинополе и Никейская империя, ставившая цель восстановить империю.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Падение Византийской империи
  • 2. Восстание Спартака
  • 3. Византийская империя
  • 4. Падение Римской империи

Восстановление Византии и полное уничтожение

В 1261 году войска Алексея Стратигопула смогли штурмом взять Константинополь и уничтожить защитников Латинской империи. Византия была восстановлена, правда, потеряла в своих границах и в своем могуществе.

За последующие сто лет базилевсы Византии занимались подавлением национальных мятежей, завоеванием мелких царств и борьбой с наступающими турками. В это время Византия переживала свой культурный подъем. Развернулось массовое строительство, усилились контакты с Русью. Последний значительный император Византии – Михаил VIII Палеолог был ближе всех к восстановлению величия Византии, но ресурсов уже не хватало.

В течении 14-15 веков она потеряла все свои азиатские владения, а когда турки-османы смогли переплыть Мраморное море, то Константинополю подчинялась узкая полоска земли вокруг города и формальной власть базилевса была на Пелопоннесе в Греции. Проведенные после 1204 года еще три Крестовых похода не дали результата и в 1453 году османские войска, используя артиллерию, штурмом взяли Константинополь, который практически некому было защищать.

Рис. 3. Падение Константинополя.

Последним императором Византии был Константин XI Палеолог.

Византия просуществовала еще тысячу лет после падения Западной Римской империи. Она была оплотом христианства и наследницей античного мира, культурным лидером в Европе практически все свое время.

Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями» (‘Ρωματοι), а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев» (ο αυτοχρατωρ των ‘Ρωμαιων), и столица империи долгое время называлась «Новым Римом» (Νεα ‘Ρωμη). Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло зависимое и свободное население — общинное крестьянство; в городах сохранилась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабом и свободным, как в западной половине Римской державы, — преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики рабовладельческой Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.

Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые и в меньшей степени затронутые кризисом рабовладельческого общества восточные провинции.

Различия в социально-экономической жизни восточных и западных провинций империи вели к постепенному обособлению обеих половин империи, подготовившему в конечном итоге и их политическое разделение. Уже в период кризиса III в. восточные и западные провинции длительное время находились под властью различных императоров. В это время на Востоке вновь ожили и укрепились подавленные римским господством местные, эллинистические традиции. Временный выход империи из кризиса в конце III — начале IV в. и укрепление центральной власти не привели к восстановлению государственного единства. При Диоклетиане власть была поделена между двумя августами и двумя цезарями (тетрархия — четверовластие). С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый политический и культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки — сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни — «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось и размежевание восточной и западной церквей. К концу IV в. все эти процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия — Гонорием, получившим власть над Западом, и Аркадием, ставшим первым императором Востока, было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем1.

Разделение империи позволило в полной мере раскрыться специфике социально-экономического, политического и культурного развития Византии. Константинополь строился как новая, «христианская», столица, свободная от груза старого, отживающего, как центр государства с более сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Здесь сложился сравнительно тесный союз императорской власти и церкви. Константинополь возник на грани двух эпох, — уходившей в прошлое античности и зарождавшегося средневековья. Энгельс писал, что «с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность»2. И если Рим был символом умиравшей античности, то Константинополь, хотя и воспринявший многие ее традиции, становился символом нарождавшейся средневековой империи.

Золотая монета императора Константина I (306-337 гг.). Майнц. Римско-германский центральный музей

В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, о-ва Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, о-ва Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные владения на южном побережье Крыма (Херсон) и на Кавказе. Не сразу определилась граница Византии лишь в северо-западной части Балкан, где в течение еще некоторого времени после раздела продолжалась борьба между Византией и Западной Римской империей за Иллирик и Далмацию, отошедшие в первой половине V в. к Византии3.

Территория империи превышала 750 000 кв. км. На севере ее граница проходила по Дунаю до его впадения в Черное море4, затем — по побережью Крыма и Кавказа. На востоке она тянулась от гор Иберии и Армении, примыкала к рубежам восточного соседа Византии — Ирана, вела через степи Месопотамии, пересекая Тигр и Евфрат, и далее вдоль пустынных степей, населенных североарабскими племенами, на юг — к развалинам древней Пальмиры. Отсюда через пустыни Аравии граница выходила к Айле (Акабе) — на побережье Красного моря. Здесь, на юго-востоке, соседями Византии были образовавшиеся в конце III — начале IV в. арабские государства, южноарабские племена, Химьяритское царство — «Счастливая Аравия»5. Южная граница Византии шла от африканского побережья Красного моря, вдоль пределов Аксумского царства (Эфиопия), пограничных с Египтом областей, населенных полукочевыми племенами влеммиев (они жили по верхнему течению Нила, между Египтом и Нубией), и далее — на запад, по окраинам Ливийской пустыни в Киренаике, где с Византией граничили воинственные мавретанские племена авсуриан и макетов.

Империя охватывала области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий средиземноморский, местами субтропический, климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних районов с присущими ему резкими колебаниями температур, жарким и засушливым (особенно на юге и востоке страны) летом и холодной, снежной (Балканы, отчасти Малая Азия) или теплой, дождливой (Сирия, Палестина, Египет) зимой.

Большую часть территории Византии занимали горные или гористые области (Греция, включая Пелопоннес, Малая Азия, Сирия, Палестина). Сравнительно обширные равнинные пространства представляли собой некоторые придунайские районы: дельта Дуная, плодородная южнофракийская равнина, покрытое редким кустарником холмистое плоскогорье внутренней Малой Азии, полустепи-полупустыни востока империи. Равнинный рельеф местности преобладал на юге — в Египте и Киренаике.

Территория империи состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по 2—3 урожая в год. Однако земледелие почти всюду было возможно лишь при условии дополнительного полива или орошения. Везде, где допускали условия, выращивались зерновые культуры — пшеница и ячмень. Остальные поливные или орошаемые земли были заняты под садово-огородные культуры, более засушливые — под виноградники и оливковые плантации. На юге была распространена культура финиковой пальмы. На пойменных лугах, а главным образом на покрытых кустарниками и лесами горных склонах, на альпийских высокогорных лугах и в полустепях-полупустынях востока было развито скотоводство.

Природно-климатические и водные условия определяли известные отличия в хозяйственном облике разных областей империи. Основным районом производства зерна был Египет. С IV в. второй житницей империи стала Фракия. Значительное количество зерна давали и плодородные речные долины Македонии и Фессалии, холмистой Вифинии, области Причерноморья, орошаемые Оронтом и Иорданом земли Северной Сирии и Палестины, а также Месопотамия.

Греция, острова Эгеиды, побережья Малой Азии, Сирии, Палестины — это были районы садово-огородных культур и винограда. Роскошными виноградниками и полями, засевавшимися хлебом, была богата даже горная Исаврия. Одним из крупнейших центров виноградарства являлась Киликия. Значительных размеров достигло виноградарство и во Фракии. Греция, Западная Малая Азия, внутренние районы Сирии и Палестины служили основными центрами оливководства. В Киликии и особенно Египте в большом количестве выращивался лен, а также стручковые (бобы), составлявшие пищу простого народа, Греция, Фессалия, Македония и Эпир славились своим медом, Палестина — финиковыми пальмами и фисташковыми деревьями.

В западных областях Балкан, во Фракии, внутренних районах Малой Азии, на степных пространствах Месопотамии, Сирии, Палестины, Киренаики было широко развито скотоводство. На невысоких, покрытых кустарниками склонах гор Греции и побережье Малой Азии разводили тонкошерстных коз. Внутренние районы Малой Азии (Каппадокия, степи Халкидики, Македония) были овцеводческими; Эпир, Фессалия, Фракия, Каппадокия — коневодческими; холмистые области Западной Малой Азии и Вифиния с их дубовыми лесами были главными районами свиноводства. В Каппадокии, в степях Месопотамии, Сирии и Киренаики разводились лучшие породы лошадей и вьючного скота — верблюдов, мулов. У восточных границ империи были распространены различные формы полукочевого и кочевого скотоводства. Славу Фессалии, Македонии и Эпира составлял изготовлявшийся здесь сыр — он назывался «дарданским». Малая Азия была одним из основных районов производства кож и кожаных изделий; Сирия, Палестина, Египет — льняных и шерстяных тканей.

Богата была Византия и природными ресурсами. Воды Адриатики, Эгейского моря, Черноморского побережья Малой Азии, особенно Понта, Финикии, Египта изобиловали рыбой. Значительны были и лесные массивы; в Далмации имелся превосходный строевой и корабельный лес6. Во многих областях империи были огромные залежи глины, применявшейся для производства керамических изделий; песка, пригодного для изготовления стекла (прежде всего Египет и Финикия); строительного камня, мрамора (особенно Греция, острова, Малая Азия), поделочных камней (Малая Азия). Империя располагала и значительными залежами полезных ископаемых. Железо добывалось на Балканах, в Понте, Малой Азии, в горах Тавра, в Греции, на Кипре, медь — в знаменитых Феннских рудниках Аравии; свинец — в Пергаме и на Халкидике; цинк — в Троаде; натр и квасцы — в Египте. Настоящей кладовой полезных ископаемых являлись балканские провинции, где добывалась основная масса потреблявшихся в империи золота, серебра, железа и меди. Немало полезных ископаемых было в области Понта, в византийской Армении (железо, серебро, золото)7. Железом и золотом империя была значительно богаче всех соседних стран. Однако олова и отчасти серебра ей не хватало: их приходилось ввозить из Британии и Испании.

На побережье Адриатики, из соленых озер Малой Азии и Египта получали соль. В достаточном количестве имелись в Византии и разные виды минерального и растительного сырья, из которого изготовлялись красители, гнались ароматические смолы; здесь были и ныне исчезнувшее растение сильфий, и шафран, и лакричный корень, и различные лекарственные растения. У побережья Малой Азии и Финикии добывалась раковина murex, служившая для приготовления знаменитой пурпурной краски.

Египет — дельта и берега Нила — был основным районом Средиземноморья, где произрастал особый тростник (ныне уже редко встречающийся в верховьях реки), из которого выделывался важнейший писчий материал того времени — папирус (он изготовлялся также в Сицилии).

Византия могла обеспечивать свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл и металлические изделия). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю как продуктами сельского хозяйства, так и ремесленными изделиями, ввозя преимущественно предметы роскоши и драгоценное восточное сырье, восточные пряности, ароматы, шелк. Территориальное же положение империи делало ее в IV—VI вв. монопольным посредником в торговле между Западом и Востоком.

Население огромной Византийской империи в IV—VI вв., по подсчетам некоторых исследователей, достигало 50—65 млн.8 В этническом отношении Византия была пестрым объединением десятков племен и народностей, находившихся на разных стадиях развития.

Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллинизированные местные жители негреческих областей. Греческий язык стал самым распространенным, а греки фактически — господствующей народностью. Кроме юга Балканского полуострова, чисто греческими по населению были острова, большая часть побережья византийской Африки и Западной Малой Азии. Очень значительным был греческий элемент в Македонии и Эпире.

Довольно много греков жило в восточной половине Балкан, на побережье Черного моря в Малой Азии, в Сирии, Палестине, Египте, где они составляли преобладающий процент городского населения.

Латинское население в восточной половине бывшей Римской империи отличалось сравнительной немногочисленностью. Значительным оно являлось лишь в северо-западных районах Балканского полуострова, на Адриатическом побережье Балкан и вдоль дунайской границы — до Дакии включительно. Довольно много римлян жило и в городах Западной Малой Азии. В остальных областях восточной половины империи романизация была весьма слабой, и даже представители наиболее образованной части местной знати обычно не знали латинского языка. Небольшие группы римлян — в несколько десятков, редко — сотен семей — сосредоточивались в наиболее крупных административных и торгово-ремесленных центрах. Несколько больше их было в Палестине.

Значительным и широко рассеянным по важнейшим областям империи являлось иудейское население. Жившие большой компактной массой на территории Палестины евреи и самаритяне, близкие по быту и вере к евреям, были многочисленны и в соседних провинциях — Сирии и Месопотамии. Крупные еврейские общины имелись в Константинополе, Александрии, Антиохии и других городах. Евреи сохраняли свою этническую самобытность, религию, язык. В период Римской империи сложилась огромная талмудическая литература на еврейском языке.

Большую группу населения Византии составляли жившие на северо-западе Балкан иллирийцы. Они в большей мере подверглись романизации, приведшей к распространению и установлению господства латинского языка и письменности. Однако и в IV в. у иллирийцев уцелели известные черты этнического своеобразия, особенно в сельских, горных районах. Они сохранили в основной своей массе свободу, сильную общинную организацию, дух независимости. Воинственное племя иллирийцев давало лучшие контингенты позднеримской и ранневизантийской армии. Иллирийский язык, употреблявшийся в разговорной речи, сыграл впоследствии немалую роль в формировании албанского языка.

На территории Македонии жили македоняне — довольно многочисленная народность, давно уже подвергшаяся интенсивной эллинизации и романизации.

Восточную половину Балканского полуострова населяли фракийцы — одна из наиболее крупных по численности народностей Балканского полуострова. Многочисленное свободное крестьянство Фракии жило общинами, в которых еще нередко удерживались остатки родовых отношений. Несмотря на сильную эллинизацию и романизацию Фракии, ее население и в IV в. настолько отличалось от населения эллинизированных областей Востока, что восточноримские писатели нередко называли Фракию «варварской страной». Свободные фракийские земледельцы и скотоводы, рослые, крепкие и выносливые, пользовались заслуженной славой едва ли не лучших воинов империи.

После утраты империей всей задунайской Дакии, на территории Византии осталось весьма немного дакийцев: они были переселены в пограничные области Мизии.

Начиная с середины III в. в этническом составе дунайских провинций произошли значительные изменения. С этого времени здесь стали селиться соседние с империей варварские племена: готы, карпы, сарматы, тайфалы, вандалы, аланы, певки, бораны, бургунды, тервинги, гревтунги, герулы, гепиды, бастарны9. Каждое из этих племен насчитывало десятки тысяч человек. В IV—V вв. приток варваров заметно усилился. Уже до этого, в III—IV вв., у окружавших империю племен германцев и сарматов, находившихся на разных стадиях разложения первобытнообщинных отношений, заметно развились производительные силы, стали складываться мощные союзы племен, что позволило варварам захватывать пограничные области слабевшей Римской империи.

Одним из наиболее крупных стал готский союз, объединивший в конце III — начале IV в. многие наиболее развитые, земледельческие, оседлые и полуоседлые племена Причерноморья, переходившие от первобытнообщинного строя к классовому. У готов были свои короли, многочисленная знать, существовало рабство. Восточноримские писатели считали их самыми развитыми и культурными из северных варваров. С конца III — начала IV в. среди готов начинает распространяться христианство.

К середине IV в. союзы племен вандалов, готов, сарматов окрепли и усилились. По мере развития земледелия и ремесла их походы на империю предпринимались уже не столько ради добычи и пленных, сколько для захвата плодородных, пригодных для обработки земель. Правительство, будучи не в силах сдержать напор варваров, вынуждено было предоставлять им опустошенные пограничные территории, возлагая затем на этих поселенцев оборону государственных рубежей. Особенно усилился натиск готов на дунайские границы империи во второй половине IV в., преимущественно с 70-х годов, когда их стали теснить продвигавшиеся из Азии полудикие кочевники — гунны. Разгромленные готы, сарматы, кочевники-аланы придвинулись к Дунаю. Правительство разрешило им перейти границу и занять пустующие пограничные области. Десятки тысяч варваров были расселены в Мизии, Фракии, Дакии. Несколько позже они проникли в Македонию и Грецию, частично осели в малоазийских областях — во Фригии и Лидии. Остготы поселились в западных придунайских районах (Паннония), вестготы — в восточных (Северная Фракия).

В V в. гунны достигли пределов империи. Они подчинили себе многие варварские народы и создали мощный союз племен. В течение нескольких десятилетий гунны нападали на балканские провинции империи, доходя до Фермопил. Фракия, Македония и Иллирик были опустошены их набегами.

Массовые вторжения и заселение варварами балканских земель привели к значительному сокращению греческого, эллинизированного и романизированного населения этих провинций Византии, к постепенному исчезновению македонской и фракийской народностей.

Раздираемый внутренними противоречиями гуннский союз племен распался в 50-х годах V в. (после смерти Аттилы). Остатки гуннов и подвластных им племен удержались на территории империи. Гепиды населяли Дакию, готы — Паннонию. Они заняли ряд городов, из которых ближайшим к империи был Сирмий, а отдаленнейшим — Виндомина, или Виндобона (Вена). Много гуннов, сарматов, скиров, готов было поселено в Иллирике и Фракии.

С конца V в. в византийские владения начали проникать другие племена, подступившие к границам империи, — протоболгары-тюрки — кочевники, переживавшие процесс разложения первобытнообщинных отношений, и земледельческие племена славян, поселения которых в конце V в. появляются у дунайских границ империи.

К моменту образования Византии процесс эллинизации коренного населения во внутренних восточных областях Малой Азии был еще далеко не завершен. Авторы IV—V вв. с пренебрежением описывают примитивный деревенский быт жителей этих областей. Известное значение сохраняли многие местные языки. Лидийцы, имевшие в прошлом развитую цивилизацию и государственность, обладали своей письменностью. Местные языки были распространены в Карий и Фригии. Фригийский язык еще в V—VI вв. существовал как разговорный. Этническую самобытность сохраняли и жители Галатии и Исаврии, население которой только в IV—V вв. было подчинено власти византийского правительства. В Каппадокии эллинизация серьезно затронула лишь высшие слои местного населения. Основная масса сельских жителей в IV в. продолжала говорить на местном, арамейском, языке, хотя официальным языком служил греческий.

В восточной части Понта, в Малой Армении и Колхиде обитали различные местные племена: цаны (лазы), албаны, абазги. У многих племен, населявших пограничные балканские районы и области Малой Азии, удерживались пережитки родовых отношений.

Еще в IV—V вв. воинственное племя исавров жило кланами, подчиняясь своим родовым и племенным вождям и мало считаясь с властью правительства.

После раздела в 387 г. Армянского государства Аршакидов в состав Византии вошла приблизительно четвертая его часть: Западная (Малая) Армения, Внутренняя Армения и автономные княжества. Армяне, прошедшие к этому времени многовековой путь исторического развития, переживали в IV—V вв. период разложения рабовладельческих и зарождения феодальных отношений. В конце IV в. Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит, и в V в. происходило активное развитие армянской литературы, искусства, театра. Пользуясь распространением христианства в Армении, Византия стремилась овладеть всеми армянскими землями, за которые вела борьбу с Ираном. В IV—V вв. армянское население появилось и в других областях и городах империи. В то же время Византия, опираясь на некоторые пункты кавказского побережья, добивалась укрепления своего влияния в Грузии, где с IV в. также распространялось христианство. Грузия разделялась Лихским хребтом на два царства: Лазику (древняя Колхида) — на западе и Картли (древняя Иберия) — на востоке. Хотя Иран в IV—V вв. упрочил свою власть в Иберии, в Западной Грузии укрепилось государство лазов, связанное с Византией. В Предкавказье, на побережье Черного и Азовского морей, Византия имела влияние среди адыго-черкесских племен.

Прилегающие к Каппадокии и Армении районы Месопотамии были населены арамеями, а области Осроены — арамейско-сирийскими и отчасти арабскими кочевниками. Смешанным — сирийско-греческим — было и население Киликии. На границах Малой Азии и Сирии, в горах Ливана, жило многочисленное племя мардаитов.

Подавляющее большинство жителей византийской Сирии составляли семиты-сирийцы, имевшие свой язык и сложившиеся культурно-исторические традиции. Лишь очень небольшая часть сирийцев подверглась более или менее глубокой эллинизации. Греки здесь жили только в крупных городах. Деревня и более мелкие торгово-ремесленные центры были почти целиком населены сирийцами; из них состояла также и значительная прослойка населения больших городов. В IV в. продолжался процесс формирования сирийской народности, оформлялся сирийский литературный язык, появилась яркая и самобытная литература. Главным культурным и религиозным центром сирийского населения империи стала Эдесса.

В юго-восточных пограничных областях Византии, на восток от Сирии, Палестины и Южной Месопотамии, начиная с Осроены и далее на юг обитали арабы, ведшие полукочевой и кочевой образ жизни. Часть их более или менее прочно обосновалась в пределах империи, подверглась влиянию христианства, другая — продолжала кочевать у ее границ, время от времени вторгаясь на византийскую территорию. В IV—V вв. происходил процесс консолидации арабских племен, складывалась арабская народность, шло развитие арабского языка и письменности. В это время сложились более или менее крупные объединения племен — государства Гассанидов и Лахмидов; за влияние на них боролись Иран и Византия.

В Киренаике господствующей прослойкой, концентрировавшейся в городах, являлись греки, эллинизированная местная верхушка и небольшое число римлян. Известную часть торговцев и ремесленников составляли иудеи. Абсолютное же большинство сельского населения принадлежало к коренным жителям страны.

Этнически чрезвычайно разнообразным было также население византийского Египта10. Здесь можно было встретить римлян, сирийцев, ливийцев, киликийцев, эфиопов, арабов, бактрийцев, скифов, германцев, индийцев, персов и т. д., но основную массу жителей составляли египтяне — их принято называть коптами — и очень уступавшие им по численности греки и иудеи. Коптский язык был главным средством общения коренного населения, многие египтяне не знали и не хотели знать греческого языка. С распространением христианства возникла религиозная по содержанию коптская литература, приспособленная к народным вкусам. Вместе с тем развилось самобытное коптское искусство, оказавшее большое влияние на формирование византийского искусства. Копты ненавидели эксплуататорское Византийское государство. В исторических условиях того времени этот антагонизм принимал религиозную форму: вначале копты-христиане противостояли эллинизированному населению — язычникам, затем копты-монофиситы — грекам-православным.

Разноплеменный состав населения Византии оказывал определенное влияние на характер складывавшихся здесь социально-политических отношений. Предпосылок для образования единой «византийской» народности не было. Напротив, большие компактные этнические группы, которые жили в империи, сами представляли собой народности (сирийцы, копты, арабы и т. д.), находившиеся в процессе своего становления и развития. Поэтому по мере углубления кризиса рабовладельческого способа производства наряду с социальными обострялись и этнические противоречия. Отношения между населявшими империю племенами и народностями являлись одной из важнейших внутренних проблем в Византии. Господствующая греко-римская знать опиралась на известные элементы политической и культурной общности, сложившиеся в период эллинизма и существования Римской империи. Оживление эллинистических традиций в социальной, политической и духовной жизни и постепенное ослабление влияния традиций римских были одним из проявлений консолидации Восточной Римской империи. Используя общность классовых интересов господствующих слоев разных племен и народностей, а также эллинистические традиции и христианство, греко-римская аристократия стремилась упрочить единство Византии. В то же время проводилась политика разжигания противоречий между различными народностями с тем, чтобы таким образом удерживать их в подчинении. На протяжении двух — двух с половиной столетий Византии удалось сохранить свое владычество над коптами, семитами-сирийцами, иудеями, арамеями. В то же время на греческих и эллинизированных территориях, постоянно входивших в состав Восточной Римской империи, постепенно складывалось основное этническое ядро Византии.

Датой рождения византийской цивилизации принято считать дату основания ее главного города, Константинополя, — 324 год. После падения Римской империи (476) Византия стала преемницей Рима.
Название «Византия» появилось лишь в эпоху Возрождения. Сами византийцы именовали свою империю «Ромейским (Римским) царством», Константинополь — «Новым Римом», а византийского императора считали прямым наследником римских цезарей. «Новый Рим» благодаря исключительно удачному расположению быстро превратился в крупнейший порт, место пересечения главных торговых путей между Востоком и Западом. Да и сама византийская цивилизация возникла как бы на перекрестке между этими двумя столь разными мирами. Константинополь стал не только торгово-ремесленным, но также культурным и религиозным центром. Для византийцев он был олицетворением мощи и красоты их империи. Именно падение Константинополя (1453) стало концом и всей византийской цивилизации.
Но пространство этой цивилизации не ограничивалось ее столицей, оно было огромным — до 750 млн кв. километров. Империя включала в себя Балканы, Малую Азию, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Восточного Средиземноморья (в том числе Кипр и Крит), территории в Аравии, Причерноморье и на Кавказе. Историки считают, что в Византии жило 30-35 млн человек. Среди них были сирийцы и евреи, армяне и грузины, греки и копты (они жили в Египте). До VII в. государственным языком был латинский (хотя римлян в Византии жило относительно немного), затем его сменил греческий.
Византия была достаточно обеспечена сельскохозяйственными и другими продуктами, сырьем, полезными ископаемыми, хотя уровень экономического развития многочисленных областей, входивших в ее состав, был неодинаков. В наследство от Рима ей досталось множество культурных центров: Александрия (в Египте), Антиохия (в Сирии), Бейрут и Тир (в Финикии), Эфес и Смирна (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф (в Греции) и др.
Своеобразная византийская цивилизация впитала в себя традиции не только античного мира, но и восточных цивилизаций, наступление которых Византии не раз приходилось сдерживать. В VI в. империя ромеев вела длительную кровопролитную войну с Персией (Ираном). Затем арабские племена, уже создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством, отторгли от Византии Сирию, Палестину, Северную Африку. Тогда же, в VII в., Византия испытывала и натиск славянских племен с севера, где образовалось Первое Болгарское царство, до начала XI в. являвшееся сильным врагом ромеев. Империя подвергалась и набегам варварских племен. Поначалу Византия несла не столь значительный урон, как Западная Европа, но затем, в результате ударов славян и арабов, ее территория сократилась втрое. Тем не менее к IX в. в империи установилась относительная стабильность.

Зарождение и расцвет государства

B 330 г. римский император Константин Великий объявил новой столицей империи город Византий (получивший впоследствии название Константинополь). В 395 г. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную часть. В 480 г. символы императорской власти были отосланы в Константинополь. Во время правления Юстиниана I (527—565) империя достигла своего расцвета и значительно расширила свои владения в результате успешных войн и дипломатических усилий. Проводилась реформа управления государством, кодификация законодательства («Свод гражданского права») и др. К концу VII в. территория Византии значительно сократилась. В VII в. проводились глубокие реформы, греческий язык фактически стал государственным, на нем говорило подавляющее большинство населения Византии. Несмотря на это, государство по-прежнему официально наименовалось Римской империей. В 800 г. Карл Великий провозгласил себя императором и объявил о восстановлении Западной Римской империи. В 1054 г. произошел Великий церковный раскол единой христианской церкви, что заметно осложнило положение Византии. Во время четвертого крестового похода (1202—1204) крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, в результате этого территория империи распалась на несколько государств, оказавшихся под контролем греков и западных рыцарей. В Константинополе располагалась столица Латинской империи. Одним из центров, противостоявших экспансии латинян, стала Никея, провозгласившая себя наследницей Византийской империей. В город стекалось греческое население, бежавшее от западных рыцарей. В 1259 г. никейские войска в битве при Пелагонии нанесли решительное поражение противникам империи. В 1261 г. военный отряд никейцев практически без боя заняли Константинополь, опираясь на благоприятное расположение к ним местного греческого населения. 15 августа 1261 г. Михаил Палеолог, император Никейской империи, окончательно разгромив Латинскую империю, торжественно вернулся в Константинополь, объявил о восстановлении Византийской империи и провел коронацию в храме Святой Софии. Михаил VIII Палеолог вел активную внешнюю политику, подписав особые соглашения с Генуей и Венецией, заключил несколько выгодных династических союзов. Император даже пошел на заключение Лионской унии, признав латинский символ веры и примат папы Римского, но после смерти его сын в 1282 г. расторг унию, поскольку подобный шаг вызвал острое недовольство среди византийцев, некоторые из которых даже покинули пределы империи.

Падение Византии

Вновь по пути Михаил VIII пошел император Иоанн VIII Палеолог, заключивший в 1439 г. Флорентийскую унию с папой Римским, что вновь вызвало недовольство среди византийцев. В 1443-44 г. был предпринят последний крупный крестовый поход, окончившийся разгромов крестоносцев в битве под Варной. Положение Константинополя значительно ухудшилось после строительства турками Румелийской крепости у пролива Босфор в 1452 г. Только Генуя и Венеция прислала несколько сот солдат и кораблей для обороны города. В 1453 г. после нескольких штурмов Константинополь окончательно пал, последний император Константин XI Палеолог погиб в бою. В 1460 г. турками был захвачен Морейский деспотат, являвшийся автономным государственным образованием в составе Византии. Деспот Мореи Фома Палеолог, являвшийся братом императора Константина XI Палеолог, бежал в Италию и считался на Западе законным наследником византийского престола. Через год в 1461 г. пал последний осколок Византии, Трапезундская империя, в которой правила династия Комнинов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *